Анафора может располагаться в начале полустиший ("Город пышный, город бедный"), строк ("Она не страшилась возмездия, Она не боялась утрат"), строф, проводиться через все стихотворение в тех или иных комбинациях (Лермонтов, "Когда волнуется"; Фет, "Это утро, радость эта" и т. д.). Особенно ярко анафоры построения выступают на примере амебейной композиции* . Анафорой называют также стихотворение, все слова которого начинаются одним и тем же звуком, например:

* Амебейная композиция – широко распространенный (особенно в народной поэзии) прием композиционного параллелизма, заключающийся в том, что стихотворение, в котором применена амебейная композиция, имеет двучленный характер: распадается на два, параллельно развивающиеся ряда, причем периоды, входящие в эти ряды, также обычно парны, например:
"А мы просо сеяли, сеяли,
Ой, дид ладо, сеяли, сеяли.
А мы просо вытопчем, вытопчем,
Ой, дид ладо, вытопчем, вытопчем".

Параллельная связь предложений в тексте может быть особо подчеркнута, усилена одинаковым началом их (анафора).

Фрагмент из поэмы И.Исаева "Суд памяти":

Анафора это единоначатие; стилистический приём, который заключается в преднамеренном повторе звуков, морфем, слов или синтаксических конструкций в начале двух или больше смежных речевых отрезков (слов, фраз, предложений, строк, строф). Анафора в стилистике относится к фигурам прибавления.

Происхождение

Анафора – древний литературный приём, истоки которого лежат в библейских псалмах. Ранние религиозные тексты содержат изобилие звуковых, лексических, синтаксических повторов, которые подчёркивают отдельные слова, фразы и предложения («Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное…»; Библия).

Писатели Елизаветинской эпохи и периода романтизма воплотили стилистический приём анафоры в прозе и в поэзии («Безумный мир! Безумные короли! Безумен их союз!»; Шекспир, «Король Иоанн»).

Поскольку анафора использует избыточность слов для создания драматического эффекта, этот приём не распространен в академических и публицистических текстах. Таким образом, анафора не характерна для формальных стилей письма и главным образом используется для создания ритма и акцента в поэтической манере.

Виды анафоры

В зависимости от повторяющихся элементов в речевых отрезках, различают следующие виды анафоры:

  • звуковая (фоническая) анафора – повтор звуков в словах, расположенных в начале смежных речевых отрезков. Звуковая анафора свойственна аллитерационному стиху;
  • морфемная анафора – повтор морфем, т. е. частей слов, в начале соседних отрезков речи;
  • лексическая (словесная) анафора – повтор слов в начале параллельных речевых отрезков. Это наиболее распространённый вид анафоры;
  • синтаксическая анафора – повтор синтаксических структур в начале смежных речевых отрезков;
  • строфическая анафора – повтор речевых элементов в начале параллельных строф стиха;
  • ритмическая анафора – повтор ритмических единиц (стоп) в соседних стихотворных строках.

Анафора в поэзии

Анафора в поэзии размещается в начале полустиший, стихотворных строк, строф или же на протяжении всего произведения («Когда волнуется желтеющая нива…» М. Ю. Лермонтова, «Это утро, радость эта…» А. А. Фета), составляя принцип его композиции.

Термин «анафора» используется также для обозначения стихотворения, в котором все слова начинаются с одного и того же звука.

Стилистический приём анафоры применяли знаменитые русские писатели А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, А. А. Блок, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, С. А. Есенин, Б. Л. Пастернак, К. Д. Бальмонт и др.

Примеры анафоры:

Город пышный, город бедный…
(А. С. Пушкин)

Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
(С. А. Есенин)

Анафора в риторике

Ораторы, в том числе политические деятели, используют анафору как риторический приём в своих выступлениях, чтобы подчеркнуть идеи, которые они хотят передать, и вызвать эмоции у аудитории. В устной речи анафора, как правило, реализуется в повторе одного слова или целой фразы.

Анафору применял политик и оратор Уинстон Черчилль. Его утверждающая речь «Мы будем сражаться на пляжах» (1940 г.), произнесённая во время Второй мировой войны, полна анафорических примеров. У. Черчилль неоднократно повторил слово «мы», ссылаясь на множественную форму, которую он применил ко всей нации, вызывая патриотические настроения среди народа.

Функции анафоры

Анафора как стилистический приём в литературе выполняет следующие функции:

  • усиление образности и выразительности художественной речи;
  • смысловое и логическое выделение значимых идей путём акцентирования внимания на повторяющихся элементах речи;
  • установление связи между отрезками речи на основе параллелизма;
  • выражение контраста между параллельными речевыми рядами посредством антитез;
  • добавление ритма в текст, что усиливает его интонационную и смысловую структуру, делает его более лёгким для чтения и запоминания;
  • поддержание мелодического воздействия поэтической речи звуковым, лексическим или синтаксическим повтором;
  • композиционное построение в лирическом сюжете.

Анафора как риторический приём используется для привлечения внимания аудитории, для вызова эмоций у слушателей, с целью убеждать, мотивировать и побуждать их.

Анафора и эпифора

Анафора и эпифора (эпистрофа) – близкие понятия в том отношении, что оба представляют собой стилистические приёмы, основанные на повторе элементов речи. Однако в анафоре повторяющиеся единицы размещаются в начале смежных отрывков текста, в эпифоре – в конце. Если эти две фигуры используются одновременно, они образуют симплоку – соединение анафоры и эпифоры.

Анафора также вступает в сочетание с другими видами повтора: многосоюзием (полисиндетоном); градацией – фигурой, состоящей в перечислении элементов речи с нарастающей интонацией, например: «Не жалею, не зову, не плачу…» (С. А. Есенин).

В современном искусстве анафора проявляется в разных контекстах, включая песни, кинофильмы, телевидение, политические речи, поэзию и прозу.

Слово анафора произошло от греческого anaphora, что в переводе означает вынесение, повторение.

АНАФОРА

- (от греч. anaphora - вынесение вверх) - стилистическая фигура: единоначатие, повторение слова или группы слов в начале стихотворных строк или прозаических фраз; одна из разновидностей параллельных синтаксических конструкций (см. параллелизм).

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид.

А.С. Пушкин

См. также повтор

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АНАФОРА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АНАФОРА в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    (греч. возношение) особая молитва (канон), являющаяся основной частью литургии (см.) и начинающаяся после чтения Символа Веры. Центральный момент анафоры возношение …
  • АНАФОРА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    "вынесение наверх" - повторение одних и тех же слов в начале предложений или отд. частей одного и того же предложения: …
  • АНАФОРА в Литературной энциклопедии:
    [греч. ??????? — возвращение, единоначатие, скреп] — повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов (полустиший, строк, строф). …
  • АНАФОРА в Большом энциклопедическом словаре:
    (греч. anaphora букв. - вынесение), стилистическая фигура; повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, …
  • АНАФОРА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (греч.) — риторическая фигура, состоящая в повторении с особым ударением какого-нибудь слова или даже нескольких слов в начале непосредственно следующих …
  • АНАФОРА
    [от древнегреческого anaphora вынесение наверх] поэтический прием, состощий в повторении в начале двух или нескольких отрезков речи (стихов, фраз) одного …
  • АНАФОРА в Энциклопедическом словарике:
    ы, ж. 1. лит. Стилистическая фигура: тождество звуко- или словосочетаний, ритмических конструкций в начале следующих друг за другом фраз или …
  • АНАФОРА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АН́АФОРА (греч. anaphora, букв.- вынесение), стилистич. фигура; повторение нач. частей (звуков, слов, синтаксич. или ритмич. построений) смежных отрезков речи (слов, …
  • АНАФОРА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (греч.) ? риторическая фигура, состоящая в повторении с особым ударением какого-нибудь слова или даже нескольких слов в начале непосредственно следующих …
  • АНАФОРА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ана"фора, ана"форы, ана"форы, ана"фор, ана"форе, ана"форам, ана"фору, ана"форы, ана"форой, ана"форою, ана"форами, ана"форе, …
  • АНАФОРА
    (греч. anaphora — вынесение вверх). Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного …
  • АНАФОРА в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. anaphora ana... вновь + phoros несущий) единоначатие, повторение - звуков, словосочетаний, ритмических и речевых конструкций в начале параллельных …
  • АНАФОРА в Словаре иностранных выражений:
    [гр. anaphora единоначатие, повторение - звуков, словосочетаний, ритмических и речевых конструкций в начале параллельных синтаксических периодов или стихотворных строк, напр.: …
  • АНАФОРА в словаре Синонимов русского языка:
    единоначатие, …
  • АНАФОРА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • АНАФОРА в Словаре русского языка Лопатина:
    ан`афора, …
  • АНАФОРА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    анафора, …
  • АНАФОРА в Орфографическом словаре:
    ан`афора, …
  • АНАФОРА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (греч. anaphora, букв. - вынесение), стилистическая фигура; повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, …
  • АНАФОРА в Толковом словаре Ефремовой:
    анафора ж. Стилистический прием в стихосложении, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов, словосочетаний, предложений и т.п. в …
  • АНАФОРА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. Стилистический прием в стихосложении, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов, словосочетаний, предложений и т.п. в начале …
  • АНАФОРА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. Стилистический прием в стихосложении, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов, словосочетаний, предложений и т.п. в начале …
  • АНАФОРА СИНТАКСИЧЕСКАЯ в Словаре лингвистических терминов:
    Повторение одних и тех же синтаксических конструкций. Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль …
  • АНАФОРА МОРФЕМНАЯ в Словаре лингвистических терминов:
    Повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов. ..Черноглазую девицу, Черногривого коня! (Лермонтов.) Анафора лексическая. Повторение одних и …

Лексика обеспечивает язык стилистическим материалом, а синтаксис выстраивает его, объединяя эти «кирпичики», чтобы получить законченную мысль. Именно благодаря синтаксису обнаруживаются индивидуальные особенности творчества писателей. В литературе синтаксис с помощью стилистических средств языка участвует в создании художественных образов, помогает передать отношение автора к изображаемой действительности.

Для усиления выразительной функции художественной речи используются писателями различные фигуры речи:

  • гипербола;
  • градация;
  • оксюморон;
  • анафора;
  • параллелизм;

Обратить внимание! Слова в фигурах речи употребляются не в переносном смысле, как в тропах, а имеют прямое значение, но строятся они по-особому, сочетаясь необычным способом.

Что такое анафора

Одной из фигур в русском языке является анафора. Само слово родом из греческого языка, и означает оно «повторение». Обычно используется в начале строк, а также строф. В отличие от других стилистических средств языка и тропов, эта фигура имеет свое строгое местоположение – начальную позицию.

Википедия дает определение этой фигуре речи и поясняет, что это и для чего она применяется.

Анафора в стихах придает поэтической речи остроту и ритмичность, мелодичность и выразительность, служит лейтмотивом произведения, звучит, как своеобразный страстный голос автора. С помощью этой фигуры подчеркиваются мысли, кажущиеся наиболее значимыми для писателя.

Внимание! Единоначатие применяется не только в стихотворной речи — стилистическое средство можно встретить и в прозе, когда в начале абзацев повторяются части предложений. Анафора активно используется и в риторике с целью вызвать эмоции у публики.

Виды анафоры и примеры

Выделяют следующие ее виды:

  1. При повторении одинаковых звуков в поэтической речи создаются звуковые анафоры. У : «Грозой снесенные мосты, / Гроба с размытого кладбища.»
  2. Морфемные анафоры характеризуются повтором одних и тех же морфем или частей слов, как в «Узнике» М.Лермонтова: «Черноглазую девицу, / Черногривого коня!..»
  3. Писатели часто прибегают к употреблению лексических анафор в своих творениях, когда в начале ритмических строк, а также строф повторяются одни и те же слова. Такие повторы придают лиричность и эмоциональность, помогают донести до читателя основную мысль произведения, выделяют наиболее важные моменты в тексте. Например, «Прощай, мое солнце. / Прощай, моя совесть, / Прощай, моя молодость, милый сыночек.» (П.Антокольский)

В стихотворении «Благодарность» М.Лермонтова повторение предлога «за» в начале шести строк придает словам, употребленным не в прямом значении, остроту иронии. В «Демоне» единоначатием «клянусь» достигается страстность речи, эмоциональность, усиливается параллелизм отрывка и его смысловая выразительность. В известном стихотворении «Родина» М. Лермонтов выражает странную любовь к своей Родине, в первой же строфе с помощью повторения частицы «ни» отрицается общепризнанное понятие патриотизма.

Другой представитель чистого искусства Ф. Тютчев, являющийся открывателем новых образных миров в поэзии, воспевал в своем творчестве красоту мироздания. Вот пример анафоры у поэта: «Сумрак тихий, сумрак сонный». Повтором этого слова дается ощущение лиричности и мелодичности, которые эмоционально воздействуют на читателя. Еще повторение слова «край» и словесных анафор «эти» и «эта» у Тютчева в четверостишии «Эти бедные селенья» в начале каждой пары строк первой строфы, с помощью которых подчеркивается мысль, что именно этот край, несмотря на бедность, является родным краем поэта.

Примеры анафоры в литературе 20 века

Поэт Б. Пастернак свое импрессионистическое стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать» создал под впечатлением и в порыве души, используя назывные и безличные предложения. В этой лирической миниатюре предложения соединены повторами «достать» (чернил и пролетку). Чувствуется легкость, сиюминутное впечатление от вида весеннего дня.

В стихотворении «Зимняя ночь» строка «свеча горела на столе» звучит лейтмотивом. Автор, вопреки всему враждебному на земле и бушующей стихии за окном, утверждает любовь двух сердец. Свеча у поэта – символ человеческой жизни. В другом стихотворении «Снег идет» поэт использовал анафору «снег идет», она повторяется почти в каждой строфе и звучит медитативно, задумчиво, утверждая красоту миропорядка.

Важно! Анафора добавляет в текст ритмичность, с ее помощью усиливается смысловая структура текста, он легче запоминается.

В творчестве М.Цветаевой есть стихи, посвященные любимым поэтам. Поэтесса считала А. Блока своим учителем, для нее он был воплощением идеала. Уже в первом стихотворении цикла «Стихов о Блоке» она с трепетом воспринимает звук имени любимого поэта. Повторением фразы «Имя твое…» усиливается чувство восхищения талантом Блока, подчеркивается, сколько сокровенного даже в звучании имени учителя.

У стихотворение философского содержания «Старая яблоня» состоит из шести строк. Первые две строки его начинаются с повторения слова «вся». Применение такого единоначатия в начале строфы усиливает выразительность, помогает представить картину старой яблони целиком в белом цвету.

В «Заповеднике» у Высоцкого применен повтор фразы в начале строки «сколько их в кущах…» и слова «сколько». Употреблением этих повторов поэт выражает возмущение по поводу большого масштаба истребления животных людьми.

Полезное видео: анафора

Вывод

С помощью анафоры художественная речь приобретает особую эмоциональность и изюминку. Применение этой фигуры позволяет авторам выражать свое отношение к высказываемой мысли, направлять внимание читателя на понимание сути.

Вконтакте

(30 голосов : 4.5 из 5 )
  • проф.
  • Хуан Матеос и Роберт Тафт
  • проф. Н.Д. Успенский
  • А.В. Белоусов

Ана́фора (от греч. ἀναφορά - возношение) - 1) центральная молитва Божественной ; нередко называемая евхаристическим каноном, содержащая благодарения Богу и прошение совершить чудо преложения хлеба и вина в ; 2) (иногда) вся Литургия верных.

Свое название – «Ана молитва

В греческих и славянских рукописях иногда анафорой обозначается вся литургия верных.

Общее замечание

Смысловым центром каждой евхаристической (полной) Литургии (святых , ап. Иакова и других) является таинство Евхаристии («Благодарения»), а центром текстуальным – , или молитва евхаристической Анафоры , читаемая архиереем или священником над хлебом и вином , приготовленными особым образом на Проскомидии, предваряющей совершение этого основного христианского богослужения. Свое название – «Ана фора» (в переводе с греческого «возношение»), молитва получила оттого, что во время ее чтения священнослужители «возносят» (в определенные моменты даже в прямом смысле) Евхаристические Дары Богу Отцу.

Анафора, иначе именуемая Евхаристическим каноном, – «самый древний элемент богослужения всех Церквей» (иером. М. Арранц). У христиан византийской богослужебной традиции, к которым принадлежим и мы, слово «Анафора» у же, чем слово «Литургия». Анафора начинается от обращения (приглашения) священника к молящимся: «Благодарим Господа» – и заканчивается прославлением Божественного Имени и утверждением «Аминь». «Литургия» содержит всё чинопоследование (весь текст) этого богослужения, включая внеанафоральные элементы до и после Евхаристического канона.

В настоящее время, вопреки изначальной традиции, Анафора в основном читается священником в алтаре «тайно» (звучат лишь немногие, вырванные из контекста, тирады). А это лишает верующий народ активного, как в Древней Церкви, участия в Евхаристии. Человек может всю жизнь ходить в храм, но пребывать в полном неведении о важнейшей богослужебной молитве; между тем, знание ее текста абсолютно необходимо христианину для осмысленного восприятия Литургии. Непосредственно перед началом анафоры – с возгласом «Станем до бре!..» – в нашем храме зажигают «большой свет», а по ее окончании – гасят (спасибо и за это указание). Это хороший видимый ориентир при чтении текста анафоры. Жирным шрифтом отмечены громко звучащие возгласы; серым цветом выделены позднейшие вставки и дополнения, которых нет в древнем авторском тексте анафоры св. ; в квадратных и круглых скобках – редакторские научные заголовки и пояснения, отсутствующие, разумеется, в богослужебном тексте Литургии.


(по современному Служебнику)

[Диалог перед анафорой (призыв к совершению Таинства после пения Символа веры):] Диак .: Станем до бре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приноси ти! Лик : Милость мира, жертву хваления. Свящ.: Благодать Госпо­да нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца, и причастие (общение) Святаго Духа бу ди со всеми вами. Лик: И со духом твоим. Свящ.: Горе име им сердца . Лик: И мамы ко Господу. Свящ.: Благодарим Господа. Лик: Достойно и праведно! есть поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней.

Свящ.: Достойно и праведно Тебе пети, Тебе благословити, Тя хвалити, Тя благодарити, Тебе поклонятися на всяком месте владычествия Твоего; Ты бо еси Бог неизреченен, недоведомь, невидимь, непостижимь, присно Сый, такожде Сый; Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святый; Ты от небытия в бытие нас привел еси и отпадшыя возставил еси паки, и не отступил еси, вся творя , до ндеже нас на небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее. О сих всех благодарим Тя, и Единородного Твоего Сына, и Духа Твоего Святаго, о всех, их же вемы и их же не вемы, явленных и неявленных благодеяниих, бывших на нас. Благодарим Тя и о Службе (греч. Литургии) сей, ю же от рук наших прия ти изволил еси, а ще и предстоят Тебе тысящи архангелов и тмы ангелов, херувими и серафи­ми, шестокрилатии, многоочитии, возвышающиися пернатии, (возглашает:) победную песнь поюща, вопиюща, взывающа и глаголюща!

Лик: Свят, свят, свят, Господь Саваоф! исполнь небо и земля славы Твоея; осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних.

Свящ.: С сими и мы божественными силами, Владыко, человеколюбче, во­пием и глаголем: Свят еси и пресвят, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый; свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя, иже мир Твой тако возлюбил еси , я коже Сына Твоего Единородного да ти, да всяк ве руяй в Него не погибнет, но и мать живот вечный: И же пришед, и все е же о нас смотрение исполнив, в нощь, в ню же предая шеся, па че же Сам Себе преда­яше за мирски й живот, приемь хлеб во святыя Своя и пречистыя и непоро­ч­ныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек [возглашает «установительные слова» Господа на Тайной вечере]: Приими те, яди те, сие есть Тело Мое, е же за вы ломимое во оставление грехов! Лик: Аминь. Свящ.: Подо бне и чашу по вечери, глаго ля:Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя новаго завета, яже за вы и за мно ги изливаемая во оставление грехов! Лик: Аминь.

Свящ.: Поминающе у бо ныне спасительную сию заповедь, и вся, я же о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхожде­ние, одесну ю седе ние, второе и славное паки пришествие (возглашает): Твоя от Твоих, Тебе принося ща о всех и за вся!

Лик: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш.

Свящ.: Еще приносим Ти словесную сию и безкровную Службу (Литургию), и просим, и молим, и мили ся деем: низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежа щыя Дары сия, [свящ. и диак. читают: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа… Сердце чисто созижди… Не отвержи мене… – Тропарь III -го Часа и стихи 50-го псалма; это славянская интерполяция с начала XV в., чуждая изначальному тексту анафоры; у греков ее нет.] Диак.: Благослови, влады ко, святы й хлеб. Свящ.: и сотвори у бо хлеб сей честно е Тело Христа Твоего. Диак.: Аминь. Благослови, владыко, святую чашу. Свящ.: А е же в чаши сей, честну ю Кровь Христа Твоего. Диак.: Аминь. Благослови, владыко, обоя . Свящ.: Преложи в Духом Твоим Святым. Диак.: Аминь, аминь, аминь.

Свящ.: Яко же быти причащающимся во трезвение души, во оставле­ние грехов, в приобщение Святаго Твоего Духа, во исполнение Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд или во осуждение. (Здесь священник молится, чтобы причастники обрели в Святых Дарах душевное трезвение, оставление грехов, общение со Святым Духом, наступление Царства Небесного и чтобы дерзновенное приближение к Богу не вменилось им во осуждение).

Свящ.: Еще приносим Ти словесную сию Службу о и же в вере почив­ших: пра отцех, отце х, патриа рсех, проро цех, апо столех, пропове дни­цех, еван­гелистех, мученицех, исповедницех, возде ржницех, и о всяком ду се праведнем, в вере скончавшемся, (возглашает:) изрядно о Пресвятей, пречистей, преблагословенней, славней Владычице нашей Богоро­дице и Приснодеве Марии! вящ. приносит хода­тайство о патриархах, пророках, апостолах, мучениках, исповедниках и особенно «изрядно» – о Богородице.) Лик: Достойно есть яко воистину… (поется всем известный Богородичный гимн).

Свящ.: О святе м Иоанне проро це… ( о Церкви, о богохранимой стране нашей, о гражданских властях; затем священник возглашает:)

В первых помяни, Господи, великого господина и отца нашего (имярек) , Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и госпо­дина нашего (Высоко)преосвященнейшего (имя и титул правящего архиерея ), их же даруй Святым Твоим церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины! Лик: И всех и вся.

Свящ.: Помяни, Господи, град сей, в немже живем, и всякий град и стра­ну, и верою живущих в них. (И далее следует поминовение плавающих, путешествующих, болящих и страждущих, плененных …; поминает также поименно всех, кого хочет, и в завершение возглашает:)

И даждь нам еди неми усты и еди нем сердцем сла вити и воспевати пречестно е и великоле пое Имя Твое: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков! (Конечное славословие Божественного Имени – и окончание анафоры ). Лик: Аминь. (Повернувшись к народу лицом, невидимый за алтарной завесой, священник громко благословляет народ:) И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами! Лик: И со духом твоим. (В нашем храме гаснет «большой» свет.)

Префацио : Санктус , который переходит к искупитель­ным подвигам Иисуса Христа, описанию Тайной вечери с «установи­тельными словами». Далее (анамнесис ) воспоминаются претерпленные Им крест, погребение, воскресение, вознесение, седение одесную Отца и возносится наше благодарение (евхаристия) («Твоя от Твоих…!»).

Эпиклезис начинается с повторения идеи приношения («Еще приносим»), затем следует усердное призывание Святого Духа ради «преложения» Св. Даров и освящения верных, их вкушающих.

В интерцессионес у се (духе) праведном»); особое воспоминание Богоматери («Изрядно о Пресвяте й…»), Иоанна Предтечи, апостолов, всех святых, поминание Церкви небесной и земной, иерархии, клира, властей, страны, града и всех людей. Это – остатки древних диптихов, читавшихся дьяконом во время совершения священником анафоры, а затем вошедших в ее текст. Длинный ряд поминовений «всех и вся» завершается громким славословием Имени Святой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа, – что символизирует особую близость христиан к Богу.

Лит.: Арранц М., иером. Евхаристия Востока и Запада. 2-е изд. Рим, 1998 (приведена основная библиография).

Анафора святого Иоанна Златоуста (по греческому Евхологию « Barberini gr . 336», VIII в.)

Общие замечания

Смысловым центром каждой так называемой «полной» Литургии (то есть имеющей Евхаристический канон) – свв. Иоанна Златоуста, ап. Иакова и других – является таинство Евхаристии (греческоеЭвхаристи а – буквально значит «Благодарение»), а центром текстуальным – молитва евхаристической анафоры, читаемая предстоятелем (архиереем или священником) над хлебом и вином, приготовленными особым образом на Проскомидии, предваряющей совершение этого основного христианского богослужения. В настоящее время, вопреки изначальной традиции, Анафора читается «тайно», что лишает верующий народ активного, как в Древней Церкви, участия в Евхаристии. Во всяком случае, знание ее текста абсолютно необходимо каждому христианину для осмысленного восприятия Литургии. Свое название – «Анафора» («Возношение»), молитва получила от того, что во время ее чтения священник «возносит» (в определенные моменты даже в прямом смысле) Евхаристические Дары Богу Отцу. [Об Анафоре (и Литургии) в целом см.: Анафора. (Опыт историко-литургического анализа) // Богословские труды. М., 1975. № 13; Арранц М. Евхаристия Востока и Запада. 2-е изд. Рим, 1998 (приведена основная библиография)].

Анафора , иначе именуемая Евхаристическим каноном – самый древний элемент богослужения всех Церквей. При этом следует учитывать, что у христиан византийской традиции (к которой принадлежим и мы, славяне) слово анафора у же, чем слово Литургия . Анафора начинается от обращения (приглашения) священника к молящимся: «Благодарим Господа» – и заканчивается прославлением Божественного Имени и утверждением «Аминь»! «Литургия» содержит всё чинопоследование (текст) этого богослужения, включая внеанафоральные элементы до и после евхаристического канона. До (1652–1658), стремившегося максимально приблизить русский богослужебный обиход к любезному его сердцу греческому, вместо слова «Литургия» чаще употреблялся его не совсем точный русский перевод – «(Божественная) Служба». Поскольку же терминыЕвхаристия, Анафора, Литургия, Таинство Тела и Крови и другие обозначают различные аспекты одного и того же евхаристического служения, то они могут употребляться в литургической литературе в качестве синонимов.

Евхаристия – таинство Тела и Крови Господа, – установленная Им на Тайной Вечере, совершалась затем Его апостолами и позднейшими христианами «в воспоминание» этого события (), – то есть в соединении с вечерней трапезой, в завершение которой над преломляемым хлебом и чашей произносились славословия и благодарения. Поэтому древнейшие анафоры (II –III вв.), известные науке, носят название анафор трапезного типа.

Начиная со II -го века происходит отделение Евхаристии от вечерней трапезы и перенесение ее на утро. В книге Завещания (II –III вв.) встречаем реальную службу: «хваление зари», чтения из Писания и евхаристию. В IV столетии в Антиохии отдельные элементы Анафоры – «хвалебные, жертвенные и трапезные – перерабатываются великими литургистами-богословами, и создаются классические анафоры антиохийского типа, которые, отвечая греческому вкусу эпохи, являются литературными шедеврами и в то же время очень глубокими богословскими трактатами. Такому типу принадлежат анафоры VIII -й книги Апостольских постановлений, св. Иакова, св. Василия Великого, св. Иоанна Златоуста и еще несколько десятков на греческом, сирийском, коптском, армянском и эфиопском языках» (иером. М. Арранц).

Этот процесс формирования композиционно и логически связной молитвы-анафоры протекал под знаком выкристаллизации элементов, которые в дальнейшем получили значение непременных в анафоре, а в литургической науке стали известны под названиями: префа цио (praefacio), ана мнесис (ajnavmnesi§), епи клесис (ejpivklesi§) и интерцессио нес (intercessiones), то естьвведение , воспоминание , призывание и ходайства .

Приводимая здесь Анафора заимствована из древнейшего сохранившегося греческого (византийского) Служебника (Евхология), известного в науке как «Евхологий Барберини 336», VIII в., и хранящегося в Ватиканской библиотеке. Русский перевод (не всегда точный) см.: Собрание древних Литургий Восточных и Западных в переводе на русский язык. Вып. 2. СПб, 1875 (репринт: М., 1998). С. 124–129. Для настоящего занятия этот перевод выправлен по критическому изданию текста рукописи: L ’Eucologio Barberini gr. 336 (ff. 1–263) / Edizione a cura di S. Parenti ed. E. Velkovska. Roma, 1995, p. 31–38; Арранц М., иером. Избранные сочинения по литургике. Т. III . Евхологий Константинополя в начале XI в. Рим–М., 2003. С. 569–575.

Писцо вые уставны е ремарки и заголовки набраны курсивом; в угловых скобках – подразумеваемый Евхологием текст, не приведенный писцом ради экономии места (то же – многоточием без всяких скобок). Внесенные нами в текст современные заголовки и учебно-методические пояснения (разумеется, отсутствующие в рукописи) заключены в квадратные скобки. Сравните этот древнейший сохранившийся греческий текст Анафоры св. Иоанна Златоуста с текстом его же Анафоры в древнейшем (из сохранившихся) русском Служебнике: по изданию: Рубан Ю . Служебник Варлаама Хутынского (ГИМ, Син. 604/343, конец XII – начало XIII в.): (Описание, тексты, комментарии). – Euchologion («Sluzebnik») Sancti Barlaami Chutynensis, finis XII – initium XIII seculi. – Museum Historicum Nationale (Mosquae). Sectio librorum manuscriptorum. Collectio synodalis, n 604/343 // Ученые Записки Российского Православного университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 2. М., 1996; Рубан Ю. Древнейшая русская Литургия // София (Новгород), 1998. № 4. С. 11–14.

[Евхаристический канон]

[Диалог перед Анафорой]

Священник: Мир всем! Народ: И духу твоему! Диакон: Возлюбим друг друга!И, после преподания любви, диакон говорит: Двери, двери! Будем внимательны! Народ: Верую…[поется Символ веры]. Диакон говорит: Будем стоять благопристойно! Народ: Милость, мир!

Священник [говорит:]

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и общение Святого Духа да будет со всеми вами.

Народ: И со духом Твоим!

Священник: Горе будем иметь (вознесём) сердца!

Народ: Имеем (вознесём) ко Господу!

Священник: Будем благодарить Господа!

Народ: Достойно и справедливо!

Священник начинает Святое возношение (Анафору)

[ Praefacio – вступление; 1-я часть Анафоры: перед «Свят, свят, свят»]

Достойно и справедливо Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя хвалить, Тебя благодарить, Тебе покланяться на всяком месте владычества Твоего; ибо Ты – Бог неизреченный, недове домый, невидимый, непостижимый, всегда сущий, тождественно сущий: Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святой. Ты привел нас из небытия в бытие, и падших восстановил опять, и не перестал совершать все, пока не возвел нас на небо и даровал будущее Царство. За все это благодарим Тебя и Единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святого; за всё, что мы знаем и чего не знаем, явные и неявные благодеяния Твои, совершившиеся на нас. Благодарим Тебя и за эту Службу (Литургию), которую Ты сподобил принять от рук наших, хотя и предстоят Тебе тысячи архангелов и тьмы ангелов, херувимы и серафимы, шестикрылые, многоокие, высоко парящие, окрылённые. Возглашает: Победную песнь поющие,.<вопиющие, взывающие и говорящие: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф…!»>

Священник тайно:

С этими силами, человеколюбивый Владыка, и мы возглашаем и говорим: Свят Ты и всесвят, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святой; свят Ты и всесвят, и великолепна слава Твоя. Ты так возлюбил мир Твой, что отдал Сына Твоего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную, Который придя и исполнив всё домостроительство о нас,[Установительные слова] в ту ночь, в которую Он предал Себя, взяв хлеб в Свои святые и пречистые и непорочные руки, благодарив и благословив, преломил и подал святым Своим ученикам и апостолам, сказав: Возглашает:« Прими те, вкусите, это – тело Мое, за вас преломляемое для отпущения грехов!» Подобным образом и чашу после вечери подал, говоря: «Пейте из нее все, это – кровь Моя нового завета (союза), за вас и за многих проливаемая для отпущения грехов!»

Народ: Аминь!

[Ана мнесис – воспоминание; приношение и благодарение]

Священник тайно:

Итак, вспоминая эту спасительную заповедь и всё совершившееся ради нас: Крест, гроб, тридневное Воскресение, восшествие на небеса, сидение по правую руку [Отца], Второе и славное пришествие вновь, Возглашает: Твоё из Твоего принося Тебе по всему и для всего!

Народ: Тебя воспеваем!

Священник тайно говорит:

[Эпи клезис – Призывание]

Еще приносим Тебе эту словесную и бескровную службу, и просим, и молимся, и умоляем: Ниспошли Духа Твоего Святого на нас и на эти предлежащие Дары.

И, восстав, знаменует, говоря тайно:

И соделай этот хлеб драгоценным телом Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым. Аминь.

А то, что в этой чаше, – драгоценной кровью Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым. Аминь.

[Прошение после эпиклезиса: смысл совершения Евхаристии]

Священник тайно:

Чтобы они были для причащающихся [дарами] к трезвенности души, во оставление грехов, в общение Святого Твоего Духа, к достижению (исполнению) Царства, к дерзновению перед Тобой, не в суд или во осуждение.

[Интерцессио нес – ходатайства]

[Поминовение всех святых] Ещё приносим Тебе эту словесную службу о скончавшихся в вере отцах, патриархах, пророках, апостолах, проповедниках, евангелистах, мучениках, исповедниках, воздержниках и о всяком праведнике, скончавшемся (букв. достигшем совершенства!) в вере. Возглашает :Особенно [о] пресвятой, пречистой, преславной, благословенной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии!

[Поминовение знаменитых святых] [О] святом Иоанне, Предтече и Крестителе, и святых и всеславных апостолах, и святого такого-то , память которого мы ныне совершаем, и всех святых Твоих, ради молитв которых призри на нас, Боже.

[Общее поминовение усопших] И помяни всех, скончавшихся в надежде воскресения к жизни вечной, и упокой их, где зрится свет лица Твоего.

[Поминовение священства] Еще просим Тебя: помяни, Господи, всякое епископство православных, верно преподающих слово Твое истины, всякое пресвитерство, во Христе диаконство и весь священнослужительский сонм.

[Общее поминовение о всем мире] Еще приносим Тебе эту словесную службу о Вселенной [греч. Ойкумена, или Экумена, т. е. Римская империя] , о святой Твоей Кафо(т)олической и Апостольской Церкви, о пребывающих в чистоте и благочестивой жизни, о проводящих жизнь в горах, и пещерах, и ущельях земли; о благоверных царях, христолюбивой царице, всей палате и воинстве их. Дай им, Господи, мирное царствование, чтобы в мире их и нам проводить тихую и безмятежную жизнь во всяком благочестии и чистоте.

[Поминовение города] Помяни, Господи, город, в котором мы живем, и всякий город и страну, и [людей] с верою живущих в них. Возглашает:

[Второе поминовение священства] Во-первых помяни, Господи, архиепископа нашего (такого-то).

[Заключительное всеобщее поминовение] Помяни, Господи, плавающих, путешествующих, больных, страждущих, пленных, и спасение их.

Помяни, Господи, приносящих плоды и делающих добро во святых Твоих церквах, и помнящих о бедных, и на всех нас ниспосли Твои милости. Возглашает: И дай нам одними устами и одним сердцем прославлять и <воспевать всечтимое и великолепное Имя Твое – Отца, и Сына, и Святого Духа, – ныне, и всегда, и во веки веков>! И будут милости великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа!

АНАФОРА СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА
(Структура. Темы основных разделов)

[Призыв народа к Анафоре после пения Символа веры:]

Д .: Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити… Свящ. : Благодать Господа нашего Иисуса Христа… Горе име им сердца (вознесём ввысь сердца). Люди: И мамы (имеем [такое намерение]) ко Господу. Свящ.: Благодарим Господа. Люди: Достойно и праведно!

Анафора

Достойно и праведно Тебе пети, Тебе благословити, Тя хвалити… (1-я молитва анафоры, окончанием которой является возглас священника) : Победную песнь пою ща, вопию ща, взывающа и глаголюща. Люди: Свят, свят, свят, Господь Саваоф!…

С сими и мы божественными силами, Владыко, человеколюбче, вопием и глаголем… (2-я молитва анафоры; заканчивая ее, свящ. возглашает установительные слова Господа на Тайной вечере): Приими те, ядите, сие есть тело Мое… Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя новаго завета!…

Поминающе у бо ныне спасительную сию заповедь… (3-я молитва анафоры; заканчивая ее, свящ. возглашает): Твоя от твоих, Тебе принося ща о всех и за вся!

Еще приносим Ти… [Господи, и же Пресвятаго Твоего Духа… Сердце чисто созижди… Не отвержи мене… – Тропарь III -го Часа и стихи 50-го псалма; это славянская интерполяция с начала XV в., чуждая изначальному тексту анафоры; у греков в настоящее время ее нет].

И сотвори у бо хлеб сей честно е тело Христа Твоего. … А еже в чаши сей, честную кровь Христа Твоего. … Преложив Духом Твоим Святым (освящение Св. Даров).

Я коже быти причащающимся во трезвение души… (священник молится, чтобы причастники обрели в Св. Дарах душевное трезвение, оставление грехов, общение со Святым Духом, наступление Царствия Небеснаго и чтобы дерзновенное приближение к Богу не вменилось им во осуждение).

Еще приносим Ти словесную сию службу о и же в вере почивших, праотцех… (священник приносит ходатайство о патриархах, пророках, апостолах, мучениках, исповедниках «И о всяком ду се пра веднем в вере скончавшемся»,особенно же – изрядно – о Богородице, – как свидетельствует завершающий молитву возглас ): Изря дно о Пресвятей…!

О святе м Иоанне проро це… (продолжение воспоминаний – Иоанна Крестителя, апостолов, всех святых и вновь – усопших. Затем – поминовение церковной иерархии, моления о Церкви, о богохранимой стране нашей.)

Священник возглашает: В первых помяни, Господи, великого господина и отца нашего Алексия (Кирилла)… (патриарха ), и господина нашего высокопреосвященнейшего… (правящего архиерея ). Помяни, Господи, град сей, в немже живем… (и далее поминовение плавающих, путешествующих, болящих и страждущих, плененных …)

И даждь нам еди неми усты и еди нем сердцем славити и воспевати… (конечное славословие Имени – и окончание Анафоры ).

Префацио : благодарение Бога за творение мира и промысл; служба людей Творцу возводит к воспоминанию ангельского служения («жертва хваления»): «Свят, свят, свят» – Санктус , который переходит к искупительным подвигам Иисуса Христа, описанию Тайной вечери с установительными словами. Далее (анамнесис ) воспоминаются претерпленные Им крест, погребение, воскресение, вознесение, седение одесную Отца и возносится наше благодарение (евхаристия) («Твоя от Твоих…»).

Эпиклезис начинается с повторения идеи приношения («Еще приносим»), затем следует усердное призывание Святого Духа ради «преложения» Св. Даров и освящения верных, их вкушающих.

В интерцессионес – моления о почивших («о всяком ду се праведном») – особое воспоминание Богоматери («Изрядно о Пресвятей»), Иоанна Предтечи, апостолов, всех святых, поминание Церкви небесной и земной, иерархии, клира, властей, страны, града и всех людей. Это – остатки древних диптихов, читавшихся дьяконом во время совершения священником анафоры, а затем вошедших в ее текст. Длинный ряд поминовений «всех и вся» завершается славословием Имени Св. Троицы: Отца и Сына и Св. Духа.

[В молитве Господней («Отче наш»), которая уже не принадлежит к Анафоре, слова «хлеб насущный», согласно позднейшей традиции, приобретают «особое, чисто евхаристическое значение» (архим. . Евхаристия)].

Лит.: Успенский Н. Д. Анафора. (Опыт историко-литургического анализа) // Богословские труды. М., 1975. № 13; Мень А., прот. Таинство, Слово и Образ: Богослужение Восточной Церкви. Брюссель, 1980 и переиздания (гл. 3: Литургия; здесь содержится перевод центральной части анафоры св. Иоанна Златоуста на руский язык). Смотрите также литературу при статье «Литургия».

Материалы к курсу лекций «Основы православной литургики »
Доц. Ю. Рубан, кандидат исторических наук, кандидат богословия