В Хакасии есть каменное изваяние, которое исцеляет от различных болезней. По крайней мере, так гласит легенда. Однако некоторые говорят - камень может и беду принести.

Когда-то в центре живописной долины Кюг, на берегу реки Аскиз решило обосноваться родовое племя. Старейшин звали Иней и Апсах. Однако, муж и жена не сошлись во мнениях - где конкретно основать поселение и в результате ссоры Иней пнула своего мужа, да так сильно, что тот перелетел через реку Аскиз и окаменел. Иней тоже окаменела от горя и страданий, и на месте их ссоры установили белый камень - Ах-Тас. По легенде он обладает мощнейшей энергетикой и лечебным эффектом.

Менгир (от нижнебретонского men — камень и hir — длинный) — простейший мегалит в виде установленного человеком грубо обработанного дикого камня, у которого вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные. Менгиры устанавливались как одиночно, так и группами.

Изваяние Ах-Тас, или «Белый камень» появился в долине около четырех тысяч лет назад. Современные ученые предполагают, что двухметровый камень из белого гранита установлен точно в зоне геомагнитной аномалии.

По поверьям к камню нельзя подъезжать на любом транспорте. Сотрудники музея «Казановка» говорят - это то же самое, что, например, въехать на автомобиле в спальню родного дома. А именно здесь, по легенде дом духа, который помогает получить здоровье. У сотрудников музея есть факты.

«У нас была большая группа из Швейцарии, и в разгаре экскурсии одна из пожилых женщин потеряла сознание. Пришлось срочно прерывать экскурсию, мы срочно организовали медпомощь. Позже получили радостное письмо из Швейцарии, из Берна, о том, что она прошла после возвращения медицинское освидетельствование и, как выяснилось, вылечилась от нескольких хронических заболеваний», - рассказал научный сотрудник хакасского музея-заповедника «Казановка» Леонид Еремин.

Иностранцы и сегодня в долине - осматривают памятники археологии. Пару дней назад итальянцы были и на Ах-Тасе:

«Никакого ощущения не получила от контакта с камнем».
«Это интересно, но ничего большего».
«Я провела обряд с интересом, но ничего особого не почувствовала».

Итог подвел переводчик экскурсии, он же преподаватель истории России и Кавказа в университете Венеции.

«Это интересно с культурной точки зрения, но энергетики совсем нет, это общий наш ответ скажем так», - говорит переводчик Альдо Феррари.

С туристами Италии не согласился человек, который на Ах-Тас приехал искать бионергию и отклонения в электромагнитном поле.

«Тут что-то есть, понимаете, ясное дело что не совсем понятное для нашего обывателя что-то тут происходит. Обхожу камень, и я не могу определить где тут север, где юг. Стрелка на одном месте стоит. Все, вот ее хоть как крути, она на одном месте стоит. Я не знаю, компас-то у меня, в общем-то, рабочий, а тут он себя никак не хочет вести правильно», - говорит биоэнергет-любитель Александр Жаткин.

Радиус магнитной зоны, по его словам, 52 метра. Следующая на очереди биоэнергия. Александр Жаткин говорит, что находит ее следы специальной рамкой. Чтобы почувствовать, либо не почувствовать его энергию, нужно пройти специальный обряд. Так как в эксперименте будет участвовать вся съемочная группа - оператор Андрей Доржу и наш водитель Максим Першуков, мы вместе, все втроем пройдем этот обряд. Для начала пройдем вокруг камня по солнцу три круга.

Чтобы что-то получить, нужно что-то оставить. У нас есть монетки - преподнесем их Ах-Тасу. Говорят, для лечения достаточно провести у камня 15-20 секунд.

У водителя съемочной группы сердечное давление поднялось на 10 единиц. Следующий на очереди оператор - Андрей Доржу. Но его давление после посещения камня не изменилось. Корреспондент Руслан Романов простоял у камня дольше - 30-40 минут. Давление поднялось до 170.

Ученые не исключают, что изменение состояния человека объясняется сильной геомагнитной аномалией. И находиться в ее центре более 20 секунд крайне не желательно.

Изваяние Ах-Тас находится на территории музея-заповедника «Казановка», в Аскизском районе Хакасии. Остановиться и заказать экскурсию по долине можно в юрточном комплексе на территории музея.

Белая и черная магия «Казановки»


«Казановка» – место непростое. 12 лет назад по инициативе историка, археолога и просто неравнодушного, искренне любящего Хакасию человека Леонида Еремина здесь был создан музей-заповедник «Казановка», который за это время стал гордостью Аскизского района и Хакасии. «Казановка» - образец того, как нужно относиться к историческому и культурному наследию нашей республики, бренд, востребованный учеными и туристами со всего мира.

К сожалению, жители Хакасии, по словам Леонида Еремина, бывают в «Казановке» реже, чем туристы из других регионов России или из-за рубежа. И напрасно. Посещение «Казановки», экскурсии Леонида Еремина открывают перед людьми совсем другой мир нашей истории. Одновременно простой и очень гармоничный, объяснимый и полный загадок и тайн.

ГОРНЫЙ ДУХ
И ЕГО БРАТЬЯ

В «Казановке» известны четыре тропы духов, есть даже пользующееся дурной славой место, называемое Турачах (домик). По представлениям местных жителей, Турачах – жилище горных духов.

Скалы здесь, согласно легендам и сказаниям, раздвигаются, выпуская горных духов, и сдвигаются, когда духи возвращаются домой. Если в этот момент рядом с Турачах окажется обычный человек, его может затянуть вглубь скалы. Даже современный местный фольклор изобилует рассказами о пропадающих здесь время от времени людях. Находиться рядом с тропой горных духов довольно опасно, особенно после захода солнца. По поверьям, духи невидимы, а если и материализуются, то нечасто. Поэтому идущий по тропе человек может случайно коснуться одного из горных духов, что приведет к тяжелой болезни и даже смерти.

Изображения братьев горного духа хара кизилер (черных людей) можно увидеть в виде петроглифов на писанице Хазын Хыр. Высечены они в виде человеческих фигур с птичьими ногами. Ростом высоки (около трех метров) – «как человек, сидящий на коне». По преданиям, братья имеют довольно непредсказуемый характер. В зависимости от настроения, хара кизилер могут и навредить, и помочь. По поверьям, являются хара кизилер людям чаще всего на закате, с западной стороны. Столкнуться с ними можно на охоте в тайге. Если человек им понравится, то «черные люди» и зверя под выстрел выгонят, и тропу заблудившемуся подскажут. Если нет – погубят.

Говорят, что и в наше время есть немало людей, которые воочию наблюдали горных духов. Рассказывают, что, как правило, это мужчины и женщины очень высокого роста, восседающие на украшенных конных повозках. Показавшиеся людям горные духи обычно красивы и очень нарядны, однако встреча с ними предвещает либо будущее испытание, либо изменения в судьбе.

БОЛЬНИЦА, ХРАМ,
ЗАЩИТНИК ДЕТСТВА

Неподалеку от гостиничного юртового комплекса «Казановки», в окруженной горами живописнейшей долине Кюг (счастье), стоит одинокий гранитный памятник Ах тас (белый камень). Тысячелетиями Ах тас являлся местом поклонения, своеобразным культурным центром. С ним связано множество обрядов и легенд, и одно из главных назначений этого камня, установленного в долине около четырех тысяч лет назад, – помогать людям.

Ах тас называют целебным камнем. Археологические изыскания свидетельствуют - последние полторы тысячи лет этот камень использовался местным населением для лечения различных болезней. «Врачует» Ах тас от отеков, нарушений сердечной деятельности, болезней крови.

Исследования специалистов показали наличие на участке вокруг камня геопатогенной зоны радиусом 52 метра. Подобных этому участков с отклонениями магнитного и электрического фонов на территории музея-заповедника выявлено еще восемь. Ученые не исключают, что целебная сила камня объясняется именно геомагнитной аномалией.

Леонид Еремин рассказывает, как проходил обряд лечения, который остается неизменным вот уже полторы тысячи лет. К камню нельзя подъезжать на автомобиле, коне, телеге – транспорт оставляют за сто метров от Ах таса. К нему идут пешком – в самом деле, не въезжаем же мы на машине в дом. А здесь, по древним поверьям, дом духа, помогающего получить здоровье.

Приблизившись к камню, нужно обойти его три раза по солнцу (по ходу часовой стрелки), символично спускаясь в тот мир, где живет дух. После этого камень «кормят», оставляя у его подножия подношения – конфеты, печенье, пуговицы, мелкие монеты. Ни в коем случае нельзя мазать камень сметаной, маслом, жиром: это нововведение было придумано в 70-е годы прошлого века и не имеет под собой никаких оснований.

После того, как хозяин камня принял подношение, можно подойти полечиться – на 15-20 секунд прижаться к камню, обняв его руками. Шершавый гранит кому-то кажется прохладным, кому-то – согревающе теплым. Больше 20 секунд задерживаться возле Ах таса запрещено. Камень находится на тропе горных духов. А встречи с горными духами не всегда полезны. По крайней мере, в народных былинах существует много рассказов о людях, по недоразумению переночевавших рядом с Ах тасом и после этого безвременно погибших.

НЕ МЫШОНОК,
НЕ ЛЯГУШКА...

Еще одно назначение этой стелы – служить защитником детства. Прежде, если ребенок рождался болезненным и долго не выздоравливал, считалось, что его преследуют злые духи. Одним из лучших способов защитить от них малыша была перемена имени.

Языческое крещение происходило возле Ах таса. На нем присутствовали только шаман и ребенок. На восходе солнца шаман ставил больного спиной к стеле, лицом - на восток, к первым, как считалось, самым живительным лучам солнца, и окуривал его ароматным дымом чабреца. Пожертвованием духу служила прядь волос – шаман срезал их у ребенка и, совершая обряд, трижды обходил вокруг камня, посыпая волосы. Камень в это время обеспечивал защиту, не подпуская к малышу злых духов, преследующих его, поэтому они и не могли услышать новое имя, данное ему в обряде. Впрочем, второе имя, как правило, было ругательным: Дурак, Щенок, Лягушка и даже Задница. Такое имя, по представлениям хакасов, не могло заинтересовать злых духов, и они оставляли ребенка в покое. После выздоровления детям возвращали их первоначальные имена.

ЖИЛИ-БЫЛИ СТАРИК
СО СТАРУХОЙ

Легенду о появлении в долине Кюг Белого камня можно начать строкой из известной пушкинской сказки.

Только здесь старуха (Иней) и старик (Апсах) поссорились по другому поводу. В свое время привели они в счастливую долину свой народ – остановились, огляделись: место им понравилось. Решили жить здесь, но Иней сказала, что аал нужно ставить направо от горы Аар таг, а Апсаху больше приглянулась левая сторона. Долго они спорили – подрались. Иней победила. В гневе она так толкнула старика, что тот перелетел через реку и упал на вершину горы Аар таг. От обиды обернулся старик в камень. Его и сейчас можно увидеть – на вершине горы возвышается каменная скала (она так и называется Апсах тас, Каменный старик), силуэт которой удивительно напоминает обиженного старика.

Иней очень переживала обиду мужа – отошла чуть в сторонку, присела... и тоже обратилась в камень.

Народ Иней и Апсаха, уважая волю старших, расселился по всей местности, а в память о трагическом событии установил на месте раздора белый камень. Удивительного в этой истории много, но самое интересное, пожалуй, то, что три памятника Апсах тас, Ах тас и Иней тас являются, с небольшой долей погрешности, вершинами равностороннего треугольника.

Каменная старуха – Иней тас – покровительствовала скотоводству. Вплоть до 50-х годов прошлого века «помогала» людям – здесь совершались таг таиг – обряды жертвоприношений горному духу, покровителю рода. У Иней тас просили помощи в разных делах. По форме скала на самом деле напоминала женщину, одетую в хакасскую шубу-тон.

По словам Леонида Еремина, коренные народы Сибири не считали себя хозяевами на этой земле, они были всего лишь гостями. И ежегодные обряды жертвоприношений можно воспринимать как элементы гостевого этикета людей по отношению к истинным хозяевам земли.

У самого подножья Иней тас была расчищена и посыпана речным песком площадка, на которой установлены 14 скульптур домашних животных. Быки, лошади, овцы были изготовлены из речной гальки и красного песчаника. Из этой коллекции сохранилось всего три фигурки. А сама Иней тас в самом начале 60-х годов прошлого века была взорвана. Во время войны и в послевоенные годы к Иней тас вновь стали приходить люди и проводить здесь обряды. Тогдашние идеологи не придумали ничего лучше, кроме как уничтожить культовый памятник. Удивительный храм под открытым небом был разрушен. Говорят, после этого скот в Хакасии стал хуже плодиться. Еще говорят, что никто из участников этого святотатства не закончил свою жизнь благополучно.

А Иней тас и после «смерти» пользуется особым почитанием. Теперь гора, где стоял камень, называется Иней-паары (подножие Иней). Здесь вновь проводятся обряды, проезжающие непременно делают «сек-сек», на ветви берез, роща которых ожерельем обступила место, где прежде стояла Каменная старуха, повязываются чалама.

Побывавшие здесь в полной мере могут ощутить красоту и силу этого необычного места, где бабушка Иней, даже потеряв прежний облик, вновь помогает своему народу.

Абакан - Аскизский район, Казановка - Абакан

Источник материала:

Казановка. Об этой хакасской деревушке ещё в начале 90-х ничего не было известно. Она не привлекала свого внимания ни традиционной культурой, ни естественной в этих краях верой в вездесущих духов тэгэзи. Но всё изменилось после приезда в эти края молодого археолога, выпускника Санкт-Петербургской Академии культуры Леонида Ерёмина. В 1994 году вместе со своим питерским преподавателем, он оказался в Казановке, где учительница местной школы Вика Кулимеева показала гостям многие древние памятники, петроглифы, разрушенные и действующие хакасские святилища, повела гостей к священному камню Ах-Тас.
Что произошло там, можно только догадываться. Как белый монолит смог вложить в человека столько силы, чтобы поднять хакасское захолустье из небытия? После встречи с местными святилищами гость понял, что ему важно и нужно стать здешним, ему хорошо среди этих соразмерных человеку гор, где "комфортно жить и не страшно умирать".
Уже в 1995 году Ерёмин перебрался из Питера в хакасскую провинцию, женился на той самой учительнице, открывшей ему казановские древности и задумал масштабный проект, по культурному и научному позиционированию Казановки во всём цивилизованном сообществе. Культурная столица научила Ерёмина собирать, проектировать и создавать культурные же пространства разных масштабов. Он умел строить музеи, и теперь пришло время воплощать. Музей в Казановке был открыт в 1996 году. Под такие эфемерные проекты во времена передела России никто не выделял денег, да и понимания того, зачем питерский археолог занялся этим делом у чиновников не было. Данное предприятие в ближайшей перспективе не сулило никакой финансовой отдачи. Но Ерёмин не хотел уступать системе. После многих лет административных согласований, идеи музейного проектирования получили признание на республиканском уровне. Под музей-заповедник были выделены более восемнадцати гектаров, где по мнению учёных располагается две с лишним тысячи разведанных памятников, в том числе и тот самый широко известный менгир Ах-Тас. Музей-заповедник компактно уложился между шестью населёнными пунктами: Верхний Аскиз, Казановка, Югачи, Бейка, Верхняя и Нижняя База. Культурное пространство ограничили реки Аскиз и Бейка, а на севере Абаканские хребты. Со временем недалеко от деревни в долине ручья Кюг (счастье) вырос юрточный комплекс, где немногочисленные работники и принимают гостей. В качестве основных экскурсионных достопримечательностей им предлагают две святыни: Иней-Тас и Ах-Тас. И вот о них мы сейчас и поговорим. Иней-Тас. Скалы, носившей это название уже нет, но память о ней навсегда запечатлелась в хакасской памяти. Иней-Тас являлась родовой святыней известной хакасской фамилии Майнагашевых. Единственная фотография, сделанная в 1914 году С.Д. Майнагашевым, являет нам этот высокий каменный останец, стоящий прямо на возвышении у дороги. Скала была высотой около 8 метров и по контурам напоминала сидящую старуху. В южной части основания скалы находился небольшой пещерный проём. С юго-западной стороны на площадке располагались каменные скульптурки домашних животных: коней, овец и коров. Это изваяние пользовалось большим почтением у местных жителей, поэтому власти в начале 60-х взорвали скалу, так сказать в целях борьбы в век научного атеизма против чужеродных духовных культов. Но от этого, святилище не перестали посещать местные жители. В 2011 году у подножия горы, рядом с местом где стояла Иней-Тас состоялся шаманский обряд с участием большого количества местных жителей. Обряд был направлен на возвращение Духа бабушки, который покинул место после разрушения своего обиталища. Сейчас там стоит памятная табличка и жертвенный камень, где все желающие могут почтить память некогда утраченного святилища. Ах-Тас - Белый камень. Этот двухметровый менгир, стоящий посреди долины, является основным объектом для всех приезжающих в музей "Казановка". Это н азвание кстати переводится как "котел энергий". И действительно человек, обладающий повышенной сенсорной чувствительностью, способен ощущать в этом месте всевозможные энергопотоки. Считается, что все они пересекаются в месте, где стоит древнее изваяние Ах-тас. При контакте с духом камня существуют определённые правила, которым необходимо следовать. Леонид Ерёмин методично рассказывает о них каждому посетившему его музей под открытым небом: как подходить, где стоять, как взаимодействовать... И скорее всего сюда едут ради того, чтобы получить излечение от своих болезней, коль самим работать не хочется. Попросил у камня - и здоров! Врачует Ах-Тас от болезней сердца, крови, беспокойств, повышает давление. Ввиду его высокой мощности приезжать часто к камню не рекомендуется, особенно спать возле него. Ах-Тас чисто мужской камень поэтому при переизбытке энергии может подскочить давление и случиться инсульт или инфаркт. Возможно рассказываемые местными жителями легенды о смерти богатырей, рискнувших провести ночь возле Белого камня, связаны не с местью духов, а элементарным энергетическим перегрузом с остановкой сердца или кровоизлиянием в мозг. Вообще подъезжать к любому одухотворённому камню - нарушение этикета. И Ах-Тас здесь не исключение. Часть дороги нужно пройти пешком - это проявление уважения. К тому же техногенные устройства духами плохо воспринимаются, так как относятся они к деструктивной экосистеме цивилизации. Ритуал заключается в троекратном обходе камня по часовой стрелке. В этот момент желательно настроить себя на контакт с Духом-хранителем камня. С восточной стороны делается подношение и уже после этого можно прикасаться к камню ладонями и лбом или элементарно обнимать его, прижимаясь всем телом и высказывать мысленно свою просьбу. Леонид Ерёмин по опыту работы рекомендует взаимодействовать с менгиром не больше полу минуты. Ах-Тас как и многие другие культовые камни Хакасии, к которым ходят лечиться и загадывать желания местные жители, в 80-90 хх. был подробно исследован известным в Хакасиигеофизиком, специалистом по биолокации Николаем Кузнецовым . Об этом человеке я коротко писал в теме по Кашкулакской пещере , но в последствии планирую написать подробнее о результатах его геофизических изысканий по хакасским менгирам. Самодельная "лоза" из старого электрода показала высокий уровень геомагнитного излучения на месте, где стоит Ах-Тас. Но в отличие от Леонида Ерёмина, Кузнецов считает эту зону опасной для человека: - Это высокочастотная геопатогенная зона. Она отрицательно действует на людей и находится там не желательно. Этот камень называют Ах-Тас, но это не Ах-Тас. Настоящий Ах-Тас лежит на берегу Аскиза недалеко от Казановки. Тот камень целящий. К таким выводам Николая Кузнецова и профессора Якова Сунчугашева, исследовавших хакасские менгиры, привела легенда "Хан Кичигей" о белом камне Ах-Тас. В ней говорится о том что этот камень стоит у истока светлокаменной речки, а проезжающие мимо богатыри должны были поднять его, но многие погибали так и не сумев этого сделать. По мнению этих исследователей, камень стоял на приличном расстоянии от Аскиза, да и эта часть реки истоком точно не является. По легенде богатыри должны были поднимать его, а как его поднять, если он вкопан глубоко в землю? Ерёмин же считает, что никакой ошибки в этом нет и не доверять многовековой народной традиции особых оснований нет. Да и что иное можно сказать, если на авторитете этого менгира держится вся репутация музея-заповедника? В любом случае, Ах-Тас тот камень, или не Ах-Тас, а силу имеет! Священный грот и скала Дед. Помимо затмевающего своим величием главного менгира Казановки в долине ручья Кюг есть ещё несколько ключевых объектов, известных лишь немногим людям. В верховьях этого ручья, из под которой он и берёт своё начало есть правильной формы грот. Судя по остаткам подношений, этот каменный г-рот является священным у местных жителей. Осенью 2012 года, один из исследователей сакрального наследия Сибири Владимир Носов с небольшой группой, вышли к этому гроту: - Обследуя территорию долины, мы почувствовали, как неведомая сила тянет нас в определенную точку, и вот мы оказались в этом гроте. В считанные секунды наши тонкие тела оказались в иной реальности, а именно на берегу подземного озера. Состоялся контакт с представителями иной реальности. По полученной от них информации необходимо было запустить некий механизм, который поднимет из глубин кристаллы и активировать их. Наших сил для выполнения данной работы было недостаточно. Через неделю группа в количестве 14 человек прибыла на это место. После выполнения необходимых действий, участники группы по очереди под руководством хранителей и наставников, прошли некую инициацию, через омовение в подземном источнике. На вопрос, зачем это нужно, был получен ответ, что это будет способствовать трансформации организма. И действительно по прошествии небольшого времени у многих стали заметны на физическом плане изменения в лучшую сторону… Ещё одна достопримечательность Казановки, обладающая необычной энергетикой - скала Дед. По своему виду она напоминает ольхонский Хобой с таким же большим каменным зеркалом - прямоугольным сквозным проёмом. По мнению некоторых шаманов, в Казановке был храм солнца, который находился на месте све, в пяти километрах на северо-восток от деревни. Там же у основания горы имеются наскальные рисунки и раскопанный археологами могильник. На све периодически приезжают группы занимающиеся духовными практиками. В районе Казановки люди обладающие духовным зрением способны почувствовать и увидеть порталы, ведущие в другие измерения. Так подойдя к определенному месту можно оказаться в древнейшем храме связанным с культом Змея, а в нескольких километрах от него в зоне прямой видимости, через грот можно попасть в храм дракона. - Как-то сидя вечером у костра, во время медитации явился один из духов-хранителей этой земли и поведал историю о том, как в незапамятные времена здесь был город. Все люди древнего города почитали хранителя знаний мудрого Змея. В его храме хранился мощный энергетический кристалл. Все люди были счастливы, пока в этих краях не поселился Дракон. В качестве своей обители он избрал один из гротов долины. Дракону сильно хотелось такой же силы и влияния, которое было у Змея. Обманом, либо гипнозом сумел Дракон подчинить себе разум жреца из храма Змея и с его помощью выкрал источник силы – Кристалл. С той поры энергетическое равновесие долины было разрушено, люди и Змей покинули этот мир. В.Носов Мнение автора: Казановка - это одно из немногих мест Силы, которое я сознательно избегаю. Даже сейчас, когда я писал по этому объекту статью, многое приходилось просто выжимать из себя. Очевидно, что организационный феномен музея-заповедника - это всецело заслуга Леонида Ерёмина, продавившего эту тему на региональном уровне, хотя ни бумаги с печатями, ни юрты ничего этому месту не дали. Ерёмин так и остался единственным человеком, захотевшим работать здесь. Могу с уверенностью утверждать, всё что там есть, держится за счёт силы менгира Ах-Тас. Споры о том, как правильно называть этот мегалит не имеют никакого смысла. Белый камень, пусть это будет Он, стоит в нужном месте и имеет жёсткую энергию выкачивая её из разлома. В какой то степени я могу согласиться с мнением Николая Кузнецова, о том что в долине ручья Кюг находится геопатогенная зона, хотя этим термином он называет и положительные геоактивные зоны тоже. Живя у этого "счастливого" ручья, лично у меня счастья бы не прибавилось. Дважды я бывал там и каждый раз замечал, что мои каналы идут вразнос и нещадно горит сердце, что говорит о высокой мощности самого камня и большом риске перегореть раньше времени, находясь здесь постоянно. А сейчас я рад что закончил с этим объектом. Пошёл пить воду и тушить пожар! 25. 05.2017 г. Ростовцев Сергей Сайт Рубикон www.сайт Материалы

Хакасию многие считают землёй степей. Но степи - лишь треть её территории, остальное занимают горы и тайга. А истинными хозяевами этой «горной страны» считают духов.

Обряд у Ах тас

Как рассказывают местные жители, хозяев гор лучше не беспокоить - ничего хорошего это не сулит. Но на «тропах горных духов» есть особые объекты, установленные нашими предками, которые помогают людям избежать многих рисков и опасностей при встрече с неизведанным.

Хакасский республиканский национальный музей-заповедник, известный в народе как музей «Казановка», отметил своё 20-летие. Возраст, конечно же, небольшой. Зато самому посещаемому в музее памятнику, изваянию Ах тас (Белый камень), более четырёх тысяч лет. Тропа к двухметровому каменному столбу из светлого гранита не зарастала никогда.

Предположительно, в глубокой древности здесь совершались обряды, связанные с культом плодородия. Сегодня же Ах тас пользуется славой прежде всего как объект лечебной магии. Местные жители считают, что он избавляет от отёков, помогает при нарушениях сердечной деятельности, болезни крови, заболеваниях опорно-двигательной системы, - рассказывает Леонид ЕРЁМИН , научный сотрудник музея, кандидат исторических наук.

Лечение происходит по очень простому обряду: к камню следует идти пешком около ста метров. По часовой стрелке трижды обойти его вокруг. Затем с восточной стороны его нужно «покормить», положив кусочки пищи, мелкие монетки. Потом на 15-20 секунд всем телом прижаться к камню, обхватив его руками. Мужчины при этом должны находиться с южной стороны изваяния, женщины - с северной. И всё. Надолго задерживаться здесь запрещено.

По местным поверьям, камень находится на «тропе горных духов», которая выходит из лога и идёт мимо стелы к реке Аскиз. Местные жители рассказывают о людях, по недоразумению переночевавших рядом с Ах тасом и из-за этого безвременно погибших, - предостерегает Леонид Валентинович.

Кстати, лечебные свойства камня отчасти могут быть подтверждены научно. Геологи провели радиометрическое исследование окрестностей долины Кюг, в центре которой находится Белый камень. Оказалось, что изваяние было установлено на территории гео-патогенной зоны радиусом 52 метра.

Обряд у Белого камня, которому более четырёх тысяч лет. Фото: АиФ/ Фото: Марина Алёхина

Электромагнитное излучение в определённых дозах оказывает, по-видимому, положительное воздействие, - говорит Ерёмин. - Но, конечно, более серьёзное научное исследование влияния этого объекта на здоровье людей было бы не лишним.

«Дурак» - от злых духов

Ах тас для местных жителей не только «больница», но и «защитник детства». Если ребёнок болел и долго не выздоравливал, то считалось, что его преследуют злые духи. Обмануть их можно, дав ребёнку второе, обычно неблагозвучное имя (например, «дурак», «плешивый», «щенок», «лягушонок» и т. п.). По представлениям хакасов, носитель такого имени не мог заинтересовать злых духов, и те оставляли малыша в покое. После выздоровления ребёнку возвращалось его первоначальное имя, но не сразу, а спустя годы, накануне свадьбы бывших больных.

В Хакасии много необычных мест. Фото: АиФ/ Фото: Влад Алексеев

Обряд наречения вторым именем происходил так: ребёнка подводили к камню, ставили его спиной к стеле и лицом на восток. Шаман окуривал больного дымом чабреца, очищая того от скверны. После этого срезал с головы дитя прядь волос и трижды обходил вокруг камня, посыпая волосы, произнося поминальные тексты, демонстрируя скорбь от утраты ребёнка. В конце обряда шаман шептал на ухо ребёнку его новое имя. Всё это время камень обеспечивал защиту, не «подпуская» злых духов к тому месту, где проводился обряд. Так на вид обычный каменный столб оказался ключевой опорой в решении важнейшей проблемы, с которой сталкивались все народы древнего мира, - проблемы сохранения потомства.

Каменный старик

Редкий случай, когда камень имеет свою «родословную». Как гласит легенда, в давние времена с верховьев реки Томь в долину Кюг вышли со своим народом Иней (Старуха) и Апсах (Старик). Дойдя до места, где сейчас стоит камень, они осмотрелись. Место им понравилось, решили остаться здесь жить. А вот с тем, где стоять аалу (родовому посёлку), вышел спор. Старуха указывала направо от горы Аар таг, а старик - налево. Спорили они долго, дело дошло до драки. В гневе Иней оттолкнула от себя старика, тот оступился, перелетел через реку Аскиз и упал на вершину горы Аар таг. От обиды за нанесённое оскорбление обратился старик в камень. И сейчас на вершине горы возвышается скала, контуры которой действительно напоминают сидящего человека. Её так и называют - Апсах тас (Каменный старик).

Истинными хозяевами этой «горной страны» считают духов. Фото: АиФ/ Фото: Ирина Старцева

Старуха, поняв, что она натворила, сильно опечалилась. Присела на склоне противоположной горы и тоже окаменела. На старых фотографиях можно увидеть скалу, по форме напоминающую закутанную в шубу человеческую фигуру. К сожалению, в 1960-х годах эта скала была взорвана… «Дети» Иней и Апсаха, уважая волю родителей, расселились по всей долине реки Аскиз. А в память о трагическом событии установили на месте раздора предков Белый камень. Их потомки, местные жители рода «том», здесь живут до сих пор, - знакомит с древней историей Леонид Ерёмин.

О чём молчит камень?

С изваянием Ах тас связано несколько странных фактов. Место для его установки было выбрано, вероятно, с учётом наиболее заметных природных объектов долины - скал Иней тас и Апсах тас. Так вот, если соединить линиями Апсах тас, Иней тас и Ах тас, то с небольшой долей погрешности получится равносторонний треугольник. Как можно было более четырёх тысяч лет назад, без знания основ тригонометрии, так точно установить камни?

Верхняя часть изваяния представляет собою, как сейчас бы сказали, 3D-модель контуров наиболее почитаемых гор долины. Иными словами, когда мы смотрим на ту или иную гору через вершину изваяния, линии горы и верхней части изваяния оказываются конгруэнтными. Изваяние как бы вобрало в себя формы всех священных гор долины, став своеобразной «мировой горой» для тех, кто обращался к нему в надежде обрести поддержку богов, создателей и владык древнего мира.

Что это: гений мастеров, которые высекали камень, или загадка природы? Какие ещё тайны хранит в себе этот молчаливый камень? Время покажет.

Хакасский республиканский национальный музей-заповедник создан в 1996 году. На территории около 11 тыс. гектаров было выявлено более 2 тыс. памятников археологии: курганов, петроглифов, древних поселений, святилищ, объектов культового поклонения.

После посещения Сафроновского кургана, мы хотели найти еще одну святыню Хакасии, а именно белый камень Ах-тас. О его местоположении были почти точные сведения, взятые с сайта игры геокэшинг. Рядом с Ах-тасом был заложен тайник . Имея в руках GPS навигатор, найти его не представляет труда. Ах-тас. Что же в нем такого интересного?

Ах-тас расположен на территории музея-заповедника Казановка в центре долины Кюг. Ученые считают, что этой двухметровой стеле четыре тысячи лет. Не менее полутора тысяч лет местные жители используют его в лечебных целях. Исцеляет он далеко не все болезни. Считается, что Ах-тас помогает при отеках, нарушениях сердечной деятельности, болезнях крови, болях в суставах. Подъезжать близко к камню не рекомендуется. Нужно оставить транспорт в ста метрах от Ах-таса и идти к нему пешком. Приблизившись к нему, нужно обойти камень три раза по ходу солнца, “покормить” камень с восточной стороны (бросить монеты, положить пищу). После этого на несколько секунд прислониться к камню: мужчинам - к южной его грани, женщинам - к северной. Уходя, поклониться Ах тасу. Приезжать часто не рекомендует традиция. Долго задерживаться около камня тоже нежелательно. По утверждениям экстрасенсов, вся долина пронизана гемагнитными потоками, один из самых мощных расположен как раз вокруг Ах-таса. Здесь в два раза от нормы превышен электрический фон.

Музей-заповедник под открытым небом “Казановка”, получивший название от расположенного вблизи одноименного населенного пункта был организован в феврале 1996 года. Его живописные ландшафты на удивление разнообразны. Здесь можно увидеть степь, горы, горную тайгу и тайгу. Уникальны и многочисленные экспонаты, находящиеся под открытым небом и разбросанные на территории, превышающей по площади 18400 гектаров. Памятники древности, а их здесь более двух тысяч, относятся к разным эпохам: от эпохи ранней бронзы до середины ХIХ века. Ежегодно ученые выявляют здесь еще один-два десятка новых музейных экспонатов.

“Кони”, “Личина”, “Следы”, “Косули”, “Олени”, “Лоси” - все это названия уникальных писаниц, расположенных на территории музея-заповедника. Вязкий и рыхлый красный песчаник, характерный для Хакасии и являющийся своеобразным “полотном” для наскальных рисунков, способствовал этому. Всего на территории музея-заповедника насчитывается более полутора тысяч наскальных изображений. По технике нанесения ученые подразделяют их на выбивки и гравировки. Выбивки производились специальным пробойником, изготовленным из мягкого металла. Такие пробойники археологи находили во время раскопок. Встречаются в “Казановке” и более молодые изображения. Это тамги - знаки, обозначающие духа-покровителя рода. Ими, скорее всего, отмечались границы родового пастбища. Некоторые из них нанесены были немногим более века назад. взято с http://www.gov.khakasnet.ru/gazeta/archiv/080710-2htm

"Заматься активными археологическими раскопками на территории музея-заповедника “Казановка” не принято. Но из каждого правила есть свои исключения. В данном случае это проведение спасательных или аварийных раскопок могильника под названием “Анчыл чон”. Этот памятник карасукской культуры разрушался дважды: в 60-е годы прошлого века Бирикчульский леспромхоз провел по нему дорогу, а спустя несколько лет его буквально разрезал оросительный канал. На момент проведения раскопок человеческие останки из погребения буквально торчали из земли. Он грабился минимум трижды, но в руки археологов все же попали ценные вещи. Его центральная часть представляет собой сложную конструкцию, состоящую из круглой ограды диаметром 7,5 метра с расходящимися лучиками. К ней со всех сторон пристроены еще девять прямоугольных оград и одна круглая. В центре могильника похоронена женщина. На ней была одежда из кожи с нашитыми бронзовыми бляшками, украшения из бронзы. Во всех одиннадцати могилах похоронены женщины.
В десяти метрах к югу от южной ограды видна еще одна. Как выяснилось, в ней был похоронен мужчина. Более трех тысяч лет назад культура смерти была настолько высока, что для мужчин и женщин существовали разные формы погребения. Каждое из захоронений представляет из себя особый вид погребения и отличается от остальных. Можно предположить, что археологический раскоп оказался на стыке двух древних кладбищ: жрического с круглыми оградами и обычного - с прямоугольными.

В 1996 году ученый-археолог из Санкт-Петербурга Николай Боковенко начал раскопки Анчыл чона. Не завершены они и по сей день. За период раскопок количество находок здесь уже перевалило за три сотни. Это бронзовые украшения, оружие, керамика. Дальнейшая судьба этого памятника будет решена после окончания раскопок. На сегодняшний день археологи убеждены, что это уникальное погребение может служить прекрасным наглядным пособием по теме “Формы погребений эпохи бронзы”. Николай Боковенко в своих работах об Анчыл чоне в частности пишет: “Не исключено, что памятник функционировал как погребально-поминальный комплекс длительное время в пределах своей эпохи и являлся своеобразным сакральным астрономическим центром”.

Погребальная культура Хакасско-Минусинской котловины - вещь уникальная. Аналогов ей нет. Только тагарских курганов на территории музея-заповедника “Казановка” насчитывается более тысячи.

Могильник “Читы хыс” (по названию расположенного вблизи горного массива) включает в себя более 150 курганов, принадлежащих сибирским скифам. В лучах заходящего солнца это место напоминает армию молчаливых воинов. Это место особое. Значительная часть курганных камней здесь покрыта рисунками разных эпох. Встречаются камни, напоминающие голову коня, человеческую фигуру, можно встретить изображения шаманов. Не меньший, если не больший интерес для историков представляют межевые тамги, говорящие о том, что эти пастбища переходили от одного рода другому.

У подножия Хазын хыра (в переводе “Березовый хребет”) находится писаница. Расположенные здесь петроглифы объединены одной темой - историей происхождения религиозных представлений на территории Хакасии. Здесь можно увидеть изображения цветов, растительного орнамента, образ богини Ымай, ызыха и многие другие. Особо выделяется жертвенная чаша в виде лотоса. Это изображение стало символом музея-заповедника “Казановка”.

Почти на вершине Хазын хыра странное и пока мало изученное сооружение - две каменные стены, опоясывающие вершину. Это све (крепость). Как считают некоторые ученые, это остатки древних горных храмов. Всего в Хакасии их насчитывается более пятидесяти. Все они не похожи друг на друга. С каждого све обязательно видно еще два подобных сооружения. Возможно, это было придумано древними для того, чтобы быстро передавать какие-либо сигналы друг другу. Вершину этой горы венчает скала, представляющая стену высотой около 20 метров, скорее всего, именно эта скала послужила созданию здесь све. Взобраться на нее можно лишь с одной стороны. Вполне вероятно, что здесь проводились шаманские обряды, делали жертвоприношения. Скорее всего, скала использовалась шаманами и в повседневной, не связанной с обрядами, жизни. С западной стороны на уровне человеческого роста в скале - сквозное отверстие. Эта щель, которую расширяли и выравнивали, точно сориентирована на летнее восходящее солнце. Шаманы подставляли под него свой бубен, чтобы ловить первый луч восходящего солнца. По их представлениям этот луч обладал мощной живительной силой и был способен восстанавливать магическую энергию. Не случайно у хакасов вход жилища всегда смотрит на восток. Это способ очистить свое жилище от всего скверного, оздоровить себя и жилье, это способ обрести животворящее начало. Этот памятник на территории музея-заповедника не единственный. Взято с http://www.gov.khakasnet.ru/gazeta/archiv/080711-1htm

От Аскиза до Казановки не многим более 40 км. Около получаса езды по степной дороге. В казановке переехали мост через аскиз, сразу увидели указатель Музей, 6км. Свернули направо, дорога обогнула небольшую скалу и сразу попали в другой мир, вокруг возвышались не высокие скалы. Скалы прорезали долины, справа тек Аскиз. Узкая дорога петляла и почти полностью приковывала к себе внимание, так что на фотосьемку времени почти не было.

Подъехали к турбазе "Кюг", на которой мы и планировали переночевать. Но кроме двух голодных собак на турбазе никого не оказалось. Для кого построена непонятно. Для верности посигналили, обошли еще раз вокруг базы, но так никто и не появился. А жаль.

Немного огорченные сели в машину и поехали искать Ах-тас. Для верности включил навигатор, выбрал координаты тайника, который заложен около АХ-таса. Через 15 минут мы увидели справа от дороги, одиноко стоящий белый камень. Как и положено оставили машину у дороги и пешком пошли к камню.

На вид камень, как камень, бока и правда отполированы прикосновениями рук. Постояли с Солнышкой у камня, пытаясь ощутить энергетику окружающего пространства. Потом по очереди три раза обошли вокруг Ах-тас, прислонилсь к нему. Удивило то, что одна сторона у камня теплая, а другая холодная. Хотя день стоял пасмурный и солнца на небе не было.

Особых ощущений от прикосновения к камню не возникло, может мы уже устали, а может после мощного впечатления от Улуг Хуртуйах Тас и Сафроновского могильника ничего не чувствовали. Сложно сказать. Постояли еще немного, вдалеке увидели интресную скалу напоминающую сфинкса

Потом пошли искать тайник, нашли довольно быстро, ничего не взяли, просто оставили запись. К тому времени уже точно решили что обязательно сюда еще раз приедем, но уже не на один день, а дня на два. Потому как, окружающий пейзаж просто завораживает.

С большим сожалением попрощались с Ах-тасом, так и не принявшей нас турбазой Кюг, с замечательной долиной среди горных вершин. Нам нужно было ехать, искать место для ночлега. Также с грустью поняли, что в музей Казановка мы тоже уже не попадем, потому как это и не музей вовсе, а огромная территория на осмотр которой нужен не один день.