Всем знакомы состояния мобилизации воли и ее ослабления. Мы то испытываем упадок, ослабление воли, то мобилизуем свои усилия и проявляем упорство, силу. Какие-то формы поведения со временем становятся привычными и переходят в качества характера.

Волевой человек обладает рядом характерных качеств.

Как сильная воля проявляется в характере? Какие качества являются волевыми? Как проявляется безволие?

В ряду волевых качеств на первом месте целеустремленность. Целеустремленность - это...

Качества менеджера - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывает решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности.

Талант менеджера определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности...

Решение проблемы оптимизации руководства и в теоретическом, и в прикладном аспектах должно начинаться с изучения функций руководителя. Под функцией в данном случае можно понимать "совокупность однородных повторяющихся задач, которые необходимо решить для обеспечения нормальной жизнедеятельности данной системы, ее перевода из одного состояния в другое, более полно отвечающее предъявляемым требованиям.

При классификации функций руководителя используются различные критерии. Многие исследователи...

С древних времен величайшие философы пытались дать ответы на вопросы: как можно объективно оценить человека? Каковы критерии оценки личности? Какие качества более важные, а какие можно отнести к второстепенным?

Разумеется, точного ответа мы не получим никогда, потому что это субъективно и зависит от целеполагания.

Для кого-то развитая личность – та, которая стремится к духовности, для другого – творческий человек, каждый день создающий нечто новое, для третьего – тот, кто имеет незыблемые...

Тест Несуществующее животное

Метод исследования личности с помощью проективного теста "Несуществующее животное" построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности.

Моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально...

Если вы ответили “да” в пунктах 1, 3, 5, 7, 9 и “нет” в пунктах 2, 4, 6, 8, 10, начислите себе по 2 балла за каждый. За все остальные варианты ответов баллы не начисляются.

1. Очень часто я прячу заначку, а потом долго не могу ее найти.

2. Отправляясь за покупками, я всегда пишу список и никогда от него не отклоняюсь.

3. Получая зарплату, я люблю “пошиковать” в первую неделю.

4. Никогда не покупаю “ненужные” вещи в электричках и подземных переходах.

5. Мне часто не хватает...

Итак, предложите своей спутнице выпить, но так, чтобы она могла сама сделать выбор. Когда выбор сделан, узнайте о ней все.

Шампанское - предпочитают кокетки и хохотушки, которые не прочь выйти замуж за человека намного их старше. Они часто изменяют своим мужьям и пьянеют практически мгновенно.

Водка - пьют волевые, сильные женщины с твердым характером. Они не скрывают своих желаний, действуют напрямик и пьянеют очень медленно.

Коньяк - напиток для женщин среднего возраста...

Итак, какой из шести ответов на вопрос “Как дела?” при случайной встрече наиболее характерен для вас:

1. Подробно рассказываю о своей жизни.

2. Отвечаю: “Разве не видно по мне, что плохо!”

3. Вздыхаю: мол, “Хуже не бывает!”

4. “Отлично! А как у тебя?”

5. “Почему тебя вдруг заинтересовали мои дела?”

6. “Все нормально” и перевожу разговор на другую тему.

Ответ № 1. Для вас не важно, что подумает другой человек, вынужденный выслушивать ваш рассказ, вы слушаете только себя...

Насколько сильна воля, настолько обычно плодотворна наша работа и учеба. Вы хотите узнать это про себя? Тогда постарайтесь ответить на предложенные вопросы этого теста с максимальной откровенностью.

Можно использовать три варианта ответа: «да» «иногда случается» («не знаю», «затрудняюсь ответить», «нет».

Вопросы теста на силу воли

:

1. В состоянии ли вы завершить работу, которая вам неинтересна?

2. Преодолеваете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное?

3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию в быту или на работе - в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию объективно?

4. Если вам прописана диета, можете ли вы преодолеть кулинарные соблазны?

5. Найдете ли вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано накануне, если делать это необязательно?

6. Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли вы отвечаете на письма?

8. Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы в последний момент не изменить своего намерения?

9. Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам настойчиво рекомендует врач?

10. Сдержите ли вы сгоряча данное обещание, даже если выполнение его принесет вам немало хлопот?

11. Без колебаний ли вы отправляетесь в командировку (деловую поездку) в незнакомый город?

12. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня?

13. Относитесь ли вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?

14. Даже самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы?

15. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались обращенные к вам слова?

Результаты теста:

Ответ «да» - 2 балла

- «иногда случается» («не знаю», «затрудняюсь ответить») - 1 балл

- «нет» - 0 баллов.

Теперь посчитайте результаты.

0-12 баллов . С силой воли дела обстоят у вас неважно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, даже если это в чем-то может повредить вам. К обязанностям относитесь нередко спустя рукава, что бывает причиной разных неприятностей для вас. Ваша позиция выражается известным выражением «Что мне, больше всех надо?». Любую просьбу, любую обязанность вы воспринимаете чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабых волевых качествах, но и в эгоизме вашей личности. Постарайтесь взглянуть на себя именно с учетом такой оценки. Может быть, это поможет вам изменить свое отношение к окружающим и кое-что «переделать» в своем характере. Если удастся - от этого вы только выиграете.

13-21 балл . Сила воли у вас средняя. Если столкнетесь с препятствием, то начнете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, тут же воспользуетесь им. Не переусердствуете, но и данное вами слово сдержите. Неприятную работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к вам руководителей, не с лучшей стороны характеризует и в глазах окружающих. Если хотите достичь в жизни большего, тренируйте волю.

22-30 баллов . С силой воли у вас в порядке. На вас можно положиться - вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных путают. Но иногда ваша твердая и непримиримая позиция по принципиальным вопросам досаждает окружающим. Волевые качества - это очень хорошо, но необходимо обладать и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.

(Методика обработки результатов приводится в конце теста).

За ответы на каждый вопрос присваиваются следующие баллы: 1 – так не бывает; 2 – пожалуй, неверно; 3 – может быть; 4 – наверное, да; 5 – уверен, что да.

Целеустремленность

1. Умение ставить ясные цели и задачи:

а – имею ясную перспективную цель профессионального совершенствования на 3-4 года вперед;

б – совместно с преподавателем планирую уровень достижений на предстоящий год; намечаю конкретные задачи на соответствующие этапы подготовки;

в – ставлю очередные задачи на ближайшие занятия, зачеты, экзамен.

2. Умение планомерно осуществлять свою деятельность:

а – выполняю планы отдельных домашних заданий;

б – выполняю планы выступлений на зачетах и на экзаменах;

в – оцениваю проведенные занятия, пройденные зачеты и экзамены; корректирую намеченные планы.

3. Умение подчинять себя достижению поставленной цели:

а – ради достижения цели соблюдаю строгий режим;

б – цели и задачи профессионального роста являются для меня мощным источником активности;

в – я испытываю огромное чувство удовлетворения от самого процесса своих музыкальных занятий.

Настойчивость и упорство

4. Умение длительно добиваться намеченной цели:

а – я занимаюсь на музыкальном инструменте регулярно и неукоснительно соблюдаю положенное мне количество часов, отведенных на занятия;

б – кропотливо и тщательно я стараюсь отрабатывать технику игровых движений;

в – упорно и последовательно я стараюсь преодолеть недостатки своего профессионального мастерства.

5. Умение превозмогать негативные настроения:

а – при развитии чувства усталости я стараюсь проявить терпение и продолжаю занятия, не снижая рабочего накала;

б - находясь в плохом настроении, я могу принудить себя к действиям через «не хочу» или «не могу»;

в – терпеливо и длительно я могу повторять однообразные и скучные, но нужные упражнения.

6. Умение продолжать деятельность, несмотря на неудачи и другие сложности:

а – неудача в исполнении произведения мобилизует меня на достижение цели – сыграть его хорошо;

б – в случае неудачи я склонен к увеличению длительности своих занятий;

в – сыграв на зачете неудачно одну вещь, я не падаю духом и стараюсь играть хорошо другие произведения.

Решительность и смелость

7. Умение своевременно принимать ответственные решения:

а – я могу своевременно принять решение о выполнении какого-либо действия, намерения, поступка, когда нельзя медлить;

б – я могу своевременно принять решение о выполнении необходимых действий в условиях риска;

в – могу своевременно принять решение в условиях моральной ответственности за свои действия перед своим коллективом (ансамблем или оркестром).

8. Умение подавлять чувство страха:

а – в условиях ответственного выступления испытываю стремление к риску и желание перейти к действию (могу сыграть вещь в более быстром темпе на конкурсе);

б – в условиях ответственного выступления мысленно отключаюсь от переживаний и целиком сосредоточиваюсь на своих исполнительских действиях;

в – в обстановке моральной ответственности сознательно преодолеваю неблагоприятные переживания и решительно действую (могу исполнить партию вместо заболевшего солиста).

9. Умение безотказно выполнять принятые решения:

а – после принятия решения о выполнении ответственного действия (задания) непременно приступаю к его практическому выполнению;

б – начав играть трудный эпизод или пьесу, продолжаю это делать и довожу, доигрываю его до конца, даже если при этом допускаю ошибки;

в – неудачи при игре сложных вещей мобилизуют на повторные попытки добиться успеха.

Выдержка и самообладание

10. Умение сохранять ясность мысли:

а – при игре на зачете или экзамене могу хорошо сосредоточиться, распределять и переключать внимание, несмотря на волнующую обстановку;

б – не допускаю «пораженческих» мыслей и негативных представлений под влиянием неудач и ошибок на зачетах и экзаменах;

в – в напряженной обстановке экзамена я могу обдуманно действовать в соответствии с тем, что я знаю и умею делать.

11. Умение владеть своими чувствами:

а – я могу легко повысить свой эмоциональный тонус в состоянии апатии, растерянности, тревоги и беспокойства;

б – я могу легко снизить уровень своего эмоционального возбуждения (при волнении, боли, негодовании, преувеличенном представлении об ответственности);

в – в случае удачного исполнения произведения в классе или экзамене не проявляю излишней самоуверенности, беспечности и мнимого превосходства над другими.

12. Умение управлять своими действиями:

а – я могу сохранять контроль над своими игровыми движениями даже при проявлении чувства усталости, раздражения, недовольства собой;

б – несмотря на мои неудачи на зачетах, я стремлюсь продолжать выступать публично на уровне всех своих возможностей;

в – в конфликтных ситуациях я могу легко удержать себя от неэтичных поступков и действий (грубых слов, пререканий, ухода из класса).

Самостоятельность и инициативность

13. Умение проявлять независимость в решениях и действиях:

а – я критически отношусь к предлагаемым мне советам со стороны своих товарищей; не склонен подражать моим удачливым товарищам;

б – я люблю самостоятельно готовиться к очередным занятиям (читаю и конспектирую нужные книги и т.д.);

в – после моих выступлений на публике я предпочитаю собственный анализ того, что у меня получилось, а что нет.

14. Умение проявлять личный почин и новаторство:

а – я люблю изобретать технические упражнения и предлагать оригинальные планы исполнения произведения;

б – я склонен самостоятельно планировать этапы своего профессионального роста;

в – мне нравится искать индивидуальные пути совершенствования своего профессионального мастерства.

15. Умение проявлять находчивость и сообразительность:

а – я легко приспосабливаюсь к неожиданным изменениям условий занятий и экзаменов (перенос во времени и в помещении);

б – при игре в ансамбле могу быстро изменить характер своего исполнения, ориентируясь на солиста или товарищей по ансамблю;

в – я могу быстро перестроиться в исполнении произведений в зависимости от аудитории (состав слушателей, возможности акустики).

Задание выполняют по одиночке или вдвоем. Когда студенты оценивают друг друга. Оценка результатов: по каждому волевому качеству: 36-45 баллов – высокий уровень; 26 – 35 – средний; 15-25 – низкий.

Тесты на выявление отношения к конкретной музыкальной деятельности

Обработка баллов по всем нижеприведенным анкетам: 10-14 – низкий уровень, 15-20 – средний, 21-30 – высокий. Каждый балл ставится в случае совпадения ответа с тем, который содержится в ключе. Вместе с ростом профессионализма увеличивается степень выраженности положительного отношения к будущей специализации.

I. Тест на выявление отношения к исполнительской деятельности

Ключ

1.Я опаздываю на занятия чаще других. Нет

3.На педагогической практике в школе я предпочитаю Нет

показывать музыкальные произведения в механической

записи, а не в своем исполнении.

4.Исполняя музыкальное произведение публично, я Нет

думаю о том, чтобы это все скорее закончилось.

5.Я предпочитаю готовую трактовку исполнения, Нет

предлагаемую педагогом, не стремясь расширить

свои знания о музыкальном произведении и внести

в него что-то свое.

6.Я пропускаю занятия по специальности без Нет

уважительных причин чаще других.

7.Я стараюсь не играть в концертах чаще, чем другие. Нет

8.На занятия по специальности я прихожу неподготовленным Нет

чаще других.

9.Я работаю над музыкальными произведениями нерегулярно, Нет

несистематически.

10.Я стараюсь выступать в семестре только ограниченное Нет

число раз, определенное программой (академконцерт,

экзамен, зачет).

11.Обычно я забываю о замечаниях педагога Нет

к исполнению музыкального произведения и вспоминаю

о них в последний момент.

12.Мне нравится примерно больше половины произведений Да

моей программы.

13.Мне нравится сам процесс исполнения произведения Да

с эстрады перед аудиторией.

14.По сравнению с другими я много работаю самостоятельно. Да

15.Я выступаю в концерте чаще других. Да

16.Мне бывает скучно на большинстве индивидуальных занятий. Нет

17.Исполняя произведение, я обычно думаю о том впечатлении, Нет

которое я произвожу на слушателей.

18.Я более спокойно отношусь к своей профессии, Нет

чем другие.

19.В кругу своих друзей я мало говорю Нет

о предстоящем выступлении.

20.Если бы была такая возможность, я бы вообще отказался Нет

от игры перед слушательской аудиторией и разными комиссиями.

21.Я покупаю книги об исполнителях и пластинки с Да

записями чаще, чем другие.

22.Я рассматриваю свою профессию как одну из Да

возможностей чаще играть перед людьми разного возраста.

23.Я ищу любой повод поиграть перед слушателями. Да

24.Мне нравится тщательно работать над музыкальным Да

произведением.

25.Обычно я стараюсь выучить дополнительные музыкальные Да

произведения помимо заданных.

27.Я играю в концертах лишь потому, что этого требует педагог. Нет

28.Я считаю, что во время исполнения произведения в концерте Нет

нет большой необходимости выкладываться.

29.На педзанятиях по практике я люблю устраивать Да

дополнительное прослушивание музыкальных программ

в собственном исполнении.

30.Меня никогда не надо упрашивать выступать где-нибудь. Да

II. Тест на отношение к педагогической деятельности.

Ключ

1. Психология отношений людей очень интересует меня. Да

2. Я редко пропускаю занятия и страдаю от вынужденных пропусков. Да

3. Мне нравится показывать товарищам, как можно исполнить лучше Да

то или иное музыкальное произведение.

4. Мне не особенно нравятся публичные выступления. Да

5. Изучая музыкальное произведение, я стараюсь прочесть о нем Да

специальную литературу, особенно методическую.

6. Я пропускаю занятия по специальности чаще других. Нет

7. Я не стараюсь выступать в концертах чаще других. Да

8. Меня мало интересуют книги по методике преподавания. Нет

9. На занятиях по специальности я прихожу неподготовленным Нет

чаще других.

10. Я стараюсь выступать в семестре ограниченное число раз, Да

с хорошо выученной программой.

11. Помимо наставлений педагога я стремлюсь найти свои

собственные приемы преодоления возникающих трудностей. Да

12. Мне нравится обсуждать с товарищами приемы и способы Да

исполнения различных музыкальных произведений.

13. Я предпочитаю больше играть в кругу друзей, нежели Да

на большой концертной эстраде.

14. Мне нравится работать рывками, чтобы потом приятно Нет

расслабляться.

16. Мне нравится присутствовать на занятиях других педагогов Да

и слушать их замечания по поводу игры моих товарищей.

17. Исполняя произведение со сцены, я бываю озабочен тем, Да

какое впечатление произвожу на слушателей.

18. К своей будущей профессии педагога я отношусь с восторгом. Да

19. Со своими друзьями и близкими я мало говорю о своей будущей Нет

профессии.

20. Если бы была такая возможность, я вообще бы отказался Да

от игры на экзаменах и перед всякими комиссиями.

21. Я покупаю книги по педагогике и психологии чаще, чем Да

22. Я рассматриваю свою будущую профессию педагога, Да

как счастливую возможность общения с детьми.

23. Мои друзья ценят мои замечания об их исполнении. Да

24. В работе над произведением меня больше привлекает красота

художественного образа и переживания, связанные с музыкой, Да

чем тщательная проработка деталей.

25. Мне нравится обсуждать с друзьями особенности Да

исполнительского стиля различных музыкантов.

26. Обычно я выступаю со сцены один раз в семестр. Да

27. Я играю в концертах лишь потому, что этого требуют педагоги. Да

28. Я сильно волнуюсь во время публичного исполнения Да

и выступление отбирает у меня очень много сил.

29. Во время педпрактики в школе я предпочитаю давать

учащимся произведения в механической записи, а не играть самому. а

30. Для того, чтобы я выступил в концерте или перед знакомыми, Да

меня надо долго упрашивать это сделать.

III. Тест на отношение к композиторской деятельности.

Ключ

1. Мне нравится переводить мои жизненные впечатления Да

в музыкальные образы.

2. Записывая свои мелодии, я забываю обо всем на свете. Да

3. Занимаясь дома на инструменте, я предпочел бы играть

свои собственные мелодии, чем музыку других композиторов. Да

4. На экзаменах и концертах я предпочел бы выступать со своими Да собственными произведениями, нежели с другими.

5. Из теоретических дисциплин мне меньше всего нравятся гармония и Нет анализ музыкальных произведений.

6. Я пропускаю занятия по теоретическим дисциплинам чаще других. Нет

7. Я стараюсь не играть на концертах чаще других, Да

потому что это отвлекает от творчества.

8. На занятиях по теории и композиции я прихожу неподготовленным Нет

чаще других.

9. Я пишу свою музыку нерегулярно и несистематически. Нет

10. Я стараюсь выступать публично в семестре только ограниченное Да

число раз, определенное программой.

11. На занятиях по композиции я прислушиваюсь к мнению Да

своего педагога.

12. Мне нравится сам процесс создания музыки. Да

13. Мне не особенно нравятся публичные выступления Да

перед аудиторией.

14. По сравнению с другими я изучаю много музыки самостоятельно. Да

15. Я выступаю в концертах реже других. Да

16. Мне бывает скучно на большинстве коллективных занятий. Да

17. Создавая свою музыку, я думаю о том, какое впечатление Нет

она может произвести на будущих слушателей.

18. Читая произведения художественной литературы, Да

я нередко думаю о том, какими музыкальными образами

могло бы быть передано их содержание.

19. Мне кажется, что в больших компаниях всегда много суеты Да

и лишних разговоров.

20. Настоящий музыкант может быть счастлив только в уединении, Да

где он может предаваться своим музыкальным мечтам и полету воображения.

21. Сочинение музыки для меня является важнейшей потребностью Да

22. Меня мало интересуют партитуры и пластинки с записями Нет

разных композиторов.

23. Я ищу любой повод для того, чтобы сочинить и записать Да

какую-либо мелодию.

24. Я предпочитаю быть исполнителем хорошей чужой музыки, Нет

чем сочинять свою, но посредственную.

25. Разучивая чужие музыкальные произведения, мне нравится Да

играть на свои парафразы и вариации.

26. Я сочиняю музыку потому, что это нравится родителям. Нет

27. Мне нравится изображать в музыке портреты знакомых. Да

28. Мне кажется, что если композитор сочиняет музыку, ему Нет

не обязательно сильно напрягаться и выкладываться.

29. Образы изобразительного искусства легко рождают во мне Да

соответствующие музыкальные образы.

30. Музыкальные образы, рождающиеся в моем сознании, Да

для меня важнее, чем отточенная исполнительская техника.

IV. Тест на отношение к дирижерской деятельности

Ключ

1. Музыкальное искусство – большей частью коллективное, Да

поэтому профессия дирижера в музыке

2. Мне нравится быть в центре коллективного внимания. Да

3. По натуре я человек общительный и легко лажу с людьми. Да

4. Мне легко организовать людей для совместных действий. Да

5. Я коллекционирую записи различных дирижеров для сравнения Да

их между собой и поиска наиболее верного исполнения.

6. Занимаясь с педагогом. Я редко предлагаю свой вариант трактовки. Нет

7. Коллективные занятия мне нравятся больше, чем индивидуальные. Да

8. Мне бывает трудно подобрать ключ общения с незнакомыми Нет

9. Мои друзья считают меня веселым общительным человеком. Да

10.Я легко переношу конфликтные ситуации по сравнению с другими. Да

11.Я высоко ценю искусство мимики и жеста. Да

12.У меня часто бывают испорчены отношения с другими людьми Нет

из-за моей принципиальности.

13.Я пользуюсь любой возможностью, чтобы выступить где-нибудь Да

с хором или оркестром.

14.Часто без причин у меня может испортиться настроение. Нет

15.Поездки на концерты и гастроли утомляют меня. Нет

16.Если я чувствую приближение конфликтной ситуации, Да

я предпочитаю спокойно обсудить проблему и никогда не срываюсь. 17.Я люблю рассказывать анекдоты в компаниях. Да

18.Моя будущая профессия дирижера вызывает у меня Нет

серьезную озабоченность.

19.В кругу своих друзей я мало говорю о предстоящем выступлении. Нет

20.Учась в школе, я охотно выполняю поручения, Да

связанные с общением с другими людьми.

21.У меня довольно много книг о дирижерах. Да

22.Выполнение какой-либо работы в присутствии многих людей Да

мало смущает меня.

23.Я ищу любой повод для того, чтобы попрактиковаться Да

с каким-либо хором или оркестром.

24.Мне нравится работать над переводом музыкальной интонации Да

в пластический жест.

25.Обычно я знакомлюсь со многими партитурами помимо Да

изучаемых в классе по специальности.

26.Я бы хотел как можно чаще выступать с хором в концертах. Да

27.Я выступаю в концертах только потому, что этого Нет

требует программа.

28.Я считаю, что во время исполнения хорового или Нет

оркестрового произведения дирижеру необязательно выкладываться,

потому что музыканты и без него знают, что надо делать.

29.На педпрактике, в детском лагере, в туристском походе я Да

пользуюсь любой возможностью для организации коллективного музицирования.

V. Тест на отношение к музыковедческой деятельности.

2. Часто играя или слушая музыкальное произведение, Да

я пытаюсь передать его содержание словами.

3. В школе учителя находили у меня определенные литературные Да

способности.

4. Мне больше нравится анализировать музыкальное произведение, Да

чем самому играть.

5. Мне не очень нравится решать задачи по гармонии. Нет

6. Я считаю, что знание теории музыки менее важно для музыканта, Нет

чем ее хорошее исполнение.

7. Я стараюсь не выступать перед публикой без особой необходимости. Да

8. На занятия по теоретическим дисциплинам я прихожу Нет

неподготовленным довольно часто.

9. Меня больше привлекает совершенствование литературного Да

стиля, чем игра на инструменте.

10.Моя большая мечта – хорошо знать музыку всех стран и народов. Да

11.Анализ музыкальных произведений не особенно интересует меня. Нет

12.В литературных произведениях меня привлекает описание Да

чувств их героев больше, чем развитие сюжета.

13.Умные слова о музыке совсем необязательны для того, Нет

чтобы ее понимать.

14.Для того, чтобы стать хорошим музыкантом, необязательно Нет

знать культуру и искусство прошлых эпох.

15.Слушая музыку я часто пытаюсь выявить ее структуру. Да

16.Мне нравится предаваться размышлениям в спокойной Да

и уютной обстановке.

17.Мне нравится рассказывать моим друзьям разные истории о музыке Да

и музыкантах. Они, как правило, с интересом слушают меня.

18.Меня больше привлекает живая музыка, Нет

чем разговоры о ней.

19.Дома у меня неплохая библиотека по теории и истории музыки. Да

20.В моей будущей работе меня больше привлекло бы выступление Да

с лекциями и докладами, чем работа, связанная с исполнительством.

21.Я хожу на самые разные концерты чаще, чем другие. Да

22.Я рассматриваю свою будущую профессию музыковеда как

возможность нести людям свет знаний. Да

23.Я не особенно стремлюсь изучать иностранные языки. Нет

24.Мне нравится работать над литературным стилем рефератов Да

и научных докладов.

которые необходимы по программе.

26.Обычно я выступаю со сцены один раз в семестр. Да

27.Я играю на концертах лишь потому, что этого требует Да

программа обучения.

28.Я считаю, что каким бы хорошим музыкант ни был, выступающий Да на концерте, слушателя надо специально готовить

для восприятия музыки.

29.На занятиях по педпрактике в школе я предпочитаю показывать Да

музыку в механической записи, а не играть самому.

30.Меня не надо упрашивать выступить где-нибудь, Да

чтобы рассказать о музыке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аберт Г. В.А.Моцарт: В 2 ч. М., 1989. Ч.2, кн. 2.

2. Акбаров И.А. Муси=а лу\ати. Т., 1997.

3. Александрова В., Мейлих Е. Лист. Л., 1968.

4. Алексеев А. Себя преодолеть. М., 1985.

5. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. М., 1988. Ч.1,2.

6. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1978.

7. Алякринский Б.С. О талантах и способностях: Очерки о самовоспитании. М., 1971.

8. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. 3-е изд. М., 1987.

9. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства / В кн.: Художественное творчество. Вопросы комплексного подхода / Отв.ред. Б.С.Мейлах. - Л., 1982, 234-245 с.

10. Андреев Д. Роза мира. М., 1991.

11. Андреева Г.А. Современная социальная психология на Западе. М., 1978.

13. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. // Музыкальная жизнь. 1985. №17.

14. Аристотель. Собр. Соч.: В 4т. М., 1975. Т.4.

15. Асафьев Б.В. В письме к Романовской Е.Е. /В кн.: Е.Е.Романовская/ Сост. М.С.Ковбас. Т., 1957

16. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. М., 1973.

17. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971.

18. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. Л., 1980.

19. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипки. М., 1933.

20. Бальзак О. Собр. Соч.: В 15 т. М., 1955. Т.10 Кузина Бетта.

21. Баранов А.В., Сопиков Л.П. Влияние группы на поведение индивида // Социальные исследования: проблемы труда и личности. М., 1970. Вып.3.

22. Бардас В. Психология техники игры на фортепиано. М., 1928.

23. Баренбойм Л.А. Антон Григорьевич Рубинштейн. В 2т. М., 1962. Т.2.

24. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. М.; Л., 1969.

25. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., 1974.

26. Белинский В.Г. Пол. Собр. Соч. М., 1953-1959.

27. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. Л., 1992.

28. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

29. Бернштейн. Очерки по физиологии движений и физиологии активно сти. М., 1966.

30. Беседы К.С. Станиславского. М., 1974.

31. Бирмак А.В. О художественной технике пианиста: Опыт психофизиологического анализа и методы работы. М., 1973.

32. Благовещенский И.П. некоторые вопросы исполнительского искусства. Минск, 1965.

33. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность и проблема творчества. Ростов-н/Д., 1983..

34. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как о личности. М., 1970.

35. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1966.

36. Бочкарев Л. Психологические аспекты публичного выступления музыкантов-исполнителей // Вопросы психологии. !975. №1.

37. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. М., 1985.

38. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.

39. Буасье А. Уроки Листа. Л., 1964.

40. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М., 1973.

41. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.

42. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.

43. Виноградов В.С. Музыка советского Востока. М., 1963.

44. Вицинский А.В. Психологический анализ процесса работы пианиста над музыкальным произведением // Извести АПН РСФСР. 1950. №5.

45. Возрастная и педагогическая психология. М., 1979.

46. В мире мудрых мыслей. М., 1962.

47. Вопросы истории и теории узбекской советской музыки /Под ред. М.С.Ковбаса. Т., 1979

48. Вопросы музыкальной педагогики. М., 1979. Вып.1.

49. Вопросы музыкально-исполнительского искусства. М., 1969. Вып.5.

50. Вопросы фортепианного исполнительства. М., 1973. Вып.3.

51. Воронин Л.Г. Теории и методологии исследования высшей нервной деятельности человека. М., 1982.

52. Воспитание музыкального слуха: Сб. статей. М., 1977.

53. Воспоминания о Рахманинове. В 2т. М., 1988.

54. Восприятие музыки./Ред-сост. В.А.Максимов. М., 1980.

55. Выготский Л.С. Психология искусства. М., Искусство, 1968.

56. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.

57. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М., 1966.

58. Вызго Т.С. Развитие музыкального искусства Узбекистана и его связи с русской музыкой. М., 1970.

59. Галицкая С.П. Теоретические вопросы монодии. Т., Фан, 1981.

60. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966.

61. Ганди М. Моя жизнь. М., 1969.

62. Гарбузов Н.А. Музыкант, исследователь, педагог. М., 1980.

63. Гат Й. Техника фортепианной игры. М.: Будапешт. 1967.

64. Гафурбеков Т.Б. Фольклорные истоки узбекского профессионального музыкального творчества. Т., 1984.

65. Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки. М., 1975.

66. Гейне Г. Собр.Соч.: В 10т. М.; Л., 1956-1959.

67. Гессе Г. Игра в бисер. Новосибирск, 1991.

68. Гете И.В. Статьи и мысли об искусстве. М.,1936.

69. Гете И.В. Избранные философские произведения. М., 1964.

70. Глинка М. Записки. М., 1953.

71. Гоголь Н.В. Полн. Собр. Соч.: В 14т М.; Л., 1940-1952.

72. Головинский Г. О вариантности восприятия музыкального образа // Восприятие музыки. М., 1980.

73. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и в науке. М., 1991.

74. Горчаков Н. Режиссерские уроки К.С.Станиславского. М., 1951.

75. Горький М. О литературе. М., 1863.

76. Гофман И. Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фртепианной игре. М., 1961.

77. Грабарь И. Моя жизнь. М.; Л., 1937.

78. Гройсман А.Л. Психология. Личность. Творчество: Регуляция состояний. М., 1992. Ч.3.

79. Громов Е.С. Художественное творчество. М., 1970.

80. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. М., 1980.

81. Грубер Р.И. История музыкальной культуры. М., 1941. Ч.1.

82. Грум-Гржимайло Т.Н. Об искусстве дирижера. М., 1973.

83. Гудкова Е.А. Узбекская хоровая литература (очерки). Т., 1974.

84. Гуревич П.С. Социально-психологическое воздействие радиопропаганды // Проблемы социальной психологии и пропаганды. М., 1971.

85. Далькроз Ж. Ритм: его воспитательное значение для жизни и для искусства. СПб., 1922.

86. Джаббаров А.Х., Соломонова Т.Е. Композиторы и музыковеды Узбекистана. Т., 1975.

87. Джами А.Трактат о музыке. Т., 1960.

88. Добрович А. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1980.

89. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978.

90. Дойль К. Собр.соч.: в 8т. М., 1966.

91. Достоевский Ф.М. Собр.соч.: В 10. М., 1957. Т.3.

92. Житомирский Д. Роберт Шуман. М., 1964.

93. Зайков Л.В. Память. М., 1940.

94. Зайков Л.В. Избранные психологические труды. М., 1986. Т.2. развитие произвольных движений.

95. Закржевская С.А. Гармония в творчестве композиторов Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана. Т., 1979.

96. Зарипов Р.Х. Кибернетика и музыка. М., 1971.

97. Золтан Кодай. Избранные статьи. М., 1982.

98. Зосимовский А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. М., 1982.

99. Иванов-Борецкий М. Материалы и документы по истории музыки: В 2.т. М., 1934.

100. Изард К. Эмоции человека. М., 1980.

101. Илиади А. Природа художественного таланта. М., 1964.

102. Искусство быть здоровым. М., 1984.

103. Исполнительское искусство зарубежных стран. М., 1962-1970.

104. Йылдошева С.Щ. Ызбекистон муси=а тарбияси ва таълимининг ривожланиши. Т., 1985

105. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. М., 1990.

106. Кароматов Ф.М. Узбекская музыка./ Музыкальная энциклопедия / Гл.ред. Ю.В.Келдыш. Т.5. М., 1981, с. 684-693.

107. Касимов В.Г. Психолого-педагогические основы формирования оптимального сценического самочувствия и учащихся-музыкантов: Дисс. … канд. пед. наук. М., 1989.

108. Кнебель О.Л. Поэзия педагогики. М., 1976.

109. Коган Г. Работа пианиста. М., 1963.

110. Коган Г. Вопросы пианизма. М., 1968.

111. Коган Г. Из записей разных лет // Сов. Музыка. 1969. № 7.

112. Коган Г. У врат мастерства. М., 1961.

113. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.

114. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984.

115. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Т. Ярошевского. М., 1985.

116. Кременштейн Б.Л. Педагогика Нейгауза Г.Г. М., 1984.

117. Композиторы и музыковеды Узбекистана: Справочник. /Авт.-сост. Т.А.Головянц, Е.С.Мейке. Т., 1999.

118. Кондрашин К. Мир дирижера. Л., 1976.

119. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в сознании. М., 1979.

120. Корто А. О фортепианном искусстве. М., 1965.

121. Корредор Х. Беседы с Пабло Казальсом. Л., 1960.

122. Корыхалова Н.П. интерпретация музыки: теоретические проблемы музыкального исполнительства и критический анализ их разработки в современной буржуазной эстетике. Л., 1979.

123. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. М., 1989.

124. Курбатов М. Несколько слов о художественном исполнении на фортепиано. М., 1899.

126. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.

127. Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды. М., 1983.

128. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974.

129. Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М., 1988.

130. Лист Ф. Шопен. М., 1956.

131. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий: Тексты. М., 1982.

132. Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. М., 1968.

133. Львова Е.И. Выдающиеся советские педагоги-музыканты 30-50-х годов («Московская пианистическая школа») – их принципы и методы преподавания: Автореф. на соиск.уч. ст.канд.пед.наук. М., 1988.

134. Майкапар С.М. Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и методика правильного развития. Пг., 1915.

135. Мазель Л.А., Цукерман В.А. Анализ музыкальных произведений. М., 1967.

136. Маккиннон Л. Игра наизусть. Л., 1967.

137. Марищук В.Л. и др. Методика психодиагностики в спорте. М., 1984.

139. Мастера советской исполнительской школы. М., 1961.

140. Матейко Я. Условия творческого труда. М., 1976.

141. Матёкубов О.Р. Макамат. Т., 2004.

142. Матёкубов О.Р. Фараби об основах музыки Востока. Т., 1986.

143. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977.

144. Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. М., 1963.

145. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.

146. Мопассан Г. Полн.собр.соч.: В 12 т. М., 1958.

147. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. М., 1967.

148. Музыка народов Азии и Африки. Вып. 1-5. /Сост. В.С.Виноградов. М., 1969-1987.

149. Музыкальная акустика. /Общ.ред. Н.А.Гарбузов. М., 1954.

150. Музыкальная энциклопедия. В 6 тт. М., 1973-1982.

151. Музыкальная эстетика стран Востока./Под ред. В.П.Шестакова. М., 1967.

152. Музыкальное воспитание в современном мире. М., 1970.

153. Музыкальное восприятие школьников / Белобородова В.К. Ригина Г.С., Алиев Ю.Б. М., 1975.

154. Муцмахер В.И. Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано: Учеб.пособие. М., 1984.

155. Мясищев В.Н., Готсдинер А.Л. Что есть музыкальность. // Слв.музыка. 1975.№2.

156. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.

157. Назаров А.Ф. Форобий ва Ибн Сино Муси=ий ритмика хусусида (Мумтоз ий=оъ назарияси). Т., 1995.

158. Назаров И.Т. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования. Л., 1969.

159. Науменко С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности // Вопрсы психологии. 1982. №5.

160. Нейгауз Г.Г. Размышления. Воспоминания. Дневники. Избранные статьи. Письма к родителям. М., 1983.

161. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. 5-е изд. М., 1987.

162. Немов Р.М. Социально-психологический анализ эффективности деятельности коллектива. М.. 1984.

163. Немов Р.М. Психология: Учеб.пособие. М., 1990.

164. Нишонова З.Т. Болалар психодиагностикаси. Т., 1998.

165. Нишонова З.Т. Болалар психик тара==иёти муаммолари быйича психологик маслащатлар бериш. Т., 1997.

166. Оборин Л.Н. Статьи, воспоминания: К 70-летию со дня рождения. М., 1977.

167. Обуховский К. Психологическая теория строения и развития личности // Психология формирования и развития личности. М.. 1981.

168. Обучение и развитие // Под ред. Л.В. Занкова. М., 1975.

169. Общая психология. /Под ред. А.В.Петровского. М., 1986.

170. Пеккер Я.Б. Узбекская опера. М., 1984.

171. Петрушин В.И. Артистизм – это и тренировка. // Сов.музыка. 1971.№2.

172. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997.

173. Петрушин В.И. Моделирование эмоций средствами музыки // Вопросы психологии.1988. №5.

174. Платонов К.К. О системе психологии. М., 1972.

175. Перельман Н. В классе рояля. М., 1976.

176. Прокофьев Г.И. Формирование музыканта-исполнителя. М., 1956.

177. Проблемы музыкального мышления: Сб.статей. Л., 1974.

178. Проблемы научного творчества. М., 1982.

179. Ражабов И.Р. Ма=омлар масаласига доир. Т., 1963.

180. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М., 1980.

181. Рахманинов С.В. Письма. М., 1955.

182. Рейнуоттер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. М., 1992.

183. Ржевкин С.Н. Слух и речь в свете современных физиологических исследований. М.Л., 1936.

184. Ринкявичюс З.А. Воспринимают ли дети полифонию? Л., 1979.

185. Роллан Р. Музыканты наших дней. М., 1938.

186. Рождественский Г. Мысли о музыке. М., 1976.

187. Руффо Т. Парабола моей жизни. М., 1966.

188. Савшинский С.И. Леонид Николаев. М.; Л., 1950.

189. Савшинский С.И. Пианист и его работа. Л., 1961.

190. Савшинский С.И. Режим и гигиена работы пианиста. Л., 1963.

191. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. М., 1961.

192. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. М., 1970.

193. Соколов О.В. О принципах структурного мышления в музыке. // Проблемы музыкального мышления. М., 1974.

195. Социальные функции искусства и его видов. М.. 1980

196. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. М., 1990.

197. Собрание восточных рукописей АН Узбекистана. /Под ред. А.А.Се-мёнова. Т., 1952.

198. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М., 1951.

199. Стоянов А. Искусство пианиста. М., 1958.

200. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.

201. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1947.

202. Ткаченко Г.А. Космос. Музыка. Ритуал. М., 1990.

203. Толстой Л.Н. Полн.собр.соч. Т.30.

204. Тюлин Ю.Н. Учение о гармонии. М., 1966.

205. Умумий психология: Дарслик / А.В.Петровский ва бошк. Т., 1992.

206. Уолтер Г. Живой мозг. М., 1966.

207. Успенский В.А. Статьи, воспоминания, письма. / Сост. И.А.Акбаров. Т., 1980.

208. Флобер Г. Собр.соч.: В 5т. М., 1956.

209. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. 12 кн. М., 1980,1981.

210. Хрестоматия по психологии. М., 1987.

211. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М., 1984.

212. Чайковский П.И., Танеев С.И. Письма. М., 1951.

213. Чаплин Ч. Моя автобиография. М., 1966.

214. Чехов М. Путь актера. М., 1928.

215. Шагинян М.С. Из дневника // Новый мир. 1982. № 12.

216. Шахназарова Н.Г. Музыка Востока и музыка Запада. М., 1983.

217. Шестаков В.П. От этоса к аффекту. М., 1975.

218. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.

219. Шульпяков О.Ф. техническое развитие музыканта-исполнителя. М., 1973.

220. Шуман Р. О музыке и музыкантах. Сб.статей.: В 2т. М., 1973. Т. 2-Б.

Оборудование : опросник, бланк ответов, ручка.

Инструкция

Вам предлагается ответить на вопросы, направленные на выяснение некоторых особенностей вашей личности и вашего характера. Прочитайте каждое утверждение и в графе ответов поставьте знак «+» против выбранного вами варианта. Варианты ответов : «Определенно «да», «Скорее «да», чем «нет», «Скорее «нет», чем «да», «Определенно «нет».

Искренние ответы позволят вам получить верное о себе представление и в будущем учесть как свои слабые, так и сильные стороны характера. И напротив, желание показаться лучше, чем вы есть на самом делe, обернется пустой тратой времени или получением сведений, не соответствующих действительности.

Вопросы Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет
1.Счастье – это когда повезет
2. Мои планы на будущее редко оказываются реальными
3. После того как я уже решился сделать, я, как правило, еще раскачиваюсь, прежде чем начать
4. Часто из-за лени я откладываю начатую работу
5. Часто я поступаю по первому побуждению «Сделано – и будь, что будет»
6. Обычно без посторонней помощи я могу оторваться от какого-нибудь соблазна (чтение интересной книги, волнующий телефильм и т.д.) и заняться нужным делом
7. В спорах о жизни я бываю прав чаще, чем мои друзья
8. Я уже выбрал для себя дело, которому мог бы посвятить всю свою жизнь
9. Я редко опаздываю на занятия
10. Обычно я слишком долго не могу решиться на какое-нибудь дело
11. Любое дело я стремлюсь довести до конца
12. Я более других вспыльчив и раздражителен
13. Я легко заражаюсь настроением других людей
14. Обычно все у меня получается с первой попытки
15. Я люблю читать книги о жизни замечательных людей
16. Мне удалось избавиться от некоторых вредных привычек (постоянно опаздывать, курить и т.д.)
17. Обо мне могут сказать, что я не из робкого десятка
18. Я нередко охладеваю к делу, которое еще недавно казалось мне интересным
19. При разговоре с человеком, которого я стесняюсь или боюсь, я обычно так волнуюсь, что моя речь заметно меняется
20. Чаще всего мне нужны подталкивания со стороны, чтобы довести начатое дело до конца
21. Мне хорошо знакомо чувство лени
22. Я живу интересной и полноценной жизнью
23. Мне чаще всего удается выполнять намеченное на день
24. Я чаще бываю уверенным в себе
25. У меня много заброшенных дел
26. Я обладаю выдержкой и хладнокровием
27. Выслушав доводы одной спорящей стороны, я обычно принимаю ее точку зрения, а после выслушивания другой стороны хотел бы принять противоположную
28. Мое упрямство иногда мешает мне
29. Мое будущее представляется мне еще очень неопределенным
30. Довольно часто я не выполняю обещанного
31. В новой и незнакомой ситуации я, как правило, теряюсь и робею
32. Я могу назвать себя человеком с твердым характером
33. Часто тревожные мысли одолевают меня настолько, что долго не дают заснуть
34. В отношениях с товарищами я чаще бываю в роли подчиненного, чем начальника
35. До сих пор еще никому не удавалось вывести меня из терпения
36. Я могу отнести себя к тем людям, которые ясно видят свое жизненное призвание
37. Я хотел бы добиться в жизни многого, но плохо представляю, каким именно образом
38. Когда я опаздываю на урок или занятие, мне обычно бывает трудно открыть дверь и войти
39. Упорство – черта моего характера
40. Как правило, я хозяин своего положения
41. Мне легче живется, когда кто-нибудь из взрослых контролирует каждый шаг
42. В своих поступках я полностью независим от других
43. Меня в жизни интересует то одно, то другое, и трудно чему-либо отдать предпочтение
44. Мне очень не хватает собранности и аккуратности в делах
45. Я часто испытываю чувство неуверенности в успехе начатого дела
46. У меня лени больше, чем у других
47. Мои собственные эмоции мне часто мешают в жизни
48. Жить мудрыми мыслями других лучше, чем своими
49. Я иногда откладываю очень важное начатое дело
50. Я хотел бы в корне изменить свою жизнь
51. Я соблюдаю режим дня даже в свободное от учебы время
52. Отвечая на все эти вопросы, мне нетрудно было выбирать между «да» и «нет»
53. Я часто, не закончив одного дела, хватаюсь за другое, не закончив другого – за третье и т.д.
54. Мне, как правило, удается заставить себя сделать малоприятное, но полезное в будущем дело
55. Я довольно часто делаю что-нибудь со всеми за компанию, даже когда не очень хотел бы это делать
56. Когда я занят чем-нибудь очень ответственным, мое внимание все равно можно отвлечь

Обработка и интерпретация результатов

После заполнения опросника вы получаете ключи ответов, куда надо перенести свои результаты. В таблице-ключе знак «№» означает номер утверждения в опроснике.

Кружком в таблице-ключе обведите балл, стоящий на том-месте, где при заполнении опросника вы поставили знак +.

Пример: на утверждение № 8 вы ответила «скорее «да», чем нет», и поставили в опроснике знак «+» во второй колонке. Значит, в таблице-ключе против № 8 обведите кружком цифру 2.

Набранные баллы просуммируйте по вертикали отдельно по каждой колонке. Результат фиксируется внизу колонки. Затем просуммируйте результаты первых шести колонок.

Сумма фиксируется под индексом В. Результат седьмой колонки сюда не входит и рассматривается отдельно.

Условные обозначения

  • Ц – Ценностно-смысловая организация личности
  • О – Организация деятельности
  • Р – Решительность
  • Н – Настойчивость
  • С – Самообладание
  • См – Самостоятельность
  • Л – Показатель лжи
  • В – Общий показатель, характеризующий волевую организацию личности

Тем из вас, кто имеет общий низкий балл (В) или низкую сумму баллов по какому-либо из отдельных факторов (Ц, Н и т.д.), рекомендуется обратить большое внимание на самовоспитание; тем же, у кого эти показатели высокие, помнить, что без постоянного подкрепления и тренировки данное качество может ослабнуть.

Сумма набранных баллов и значение

0-8 : Данное волевое качество нуждается в развитии и тренировке, его неразвитость мешает человеку в достижении поставленных задач.

9-16 : Данное волевое качество развито в достаточной мере.

17-24 : Волевое качество развито в сильной мере, является одним из определяющих в структуре волевой организации личности. Следует обратить внимание учащегося на то, что без достаточного развития остальных факторов постановка каких-то личных целей, пути и способы их достижения могут быть затруднены.

Те, кто набрал 17-24 балла по седьмому фактору (Л) (ложь), при ответах на вопросы были недостаточно искренни, поэтому полученные результаты не соответствуют действительному положению вещей. Заполните опросник еще раз, оценив себя более критично.

Общий показатель (В)

0-48 баллов – волевые качества личности нуждаются в тренировке и развитии. Вам рекомендуется серьезная работа по самовоспитанию. Особое внимание следует уделить тем факторам, по которым у вас наименьшие суммы баллов.

49-96 баллов – волевые качества личности развиты в достаточной мере.

97-144 балла – показатель высокого уровня волевой организации личности, свидетельствующий о способности с достаточной степенью осознанности и чувства реальности определять для себя цели, пути и способы ее достижения. Помните, что всегда есть опасность ослабления волевых качеств.

Ключ к опросннику

10123 20123 30123 40123 50123 60123 73210
83210 93210 100123 113210 120123 130123 143210
153210 160123 173210 180123 190123 203210 210123
223210 233210 243210 250123 263210 270123 280123
290123 300123 310123 323210 330123 340123 353210
363210 373210 380123 393210 403210 410123 423210
430123 440123 450123 460123 470123 480123 490123
500123 513210 523210 530123 543210 550123 560123
Ц= О= Р= Н= С= См= Л=

Методика исследования волевой организации личности // Твоя профессиональная карьера: Учеб. Для 8-11 кл. общеобразоват. Учреждений /М.С. Гуткин, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 2000. – 191с. – с.175-182

Методика обработки результатов приводится в конце теста.

За ответы на каждый вопрос присваиваются следующие баллы:

1. – так не бывает;

2. – пожалуй, неверно;

3. – может быть;

4. – наверное, да;

5. – уверен, что да.

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ

1. Умение ставить ясные цели и задачи:

А – имею ясную перспективную цель профессионального совершенствования на 3-4 года вперед;

Б – совместно с преподавателем планирую уровень достижений на предстоящий год; намечаю конкретные задачи на соответствующие этапы подготовки;

В – ставлю очередные задачи на ближайшие занятия, зачеты, экзамен.

2. Умение планомерно осуществлять свою деятельность:

А - выполняю планы отдельных домашних заданий;

Б – выполняю планы выступлений на зачетах и на экзаменах;

В – оцениваю проведенные занятия, пройденные зачеты и экзамены; корректирую намеченные планы.

3. Умение подчинять себя достижению поставленной цели:

А – ради достижения цели соблюдаю строгий режим;

Б – цели и задачи профессионального роста являются для меня мощным источником активности;

В – я испытываю огромное чувство удовлетворения от самого процесса своих музыкальных занятий.

НАСТОЙЧИВОСТЬ И УПОРСТВО

4. Умение длительно добиваться намеченной цели:

А – я занимаюсь на музыкальном инструменте регулярно и неукоснительно соблюдаю положенное мне количество часов, отведенных на занятия;

Б – кропотливо и тщательно я стараюсь отрабатывать технику игровых движений;

В – упорно и последовательно я стараюсь преодолеть недостатки своего профессионального мастерства.

5. Умение превозмогать негативные настроения:

А – при развитии чувства усталости я стараюсь проявить терпение и продолжаю занятия, не снижая рабочего накала;

Б – находясь в плохом настроении, я могу принудить себя к действиям через «не хочу» или «не могу»;

В - терпеливо и длительно я могу повторять однообразные и скучные, но нужные упражнения.

6. Умение продолжать деятельность, несмотря на неудачи и другие сложности:

А – неудача в исполнении произведения мобилизует меня на достижение цели – сыграть хорошо;

Б – в случае неудачи я склонен к увеличению длительности своих занятий;

В – сыграв на зачете неудачно одну вещь, я не падаю духом и стараюсь играть хорошо другие произведения.

РЕШИТЕЛЬНОСТЬ И СМЕЛОСТЬ

7. Умение своевременно принимать ответственные решения:

А – я могу своевременно принять решение о выполнении какого-либо действия, намерения, поступка, когда нельзя медлить;

Б – я могу своевременно принять решение о выполнении необходимых действий в условиях риска;

В - могу своевременно принять решение в условиях моральной ответственности за свои действия перед своим коллективом (ансамблем или оркестром).


8. Умение подавлять чувство страха:

А – в условиях ответственного выступления испытываю стремление к риску и желание перейти к действию (могу сыграть вещь в более быстром темпе на конкурсе);

Б – в условиях ответственного выступления мысленно отключаюсь от переживаний и целиком сосредоточиваюсь на своих исполнительских действиях;

В – в обстановке моральной ответственности сознательно преодолеваю неблагоприятные переживания и решительно действую (могу исполнить партию вместо заболевшего солиста).

9. Умение безотказно выполнять принятые решения:

А – после принятия решения о выполнении ответственного действия (задания) непременно приступаю к его практическому выполнению;

Б – начав играть трудный эпизод или пьесу, продолжаю это делать и довожу, доигрываю его до конца, даже если при этом допускаю ошибки;

В – неудачи при игре сложных вещей мобилизуют на повторные попытки добиться успеха.

ВЫДЕРЖКА И САМООБЛАДАНИЕ

10. Умение сохранять ясность мысли:

А – при игре на зачете или экзамене могу хорошо сосредоточиваться, распределять и переключать внимание несмотря на волнующую обстановку;

Б – не допускаю «пораженческих» мыслей и негативных представлений под влиянием неудач и ошибок на зачетах и экзаменах;

В – в напряженной обстановке экзамена я могу обдуманно действовать в соответствии с тем, что я знаю и умею делать.

11. Умение владеть своими чувствами:

А – я могу легко повысить свой эмоциональный тонус в состоянии апатии, растерянности, тревоги и беспокойства;

Б – я могу легко снизить уровень своего эмоционального возбуждения (при волнении, боли, негодовании, преувеличенном представлении об ответственности);

В – в случае удачного исполнения произведения в классе или на экзамене не проявляю излишней самоуверенности, беспечности и мнимого превосходства над другими.

12. Умение управлять своими действиями:

А – я могу сохранять контроль над своими игровыми движениями даже при проявлении чувств усталости, раздражения, недовольства собой;

Б – несмотря на мои неудачи на зачетах, я стремлюсь продолжать выступать публично на уровне всех своих возможностей;

В – в конфликтных ситуациях я могу легко удержать себя от неэтичных поступков и действий (грубых слов, пререканий, ухода из класса).

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И ИНИЦИАТИВНОСТЬ

13. Умение проявлять независимость в решениях и действиях:

А – я критически отношусь к предлагаемым мне советам со стороны своих товарищей; не склонен подражать моим удачливым товарищам;

Б – я люблю самостоятельно готовиться к очередным занятиям (читаю и конспектирую нужные книги, выполняю необходимые задания);

В – после моих выступлений на публике я предпочитаю собственный анализ того, что у меня получилось, а что нет.

14. Умение проявлять личный почин и новаторство:

А – я люблю изобретать технические упражнения и предлагать оригинальные планы исполнения произведения;

Б – я склонен самостоятельно планировать этапы своего профессионального роста;

В – мне нравится искать индивидуальные пути совершенствования своего профессионального мастерства.

15. Умение проявлять находчивость и сообразительность.

А – я легко приспосабливаюсь к неожиданным изменениям условий занятий и экзаменов (перенос во времени и в помещении);

Б – при игре в ансамбле могу быстро изменить характер своего исполнения, ориентируясь на солиста или товарищей по ансамблю;

В – я могу быстро перестроиться в исполнении произведений в зависимости от аудитории (состав слушателей, возможности акустики).

Задание выполняют поодиночке или вдвоем, когда студенты оценивают друг друга. Оценка результатов: по каждому волевому качеству:

36 – 45 баллов - высокий уровень;

26 – 35 - средний;

15 – 25 - низкий. Обобщение результатов производится по схеме:

Волевые качества Волевые умения Оценки признаков

волевых умений

1. Целеустремленность 1. Ставить ясные цели А Б В Общая

и задачи 3 5 4 12

2. Планомерно 4 3 2 9

осуществлять

деятельность

3. Подчинять себя 5 5 5 15

достижению поставленной

____________________

1. Настойчивость и 4. Длительно добиваться

упорство намеченной цели

5. Превозмогать тягостные

состояния

6. Продолжать деятельность,

несмотря на неудачи

3. Решительность и

смелость. и т.д.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте основные волевые качества.

2. Каковы условия воспитания волевых качеств у детей?

3. Каково значение воли в деятельности музыканта?

Вопросы для самостоятельного изучения

2. Роль самовоспитания в жизни человека.

3. Произведите анализ волевого действия на примере литературного произведения.

1. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимоотношения. - К., 1989

2. Кузнецова Л.В. Гармоническое развитие личности младшего школьника. -М., 1988

3. Рогов Е.И. Общая психология. - М., 1998

4. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М., 1997

5. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. - М., 1976

6. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. - М., 1965

7. Алексеев А.В. Себя преодолеть. - М., 1985

8. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. - М., 1994

9. Вопросы педагогики и психологии воли. Под ред. В.И. Селиванова. М. 1969

10. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. - К., 1971