Все мы любим приключения, всегда ищем новых ощущений и чего-то запоминающегося. Построить плот и спуститься на нем по реке, вот настоящие приключения! Есть много вариантов, как можно сделать плот, есть много материалов, все, что остается сделать - это начать его строить, так что не будем откладывать ни минуты - приступим!

Как построить плот своими руками?

Первым делом - давайте определимся, из чего будет наш плот? Самый простой и распространенный вариант - пластиковые бутылки. Они будут хорошей основой и при достаточном количестве, плот никогда не потонет. В зависимости от каркаса и количества бутылок, плот будет выдерживать разное количество людей. Например:

Как сделать плот из пластиковых бутылок?

Вариант №1.

Для него потребуется:

Пластиковые бутылки
. Скотч

1. Подготавливаем бутылки, они должны быть пустые и очень плотно закрученные крышкой.
2 . Берем 3-4 бутылки и обкручиваем их скотчем. Делаем таких заготовок 30-50 шт.
3 . Затем эти заготовки связываем скотчем между собою в форме плота.

Вариант №2.

Понадобиться:

Пластиковые бутылки
. Раскладушка
. Веревка
. Пивные ящики
. Скотч

1 . Каркас старой раскладушки идеально подходит для сооружения простой конструкции плота, так что его и будем использовать. Его следует полностью освободить от всех креплений, тканей и прочего.
2. Бутылки следует поместить в пивные ящики и хорошо закрутить их крышками. С помощью веревки зафиксируем их там.
3. Последним шагом будет соединение каркаса с ящиками. Можем использовать хомуты, трос, веревку и прочие элементы для крепления.

Для удобства передвижения, на каркас можно прицепить деревянную доску, на которую можно будет сесть.

Вариант №3.

Это самый тяжелый по работе, но самый лучший по качеству вариант. Для такого плота нужны следующие материалы:

Деревянные доски
. Целлофановые мешки
. Пластиковые бутылки
. Веревка

Приступим!

1. Пустые пластиковые бутылки плотно закрываем крышками и наполняем или мешки. Чем больше мешков будет - тем лучше будет держаться плот на воде.
2. Мешки с бутылками хорошо завязываем веревкой.
3. Конструируем каркас плота из досок. Делаем из них сетку, скрепляя между собою веревкой или гвоздями.
4 . Крепим мешки к конструкции.

Такой плот сможет выдержать несколько человек. На нем можно даже путешествовать!

ВИДЕО. Как сделать плот самому?

Если вы, небольшой, но дружной компанией планируете продолжительный сплав по средней сибирской реке и не можете подобрать необходимое для этого плавсредство, попробуйте рассмотреть вариант с постройкой плота из автомобильных камер.
Оптимальным вариантом, конечно же, будет доставка вас с грузом непосредственно к реке, но плот из автокамер можно и занести до места, грамотно распределив вес среди путешественников и взяв необходимый минимум для постройки. А это:

1. Камеры ЗИЛовские, ГАЗовские, МАЗовские, Камазовские - 6 или 8 штук, в зависимости от их наличия, количества сплавщиков и веса багажа.
2. Насос для камер.
3. Гвозди от 100 до 200 мм.
4. Топор.
5. Ножовка.
6. Моток киперной ленты.
7. Две лопасти для гребей шириной 200-250 мм, длиной 500-600 мм (лучше всего из толстой фанеры, но можно сделать из широких дюймовых досок).

Помнится, году в 1991 я с Serb"ом и шесть школьников заносили материалы для постройки 8-камерного плота на десяток километров. При этом, мы с Серегой, как самые старшие, помимо своих вещей, несли по две ЗИЛовских камеры, остальное распределили между пацанами. И ничего, зашли потихонечку, ибо, как говорится в старинной пословице "глаза боятся, а руки делают".
Кстати, автокамеры мы попросту выпрашивали на комбинате, выходили на нужных людей - камазистов, механиков и завгаров. Дырявые клеили сами, благо давление нужно было небольшое. Затем накачивали и проверяли, в общем, за зиму материалы на плот мы собирали без особых проблем и материальных затрат.

Самое приятное при сплаве, конечно же, навес для защиты людей и вещей от дождя, который одновременно будет являться и вешалкой-сушилкой. Одни из самых простых материалов для навеса - тостая полиэтиленовая пленка или брезент. Но, учтите, что за приобретенный комфорт придется расплачиваться небольшим минусом - парусностью судна. На плесах при дожде и встречном ветре, вы будете не сплавляться, а стоять на месте либо подниматься вверх по реке, поэтому приготовьтесь грести против ветра. Зато, в навесе-парусе есть и положительные моменты - попутный ветер и возможность управлять дрейфом в одиночку.

Следующим приятным дополнением к плоту может быть палуба из досок или фанеры. В минимальном случае мы бы воспользовались для настила жердями и лапником. Но, как ни крути, в плоту будут большие щели, куда за время сплава может провалиться и уплыть много мелких, но нужных мелочей (от зажигалок, ложек и ножиков до пойманной рыбы). А при плотно сбитом настиле такого не произойдет.

Однажды, мы забрасывались на речку на попутном военном УАЗике. Водитель - майор, расспросив нас о всех планах относительно постройки плота и сплава, поведал нам одну военную тайну. Если, говорит, вы проплывете до первого плеса и углубитесь на сто метров в лес, то найдете там туалет сделанный из досок. А сделали его заключенные. Мы конечно же не поверили майору и даже втихую похихикали над его словами, но плот достраивать не стали. Накачали камеры, сделали каркас и поплыли до плеса. Всю дорогу мы ржали как кони над шуткой водителя. Когда же в тайге действительно наткнулись на таулет, некоторые из нас оторопели, а остальные опешили. Вокруг ни души, никаких строений, и на тебе - стоит туалет! Недолго думая, мы его разобрали и сколотили себе шикарную палубу, без единой щелки:

В общем-то, на плоту для комфортного сплава можно сделать множество полезных вещей, например, металлический или каменный очаг для кострища, скамейку или освещение... Оставим простор для вашей дизайнерское фантазии и наконец, займемся постройкой плота.

Остов

Выбираем свободное место для постройки на берегу реки с прилегающим молодым лесом для заготовки жердей. Затем необходимо грамотно распределить обязанности между строителями. Основное в начале - накачать автокамеры и срубить жерди - остов нашего судна. Качать столько камер ручным или ножным насосом - весьма монотонное и трудоемкое занятие. Хорошо, если неподалеку есть комперссор. Если нет, то надо периодически меняться качателям и заготовителям.

Готовые автокамеры выкладываются по следующей схеме:


Рис.1

Учтите, что при накачке диаметр камеры увеличивается примерно в полтора раза. И еще один момент. Часто не получается собрать автокамеры одинакового размера, в таком случае, большие ставятся ближе к середине плота и если не подходят в размер, то при накачке сжимаются в овал, для чего вяжутся киперной лентой необходимой длины.

Для каркаса рубятся продольные и поперечные жерди, чтобы их размер немного выступал за габариты. В дальнейшем за них будет удобно браться, чтобы пришвартовать плот к берегу, снимать его с мели или буксировать.


Рис.2

Вниз ложатся поперечные жерди, сверху продольные, спереди и сзади поверх продольных - верхние поперечные для последующего крепежа подгребицы.

Аккуратно скрепляем каркас гвоздями и киперной лентой, затем привязываем его к камерам в самых ответственных местах.

Основа нашего плота готова. В принципе, уже можно вырубить шесты и пускаться в путь, но мы продолжим постройку.

Подгребица

Подгребица служит для передачи плоту гребного усилия. Соответственно, основное требование к ней - прочность. Также немаловажна энергоемкость гребка, которая достигается оптимальным расположением и ходом рукояти греби.

На следующих схемах показаны варианты изготовления подгребицы из строганых брусков


Рис.3

И из жердей.


Рис.4

К верхней и нижней крайним поперечным жердям прибиваются стойки (1) с растоянием между ними, необходимым для работы греби (8-10 см). При этом гребь (5) должна свободно, но без зазоров проходить между стойками (см.рис.4).

Затем стойки укрепляются сначала продольными укосинами (3), а затем и поперечными (4). Укосины крепятся гвоздями к стойкам и каркасу плота.
Для гребей(5) берется пара прочных ровных жердей длиной от 3.5 м до 4.5 м с диаметром верхушки не менее 50 мм. Далее к стойкам и продольным укосинам горизонтально прибивается подушка (2) под гребь. Высоту на которую прибивается подушка лучше всего определить установив гребь между стойками таким образом, чтобы гребцу было удобно ее держать на уровне пояса или груди.

Подгребицы необходимо сделать на носу и корме плота. В некоторых вариантах постройки носовая подгребица находится не на краю, а немного глубже, на уровне второй поперечины. Так делают при более серьезных сплавах по порогам и край плота выступает в роли бампера. Зато мы имеем при этом серьезное уменьшение размера навеса.


Рис.5

На гребь (5) гвоздями в одной плоскости крепятся лопасть (8), нижняя (7) и верхняя (6) опоры. Нижняя опора предназначена для того, чтобы гребь не сползла в воду, а верхняя, чтобы лопасть находилась в вертикальном положении. Для более удобного охвата руками можно сделать рукоять, стесав толстый конец греби топором.

Палуба

Изготавливаем палубу из заготовленых для этого материалов. В случае использования жердей параллельно с заготовкой жердей собирается лапник, который затем равномерно раскладывается поверх настила.

Навес

Постройка навеса не займет много времени и сил. Сначала делается каркас из тонких жердей, затем верх связывается киперной лентой и вся конструкция укрывается материалом.

Желательно предусмотреть возможность быстро собирать (скручивать) и устанавливать тент.

Итак, наш плот готов. Осталось дать имя судну, спустить его на воду и отметить завершение такого большого дела. Поверьте, сплав на плоту сделанном своими руками доставит вам массу удовольствия.

P.S. Для тех, кто не уснул при прочтении, немного уцелевших фото с наших сплавов на плотах.


1989 или 1990 год. В устье Сухого Пита.


Serb, я и Вовочка на 8-камерном плоту (3 вариант распложения камер). Даже трап на берег спускали для порядка.


На этом плоту мы сплавлялись всемером около 200 км.


6-камерный плот. Сплавлялись очень комфортно вчетвером. На фото мы с Аришонком едим чернику.


Я, Serb и Андрюха купаемся, ныряем и плаваем вокруг плота. Очень интересно играть в догоняшки и прятки. Подныриваешь под камеру - и ты в домике.


Я за штурвалом 6-камерного плота.


Самые ответственные гребцы Serb и Grey на веслах на опасном участке.


мы с Serb"ом руководим постройкой плота из жердей.


Буксируемую лодку мы еще в детстве почему-то прозвали "потребитель".


Спуск на воду 8-камерного плота (2 вариант расположения камер)


Не зря эту деталь назвали подушкой.


Что нам стоит плот построить...


Конечная остановка. Идет разборка плота.

Удачного плавания и попутного ветра!

Нередко случается так, что рыбачить приходится где-нибудь на отдаленном водоеме. А плавсредств там нет. Или они слишком громоздки, и их туда не доставить. Выходом из подобной ситуации может послужить простой по конструкции, очень компактный и довольно легкий самодельный плотик . Например: из воздушных шариков…

Ранним утром я отправился на лесное озеро, где накануне поставил жерлицы и разбросал по акватории кружки. Еще на подходе к озеру услышал, как где-то совсем рядом переговариваются люди. «Кого это занесло сюда в такую рань» – встревоженно подумал я. Ведь именно в том месте, откуда слышались голоса, был спрятан мой самодельный плот из автомобильных камер. Ускорил шаг и, обогнув нагромождение массивных скал, увидел на берегу двух парней и девушку, сидевших у догорающего костра.

Подойдя к ним, я поздоровался и удивленно поинтересовался, что же привело их в эту глухомань?

Слово «плот» подействовало на меня магически… Я очень интересуюсь любыми плавсредствами, перевидал их великое множество. Особенно меня привлекают оригинальность конструкции и способ передвижения по воде. «Из чего они собираются сооружать плот?» – подумал я, оглядываясь вокруг. Но не увидел ничего особенного… Два больших рюкзака, около десятка разных палок и жердей, несколько тонких дощечек. Вот, пожалуй, и все, чем они располагали.

Тем временем второй парень, высокий в джинсах, бейсбольной шапочке и девушка в шортах вытащили из рюкзаков два полиэтиленовых и один прорезиненный пакеты, моток толстой веревки и небольшую плотно набитую сумку. Когда они развернули пакеты, те превратились в мешки, а в сумке оказались… обыкновенные воздушные шарики. Высыпав шарики на землю, они втроем принялись надувать их. Причем наполняли воздухом чуть больше, чем наполовину.

Зачем мучиться, если у меня есть автомобильный насос? – предложил я.

Не нужно, – ответил высокий парень, а надув очередной шарик, пояснил: – У нас все проверено, так быстрее.

Рисунок 1.

Надувая шарики, они сразу же засовывали их в мешки и в результате получили три своеобразных понтона. Каждый из них – диаметром 60-70 сантиметров и около двух с половиной метров длиной. Закончив заполнение мешков, ребята завязали их и куском веревки стянули в одно целое. (см. рисунок 1) Причем прорезиненный мешок оказался в середине.

Затем они уложили поперек понтонов пять жердей, скрепив веревкой всю конструкцию вкруговую. Тщательно проверив все узлы, потащили конструкцию к воде. У самого уреза высокий парень споткнулся и вместе с понтоном упал на землю. И сразу же послышалось громкое шипение проткнутых шариков.

Парни, не обращая внимания на шипение, со смехом опустили понтоны на воду, уселись на них и принялись раскачивать. Но конструкция вела себя как пробка и погружалась в воду меньше чем на четверть. Наглядно продемонстрировав надежность своего плавсредства, компания привязала к понтонам дощечки, и в полном сборе их плот выглядел так, как на рисунке 2.

Рисунок 2
1. Понтон из шариков.
2. Жерди-поперечины.
3. Доски настила.
4.Стягивающая веревка

Пока они устраивались, укладывали на плот скарб, я быстренько принес свой плот из двух автомобильных покрышек, накачал его насосом, надеясь, что они по достоинству оценят его. Однако этого не произошло…

В вашем плоту достаточно проткнуть хотя бы одну камеру – и дело швах, – скептически глядя на мой плот, заключил парень в ярко-оранжевой футболке. – А с нами этого никогда не произойдет. Мало того, что у нас много шариков, так мы еще их и слабо надуваем, что придает дополнительную пластичность. Да и грузоподъемность куда выше…

Ой, ли! – не удержался я.

Садитесь к нам и убедитесь, – предложила девушка.

Я последовал ее совету… Под тяжестью четверых человек плот погрузился не больше, чем на треть своей высоты. Мой же плот с большим трудом выдерживал двоих. Причем был очень неустойчив. На том мы и распрощались. Глядя на отплывающий плот, я думал о том, что кроме как на самой рыбалке, его вполне можно использовать для ночевки рыболовов на холодной земле.

Эта конструкция плота свидетельствуют о том, как неистощима фантазия туристов и рыболовов. Каждый из них способен соорудить свое плавсредство, которое вполне может заменить громоздкую стандартную лодку.

Самодельный якорь

Рыболовам, которые предпочитают ловить рыбу с лодки, необходим якорь. Обычно для этой цели используют камень, какую-нибудь подходящую железяку или просто втыкают в дно кол.

Однако есть более «цивилизованный» способ изготовления якоря. Для этого необходима всего лишь старая, не нужная вам, не очень глубокая алюминиевая миска. В ней надо просверлить или пробить (керном, толстым гвоздем) отверстие под болт и закрепить его с двух сторон гайками (см. рисунок.3).

Рисунок 3 - самодельный якорь

В результате получится разборный якорь, который хорошо входит в мягкий грунт и надежно цепляется за неровности дна. И при этом легко извлекается из самых закоряжистых мест.

Уточню: миску следует подбирать, как можно большего диаметра.

Александр Носов

Зачем тратить немалые деньги на приобретение моторной лодки, если можно сделать плот для сплава по реке из подручных средств? Это надежное, устойчивое к волне плавсредство, применяемое не только для сплава, но и переправы. Плавучесть и прочность позволяет применять его для сплава по таежным рекам с естественными порогами и быстрым течением. Из недостатков плота можно отметить тихоходность и низкую маневренность, а также его невозможно использовать при сплаве по водоемам с непроходимыми завалами. Наибольшее распространение получили деревянные плоты, но их можно изготавливать и из прочих материалов, которые есть под рукой у каждого.

Как построить плот для сплава по реке

Самый надежный плот для сплава по неспокойной таежной реке – выполненный из дерева. Для его изготовления понадобится от четырех до десяти бревен, в зависимости от размера плавсредства и количества человек, рассчитанного для переправы. Бревна должны быть одинакового размера. Для их связки нужно приготовить шесть шестов, по длине больше, чем ширина сложенных вместе бревен. Шесты прикрепляются к связке из бревен над и под ними перпендикулярно им. Концы шестов связываются прочной веревкой по бокам, чтобы плотнее скрепить бревна. Если нет веревки, а плот собирается в условиях выживания, вместо нее можно использовать проволоку, лыко, растения, пригодные для связывания.


Как построить плот для сплава

Поверх уложенных шестов нужно создать возвышенную платформу для того чтобы сохранять одежду и обувь сухими, а также для создания теплоизоляции. В домашних условиях платформу можно сделать из досок, прикрепив их шуруповертом, если же строительство осуществляется в экстренной ситуации, можно обследовать территорию на предмет любой древесины, плавающей коряги, коры, которые можно уложить сверху на бревна. Чтобы плотом можно было легко управлять, можно прикрепить перпендикулярный основанию шест, на котором разместить парус. Для комфорта лучше сделать каркас из брусков, на который прикрепить навес, защищающий от солнца, ветра и дождя.

Когда нет возможность использовать бревна, в ход идут любые материалы, обладающие способностью удерживать на воде.


Например, для переправы в теплое время года можно частично держаться на воде с помощью связки из тростника, камыша, набитого плащ-палатки соломой. Если удастся найти на берегу покрышку или автокамеру, можно соорудить подобие лодки для одного человека, обернув их плащом-палаткой.

Как построить плот из пластиковых бутылок


Как построить плот из пластиковых бутылок

Пластиковые бутылки как поплавки способны удержать различное количество людей на плаву, эта способность должна подкрепляться надежным каркасом. Существует три способа, как построить плот из пластиковых бутылок:

Самый простой вариант заключается в использовании пластиковых бутылок и скотча.

Бутылки нужно подготовить – помыть, высушить и плотно закрутить крышкой, чтобы они были заполнены воздухом. Бутылки скрепляются скотчем по 3-4 штуки, и таких заготовок должно быть от 30 до 50 штук. Затем эти заготовки просто связываются вместе по форме плота. Конечно, плот из пластиковых бутылок, изготовленный таким способом, серьезных испытаний может не выдержать, но как средство для отдыха на спокойной воде вполне подойдет.


Катамаран из бутылок.

Плот из пластиковых бутылок, напоминающий катамаран, изготавливается на основе каркаса от старой раскладушки. Он должен быть полностью освобожден от ткани, различных креплений. К четырем углам этого каркаса прикрепляются деревянные ящики, внутрь которых помещаются пластиковые бутылки в вертикальном положении и фиксируются скотчем, веревкой. К углам каркаса ящики крепятся хомутами, тросом, веревками и прочими элементами крепления. Посередине каркаса устанавливается деревянная планка для сидения.

Самый надежный плот из бутылок изготавливается следующим образом: бутылки плотно закрываются крышками, и помещаются внутрь полиэтиленовых мешков. Чем больше сделанных мешков, тем лучше, это придаст большей устойчивости плавсредству. Мешки хорошо перевязываются веревками. Формируется каркас из деревянных досок: они связываются между собой и скрепляются гвоздями так, чтобы получилась решетка. К этому каркасу крепятся мешки с бутылками, плот готов.

Как построить плот из бочек


Как построить плот из бочек

Чтобы построить плот из бочек, понадобится более дорогостоящий материал, чем бутылки, но такая конструкция позволяет добиться более высокой посадки над водой. Для строительства небольшого плота из бочек достаточно шести емкостей по 200 литров из пластика, для изготовления крупного плота понадобится около 20 бочек. Они герметичны, пластичны, но в тоже время очень прочные. Емкости располагаются параллельно друг другу, как понтоны у катамарана. Для каркаса изготавливается рама из брусьев с поперечными перекладинами, при этом каждая бочка находится как бы в своем отсеке, который ограничен двумя перекладинами и двумя брусьями. К раме бочки крепятся стропами.

Сверху рамы настилается палуба из досок. На крупном плоту из бочек можно соорудить верхнюю палубу для отдыха. Она собирается из деревянных стоек, которые крепятся с основной палубой пазами. Поскольку вес готовой конструкции довольно внушительный, изготовление плота лучше всего перенести на место возле берега в воду. Крупный плот из бочек – хорошее средство для спокойного отдыха на воде, которое можно оборудовать кухней, палатками для ночевки, укрытием от дождя и ветра и т.д.

К слову, с помощью пластиковых бочек можно изготовить не только мобильное плавсредство, но и стационарную пристань на берегу реки.

Как построить плот для сплава из автокамер


Как построить плот своими руками

Плот своими руками можно сделать из такого понтона, как автокамеры. Он значительно легче, чем деревянный, или плот из бочек, что удобно при изготовлении и вынужденной переноске через мель. Для строительства плота, рассчитанного на шесть человек, необходимо взять восемь камер от большегрузных автомобилей, например, КАМАЗ, ЗИЛ, МАЗ. Они выкладываются параллельно друг другу в два ряда и скрепляются прочной капроновой веревкой. Выбор крепежа в пользу капроновой нити объясняется тем, что она не разрушается и не растягивается от длительного воздействия воды.


Как построить плот из автокамер

Сверху автокамер укладываются квадратные брусья, по два на каждый ряд камер, аналогичным образом прикрепляются к ним. На брусья крепятся доски, образующие собой палубу. Необходимо учитывать, что длина досок должна быть такой, чтобы выходить за края автокамер примерно на полметра. Это необходимо для того, чтобы при возникновении препятствий в воде они натыкались на доски, а не на камеры во избежание их повреждения.

К тому же, выступающие края палубы оставляют возможность для изготовления различных креплений для навеса, паруса, сидений для гребли, и прочих. Навес необходим не только для укрытия от ветра и дождя, но и просушки одежды, а в ветреную погоду он может послужить парусом. Навес лучше делать складным, чтобы убирать при встречном ветре для легкой гребли. Для подстраховки, отправляясь в длительное путешествие на воде, необходимо иметь с собой запасную камеру и насос.

Сделайте простой плот в походе!

Плот - это прежде всего средство сплава или переправы. Он менее маневрен, тихоходен и может использоваться только на достаточно глубоких реках, с быстрым течением, на которых нет непроходимых завалов. Обладая такими положительными качествами, как плавучесть, прочность, остойчивость, стойкость к волне, плот позволяет успешно преодолевать сложные естественные препятствия, характерные для горных и таежных рек.

Среди многих конструкций плотов, используемых в путешествиях, можно выделить несколько типов которые отличаются размерами, способами связывания и основными материалами, обеспечивающими плоту необходимый запас плавучести.

Наибольшее распространение получили плоты, основание которых вяжется из сухих стволов ели, лиственницы, кедра, пихты и др. Для постройки такого плота достаточно иметь пилу, хороший плотничий топор и необходимые навыки работы с инструментами. При наличии подходящего строительного, материала даже немногочисленной группе вполне по силам изготовить прочное и надежное судно, способное не только поднять их вместе с грузом, но и послушное в управлении.

Для плавания по небольшим, несложным рекам строятся легкие плотики, рассчитанные на двух-трех человек. Плотики могут быть использованы также для рыбной ловли, переправ и при прохождении участков реки, ограниченных завалами или непроходимыми порогами. К постройке плотика часто прибегают в целях экономии времени: связать пять - семь бревен длиной 3-4 м - дело не такое уж сложное. Иногда здесь преследуется и другая цель: в верховьях реки, там, где глубина незначительная, такой плот более удобен для плавания, так как имеет меньшую осадку.

Для плавания по порожистым, горным, таежным рекам используются более прочные и тяжелые плоты, обладающие значительной грузоподъемность» остойчивостью и надежностью связей. Управление ими - дело сложное и возможно лишь при наличии специальной оснастки.

Прежде чем приступить к постройке такого плота надо определить размеры его става: длину, необходимое число бревен, их диаметр. Задача сводится к тому, чтобы не только рассчитать объем древесины, необходимой для обеспечения грузоподъемности, но и найти наиболее выгодные соотношения между его размерами.

Для того чтобы плот обладал хорошими ходовыми качествами, его ширину и длину следует подбирать таким образом, чтобы их отношения равнялись 1: 3. При этом надо учесть, что большая ширина нарушает остойчивость плота, а при большей длине он теряет управляемость.

Прочность плота, его способность в течение длительного времени противостоять большой волне, ударам и подводные камни, скалы зависят в значительной степени от надежности связей между отдельными бревнами. На практике используются два способа связывания бревен: ронжинами (при помощи петель) и стрелами (в открытый или закрытый паз).

При связывании става ронжинами материалом для петель служат крепкая пеньковая веревка диаметром не менее 20 мм, капроновая веревка, стальной трос с антикоррозийным покрытием, а также вицы - эластичные жгуты, изготовленные из веток и тонких молодых деревьев путем их раскручивания, распаривания и т. д.

Размер петли подбирается таким образом, чтобы она свободно охватила два смежных бревна и, перекинута затем через ронжину, позволила нагелю с большим усилием зайти в гнездо, полностью выбрав зазор.

Приступая к разметке, очищенные от сучьев бревна укладывают на поперечные слеги и выравнивают по высоте, Надо сказать, что именно эта предварительная операция решает успех дела. Чем мощнее плот, чем больше бревен предстоит связать, тем тщательней следует производить разметку, обращая особое внимание на сохранение одинакового размера между пазами у каждого брёвна. Если этот размер не будет выдержан в жестких пределах, то при сборке может оказаться, что плот собирается только на одну стрелу, а для того, бревнами. Чтобы избежать истирания о камни, петля утапливается в пазы, прорезанные в нижней части бревна. Снимать кору с ронжины не следует, так как в противном случае обвязка будет скользить. Этот способ связывания бревен используется главным образом для постройки плотика, а также плотов, предназначенных для плавания по относительно спокойным рекам. Окончательную сборку плота, как правило, производят на воде. Бревна поочередно нанизывают на обе стрелы. Если используют открытый паз, то сначала заводят два средних бревна и, закрепив их клиньями, наращивают плот от середины. Закрытый же паз позволяет вести сборку к крайнему бревну, то есть бревна последовательно нанизываются с одной стороны става.




В сравнении с другими типами туристских судов плот - сооружение громоздкое, тяжелое, обладающее большой инерцией, имеющее незначительную собственную скорость относительно потока. Управление им фактически сводится к поперечному перемещению по поверхности реки в те части потока, которые обеспечивают ему наиболее рациональный и безопасный путь. На небольших, мелких реках при сплаве на плотиках часто обходятся шестами, упираясь о дно или камни.

Однако для серьезного плавания по сложным рекам необходимы греби, которые устанавливаются на носу и на корме плота и при помощи которых можно управлять судном независимо от глубины и скорости течения. Опорами для гребен служат подгребицы.

Плоты, связанные из бревен, используются для сплава в таежных или горно-таежных районах, то есть там, где имеется в достаточном количестве лес, пригодный для связывания става. Для постройки деревянного плота пригоден только отборный строевой лес, не подверженный гниению, способный длительное время сохраняться на плаву. А как быть в том случае, если для сооружения плота нет строительного материала?

Широкое распространение получили судна, основанием которых служат резиновые камеры, наполненные воздухом. Они не только пригодны для плавания по рекам различной сложности, но и с успехом могут конкурировать с деревянными ввиду целого ряда преимуществ. При сооружении таких плотов значительно сокращается время на их постройку, они долго сохраняют запас плавучести (деревянные плоты, как известно, в процессе плавания впитывают воду), отличаются небольшим собственным весом, незначительной осадкой и легкостью управления.

Для постройки надувного плота не требуется строевой лес, как известно представляющий большую ценность.

Различают два типа надувных плотов: плоты, собранные из автомобильных (тракторных) или волейбольных камер (последние иногда называют катамаранами или тримаранами).

При расчете грузоподъемности плота здесь так же, как и при постройке деревянного, учитывают вес не только экипажа и груза, но и всех надводных сооружений. Несмотря на то что грузоподъемность камер во время плавания остается постоянной, всегда нужно иметь достаточный запас плавучести на случай прокола одной, а может быть» и двух камер сразу.

При постройке плота часто обнаруживается, что площадь, занимаемая камерами, значительно меньше площади, необходимой для размещения людей, груза и управления. В таких случаях камеры рассредоточивают.

Основанием плота служит жесткая рама, собранная из поперечных и продольных деревянных элементов, прочно скрепленных между собой. В ячейки рамы вставлены автомобильные камеры (в два ряда), которые привязаны к продольным элементам тонкой капроновой веревкой и упираются в поперечно уложенные брусья, скрепленные с рамой ронжинами и веревочными петлями. В местах контакта с брусьями камеры связаны также капроновой веревкой. Сверху плот закрывает настил, собранный из тонких стволов деревьев, кустарника и т. д, Конструкцией предусмотрена возможность ремонта (или замены) отдельных камер без разборки плота в целом. Управление плотом осуществляется при помощи гребей, установленных на П или М-образных подгребицах.

Отправляясь в плавание, нужно обязательно своевременно позаботиться об обеспечении судов (будь то плот или лодка) надежными спасательными средствами, необходимыми для соблюдения безопасности плавания.

К сожалению, обычные стандартные средства: спасательные круги и нагрудники, наполненные пластинчатой пробкой или пенопластом, выпускаемые промышленностью и используемые при плавании на катерах и моторных лодках, - малопригодны для плавания на лодках, так как весьма тяжелы и громоздки. Поэтому изготовление индивидуальных спасательных средств почти целиком зависит от фантазии самих сплавляющихся, их возможностей и наличия подручного материала.

Для этой цели можно использовать надувные волейбольные или футбольные резиновые камеры, которые заключаются в оболочку из рыболовной сети и связываются попарно. Грузоподъемность такой связки может достигать 15-25 кг.