Е.АРТАМОНОВА: У нас на связи профессор Московского архитектурного института, председатель Московского архитектурного общества Борис Уборевич. Здравствуйте! В чём новшество? Всем были известны батареи, но такие, с интегрированием в крышу, до Маска никто не изобретал?

Б. УБОРЕВИЧ: Здравствуйте! Нет, до Маска никто не изобретал такие батареи, которые полностью интегрированы в крышу. Это интересное, новое какое-то открытие. Мы знаем, что солнечные батареи применяются, в том числе, в нашей полосе. Это отдельная конструкция, которая крепится на крышу с некоторым относом от крыши, чтобы можно было и крышу, и батареи чистить. Не очень эффективно в нашей полосе, но это достаточно неплохо работает. У нас есть солнечное лето. Какое-то количество солнечных дней, радиации хватает для того, чтобы запитать эти батареи и дать какой-то эффект. Этот эффект нам немного не привычен, потому что мы не привыкли экономить, мы используем электричество, как хотим. Можем включить дополнительные обогреватели, а тут надо будет, конечно, перейти на экономичное использование электроэнергии. Лампочки накаливания не подходят. В целом идея интересная. Я, как архитектор, больше всего волнуюсь за внешний облик дома. Если крыша полностью совпадает с образом дома, не меняет его, и нет никаких дополнительных конструкций, инженерных систем, которые как бы не вписываются в архитектуру дома, это очень здорово.

Е.А.: А будет это у нас востребовано?

Б.У.: Будет востребовано, это не сразу приходит. Мы всегда немного опаздываем. Мы не очень любим экономить. У нас достаточно электроэнергии, у нас газ. Мы как бы думаем о том, что, наверное, к нам это не должно приходить. Есть, например, какие-то у нас, скажем, отдалённые посёлки, где, например, есть перебои с электроснабжением, есть, где нет газа, и так далее. Наверняка найдутся энтузиасты, которые попробуют сделать крышу из этих солнечных панелей. Другое дело, что это за материал с точки зрения архитектуры. Черепица не актуальна. Мы ее вроде как бы любим, но странно иногда видеть черепичную крышу в подмосковном посёлке. Надо посмотреть, какой там выбор материалов, чтобы это совпадало с нашими домами, архитектурой.

Е.А.: Смотрите, шиферная плитка, черепица в тосканском стиле, текстурированное стекло и глянцевая стеклянная плитка.

Б.У.: Шифер - это известный материал, он давно у нас используется, наверное, это интересно. Конечно, архитектурно хотелось бы, чтобы это было красиво. А часто бывает так, что инженерные решения не совпадают с архитектурными. Илон Маск - современный человек, я думаю, что он об этом тоже подумал, и это будет нам интересно попробовать использовать.

В Лос-Анджелесе состоялась презентация, на которой продемонстрировал совместные разработки, которые Tesla ведёт с SolarCity. Несколько недель назад было объявлено, что специалисты компаний заняты созданием солнечных панелей, которыми можно крыть крышу вместо привычной всем черепицы и устаревшего кровельного железа. До начала мероприятия крышу дома, у которого стояла сцена, оборудовали новыми солнечными панелями, специально сделанными для презентации. Но пока все ждали появления Маска на сцене, никто на эти крыши внимания так и не обратил — с виду обычная и ничем не примечательная черепица… Панелями не стали устилать всю поверхность крыши, установив лишь необходимое их количество, способное обеспечить владельцев дома нужным объёмом электроэнергии.

Элон Маск объявил со сцены о том, что панель для крыши представляет собой цельную конструкцию, а не мозаику из отдельных элементов. В данный момент можно выбрать один из четырёх видов покрытия: текстурированное стекло, шифер, черепица и стеклянная плитка. Состоит эта новая система электроснабжения из, собственно, самой крыши и накопителя энергии, а цена, — подчеркнул Маск, вполне сравнима с ценами на традиционный укрывной материал с установкой. Поставлять солнечные батареи-крыши в Tesla планируют заказчикам, минуя торговые сети, занимающиеся продажей строительных материалов. Глава Tesla Motors представил и усовершенствованную систему Powerwall 2, которая конвертирует солнечную энергию в электрическую.

Мероприятие имело большое значение для Tesla, так как должно было показать инвесторам всю важность объединения автомобилестроительной компании Маска с энергетическим стартапом SolarCity. Маск пояснил, что если слияния не произойдёт, выпускать панели будет сложно. Тем не менее, положительная динамика и выход Tesla Motors в плюс по итогам третьего квартала 2016 года, позволяют предположить, что инвесторы смягчат свою позицию, касающуюся слияния.

Идея размещать фотоэлектрические панели на крышах домов и фасадах офисных зданий кажется основателю Tesla верным способом быстро и безболезненно приобщиться к возобновляемым источникам энергии. Представленный Элоном Маском (Elon Musk) проект «солнечной черепицы» — модули со встроенными солнечными батареями, скрытые под имитирующим привычную кровлю материалом, — сумел произвести впечатление и заинтересовать публику. С одной стороны, установка генерирующих электричество крыш позволила бы домовладельцу обзавестись бесплатным источником энергии, а с другой — попутно вписывалась бы и в дизайн экстерьера, не внося глобальные изменения в стилистику здания.

С учётом двух озвученных выше преимуществ возникает логичный вопрос о стоимости подобной модернизации, которая может свести на нет все преимущества столь рекламируемых «солнечных крыш» разработки Tesla, сделав их экономически необоснованными. На момент анонса вопросы ценовой политики на подобное изделие не стоял, хотя сам господин Маск подчеркнул необходимость в выпуске действительно доступной продукции. Стоимость таких крыш не превысит цену качественной кровли.

После недавнего собрания акционеров Tesla, в ходе которого совладельцы компании проголосовали за приобретение энергетического предприятия Solar City , Элон Маск уверил, что их «солнечная черепица» окажется не просто в одну цену со стандартной кровлей, а даже дешевле её. Если брать во внимание сэкономленные на оплате счетов за электричество средства после установки инновационных крыш, то их массовое появление может оказаться уже не за горами. Вдобавок к этому аргументу специалисты Tesla уверили, что их фирменная «черепица» со стеклянным слоем, характеризующимся объёмными текстурами, окажется на практике более долговечной и стойкой, нежели существующая в том же ценовом диапазоне альтернатива без встроенных солнечных батарей. Правда, открытым остаётся вопрос своевременного обслуживания крыш Tesla, ремонта отдельных её участков, пострадавших от стихий или нерадивых соседей, а также полной замены сверхтехнологичной кровли в случае необходимости.

«Вчера я встречался с инженерами из команды Solar City и, невзирая на отсутствие 100-процентных гарантий в достижении желанного результата, мы идём по пути создания крыш с интегрированными солнечными батареями и оригинальными дизайнерскими решениями со стоимостью ниже, чем используемая нынче кровля. И в теории её стоимость может оказаться более привлекательной даже без учёта экономии на оплате электроэнергии. Вследствие этого подумайте над нашим предложением: хотели бы вы стать обладателем крыши, которая выглядит ничем не хуже обычной крыши, но прослужит вам в два раза дольше, обойдётся дешевле, да ещё и к тому же питает электроприборы?», — подытожил Элон Маск.