Описание праздника

По кончине первого христианского, благоверного и благочестивого царя Константина Великого, царский престол занял сын его Констанций , который уклонился в злочестивую ересь Ария, хулившего Сына Божия . Тогда, в посрамление злочестивых еретиков, для уверения неверных и утверждения православных, во святом граде Иерусалиме явилось дивное знамение: во дни святой Пятидесятницы, 7 мая, в третьем часу на небе явилось изображение честного Креста Господня, сиявшее неизреченным светом, сильнейшим солнечных лучей, что видел весь народ, пораженный великим ужасом и удивлением. Сие знамение Креста начинаясь над святою горою Голгофскою, на которой был распят Господь наш , достигало до самой горы Елеонской , отстоящей от Голгофы на расстоянии пятнадцати стадий, широта крестного знамения соответствовала его длине; красота же его, напоминавшая подобие разноцветной радуги, была столь велика, что привлекала к себе взоры всех. И все, имел ли кто в руках какое-либо дело, находился ли в жилищах, - оставив все свои дела и вышедши из домов, с вниманием и страхом созерцали пречудное знамение. Потом все многочисленные толпы иерусалимлян, исполнившись от этого божественного видения страха и радости, поспешили с глубоким умилением и сердечною теплотою в святую церковь, - все старцы и юноши, мужи и жены, притом и с грудными младенцами, также и безбрачные девицы, заключившиеся в безмолвии - и те, вышедши из своих жилищ, устремились туда же, и вообще всякого возраста и состояния жители Иерусалима, странники и чужеземцы, православные христиане и иноверные. И все они единодушно громко прославляли Иисуса Христа, Господа нашего, Сына Божия единородного, Бога истинного от Бога истинного, Промыслителя великих чудес.

Тогда неверующие еретики, враги и хулители Божества Христова, исполнились стыда, видя в явлении Креста таковую великую, божественную славу и силу Христа Господа, самою действительностью удостоверившись в то время в том, что христианская вера есть правая, истинная и благочестивая и предлагает верующему не от человеческой внешней мудрости изученные слова, но утверждается на откровении Духа Святого и благодати, и засвидетельствована небесными знамениями и чудесами. О повествуемом чудесном явлении знамения Креста святейший патриарх Иерусалимский известил посланием царя Констанция, увещевая его обратиться к православному учению. Ермий же свидетельствует, что чрез сие явление на небе святого Креста , весьма многие из иудеев и эллинов пришли к истинной вере и, приступив с покаянием ко Христу Богу нашему, приняли святое крещение. И все благочестно прославляли Христа Бога нашего, Единосущного и Соприсносущного Отцу и Святому Духу. Мы же, исповедуя неисповедимую Его силу, явленную Крестом, превозносим нашими благодарными хвалами Господа Бога нашего и поклоняемся подножию ног Его, святому Кресту, умоляя милосердие Господне, дабы во второе страшное Свое пришествие Христос сподобил нас узреть имеющее тогда явиться "Знамение Сына человеческого" (), Крест святой, в радости и надежде спасения и им, как бы ключом, отверз нам двери царства небесного, как некогда благоразумному разбойнику рай (), и вчинил нас вместе с благословенными Своими овцами во веки (). Аминь.

Примечания

Констанций, сын Константина Великого, по смерти отца получил Восток, Азию и Египет, в 357 г. победив убийцу брата своего Констанса, Магненция, он соединил под своею властью всю Римскую империю. Он разрушал языческие храмы или отдавал их христианам для обращения в церкви; несколько раз им издавался закон, запрещающий отправления языческого культа. Но своим сочувствием ереси Ария Констанций сильно увеличил религиозные раздоры того времени: он преследовал православных епископов, низводил их с кафедр и даже подвергал заточению; при нем ариане занимали высшие места в государстве. Констанций умер в 361 г., во время похода против своего двоюродного брата Юлиана, провозглашенного войсками в Галлии императором, куда он сам назначил его главнокомандующим. Григорий Назианзин сообщает, что пред смертью Констанций раскаивался в своем преследовании православных.

Родоначальником арианской ереси был пресвитер александрийский Арий. Он отрицал единосущие Сына Божия с Отцом, почитал Иисуса Христа творением и не признавал за Ним божественных совершенств, - всемогущества, всеведения и проч. Ересь Ария подверглась решительному осуждению на первом (325 г.) и втором (381 г.) Вселенских соборах, причем было установлено равенство Сына Божия с Отцом, что и исповедует каждый христианин во втором члене Символа Веры, который был составлен отцами I Всел. собора. В V в. арианство почти не имело последователей в Римской империи, но возродилось в Германии среди готов, бургундов, вандалов и логгобардов, где существовало до VII в.

По нашему счету около 9 часов утра. - Самое событие следует отнести к 351 г. В этом году пасха была 31 марта, след. Пятидесятница 19 мая; 7 мая приходится на вторник последней недели пред Пятидесятницею.

Голгофа находилась ранее вне Иерусалима ( ; ); лежит на северо-западной стороне св. города. Свое название (Голгофа с еврейского - череп, лобное место (), вероятно, получила по сходству с черепом. По преданно здесь был погребен Адам.

Гора Елеонская и Масличная - горы иудейские, лежат к востоку от Иерусалима (), Масличная получила свое название благодаря множеству росших на ней маслиничных деревьев. Господь Иисус Христос во время Своей земной жизни часто приходил на гору с учениками Своими (). На западном склоне горы Елеонской находится Гефсиманский сад, где Господь молился в ночь пред страданиями и где был предан Иудою ( ; ) На юго-восточном склоне горы находилось селение Вифания, откуда Господь предпринял торжественный вход в Иерусалим ( ; ). По преданию, с горы Елеонской Господь вознесся на небо (). B IV в. матерью Константина Великого на горе Елеонской был воздвигнут христианский храм, обращенный впоследствии турками в мечеть.

Св. Кирилл, архиеп. Иерусалимский, патриаршествовал с 350 по 387 г. Известен своею борьбою с ересью ариан. Память его празднуется 18 марта.

Созомен - церковный историк V в. Его "Церковная история" обнимает период времени с 323 по 439 г. (но до нашего времени сохранился рассказ лишь до 423 г.). Созомен написал также историю трех первых веков христианства, но до нас она, к сожалению, не дошла. - Об описываемом дивном, знамении Созомен упоминает в IV кн. своей "Церковной истории", в главе 5.

Явление Креста на небе предвещало Церкви тяжелые времена - господство арианства. Ровно 10 лет (по 361 г.) арианство держалось на престоле в лице Констанция, затем сменилось богоотступничеством Юлиана (361-363 г.); после Юлиана 14 лет покровительствовал арианству император Валент (364-378 г.).

Молитвы

Тропарь воспоминания явления на небе Креста Господня в Иерусалиме

Креста́ Твоего́ о́браз ны́не па́че со́лнца возсия́,/ его́же от горы́ святы́я да́же до ло́бнаго ме́ста просте́рл еси́/ и в нем Твою́, Спа́се, кре́пость уясни́л еси́,/ сим укрепля́я нас,/ и спаса́й вы́ну в ми́ре// моли́твами Богоро́дицы, Христе́ Бо́же, и спаси́ нас.

Перевод: Креста Твоего явление ныне сильнее солнца воссияло, его от горы святой до Лобного места распространил и в нем Твою, Спаситель, силу открыл, тем укрепляя нас, и спасай всегда в мире по молитвам Богородицы, Христе Боже, и спаси нас.

Кондак воспоминания явления на небе Креста Господня в Иерусалиме

Отве́рзый Небеса́ заключе́нная, на Небеси́ пресве́тлыя лучи́,/ на земли́ возсия́ Пречи́стый Крест:/ те́мже, сия́ние его́ де́йства прие́мше, к незаходи́мому наставля́емся Све́ту/ и во бране́х и́мамы его́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.

Перевод: Отворивший Небеса закрытые, на Небесах светлейшие лучи, на земле воссиял Пречистый Крест: потому, сияние Его силы принимая, к незаходимому приводимся и в битвах имеем его оружие мира, непобедимую победу.

Сегодня Церковь воспоминает явление Креста на небе в Иерусалиме в 351 году. Господь явил это знамение, когда многие христиане увлеклись еретическим учением Ария, и даже сын Константина Великого император Констанций уклонился в арианство. Еретики утверждали, что Сын не равен Отцу, называли Господа нашего Иисуса Христа творением. Тогда на небе днем явился Крест, простиравшийся от Голгофы до Елеона. Он переливался всеми цветами радуги, сиял ярче солнца и был виден всем жителям Иерусалима.

Господь являет на небе Крест, чтобы напомнить людям некогда сказанное через пророка Исаию: «Как небо выше земли, так Мои пути выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших » (Ис. 55, 9). Может ли человек соревноваться с Богом в разуме?!

Изначально человечество было призвано познать Творца, но когда, по Апостолу, «мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, тогда благоугодно было Богу юродством проповеди (Креста) спасти верующих » (1 Кор. 1, 21). Крест есть знамение пререкания для рационального мышления. «Ибо , - как говорит тот же Апостол, - и иудеи требуют чудес, и эллины ищут мудрости, а мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие, для самих же призванных… Божию силу и Божию премудрость » (1 Кор. 1, 22-24).

Крест - это призыв к людям покаяться, смириться, оставить свои мудрования и прислушаться к тому, что говорит им Бог. Вразумляя гордое человечество, Господь специально избирает немощное и немудрое мира, чтобы посрамить сильных и разумных, да не хвалится пред Богом никакая плоть (1 Кор. 1, 27-29). Чтобы проникнуть в тайны Божии, нужно самому стать духовным, получить новое рождение, ум Христов. Поэтому первой проповедью Господа на земле были слова: «Покайтесь и веруйте в Евангелие » (Мк. 1, 14).

Крест имеет две составляющие: вертикальную, символизирующую волю Бога, и горизонтальную - человеческое произволение. Направлены они в разные стороны и соединяются только в центре - во Христе, совершенном Богочеловеке, Который примирил на Кресте Небо и землю, Божество и человечество. В Нем мы обретаем мир, исполнение воли Божией и полноту бытия.

Люди же, как правило, мыслят земными категориями, мерят по себе и, даже в области веры и философии, мудрствуют по-человечески. Подобно эллинам ищут мудрости, но не от Бога, а житейской, душевной, подобно иудеям требуют чудес, но лишь для того, чтобы подтвердить свои собственные построения и убеждения. Не полезно нам искушать Бога.

В сегодняшнем Евангелии Господь говорит иудеям: «Если не верите Мне, верьте делам Моим » (Ин. 10, 38). Современники Христа видели, как Он творил чудеса: исцелял болезни, изгонял бесов, воскрешал мертвых, как Он читал помышления и со властью повелевал стихиями и человеческими душами. А сегодня мы знаем намного больше чудес, чем жившие тогда. Мы знаем, как Он умер и воскрес, знаем, как Дух Святой сошел на Его последователей, как Церковь победоносно прошла по миру, совершенно его изменив. А сколько чудес сотворено святыми, сколько чудес Господь сотворил в нашей жизни, неужели нам нужны еще какие-то подтверждения и чудеса?! Если люди ищут новых чудес, значит, их все это не удовлетворяет, им хочется подтвердить какие-то свои измышления или угодить страсти тщеславия. Искание чудес нескромно и опасно, потому что враг коварен и в конце времен будет даже сводить огонь с неба, чтобы уловить и избранных.

Итак, дорогие братья и сестры, будем довольствоваться многочисленными дарами и откровениями Бога. Не будем изобретать новое, но постараемся постигнуть открытое нам в Священном Писании, в Предании Церкви, в духовном опыте многих поколений христиан и в собственном сердце. Приблизимся к Богу в молитве, соединимся с Ним в Таинствах, чтобы Он просветил наш ум, освятил сердце и преобразил душу небесной благодатью. Это и будет самым главным и спасительным чудом - мы познаем Господа нашего Иисуса Христа, Божию силу и Божию Премудрость, и в Нем обретем жизнь вечную. Аминь.

Игумен Леонтий (Козлов)

В первое время после перемены календаря, несмотря на неприятие ее сознанием большей части церковного народа, число тех, кто решительно порвал с оффициальной Церковью, было невелико. Среди них не было не только ни одного иерарха, но даже и священников, пока лишь через полгода двое не примкнули к истинно-православным. Впрочем, было некоторое число благочестивых священников, которые хотя и не выходя формально из оффициальной Церкви (поскольку у старостильников не было еще епископов), не подчинялись ей в календарном вопросе, служили по-старому и поддерживали старостильническое движение.

Но все же основную роль в движении (даже и после присоединения к нему многих клириков) играли миряне, которые образовали Ассоциацию Православных с целью борьбы за возвращение в церковное употребление старого стиля. Борьба эта не была "борьбой изнутри", подобной той, которую ведут ныне "консервативные" члены модернистских церквей против своего священноначалия. Хотя верные и писали петиции в Синод новостильной церкви, убеждая их вернуться к отеческому календарю, тем не менее, они вполне отделились от молитвенного общения с новшествующими. С момента появления у них духовенства истинно-православные проводили свои отдельные богослужения в частных домах и загородных часовнях, преследуемые полицейскими властями, подстрекаемыми Пападопулосом, который представлял им старостильников "контрреволюционерами".

И хотя с самого начала разделения начали совершаться различные чудеса Божии, доказывавшие правоту старостильников, но поворотным в судьбе ИПХ стал день Воздвижения Креста Господня 14 / 27 сентября 1925 года. То, что произошло тогда, привлекло в лагерь старостильников многих и сделало движение поистине народным, а изображение события, помещенное в выпущенной по поводу его Ассоциацией Православных листовке, с тех пор украшает собой большинство изданий движения и стало поистине его эмблемой.

Вот текст листовки.

ЯВЛЕНИЕ В НЕБЕ ЧЕСТНАГО КРЕСТА
ПО СТАРОМУ КАЛЕНДАРЮ

Примерно в полночь с 13 на 14 сентября 1925 года, над часовней Св. Иоанна Богослова в Афинах.

По точным сведениям очевидцев и большого числа полицейских чинов.

Изображение события как оно было видимо с расстояния в 200 метров к северо-востоку.

"Ассоциация Православных", признанное общество, следующее старому месяцеслову, в котором оно утверждается, ибо считает введение григорианского календаря антирелигиозным и антиканоническим, праздновала сегодня, 14 сентября по традиционному церковному календарю, праздник Воздвижения Честнаго Креста. Ради сего праздника более двух тысяч членов Ассоциации собрались с 9 вечера накануне у загородной часовни св. Иоанна Богослова, где и служилось бдение. Естественно, это собрание верных не утаилось от глаз полицейских властей, которые пришли наблюдать за службой в 11 вечера, "ради порядка", как ониутверждали.

Какова бы, впрочем, ни была их миссия, несколько минут спустя по их прибытии, по причинам, превосходящим любой приказ человеческих властей, они были невольно вынуждены причислиться к множеству верных, которых было уже столько, что они не могли вместиться даже во дворе церкви. Было 11.30 вечера, когда прямо над церковью и в направлении с запада на восток явился яркий белый крест. Свет от него падал лишь на пространство вокруг церкви и на множество верных, присутствовавших за богослужением. Он совершенно затмил сияние звезд, в то же время освещая церковь и двор, как если бы на них был направлен электрический прожектор. Горизонтальная линия этого Небесного Креста наклонялась вправо, а в нижней части перпендикулярной ей линии меньший крест был образуем другой меньшей горизонтальной перекладиной. Это небесное знамение было непрерывно видимо на протяжении получаса, а затем начало бледнеть мало помалу.

То, что последовало за явлением этого небесного знамения, не описать человеческими словами. Едиными усты и единым сердцем все люди, присутствовавшие на всенощной, упали на колени и возопили с чувством, и начали петь и славить Господа. Полицейские власти забыли свое первоначальное намерение и вновь обрели в глубине своего сердца веру своего детства. Все место преобразилось в уголок иного мiра, чуждого этой земле. Каждого одолело невыразимое и священное чувство; все плакали. Бдение продолжалось и окончилось около 4-х утра, когда все множество народа начало возвращаться в город и рассказывать повсюду о чуде, бывшем ночью и переполнившем всех воодушевлением.

Возможно, найдутся такие, кто не поверит, кто усомнится в происшедшем; возможно, найдутся люди, мнящие себя мудрецами, которые будут стремиться объяснить виденное галлюцинацией, или опровергнуть его иными хитроумными аргументами. Однако и те, и другие доводы опрокидываются, если принять во внимание, что явившееся не было моментальным и быстро исчезнувшим видением, но явлением, видимым в течение получаса и более, которое созерцали и удивлялись ему более, нежели две тысячи человек. По счастью, среди тех, кто видел и был поражен зрением этого небесного и сияющего Креста, были также и представители полицейских властей. Посему, теперь и церковь, и государство обязаны расследовать и подтвердить происшедшее на оффициальном уровне.

Однако, помимо всего этого, мы веруем, что явление этого Небесного Креста в день праздника Воздвижения Креста по старому стилю, составляет еще одно подтверждение от Бога касательно правоверия тех, кто следует этому стилю; оно также предоставляет полезное напоминание с Небес тем, кто руководит сегодня церковными делами, чтобы они пересмотрели свои противоканоничные решения, касающиеся одностороннего введения григорианского календаря; ибо посредством сего решения они отделили себя от большей части Православия.

Совет Правления Ассоциации Православных:

Перикл Гетурис, секретарь

Константин БерлисИоанн Сидерис

Андрей ВаноридисКонстантин Коциафтопулос

Александр СимонидисХаралампий Маврояннис

После этого чуда, весьма воодушевившего старостильников и поддержавшего веру в то, что Богу угодно их отделение от новшествующих, число их стало непрерывно возрастать, так что к 30-м годам Греческое Религиозное Общество Истинно-Православных Христиан, в которое в 1926 году была преобразована Ассоциация Православных, насчитывало около 800 отделений (т.е. приходов) по всей Греции. Увеличилось также и число священников, которое пополнилось, в том числе, и за счет присланных на помощь истинно-православным нескольких иеромонахов с Афона, где в Великий Четверток 1926 года 450-ю иеромонахами и монахами был подписан документ о создании "Священной Лиги монахов-ревнителей" для защиты Православия от календарной реформы. Среди прибывших с Афона были замечательные подвижники, такие как архимандрит Евгений (Лемонис), слепой, но прозорливый старец Иероним и духовник трех тамошних монастырей иеромонах Матфей (Карпафакис). Когда же в 1927 году греческое правительство приняло новый Закон о Святой Горе, коим деятельность Лиги была запрещена, то из числа наиболее активных ее деятелей 19 человек были изгнаны с Афона и частью заключены под стражу в монастырь на о. Лесбос, частью же оставлены свободно перемещаться по Греции. Последние также присоединились к тем, кто уже посвятил себя окормлению отделившихся верных, разъезжая для этого по всей стране. От них во многих приходах истинно-православных укоренился афонский обычай служить под праздники действительно всенощные бдения.

Теперь, прежде чем мы перейдем к описанию последующих событий, давайте рассмотрим один экклезиологический вопрос, а именно – как относились друг к другу разделившиеся.

Вопрос этот чрезвычайно важен, ибо с одной стороны, как мы увидим далее, именно отношение к оффициальной церкви и совершавшимся в ней таинствам было основным принципиальным пунктом, по которому истинно-православные разделялись между собой. А с другой – он является также камнем преткновения для "борющихся изнутри", которые едины с зилотами в осуждении экуменизма, но считают "фанатизм" последних противоположной крайностью, как бы оборотной его стороной. Посему, рассмотрим этот вопрос в исторической перспективе.

Как мы уже видели, Ассоциация Православных была изначально создана для борьбы за возвращение старого календаря, а не для создания иной церковной юрисдикции, что, впрочем, было естественно, если учитывать, что в ней первоначально не было ни одного духовного лица. На этой первой стадии движение еще не порывало молитвенного общения и с "борющимися изнутри". Так, организационное собрание Ассоциации благословил, отслужив водосвятный молебен и окропив собравшихся святой водой, замечательный афинский священник, о. Николай Планас, который хотя до самой своей смерти в 1932 году и продолжал служить по старому стилю, все же оффициально не отделялся от Пападопулоса. Благословляя Ассоциацию, он сказал: "Все, что бы ни было неканонично установлено, – падет". Папа-Николай не был одинок в своих надеждах, ибо среди "борцов изнутри" были и другие священники и даже архиереи, из которых одни писали в Синод, требуя возвращения старого стиля, другие откладывали в своих епархиях введение нового (как, например, митрополит Герман Димитриадский, перешедший на новый стиль лишь в конце 1928 года, и то будучи принужден к тому серьезными мерами правительства), третьи даже помогали отделившимся, как митрополит Хризостом Флоринский, который писал под псевдонимом "Церковник" (Εκκλησιαστικός) исповеднические статьи в оффициальный орган ИПХ "Вестник православных" (Κήρυξτών Ορθοδόξων).

Последним двоим довелось, впрочем, убедиться в тщетности этих надежд – и тогда они покинули ряды оффициальной иерархии и возглавили борьбу ИПХ; но именно таковыми надеждами они и объясняли впоследствии тот факт, что медлили с этим шагом на протяжении стольких лет.

Также и за пределами Элладской церкви были такие, кто поддерживал старо-стильников; например, митрополит Александрийского патриархата Христофор Леонтопольский, который в 1925 году опубликовал свой детальный разбор календарной реформы, каковую он недвусмысленно осуждал. Став в 1939 году патриархом, он хотя и не смог вернуть в Александрийской церкви старый стиль, но, тем не менее, продолжал оказывать моральную поддержку старостильникам Греции. Так, в 1955 году, по смерти первоиерарха ИПХ митрополита Хризостома Флоринского, патриарх Христофор отслужил по нему торжественную панихиду в своем патриаршем соборе св. Саввы в Каире, а в 1958 году ходатайствовал за гонимых старостильников перед греческим правительством, правда безуспешно.

Но это были сравнительно немногочисленные примеры отдельных личностей: оффициальное же отношение новостильной иерархии было совсем иным. Так, 24 апреля 1926 года вышла в свет Энциклика государственной церкви Греции за № 2398 / 2203, в которой говорилось о ревнителях отеческих традиций, что "они отделились от Церкви и отсекли себя от Тела Христова, навлекая на себя осуждение и отлучение, не зная или, возможно, забыв, что тот, кто не слушает Церковь – якоже язычник и мытарь (Мф.18:17)... Решения Церкви абсолютно обязательны; тот, кто не подчиняется им, более не принадлежит к ней, он лишен даров божественной благодати; он отделен и отсечен от нее и подлежит вечной муке". Для сравнения стоит вспомнить, что неправославные при том признавались "сонаследниками Божиими во Христе" (Энциклика 1920 года). Но истинно-право-славным новостильные иерархи отказывали не только в "наследии Божием", но также и в земном, ибо считали, что их дети были некрещеными, что браки, совершенные старостильными священниками, были недействительными, а рожденные в них дети, стало быть, незаконнорожденными и не обладающими правами наследства. Непризнание "даров божественной благодати" в священнодействиях старостильников выражалось также и в конкретных действиях: полицейские отряды, посланные по наущению иерархов, врывались в храмы, разгоняли молящихся, зачастую прерывая уже начавшиеся богослужения, снимали со священников рясы и насильно брили им бороды. Не оставались в бездействии и сами духовные лица. Так "в 1936 году новостильный митрополит Фокийский Иоаким вошел во время литургии в старостильную церковь в селении Десфини в Фокии, где все это время служил иеромонах Феона. Митрополит выхватил святую чашу из рук о. Феоны, бросил ее на пол и стал топтать ногами, пока совершенно не исковеркал. Затем он схватил о. Феону, голыми руками вырвал у него бороду, швырнул его на пол и начал бить ногами немилостивно. В скором времени о. Феона умер от нанесенных ему увечий. Несмотря на это человекоубийственное деяние митрополит Иоаким был впоследствии переведен с повышением в более значительную епархию – Димитриадскую митрополию".

В то же время в отношении "сонаследников" предлагалось "взаимное уважение к практикам и обычаям различных церквей" и, конечно же, признавались их крещения, браки и даже рукоположения.

Естественно, все это способствовало переосмыслению ситуации и самими старостильниками. Когда в 1926 году Ассоциация Православных была преобразована в Греческое Религиозное Общество Истинно-Православных Христиан, то выражавшееся самим этим названием экклезиологическое самосознание имело уже несколько иной оттенок, равно как и цель движения, подразумевавшая уже не только борьбу с новшеством, но и собственно религиозную жизнь в положительном аспекте.

Тем не менее, старостильники пока еще не делали окончательных выводов (по крайней мере, оффициально). Подобно тому, как в листовке, посвященной явлению Креста, говорили об отделении новшествующих не от Православия, а от "большей части Православия", что можно было понимать в смысле разделения в праздновании, но еще не по существу, так и после выхода в свет Энциклики 1926 года и начала гонений, "они, – как пишут американские авторы, – продолжали подписывать воззвания в новостильный Синод Элладской церкви в 1929 и 1933 годах, подчеркивая осуждение григорианского календаря тремя Всеправославными Соборами. Они призывали к возвращению к традиционному календарю с целью избежать раскола (курсив сост.) в Элладской церкви".

Крайней своей точки эта позиция достигла в 1931 году, когда Совет Правления Общества поднес Хризостому Пападопулосу прошение, чтобы он направил некоторых своих священников служить для старостильников, в обмен на возобновление поминовения его имени за богослужением. Этому, однако, воспротивились истинно-православные священники и монахи, в числе коих важную рольиграл иером. Матфей (Карпафакис). Вместе с большинством народа они воспрепятствовали осуществлению данного плана. Совет Правления был распущен и заново сформирован в другом составе. В новом Совете заместитель председателя и часть членов были духовными детьми о. Матфея, что придало последнему больше веса среди ИПХ.

Сам о. Матфей в 1934 году писал: "Те, кто управляет ныне Элладской Церковью, вместе с последующим им священством, упорствуют в заблуждении, злославии, расколе, хуле на Духа Святаго, ереси папистского календаря! И они уводят народ в заблуждение и становятся "иерархами-ересиархами" по слову божественных Отцов!"

И подобной позиции придерживался не он один. В. Мосс в своей книге приводит следующий рассказ:

"25 октября 1925 года четыре монахини монастыря св. Пелагии на острове Тинос предстали перед церковным судом за разрыв общения с новостильниками. Суд постановил, что они должны быть сосланы, но они игнорировали этот приказ и продолжали вести миссионерскую работу среди паломников, приходивших поклониться чудотворной Тиносской иконе Матери Божией. 14 апреля 1926 года три из них были посланы на суд в Афины. Во время процесса епископ Синезий Фивский сказал одной из монахинь, игумении Евпраксии, которая, кстати, приходилась ему двоюродной сестрой: "Если вы не покаетесь и не примете решения Священного Синода относительно календаря, я лично сниму с вас рясу". – "Мне жаль, – ответила игумения, – чтородственная кровь течет в наших жилах, и что вы нарушили вашу архиерейскую присягу. Я скажу вам только одно: я предпочитаю идти в Рай в цветных одеждах, но православной, нежели быть в аду в моей рясе, но вместе с раскольниками!" Семь архиереев под председательством Хризостома Пападопулоса приговорили монахинь к лишению схимы и отлучению. Затем десять ведущих ревнительниц были изгнаны из монастыря. Но остальные продолжали свою борьбу".

Таким образом, мы видим, что при самом широком спектре мнений среди старостильников насчет государственной церкви, оффициальная их позиция была весьма сдержанной и уж во всяком случае далекой от фанатизма, в котором скорее можно обвинить противную сторону. Вполне определенно отвергая и осуждая календарное новшество, старостильники сознавали, что вынесение определений касательно новшествующих принадлежит к компетенции иерархии, каковой у них в то время еще не было.

The Struggle... стр.42–44.На следующий день, 28.09.1925, это "Оповещение" было опубликовано под несколько измененным названием в газете "ΣΚΡΙΠ"; см. фототипическое воспроизведение в Νάματα Πατρώας Ευσεβίας,№ 3.2000 г. изд. стр. 42–43.

Всенощных в нашем понимании в Греческой Церкви нет, обычно служится вечером вечерня, а утром – утреня с литургией.

"Зилот" – по-гречески означает "ревнитель". Это название, вначале прилагавшееся к афонитам, не поминающим Константинопольского патриарха, а затем перешедшее и на всех истинно-православных христиан.

Несколько лет тому назад о. Николай Планас был канонизирован новостильниками.

Nun Martha , Papa-Nicholas Planas, the Simple Shepherd of the Simple Sheep. Holy Transfiguration Monastery, Boston 1981, цит. по: Мосс, стр. 235.

Цит. по The Struggle... стр.40–41.

В Греции церковные акты крещения и венчания имеют юридическую силу в государстве. Гражданские акты старостильников были впервые признаны властями города Пирей в 1947 г. вопреки протестам оффициальной церкви. Ныне они признаются по всей Греции.

Monk Spyridon , Dialogue of an Old Calendarist with a New Calendarist, Birmingham, England, цит. по The Struggle… стр. 267.

The Struggle… стр. 41.

Акакий , стр. 8, см. Κήρυξ τών Ορθοδόξων № 17 от 28.07.1934.

Επισκόπου Ανδρέου, Ματθαίος , 1963,цит. поМосс , стр.238.

Мосс , стр. 224–225; см.Μητροπολίτου Καλλιοπίου , Δεινοπαθήματα Γ.Ο.Χ., τ.1, Πειραίυς,1990, стр.30.

Кресты на небе люди принимают за знамения, предвещающие ход событий

На протяжении многих веков люди наблюдают в небе различные удивительные явления. Кто-то приписывает им божественное происхождение, кто-то видит в них неопознанные летающие объекты (НЛО) и связывает их с деятельностью пришельцев из других миров, а кто-то пытается найти ответы, основываясь на современных знаниях о метеорологии, оптике и законах физики. Но убедительных объяснений многих явлений никто дать не может. А они продолжают появляться на небосклоне и будоражат умы.

Перед грозой

Свидетелем подобного явления оказался и я. Это произошло в конце весны нынешнего года в Черногории. 17 мая под вечер я решил прогуляться по набережной небольшого курортного посёлка Бечичи, что находится по соседству с Будвой, популярным курортным городом Черногории, раскинувшимся на побережье Адриатического моря. Когда я выходил на прогулку, жара начала спадать, но до заката было ещё далеко, и солнце сияло на синем, безоблачном небе. Я направился в противоположную от Будвы сторону, по направлению к небольшой деревушке Рафаэловичи. Там, в одном из многочисленных ресторанчиков, расположившихся вдоль набережной, я намеревался провести остаток дня за чашкой кофе, наблюдая закат. Но неожиданно погода изменилась, когда я был уже на середине пути. Подул ветер, и быстро надвигающаяся со стороны моря грозовая туча закрыла почти всё небо, а солнечные лучи уже с трудом пробивались сквозь разрывы облаков.

Опасаясь оказаться под дождём, я решил вернуться. Повернув обратно, я посмотрел на небо, прикидывая, сколько времени осталось до начала грозы. Меня поразило то, что я увидел. На западе, среди облаков, на фоне грозовой тучи ясно просматривался равноконечный крест. Он был как бы искусственно вырезан в облаках, нависших над полуостровом Завала, который отделяет Будвинскую бухту от Бечичи. Крест был идеально симметричный, с острыми концами. Сначала я его некоторое время рассматривал, но потом сообразил, что надо сделать фотографию. Пока готовился фотографировать, крест начал понемногу размываться, теряя свою идеальную форму. У меня с собой был только мобильный телефон. Я сделал снимок практически наугад, так как на экране телефона ничего не было видно из-за ослепляющего солнечного света, пробивающегося сквозь просветы грозовой тучи. Мне показалось, что крест через мгновение должен затянуться тучей и исчезнуть, но весь мой обратный путь он висел на том же самом месте, лишь немного меняя свою конфигурацию, как бы сопротивляясь грозовой туче, всё больше и больше заволакивающей небо.

Я ушёл с набережной, так и не дождавшись, когда исчезнет небесное явление. Как ни странно, но снимок, сделанный практически наугад, получился. Когда я его увеличил и стал рассматривать, то увидел ещё нечто, чего не заметил ранее. Это был сигарообразный объект, который горизонтально располагался на фотографии с левой стороны от креста. Я не пытаюсь разгадать, что это было. Возможно, обыкновенные световые эффекты в грозовой туче. Но когда я смотрю на эту фотографию и вспоминаю, как устойчиво сохранялась конфигурация креста на фоне быстро меняющейся грозовой тучи, то невольно начинаю искать противоестественное объяснение этому явлению.

Явление или знамение

Кресты на небе на протяжении многих веков люди принимают за знамения, предвещающие ход событий. И это неудивительно. Даже если предположить, что мне удалось сфотографировать конфигурацию облаков и допустить, что солнце оказалось чуть-чуть поближе к кресту и подсвечивало его, то это могло бы вызвать эффект, который способен поразить воображение не только древнего, но и современного человека, не верящего ни в какие чудеса.

Самые известные знамения в виде крестов произошли в IV веке. Легенда о принятии христианства римским императором Константином Великим (288–337 гг. н. э.) говорит о величественном видении в виде креста, которое он наблюдал на небесах. После этого император велел добавить к войсковым знамёнам кресты и после этого одержал решающую победу над сильным противником. Что видел Константин и как выглядел крест на небе, исторические источники умалчивают. Другое известное знамение произошло 7 мая (20 мая по новому стилю) 351 года, после кончины Константина Великого. В древних христианских письменных источниках говорится, что в утверждение Святого Православия Господь явил в Иерусалиме дивное знамение. В дни Святой Пятидесятницы в третьем часу утра на небе явилось изображение равноконечного креста. Свидетелем тому был весь народ, поражённый великим ужасом и удивлением. Явление креста наблюдали и над святой Голгофой. Церковный историк Созомен свидетельствует, что «через это явление Святого Креста многие иудеи и эллины принесли покаяние Христу Богу и приняли Святое Крещение». С тех пор православные христиане отмечают 20 мая как воспоминание о явлении на небе Креста Господня в Иерусалиме.

Илья Шадский

В старину люди верили: если человек увидел на небе крест - значит, на него снизошла великая благодать. Дескать, подобное видение дарует каждому здоровье, счастье, удачу и процветание.


В 1986 году в дом священника П. Г Пирса в Альтадене (Лос-Анджелес) устремились сотни людей, чтобы взглянуть на необычное зрелище - крест, видимый через окно его ванной комнаты. Казалось, будто крест светится где-то за окном на улице. Однако когда любопытные выходили во внутренний дворик дома, то ничего там не видели. Сам Пирс, священник евангелической церкви, считал, что это знак возвращения на землю Иисуса Христа. Так или иначе, но через пару лет светящиеся кресты появились уже во многих провинциальных городах Южной Калифорнии.

В частности, в Динуба, в доме, который занимала семья выходцев из Мексики по фамилии Давала, золотистый крест тоже появился в окне, но только в детской комнате. При этом он словно висел в воздухе в непосредственной близости от стекла, подобно голограмме. Он уменьшался в размерах, когда к окну приближались, и увеличивался, если отходили. Стоило же заглянуть внутрь помещения с улицы - крест сиял в детской комнате и казался очень большим.

Напуганная миссис Давала несколько раз меняла лампу в детской и даже вставила новые окна, но видение возникало вновь.

Надо сказать, взаимоотношения в семействе с момента явления креста существенно улучшились: хозяйка дома стала спокойнее и терпимее, дети послушнее, а муж - внимательнее к своим домочадцам. Положительные изменения коснулись и соседа семьи - свидетеля описываемых событий. Он перестал прикладываться к бутылке, зачастил к семье Давала и даже стал давать интервью местным корреспондентам в то время, когда все члены семейства Давала отсутствовали.

СИМ ПОБЕЖДАЙ

В старину люди довольно часто замечали подобное явление. То ли времена другие были, то ли люди были внимательней, то ли и правда кресты показывались чаще. Может, раньше люди были чище и безгрешнее? Вот как об этом событии рассказывает биограф императора римского святого Константина, его современник и собеседник Евсевий: «Усердно вознося свои молитвы и прошения, царь Константин получил удивительнейшее, посланное от Бога знамение, так что и поверить было бы нелегко, если бы говорил кто другой.

Однажды в полуденные часы дня, когда солнце начало склоняться к западу, говорил царь, я собственными очами видел составившееся из света и игравшее на солнце знамение креста с надписью: «Сим побеждай». Это зрелище объяло страхом как самого императора Константина, так и все войско. Но напрасно византийцы переживали: в 312 году царь победил Максенция в знаменитой битве у моста и стал единственным полноправным правителем государства. Крест стал предвестником счастливых перемен в жизни государя.

К ДОБРУ ИЛИ ХУДУ?

Впрочем, кресты показываются как сильным мира сего, так и людям простым. Вот рассказ обычного очевидца, который он поместил в Интернете: «Два дня назад у нас на окраине Зеленограда (бывшая деревня Кутузово) было удивительное явление, которое имели возможность видеть многие люди, проезжающие мимо. Явление в небе креста. Подруга моей мамы видела это поразительное явление, когда возвращалась из Москвы с концерта. Помимо нее видели многие. Приехав домой, она (человек неверующий) позвонила моей маме и стала рассказывать об увиденном. Почему-то говорила, что все видящие расценили это как грозное знамение. Люди говорили, что это предзнаменование грядущей войны. Кто-то вспомнил, что подобное, по рассказам, наблюдалось и раньше, перед Великой Отечественной войной».

Кадры из видео с явлениями сияющего креста в небе



По словам священников, крест на небе - это знамение победы над дьяволом и врагами истинной веры, его чудесное явление всегда предшествует добрым событиям. Они уверяют, что говорить о кресте как о грозном знамении неверно и несправедливо. Напротив, небесный крест - знак счастливый, радостный. Именно такое чувство - радости и благоговения - объяло однажды жителей Афин.

С 13 на 14 сентября 1925 года над часовней Св. Иоанна Богослова в Афинах при большом скоплении очевидцев и полицейских в небе происходило особое, из ряда вон выходящее событие.

Местная православная община отмечала праздник Воздвижения Честного Креста. Около двух тысяч человек собралось с вечера накануне у загородной часовни Св. Иоанна Богослова, где и служилось всенощное бдение. Ради соблюдения порядка туда подтянулся и наряд полиции. И вдруг в 23:30 прямо над церковью и в направлении с запада на восток явился яркий белый крест. Свет от него падал лишь на пространство вокруг церкви, заливал всех молящихся. Он совершенно затмил сияние звезд, в то же время освещая церковь и двор, как если бы на них был направлен электрический прожектор.

Это небесное знамение было непрерывно видимо на протяжении получаса, а затем начало бледнеть мало-помалу. То, что последовало дальше, не описать никакими словами. Все присутствовавшие на всенощной упали на колени и закричали в едином порыве, славя Всевышнего. Полицейские забыли о своих обязанностях и так же рухнули на землю, стали бить поклоны и молиться. Бдение продолжалось всю ночь до 4 часов утра. Люди стали расходиться, неся с собой весть о чуде и переполнившем всех воодушевлении.

ОТ МОСКВЫ ДО САМЫХ ДО ОКРАИН

А вот факт, зафиксированный документально. В том же Лос-Анджелесе телевизионный продюсер Дэн Минан вместе со своим коллегой снимал телефильм о появлении креста в небе Луизианы в 1989 году. Они уже взяли интервью у католического священника, свидетеля события, и отсматривали снятый материал. И вдруг на пленке увидели крест, как бы наложенный на фигуру падре. Однако, по уверениям Минана, «ничего подобного не наблюдалось, когда мы разговаривали с преподобным». Но удивительно другое: вскоре кресты стали появляться на окнах обыкновенных домов, причем одновременно высвечивались два, а то и более распятий.

В ноябре 1990 года утренняя газета Далласа опубликовала сообщение о том, что в одном частном доме в районе Вайолет появилась лучистая панорама из крестов, три из которых были белыми, а один - золотистым... В Луизиане в 1991 году четыре бело-золотистых креста появились на окне ванной комнаты бывшего слесаря-водопроводчика. Почти потерявший зрение 61 -летний хозяин принял это за знак свыше и стал истово молиться об исцелении. Зрение вернулось, хоть и не в полном объеме. Весть распространилась быстро, в его дом хлынули сотни людей. Бывшему слесарю даже пришлось установить часы посещений.

Подобные события происходили и на российских просторах. 16 августа 2008 года над городом Шарья Костромской области появился в небе яркий светящийся крест! Причем крест правильной формы. С научной точки зрения такая правильная форма не может существовать в природе. Эксперты утверждают, что видео не имеет элементов компьютерной графики и создать подобное было бы сложно.

Похожее явление креста случилось 4 января 2010 года в небе Москвы. Свечение похоже на энергетические столбы, причем цвет самого креста явно отличается от остальных объектов неба. Красивое зрелище!

Каково же происхождение светоносных крестов? Отчего они появляются в том или ином конкретном месте? Может, дело в массовой галлюцинации? Но ведь речь обычно идет о масштабном зрелище, так что галлюцинация или мистификация невозможна. Вот и выходит, что, как ни крути, а без некоего вмешательства свыше не обошлось. И если вам когда-нибудь доведется лицезреть собственными глазами нечто подобное - не пугайтесь. Скорее, наоборот - порадуйтесь.

Сергей ШАПОВАЛОВ