Данная статья будет полезна для родителей и старшеклассников. Ниже приведены некоторые способы того, как рационально распределять силы и разумно использовать своё время

Любопытную мысль высказал Д. Гранин в одной из своих книг. «Время, - писал он, - и сейчас распределяется так же, как и две тысячи лет назад. Большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки, значительная часть протекает в бездействии, и почти всегда вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо…»

Странно устроен человек: о времени начинает задумываться лишь тогда, когда его почти не осталось и мало что можно изменить. А вовремя задуматься - куда как полезно.

Один из основоположников отечественной теории организации труда - П.М.Керженцев писал, что время для нас является материальной ценностью, и притом ценностью особого рода. Другие ценности мы можем скапливать и беречь, время же беспрерывно течёт и ускользает из нашего опыта. Время неиспользованное - это время, погибшее безвозвратно. Поэтому, чтобы правильно использовать время, мы должны с особой бережливостью и ответственностью к нему относиться.

Значит, организация труда школьника - прежде всего во времени - сегодня приобретает нравственную окраску, как средство воспитания инициативности, предприимчивости, деловитости, хозяйской ответственности будущего работника.

К сожалению, большинство старшеклассников учатся не в полную силу. При общении с ребятами стало ясно, что они ссылаются на что угодно и только на четвёртое-пятое место ставят серьёзнейшее обстоятельство - фактическое неумение рационально распределять силы и разумно использовать своё время. Выходит: школьники не только не умеют распоряжаться временем, но и не понимают важности этого умения, не осознают как беду свою расхлябанность.

Конечно, труд всегда труден, в том числе и школьный труд. Конечно ребята устают. А устают они, я думаю, оттого, что им не хватает как раз научной организации своего труда и быта и его первого элемента - плана, распорядка, режима дня. Вообще же для НОТ (научной организации труда) характерен и второй компонент - порядок.

В литературе по организации личного труда встречается немало предложений, правил, советов, как сберечь время, как успеть сделать больше в меньший срок. Вот некоторые из этих правил, которые полезны будут школьникам, да и взрослым.

  • Сосредоточьтесь на главном. Запишите на листке (или в блокноте) в порядке их важности самые срочные дела. Назавтра принимайтесь за дело №1 и не отступайтесь от него, пока не закончите. Затем так же поступите с делом №2, а потом - №3 и так далее. Если к концу дня вы разделаетесь только с одним или двумя номерами, назавтра вы снова распределите то, что следует выполнить, по степени важности.
  • Придумайте себе стимулы. Мы лучше делаем то, что нам хочется делать. То, что хочется, делается скорее, чем то, что нужно. Поэтому задача: превратить свои занятия из «надо» в « хочется» - и продуктивность вашей деятельности повысится почти автоматически.
  • Установите твёрдые сроки. Не расслабляйтесь и не утешайтесь рассуждением о том, что вы сможете выполнить работу в срок, что срок можно перенести, наоборот, будьте непреклонны к себе.
  • Научитесь быть решительными. Не откладывайте дела со дня на день-решайте и действуйте.
  • Научитесь говорить «нет». Если вы не научитесь этому, то окажетесь вовлечёнными в такие дела, которыми вы никогда не занялись бы по своей воле.
  • Не увязайте в телефонных разговорах. Телефон - незаменимое средство экономии времени. Но остерегайтесь поддаться искушению просто поболтать по телефону. Досадные помехи. Добрые друзья, товарищи, любящие поболтать, могут начисто провалить самые лучшие ваши намерения выдержать сроки. Вы можете сохранить их дружбу, тактично дав понять, что вы в цейтноте.
  • Приступайте к делу сразу же! Следите за тем, на что тратите свободное время. Если игра в мяч или другое занятие помогают вам отдохнуть и освежиться - прекрасно! Мы могли бы сберечь многие часы, если были бы чуть разборчивее при выборе кинокартин и телепередач, которые смотрим. Например, в недельной программе телевидения лучше заранее пометить, что смотреть. Очень хорошо, что у нас появился такой помощник - компьютер. Но беда в том, что мы, порой много полезного времени тратим на различного рода игры, переписки, разговоры. Помните, что всё хорошо в меру!
  • Меняйте, чередуйте занятия, дела. Это правило относится и к умственной деятельности - меняются предметы, занятия, и к смене труда физического умственным и наоборот.
  • Начинайте раньше. Начиная день всего на 15-20 минут раньше того, к чему вы обычно привыкли, вы зададите тон всему дню.

Вот так, оказывается, от обыкновенного режима дня зависит многостороннее гармоничное развитие личности.

«День не растянешь, но беречь время — это реально»
(автор статьи)

Конечно, вряд ли кто-нибудь слышал от детей просьбу «Папа, мама, научите меня жить». Скорее, наоборот. Здесь, я поделюсь подсказками, как научить ребёнка беречь время. У нас всех одинаковое количество часов, минут, секунд. Одни успевают всё и много, а другие не могут и малой части. Почему это происходит?

От умения беречь время, планировать дела зависит очень многое в жизни. Поэтому я и написал такой заголовок. Если мы хотим научить малыша жить, то одним из важнейших умений будет, как раз, грамотное распределения личного времени. Надо к этому.
Чем раньше начать, тем быстрее войдёт в привычку, и тогда ваш сын, дочь смогут добиться больших успехов в жизни. Кстати, когда родители перестают напоминать (нервировать), это уже большой успех.

Польза

1. Воспитание самостоятельности.
2. Вы, постепенно освобождаетесь от необходимости контролировать действия ребёнка.
3. Ваши сын, дочь не опаздывают, успевают отдохнуть, развлечься и сделать все дела.
4. Способность беречь время приносит только пользу.

Ваши действия

1. Мотивация.
Любому самостоятельному человеку нужна заинтересованность. Мотивацию придётся придумать самим.
Варианты:
· Занятия спортом, музыкой, рисованием подразумевает желание добиться успехов, а для этого надо выполнять определённые процедуры;
· Не успевает посмотреть мультфильм, поиграть в игру (времени не хватает);
· Не успевает делать уроки.

О том, как выбирать, искать место, где развивать составляющие творческих способностей , я писал отдельно. Здесь, мы рассматриваем другие вопросы.
В каждой семье своя жизнь. Основываясь на этих примерах, придумайте слова, фразы. Заинтересуйте ребёнка в составлении расписания.
Примеры:
· «Ты хочешь успевать играть на компьютере? Давай научимся для этого»;
· «Мечтаешь стать большим музыкантом? Для этого надо изучать музыкальный инструмент, репетировать, учить сольфеджио, музыкальную историю. Но, ты не успеваешь всё это. Я научу, как беречь время для занятий».

2. Задачи.
Первые дни, недели придётся заниматься распределением времени вместе. Подумайте, какие события происходят в жизни ребёнка регулярно. Достаточно проследить день, неделю. Составьте для себя список.
У каждого есть ежедневные события (детский сад, школа, секция, кружок), которые укладываются в определённые часы. Затем составьте вместе с ним список ежедневных дел. Пусть он (она) сам подсказывает, что ему необходимо делать. Советуйтесь с ним о времени, которое надо для каждого дела.

3. Самостоятельно.
Повесьте список дел по времени на видное место (над его столом для уроков, на двери его комнаты). Каждый день ребёнок будет ориентироваться по списку. Первое время, конечно, придётся вам за этим следить. Но, прежде чем напомнить понаблюдайте. Назойливость ещё никому не помогала.

Инсценировка на «закуску»

Известную фразу «Ты сделал уроки?», лучше заменить. «У тебя по плану, в какое время уроки?». Может последовать ответ, «Почему ты спрашиваешь?» ребёнок готов обидеться за то, что ему не доверяют. Ответ; «Хотел с тобой поиграть, но не помню время. Ведь, мы с тобой планы не нарушаем?».
Как всегда, не забывайте хвалить. Это очень большой стимул.
Удачи.

Вы планируете свои действия, составляете список дел, умеете беречь время?

Каждый человек имеет набор своих собственных ценностей: кто-то ставит во главе всего работу, кто-то – семью, есть люди, для которых нет ничего важнее денег, а кто-то считает самым важным суметь прославиться. Когда на самом деле в жизни каждого человека присутствует куда более важный ресурс, на которой он, к сожалению, зачастую не обращает внимание – время. Время есть жизнь. Оно неимоверно ценно. И это, вероятно, единственная жизненная составляющая, которую не изменить. Время не дает второго шанса, оно не прощает ошибки. Время не любит, когда его тратят впустую.

Как часто мы слышим присказки вроде: «В одну реку дважды не войдешь» или «Время не деньги, потеряешь - не найдёшь» и т.д. Время - бесценный ресурс. Его не вернуть, не поймать и не остановить. Единственное, что нам под силу, это ценить его и проводить с пользой, чтобы, как говорил Николай Островский, не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.

Часто ли люди задумываются над тем, на что потратили уже прожитые годы, часы, минуты? Скорее всего, подобная мысль возникает лишь тогда, когда времени остается катастрофически мало. А ведь очень важно вовремя осознать, на что именно мы тратим собственную жизнь. Время быстротечно, невосполнимо, и тратя свой ценнейший ресурс на ненавистную работу, на скучных людей и бессмысленные занятия, мы уничтожаете собственное счастье, собственную жизнь. Мы отдаем свое самое дорогое, самое важное время ерунде. Задумайтесь вот над чем:

Лучший подарок, который может сделать человек сам себе – это заниматься своим делом. С переходом к капитализму в мире появилась дикая тенденция, несмотря ни на что, заработать как можно больше денег. Я не хочу сказать, что это плохое явления, ни в коем случае. Однако в погоне за достатком, люди все чаще и чаще забывают о необходимости быть счастливыми: можно зарабатывать миллионы: миллиарды рублей, долларов, евро, как вам будет угодно, и свято ненавидеть то, чем занимаешься. Научитесь мерить работу не деньгами, а удовлетворением, которое она вам приносит, желанием вставать по утрам. Как однажды выразился Конфуций: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни». Постарайтесь тратить свое время на то, что приносит вам удовольствие, заниматься тем, что вам по душе.


Умение планировать свое время позволяет эффективное его использовать
. И вроде ничего нового вы сейчас не прочли, все прекрасно об этом знают. Но одно дело знать и совсем другое – воплощать в реальность. Знаете такое высказывание: «Деньги любят счет»? Так вот время любит планы, причем не просто пару слов на бумажке, а их последующее выполнение. Учитесь планировать свое время, проводить каждую минуточку с пользой или удовольствием. Люди, которые не умеют планировать свое время, не умеют жить. Они всего-навсего плывут по течению, не осознавая, что конец пути не за горами, и то, как ты прошел этот путь куда важнее, чем как ты его закончил. Планируйте, планируйте и еще раз планируйте свое время. Ставьте себе длительные и краткосрочные цели, делите их на составляющие и выполняйте. Не сидите на месте, не убивайте время.

Исполняйте свои мечты уже сегодня, не рассчитывая на потом. Никто не вечен. Так уж сложилось, что люди не бессмертны. Не стоит откладывать все на понедельник, следующий месяц, а то и год. Хотите научиться рисовать – не стесняйтесь, скорее записывайтесь на курсы или скачивайте самоучители, мечтаете прыгнуть с парашютом – дерзайте, хотите жить в Париже – так езжайте и хотя бы взгляните на него. Осуществляйте собственные мечты. Жизнь на то и одна, чтобы успеть попробовать все.

Но самое важное, чему нужно научиться: перестать жить прошлым и даже будущим, жить нужно сегодняшних днем. Не нужно жалеть об упущенных возможностях, размышлять о том, что было бы поступи вы так или иначе. Ваша жизнь происходит прямо сейчас, в этот самый момент. Обратите на нее внимание и сделайте ее счастливой!

Самые дорогие вещи в жизни - это те, которые не имеют цены. За которые, сколько бы ни заплатил, а не приобретешь, и не купишь. Нет таких магазинов и товарных баз. Очевидно, что есть много дорогого, которое можно купить, поднатужиться, украсть, в конце концов. Но есть вещи, которые не украдешь и не купишь. И из них главная - это время. Мы богачи, пока у нас есть время.

…Разбойник на кресте за пару часов купил себе вечность. Терпеливым страданием и открывшимися глазами на Христа, распятого рядом. Но мы с вами транжиры и моты. Транжиры и моты не бесценных слов, как говорил Маяковский: «Я бесценных слов транжир и мот». Мы транжиры и моты нашего времени, которое утекает сквозь пальцы. И вот ты уже превращаешься из мальчика в подростка, из подростка в юношу, из юноши в молодого человека, потом в дядьку, потом в деда. И там, глядишь, уже раскрыла пасть могила… Ее уже видно, она не за горизонтом, она уже ближе. А ты всё тратишь время свое и тратишь, бесценные часы, дни, годы, на всякую чепуху.

Когда калькуляция будет подведена, нам будет жутко стыдно. От того, что мы сказали много ненужных слов. Прожили много бесполезных, пустых, вообще, никудышних дней. Думали кучу разных мусорных мыслей. Как будто мы подрядились на помойке лазить. И всякая помойная мысль залезала в нас, и жила в нас, и мы жили с нею, и хорошо нам было с этой помойной мыслью. Стыдно будет ужасно. Потому что хорошего в нашей жизни чрезвычайно мало. Чрезвычайно. По нашей собственной вине.

Лучше всего это, пожалуй, изображает литературно и кинематографически известная сказка Евгения Шварца. «Сказка о потерянном времени». Где она выходит за рамки соцреализма, какой-нибудь там детской литературы, а уже прикасается к Евангелию и к таким смысловым вещам. И так бывает. Например, Николай Островский сказал, что жизнь дается человеку один раз, и прожить ее нужно так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы. В этом куске текста, который мы все когда-то учили наизусть, Островский вышел за рамки соцреализма и рамки собственного романа «Как закалялась сталь», и прикоснулся к чему-то большему. Потому что действительно мучительно стыдно. Так вот смотришь назад… «И прожили мы больше половины, как сказал мне старый раб перед таверной, мы, оглядываясь, видим лишь руины». Взгляд, конечно, очень варварский, но верный. Руины сзади, а что впереди? Впереди Суд Божий. А позади руины. Позади бесцельно, пусто прожитые годы. Мы теряем их.

И как в киносказке, бесы с вениками ходят и подметают наши потерянные секунды. Эти старички, молодеющие на чужом потерянном времени, и маленькие дети, стареющие на глазах оттого, что они дурно живут. Это правда. Это евангельская правда. Бесы сильнеют от нашей бездумной жизни. И мы стареем раньше времени от нашей бездумной жизни. У вас было много времени, но вы его … профукали. Но у вас еще есть время.

Умоляю вас, именем Господа Иисуса Христа, не профукайте и его. Проживите остаток жизни правильно, красиво и полноценно. Словно Волга вольная течет. А не как ручей, который курица переступит.

  • Воспитать у учащихся ответственное отношение к своему и чужому времени.
  • Вооружить учащихся рациональными методами учебного труда, расчета своего времени.
  • Оборудование:

    • плакат с названием темы классного часа; стенд "Рабочая минута" (цифры, факты, показывающие цену одной минуты страны, плакаты с высказываниями знаменитых людей, например:
      • "Счастье будущего человечества только в знании" (А. П. Чехов); "Жизнь заключается в вечном усилии- больше познать" (Э. Золя);
      • "Устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают" (Н. Е. Введенский, известный физиолог); "Небрежный человек все делает вдвойне" (А. В. Суворов);
      • "Кто не умеет с толком употреблять свое время, тот первым жалуется на его нехватку" (Жан де Лабрюйер);
      • "Нет силы более могучей, чем знание" (А. М. Горький) и др.;
    • стенгазета "Как мы организуем свой учебный труд" с примерными рубриками:
      • "Как сберечь минуту" (итоги хронометража уроков),
      • "Как мы готовим уроки" (итоги рейда по квартирам школьников),
      • "Мой режим дня",
      • "Сотвори себя сам" (о роли самовоспитания, некоторых приемах воспитания воли, развития внимания и т. д.),
      • "Что мы читаем" (анализ читательских формуляров учащихся),
      • "Советы учителей-предметников по вопросам НОТ",
      • "Советы врача",
      • "Прочти эти книги" (рекомендательный список литературы по вопросам самоорганизации) и др.;
    • выставка книг, плакат "Условия разумного труда и отдыха".

    Подготовка классного часа.

    1. Оповестить учащихся о теме классного часа.
    2. Помочь группе ребят подготовить небольшие сообщения по темам: "Мой режим дня", "Как я готовлю домашние задания", "Как я использую каждую минуту урока", "Одна минута моей Родины", "Мое свободное время. Как я его использую", "Как я воспитываю волю", "Как я развиваю память" и др.
    3. Членам учебной комиссии поручить провести хронометраж отдельных уроков, рейды по квартирам школьников.
    4. Библиотечному активу предложить проанализировать читательские формуляры учащихся и оформить выставку книг.
    5. Классной редколлегии поручить подготовить специальный выпуск стенгазеты.
    6. Группе ребят предложить подобрать высказывания знаменитых людей, пословицы, поговорки о роли знаний, о правильной организации труда.
    7. Пригласить на классный час родителей, врача и др.
    8. Предложить школьникам круг вопросов и заданий по теме классного часа:

    Пословицы и поговорки.

    • Порядок бережет время.
    • Наладь порядок - дальше он сам пойдет.
    • Упустишь минуту - потеряешь час.
    • Береги секунду - с нее начинается выигрыш времени.
    • Делу - время, потехе - час.
    • Ученье - свет, а неученье - тьма.
    • Ученье лучше богатства.
    • Корень ученья горек, да плод сладок.
    • Грамоте учиться - всегда пригодится.
    • Без наук - как без рук.
    • Начиная дело, о конце помышляй.

    Почему мы говорим "время - наше богатство"? Проанализируйте свой режим дня: помогает ли он вам рационально расходовать время?

    Проведите хронометраж своего рабочего дня и поищите в нем потерянные минуты.

    Подберите материалы из газет и журналов о НОТ в различных отраслях народного хозяйства.

    Возьмите интервью у родителей, знакомых, друзей о рациональном использовании ими рабочего и свободного времени.

    Примерное содержание классного часа.

    Учитель объявляет тему классного часа, кратко говорит о том, что такое время, почему его надо беречь.

    Время - это счет, которым оценивают учение, труд, добрые дела человека. Ценность времени сейчас значительно возросла, потому что время людей наполнено большими и значительными делами. Счет времени мы ведем часто не на годы, часы, а на минуты.

    Часто драгоценное время теряется из-за неорганизованности, излишней суеты, неумения использовать его рационально. Научиться беречь свое и чужое время надо уже в школе, так как юношеские годы - это не только годы учения, но и время становления личности, подготовки к труду, это период наибольшей гибкости и восприимчивости. Проанализируем: умеем ли мы рассчитывать свое время, правильно чередовать труд и отдых, осознаем ли цену минуты? Попытаемся научиться верно распределять время, научиться учиться.

    Умение ценить каждую минуту особенно важно в наши дни, когда ускоряются темпы жизни, труда, увеличивается объем информации и знаний.

    Учиться учиться - вот в чем важнейшая задача сегодняшнего школьника.

    Народная мудрость гласит: "Если человеку подарить одну рыбу, то он будет сыт один день. Если подарить две рыбы, то он будет сыт два дня. А если научить человека ловить рыбу, то он будет сыт всю жизнь".

    Для того чтобы выработать у себя навыки продуманной работы, необходимо многому научиться (правильно составлять планы, конспекты, работать с книгами, газетами, писать сочинения, правильно говорить и т. д.), серьезно заниматься самовоспитанием (воспитывать волю, внимание, развивать память, воображение и т. п.).

    Рациональному распределению времени способствует периодический хронометраж своего рабочего дня: определить, сколько времени уходит на выполнение домашнего задания, на обед, чтение газет, на разговоры по телефону, на разыскивание нужного учебника, тетради и т. д., сколько времени было потеряно на уроке.

    По окончании рабочего дня необходимо проанализировать, нельзя ли было поступить более рационально, т. е. где и за счет чего можно было сократить потери времени, на что его лучше было бы использовать. Впоследствии эти выводы следует учесть в своей работе.

    Далее предоставляется слово учащимся, которые проводили хронометраж своего дня с подробным анализом. Члены учебной комиссии, проводившие хронометраж работы классного коллектива на уроке, высказывают свои соображения о потере драгоценных минут учащимися класса на занятиях, о резервах времени.

    Мы знаем: время растяжимо,
    Оно зависит от того,
    Какого рода содержимым
    Вы наполняете его.
    Бывают у него застои,
    А иногда оно течет
    Незагруженное, пустое,
    Часов и дней ненужный счет.
    Пусть равномерны промежутки,
    Что разделяют наши сутки,
    Но, положив их на весы,
    Находим долгие минутки
    И очень краткие часы.
    (С.Я. Маршак)

    Что такое время, как оно измеряется? Как называется прибор, с помощью которого мы узнаем время? Зачем людям нужно знать время?

    Стучит,
    Бренчит,
    Вертится,
    Никого не боится,
    Считает свой век,
    А все не человек. (Часы)

    Умеете ли вы определять время? Назовите сколько сейчас времени? Почему так говорят: "Делу - время, потехе - час"?

    Перечислите все единицы времени, которые вы знаете (век, год, месяц, сутки, час, минута, секунда).

    Бежит стремглав минута.
    Минута коротка,
    Но за минуту можно
    Найти звезду, жука,
    Решение задачи и редкий минерал,
    Который до сих пор ещё
    Никто не открывал.
    (С.Я. Маршак)

    Учащиеся заранее выполняют творческую работу: 1 мин. Что я успел? Приложение1.

    За 1 мин. я прочитал(а) : слов

    За 1 мин. я присел(а) : раз

    За 1 мин. я:

    Дана лишь минута любому из нас,
    Но если минутой кончается час -
    Двенадцатый час, открывающий год,
    Который в другое столетье ведет, -
    Пусть эта минута, как все, коротка,
    Она, пробегая, смыкает века.
    (С.Я. Маршак)

    Можно ли обойтись без измерения времени?

    Приходилось ли вам самим рассчитывать время, чтобы не опоздать в школу?

    Выполните творческую работу по расчету личного времени "Я собираюсь в школу". Заполните таблицу: день недели, начал собираться в школу, готов к уроку. Вычислите, за какое время (в среднем) вы можете собраться и дойти до школы, чтобы не опоздать на уроки.

    Сколько раз пытался я ускорить
    Время, что несло меня вперед,
    Подхлестнуть, вспугнуть его, пришпорить,
    Чтобы слышать, как оно идет.
    (С.Я. Маршак)

    Сколько времени тратят на то, чтобы умыться, убрать за собой, дойти до школы, магазина и т.д.

    Очень эффективная мера борьбы с потерями времени - установление четкого режима дня.

    Классный руководитель предоставляет слово учащимся, которые выработали для себя оптимальный режим дня, с учетом способностей, домашних условий, занятости в музыкальной школе, спортивной секции и т. д. В своих выступлениях ребята рассказывают, как помогает им соблюдение режима дня в учебе, спорте, отдыхе. Члены учебной комиссии докладывают результаты рейда по квартирам школьников, обращают при этом внимание на то, есть ли у одноклассников постоянное рабочее место, где хранятся тетради, учебники, есть ли домашняя библиотека, выполняется ли режим дня, выделено ли специальное время для приготовления уроков, помощи своей семье по дому и т. д.

    Классный руководитель обращает внимание школьников на стенгазету, где помещены разные варианты режима дня, и предлагает им по окончании классного часа выбрать для себя один из наиболее приемлемых.

    Далее учитель отмечает, что четкая организация дела, планирование работы всех видов, особенно тех, которые требуют дополнительных усилий (сочинения, доклады, рефераты и т. д.), позволяют экономить силы и время. Лучше всего записывать свой план работы в блокноте, тетради или личном дневнике.

    Классный руководитель обращает внимание школьников на то, что труд и отдых - верные союзники. Труд создает условия для хорошего отдыха, отдых обеспечивает творческий трудовой подъем. Учащимся предлагается рассказать о том, как они отдыхают.

    Многие из них отдыхают неправильно: читают запоем детективную литературу лежа на кровати, просматривают все подряд передачи по телевизору, ведут бесконечные разговоры с друзьями по телефону и т. д.

    Как же отдыхать по-настоящему? Об этом вы можете узнать, познакомившись подробнее с принципами НОТ.

    Вывешивается плакат "Условия разумного труда и отдыха".. Учитель читает и комментирует. В более подготовленном классе это делают сами учащиеся.

    Условия разумного труда и отдыха.

    • Первое условие отдыха - хорошая работа. Когда вы сделали что-то полезное, остались довольны своим трудом, вы чувствуете потребность в отдыхе, который честно заслужили.
    • Сочетайте труд с отдыхом, переключайтесь с физического труда на умственный или с одного вида учебного труда (математики, физики, химии) на другой (историю, литературу, географию).
    • Начинайте с простого дела или с того учебного предмета, который вам дается легко. Помните, что переход от отдыха к труду требует перестройки всего организма, а для этого необходимо время.
    • Не допускайте переутомления. Это достигается с помощью рациональной организации труда, а именно: при ясном понимании цели труда, точном расчете сил и времени, при строгой дозировке работы, применении рациональных приемов чтения, письма, счета, работы с книгой и т. д.
    • Помните, что одинаково вредно в любой работе как торопиться, так и медленно раскачиваться.
    • В основе отдыха должна лежать активная деятельность - движение, ускоряющее обмен веществ, повышающее жизненный тонус и быстро снижающее усталость.

    Литература.

    1. Бизнес-блокнот 80 листов. - М.: ООО "Хатбер- М". - 2004 г.
    2. Нисимчук А.С. Экономическое образование школьников. Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1991. -127 с.