Процесс строительства гаража из пеноблоков, с одной стороны, достаточно простой, но с другой - он требует строгого соблюдения технологии. Поэтому для тех, кто никогда раньше не сталкивался с таким материалом как пеноблок, но хочет возвести из него гараж, предлагаю ознакомиться с нюансами и тонкостями этой работы. Данная информация позволит вам справиться с поставленной задачей самостоятельно и не допустить ошибок.

Подготовка проекта

Зачем нужен проект

Начинать строительство гаража необходимо с проектирования. Но зачем вообще нужен проект? Он позволяет решить одновременно несколько задач:

  • Определиться с нюансами конструкции и подкорректировать их на бумаге, а не в процессе строительства;
  • Рассчитать количество материалов, составить смету и заранее посчитать стоимость;
  • Получить разрешения на строительство (разрешение требуется лишь в отдельных случаях).

Поэтому проект крайне желателен, а иногда без него и вовсе не обойтись.

Виды гаражей

Прежде чем составлять проект, необходимо определиться с видом гаража. Эти строения различаются по следующим параметрам:

  • Количество автомобилей, на которое рассчитан гараж . Как правило, частные гаражи строят для одного или двух автомобилей. Поэтому заранее подумайте о типе транспорта, который вы собираетесь хранить в гараже, и его количестве;

  • Расположение транспорта в гараже . В большинстве случаев гаражи делают для парковки автомобилей в два ряда, так как они удобные в эксплуатации. Но если ширина участки ограничена, выход есть только один - строить гараж для парковки в один ряд;
  • Количество этажей . Гараж может иметь один или два этажа. Если, к примеру, вы хотите совместить гараж со столярной или слесарной мастерской, имеет смысл построить его в два этажа.

Вместо полноценного второго этажа целесообразней сделать мансарду, т.е. крышу с ломаными стропилами. Это позволит сэкономить на строительстве.

Таким образом, предварительно необходимо продумать все нюансы того, как вы будете эксплуатировать гараж.

Проектирование: шаг первый - определяемся с габаритами

Подобрав оптимальный тип гаража, необходимо определиться с его размерами. Они подбираются с учетом габаритов автомобиля. Для одной машины требуется гараж шириной минимум 3,5 м. Но, чтобы он получился просторным, желательно сделать его шириной не менее 4,5 м.

Для двух автомобилей минимальная ширина составляет 6 м. Что касается длины, минимальное значение - 5 м. Желательно строить гараж длиной не менее 6 м.

Возможно вы захотите использовать гараж еще и как мастерскую или хозблок. Под дополнительные помещения тоже необходимо предусмотреть место.

Проектирование: шаг второй - составляем чертеж

Завершающий этап проектирования - составление чертежа коробки. Изобразить конструкцию можно и от руки. Главное - указать на схеме размеры и особенности конструкции.

Также необходимо подготовить схему крыши. Если гараж одноместный, оптимальным решением является односкатная крыша. Ее угол наклона должен составлять 8-12 градусов. Чтобы обустроить односкатную кровлю, надо просто одну стену сделать выше другой.

Если гараж двухместный, целесообразней делать двускатную крышу. Она представляет собой конструкцию, образованную треугольными фермами, расположенными с шагом 60-90 см. оптимальный угол наклона двускатной крыши составляет около 30 градусов.

Примеры чертежей

Чтобы вы не ломали голову над проектированием, в качестве примера приведем несколько чертежей. На первом из них изображено компактное строение с односкатной крышей. В таком гараже не поместится дополнительная мастерская или двухколесный транспорт рядом с автомобилем.

На втором чертеже аналогичный гараж, но с двускатной крышей. Такой проект имеет смысл выбрать, если в вашем регионе зимой выпадает обильное количество осадков.

Если вам нужен гараж для двух автомобилей, можно взять за основу схему, которая приведена ниже. Один въезд такого гаража увеличен, что позволяет парковать в нем крупное транспортное средство.

Конечно, при необходимости все размеры вы можете все размеры подкорректировать.

Расчет количества блоков

Теперь, зная габариты будущего строения, можно выполнить подсчёт количества блоков. Но, для этого нужно знать каких размеров будет сам газоблок. К примеру, размер блока составляет 300х600 мм.

Если гараж будет иметь длину 6 метров, то в одном ряду боковой стенки будет 600/60=10 блоков. При высоте в 2,5м гараж будет иметь 250/30=8,3~9 рядов. В результате для одной стены понадобится 9*10=90 блоков. Соответственно, для двух стен вы используете 180 блоков.

По такой же схеме рассчитываются пенобетонные блоки для торцевых стенок. После расчета количества блоков, можно узнать стоимость коробки. Единственное, к полученной сумме добавьте стоимость клея. На один куб блоков в среднем уходит один его мешок.

Несколько слов о толщине стен

Учтите, что блоки бывают разной толщины. Для гаража минимальная толщина стен должна составлять 25 см. Но желательно использовать блоки толщиной не менее 300 мм. Минимальная марка блока при такой толщине - D300, но при условии, что блок автоклавный и качественный.

В таком случае строение получится достаточно прочным и в то же время теплым.

Строительство гаража

Процесс строительства включает в себя несколько шагов:

Подготовка и разметка площадки

Прежде чем строить блоковый гараж, как и любой другой, необходимо подготовить площадку следующим образом:

Выбор и подготовка фундамента

Тип фундамента зависит от особенностей грунта. Если грунт устойчивый, построить гараж можно на мелкозаглубленном ленточном фундаменте. Если же грунт пучинистый, понадобится заглубленный ленточный фундамент.

Если грунт неустойчивый, к примеру, болотистая местность, оптимальным решением является плитный фундамент. Также для неустойчивых грунтов подходит металлический свайно-винтовой фундамент.

Статьи по теме:

Строительство ленточного фундамента выглядит так:

Иллюстрации Действия

Подготовка траншей:
  • По контуру выкапываются траншеи на глубину 50 см или ниже уровня промерзания почвы;
  • Дно засыпается песком и трамбуется.

Армирование. В траншеи устанавливается каркас из арматуры. Он представляет собой два пояса, соединенных между собой стойками и перемычками. Каждый пояс содержит два прута арматуры, расположенные на определенном расстоянии.
Установка опалубки. Из фанеры, дерева или другого материала выполняются щиты и устанавливаются над траншеями. Для их фиксации применяются перемычки и распорки.

Заливка. Траншеи заливаются бетоном марки М200. Бетон обязательно трамбуется.

Если вам нужен плитный фундамент, заливается плита толщиной около 250 мм. Для ее армирования используется специальная армировочная сетка, которая укладывается в два слоя. Для заливки такой плиты грунт предварительно надо углубить и засыпать котлован песком.

Винтовой свайный фундамент подразумевает использование свай-буров, которые ввинчиваются в грунт ниже уровня промерзания почвы. Верхушки свай срезаются в одной плоскости, после чего к ним по периметру приваривается ростверк. В качестве последнего обычно используют швеллер.

Подготовка смотровой ямы

Если вы собираетесь заниматься ремонтом автомобиля, необходимо подготовить смотровую яму. Делается она так:

Иллюстрации Действия

Выкапывание ямы. Выкопайте яму по центру гаража. Глубина должна быть такой, чтобы вам удобно было заниматься ремонтом сидя или стоя.

Армирование и установка опалубки:
  • Для армирования уложите над дном и вдоль стенок армировочную сетку;
  • Установите вдоль стенок щиты опалубки и закрепите распорками.

Заливка. Залейте опалубку и дно ямы бетоном марки М150.

Чтобы яма не разрушалась, уложите по контуру металлический уголок.

Укладка блоков и обустройство армопояса

Теперь можно приступать к основному этапу - строительству стен. Работа выполняется так:

Иллюстрации Действия

Гидроизоляция. Уложите на поверхность фундамента слой рубероида.

Укладка первого ряда:
  • Нанесите цементно-песчаный раствор на самый высокий угол фундамент и уложите на него блок;
  • Выровняйте блок по вертикали и горизонтали, а также относительно фундамента;
  • Натяните горизонтально шнуры на уровне блока вдоль двух смежных стен;
  • Установите остальные угловые блоки и выровняйте по шнурам;
  • Промажьте торец первого блока клеем для газобетона, а на фундамент нанесите цементный раствор. Затем установите второй блок и придвиньте к первому. Если блок правильный пазогребневый, вертикальные швы клеем не промазываются.Таким образом уложите весь первый ряд.

Укладка второго ряда:
  • Первый блок уложите так, чтобы он перевязал стык угловых блоков нижнего ряда;
  • Перенесите шнур на ряд выше, и уложите блоки по описанной схеме. Единственное, второй ряд укладывайте полностью на клей.

Армирование:
  • После укладки третьего ряда возьмите штроборез и сделайте две канавки по периметру строения;
  • Уложите в канавки арматуру;
  • Заполните канавки цементом.

Обустройство перемычек и армопояса под мауэрлат:
  • Для обустройства проема над дверным или оконным проемом сделайте опалубку (две стойки и перемычку, на которую будут укладываться блоки;)
  • Уложите U-образные блоки, так, чтобы они сантиметров на 25 перекрывали стены;
  • Положите в блоки каркас из четырех прутьев арматуры;
  • Залейте пространство блоков бетоном.Точно так же выполняется монолитный армопояс под мауэрлат.

Укладка балки над проемом ворот

Для обустройства перемычки над проемом следует использовать два уголка 100х100х9 мм. После укладки на блоки уголки нужно соединить перемычками, чтобы придать жесткость и предотвратить смещение.

Такие же уголки следует использовать для стоек. Последние привариваются к перемычке, и уголкам, которые укладываются на проем. В результате получается коробка, на которую можно навешивать ворота.

Монтаж кровли

В качестве примера рассмотрим как выполнить монтаж односкатной кровли:

Иллюстрации Действия

Монтаж мауэрлата:
  • Уложите поверх стен слой рубероида;
  • Закрепите анкерами брус 100х100 мм на несущих стенах.
Укладка стропил. Уложите на мауэрлат стропила 50х150 мм с шагом 60 см. Чтобы закрепить их сделайте в мауэрлате пазы, а также используйте уголок и гвозди либо шурупы.

Подготовка к укладке кровельного покрытия:
  • Покройте поверхность стропил пленкой и зафиксируйте ее степлером;
  • Стыки пленки проклейте двусторонним скотчем;
  • Поверх стропил закрепите деревянные рейки;
  • Набейте перпендикулярно стропил доски шириной 10-15 см. Шаг досок зависит от типа кровельного материала.

Укладка кровельного покрытия. Процесс монтажа кровельного покрытия зависит от его типа. Поэтому при выполнении данной операции придерживайтесь инструкции от производителя материала.

Установка ворот

Гаражные ворота можно приобрести готовые или сделать самостоятельно. Для их изготовления понадобится уголок или профильная труба. Из нее изготавливаются рамы в виде прямоугольников с заполнением. К рамам привариваются стальные листы.

Чтобы установить ворота, необходимо использовать специальные гаражные навесы. Последние просто привариваются к стойкам ворот и коробке. Самое сложное - это выставить ворота в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Поэтому необходимо тщательно выполнить разметку расположения навесов.

На этом стройка завершена. Теперь можно приступать к отделке.

Ломкие материалы, которые к тому же боятся влаги, у меня никогда не вызывали доверия. Но когда речь идет о экономии и практичности, бывает рентабельно прибегать к нетрадиционным решениям. Именно поэтому мы предпочли гараж из пеноблоков обычному, кирпичному варианту, который всегда строили. Есть много преимуществ и недостатков такого строения, сейчас мы их все рассмотрим, а также покажем пошаговую инструкцию по строительству.

Решено было построить армированный гараж из пеноблоков, с бетонным поясом сверху. Это предсказуемый и разумный ход, поскольку какой же гараж без ручной тальки или лебедки. Армопояс нивелирует разницу между конструкцией из пеноблоков и кирпичей. Точнее позволяет построить гараж, который с легкостью выдержит подъемные механизмы. И второй этаж в будущем никто не отменял – к нему тоже будем готовы! Рассмотрим пошаговую инструкцию по строительству своими руками.

Делаем фундамент для гаража из пеноблоков своими руками

Несмотря на то, что стены будут легче обычных из шлакоблока или ракушечника, фундамент желательно делать основательным. Надо сразу рассчитывать на здание из 2 этажей (авось мастерскую сверху потом захотите) и подъемник. Фундамент для гаража из пеноблоков может быть ленточным бетонным или просто из блоков ФБС. Если это отдельно стоящий гараж на ровной поверхности, тогда подойдет , как под забор или дом.

Мы использовали блоки ФБС для основания, поскольку пристройка подходила к дому, перепад высоты был большим. К тому же на стройке завалялось много лишних блоков, которые некуда было использовать, а бетон нынче совсем не дешевый. Поэтому… Экономии ради… В целом фундамент для гаража получилось сделать очень быстро и довольно надежно. Рассмотрим пошагово как это реализовать:

ШАГ 1: траншея . Выкопать для установки первого блока, подсыпать щебня и сверху песок, разровнять и поставить первый ряд блоков ФБС.


ШАГ 2: выровнять по уровню, поставить остальные блоки . Ничего хитрого нет, все как в обычной кладке кирпича: подровняли, поставили. Желательно по нитке выставить все, если блоки возвышаются над фактическим уровнем земли. Тогда меньше выравнивать штукатуркой в будущем при постройке гаража.

ШАГ 3: забить «дырки» раствором . При строительстве фундамента гаража таким способом обязательно будут полые пространства. Если блоки б/у – тем более работы будет много. Закидываем отверстия все раствором, если очень большие – закидываем камень подходящего размера и замазываем вокруг.

ШАГ 4: подровнять . Выводим углы, если таковых нет, выполняем черновую подгонку. Любуемся результатом и фотографируем на всякий случай (вдруг когда-то статью захочется написать!).

Теперь можно начинать строительство гаража по чертежам или без них. Можно просто рассчитать длину и ширину. Наш вариант был 11 метров в длину и 5 шириной. Рассчитано так, чтобы влезло свободно 2 машины. На одну машину достаточно будет 6 метров длины (чтобы можно было комфортно пройти еще). Теперь выберем правильный материал и перейдем к кладке стен из пеноблока пошагово и с наглядными фото, которые были сделаны в процессе.

Выбор и расчет пеноблоков на гараж

Для начала надо определиться, какой пеноблок выбрать. Здесь надо брать золотую средину. Принцип выбора таков: чем легче и хрупче материал, тем меньше у него теплопроводность и теплее будет в помещении. Но несущая сила стен будет намного хуже в таком случае. Мы рекомендуем выбирать пеноблок для гаража средней прочности, в районе марок D600 – D900. У него средние показатели морозостойкости (F50-F75) и теплопроводность 0.18-0.21. К тому же, несущая сила будет вполне приемлемой для полноценного рабочего гаража. Главное – сделать все правильно.

Теперь рассчитываем сколько пеноблоков на гараж нам нужно. Стандартный размер блока: 600х300х200 мм, где 600 – длина, 300 – высота, 200 – ширина. Укладывать их можно как боком, так и плясом. Мы делали гараж таким образом, чтобы стена была шириной 20 сантиметров. Сам же блок имеет однородную плотность и не слоистый. Это значит, что со всех сторон он имеет одинаковую прочность на вертикальную нагрузку.

Рассчитаем теперь сколько нужно пеноблоков на гараж 11 метров длиной и 4.2 в высоту:

  1. 11000:600 = 18 блоков в длину.
  2. 4200:600 = 7 блоков в высоту.
  3. 18х7 = 126 блоков на 1 боковую стену и 252 блока на 2 стены.
  4. Дополнительно надо рассчитать тыл (если он не примыкает к дому) и торец, за исключением площади ворот.

Вроде определились, какие пеноблоки для гаража надо брать и как рассчитать их количество для постройки. Теперь рассмотрим процесс кладки материала. Использовать будем клей, поскольку с ним работать удобнее, расход гораздо меньше, а прочность – выше. К тому же, он по определению рекомендуется при работе с такими материалами.

Выкладываем стены гаража из пеноблоков: пошаговая инструкция

Многие строители утверждают, что кладка пеноблока намного сложнее кирпичной и требует особого подхода. Нельзя это подтвердить, поскольку гараж из пеноблоков своими руками можно без проблем выгнать за 1 день и выровнять все идеально, в то время как из кирпича требуется потратить около недели на те же работы. К тому же пеноблок легкий, удобно подгоняется под размеры. Но все же некоторые нюансы и отличия есть. Рассмотрим процесс подробнее.

ЭТАП 1: подровнять, если неровно . Если последний ряд блоков ложился не по уровню или имеются мелкие дефекты материала, надо все сделать максимально ровно. Если под цемент это не важно, то под кладку с клеем – очень важно, ведь он дорогой.



ЭТАП 2: закладываем первый ряд, выводим угол . Строительство гаража из пеноблоков пойдет намного легче, если идеально выровнять первый ряд. Выложить блоки, затем по нитке все выровнять, проверить уровнем, подложить или сбить раствор где надо. Именно до миллиметра ровняем, не так как с ракушечником или кирпичом. Блоки большие и любой небольшой косяк создаст проблемы потом. Выставляем углы сразу по 3-4 блока, чтобы легче было дальше вести ряды.






ЭТАП 3: выкладываем ряды . Здесь все просто. Если первый ряд ровный, просто намазываем клеем, расправляем специальным шпателем, кладем блок. Процесс кладки одной стены займет пару часов, не более. Главное не делать «пропуски», равномерно распределять клей, делать перекрытие.






ЭТАП 4: выравнивание верхнего ряда . Существуют разнообразные проекты гаражей из пеноблоков, но лучше делать стандартных размеров. Советую все же делать высоту гаража такой, чтобы верх заканчивать целым блоком. Либо придется весь ряд распиливать. Впрочем, пилить пеноблок просто и быстро. В нашем случае ровность верхнего ряда была не столь важна, поскольку делали армопояс.






Важно: армопояс – вещь не обязательная, но крайне важная для гаража. Дело в том, что тяжелые элементы и опоры нельзя будет просто положить на пеноблок. Под большим весом на одну точку он расколется или обломается край. При наличии армированного пояса нагрузка распределяется на весь периметр гаража из пенобетона. Это позволяет ему выполнять стандартные функции обычного кирпичного здания.

ЭТАП 5: установка закладной арматуры под пояс . Через каждые 50-80 сантиметров насверливаем пенобетон на глубину 40-60 сантиметров, вставляем арматуру. Выводим ее выше уровня стены на 25 сантиметров (высота будущего пояса). Далее протягиваем продольную арматуру из прутков М14, выполняем вязку арматуры между собой обычной проволокой.








ЭТАП 6: армопояс для пенобетона . И теперь, чтобы правильно построить гараж из пеноблоков своими руками, нам надо сделать бетонную обвязку сверху. Делаем деревянную опалубку как на цокольный фундамент, крепим ее сквозными шпильками через пенобетон. Сверху стягиваем стальной проволокой, чтобы не «разъехался верх». Удобнее будет пользоваться лесами или стремянкой.




Важно еще сделать металлические закладные пластины в будущий армопояс от ворот и опорных столбов. Это нужно для максимальной монолитности всех прилегающих конструкций. Это может быть арматура М16 или просто стальная полоса – без разницы, лишь бы она на 30-40 сантиметров заходила в пояс.




Теперь вопрос как построить гараж из пеноблоков раскрыт. Остается лишь установить и сделать крышу. Но это уже отдельный и достаточно сложный процесс, который мы рассмотрим в другой статье. Так же предлагаем посмотреть хорошее видео кладки пенобетона для большей наглядности данного процесса:

Мечта подавляющего большинства автовладельцев – просторный и уютный гараж для собственной машины. Для автомобилистов крупных городов, увы, эту мечту очень сложно, а зачастую – и попросту невозможно воплотить в реальное исполнение. Но вот владельцам загородного жилья не иметь гаража на своей территории – просто «неприлично», и его возведение обязательно продумывается еще при общем проектировании будущей застройки.

А вот из чего его возводить? Ставить металлический сборный – несерьезно , хороших условий для автомобиля в нем не создашь. Собирать – хороший вариант, но не каждому доступный в силу различных обстоятельств. Дерево – повышенная огнеопасность, кирпич – чересчур трудоемко . А почему бы не остановиться на таком варианте, как строительство гаража из пеноблоков? И здание получается капитальным, и проблема утепления наполовину решена, и само возведение не займет чрезмерно много времени.

Чем привлекает строительство гаража из пеноблоков?

Прежде всего, что же из себя представляют пеноблоки. Это – одна из разновидностей строительных материалов из ячеистого (пористого) бетона. На стадии изготовления растворной массы в нее , помимо обычных компонентов – цемента , песка воды и пластификаторов, вводятся специальные добавки – пенообразователи. В зависимости от вида этих добавок и механизма получения эффекта вспенивания, получают либо газобетон, либо пенобетон.

  • Так, если вводятся химические составляющие, вызывающие бурную реакцию с компонентами цемента с активным выделением газа (кислорода, водорода, ацетилена), то получают газобетон. При выходе из еще незастывшего материала газы оставляют множество открытых пор достаточно крупного размера, что предопределяется физические характеристики получаемых блоков – они отличаются высокой паро — и водопроницаемостью, что не всегда хорошо для строительства наружных сооружений.
  • При производстве пенобетона вводятся химически нейтральные вещества, а процесс пенообразования вызывается активным перемешиванием смеси с одновременной ее аэрацией — насыщения воздухом (нечто подобное происходит при вспенивании моющих средств). В итоге поры получаются закрытыми (газ не находится под избыточным давлением и не стремится выйти наружу). Эти блоки более плотные, прочные, имеют значительно меньшую гигроскопичность, и вполне могут использоваться для строительства жилых и подсобных зданий, в том числе и гаражей.

Полученный пенобетон нарезают на строительные элементы различных размеров. Для возведения стен чаще всего применяют блоки – параллелепипеды со сторонами 600 × 300 × 200 мм.Для внутренних перегородок можно применять так называемые полублоки – 600 × 300 × 100 мм.


Стандартная упаковка пеноблоков — по 30 или 40 штук на поддоне

Современные технологические линии позволяют выпускать блоки с высокой геометрической точностью – погрешность в размерах у качественной продукции не должна превышать 1 – 2 мм.

Некоторые разновидности пеноблоков снабжены на торцах замковой пазо-гребневой частью. Такой материал, безусловно, дороже, но процесс кл адки значительно упрощается.

По технологическому предназначению пенобетонные блоки разделены на три категории:

  • Термоизоляционный, марки D400 – D500 (число после буквы D обозначает плотность материала – кг/м³). Класс по прочности на сжатие невысок, а по морозостойкости – вообще не нормируется, так как для открытых работ такой материал не применяют, и для строительства гаража он не подойдет .
  • Конструкционно-термоизоляционный пенобетон имеет значительно большую универсальность. Его марка по плотности – от D600 до D1000, по прочности – от М25 до М100 (число – способность выдержать механическую нагрузку в кг/см²), а класс морозоустойчивости 0 от F15 до F75 (количество гарантированных циклов глубокого промерзания и оттаивания безо всяких потерь прочностных качеств). При этом уровень его теплопроводности невелик. Так, один из самых применяемых в частном строительстве пенобетон D800 имеет показатель теплопроводности всего 0,18 Ккал /м³×ºС.
  • Конструкционный пенобетон применяют исключительно для возведения элементов строения, так как термоизоляционные качества его уже не столь хороши. Тем не менее , и они превосходят, например, обычный кирпич практически вдвое. Плотность конструкционных блоков составляет 1100 – 1200 кг/м³, марка прочности доходит до М150 ÷ М170. Если термоизоляция стен не является определяющим фактором, то такой вид блоков отлично подойдет для возведения гаража.

Основные преимущества строительства я гаража из пеноблоков:

  • Невысокая плотность материала значительно облегчает саму конструкцию гаража. Можно обойтись неглубоким ленточным фундаментом.
  • Блоки удобен в работе из-за небольшой массы – не требуется подъемной техники или чрезмерных физических усилий. Вместе с тем , крупные их габариты ускоряют процесс возведения стен.

  • Пенобетон легко обрабатывается – сверлится , режется, фрезеруется, без применения какой-либо специального оборудования.
  • Материал чист с точки зрения экологии, не загрязняет окружающей среды и не не сет опасности живым организмам.
  • Закрытые поры пенобетона позволяют выкладывать стены практически с уровня земли, без высокого цоколя.
  • У пенобетона – отменные шумопоглощающие свойства, что особо важно для таких технических построек, как гаражи.
  • Блоки из пенобетона не дают большой усадки после строительства – уже через 3 ÷ 4 недели можно проводить внешнюю отделку, не опасаясь за ее целостность.

Есть у этого материала и определенные недостатки, которые обязательно нужно учитывать:

  • Достаточно высокое влагопоглощение делает обязательным внешнюю отделку стен с созданием защиты от атмосферных осадков.
  • Существуют определенные сложности с использованием крепежных элементов – не все дюбеля хорошо держатся в пенобетонной стене. Впрочем, найти нужные — особого труда не составляет.

Гвозди или обычные дюбеля плохо держатся в пенобетонной стене — потребуется специальный крепеж
  • Пенобетонные блоки не отличаются хорошей паропроницаемостью, поэтому обязательно продумывается вопрос тщательной вентиляции помещения, чтобы в нем не создавалась сырая атмосфера.

Видео: что нужно знать о пеноблоках

Цены на строительные блоки

Строительные блоки

Строительство гаража из пеноблоков – этапы работ

Весь процесс возведения гаража разбивается на несколько этапов:

  • Составление проекта, проведение расчетов потребного количества стройматериалов.
  • Устройство фундамента. На этом же этапе нередко сразу решают вопрос с гаража и оборудованием смотровой ямы.
  • Возведение стен гаража, установка ворот.
  • Обустройство крыши.
  • Внешняя и внутренняя отделка стен, обустройство вентиляции.

Составление проекта гаража, подготовка материалов

Без продуманного проекта начинать строительство даже столь несложного здания, как гараж, нельзя. Получить этот документ можно несколькими способами:

  • Немало типовых проектов размещено в интернете . Сложность, однако, в том, что они когда-то были разработаны под определенные критерии местности и запросы заказчиков, и могут не в полной мере отвечать реально существующимусловиям.
  • Самый правильный путь – обратиться в специализированную проектную организацию, работники которой проведут все необходимые геодезические и архитектурные расчёты. Основной недостаток такого подхода – подобные услуги стоят немалых денег.
  • Оптимальным видится решение взять одну из готовых разработок, максимально подходящую к существующим условиям, учесть свои предпочтения и пожелания и постараться исполнить итоговый проект самостоятельно. Здесь вовсе не обязательны чертежи, исполненные с соблюдением всех графических правил – важно четкое понимание объемов и последовательности всех предстоящих работ.

Проект должен иметь точную привязку с участком, выделенным под гараж, с учетом планируемых габаритов строения, внутреннего его устройства. Сразу продумывается функциональность помещения – будет ли это просто бокс дл я размещения автомобиля, или же там возможно устроить небольшую мастерскую со стеллажами под инструмент , верстаком, иным оборудованием.

  • Сразу планируется конструкция крыши. Если она будет , то для обеспечения уклона необходимо предусмотреть разницу в высоте стен.
  • Толщина стен при строительстве из пеноблоков может быть также различной. Для центральных или южных регионов часто достаточно толщины в 200 мм (без учета внешней отделки). Таким образом, каждый блок закроет площадь 600 × 300 мм = 0,18 м². Если гараж возводится в климатическом поясе с суровыми зимами, то то гда лучше сделать стену толще – в 300 мм, и, соответственно, размещенный таким образом блок уже будет составлять всего 600 × 200 мм = 0,12 м².

Исходя из этого, несложно рассчитать потребное количество блоков. Вычисляется общая площадь стен с вычетом проема ворот и окон (если они планируются). Затем полученное значение останется разделить на площадь одного блока в выбранном положении, чтобы определить нужное количество. Обычно к полученному результату прибавляют 10% резерва.

Стандартная заводская упаковка пенобетонных блоков – 40 штук на поддоне. Несложный подсчет показывает, что это составляет 1,44 м³ по объему , 7,2 м² при толщине стен 200 мм или 4,8 м² при стенке в 300 мм. Нетто-массу упаковки несложно определить, умножив 1,44 на марку плотности выбранного материала – это может понадобиться при планировании транспортной доставки пенобетонных блоков.

  • Для заливки фундамента и устройства пола гаража потребуются обычные ингредиенты бетонного раствора – цемент (не ниже М400), песок, гравий. Армирование этих конструкций подразумевает использование арматуры сечением 10 – 12 мм. Кроме того, потребуется арматура и для усиления стеновой кладки – здесь достаточно диаметра 8 мм.
  • Для создания гидроизоляции между фундаментом и стенами необходим рулонный материал. Обычно используют качественный рубероид, но еще лучше будет применить гидростеклоизол , который укладывается на слой битумной мастики.
  • Отдельный разговор про кладочный раствор. Можно, конечно, использовать обычный, цементно-песчаный, но это потребует достаточно толстых швов между блоками, а это – стабильные «мостики холода», через которые тепло из помещения будет быстро выходить наружу. Уникальность работы с пенобетоном именно в том, что есть возможность применять специальный строительный клеевой состав. В этом случае швы не превысят 2 ÷ 3 мм по толщине, а стена будет получаться исключительно ровной.

В состав этого клея входят специальные добавки, которые придают ему высокую адгезию с ячеистым бетоном, создают очень прочное сцепление блоков. При выборе обязательно следует обратить внимание на то, чтобы приобретаемый клей был предназначен для наружных работ, то есть обладал должной морозоустойчивостью.

Цена клея на должна пугать, хотя она, безусловно, выше, чем у простого бетонного раствора. Однако, расход снижается в 6 – 7 раз, и в итоге достигается общая экономия минимум в 2 раза.

Важное замечание – работа с использованием клеевого состава будет возможна, если приобретены качественные пенобетонные блоки, с выдержанными геометрическими размерами, иначе все преимущества просто сводятся к нулю.

Разбивка на местности. Заливка фундамента

Если проект готов, можно переходить к перенесению плана гаража на местности.

По углам будущего строения вбиваются колышки, между которыми натягиваются шнуры. Тщательно выверяется прямизна всех углов. Следует сразу же, непосредственно на месте, еще раз оценить расположение гаража, отсутствие помех для открывания ворот, подъездной путь и другие важные нюансы.

Пенобетон – материал достаточно легкий , так что в условиях стабильного грунта вполне хватит неглубокого ленточного фундамента.

  • По периметру будущего строения отрывается траншея глубиной 700 мм и шириной на 200 ÷ 300 мм больше, чем планируемая толщина стены.
  • На дно насыпается песчаная подушка толщиной 100 мм, тщательно утрамбовывается. Сверху нее аналогичным образом укладывается гравийный слой.
  • Устанавливается опалубка. Высота цоколя над уровнем земли в нижней точке может быть 150 ÷ 200 мм. Очень важно максимально точно выставить горизонтальный уровень цоколя – при работе с пеноблоками это имеет особое значение.
  • Внутрь опалубки простилается гидроизоляционное покрытие (например, полиэтиленовая пленка ), так, чтобы края выходили вдоль стенок наверх наружу. После этого устанавливается армирующий пояс – обычно это 4 арматуры, расположенные прямоугольником и связанные между собой перемычками.
  • Заливается обычный бетонный раствор, производиться тщательное выравнивание поверхности. Срок застывания и набора прочности – не менее 3÷ 4 недель.

  • Одновременно с заливкой фундамента можно предусмотреть и обустройство пола в гараже — отсутствие стен значительно упростит этот процесс. Общая толщина армированной стяжки, без учета песчано-гравийной подушки, должна составлять не менее 100 мм, так как покрытие должно свободно выдерживать значительные нагрузки от веса автомобиля.

  • На этом же этапе, необходимо продумывать и обустройство , если она планируется.Ее глубина должна быть около 1,8 м , ширина – 0,9 – 1,0 м . Стенки ее можно либо выложить кирпичом, либо поэтапно залить бетоном с обязательным армированием, постепенно перемещая опалубку вверх. Края смотровой ямы обрамляются металлическим уголком, который будет одновременно служить и своеобразным маяком при заливке стяжки пола.

Если грунты на участке нестабильные, пучинистые , то ленточного фундамента может быть недостаточно. Пенобетонные блоки не любят нагрузки на излом, и при проседании или колебании грунта могут дать трещину.

В этом случае можно избрать один из следующих вариантов:

  • Залить сплошной «плавающий» фундамент – монолитную плиту, на которой будет вестись все дальнейшее строительство. Правда, в этом случае придется сразу отказаться от смотровой ямы или подвала.

  • Углубить и усилить его сваями, создав комплексную конструкцию основы. Один из вариантов показан на прилагаемом рисунке:

К дальнейшим работам приступают только после полного застывания и созревания бетона.

Возведение стен гаража

С этого этапа начинается, собственно, работа с пеноблоками.

  • Прежде всего, надо определиться, как будут устанавливаться ворота.

— Если они уже готовы, то можно выставить их в предназначенном месте, со строгим соблюдением вертикальности и горизонтальности общей конструкции. Ворота фиксируются деревянными распорками. По мере поднятия стен они будут вмуровываться в них. Для этого на их стойках перпендикулярно привариваются отрезки арматуры длиной до 500 мм, с тем расчетом , чтобы они приходились на швы между рядами блоков.


— Если ворота планируется устанавливать позднее, то для них просто оставляется проем требуемой высоты и ширины.

  • Верхний срез фундамента покрывается слоем битумной мастики, на которую наклеивается гидроизоляция – стеклогидроизол или рубероид. Это создаст отсечку для капиллярного проникновения на стены грунтовой влаги.

  • Первый ряд пенобетонных блоков в сегда укладывается на цементный раствор. Начинают кладку от угла, обязательно — с самой высокой точки. Главная задача – устранить возможные погрешности горизонтальности фундамента и выйти на единый уровень по всему периметру стен. Для контроля между установленными угловыми блоками натягивают шнуры, которые выверяют по водному или лазерному уровню.
  • Если требуется подрезка блоков по длине, это легко делается обычной ручной ножовкой с крупным зубом. Можно применить для этих целей и бензопилу, но с соблюдением правил особой предосторожности.
  • Следующие ряды выкладывают на строительный клей. Для этого он разводится и перемешивается в соответствии с прилагаемой к нему инструкцией с помощью миксера или насадки на электродрель. После перемешивания раствору необходимо дать выдержку не менее 5 минут. При разведении раствора следует избегать избыточного его количества – необходимо, учитывать, что «срок жизни» готового клея может быть ограничен – это указано в инструкции.
  • После выкладки полностью первого ряда и предварительного схватывания раствора, проводят армирование:

— Вдоль всей кладки вырезаются два параллельных штроба . Расстояние от края блоков — не менее 60 мм, глубина канавки – 15 ÷ 20 мм. Для их проделывания можно воспользоваться специальным инструментом – штроборезом , либо обычной «болгаркой» с кругом для камня.


— После проделывания штробов они тщательно вычищаются от пыли с помощью щетки и наполовину заполняются строительным клеем. Затем в них укладывается и утапливается арматура Ø 8 мм. При этом углы армируются обязательно целым прутком, который изгибается под углом в 90 º. Перехлёст соседних прутов арматуры делают не менее 300 – 400 мм.


— После укладки арматуры штробы полностью заполняются раствором, который разравнивается до уровня поверхности блоков.


  • Далее, производят кладку второго ряда. Блоки устанавливаются «в перевязку », со смещением примерно на половину длины (но не менее, чем на 100 мм).

  • Перед укладкой каждого следующего ряда поверхность обязательно проверяется на ровность. Если выявлены даже незначительные бугорки, их следует убрать с помощью терки или даже рубанка. После этого плоскость тщательно очищается от пыли и обильно смачивается водой – на мокрые пеноблоки клей ляжет значительно легче и равномернее, без образования «катышков».

  • Клеевой раствор наноситься с помощью кельмы – специального инструмента, позволяющего равномерно распределить его по по верхности тонким слоем с созданием необходимых бороздок. Если пеноблоки не имеют пазо-гребневого замка, то они промазываются клеем с трех сторон – в горизонтальной и двух вертикальных плоскостях. При наличии замков раствор наносится только в горизонтальной плоскости. Слой раствора не должен превышать 3 мм – этого вполне достаточно для надежного соединения.

  • После установки блока на место он тщательно выравнивается по вертикали и горизонтали, прижимается вручную или простукиванием резиновым молотком. Выступивший излишек раствор снимается, швы сразу же заштукатуриваются этим раствором вровень с поверхностью возводимой стены.
  • Кладка продолжается таким же образом, с обязательным периодическим армированием:

— Обязательно прокладывается пояс под окнами, ниже их на 1 ряд.

— Армируется область установки перемычек над окнами, дверями, воротами.

— Если планируется заливка общего бетонного пояса поверх ст ен, то также проводится аналогичное армирование.

  • Перемычки над воротами или оконными (дверными) проемами можно залить из бетона, устроив опалубку на деревянных подпорках. Можно поступить и иначе – вмуровать в раствор швеллер соответствующей ширины или, применимо к окнам и дверям, сварную конструкцию из двух уголков с перемычками, а затем продолжать кладку пеноблоков по этой металлической опоре. При этом придется несколько срезать блоки по высоте, чтобы не нарушить ровность верхнего среза общего ряда кладки.

  • В случае, если планируется возведение двускатной крыши, можно продолжить кладку для создания переднего и заднего фронтона.
  • Необходим ли общий железобетонный армирующий пояс по верхнему обрезу возведенных стен?По большому счету , он никогда не помешает – придаст ст роению дополнительную прочность. Кроме того, к нему намного удобнее и надежнее будет крепить мауэрлат для конструкции крыши. Если над гаражом планируется помещение (жилое или техническое), то армопояс является обязательным. Но когда принято решение о простой односкатной крыше, можно обойтись и без него.

Несмотря на то, что в нынешнее время стало модно держать машины во дворе, не утруждая себя покупкой гаража, это веяние нравится далеко не всем автовладельцам. Если человек заботится о своем транспортном средстве и самостоятельно выполняет хотя бы минимальное его техобслуживание, без гаража обойтись трудно. Кроме того, автомобиль, находясь постоянно на улице, подвергается постоянному воздействию таких атмосферных факторов как осадки, ветер, солнечный свет, перепады температуры.

Воздействие каждого из них отрицательно сказывается на всех материалах, из которых сделан автомобиль, будь то сталь или пластик. Металлические конструкции при этом активно корродируют, а пластик постепенно теряет прочность, вследствие чего срок эксплуатации автомобиля уменьшается.

Поэтому предусмотрительные автовладельцы предпочитают ставить машину в гараж, где она не только «отдыхает от работы», но также обслуживается и ремонтируется. И у хозяина на душе спокойнее, когда транспортное средство стоит под замком.

Не каждый человек может позволить себе приобрести капитальный гараж, поэтому многие берутся за строительство самостоятельно. На этапе планирования главным вопросом является выбор материала для возведения стен будущего гаража. Выбор здесь не так широк, как хотелось бы, но все же есть несколько вариантов, которые можно рассматривать: это кирпич, бетон, дерево, блочные материалы.

Кирпич часто отпадает по причине дороговизны и относительной сложности кладочных работ из мелких элементов.

Бетонный гараж будет очень надежным, но его строительство также затруднительно для самостоятельного выполнения. Для возведения гаража из бетонных плит или блоков понадобится грузоподъемная техника, а заливка монолитных стен также довольно затратна как финансово, так и в плане трудозатрат.

Деревянный гараж отпадает сразу – слишком огнеопасный вариант, особенно если учесть, что эксплуатация автомобиля невозможна без бензина и масел.

Лучшим и наиболее реальным вариантом для самостоятельного возведения остаются крупноблочные материалы. Учитывая, что строить придется без использования строительной техники, лучше выбрать легкие блоки, которые представлены на рынке в трех основных вариантах: шлакоблоки, пеноблоки, газоблоки. Шлакоблоки боятся влаги, газоблоки имеют открытее поры, поэтому тоже требуют защиты от атмосферной влаги. А вот пеноблоки, отличающиеся большим количеством закрытых пор, стоит рассмотреть поподробнее.

Блоки из пенобетона

Пенобетон отличается от газобетона закрытыми порами, что значительно снижает влаго- и паропоглощение материала, делая его пригодным для строительства подсобных и жилых зданий, в том числе и гаражей.

Пенобетон, произведенный в промышленных условиях, нарезают на элементы различной геометрии, в том числе и на стеновые блоки, представляющие собой правильный параллелепипед со сторонами 600×300×200 мм.

Современное оборудование позволяет добиться высокой геометрической точности размеров, что облегчает кладку конструкций из блоков.

В продаже встречаются блоки с ровными гранями, а также блоки, торцы которых снабжены пазами и гребнями, значительно облегчающими процесс кладки.

Все пенобетонные блоки делятся на три категории согласно из технологическому предназначению.

Блоки бывают:

  • термоизоляционные – имеют марку D400-D500, они не слишком прочны и морозостойки, поэтому для открытых работ непригодны;
  • конструкционно-термоизоляционные – марки D600-D1000, которые можно использовать как для кладки конструкций, так и в качестве теплоизоляции;
  • конструкционные – марки D1100-D1200, используются для монтажа различных конструкций, но теплоизоляционные характеристики у них снижены, хотя и превосходят аналогичный показатель кирпича вдвое.

Преимущества использования пеноблоков для постройки гаража:

  • Невысокая плотность пенобетона облегчает конструкцию гаража и позволяет не заниматься устройством полноценного фундамента, можно использовать мелкозаглубленную фундаментную ленту.
  • Небольшой вес блоков и их крупные размеры облегчают и ускоряют возведение стен.
  • Материал экологически безопасен.
  • Закрытые поры пенобетона позволяют выкладывать стены практически от уровня земли, без возведения высокого цоколя из других материалов.
  • Блоки можно резать, сверлить и фрезеровать при помощи обычного инструмента.
  • Пористый материал хорошо поглощает звук.
  • Блоки не дают большой усадки, поэтому внешнюю отделку гаража можно делать уже через 3-4 недели.

Недостатки пеноблоков являются следствием их достоинств:

  • Легкий пористый материал все-таки нуждается во внешней отделке, защищающей его от атмосферной влаги, поэтому постройку желательно хотя бы оштукатурить.
  • Не каждый крепежный элемент будет хорошо держаться в пенобетоне. Правда, в продаже всегда можно найти подходящие дюбели.
  • Паропроницаемость пенобетона оставляет желать лучшего, поэтому гараж придется оборудовать вентиляцией, дабы не создавать условий для коррозии частей автомобиля.

Итак, лучшим материалом для гаража станут конструкционно-теплоизоляционные пеноблоки марки D600-D800. Именно они отличаются оптимальным сочетанием прочностных и теплоизоляционных качеств, необходимых для строительства гаража.

Если Вам хочется сделать гараж более теплым, то можно укладывать блоки на более широкую сторону – 300 мм, увеличивая, таким образом, толщину стен. Хотя можно пойти и другим путем: приобрести блоки большей толщины 300×400×600 мм.

Порядок производства работ

Не стоит приступать к строительству без предварительной подготовки.

Лучше разбить весь процесс на этапы, это позволит правильно спланировать работы:

  • Разработка проекта гаража. Если вы строите простой одноэтажный гараж без смотровой ямы, то можно ограничиться самостоятельно нарисованным планом. Если же гараж будет двухэтажным или со смотровой ямой и погребом, то лучше заказать проект у специалистов. Тогда и все вопросы с материалами будут решены в процессе подготовки проекта.
  • Расчет потребности в материалах, включая фундамент, ворота, стены, полы и кровлю будущей постройки.
  • Приобретение материалов.
  • Возведение фундамента. На этом этапе также нередко проводят работы по устройству полов и оборудованию смотровой ямы.
  • Возведение стен постройки и установка ворот.
  • Монтаж кровли.
  • Устройство вентиляции, отделка стен снаружи и изнутри.
  • Благоустройство гаража – крепление полок, установка верстака и другого необходимого оборудования.

Очень важно на стадии подготовки к строительству сразу решить вопрос с видом фундамента и кровли.

Возведение фундамента

Устройство фундамента требует выяснения хотя бы первичной информации о грунтах на отведенном для строительства участке. Если это прочные сухие грунты, то можно ограничиться устройством неглубокой фундаментной ленты. Если грунт влажный и пучинистый, то придется возводить свайно-ленточный фундамент.

После разметки осей фундамента с помощью колышков и шнура, проверки прямизны всех углов, можно приступать к работам.

Работы выполняются в следующем порядке:

  • По периметру будущего строения нужно выкопать траншею глубиной около 700 мм. Ее ширина должна превышать ширину стен гаража на 200-300 мм.
  • Дно траншеи нужно засыпать слой песка высотой 100 мм и тщательно его утрамбовать.
  • Затем аналогично создается гравийный слой.
  • На следующем этапе выставляется опалубка. Ее высота должна учитывать высоту цоколя над уровнем грунта, обычно составляющую 150-200 мм. Необходимо очень точно выставить горизонтальный уровень верхнего среза цоколя. Это важно для последующей кладки пеноблоков.
  • Внутри опалубки должен быть сделан слой гидроизоляции так, чтобы края гидроизоляционного материала выходили наружу выше стенок опалубки.
  • После этого нужно смонтировать армирующий пояс. Обычно он представляет собой 4-6 арматурных стержня, образующих стороны прямоугольника, и связанных между собой перемычками.
  • Для заливки фундамента используется обычный бетонный раствор. Поверхность уложенной в опалубку бетонной массы нужно тщательно разровнять.
  • Далее фундамент должен постоять 3-4 недели для того чтобы бетон набрал необходимую прочность.
  • После этого нужно произвести гидроизоляцию фундамента, обмазав его битумной мастикой с трех сторон. В качестве горизонтальной гидроизоляции можно использовать рубероид в 1 или 2 слоя.

Этот вариант немного сложнее, но зато гарантирует защиту фундамента от воздействия сил морозного пучения.

Работы проводятся так:

  • Аналогично первому варианту нужно выкопать траншею.
  • Затем в ее дне бурят отверстия по всему периметру гаража. Глубина бурения должна превышать глубину сезонного промерзания грунта в данной местности. Диаметр скважин должен составлять не менее трети ширины бетонного ростверка. Отверстия должны располагаться во всех углах гаража, а по длине стен они идут на расстоянии 100-120 см.
  • В отверстия нужно забить асбоцементные трубы и или поставить трубу из свернутого рубероида.
  • Затем в скважины опускают арматурные стержни в количестве 2-3 штуки. Высота стержней должна быть такой, чтобы их концы располагались в уровне бетонного ростверка.
  • Затем ставят опалубку и монтируют арматурный каркас фундаментной ленты.
  • После этого отверстия, а затем и опалубку заливают бетоном.

После набора прочности фундамент гидроизолируют.

Монолитная плита – еще один вариант устройства фундамента на ненадежных или водонасыщенных грунтах. Это вариант позволяет не бурить скважины. Для его реализации по всей площади гаража отрывают неглубокий котлован, выставляют опалубку, монтируют арматурный каркас по всей площади котлована и укладывают бетон.

После отверждения бетона получается монолитная плавающая плита, которая предохраняет несущие конструкции гаража от деформаций, возникающих в грунте.

Пол в гараже проще всего сделать бетонный.

Если возникнет потребность, потом можно смонтировать сверху другое половое покрытие. На этапе возведения фундамента залить пол гораздо проще, чем после кладки стен. Для пола понадобится гравийно-песчаная подушка, по которой монтируют армированную стяжку толщиной не менее 100 мм. Это необходимо для того, чтобы пол мог выдерживать вес автомобиля.

Если необходима смотровая яма , то лучше тоже выкопать и обустроить ее на этапе заливки фундамента. Ширина ямы должна составлять не менее 90-100 см, а глубина около 180 см. Стенки можно выложить кирпичом, либо залить бетоном в несколько этапов, сдвигая опалубку наверх.

При бетонировании между стенками ямы и опалубкой нужно произвести армирование.

До начала работ необходимо разметить место установки ворот. Если они уже готовы, то можно сразу выставить их на место, используя для фиксации деревянные распорки.

При этом очень важно соблюдать вертикальность и горизонтальность конструкции.

Для обеспечения надежной связи между воротами и последующей кладкой к их стойкам приваривают перпендикулярные куски арматуры длиной около 50 см, которые будут вмурованы в кладку. Стержни должны располагаться по высоте так, чтобы впоследствии как можно точнее попадать в швы между рядами блоков.

Если ворота еще не готовы, то для них нужно оставить проем соответствующего размера.

Далее можно приступать к кладке стен:

  • Первый ряд укладывают на слой гидроизоляции, чтобы изолировать блоки от капиллярной влаги фундамента. Этот ряд всегда укладывают на цементный раствор. Кладку начинают от углов, начиная с самой высокой точки. Выложив углы, уровень кладки проверяют при помощи шнуров, натянутых между угловыми блоками. Все они должны располагаться в одной горизонтальной плоскости.
  • После того как раствор схватится, нужно провести армирование первого ряда блоков. Это делают при помощи арматурных прутьев, либо закладывая в раствор между рядами армирующую сетку. При использовании прутков диаметром 8 мм, в блоках нужно прорезать штробы, глубиной около 20 мм, затем очистить их от пыли и наполовину заполнить строительным клеем. После этого в канавки укладывают арматуру с перехлестом соседних прутьев 300-400 мм. В углах кладки прутки сгибают под углом 90 градусов, заводя на соседнюю стену. После укладки арматуры штробы заполняют кладочным раствором, разравнивая его до уровня поверхности блока.

  • Следующие ряды можно выкладывать, используя строительный клей или цементный раствор с перлитом. Клей позволяет делать швы очень тонкими – 3 мм, что снижает теплопотери гаража. Приготовление клея нужно вести строго по прилагаемой к нему инструкции. Не стоит замешивать слишком много клеевого раствора, в готовом виде срок жизни клея ограничен. Использование перлита для приготовления раствора также снижает его теплопроводность. Пропорция компонентов такого раствора следующая: 1 часть песка:1 часть цемента: 1 часть перлита.
  • Кладка ведется с перевязкой швов. Смещение элементов в соседних по высоте рядах должно составлять не менее 100 мм, а желательно, чтобы оно составляло половину длины блока.
  • Перед монтажом каждого последующего ряда поверхность кладки проверяется на ровность. Если обнаружены какие-либо бугорки, то их удаляют при помощи рубанка или терки. Затем поверхность обеспыливают и смачивают водой – это улучшает распределение клея по поверхности.
  • Если блоки имеют гладкие поверхности, то клей нужно наносить с трех сторон – двух вертикальных горизонтальной. Если же блоки снабжены пазогребневыми замками, то клей наносят только на горизонтальную плоскость.
  • После установки каждый блок тщательно выравнивается по горизонтали и вертикали, прижимается вручную или путем простукивания резиновым молотком. Выступивший клей сразу удаляется и используется для оштукатуривания швов вровень с поверхностью стены.
  • Армирование кладки производится после укладки 1-го и 2-го рядов, а затем через каждые 4 ряда. Также армирование проводится под окнами, а также в области установки перемычек над дверными и оконными блоками.
  • Сами перемычки могут быть бетонными или металлическими – из швеллера подходящей ширины.
  • По верхнему срезу стен желательно залить железобетонный армирующий пояс, который придаст постройке дополнительную прочность. Если запланирована легкая односкатная кровля с использованием деревянных стропил, бетонный пояс можно не делать. В остальных случаях он послужит опорой бетонных плит, либо деревянных мауэрлатов.

Со стороны кровли гараж из пеноблоков обязательно должен быть утепленным, иначе теряется весь смысл использования теплоизолирующего материала.

Для утепления потолка можно использовать любой легкий утеплитель.

Прекрасно подойдет:

  • керамзит;
  • минеральная вата;
  • шлак.

В данном случае чаще всего монтируют плоскую односкатную кровлю с неорганизованным водостоком. Но при наличии возможностей и желания можно сделать настоящую двускатную кровлю, которая выглядит гораздо интереснее.

Для устройства плоской кровли по слою утеплителя делают тонкую бетонную армированную стяжку. А уже по ней делают мягкую кровлю.

Если решено сооружать двускатную кровлю, то в качестве кровельного материала можно использовать штучные изделия: шифер, металлочерепица, мягкая черепица.

Как уже было сказано, для увеличения срока службы пеноблоков, их лучше изолировать от окружающей среды.

Способов сделать это снаружи достаточно много:

  • оштукатуривание;
  • окрашивание фасадными красками;
  • облицовка плиткой или сайдингом;
  • устройство навесного фасада.

Изнутри стены лучше тоже оштукатурить, хотя можно и облицевать влагостойким гипсокартоном.

Воздухообмен в гараже обеспечивается посредством устройства самой простейшей естественной циркуляции воздуха. Для этого в пеноблоках нужно вырезать отверстия: одно на уровне пола, второе – в районе потолка.

Вентиляционные отверстия должны быть размещены на противоположных стенах. Их нужно закрыть вентиляционными решетками с регулируемыми заслонками. Это поможет при необходимости изменять интенсивность воздухообмена в гараже.

Если есть возможность, то можно оснастить вентиляцию вытяжным вентилятором, который можно включать при необходимости быстро проветрить гараж.

Для того чтобы не переплачивать за лишние материалы и услуги, не стоит предусматривать в гараже ненужные опции, вроде смотровой ямы, если Вы не занимаетесь ремонтом машины самостоятельно; погреба – если Вы запланировали его «на всякий случай», дорогостоящей внешней или внутренней отделки – в конце концов, можно остановиться на простом оштукатуривании стен и побелке их известью.

Таким образом, строительство одноэтажного гаража из пеноблоков можно осуществить собственными руками. Если же Вы хотите возвести двухэтажное строение, то, скорее всего, Вам понадобятся помощники или услуги профессионалов.

Постройки из пеноблочных изделий становятся все более распространенными среди владельцев частных домов и автолюбителей. Материал пользуется спросом благодаря своей низкой стоимости, а также прочности и надежности в будущем. Кроме того, здания возводятся гораздо быстрее, чем кирпичные.

Гараж из пеноблоков своими руками - необходимость для владельцев автомобилей. Это не только защита транспортного средства, но и мастерская, и хранилище для запчастей и прочего инвентаря. Сегодня существует множество схем, по которым можно построить дом для машины.

Характеристика расходника

Изделия изготавливаются по особой технологии, в результате которой получается пена. Она тщательно перемешивается, а пузырьки в ней распределяются по всей форме, образуя ячейки. Заготовка остается в таком виде до полного застывания в холоде. Уровень плотности данного стройматериала варьируется от 200 до 1200 кг на метр кубический.

Строительные магазины предлагают покупателям такой ассортимент:

  • D900–1200 - этот вид имеет самый высокий процент прочности. Идеально подходит для возведения многоэтажных конструкций. Поэтому другое его название - конструкционный бетон.
  • D500–900 - сбалансированный расходник, который станет отличным вариантом для создания несущих оснований постройки. Среди строителей носит имя конструкционно-теплоизоляционного.
  • D200–500 - пеноблок этой марки хорошо держит тепло и его чаще всего используют для теплоизоляции здания. Но он не такой прочный, как предыдущие марки.

В состав пеноблока уже давно не добавляют органические вещества. Раньше в него входила кровь быка или мыльный корень. Но с тех времен прогресс пошел далеко вперед, поэтому основными компонентами являются цемент, песок, специальные пенообразующие средства и вода. Благодаря этому сочетанию сооружение получается крепкими и теплыми.

Пеноблок отличается от газобетона простотой технологии изготовления и легкостью в обработке при строительстве.

Достоинства и недостатки материала

Пеноблок идеально подходит для строительства гаража. Об этом говорят его преимущества. Покупатели делают выбор в пользу данного расходника по следующим причинам:

  • Несмотря на большие размеры блок весит немного. В строительном деле это сильно облегчает задачу: не потребуется слишком много усилий для перемещения изделий с одного места на другое. Эти критерии выигрывают при укладке цементного раствора - для блоков его требуется мало. Все это сказывается на скорости возведения и экономии времени. Еще один существенный плюс - возможность строительства гаража без помощников.
  • Фундамент из пеноблоков прекрасно уживается с любым типом грунта.
  • Данная продукция экологически чистая. Компоненты в ней - природные, даже вещества для образования пены.
  • Блоки обладают высокой огнеупорностью. В случае пожара с ними ничего не случится. То же самое можно сказать и о резких температурных перепадах - даже трещины не появляются.
  • Поскольку материал хорошо держит тепло, его не нужно подвергать мероприятиям по теплоизоляции.
  • Пеноблок очень прост в плане обработки и даже нарезки. Если возникает необходимость провести в гараж коммуникации или вентиляционную систему, это можно сделать без проблем. Даже проводка внутри такой стены хорошо укладывается и проводит электроэнергию.
  • Расходник не пропускает шумы с улицы. Поэтому он идеально подходит для укладки как наружных, так и внутренних стен постройки.
  • Материал не пропускает и не накапливает влагу. Хозяину не нужно беспокоиться о появлении плесени или гнили.

Но даже у этого стройматериала есть свои недостатки. Профессионалы выделяют такие:

  • Пеноблок очень популярен среди населения, что говорит о большом количестве производимой продукции. При таких объемах не всегда успевают проверить качество.
  • Постоянный контакт с водой и непродуманная вентиляционная система приводят к разрушению структуры.

Для предотвращения негативных последствий покупка пеноблока настоятельно рекомендуется только в проверенных строительных магазинах. Организации работают с производителями, находящимися на рынке хотя бы десятилетие. При приобретении материала желательно запросить сертификаты качества. А чтобы защитить строение от влаги, его необходимо изолировать.

Часто покупатели путают газобетон с пенобетоном. Они похожи между собой по виду и структуре. Единственное, чем они отличаются: у газобетона одинаковые соединенные поры, а у пеноблока они разделены и разных размеров. Поэтому первый стройматериал будет поглощать попадающую на него воду, что не лучшим образом сказывается на удержании тепла.

При выборе расходника как основного материала для строительства автомобильного дома следует помнить о его низкой механической прочности. Особенно нужно сделать акцент на крышу и ворота. В качестве каркаса под них подходит только древесина. Металл же дает слишком большую нагрузку. Изделие может не выдержать и разрушиться. Для кровли необходим монолитный армирующий пояс. Если длина помещения больше 10 метров, то вместо пояса берется контрфорс.

Выбор материала для гаража

Люди, косвенно знакомые со строительным делом, не всегда с первого раза могут отличить пеноблок от шлакоблока. Но у каждого из них есть свои особенности, на которые следует обратить внимание при строительстве гаража. Пеноблочная кладка по качеству схожа с кирпичной, но по денежным средствам она выйдет гораздо дешевле. Шлакоблок и пенобетон все-таки похожи между собой, но второй вариант по стоимости ниже первого.

Стены из этого материала имеют большой срок эксплуатации, поэтому тщательного дополнительного ухода или капитального ремонта со сносом не потребуется. Можно смело сказать, что этот расходник станет отличным решением для размещения внутри автомобиля и всех необходимых для него комплектующих и инструментов.

Проектирование постройки

Любое строительное или отделочное мероприятие нельзя начинать без разработки проекта. Он поможет не только посмотреть на будущее здание и обратить внимание на возможные ошибки, но и посчитать количество материалов и денежные затраты. Стоит определить уровень грунтовых вод под почвой. Для этого желательно пригласить геодезиста.

Поскольку сейчас век компьютерных технологий, можно не чертить схему на ватмане, а составить ее специальной программе.


На этапе проектирования хозяину необходимо определить предназначение будущего строения. Либо там будет стоять только автомобиль, либо будет оборудована небольшая мастерская с хранением оборудования. О чем следует подумать при планировании:

  • оборудование смотровой ямы для автомобиля;
  • обустройство погреба для хранения консервации и продуктов в зимний период;
  • оснащение помещения полками для инвентаря и инструментов (хозблок);
  • установка стола или верстака для мелких работ.

После утверждения этих нюансов можно приступать к разработке проекта. В нем обязательно указываются вид фундамента, его высота и параметры стен. Стандартная схема выглядит следующим образом (ориентировочно):

  • ширина гаража - три метра;
  • высота - два с половиной метра;
  • оптимальная длина постройки - пять метров.

Если у хозяина нет времени сделать собственный чертеж, он может воспользоваться готовым. Однако ему следует внести корректировки исходя из месторасположения, уровня грунтовых вод и особенностей почвы.

Количество расходников

Стандартные блоки имеют размеры 60х30х20 см, в то время как толщина стены варьируется - 20 см или 30 см, в зависимости от расположения материала. В будущем это скажется на эксплуатации помещения и наличии в нем отопительной системы - если она не имеет значения, то для гаража хватит и 20 см. При частом времяпрепровождении в помещении даже зимой поверхности следует сделать толще.

Если взять в качестве примера вышеперечисленные параметры гаражной постройки, то можно определить количество блоков. Это выглядит следующим образом:

  • Для самой длинной стены понадобится 30 изделий для одного ряда (при длине пеноблока - 60 см).
  • Для гаража высотой 3 метра следует уложить 10 рядов.
  • С помощью простых арифметических действий (30х10) в общей сложности потребуется 300 блоков. Однако следует взять во внимание проемы для окон и дверей - они сэкономят денежные средства.
  • Если хозяин не будет проводить трубы отопления (при толщине стены в 20 см на квадратный метр), то понадобится 6 блоков. Что касается проемов, то они позволят снизить затраты нам 50 пеноблоков. В конечном итоге для хорошего гаража потребуется 250 изделий.

Когда настанет время перевозить материал, нужно быть готовым к тому, что где-то могут образоваться сколы или царапины.

Арсенал инструментов

Сократить время при возведении постройки помогут специальные инструменты. В этот перечень включены:

  • Рассчитанное на этапе проектирования количество пеноблоков.
  • Компоненты для раствора - цемент, бетон, песок и щебенка.
  • Расходники - древесина для крыши, опалубки, несколько рулонов рубероида.
  • Элементы из металла - углы и арматура.
  • Тара для замеса раствора и обычное ведро.
  • Кельма, шпатель, лопата, правила.
  • Сварочный аппарат.
  • Молоток, шуруповерт, ножовка.

Практическая часть

Строительство гаража начинается с разметки территории и ее подготовки. Для начала необходимо расчистить участок, а потом определить, где будут находиться углы. На обозначенные места устанавливаются колья, между которыми будет проходить веревка. Углы натяжения должны быть прямыми. Для более точного результата проводится осевая разметка.

Участок под возведение готов - можно приступать к выкапыванию будущего фундамента. Поскольку пеноблок весит немного, для такого рода постройки не требуется выкапывать очень глубокую траншею. Но не нужно забывать о расположении грунтовых вод. Если они находятся на уровне до 2,5 м, то основание ленточного типа будет углублено в землю на полметра. Она должна быть плотной.

Если же структура пучинистая, то фундамент необходимо делать монолитный. Объясняется это тем, что блоки не поддаются изгибам. А это приводит к трещинам и разрушению гаража в будущем. Монолитное основание поможет этого избежать. Но он исключает оборудование смотровой ямы в строении.

Хозяин выкапывает траншею для фундамента, глубина которой достигает 80 см, а ширина - 35 (при ширине блока в 20 см). Основание тщательно утрамбовывается, после чего на него кладется песчаная подушка толщиной 15 см и слой щебенки в 10. Далее изготавливается опалубка и помещается армирующая сетка. Площадка для заливки раствора готова.


Оформление смотровой ямы

Оборудование зависит от типа почвы и расположение грунтовых вод. В нормальных условиях (вода на глубине 2 м, плотная структура земли) дренаж укладывать необязательно. Но лишним он не будет.

В стандартном гараже в длину яма составляет пару метров, а вот глубина может быть различной. Критериев для этого много, но самым основным является рост владельца помещения и высота автомобиля. Наиболее часто смотровая яма достигает 180 см (50 см берется на запас).


Как монтировать отсек:

  • Сперва выкапывается яма с припуском. Он делается для финишной стяжки напольного покрытия, гидроизоляционного слоя и дренажа.
  • Затем кладется десятисантиметровый слой гравия, пятисантиметровый слой песка, каждый из которых трамбуется.
  • Чтобы сделать дренаж, хозяину следует выкопать 50-сантиметровую траншею по всему котловану.
  • На слои помещается геотекстиль. Им же нужно захватить и стены.
  • После этих процедур монтируется дренажная труба с небольшим наклоном и подсыпкой гравия. Идеальным вариантом станет пластик, асбест или керамика. Конструкция покрывается глиной, а сверху полиэтиленовой пленкой.

Алгоритм следующих работ аналогичен с процедурой создания фундамента: оформление опалубки, наложение арматуры и заливка раствором.

Поверхность смотровой ямы должна быть идеально ровной, без трещин и выпуклостей. Если со стенами все хорошо, можно приступать к отделочным работам. Для помещения используется любой материал: штукатурка, керамическая плитка и даже стекловолокно. Для безопасности как человека, так и автомобиля, по самым длинным сторонам устанавливаются металлические уголки высотой 60 см, чтобы колеса не проваливались.


Гаражные ворота

Ворота монтируются не после укладки стен, а перед ней. Они фиксируются на своем месте. Предварительно поверх основания необходимо уложить несколько слоев рубероида.

Чтобы каркас ворот был крепче, владельцу нужно приварить арматуру - четыре куска длиной 40 см и диаметром в полтора сантиметра, после чего они обрабатываются грунтовкой и краской. На расположение прутьев следует обратить особое внимание, поскольку они должны лежать по швам пеноблока.

Уровень поможет понять, насколько ровно стоят ворота. Чтобы зафиксировать конструкцию, по диагоналям накладываются брусья из древесины. Для создания надежного основания над воротами сооружается специальная железобетонная балка.


Возведение стен

Вне зависимости от вида помещения строительство стен начинается от угла. Пеноблоки кладутся таким образом, чтобы их длинная сторона проходила вдоль стены. Они закрепляются на строительный клей или раствор цемента. Но опытные строители предпочитают использовать клей: он лучше держит тепло и расходуется в меньших количествах, чем цемент. Но стоит дороже. Через каждые пару рядов на поверхности накладывается армирующая сетка.

Прутья, которые были приварены еще на стадии установки ворот, покрываются бетоном. И при достижении балки перекрытия ни их, ни блоки нельзя перемещать. Если возникает необходимость подогнать изделия под установленные параметры, то следует обрезать их.

Когда дело доходит до установки кровли на крышу, блоки задней стены нужно сделать под наклоном. Для этого потребуется убрать лишние части ножовка или болгаркой (если кровля планируется односкатной). Для двускатной поверхности кровельные фронты закрываются вагонкой. Спиливание идет уже по боковым стенам.

На крыше строится опалубка с арматурой и заливкой бетонным раствором. Балки в основе кровельного перекрытия не нуждаются в армирующем поясе. Тогда плоскости следует обработать густым раствором, куда помещается металлическая сетка и еще один слой бетона поверх нее. Излишки убираются кельмой или шпателем.


Смесь должна быть по консистенции, как густая сметана. Слишком жидкая не будет держаться, а чересчур густая через некоторое время покроется трещинами.

Напольное покрытие

После окончания стройки хозяину остается оборудовать пол в постройке. Так как нагрузка, которую дает автомобиль, очень большая, то стяжка должна быть достаточно крепкой. Наиболее качественное и прочное покрытие получится только от бетона.

Тот периметр, который обозначается как пешеходный, оформляется деревянными досками. По ним можно спокойно передвигаться или поставить рабочий стол и тумбу. Но следует помнить, что древесина подвергается обработке пропиткой от плесени и насекомых.

Перед процедурой заливки поверхность подготавливается к работам - выравнивание, утрамбовка, чередование щебенки и песка (каждый ярус по 10 см). Сверху они покрываются бетоном, идеальная толщина которого составляет сантиметров 30 и больше.

Сооружение в два этажа

Если у владельца есть время и деньги, то он может сделать двухэтажный гараж. Пенобетон позволяет соорудить конструкцию благодаря своим достоинствам. Легкий вес не дает огромные нагрузки на фундамент. Второй этаж будет держаться крепко (даже если там возвести мансардную площадку), потому что материал отличается прочностью. Полностью два этажа делаются за месяц.