социальный конфликт противоположный позиция

В современных условиях, в сущности, каждая сфера общественной жизни рождает свои специфические виды социальных конфликтов. Поэтому можно говорить о политических, национально-этнических, экономических, культурных и других видах конфликтов.

Политический конфликт - это конфликт по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета. Этот конфликт может носить скрытый или открытый характер. Одной из ярких форм его проявления в современной России является длящийся на протяжении всего времени после распада СССР конфликт между исполнительной и законодательной властью в стране. Объективные причины конфликта не устранены, и он перешел на новую стадию своего развития. Отныне он реализуется в новых формах противостояния Президента и Федерального Собрания, а также исполнительной и законодательной власти в регионах.

Заметное место в современной жизни занимают национально-этнические конфликты - конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Чаще всего это конфликты, связанные со статусными или территориальными претензиями. Также значительную роль играет проблема культурного самоопределения тех или иных национальных общностей.

Большую роль в современной жизни России играют социально-экономические конфликты, то есть конфликты по поводу средств жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на различные блага, по поводу реального доступа к этим благам и иным ресурсам.

Социальные конфликты в различных сферах общественной жизни могут протекать в форме внутриинституциональных и организационных норм и процедур: дискуссий, запросов, принятия деклараций, законов и т.п. Наиболее яркой формой выражения конфликта являются различного рода массовые действия. Эти массовые действия реализуются в форме предъявления требований к власти со стороны недовольных социальных групп, в мобилизации общественного мнения в поддержку своих требований или альтернативных программ, в прямых акциях социального протеста.

Массовый протест - это активная форма конфликтного поведения. Он может выражаться в различных формах: организованного и стихийного, прямого или косвенного, принимая характер насилия или системы ненасильственных действий. Организаторами массовых протестов выступают политические организации и так называемые “группы давления”, объединяющие людей по экономическим целям, профессиональным, религиозным и культурным интересам. Формами выражения массовых протестов могут быть такие, как: митинги, демонстрации, пикетирования, кампании гражданского неповиновения, забастовки. Каждая из этих форм употребляется в определенных целях, является эффективным средством решения вполне конкретных задач. Поэтому, выбирая форму социального протеста, его организаторы должны четко осознавать, какие конкретные цели ставятся перед этой акцией и какова общественная поддержка тех или иных требований.

Социальные конфликты получают своеобразное проявление в современной российской действительности. Сегодня Россия переживает кризис, причины которого разнообразны и одно­значно оценить их трудно. Изменения в общественных отно­шениях сопровождаются невиданным расширением сферы проявления конфликтов. В них вовлекаются не только большие социальные группы, но и целые территории, как однородные в национальном отношении, так и населенные различными эт­ническими общностями.

Конфликтами охвачены все сферы жизни российского об­щества, социально-экономическая, политическая, сфера меж­национальных отношений и т.д. Эти конфликты порождены реальными противоречиями в ходе углубления кризисного со­стояния общества. Нередко происходят, можно сказать, «неестественные» столкновения, искусственно создаваемые, умышленно провоцируемые, раздуваемые, особенно характер­ные для межнациональных и межрегиональных отношений. Ре­зультатом их являются кровопролития и даже войны, в которые помимо своей воли оказываются втянуты целые народы.

Конфликты на основе объективно возникающих противоре­чий, если они разрешаются, способствуют общественному прогрессу. При этом объективные противоречия, служащие ис точником конфликтных коллизий, могут быть разделены на два основных вида. С одной стороны, это противоречия, порож­даемые социально-экономическим, материально-бытовым по­ложением членов нашего общества. В ходе углубления этого противоречия происходит столкновение различных социальных групп, наций и т.д. Они осознают противоположности своих интересов, целей, позиций. Это проявляется в растущих непо­мерно контрастах богатства и бедности, процветания многих и обнищания большинства. С другой стороны, политические противоречия, обусловленные прежде всего неприятием поли­тики властей. Сегодня это находит отражение в конфронтации многих общественных сил курсу правительства, ориентирован­ному на смену общественно-политического строя.

Главное, что характеризует социальные процессы в России в последние годы - это явная дезинтеграция сложившихся ра­нее социальных структур и общественных связей. Наметился процесс перехода от интеграции и дифференциации одного ти­па к интеграции и дифференциации другого типа. В результате глубоких экономических и социальных преобразований россий­ского общества с начала 90-х годов его социальная структура выглядит по-другому, более дифференцированно. Образовыва­ются новые социальные группы, которые можно рассматривать в качестве класса собственников и предпринимателей; буржуазия заявила о себе созданием собственных политических орга­низаций и кардинальным изменением отношений собственно­сти. Существуют и такие группы, как номенклатурная бюро­кратия, «теневики», формируются новые маргинальные группы. В стране осуществляется «декомпозиция» социальной структу­ры. Ее элементам присуще все большее расхождение в характе­ре труда, размерах доходов, уровня образования, престижа и т.д. Растет и ширится социальное неравенство, оно становится осно­вой возникновения множества конфликтов.



Очевидно, что при многообразии факторов, влияющих на конфликтность в обществе,главную роль играют противоречия междутремя основными структурными элемента-общества ми общества и внутри них. Речь идет о власти (законодательной, исполнительной, су­дебной), предпринимательстве (государственном, коллективном, частном, российско-иностранном, компрадорском, спекулятив­ном, мафиозном) и производителях (различных группах интел­лигенции, служащих, рабочих, крестьян, фермеров, студенчест­ва, ветеранов труда и т.д.).

Динамика социальных процессов в российском обществе обусловлена коренными противоречиями, порожденными в пе­рестроечное время, которые носят еще более острый характер. Это противоречие между декларированным обновлением и дальнейшим разрушением общественного организма; между стремлением войти в цивилизованный научно-технический прогресс и катастрофически углубляющимся кризисом эконо­мики, науки, культуры, образования; между обещанной свобо­дой, демократией и усиливающимся отчуждением народа от собственности, от управления страной.

Противоречий стало, как видим, значительно больше и они стали еще более острыми, приняли форму социальных антаго­низмов. Антагонистическое противоречие выразилось прежде всего в конфронтации сторонников социалистического и капи­талистического путей развития. Это противоречие стало стерж­нем всех сфер жизни нашей страны, импульсом жестких и непримиримых конфликтов. Основная масса трудящихся ощутила все тяготы становления рыночных отношений, вступает в от­крытые конфликты с администрацией.

Очевиден конфликт внутри интеллигенции. Часть интелли­генции, участвуя в смене политического руководства, войдя в правительственные структуры и заняв там лидирующее поло­жение, помогает утвердиться во власти новым классам. По сути дела устанавливается альянс части интеллигенции с «кадровой» элитой.

Хотя отечественная буржуазия только формируется как класс, но ее конфликт с другими классами и группами уже раз­вертывается вокруг распределения кредитов, механизмов при­ватизации, налогового законодательства и т.д. Сегодня каждая группа промышленников и предпринимателей на всех уровнях (в центре и в регионах) стремится реализовать свои интересы. Для этого они используют лоббистское давление на исполни­тельную и законодательную власть.

Можно согласиться с мнением о том, что в современной России конфликт стал повседневной реальностью. Страна стала полем действия социальных конфликтов, начиная с межэтни­ческих и кончая социально-массовыми, проявившимися во многих забастовках. Это подтверждают мощные забастовки шахтеров, работников наземного, воздушного, железнодорож­ного и морского транспорта, рыболовецких хозяйств, учителей, врачей.

С 1991 г. конфликты стали возникать в региональном мас­штабе. Они были обусловлены не противостоянием рядовых работников и администрации, а противостоянием населения и трудовых коллективов центральным органам власти и руковод­ству. Основная направленность забастовочного движения в 1992 г. - это повышение уровня жизни участников этого дви­жения 1 . В ходе забастовочной борьбы в 1992 г. преобладали требования о повышении заработной платы, уровня жизни, ли­квидации задолженности по зарплате и выплате пенсий. Вместе с тем все громче раздаются требования, связанные с отстаива­нием трудящимися своего права собственности на имущество предприятий.

Анализируя динамику трудовых конфликтов, исследователи отмечают тенденцию перерастания их из собственно трудовых в политические. Почти всегда наряду с экономическими требо­ваниями выдвигались и политические требования. Нельзя не учитывать, что в рабочем движении взаимодействуют разные силы, разных политических ориентации. Все это сознательно политизируют трудовые конфликты.

Трудовые конфликты часто являются реакцией на перекосы в экономической и социальной политике правительства, на его не­умение осознать последствия принимаемых решений. Основное содержание конфликтов в социально-экономической сфере связано с перераспределением собственности и становлением рыночных отношений, которые неизбежно приведут к поляри­зации социальных групп.

Можно отметить еще одну особенность социально-эконо­мических конфликтов. Массовые конфликты в экономической сфере связаны еще с тем, что в стране до сих пор отсутствует четкая законодательная база разрешения трудовых споров. Бы­ла попытка принять закон о разрешении трудовых конфликтов, определить механизм этого разрешения. В основу его заложен принцип примирительных процедур через соответствующие комиссии и трудовые арбитражи. Предусматривались срок рас­смотрения споров, обязательность исполнения принятых реше­ний. Но этот закон так и не был принят. Примирительные ко­миссии, их арбитражи не выполняют свои функции, а админи­стративные органы в ряде случаев не выполняют достигнутые соглашения. Это не способствует разрешению трудовых кон­фликтов и ставит задачу создать более продуманную систему для их регулирования.

Это политические конфликты по поводу пе­рераспределения власти, доминирования влияния, авторитета. Они могут носить как скрытый, так и открытый характер. Основ­ными конфликтами в сфере власти можно назвать следующие:

1) конфликты между основными ветвями власти (зако­нодательной, исполнительной и судебной) в стране в целом и отдельных республиках и областях. На высшем уровне этот конфликт первоначально проходил по линии противостояния, с одной стороны, Президента и правительства, а с другой сторо­ны, Верховного Совета и Советов народных депутатов всех уровней. Этот конфликт вылился, как известно, в события ок­тября 1993 г. Формой частичного его разрешения явились вы­боры Федерального Собрания и референдум по принятию Кон­ституции России;

2) внутрипарламентские конфликты между Государственной Думой и Советом Федерации и внутри них;

3) конфликты между партиями с разной идеологической и политической ориентацией;

4) конфликты между разными звеньями управленческого аппарата.

Политические конфликты - это чаще всего нормальное яв­ление в жизни любого общества. Существующие в обществе партии, движения, их лидеры имеют свои представления о вы­ходе из кризиса и об обновлении общества. Это находит отра­жение в их программах. Но они не могут их реализовать до тех пор, пока находятся вне сферы власти. Потребности, интересы, цели, притязания больших групп и движений могут быть реали­зованы прежде всего через использования рычагов власти. По­этому власть, политические институты России стали ареной острой политической борьбы.

Противоречия между законодательной и исполнительной властями переходят в конфликт лишь при определенном стече­нии объективных и субъективных факторов. При этом борьба носит нередко «верхушечный», элитарный характер.

Конфликты в верхних эшелонах исполнительной и законо­дательной власти разрешаются нередко силовыми приемами, нажимом, давлением, угрозами, обвинениями, пока социально-экономическая и политическая обстановка в России благопри­ятствует конфликтному сценарию развития событий. Важно по­нимать сложившиеся обстоятельства и стремиться к смягчению условий протекания конфликтов. Не допускать, чтобы они пере­растали в насильственные действия той или иной другой стороны.

Заметное место в современной жизни занимают межнациональные, межэтнические конфликты. В их основе лежит борьба за интересы этнических и националь­ных групп. Часто эти конфликты связаны со статусными и тер­риториальными претензиями. Суверенитет народа или этнической группы в основном выступает доминирующим фактором в конфликте.

Есть основание полагать, что если бы и произошли пози­тивные изменения в экономике и политической сфере России, конфликтность в межнациональных и межэтнических отноше­ниях полностью не исчезла бы. Ибо она имеет свою собствен­ную логику происхождения и развития. Так, в сознании живу­щих поколений сохраняются обиды, нанесенные в прошлые времена, и они в силу нынешних несправедливостей (в какой бы форме они ни проявлялись) не в состоянии преодолеть чув­ство национальной неприязни. Поэтому проблема учета и реа­лизации этнических интересов имеет важное значение. Пред­ставление об ущемленности национальных интересов и претен­зий наций на приоритетные права являются одним из источни­ков общественной напряженности. С распадом СССР эта про­блема не исчезла. Казалось, что с появлением новых государств на бывшей территории СССР создаются условия для успеш­ного решения культурных, языковых и других проблем. Однако межэтнические противоречия разрастаются и вспыхивают с но­вой силой (Нагорный Карабах, Приднестровье, Осетия, Абха­зия). В основе этих конфликтов лежат территориальные притя­зания. Конфликты умышленно провоцируются различными си­лами националистического, сепаратистского, фанатично-религиозного толка.

Надо сказать, что конфликты в России, хотя и происходят в различных сферах жизни общества и именуются как политиче­ские, экономические, национальные и т.д., в широком смысле относятся к социальным конфликтам. Это значит, что речь идет о противоборствах между общностями и социальными группа­ми, силами, преследующими свои цели и интересы.

Наиболее открытой формой выраженияконфликта могут быть разного рода классовые действия: предъявление требований к власти со стороны недовольных социальных групп; использование общественного мнения в поддержку сво­их требований или альтернативных программ; прямые акции социального протеста.

Массовый протест - активная форма конфликтного поведения. Он может быть организованным или стихийным, пря­мым или косвенным, принимать характер насилия или ненасилия. Организаторами массовых протестов выступают, как пра­вило, политические организации и так называемые группы давления.

Формами выражения протеста могут быть: митинги, демон­страции, пикетирование, компании гражданского неповиновения, забастовки, голодовки, прогулы и т.д. Организаторы акций соци­ального протеста должны четко сознавать, какие конкретные задачи можно решить с помощью той или иной акции и на ка­кую общественную поддержку они могут рассчитывать. Так, ло­зунг, являющийся достаточным для организации пикетирова­ния, вряд ли может быть использован для организации компа­нии гражданского неповиновения.

Итак, социальные конфликты выступают как нормальные проявления социальных отношений. В России идет процесс формирования некоего промежуточного типа экономики, в ко­тором буржуазный тип отношений, основанный на, частной собственности, сочетается с отношениями государственной собственности и монополией на определение средства произ­водства. Создается общество с новым отношением классов и социальных групп, в котором будут возрастать различия в их доходах, статусе, культуре и т.д. Поэтому социальные конфлик­ты будут неизбежны. Нужно научиться управлять ими, стре­миться к тому, чтобы разрешать их с наименьшими издержками для общества.

Тема 14: «Социологическое исследование: понятие и виды, программа и выборка»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Система государственного управления»

на тему: «Социальные конфликты и чрезвычайные ситуации: правовой порядок и практика их урегулирования».

Исполнитель:

Обоймова Ю. И.

Студентка 4 курса

Специальность Г и МУ

№ зачетной книжки 06мгб01692

Руководитель:

Ремезова Л.С.

Воронеж 2010.

Введение………………………………………………………………………...…3

1.Характеристика социального конфликта…………………………….…..........4

1.1.Социальные конфликты в современном обществе....……………….……..6

2.Социальные чрезвычайные ситуации: причины, виды………...……….........7

2.1.Урегулирование общественными чрезвычайными ситуациями ……….…8

3.Заключение………………………………………………………………....…..11

Литература…………………....……………………………........…………....….12

Введение

Социальная неоднородность общества, различия уровней дохода, власти, престижа, нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Рождаются конфликты на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, желаний, интересов, надежд, личностных особенностей, стилей жизни, которые могут перерасти в чрезвычайные ситуации. Все это обуславливает пристальное внимание к исследованию конфликтов и чрезвычайных ситуаций.

Социальные конфликты в современной России отличаются особой остротой и частым применением насилия. На основе углубления кризисного состояния общества, приводящего к столкновениям различных сил и общностей, обостряются социальные противоречия и их результатом становятся социальные конфликты

Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, необходимо знать, что такое конфликт и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.

Характеристика социального конфликта.

Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению выбранной темы, дадим определение понятия «конфликт». Конфликт-это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, взглядов, оппонентов как субъектов взаимодействия. Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп.

Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Конфликты классифицируются по своей структуре и по направлениям исследований.

Социальный конфликт - это особый вид взаимодействия социальных сил, при котором действие одной стороны, столкнувшись с противодействием другой делает невозможным реализацию ее целей и интересов. Индикаторами ее могут быть нерешенность политических проблем, высокий уровень преступности, необеспеченность предметами потребления и т.д. Наибольшее распространение получают конфликты, связанные с нарушением социальных и экономических прав граждан, защита которых гарантируется государством.

Причины конфликта.

Причина конфликта является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Можно выделить следующие типы причин:
1.Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Такие конфликты могут протекать в сферах экономических, политических, социально-психологических и других ценностных ориентаций.
2. Идеологические причины. Идеологическая причина конфликта заключается в разном отношении к системе идей,

3. Причины конфликта, заключающиеся в различных формах экономического и социального неравенства. Неравенство в распределении ценностей существует повсеместно, но конфликт возникает только при такой величине неравенства, которая расценивается как весьма значительная.

4. Причина социальной дифференциации. Конфликты появляются в результате разного места, которое занимают структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной социальной группе.

Разрешение конфликта.

Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать разные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причины конфликта. При рациональном конфликте устранение причины с неизбежностью приводит к его разрешению, но для эмоционального конфликта наиболее важным моментом изменения конфликтной ситуации следует считать изменение установок соперников относительно друг друга.

Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте.

Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов. Одним из важных условий является своевременный и точный диагноз его причин. А это предполагает выявление объективно существующих противоречий, интересов, целей. Другим, не менее важным условием является обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на обнове взаимного признания интересов каждой из сторон. Для этого сторонам конфликта надо стремиться освободиться от враждебности и недоверия друг к другу. Третьим, непременным, условием является совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т. д.

Социальные конфликты в современном обществе.

В современных условиях, в сущности, каждая сфера общественной жизни рождает свои специфические виды социальных конфликтов.

Политический конфликт - это конфликт по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета. Этот конфликт может носить скрытый или открытый характер. Одной из ярких форм его проявления в современной России является длящийся на протяжении всего времени после распада СССР конфликт между исполнительной и законодательной властью в стране.

Заметное место в современной жизни занимают национально-этнические конфликты - конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Чаще всего это конфликты, связанные со статусными или территориальными претензиями. Также значительную роль играет проблема культурного самоопределения тех или иных национальных общностей.

Большую роль в современной жизни России играют социально-экономические конфликты, то есть конфликты по поводу средств жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на различные блага, по поводу реального доступа к этим благам и иным ресурсам.

Одним из главных источников конфликтности являются социально-трудовые отношения. Коллективным трудовым спором (конфликтом) являются неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу условий труда, исполнения коллективных договоров, соглашений по социально-трудовым вопросам.

Порядок разрешения коллективных трудовых споров регулируется специальным Федеральным законом (от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ). Он предусматривает право выдвижения требований работников, их рассмотрение, применение примирительных процедур, участие посредников, использование трудового арбитража, оформление соглашения по результатам разрешения коллективного трудового спора. Обязательным является несудебный порядок рассмотрения требований трудового коллектива или профсоюза, отклоненных администрацией. Предусматривается участие государственного органа, содействующего разрешению коллективного трудового спора. В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.

Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора применяется, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет достигнутого соглашения.

Введение

1 Понятие «социальный конфликт», его сущность и причины появления в обществе

1.1 Понятие и сущность социальных конфликтов в обществе

1.2 Природа социальных конфликтов и особенности их формирования

2 Особенности социальных конфликтов в современной России

2.1 Причины возникновения социальных конфликтов в России

2.2 Формы развития конфликтных ситуаций в Российской Федерации

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Социальные конфликты играют в жизни людей, народов и стран большую роль. Эта проблема стала предметом анализа еще древних историков и мыслителей. Каждый крупный конфликт не оставался бесследным. Многие историки выделяли в качестве причин военных столкновений несовпадение интересов враждующих сторон, стремление одних захватить территорию и покорить население и стремление других защититься, отстоять свое право на жизнь и независимость

Причины конфликтов привлекали внимание не только историков. В ХIХ и ХХ вв. эта проблема стала предметом изучения социологов. По сути дела в рамках социологии сложилось специальное направление, которое ныне носит название «социология конфликта».

Хотя конфликтные процессы мало кто одобряет, но большая часть населения вольно или невольно в них участвует. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг друга, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. Различные криминальные действия, угрозы, обращение к закону для воздействия на противника, объединение усилий в борьбе - это всего лишь некоторые проявления социальных конфликтов.

В конфликтах с менее насильственной формой основная цель враждующих сторон состоит в отстранении противников от эффективной конкуренции путем ограничения их ресурсов, свободы маневра, в снижении их статуса или престижа. Например, конфликт руководителя с исполнителями, в случае победы последних, может привести к понижению руководителя в должности, ограничению его прав по отношению к подчиненным, падению престижа и, наконец, к его уходу из коллектива.

Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем, как правило, более сильному, чем первоначальное. Конфликт обостряется и расширяется. Конфликтные процессы могут заставить людей играть роли, в которых они должны быть жестокими.

Социальные конфликты в современном российском обществе органически связаны с его переходным состоянием и противоречиями, которые лежат в основе конфликтов. Корни некоторых из них лежат в прошлом, но свое основное обострение они получают в процессе перехода к рыночным отношениям.

Возникновение новых социальных групп предпринимателей и собственников, растущее неравенство, становятся базой возникновения новых конфликтов. Формируется социальное противоречие в обществе между элитой, представляющей различные группы новых собственников, и огромной массой народа, которого отстранили от собственности и от власти.

Актуальность выбранной нами темы обусловливается тем, что социальные конфликты в современной России отличаются особой остротой и частым применением насилия. На основе углубления кризисного состояния общества, приводящего к столкновениям различных сил и общностей, обостряются социальные противоречия и их результатом становятся социальные конфликты

Объект данной работы - современная Россия и происходящие в ней социальные изменения.

Цель работы - выяснить характер социальных конфликтов в России.

Задачи: рассмотреть понятие и сущность социальных конфликтов и проанализировать их особенности в современной России.

1 Понятие «социальный конфликт», его сущность и причины появления в обществе

1.1 Понятие и сущность социальных конфликтов в обществе

Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению выбранной темы, дадим определение понятия «конфликт». Кон-фликт - это столкновение противопо-ложных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Вместе с этим, конфликт является важнейшей стороной взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточкой социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта.

Если интересы разнонаправлены и противоположны, то их противостояние будет обнаруживаться в массе самых разных оценок; они сами найдут для себя «поле столкновения», при этом степень рациональности выдвигаемых притязаний будет весьма условной и ограниченной. Вполне вероятно, что на каждом из этапов развертывания конфликта он будет сосредоточен в определенной точке пересечения интересов.

Сложнее обстоит дело с национально-этническими конфликтами. В разных регионах бывшего СССР эти конфликты имели разный механизм возникновения. Для Прибалтики особое значение имела проблема государственного суверенитета, для армяно-азербайджанского конфликта территориальный статусный вопрос Нагорного Карабаха, для Таджикистана - межклановые отношения.

Политический конфликт означает переход на более высокий уровень сложности. Его возникновение связано с сознательно формулируемыми целями, направленными на перераспределение власти. Для этого необходимо выделение на основе общей неудовлетворенности социального или национально-этнического слоя особой группы людей - представителей нового поколения политической элиты. Зародыши этого слоя формировались в последние десятилетия в виде незначительных, но весьма, активных и целеустремленных, диссидентских и правозащитных групп, открыто выступавших против сложившегося политического режима и становившихся на путь самопожертвования ради общественно значимой идеи и новой системы ценностей. В условиях перестройки прошлая правозащитная деятельность стала своего рода политическим капиталом, позволившим ускорить процесс формирования новой политической элиты.

Противоречия пронизывают все сферы жизни общества - экономическую, политическую, социальную, духовную. Обост-рение тех или иных противоречий создает «зоны кризиса». Кризис проявляется в резком усилении социальной напряжен-ности, которая нередко перерастает в конфликт.

Конфликт связан с осознанием людьми противоре-чий своих интересов (как членов тех или иных социальных групп) с интересами других субъектов. Обостренные противо-речия порождают открытые или закрытые конфликты.

Большинство социологов считает, что существо-вание общества без конфликтов невозможно, ибо конфликт является неотъемлемой частью бытия людей, источником происходящих в обществе изменений. Конфликт делает социальные отношения более мобильными. Население быстрее отказываются от привычных норм по-ведения и деятельности, которые ранее их вполне удовлетворяли. Чем сильнее социальный конфликт, тем заметнее его влияние на течение социальных процессов и темпы их осуществления. Конфликт в форме конкуренции поощряет творчество, инновации и, в конечном счете, содействует прогрессивному развитию, делая общество более жизнеспособным, динамичным и восприимчивым к прогрессу.

Социология конфликта исходит из того, что конфликт есть нормальное явление общественной жизни, выявление и развитие конфликта в целом - полезное и нужное дело. Общество, властные структуры и отдельные граждане будут достигать более эффективных результатов в своих действиях, если они будут следовать определенным правилам, направленным на урегулирование конфликта.

1.2 Природа социальных конфликтов и особенности их формирования

В современной литературе по истории социологии сложившиеся социологические направления подразделяются на две большие группы в зависимости от того, какое место в теоретических построениях занимает проблема социального конфликта. Такое подразделение мы находим, прежде всего, у весьма авторитетного историка социологии Джеффри Александера. Теории Маркса, Вебера, Парето, а из ныне живущих - Дарендорфа с этой точки зрения рассматриваются как те, в которых проблематика конфликта занимает доминирующее место при объяснении социальных процессов и изменений. Дюркгейм, Парсонс, Смелсер преимущественное внимание уделяют проблеме стабильности и устойчивости. Их теории ориентированы не столько на изучение конфликта, сколько на обоснование консенсуса.

Это деление направлений социологических теорий можно признать верным лишь с определенной долей условности. Главным образом оно основывается на противопоставлении функционализма и социологии конфликта, сформулированным Ральфом Дарендорфом.

Итак, конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта.

Каждая сторона воспринимает конфликтную ситуацию в виде некоторой проблемы, в разрешении которой преобладающее значение имеют три главных момента:

  • во-первых, степень значимости более широкой системы связей, преимущества и потери, вытекающие из предшествующего состояния и его дестабилизации - все это может быть обозначено как оценка доконфликтной ситуации;

Таким образом, основные этапы или фазы конфликта могут быть обозначены следующим образом:

Исходное положение дел; интересы сторон, участвующих в конфликте; степень их взаимопонимания.

Инициирующая сторона - причины и характер ее действий.

Ответные меры; степень готовности к переговорному процессу; возможность нормального развития и разрешения конфликта - изменения исходного положения дел.

Отсутствие взаимопонимания, т.е. понимания интересов противоположной стороны.

Мобилизация ресурсов в отстаивании своих интересов.

Использование силы или угрозы силой (демонстрация силы) в ходе отстаивания своих интересов; жертвы насилия.

Мобилизация контр ресурсов; идеологизация конфликта с помощью идей справедливости и создания образа врага; проникновение конфликта во все структуры и отношения; доминирование конфликта в сознании сторон над всеми иными отношениями.

Тупиковая ситуация, ее саморазрушающее воздействие.

Осознание тупиковой ситуации; поиск новых подходов; смена лидеров конфликтующих сторон.

Переосмысление, переформулировка собственных интересов с учетом опыта тупиковой ситуации и понимание интересов противостоящей стороны.

Новый этап социального взаимодействия.

Источником обострения конфликтов между большими группами является накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастанием притязаний, радикальное изменение самосознания и социального самочувствия. Как правило, сначала процесс накопления неудовлетворенности идет медленно и подспудно, пока не происходит некоторое событие, которое играет роль своего рода спускового механизма выводящего наружу это чувство неудовлетворенности. Неудовлетворенность, приобретающая открытую форму, стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются лидеры, отрабатываются программы и лозунги, формируется идеология защиты интересов. На этом этапе конфликт становится открытым и необратимым. Он либо превращается в самостоятельный и постоянный компонент общественной жизни, либо завершается победой инициирующей стороны, либо решается на основе взаимных уступок сторон.

Конфликтами охвачены все сферы жизни российского общества. Наиболее острыми и опасными являются конфликты в политической сфере, особенно в сферах власти, социально-экономических и межнациональных отношений.

Природа социальных конфликтов долгое время была связана с его переходным состоянием и противоречиями, которые лежат в основе конфликтов, развивающихся в новых условиях в новом российском государстве и обществе после распада СССР. Хотя в некоторых из них (например, в межэтнических) можно обнаружить и «остаточные» противоречия, уходящие в тоталитарное прошлое, но и они свои основные импульсы получили от процессов перехода к рынку и рыночным отношениям.

Глубокие корни конфликтной ситуации в России прослеживаются, прежде всего, через отношения неравенства крупных социальных групп - субъектов соответствующих интересов. Интенсивное образование новых социальных групп, прежде всего класса собственников и предпринимателей, «новых русских», создавших свои политические организации, консолидация на новой основе бывшей номенклатуры и формирование соответствующей политической и правящей элиты и т.д., стало основой возникновения множества конфликтов. Действует новое социальное противоречие в обществе между элитой, представляющей различные группы новых реальных собственников, господствующих в рыночных отношениях, и огромной массой народа, отстраненной в ходе приватизации от собственности, а в ходе политической борьбы за власть - от самой власти.

Конфликты в России отличаются особой остротой, частым применением насилия и т.д. И дело не только в отсутствии институциональных основ регулирования и легитимности принятых решений. В России исторически утвердилась «конфронтационная политическая культура», несущая в себе нетерпимость к инакомыслящим и инакодействующим. Тоталитарная идеология и формулы «кто не с нами, тот против нас», «если враг не сдается, его уничтожают» и другие, пустили глубокие корни в обыденном сознании. Такая политическая «культура» как бы воспроизводится в различных структурах и институтах общества, государственной власти, не просто затрудняя, но и делая порой невозможным переход от состояния конфронтации к диалогу.

Социальный конфликт в переходном обществе России явился результатом и практическим выражением такого обострения социальных противоречий в ходе углубления его кризисного состояния, которое приводит к столкновению различных политических и социальных сил и общностей - классов, демографических и профессиональных групп, наций, этносов и этнических групп, движений и т.д. - на основе осознания индивидами, составляющими эти общности и силы, противоположности своих интересов, целей и социальных позиций в их противостоянии с другой стороной. Именно в условиях кризиса и экономического упадка, разгула инфляции объективные противоположности быстро перерастают в субъективные противостояния. В ходе перерастания противоположностей в конфликт аморфные квазигруппы, объединенные предполагаемым единством интересов, возникающих на основе общих социальных позиций, трансформируются в группы интересов с осознанными целями и сформулированными программами.

Социальные конфликты в России обычно эмоционально сильно окрашены, в них много иррационального (особенного в межэтнических конфликтах), надуманного в представлениях индивида о своих интересах как о противоположных интересам другой стороны. Но эти представления и составляют реальность, они двигают и обостряют конфликт. Они в любом случае реально выражают, пусть не всегда четко, полно, пусть даже деформированно, суть, главные особенности социальных противоречий, лежащих в основе данного конфликта.

Наконец, конфликты в России называют социальными, хотя они формируются в различных сферах жизни общества и обычно именуются как политические, социально-экономические, духовные, национальные и т.д. В широком, общетеоретическом смысле все они относятся к категории социального конфликта, под которым обычно понимают любой вид борьбы и противоборства между общностями и социальными силами, группами людей, если они преследуют какие-либо социально значимые цели. Важно, чтобы индивиды, участвующие в конфликте, выражали не свои сугубо личные цели, интересы и ценности, а выступали как типичные представители большой социальной группы. Иначе конфликт носил бы не социальный, а социально-психологический, межличностный, индивидуальный характер.

2 Особенности социальных конфликтов в современной России

2.1 Причины возникновения социальных конфликтов в России

Непосредственно в конфликте сталкиваются интересы двух сторон: например, двух претендентов на одно место, двух национально-этнических сообществ или государств по поводу спорной территории, двух политических партий при голосовании проекта закона и т.д.

Однако при более внимательном изучении ситуации выясняется, что это открытое столкновение интересов сопряжено с более сложной системой отношений. Так, претенденты на одно место оказываются не просто равновеликими личностями, обладающими одинаковыми правами и притязаниями на должность. Каждый из претендентов поддерживается определенной группой людей. Если должность или позиция, по поводу которой разгорается конкуренция, имеет отношение к власти, к возможности распоряжаться другими людьми, то эта то позиция является престижной, оцениваемой достаточно высоко со стороны общественного мнения. Поэтому не исключается, что открытое столкновение двух противоборствующих претендентов может быть инициировано третьей стороной или третьим участником, который до поры до времени остается в тени.

Можно проследить три аспекта проблем политической власти в конфликтах российского общества:

  • конфликты в самой власти, противоборство между различными политическими силами за обладание властью;
  • роль власти в конфликтах в различных сферах жизни общества, которые как-то влияют на основы существования самой власти;
  • роль государственной власти как посредника.

Основные конфликты в сфере власти в современных условиях выступают как:

  • конфликты между ветвями власти (законодательной, исполнительной, судебной);
  • конфликты внутри парламента (как между Государственной Думой и Советом Федерации, так и внутри каждого из этих органов);
  • конфликты между политическими партиями и движениями;
  • конфликты между звеньями управленческого аппарата и др.

Потенциальным источником ожесточенной борьбы за власть являются новые социальные группы, претендующие на более высокое положение в политической жизни, на обладание материальными благами и властью.

Начиная с 1993 года в нашей стране лидирующие позиции заняла исполнительная власть, в руках которой сейчас сосредоточена вся полнота реальной власти. Сложилась ситуация, когда для проведения реформ требуется достаточная свобода для исполнительной власти, но с другой стороны - неконтролируемая исполнительная власть может выбрать неправильный курс, который невозможно будет исправить.

Исполнительная власть все в большей степени осуществляет политику, базирующуюся на своем понимании ситуации и в интересах самосохранения. Социологические опросы показывают, что степень недоверия к нынешним властям достаточно высока.

Если в большинстве промышленно развитых стран в социальных конфликтах фигурирует противоречие между системой благосостояния и системой труда, то в России раздел борьбы идет не только и не столько по линии "работники-предприниматели", сколько по линии "трудовые коллективы - правительство". Наряду с требованиями о повышении зарплаты, уровня жизни, ликвидации задолженностей, неуклонно растут требования коллективов, связанные с отстаиванием своего права на имущество предприятий. Поскольку основным субъектом перераспределения собственности являются органы государственной власти, то социально-экономические выступления своим острием направлены против политики правительства как в центре, так и в отдельных регионах.

Серьезные предпосылки к конфликтам содержат в себе социально-экономические отношения между средними и мелкими предпринимателями и властными структурами. Причины: коррупция; неопределенность функций многих государственных служащих; неоднозначность толкования законов.

Возрастает значение характера отношений по линии "предприниматели - основная масса населения". Фактором, способствующим обострению ситуации является многократное различие доходов между богатыми и бедными.

В социальных конфликтах России важное место занимают межнациональные и межэтнические конфликты. Эти конфликты являются наиболее сложными среди социальных конфликтов. К социальным противоречиям, языковым и культурным проблемам добавляется историческая память, которая углубляет конфликт.

После распада Советского Союза противоречия между нациями не только ни уменьшились, но еще более возросли. Основной причиной этого можно считать тот факт, что новые государства возникли в результате келейного, верхушечного решения группы политических лидеров, межэтнические противоречия усилились, конфликты вспыхнули с новой силой (Карабах, Осетия, Абхазия, Приднестровье, Чечня).

Россия - многонациональная страна, где проживает более 120 народов. Во многих республиках в составе Российской Федерации коренное население составляет меньшинство. Только в 5 республиках его численность превышает 50% (Чувашия, Тыва, Коми, Чечня, Северная Осетия).

Особенность межэтнических конфликтов в России обусловлена главным образом тем, что разбуженное национальное самосознание нередко обостряют межэтнические противоречия дестабилизируют социально-политическую ситуацию в стране. Впервые в истории нравственное самочувствие русского народа, его самосознание испытывают существенную ущемленность, когда каждый другой, даже не большой по численности народ, может предстать перед ним в качестве врага.

Вполне вероятно, что в ближайшие годы может произойти усиление агрессивно-наступательного настроения в русском национальном сознании. Его будут питать беженцы-русские из бывших республик Союза ССР.

Федеративная организация государства России является почвой всевозможных конфликтов. Каждый конкретный конфликт на межнациональной основе имеет свои особенности, свои причины. Конфликт с Татарстаном удалось урегулировать конституционным путем. С Чечней этого не получилось, и политический конфликт вылился в военный c серьезными социальными последствиями.

В развитии конфликта, в переходе его в стадию крайнего обострения многое зависит от того, как именно воспринимаются самые исходные, начальные события, приводящие к развитию конфликта, какое значение придается конфликту в массовом сознании и в сознании лидеров соответствующих общественных группировок. Для понимания природы конфликта и характера его развития особое значение имеет «теорема Томаса», которая гласит: «Если люди воспринимают некоторую ситуацию в качестве реальной, то она будет реальной и по своим последствиям». Применительно к конфликту это означает, что если есть несовпадение интересов между людьми или группами, но это несовпадение не воспринимается, не ощущается и не чувствуется ими, то такое несовпадение интересов не приводит к конфликту. И наоборот, если между людьми имеется общность интересов, но сами участники ощущают друг к другу враждебность, то отношения между ними будут обязательно развиваться по схеме конфликта, а не сотрудничества.

Ощущение враждебности намерений, реакция на воображаемую или реальную угрозу, состояние угнетения порождают превентивные или защитные действия той стороны, которая чувствует ущемленность и связывает ее с действиями некоторых иных групп или людей. Так воображаемое превращается в действительное.

Конфликт может быть вызван существенными причинами, затрагивающими сами основы существования соответствующих конфликтующих групп, но он может быть и иллюзорным, воображаемым конфликтом, когда люди полагают, что их интересы несовместимы и взаимоисключают друг друга, а «на самом деле» можно не обострять конфликт, жить в мире и согласии.

При рассмотрении причин того или иного конфликта, необходимо иметь ввиду, что всякий конфликт так или иначе персонифицирован. У каждой из сторон конфликта имеются свои лидеры, вожди, руководители, идеологи, которые озвучивают и транслируют представления своей группы, формулируют «свои» позиции и представляют их в качестве интересов своей группы. При этом зачастую бывает трудно разобраться, выдвигает ли того или иного лидера сложившаяся конфликтная ситуация или он сам создаст эту ситуацию, поскольку он - благодаря определенному типу поведения занимает позицию лидера, вождя, «выразителя интересов» народа, этнической группы, класса, социальной прослойки, политической партии и т.д. Во всяком случае, в любом конфликте личностные особенности лидеров играют исключительную роль. В каждой конкретной ситуации они могут вести дело на обострение конфликта или находить средства для его урегулирования.

Как правило, лидер не одинок. Его поддерживает определенная группа, но эта поддержка почти всегда осуществляется на некоторых условиях. Определенные члены «группы поддержки» находятся одновременно в отношениях соперничества или конкуренции за позиции в лидировании. Следовательно, лидер вынужден считаться не только с противоположной стороной в конфликте, но и с тем, как он будет воспринять в своей собственной среде, насколько прочна его поддержка среди его собственных сторонников и единомышленников.

Мировой опыт позволяет выделить некоторые наиболее характерные источники, на базе которых формируются причины конфликтов: богатство, власть, престиж и достоинство, т. е. те ценности и интересы, которые имеют значение во всяком обществе и придают смысл действиям конкретных лиц, участвующих в конфликтах. В разных исторических контекстах приоритетность соответствующих ценностей может модифицироваться, но содержательная сторона дела от этого изменяется не очень существенно. Это в полной мере касается и России.

Во-первых, идея социальной дифференциации позволяет каждому россиянину открыто стремиться к тому, чтобы не только избавиться от бедности, но и стать богатым. В массовом сознании и в практических жизненных отношениях богатство - это не просто некоторая сумма денежных средств или имущества, а возможность расширения пределов своей деятельности и влияния.

Вторым, не менее важным источником конфликтов является борьба за власть. Она не менее притягательна, нежели богатство как таковое, хотя бы потому, что булат и злато постоянно ведут между собою спор. Эмпирическим выражением властных позиций являются государственные и негосударственные должности и позиции, позволяющие контролировать распределение ресурсов на основе права распоряжения, определять доступ к потокам значимой информации, участвовать в принятии решений. Поле власти создаст специфическую среду общения, вхождение в которую один из важнейших мотивов политической деятельности.

В особенности эти чувства обостряются в тех ситуациях, когда человек получает возможность распоряжаться средствами насилия: отдавать распоряжения об аресте, определять движение войсковых соединений, давать приказы о применении оружия. Конфликты в политическом пространстве обладают столь же большой силой вовлечения, как и конфликты, связанные с богатством, но они, как правило, обрамляются более высокопарной фразеологией, связанной с декларациями относительно общих - национальных, государственных - интересов и интересов прогресса в целом.

В-третьих, к источникам конфликтов относится стремление к достижению различных форм престижа. Реальным воплощением престижа являются известность и популярность личности, ее репутация и авторитет, сила влияния на принятие решений, демонстрируемое уважение к данному человеку и его потенциал. Престиж в очень редких случаях может быть завоеван без поддержки власти и богатства, поэтому является, в какой-то мере, вторичным источником конфликта. Но. дело в том, что и богатство, и власть как бы аккумулируются в престиже. Ни то, ни другое не может сохранить свое влияние, не получая поддержки со стороны общественного мнения. Борьба за власть и богатство может начинаться с конфликтов по поводу престижа - создания репутации, или наоборот, дискредитации той или иной персоны или группы людей в глазах общественного мнения. Отсюда и возникает представление о так называемой четвертой власти, которая сосредоточена в средствах массовой информации.

Наконец, в-четвертых, важно указать на стремление к сохранению человеческого достоинства. Речь идет о таких ценностях, как уважение и самоуважение, компетентность, профессионализм, представительность, признание, нравственные качества личности. Если все свести только к предыдущим трем источникам конфликтов, то получается довольно безрадостная картина почти непременного утверждения зла и порока, разрушения нравственного начала в обществе.

В борьбе за богатство, власть и славу человек не должен забывать о границах своего выбора, отделяющих человечное, гуманное, культурное начало от бесчеловечного и безнравственного. И эти границы проходят внутри каждого конкретного индивида. Тот, кто переходит эти границы, теряет прежде всего право на самоуважение, а вместе с тем подрывает свое личностное достоинство, свою гражданскую и профессиональную честь.

В этой связи в борьбе за власть и богатство, за социальный престиж особое место занимает стратегия либо на возвышение личности, либо на унижение человеческого достоинства. С помощью стратегии второго типа создается криминальная среда, формируются сообщества подонков, действующих во имя интересов хозяина. Обычно мобилизационные механизмы создания такой среды сопряжены с формулами «деньги не пахнут», или «политика - грязное дело». Однако нравственный конфликт, связанный с определением конечных ценностей или смысла человеческого существования, пронизывает все иные конфликты.

Проблема нравственного конфликта обычно сопряжена с выбором средств достижения своих целей в том или ином конкретном конфликте.

Одной из причин обострения конфликтов между большими группами людей в России является накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастанием притязаний, радикальное изменение самосознания и социального самочувствия. Как правило, сначала процесс накопления неудовлетворенности идет медленно и подспудно, пока не происходит некоторое событие, которое играет роль своего рода спускового механизма, выводящего наружу это чувство неудовлетворенности.

Подобная неудовлетворенность, приобретающая открытую форму, стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются лидеры, отрабатываются программы и лозунги, формируется идеология защиты интересов. На этом этапе конфликт становится открытым и необратимым. Он либо превращается в самостоятельный и постоянный компонент общественной жизни, либо завершается победой инициирующей стороны, либо решается на основе взаимных уступок сторон.

В качестве причин созревания конфликта могут выступать исторические, социально-экономические и культурные факторы, завершающиеся в действиях политических структур и институтов. Каждый из них имеет свои особенности.

Социально - экономический конфликт возникает на основе неудовлетворенности прежде всего экономическим положением, которое рассматривается либо как ухудшение в сравнении с привычным уровнем потребления и уровнем жизни (реальный конфликт потребностей), либо как худшее положение в сравнении с другими социальными группами (конфликт интересов). Во втором случае конфликт может возникнуть даже при условии некоторого улучшения условий жизни, если оно воспринимается как недостаточное или неадекватное.

В развитии политического конфликта на макроуровне особое значение имело переплетение источников этих трех конфликтов, установление связей между движениями разного рода. Так, важнейшим элементом поражения горбачевского курса стало выдвижение бастующими шахтерами и их руководителями требования об отставке Президента СССР, которая и будет представляться конфликтующими сторонами главным предметом столкновения.

Каждая из сторон воспринимает конфликтную ситуацию в виде некоторой проблемы, в разрешении которой преобладающее значение имеют три главных момента:

  • во-первых, степень значимости более широкой системы связей, преимущества и потери, вытекающие из предшествующего состояния и его дестабилизации, - все это может быть обозначено как оценка доконфликтной ситуации;
  • во-вторых, степень осознания собственных интересов и готовность пойти на риск ради их осуществления;
  • в-третьих, восприятие противостоящими сторонами друг друга, способность учитывать интересы оппонента.

Обычное развитие конфликта предполагает, что каждая из сторон способна учитывать интересы противостоящей стороны. Такой подход создает возможность сравнительно мирного развертывания конфликта с помощью переговорного процесса и внесения корректив в предшествующую систему отношений в направлении и масштабах, приемлемых для каждой из сторон.

Вместе с тем, в нашей стране чаще бывает так, что сторона, инициирующая конфликт, исходит из негативной оценки предшествующего положения дел и декларирует лишь свои собственные интересы, не принимая во внимание интересы противоположной стороны. Противостоящая сторона вынуждена в этом случае предпринимать особые меры для защиты своих интересов. В результате обе стороны могут претерпеть определенный ущерб, который относится на счет противостоящей стороны в конфликте.

Подобная ситуация чревата применением насилия: уже на начальной стадии конфликта каждая из сторон начинает демонстрировать силу или угрозу ее применения. В этом случае конфликт углубляется, так как силовое воздействие обязательно встречает противодействие, связанное с мобилизацией ресурсов сопротивления силе.

При этом, чем большее стремление к применению силы наблюдается в конфликте, тем сложнее его разрешение, т.е. выход на новые параметры социальных отношений. Насилие создает вторичные и третичные факторы углубления конфликтной ситуации, которые подчас вытесняют из сознания сторон исходную причину конфликта.

Каждая из сторон вырабатывает на этой фазе свою интерпре-тацию конфликта, непременными элементами которой являются представление о правомерности и обоснованности собственных интересов и предпринятых в их защиту действий и обвинение противоположной стороны, т.е. создание образа врага. Следовательно, на этом этапе создается идеологическое оформление конфликта, которое для каждого из его участников выступает в виде определенной суммы критериев. Весь социальный мир как бы разделяется на своих и чужих. Силы нейтральные, настроенные примиренчески, воспринимаются при этом как союзники противоположной или враждебной стороны.

В результате возникает новая фаза конфликта - тупиковая ситуация. Практически это приводит к параличу действий, неэффективности принимаемых решений, так как каждая из сторон воспринимает предложения и действия, направленные на выход из кризиса, в качестве одностороннего выигрыша противоположной стороны.

Возникающая ситуация имеет тенденции к саморазрушению. Выход из нее может быть найден только на путях радикального пересмотра сложившегося положения. Как правило, такой пересмотр связан со сменой лидеров вначале одной, а затем и другой конфликтующей стороны. Открываются новые возможности для переговорного процесса, которые должны опираться на новое осознание собственных интересов, основанное на опыте развертывания конфликтной ситуации и осмыслении общих потерь, понесенных сторонами на стадии обострения конфликта, его идеологизации и тупика.

На этническую напряженность и конфликтность будут в России влияют два принципиальных фактора. Прежде всего то, что у нас в обществе не завершено социальное структурирование: практически нет четкого осознания групповых интересов. Вместе с тем, в нашей стране наблюдается несоответствие либерально-демократических идеологий и реальных экономических и социально-политических отношений. В этой ситуации создается как бы вакуум в познании определенности интересов. Этот вакуум может заполниться путем решения двух идеологических проблем.

Одна из них - государственность. Сейчас надежду на нее возлагает подавляющее большинство россиян. А вторая - этническая. Ее берут на вооружение политические партии и объединения, которые не придают значения слабо выраженному в действительности структурированию социальных интересов. Когда главный вектор посттоталитарного соцмиально-экономического развития проходит по двум детерминантам: государственность и этничность, можно прогнозировать углубление всех видов конфликтов.

2.2 Формы развития конфликтных ситуаций в Российской Федерации

Конфликтами охвачены все сферы жизни российского об-щества - социально-экономическая, политическая, сфера меж-национальных отношений и т. д. Они порождены реальными противоречиями в ходе углубления кризисного состояния общества. Нередко происходят искусственно создаваемые и умышленно провоцируемые столкновения, осо-бенно характерные для межнациональных и межрегиональных отношений. Результатом их являются кровопролития и даже войны, в которые помимо своей воли оказываются втянутыми целые народы.

Социальные конфликты получают своеобразное проявление в современной российской действительности. Россия переживает систем-ный кризис, причины которого разнообразны и однозначно оценить их трудно. Изменения в общественных отношениях сопровождаются невиданным расширением сферы проявления конфликтов. В них вовлекаются не только большие социаль-ные группы, но и целые территории, как однородные в нацио-нальном отношении, так и населенные различными этниче-скими общностями.

Конфликты на основе объективно возникающих противоре-чий, если они разрешаются, способствуют общественному прогрессу. При этом социальные противоречия, служащие источни-ком конфликтных коллизий, могут быть разделены на два основ-ных вида. С одной стороны, это противоречия, порождаемые со-циально-экономическим положением членов нашего общества. В ходе углубления этих противоречий происходит столкновение различных социальных групп, наций, других этносов. Данные противоречия проявляются, прежде всего в непомерных контра-стах богатства и бедности, процветания немногих и обнищания большинства. С другой стороны, это политические противоречия, обусловленные, прежде всего, неприятием политики властей. Сего-дня это находит отражение в противодействии многих общест-венных сил курсу правительства, ориентированному на смену об-щественно-политического строя.

Наиболее значительными конфликтами, разворачивающимися в пространстве России и СНГ, являются три: политический, социальный и национально-этнический. Обособленное рассмотрение этих трех форм конфликта позволяет констатировать, что они разворачиваются по поводу ценностей, имеющих разную природу.

Политический конфликт - конфликт по поводу власти, доминирования, влияния, авторитета. Социальный конфликт - в узком смысле слова - конфликт по поводу средств жизнеобеспечения: уровню зарплаты, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на различные блага, по поводу реального доступа к этим благам и другим ресурсам.

Предметом столкновений и конфликтов в третьей области являются права и интересы этнических и национальных групп. Часто эти конфликты связаны со статусными и территориальными притязаниями. Суверенитет народа или этнической группы оказывается в данном случае доминирующей идеей в конфликте.

Все названных выше формы являются взаимопроникающими конфликтами, каждый из них составляет питательную среду для другого. Например, упомянутые ранее шахтерские забастовки показывают, как именно социальный конфликт превратился в политический. Наблюдатели и исследователи шахтерских забастовок отмечают, что во многих случаях ситуация искусственно обострялась в связи с политическими интересами.

В еще большей мере переплелись социально-политические проблемы в национально-этнических конфликтах. Несомненно, что динамика этноконфликтов во многом предопределялась тем, насколько сильны притязания на власть новых элит, выросших в рамках старых структур и отторгнутых как от участия во власти, так и от культурного самоопределении соответствующих национальных общностей. Местная этнократия, поддерживаемая центром, не подпускала к процессу принятия решений представителей новой элиты, благодаря чему они вынуждены были облекать свои притязания на власть в форму национально-этнических или националистических интересов.

Разработка проблематики конфликта на уровне специальных социологических теорий позволяет прийти к выводу относительно доминирования политического конфликта во всех развертывающихся ныне конфликтных ситуациях. Практическое следствие, вытекающее отсюда, состоит в необходимости рационализации политики, повышения политической культуры новой политической элиты.

Можно согласиться с мнением о том, что в современной России конфликт стал повседневной реальностью. Страна стала полем действия социальных конфликтов.

Трудовые конфликты часто являются реакцией на перекосы в экономической и социальной политике правительства, на его неумение осознать последствия принимаемых решений. Ос-новное содержание конфликтов в социально-экономической сфере связано с перераспределением собственности и станов-лением рыночных отношений, которые неизбежно приводят к поляризации социальных групп.

Большое число конфликтов в экономической сфере связано еще и с тем, что в стране до сих пор отсутствует четкая зако-нодательная база разрешения трудовых споров. Были сделаны попытки принять закон о разрешении трудовых конфликтов, определить механизм этого разрешения. В основу его положен принцип примирительных процедур через соответствующие комиссии и трудовые арбитражи. Предусматривался срок рас-смотрения споров, обязательность исполнения принятых ре-шений. Но этот закон так и не был принят. Примирительные комиссии, их арбитражи не выполняют свои функции, а адми-нистративные органы в ряде случаев не выполняют достигну-тые соглашения. Это не способствует разрешению трудовых конфликтов и ставит задачу создать более продуманную зако-нодательную систему для их урегулирования.

Конфликты в социально-политической сфере - это кон-фликты по поводу перераспределения власти, доминирования, влияния, авторитета. Они могут носить как скрытый, так и открытый характер. Основными конфликтами в сфере власти можно назвать следующие.

Конфликты между основными ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной) в стране и в отдельных республиках и областях. На высшем уровне этот конфликт первоначально проходил по линии противостояния, с одной стороны, президента и прави-тельства, а с другой стороны, Верховного Совета и сове-тов народных депутатов всех уровней. Этот конфликт вылился, как известно, в события октября 1993 г. Фор-мой частичного его разрешения явились выборы Феде-рального Собрания и референдум по принятию первой Конституции России.

Внутрипарламентские конфликты между Государствен-ной Думой и Советом Федерации и внутри них.

Конфликты между политическими партиями с разной идеологической и политической ориентацией.

Конфликты между разными звеньями управленческого аппарата.

Политические конфликты - вполне нормальное явление в жизни любого общества. Существующие в обществе партии, движения, их лидеры имеют свои представления о выходе из кризиса и обновлении общества. Это находит отражение в их программах. Но они не могут их реализовать до тех пор, пока находятся вне сферы власти. Потребности, интересы, цели, притязания больших групп и движений могут быть реализова-ны прежде всего через использование рычагов власти. Поэтому власть, политические институты России стали ареной острой политической борьбы.

Противоречия между законодательной и исполнительной властями переходят в конфликт лишь при определенном сте-чении объективных и субъективных факторов. При этом борь-ба носит нередко "верхушечный", элитарный характер. Кон-фликты в верхних эшелонах исполнительной и законодатель-ной властей разрешаются силовыми приемами, нажимом, дав-лением, угрозами, обвинениями. Пока социально-эконо-мическая и политическая обстановка в России благоприятству-ет конфликтному сценарию развития событий. Важно пони-мать сложившиеся обстоятельства и стремиться к смягчению условий протекания конфликтов, не допускать, чтобы они пере-растали в насильственные действия той или другой стороны.

Заметное влияние на социальные конфликты в современной России оказывают противоречия в межнацио-нальных и межэтнических отношениях. В их основе лежит борьба за права и интересы этнических и национальных групп. Анализ межнациональных конфликтов в пределах Российской Федерации позволяет сгруппировать их в три основные типа:

Во-первых, это конституционные конфликты. Три республики приняли конституции, которые противоречат прошлой и теперешней конституциям Российской Федерации: Саха (Якутия), Тыва, Та-тарстан. А Башкортыстан провел референдум и, судя по готовящейся конституции, здесь тоже будут противоречия. Первое противоречие заключается в том, что в конституциях говорится о главенстве законов республики над федеральными, второе связано с контролем над использованием природных ресурсов, третье - с непосредственным выходом на международную арену.

Ряд республик проводит политику, которая близка к экономическому национализму. Они не хотят выйти из Российской Федерации, но желают иметь право выхода на международную арену. Еще одно обстоятельство связано с тем, что Федеральный договор, как известно, полностью в конституцию не вошел. Но он написан федеральной властью и субъектами Федерации. Борьба будет развертываться вокруг конкретных пунктов договора, не включенных в Конституцию.

В некоторых субъектах России ставится вопрос о выходе из России и полной государственной самостоятельности. Здесь наиболее ярким примером является чеченский кризис. Подобные тенденции имели место и в Татарстане до заключения договора о разграничении полномочий между федеральными и республиканскими властями, несмотря на отсутствие у Татарстана каких-либо внешних границ.

Вплоть до принятия в 1993 г. новой Конституции Российской Федерации почти все регионы боролись за повышение статуса: автономные области стремились превратиться в республики, республики декларировали свой суверенитет и независимость.

Притязание на повышение статуса становится политической реальностью. Конфликт этого типа может быть прямо не связан с национальными интересами каких-либо этнических образований. Национальный аспект такого рода конфликтов раскрывается лишь в отношении проблемы целостности России и признания или непризнания авторитета Российского государства. Примером подобных конфликтов может служить провозглашение Уральской республики, признанное неправомочным последовавшим за этой акцией Указом Президента.

Во-вторых, - территориальные конфликты. Спорных зон сейчас в России 180. Вокруг некоторых уже идут локальные военные действия. Вполне возможен их выход на межгосударственный уровень. Доминирующую роль здесь играют территориальные притязания. Они касаются соседствующих народов и этнических групп и могут приобретать весьма острый характер. Примером конфликта этого типа может служить осетино-ингушский и дагестано-чеченский конфликты.

В-третьих, - межгрупповые конфликты. Социальная нестабильность, политические противоречия внутри республик и между республиками и Центром стимулируют такие конфликты. Напряжение существует и в отношениях чеченцев и казаков, ингушей и осетин, кабардинцев и балкарцев, в молодежных группах в Якутии, Тыве.

Вполне возможны два стратегических подхода к решению как этнических и национальных проблем, так и связанных с ними социальных конфликтов. Один подход продемонстрирован президентской командой в форме территориального разделения России на семь округов. Суть этого подхода состоит в том, чтобы сблизить республики с областями России и как-то погасить национализм. Рассчитывать на спокойное решение вопроса при таком подходе все же нельзя.

Вместе с тем, российское право плохо приспособлено к их разрешению из-за неразвитости процедур разрешения юридических споров и вообще процессуальных норм и институтов.

Формирование общей процессуальной отрасли "коллизийное право" с более широким объемом и содержанием позволит охватить принципы и нормы восстановления нарушенных связей внутри правовой системы. И здесь уместно обратить внимание на необходимость интенсивного развития и использования согласительных процедур. Это могут быть как стабильные, признанные Конституцией и законом процедуры (например, предусмотренные статьями 78, 85, 105 Конституции РФ), так и процедуры, создаваемые для конкретной конфликтной ситуации Паритетное представительство и согласование решений делает их действенным способом разрешения юридических конфликтов.

Заключение

Социальные конфликты все более становятся нормой социальных отношений. В России идет процесс формирования некоего промежуточного вида экономики, где буржуазный тип отношений, основанных на частной собственности, сочетается с отношениями государственной собственности и государствен-ной монополией на определенные средства производства. Соз-дается общество с новым соотношением классов и социальных групп, где будут возрастать различия в доходах, статусе, куль-туре и т. д. Поэтому конфликты в нашей жизни неизбежны. Нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы разрешать их с наименьшими издержками для общества.

Список используемой литературы

  1. Парсонс Т. Очерк социальной системы // О социальных системах. М., 2002. С.545-687.
  2. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности (современные буржуазные теории). М., 1966. С.299-313.
  3. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. М., 2002. С. 225.
  4. Турен А. Возвращение действующего человека. Очерк социологии. М., 1998. С.144-157.
  5. Агрессия // Майерс Д. Социальная психология. 6-е международное издание. Изд-во "Питер". СПб., 2002. С.463-514.
  6. Структурные процессы как источник насильственных конфликтов // А.В.Дмитриев, И.Ю.Залысин. Насилие: социо-политический анализ. Москва, 2000.
  7. Специфика насилия как политического средства // А.В.Дмитриев, И.Ю.Залысин. Насилие: социо-политический анализ. Москва, 2000.
  8. Социальные детерминанты агрессии // Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. Издательство "ПИТЕР".СПБ, 2001. C. 126-157
  9. Социальные конфликты в трансформирующихся обществах. М., 1996.
  10. Социальный конфликт: современные исследования. М., 1991.
  11. Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985.
  12. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. М., 1998.
  13. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты. М., 2005
  14. Чумиков Л.Н. Управление конфликтом и конфликтное уп-равление как новые парадигмы мышления и действия // Социс. 1995. №3.

Кандидат наук, доцент

  • Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
    • ЭКОНОМИКА
    • ПОЛИТИКА
    • СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

    В данной статье рассматривается конфликты, которым подвержена современная Россия. Автор рассуждает о способе решения социальных конфликтов и проблем возникающих в современном информационном обществе. Рассматриваются проблемы социальные, экономические, демографические, проблемы расслоение общества.

    • Основы формирования бюджетной политики муниципального образования и оценки эффективности ее реализации
    • Межрегиональные связи и механизмы взаимодействия в развитии туризма

    Проблема социальных конфликтов наиболее актуальна в настоящее время. Для начала нужно определить, что же такое социальный конфликт. Определение социального конфликта, в наиболее общей форме может выглядеть следующим образом. Социальный конфликт - это конфликт возникающий, как между отдельными лицами, так и между целыми социальными группами, причина данных конфликтов состоит в противоречиях во взглядах сторон, каждая из которых стремится занять лидирующее положение для продвижения своих интересов.

    Социальный конфликт является нормой для любого общества, элементом социальной системы. Ученые социологи делят конфликты на: социально-деструктивные (негативные) и социально-конструктивные (позитивные). Деструктивные конфликты ведут к разрушению социальной системы, структуры, негативно отражаясь, как на отдельных ее элементах, так и на системе в целом. Конструктивные же, напротив, способствуют развитию системы, и снижению напряженности в социальной среде.

    Внутреннее содержание конфликтов так же различно, социологи разделяют их на: рациональные и эмоциональные. Рациональные конфликты, в отличии от эмоциональных охватывают те сферы взаимоотношений людей, в которых нет чувственной и эмоциональной подоплеки.

    Россия одна из тех стран, в которых, в настоящие время, социальные конфликты наиболее ярко проявляются. Почти все социальные конфликты в России имеют причинную связь с особенностями национальной культуры, а так же социально- политической историей нашей страны.

    Социальные конфликты в России в большей степени эмоциональны и проходят с ярким выражением агрессии, которая порой выливается в насилие.

    Существует несколько типов социальных конфликтов.

    Политические конфликты - связанны с борьбой за политическую власть, влияние и авторитет.

    Социально-экономические конфликты - это конфликты, связанные с распределением экономических и материальных ресурсов, а так же средств жизнеобеспечения. Борьба за доступ к духовным благам и высокому социальному положению.

    Национально-этнические конфликты - возникают при обострении негативных отношений между различными этническими и национальными группами, которые преследуют каждая свои интересы и активно пытаются воплотить их в жизнь.

    Рассматривая современную российскую реальность можно заметить рост количества социальных конфликтов.

    Наблюдая историю развития нашей страны, мы можем с уверенностью сказать, что наиболее важные конфликты между отдельными личностями и социальными группами концентрируются в сфере политики. Политические конфликты «всплывают на поверхность » в 1991 году. Развал СССР, резкая, не подготовленная и болезненная смена строя жизни, экономики и идеологии повергает уже бывшее советское общество в шок. Постсоветская Россия, потеряв свою устойчивую опору, в виде политики правителей СССР и коммунистического строя, была брошена в мир хаоса, социальных проблем и кризисов, межнациональных распрей, ярко выраженного классового неравенства и переходящей к капитализму не устойчивой экономикой.

    Проблемы в аграрном секторе экономики, отсутствие идеологии связывавшей общество, провал в построение народного капитализма, резкое обеднение сразу нескольких социальных групп, не оправданный рост цен, задержки в выплате зарплаты, пенсий и пособий, девальвация рубля, инфляция, рост преступности и безработицы, спад производства, коррупция, плачевное состояния окружающей среды, слабость государственной власти, кризис морали, культуры, угроза экстремизма, не стабильное, кризисное положение в Чечне, и прилегающих к ней регионах - все это порождало неприязнь к власти и вытекало в новые конфликты. Такова характеристика 90-х и начала 2000-х годов.

    31 декабря 1999 года россияне получают неожиданный «новогодний подарок » от президента Бориса Николаевича Ельцина. Поздравляя своих соотечественников с началом нового года и тысячелетия, Ельцин неожиданно для многих низлагает с себя обязанности президента РФ и передает власть, до следующих выборов, Владимиру Владимировичу Путину. Теперь на его плечи ложится ответственность за судьбу Росси. Именно от него ожидали имений курса политики, что собственно и произошло. На данный момент политика Путина, как и он сам имеет противоречивую оценку, на мой взгляд, даже по прошествии времени, это не изменится. Кто-то считает что он «поднял Россию с колен», вернув людям стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Другие относятся к нему отрицательно, считая, что его политика деструктивна и является продолжением деятельности Ельцина. Как бы то ни было, после начала его правления мы наблюдаем положительные изменения во многих сферах жизни общества, снижается безработица и преступность, Россия работает на укрепление и развитие капитализма. Фигура Путина двояка, его правление можно смело делить на два периода. Первый период с 2000 по 2008 год. А второй соответственно с его возвращения на пост президента.

    В настоящее время можно заметить рост недовольства в обществе. В политическом плане Россия раскололась на два лагеря, одни «за» Путина, другие «против». Наблюдается интересная тенденцея, стирается граница между прежде противоборствующими партиями, уже не важно, за «Яблоко» ты, за «КПРФ» или же за «ЛДПР», а возможно и вовсе за новых политиков таких как Прохоров, Удальцов, Навальный и др., теперь все это не имеет значения. Партии и новые политические лидеры, практически объединяясь, встают на борьбу с Путиным и Единой Россией. Сейчас россияне либо выступают за Единую Россию, либо встают ей в оппозицию, другие же вовсе аполитичны. Складывается ощущение, словно Россия вновь прибывает в гражданской войне, но без применения оружия. «И брат пошел на брата...», и действительно, как и в 1917-1922 годах, Россия словно раскалывается на три лагеря, только теперь вместо красных, зеленых и белых мы имеем оппозиционеров и единороссов и аполитичных граждан.

    В современной России политическая жизнь бьет полным ключом. Достаточно вспомнить недавние митинги. Первые массовые протестные акции в Москве и Санкт-Петербурге начались вечером 4 декабря. Многотысячный митинг прошёл в Москве 5 декабря 2011 года. 10 декабря 2011 года акции протеста прошли в 99 городах страны и 42 городах за рубежом. Московский оппозиционный митинг на Болотной площади стал самым массовым за последнее десятилетие (по другим данным - крупнейшим с начала 1990-х). 24 декабря состоялся ещё более масштабный митинг на проспекте Академика Сахарова в Москве и новые митинги в других городах России. Требования протестующих поддержали многие известные люди, политики и творческие деятели.

    В конце февраля и в марте 2012 года массовые протесты продолжились. 26 февраля в Москве состоялась общегражданская акция в массовой аудитории известная, как «Белая лента». События декабря 2011 - марта 2012 года получили наименование «Снежная революция».

    На Болотной площади митинг прошел 6 мая с числом участников до 70 тысяч, серия акций «Оккупай», «Прогулка с писателями» 13 мая с числом участников до 20 тысяч, митинг 12 июня на проспекте Сахарова с числом участников до 100 тысяч человек. Последняя массовая акция прошла 6 мая 2013 года, на Болотной набережной в Москве прошёл митинг под лозунгом «За свободу!», в защиту политзаключённых по «болотному делу», собравший от 8 тысяч до 30 тысяч человек. На митинге была принята резолюция, в целом повторяющая основные требования протестующих, выдвинутые ещё в декабре 2011 года.

    Что же касается экономических проблем современного Российского общества, то здесь дело обстоит еще сложнее, чем в политике.

    Борьба с коррупцией, пожалуй, не посильная задача для России, от взяточничества страдает бюджет, как целой страны, так и отдельных регионов. Множество налогов уходит в карманы бюрократов, порой задаешься вопросом, а возможно ли, наконец, насытить непомерный аппетит коррупционеров? Предприниматели говорят о том, что Россия это не та страна, в которой они могут развивать свой малый бизнес. Не возможность развиваться толкает предпринимателей либо на вывоз своего бизнеса за границу (что так же приводит к ухудшению бюджета, отсутствию потенциальных рабочих мест), либо к нарушению закона и сокрытию своих доходов, нерешенность этих проблем влечет за собой другие, поддерживая напряженность в обществе. Аграрный сектор экономики страдает, всего несколько лет назад советская Россия экспортировала с/х продукты, а сейчас она их закупает. Встали заводы, теперь на их месте стоят торгово-развлекательные центры. Вся экономика России живет лишь благодаря богатым сырьевым ресурсам. А что же мы будем делать, когда кончится газ и нефть?

    Сейчас Россия переживает мощный межнациональный конфликт. Что же произошло с интернациональной Россией? Сейчас проходя по улицам, почти любого города, очень часто можно встретить лиц кавказской национальности и граждан Таджикистана. А порой и вовсе тебя настигает ощущение, что ты находишься не в России, а, к примеру, в одном из городов Северного Кавказа. Подобное засилье уже вызывает неприязненное отношение к южным народам. Так как они являются дешевой рабочий силой, то многие работодатели охотнее отдают им предпочтение. Такой работодатель чаще всего не заботится о качестве производимой им услуги или товара, главная его цель это нажива и в этом деле нелегальные иммигранты являются отличным средством экономии. Теперь когда «гости» составляют конкуренцию на рынке труда, они вызывают еще больше негативных эмоций у коренного населения. Ко всем выше перечисленным причинам, негативного отношения русских к иммигрантам с юга, можно добавить делинквентное поведение самих кавказцев. Прибывая на нашу родину, они пытаются устанавливать здесь свои порядки, а русские не терпят когда «лезут со своим уставом в чужой монастырь». Помимо этого статистика о изнасиловании и разбойных нападениях показывает, что в среднем около 3,6 % преступлений совершают нелегальные иммигранты, и это только официальная статистика. Подобное поведение мигрантов создает напряженность в российском обществе, не удивительно, что сейчас проявляется так называемый «русский фашизм», а на ряду с этим, многие молодые люди заявляют о том, что они придерживаются политики национализма. Многие рассуждают так: «если правительство не хочет бороться с данной проблемой, которая остро встает в современном обществе, то я сам ее решу». Отсюда мы имеем конфликты с применением насилия, основанные на расовой неприязни. Что добавляет еще больше проблем и без того «многострадальному» российскому обществу.

    Некоторые считают, что социальные конфликты в современной России можно оценить как конструктивные. Волнения, которые сейчас происходят в жизни российского общества, показывают нам то, что в России выросло новое поколение, которое больше не хочет, и не будет терпеть беззаконие и насилие над собой и другими. Гражданин новой России борется за свои права, требуя соблюдение конституции и уважения к себе. Есть надежда, что выражаемое гражданами недовольство подтолкнет правительство к изменению нынешней политики, которая буквально тянет Россию на дно, толкая ее в мир классовых и межнациональных войн, принуждая людей не жить, а выживать по принципу: «человек человеку - волк». То, что русские научились бороться за свое право на достойное существование это безусловный плюс для России. Теперь, когда люди осознают, что они имеют право требовать с правительства как с избранников народа каких либо действий, положение России становится менее удручающим и появляется надежда на лучшее будущие нашей страны.

    Список литературы

    1. Чигаева В.Ю., Вольхина В.А. - «Социальные конфликты России c 90-х гг. 20 века до настоящего времени: типы, сферы, причины, эволюция» стр. 1
    2. Зеркин Д.П. - «Основы конфликтологии» стр. 450
    3. Чигаева В.Ю., Вольхина В.А. - «Социальные конфликты России c 90-х гг. стр. 4
    4. Чигаева В.Ю., Вольхина В.А. - «Социальные конфликты России c 90-х гг стр. 2
    5. Зарубежные СМИ констатировали, что Россия устала от Путина, Lenta.ru
    6. Круглый стол журнала «Нева», № 3, 2013.
    7. Плакаты Болотной площади, slon.ru
    8. Состояние преступности - январь-октябрь 2012 года, сайт МВД РФ.