Правительство Украины приняло решение о создании специальной комиссии, которая займется окончательной ликвидацией концерна "Антонов" в связи с его переходом в состав "Укроборонпрома". Соответствующий документ опубликован на официальном сайте кабинета министров.

Из постановления следует, что в течение двух месяцев компания и связанные с ней структуры будут расформированы, а через три ответственная комиссия должна полностью расплатиться по долгам концерна. Главой ответственного за ликвидацию органа назначен заместитель министра экономического развития Украины Юрий Бровченко.

Решение об упразднении "Антонова" украинские власти приняли в 2016 году. Этот шаг был продиктован вхождением предприятий концерна - Харьковского государственного авиационного производственного предприятия (ХГАПП) и "Завода 410 ГА" (Киевского завода гражданской авиации) - в состав объединения "Укроборонпром ".

Реструктуризация

Тогда в Минэкономразвития Украины пояснили, что решение о ликвидации было необходимо для урегулирования правовых моментов интеграции "Антонова" и госконцерна. Также сообщалось, что правительство планирует создать на базе авиагиганта самолетостроительный кластер – "Украинскую авиастроительную корпорацию".

В пресс-службе предприятия при этом заявили, что ликвидация "Антонова" не означает его уничтожения. "Информация о ликвидации государственного предприятия "Антонов" не соответствуют действительности. Государственное предприятие продолжает работать", - пояснили в компании, подчеркнув, что намеченная реструктуризация "позволит сделать украинскую авиационную отрасль единым мощным механизмом с четкой координацией развития, позволит глубже интегрироваться в мировой рынок и внедрять международные стандарты".

Время кризиса

Последние несколько лет концерн находился в состоянии глубокого кризиса. В октябре прошлого года представитель компании Андрей Хаустов в эфире украинского радио заявил, что в 2016-м "Антонов" не собрал ни одного самолета.

Проблема, по словам Хаустова, заключается в прекращении поставок российских комплектующих. Запас имеющихся деталей закончился еще два года назад, а последними моделями, сошедшими с конвейера, стали ближнемагистральные пассажирские самолеты Ан-148 и Ан-158.

Позднее руководство предприятия пояснило, что "Антонов" планирует завершить программу импортозамещения российских комплектующих к концу 2017 года. "Соответствующие договоренности с поставщиками из стран Европы, Канады, США и Украины уже достигнуты. После этого будет налажено серийное производство новых самолетов", - рассказал журналистам президент концерна Александр Коцюба.

Он также отметил, что, несмотря на прекращение полного цикла производства, на предприятии осуществляется модернизация старых самолетов. "В настоящее время они оснащаются системами и оборудованием производства канадской компании CMC Electronics", - сказал директор. Первой моделью, которая сойдет с конвейера после перезапуска предприятия, заявлен транспортный самолет высокой грузоподъемности Ан-178.

Крылья на экспорт

Недостаток госфинансирования толкнул предприятие на радикальные шаги. Так, во время визита на завод представителей конгресса США руководство предприятия предложило американцам начать совместную работу над военно-транспортным самолетом Ан-77. При этом украинцы выразили надежду на широкое участие в проекте зарубежных инвесторов и передачу Киеву необходимых технологий и оборудования.

В концерне тогда заявили, что украинско-американская модель сможет занять нишу между военно-транспортным самолетом ВВС США Lockheed C-130 Hercules и стратегическим Boeing C-17 Globemaster III.

Специалисты скептически отнеслись к инициативе украинской стороны. Эксперт журнала "Арсенал Отечества" Дмитрий Дрозденко выразил мнение, что такое предложение вряд ли воспримут всерьез в Вашингтоне.

"На заводе была делегация от конгресса США, но реальный американский бизнес, думаю, в этом самолете абсолютно не заинтересован. Впрочем, как и европейский бизнес. Потому что этот самолет – прямой конкурент и Америке, и Евросоюзу", - сказал Дрозденко в эфире радио Sputnik.

Кроме того, сообщалось, что "Антонов" может передать китайской компании Aerospace Industry Corporation of China право собственности на самолет Ан-225 "Мрiя", а также все чертежи и спецификации легендарной модели. Подобное положение якобы содержалось в соглашении о сотрудничестве с корпорацией из Поднебесной.

В госконцерне "Укроборонпром" поспешили опровергнуть эту информацию. По утверждениям представителей объединения, в ходе переговоров стороны не обсуждали возможности передачи какой бы то ни было интеллектуальной собственности.

История концерна

Концерн "Антонов" был создан в 2005 году. Он объединил существовавшее с 1989 года одноименное госпредприятие с киевским конструкторским бюро. До принятия решения о ликвидации в компанию входили три структуры - "Антонов", Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) и "Завод 410 ГА" (Киевский завод гражданской авиации). Предприятие разработало более 100 типов и модификаций пассажирских, транспортных и специализированных самолетов. С "антоновских" конвейеров сошло более 22 тысяч экземпляров авиатехники.

Украина ликвидирует легендарное самолетостроительное предприятие «Антонов», основанное еще в 1946 году постановлением Центрального комитета и Совета Министров СССР. Соответствующее постановление подписал председатель правительства Украины Владимир Гройсман.

«Кабинет министров Украины постановляет: ликвидировать государственный авиастроительный концерн «Антонов», образовать комиссию по ликвидации предприятия под руководством замминистра экономического развития и торговли », — говорится в постановлении правительства.

Руководителю ликвидационной комиссии предстоит в течение ближайших двух месяцев представить требования кредиторов, а правительству - составить ликвидационный баланс концерна.

В ноябре 2016 года Арбитражный суд Москвы постановил взыскать с предприятия 180,2 млн руб., неустойки в пользу Министерства обороны России. Согласно материалам дела, в 1989 году министерство и предприятие заключили договор по строительству самолета Ан-70, но работы выполнены не были.

«Как усматривается из материалов дела, между (заказчик) и ГП «Антонов» (головной исполнитель) был заключен договор от 16 мая 1989 г. № 91078 (Контракт) на выполнение опытно-конструкторской разработки «Адепт». Исполнитель должен завершить в срок до 25 ноября 2012 года выполнение работ, однако не сделал этого надлежащим образом», — указывалось в решении суда.

Причиной игнорирования пунктов контракта являлось то, что в 2015 году правительство Украины объявило о прекращении военно-технического сотрудничества с Москвой. Концерн «Антонов» был выведен из совместного украино-российского предприятия «ОАК-Антонов» и вошел в состав «Укроборонпрома». При этом, по словам представителя авиаконцерна , свернутое сотрудничество с Россией привело к тому, что в 2016 году компания не выпустила ни одного самолета.

В январе 2016 года правительство Украины решило ликвидировать концерн «Антонов», поскольку все три его предприятия — госпредприятие «Антонов», Харьковский авиационный завод и Киевский завод гражданской авиации — перешли в . В Украины тогда пояснили, что это решение урегулировало правовые моменты перехода «Антонова» в состав «Укроборонпрома», сообщает .

В феврале 2015 года Главная военная прокуратура Украины завела уголовное дело против бывшего премьера страны по обвинению в незаконной приостановке проверки гос , экс-политик был заочно арестован.

В ходе проверки, проведенной следователями, выяснилось, что «Азаров, находясь на посту премьер-министра Украины, незаконно прекратил осенью 2012 года проверку правительственной межведомственной группы, которая обнаружила существенные нарушения бюджетного законодательства в деятельности ГП «Антонов».

При этом средства, полученные в результате коммерческого использования самолетов «Руслан», оставались на счетах двух иностранных компаний и представителя указанного государственного предприятия и использовались ими по собственному усмотрению». В заявили, что в результате государству был причинен ущерб в особо крупном размере — на сумму свыше 37 млн грн (около $595 тыс.).

В октябре 2014 года на Украине было возбуждено еще одно дело, касающееся работы предприятия, — под следствие попали несколько руководителей высшего звена концерна. По версии следствия, топ-менеджеры допустили нанесение убытков предприятию на 502 млн гривен (около $38 млн) за период с января 2006 года по май 2014 года.

Опытно-конструкторское бюро под руководством было создано в 1946 году на , а в 1952 году переехало в Киев.

Предприятие занималось разработкой пассажирских, транспортных и специализированных самолетов, самые известные из которых — легкий самолет Ан-2, пассажирский Ан-24, грузовые гиганты «Руслан» и «Мрия».

«Антонов» является одним из немногих предприятий мира, реализующих полный цикл создания современного летательного аппарата — от его разработки до серийного производства и обеспечения комплексной послепродажной поддержки. Концерн объединяет конструкторское бюро, лаборатории, экспериментальный завод, испытательный комплекс.

Нижегородская область провожает Романа Антонова. Бывший заместитель губернатора по внутренней политике уходит в свободное плавание сегодня, 14 февраля, не дожидаясь выборов президента. И это уже местный тренд, учитывая, что на муниципальном уровне аналогичную должность покинула Мария Холкина. Возможно, это некий сигнал, что 18 марта избирательный процесс будет выстроен на принципиально ином качественном уровне. С другой стороны, правая рука Антонова - Роман Любарский переназначен в должности профильного министра, что может говорить о сохранении некоторого влияния отставника. С политической точки зрения уход Антонова сыграл на руку главе региона: на «Бирже губернаторов» акции Никитина пошли вверх. Интригой остается лишь вопрос: куда пристроят бывшего «хранителя губернаторской печати»? Есть высокая вероятность, что он станет депутатом Государственной думы по 129-у округу, откуда в мэры Нижнего Новгорода недавно переместился Владимир Панов.

Мастер политической интриги Роман Антонов начал готовить себе место еще при Валерии Шанцеве , чувствуя уходящую эпоху. Вариант был всего один – «экспортный», в Москву. Но первые 100 дней Глеба Никитина не дали ему, да и не могли дать, возможности отправиться свободное плавание.

Дело не только в обязательстве плавной передачи власти - надо было сделать так, чтобы одновременно услужить новому шефу и расчистить себе дорогу в столицу. Таким проектом стала смена власти в областном центре, куда фактически был . «Осиротевший» округ № 129 – площадка, полностью зачищенная от старта конкурентов. И дело не только в новом мэре, там вообще нет потенциальных соперников: экс-депутат Денис Вороненков эмигрировал и был убит, а фаворит любой предвыборной гонки до сих пор под домашним арестом, и неизвестно чем вся эта история для лидеров эсеров закончится.

Роман Антонов помог Владимиру Панову с большой самоотдачей

Поэтому с нового года Роман Антонов начал работать с главами районов, входящих в этот большой одномандатный округ. Неспроста на высшие руководящие посты, так или иначе влияющие на выборы, были расставлены его люди: это и Приокский район, куда сегодня и.о был назначен выходец из ОЗС Михаил Шатилов , и Советский, и Нижегородский. Последним его делом в ранге заместителя главы региона стала смена власти в Кстовском районе Нижегородской области, куда главой - формально по конкурсу - был назначен бывший руководитель Приокского района Виталий Ковалев . Процесс смены власти в Кстове Антонов контролировал лично - не месте. И теперь, имея своих людей на округе, на довыборах в сентябре он сможет легко и безболезненно «эвакуироваться» из Нижегородской области на Охотный ряд. Возможно, для этого придется сделать небольшую «передышку» в кресле проректора какого-нибудь вуза - для красивой биографии в бланке для голосования. Ну не безработным же ему избираться?!

Глеб Никитин, провожая своего зама, отметил, что «это было наше обоюдное решение, желаю ему успехов в дальнейшей работе». И в политическом смысле только выиграл от этой отставки, получив на модной ныне «Бирже губернаторов» рост своих эфемерных акций. Всё-таки, по мнению наблюдателей, Антонов был общественным раздражителем, олицетворяя собой «партию войны». Тем не менее ряд экспертов находит и положительные стороны этой бескомпромиссности и напористости, которые позволили навести порядок в ключевых муниципалитетах региона.

"С назначением главой администрации Виктора Нестерова удалось добиться стабилизации ситуации в Дзержинске, где возникло равновесие сил между основными группами влияния, находящимся, вместе с тем, под определенным контролем со стороны региональной власти. Я отчетливо помню тот момент, когда Антонов лично приезжал в Дзержинск убеждать депутатов думы поддержать кандидата от области и всем нацелиться на развитие города", – напомнил директор центра стратегических инициатив Дзержинского филиала РАНХиГС Александр Егоров. – Длительное противостояние города и района, вплоть до роспуска городской думы, было в Кстово. В 2017 г. полномочия по управлению городом были переданы в ведение администрации района. Тем самым были сделаны первые шаги по исправлению политической ситуации. Считаю, что с назначением Виталия Ковалева главой администрации созданы все условия для развития этой территории. Погашен конфликт в Дивеево, где до недавнего времени противостояли друг другу глава МСУ и глава администрации. В итоге оба были отправлены в отставку, и во главе района находится бывший сотрудник министерства внутренней политики Дмитрий Дрейбанд ".

Безусловно, свою роль Антонов сыграл и в борьбе с Олегом Сорокиным . Неспроста журналисты медиаресурсов экс-мэра до сих считают уходящего замгубернатора чиновником с однозначно негативным политическим индексом.

Роман Антонов и Олег Сорокин враждовали с улыбкой

"К Антонов также приложил свою руку. Это, безусловно, серьезнейшее достижение и нового нижегородского губернатора, и полпреда Бабича , и, конечно же, Романа Антонова. Сейчас мы видим, как наведение порядка в городе создало все условия для развития областного центра и совместной работы областной и городской властей, – добавляет политический обозреватель Сергей Анисимо в. – Безусловно, многих раздражали методы работы Антонова, жесткость и бескомпромиссность в тех или иных вопросах. Мы можем долго спорить, осмысленными, уместными или же излишне резкими были те или иные шаги Антонова в политической поле. Но работа заместителя губернатора по внутренней политике, политического блока в целом – это, прямо скажем, работа не для чистоплюев. Здесь есть четкая ориентация на результат, и для его достижения используется самый разнообразный инструментарий политического управления. Роман Антонов владеет данным инструментарием в высокой степени профессионально. Поэтому уверен, что без работы, причем профильной он не останется.

Продолжает следить за развитием событий.

Решение президента России о возвращении Анатолия Антонова в МИД после пятилетней работы в Минобороны неизбежно ставит вопросы о подоплеке происходящего. Она видится не в каких-то частных или ведомственных процессах или проблемах, а в ясном и прямом послании Кремля внешнему миру. А то, что это происходит перед самым Новым годом, добавляет символичности данному кадровому решению.

Конец года ознаменовался заметной кадровой перестановкой в верхах российской государственной системы. Анатолий Антонов, с начала 2010-х годов занимавший пост заместителя министра обороны, в свое «родное» ведомство, став замминистра иностранных дел.

«Если кадровым решением пятилетней давности в Минобороны усиливался гражданский и политический элемент, то теперь в святая святых российской внешней политики вводится усиленная военная составляющая»

Подобные кадровые решения являются питательной почвой для спекуляций и предположений, особенно когда фоном для них проходят масштабные события в военно-политической сфере в мире.

При этом, безусловно, речь идет не о полном прекращении военного сотрудничества, а скорее о его переформатировании в соответствии с текущими реалиями. Ныне для России на первый план выходят военное и военно-техническое взаимодействие со странами, не входящими в НАТО – от Китая до Ирана. При работе с ними чисто военная составляющая играет доминирующую роль, зато значимость политико-дипломатического фактора снижается.

Фактически Кремль дает всему миру внятный сигнал, что ее армии больше не требуется высокопоставленный дипломат на военном посту.

Безусловно, дополнительным показателем в этой связи станет будущее самой должности, покинутой Антоновым, а также его возможный преемник, если таковой будет. Пока не ясно, будет ли сочтено необходимым само сохранение поста замминистра обороны, курирующего внешнеполитические связи ведомства, и если да, будет ли на нее назначен дипломат или кадровый военный.

С другой стороны, не менее значимым является новое назначение Антонова в МИДе. Факты перевода на аналогичную должность и даже введение института еще одного замминистра явственно свидетельствуют, что к дипломату нет претензий по месту предыдущей работы, а кадровое решение носит именно политический характер вне привязки к его личности и профессионализму.

Кроме того, в МИДе сообщили, что в новой должности Антонов будет курировать «общие вопросы военно-политической безопасности». Это также выглядит весьма символическим. Пять лет работы в Минобороны, безусловно, серьезно расширили опыт и связи Антонова именно в военной сфере.

По сути, можно сказать, что если кадровым решением пятилетней давности в Министерстве обороны усиливался гражданский и политический элемент, то теперь в святая святых российской внешней политики вводится усиленная военная составляющая.

Это выглядит ясным сигналом, каким ожидается и прогнозируется в Кремле 2017 год для мировой политики.