Проект

Концепция
региональной национальной политики
в Калининградской области
на период годов

Содержание:
1. Введение
2. Исторические особенности и современное состояние национальных и межэтнических отношений в Калининградской области.
3. Принципы национальной политики в Калининградской области.
4. Основные цели и задачи национальной политики в Калининградской области.
5. Основные направления целевых программ национальной политики в Калининградской области.
6. Национально-культурное развитие и сотрудничество народов, проживающих в Калининградской области.
7. Механизмы реализации национальной политики в Калининградской области.

Ключевые понятия, употребляемые в тексте

Народ - понятие "народ" многозначно. Наиболее распространенное определение данного понятия - общегражданская общность, население страны - (народ России, народ Китая, народ Германии и т. д.). Другое понятие "народ" определяет этнокультурные общности и является синонимом национальности (русские, татары, украинцы, чуваши и т. д.).
В этом смысле народ - это общность людей, члены которой разделяют общее название и элементы культуры, обладают представлением об общем происхождении и общей исторической памятью, чувством солидарности. Среди этих признаков определяющую роль играют самосознание и солидарность. В данной концепции слово "народ" или "народы" употребляется во втором (этнокультурном) значении.
Национальность - термин, употребляющийся в русском языке в двух основных значениях:
1. Для обозначения принадлежности личности к определенному этносу (например, в переписях населения).
2.Для обозначения этноса.
Национальные отношения - разновидность общественных отношений, особенность которых обусловлена внутринациональным взаимодействием в первую очередь сфере национальных интересов и национальной политики.
В отличие от межнациональных отношений как отношений между нациями (народами) в рамках многонационального общества, национальные отношения выражают внутреннюю связь различных субъектов с национальным вопросом. Национальные отношения имеют в своей структуре следующие аспекты: экономические, политические, социальные, культурные, этнические, образующие в совокупности определенную систему.
Национальная культура - совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных и приумноженных поколениями в процессе жизни народа, его становления и развития.
Национальное сознание - совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, философских, религиозных и других взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенность духовного развития различных национальных общностей.
Межнациональные отношения - отношения, складывающиеся в ходе взаимодействия национальностей по поводу реализации ими общественных и личностных интересов. Они, как и национальные отношения вообще, носят комплексный характер, включая, экономические, социально-политические, духовные и идеологические отношения. В значительной мере межнациональные отношения определяются социально-политической системой, в рамках которой происходит их развитие. Вместе с тем они относительно самостоятельны и обладают собственной спецификой. В зависимости от подхода субъектов национальной политики в этом вопросе эти отношения могут носить характер как согласия, так и конфронтации.
Национальная политика - составная часть государственной политики, предполагающая тщательный и своевременный учет специфических интересов народов, составляющих население, их согласование на государственном и региональном уровнях. В практическом плане национальная политика представляет собой совокупность законодательных, политических, социально-экономических, образовательных, культурно-просветительных и иных мер, направленных на создание условий для развития наций и народностей для обеспечения свободного развития народов и создание обстановки межэтнического мира, согласия и сотрудничества.

I. Введение

Концепция национальной политики в Калининградской области является системой современных принципов и приоритетов, учитывающей национальные интересы народов, проживающих на ее территории, способствующей развитию их самобытности и равноправного сотрудничества и направленной на использование исторического опыта и культурного потенциала каждого народа в интересах и во благо многонациональной Калининградской области.

Концепция национальной политики призвана стать основой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Калининградской области при решении задач национального развития и регулирования межнациональных отношений, обеспечения конституционных прав человека и гражданина

Национальная политика в Калининградской области строится на основе Конституции Российской Федерации , Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, Всеобщей декларации прав человека, других норм международного права , Федеральных законов «Об общественных объединениях », «О национально-культурной автономии», законов о русском языке и языках национальных меньшинств, коренных и малочисленных народов, Уставе Калининградской области. и др.

II. Исторические особенности и современное состояние национальных и межэтнических отношений в Калининградской области

Концепция призвана укрепить основы и систематизировать методы долгосрочного процесса формирования толерантного сознания и поведения жителей Калининградской области. Механизмами ее реализации являеются комплекс мер, направленных на становление и развитие гражданского общества, воспитание гражданской ответственности , патриотизма, поддержания мира и согласия, противодействие любым проявлениям экстремизма и ксенофобии.

Развитие этнических общностей и религиозных конфессий в области имеет ряд специфических особенностей, связанных с наследием общего исторического прошлого, в котором заложены положительный опыт и традиции сотрудничества и дружбы народов бывшего СССР. Население, создаваемой Калининградской области формировалось в послевоенный период, в своей основе, представителями Центральной России, республик Белоруссии, Украины, Литвы, Татарстана и др. Помимо организованного государством планового переселения, существовал также неорганизованный поток переселенцев в новую область. В начальный период формирования региона национальные традиции, этнокультурные различия были в значительной степени нивелированы в силу того, что переселенцы, убыв со своей «малой родины», «погружались» в качественно иную культурную среду, объективно лишавшую их этнографического своеобразия. С течением времени Калининградская область заселялась представителями различных наций и народностей бывшего Советского Союза, каждая из которых превносила свои национальные особенности: традиции, культуру и язык в многонациональную палитру региона. Постсоветский период, условия эксклавности, также явились факторами, влияющими на формирование этнонациональной среды в Калининградской области. Становление и развитие российской государственности, открытость границ и перспективы экономического развития региона обусловили процесс интенсивного миграционного притока населения в регион. С 2006 года в области реализуется государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В отличие от других регионов Российской Федерации, в регионе не было острых конфликтов на национальной почве. Продолжение и развитие этих традиций - одна из главных задач настоящей Концепции. «Самоидентефикация» жителей области связана с процессами, происходящими в социокультурной сфере европейских государств и Российской Федерации. Законодательное признание территории Калининградской области как неотъемлемой части Российской Федерации и формирование у подрастающего поколения отношения к этой территории как к своей «малой родине» способствует укреплению национального мира и согласия в регионе.

Калининградская область - один из многонациональных субъектов Российской Федерации. Область исторически сложилась как сообщество разных народов, культур и вероисповеданий . По данным Всероссийской переписи населения 2002 года в ней проживает 995 тыс. чел., представляющих 132 национальности в том числе:
русские - 82,3%
белорусы - 5,3%
украинцы - 4,9%
литовцы - 1,4%
армяне - 0,9%
немцы - 0,8%
татары - 0,6%
поляки - 0,4%
азербайджанцы - 0,3%
мордва - 0,2%
чуваши - 0,2%
евреи - 0,15%
другие национальности –1,8%

Основой, формирующей государственность Российской Федерации, является наличие общего для всех народов, проживающих на территории Калининградской области, понимание того, что ее подъем и развитие может быть обеспечен только при соблюдении принципа "единства в многообразии", предполагающего равенство прав всех народов, проживающих в Калининградской области, независимо от национальной, конфессиональной и расовой принадлежности. На современном этапе жизни страны непосредственное влияние на характер межнациональных отношений, формирующихся в регионе оказывают следующие тенденции:
– стремление к сохранению и развитию национальной самобытности народов, проживающих в Калининградской области;

Усиливающая ориентация граждан на общероссийские и мировые духовно-нравственные ценности в процессе мировой глобализации ;

Тенденция к упрочению российской государственности;

Объективная потребность в проведении курса социально-экономических реформ, направленных на развитие инноваций, реального сектора экономики и различная степень готовности и участия в них народов, проживающих в Калининградской области, обусловленная их исторической и культурно-хозяйственной спецификой;

Все это, существенным образом, отражается на современной этнополитической ситуации в Калининградской области, развитии социально-этнической структуры, возможности удовлетворения национально-культурных потребностей. Существующие на современном этапе развития российского общества вопросы, получили специфическое отражение в жизни различных этносов Калининградской области, что требует наряду с Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации, разработки региональной Концепции национальной политики и соответствующей целевой программы.

К проблемам, требующим решения относятся:
– развитие и совершенствование федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъекта «Калининградская область» и целостности Российского государства, способствующих укреплению гражданского общества, национальному развитию и межнациональному сотрудничеству народов, проживающих в Калининградской области;
– совершенствование законодательной базы в реализации региональной национальной политики, обеспечении политической, правовой и социальной защищенности жителей Калининградской области, независимо от их национальной и конфессиональной принадлежности, их равноправие;
– развитие национальных культур и языков народов, проживающих в Калининградской области;

Укрепление духовно-нравственной общности народов, проживающих в Калининградской области;
– сохранение и развитие традиционной среды обитания и улучшение экологической и социально-демографический ситуации в регионе;
– укрепление объективных возможностей всестороннего развития и сотрудничества национальностей, проживающих в Калининградской области, формирование культуры межнационального общения;
– устранение недоверия в отношениях между национальностями, шовинистических и националистических настроений, предупреждение любых проявлений терроризма, национального экстремизма, создающих угрозу безопасности населению Калининградской области .
Современное состояние и задачи перспективного развития Калининградской области требуют новых концептуальных подходов и прежде всего признания того, что полиэтничность российского общества - это объективное условие развития и созидательной деятельности всех народов многонациональной Калининградской области, и в этом смысле национальный вопрос не может занимать второстепенное место или становиться предметом политической конъюнктуры и спекуляций в борьбе за власть.
Для реализации данной Концепции предполагается разработка целевой региональной программы национального развития и межнационального сотрудничества. При этом, нормой должны стать учет общественного мнения, научный анализ, прогноз и оценка последствий принимаемых решений.
Национальная политика в регионе должна носить стратегический характер, вырабатывать надежные механизмы равноправного, всестороннего сотрудничества и развития народов, проживающих в Калининградской области. Исключительно важное значение в этих условиях приобретает единство позиций всех органов государственной власти и местного самоуправления, различных политических, общественных движений и организаций.

III. Принципы национальной политики в Калининградской области

Представленные в данной Концепции идеи, нормы и приоритеты обязательны для учета и исполнения органами государственной власти и местного самоуправления.
К основным принципам национальной политики в Калининградской области относятся:
– всестороннее развитие народов, проживающих в регионе, уважение и гарантия государственной защиты прав и свобод человека, возможностей этнокультурного самовыражения независимо от расы, языка, отношения к религии, социального положения;
– право каждого гражданина самостоятельно и без принуждения определять и указывать свою национальную и языковую принадлежность;
– запрещение любых форм ограничения прав и свобод граждан по признакам языковой, социальной, религиозной, национальной и расовой принадлежности, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
– уважение прав народов при различных формах общественной самоорганизации с обязательным условием сохранения целостности России;

Свободный доступ граждан к информации;
– сохранение межнационального согласия на условиях равноправного развития и сотрудничества, своевременный учет этнокультурных потребностей народов, проживающих в Калининградской области;
– мирное разрешение возникающих противоречий и конфликтов между национальными общностями и их отдельными представителями;
– содействие развитию национальных культур и языков всех народов, проживающих в регионе;
– запрещение создания и деятельности общественных объединений и организаций, цели и задачи которых несут угрозу стабильности и безопасности в регионе, разжиганию расовой, национальной и религиозной розни.
Национальная политика Калининградской области строится на основе чувства патриотизма, дружбы и сотрудничества между народами и всестороннего учета и согласования их национальных интересов.

IV. Основные цели и задачи национальной политики в Калининградской области

Основной целью национальной политики Калининградской области является создание условий полноправного социального и национально-культурного развития всех народов региона, механизмов воспроизводства национальной жизни народов во всем ее многообразии, упрочение общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
Практическая реализация национальной политики Калининградской области предполагает решение следующих основных задач:

1. В политической и государственно - правовой сфере :

– развитие и укрепление Калининградской области как субъекта Российской Федерации, в равной мере отстаивающего права и интересы представителей всех этносов, населяющих регион;

Совершенствование основ взаимоотношений органов государственной власти региона с федеральными органами государственной власти в области национальной политики;
– совершенствование нормативной правовой базы, обеспечивающей реализацию национальной политики, в том числе на уровне местного самоуправления Калининградской области с учетом современных социально-экономических и политических реалий;
– объединение усилий всех звеньев государственной власти и управления, общественно-политических организаций и конфессий, действующих на территории области, для достижения межнационального согласия, утверждения реального равноправия граждан различных национальностей и вероисповеданий, укрепления отношений взаимопонимания и сотрудничества между ними;
– обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствующих учету и удовлетворению национально - культурных запросов народов, осуществлению поддержки национально - культурных объединений региона;
– установление на региональном уровне постоянных отношений с органами местного самоуправления , в целях развития экономики, науки и культуры;
– проведение систематического сбора и анализа информации по вопросам национальных отношений в Калининградской области, организация фундаментальных и прикладных исследований;
–выработка прогнозов и моделей развития межнациональных отношений в регионе;
– формирование системы мер раннего предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними нарушений законности и правопорядка;
– разработка и принятие законов и других нормативных актов , направленных на предотвращение и разрешение межнациональных конфликтов;
– проведение государственной политики обеспечения защиты национальной чести и достоинства граждан независимо от их национальной принадлежности, решительная борьба со всеми проявлениями терроризма, национального экстремизма;

Налаживание диалога с институтами гражданского общества с целью тесного взаимодействия в решении задач по достижению гражданского согласия и консолидации общества.

2. В социально - экономической сфере :

– разработка программ экономического развития Калининградской области на основе учета интересов, традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности народов, проживающих в регионе;
– рациональное использование многообразия хозяйственных возможностей региона, его научно - технического и кадрового потенциала, его природных и этнокультурных ресурсов;
– принятие мер по выравниванию уровня социально - экономического развития городов и районов области;
– развитие региональных систем коммуникации и информации как части единого экономического, информационного культурно - образовательного пространства, обеспечивающих повышение качества жизни населения;
– разработка и реализация специальных программ, направленных на охрану традиционной среды обитания народов, проживающих в Калининградской области, улучшение экологической и демографической ситуации в области.

3.В сфере культуры и образования :

– формирование и распространение идей дружбы народов, духовно-нравственного единства и межнационального согласия, культуры межнационального общения; воспитание чувства патриотизма, уважения к истории России и ее народов, гордости за свою многонациональную Родину;
– дальнейшее развитие системы национального образования как важнейшего условия сохранения и развития этнической самобытности всех народов, проживающих на территории области; обеспечение гарантии получения качественного образования с учетом языковой и этнокультурной среды, стремления к взаимообогащению культур и традиций народов России;
– сохранение и развитие историко-культурного наследия народов, проживающих в Калининградской области, распространение объективной информации об их прошлом и настоящем, создание в обществе атмосферы уважения к их достижениям, дальнейшее развитие традиций взаимодействия культур и народов;
– создание и развитие системы обучения родным языкам как важнейшего условия сохранения и развития этнической самобытности всех народов области; формирование у каждого нового поколения уважения к национальным ценностям и культуре как своего, так и других народов, стремления к взаимообогащению культур и традиций народов России;
– поддержка русского литературного языка, играющего консолидирующую роль во всех сферах общественной жизни и способствующего сохранению единства и целостности многонационального региона;
– обеспечение оптимальных условий для развития и сохранения русского языка как государственного и средства межнационального общения;
– создание условий для гармоничного взаимодействия русского языка с национальными языками, обогащения языков и культур, успешной межкультурной коммуникации;
– бережное отношение к традиционным для Российской Федерации верованиям;
- противодействие всем формам духовной агрессии и деятельности деструктивных организаций на территории области.

4.В области внешних связей:

– заключение с субъектами Российской Федерации двусторонних и многосторонних договоров и соглашений по сотрудничеству в области образования, культуры, информации, укреплению социально - экономических связей;
– своевременное решение проблем вынужденных переселенцев, пребывающих на территории Калининградской области как из других субъектов Российской Федерации, так и из государств ближнего и дальнего зарубежья.

V. Основные направления целевых программ национальной политики в Калининградской области

Калининградская область при реализации национальной политики использует программно - целевой подход, который обеспечивает объединение усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления и национально - культурных общностей и объединений в достижении общей цели: учета и удовлетворения национально - культурных запросов всех народов, проживающих в Калининградской области, улучшения качества их жизни, обеспечения межнационального согласия, предотвращения обособления народов по этническим признакам.
Основными направлениями национальной политики в области являются разработка и реализация на региональном и местном уровнях программ политико-правового, социально-экономического, национально-культурного, духовно-нравственного развития и сотрудничества народов, проживающих в Калининградской области.
Программы этнокультурного развития и межнационального сотрудничества призваны учитывать:
– общенациональные, региональные и местные особенности и интересы народов, проживающих в области.
Оказывать содействие:
– в решении проблем культурно-языкового сотрудничества народов, проживающих в Калининградской области и за ее пределами;
– национально - культурным объединениям (автономиям) в решении задач их развития и налаживания межнационального сотрудничества.
В этих целях необходимо:
– органам государственной власти области, органам местного самоуправления и национально - культурным объединениям (автономиям) принимать меры по сохранению, воспроизводству и развитию национальных культур, налаживанию межнационального сотрудничества в соответствии с законодательством Российской Федерации и Калининградской области;
– создавать атмосферу уважения к самобытному духовному наследию народов, национальным традициям, распространять объективную и доброжелательную информацию об истории и культуре народов, дружбе и сотрудничестве национальностей, формировать чувства духовно-нравственного и гражданского единства и общероссийского патриотизма;
– сохранять памятники истории и культуры как часть культурного наследия России и Калининградской области, использовать их в интересах национального и гражданского воспитания;
– расширять сферу использования национальных языков, способствовать развитию многоязычия;
– оказывать материальную, правовую, организационную и иную поддержку национально-культурным объединениям (автономиям) в осуществлении их деятельности, создании образовательных и культурных учреждений и развитии различных форм воспитания и обучения на национальном (родном) языке;
– использовать средства массовой информации в целях пропаганды духовно-нравственных ценностей, воспитания культуры, межнационального мира и сотрудничества, формирования чувства патриотизма, гражданского единства;
– создать систему грантов для научных исследований, направленных на изучение культурного достояния народов. проживающих в Калининградской области;
– оказывать поддержку публикациям словарей, энциклопедий, фольклорных текстов и памятников литературы, научных монографий о народах Калининградской области;
– систематически проводить конкурсы для печатных и аудиовизуальных средств массовой информации Калининградской области на лучший материал, способствующий распространению идей межнационального согласия.

VI. Национально-культурное развитие и сотрудничество народов, проживающих в Калининградской области

Национальная политика Калининградской области должна выражать интересы всех народов, проживающих в области, обеспечивать реализацию предоставленных Конституцией Российской Федерации, Уставом Калининградской области, нормами международного права возможностей удовлетворения их потребностей с учетом различных форм самоорганизации и самоопределения, что является важным средством достижения межнациональной стабильности;
Сохранение национальной самобытности, языка, культуры должно обеспечиваться созданием национально-культурных образований как важных элементов гражданского общества, включающих национально - культурные объединения, автономии, национальные центры и т. д.

Деятельность национально - культурных образований регулируется законодательством Российской Федерации и Калининградской области и обеспечивается поддержкой органов государственной власти и местного самоуправления Калининградской области.
Посредством различных форм национально - культурного объединения граждане области независимо от территории проживания реализуют свое право:
– получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального языка и национальной культуры;
– обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы;
– использовать возможности государственных средств массовой информации или самостоятельно создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с целью получения и распространения информации на национальном (родном) языке;
– сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям;
– следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;
– создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

VII. Механизм реализации региональной национальной политики

Региональная национальная политика Калининградской области реализуется посредством разработки и выполнения областных и муниципальных программ развития народов, населяющих ее территорию, поддержки общественных инициатив национально-культурных объединений, реализации принципов регулирования межнациональных отношений, налаживания конструктивного диалога между органами государственной власти и народами Калининградской области.

Механизм реализации региональной национальной политики предусматривает:

формирование единой системы реализации региональной национальной политики как на уровне государственной власти, так и на уровне органов местного самоуправления, а также создания инфраструктуры, обеспечивающей национально-культурную, информационную и образовательную потребность народов Калининградской области;

Совместное решение межнациональных проблем, участие в разработке и реализации федеральных, региональных и муниципальных программ;

Осуществление информационного обеспечения основных направлений национальной политики, содействие освещению национальных проблем в средствах массовой информации и распространение объективных знаний об истории и культуре народов Калининградской области:

Организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров государственных служащих, специализирующихся в области национальной политики;

Учет отечественного и зарубежного опыта при разработке региональных и муниципальных программ предотвращения и разрешения конфликтов на этнической почве;

Осуществление государственной и муниципальной поддержки становлению и развитию национально-культурных объединений, включая национальные молодежные и детские организации;

В ходе реализации Концепции национальной политики Калининградской области необходимы:

разработка и принятие региональной целевой программы национального развития Калининградской области;

законов и нормативных актов, направленных на гармонизацию межнациональных отношений.

В выработке региональной национальной политики призваны участвовать органы государственной власти и местного самоуправления Калининградской области;

Для ее реализации последние предусматривают средства в соответствующих статьях бюджета, представляют национально-культурным объединениям (автономиям) иную помощь и содействие в соответствии с законодательством Российской Федерации и Калининградской области. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством о местном самоуправлении решают вопросы финансирования местных программ национально-культурного развития народов и национально-культурных объединений.

Настоящий проект концепции представляет собой изложение общих подходов к решению проблем в сфере национальных отношений в регионе с учетом его специфики, предложенный к рассмотрению комитету по международным и межрегиональным отношениям и Регламенту Калининградской областной Думы, с последующим принятием Концепции на заседании Калининградской областной Думы, управлением по взаимодействию с органами местного самоуправления, общественными объединениями и депутатскими фракциями совместно с Консультативным советом по делам национально-культурных автономий и национальных общественных объединений при Калининградской областной Думе.

Федоров Г.М., Зверев Ю.М.

Географическое положение

Калининградская область расположена на юго-восточном побережье Балтийского моря, между Польшей и Литвой. На севере и востоке она граничит с Литовской Республикой, на юге - с Республикой Польша, на западе область ограничивает 140-километровое побережье Балтики. Область - единственная территория России, отделенная от ее основной части территориями других суверенных государств. Расстояние по прямой от границы Калининградской области до границы другой ближайшей российской области (Псковской) превышает 370 км. Таким образом, Калининградская область - это эксклав .

В Калининградской области находятся самые западные географические точки России: на побережье Балтийской (Вислинской) косы - полуостровная, а на западном побережье Калининградского полуострова - материковая.

Территория области - 15,1 тыс. км2, население - 932 тыс. человек (на 1.01.1996 г.), что составляет соответственно 0,1% территории и 0,6% населения Российской Федерации. Из общей площади территории значительную часть составляют акватории морских заливов - 1,3 тыс. км2 Куршского и 0,5 тыс. км2 Вислинского (Калининградского). Максимальная протяженность области с востока на запад достигает 195 км, с севера на юг - 110 км. Протяженность границ области, являющихся одновременно и государственной границей Российской Федерации, составляет 540 км. Из них 410 км приходится на сухопутные - примерно поровну на границу с Польшей и Литвой. Расстояние от Калининграда до польской границы составляет всего 35 км, до литовской - 70 км.

Из всех областей Российской Федерации Калининградская - самая маленькая по территории (правда, некоторые северокавказские республики в составе РФ имеют меньшую площадь). Она в 95 раз меньше, чем крупнейшая в России Тюменская область и в 3-4 раза меньше ближайших к ней российских областей - Смоленской, Псковской, Новгородской. Соседней Литве Калининградская область уступает по размерам в четыре раза, Польше - более чем в двадцать раз, хотя семь самых малых стран Европы, включая Люксембург, меньше Калининградской области. А всего в мире таких стран около 40.

Ближайшие к Калининграду относительно крупные города - польский Гданьск и литовская Клайпеда - удалены от Калининграда (по прямой) всего на 110 км. До Варшавы - 260 км и до Вильнюса - менее 300 км. Другие ближайшие столицы - Рига (чуть более 300 км), Минск (370 км). До Копенгагена, Берлина и Стокгольма - 500 км с небольшим. Ближайший областной российский центр - Псков - отстоит от Калининграда на 600 км. А до Москвы - почти 1000 км по прямой и 1289 км - по железной дороге. До самого близкого российского порта Санкт-Петербурга водным путем 1100 км (рис. 1.1.1).

Калининград расположен вблизи от кратчайшей линии, пересекающей Европу с северо-востока на юго-запад и соединяющей две самые удаленные точки материковой Европы - побережье Карского моря, к которому выходят отроги Полярного Урала, и мыс Сан-Висенти на Пиренейском полуострове. До первой из них от Калининграда - 2800 км, до второй - 3000 км.

Если признать, как считают некоторые ученые, что географический центр Европы находится между Минском и Вильнюсом или в Прикарпатье на Западной Украине, как считают другие, то Калининград оказывается даже западнее этого центра. К востоку от Калининграда расположены не только все столицы бывших союзных республик СССР, ставших в 1991 г. независимыми государствами, но и Хельсинки, Варшава, Бухарест, София, Скопье, Афины. Часовая стрелка показывает в Калининграде на 1 час меньше времени, чем в Москве, но на час больше, чем в Варшаве или Берлине (среднеевропейское время).

Через Калининградскую область проходит параллель 550 с.ш. Она пересекает также датский остров Борнхольм, Южную Ютландию, Северную Англию и Северную Ирландию. Из европейских столиц севернее ее - только Москва, столицы Скандинавских и Прибалтийских стран (кроме Вильнюса, расположенного чуть южнее 550 с.ш., на одной широте с Калининградом).

Географическое положение области очень удобно для развития разнообразных международных контактов. Но ее территориальная изолированность и относительная удаленность от основной части страны вызывает сейчас определенные сложности. Раньше, когда существовало общесоюзное, в рамках СССР, экономическое и политическое пространство, таких проблем не было. С развитием интеграции восточноевропейских стран и включением Российской Федерации в единое общеевропейское пространство (что, мы надеемся, рано или поздно произойдет), эти проблемы будут преодолены.

Природные условия и ресурсы

Природные ресурсы области чрезвычайно разнообразны. Большим преимуществом является незамерзающее морское побережье с песчаными пляжами и такими уникальными природными объектами, как Куршская и Вислинская косы. Косы отделяют от моря мелководные заливы - Куршский и Вислинский (Калининградский). Куршская коса имеет общую протяженность 98 км, из них Калининградской области принадлежит 48 км; ее ширина составляет от 400 м до 4 км. Вислинская коса короче и уже, ее длина составляет 65 км, из них 35 км (Балтийская коса) относится к Калининградской области; ширина косы - от 300 до 1800 м. Здесь расположены заказник “Вислинская коса” и государственный национальный парк “Куршская коса”. Песчаные дюны высотой до 60-70 м, сосновые леса, соседство моря и залива, не боящиеся людей животные - все это делает косы настоящим чудом природы. Через Куршскую косу проходит путь осенних и весенних миграций многих миллионов птиц. Изучением перелетов занимается Биостанция Зоологического института Российской Академии наук.

Практически вся территория области представляет собой низменную равнину, отдельные участки которой находятся ниже уровня моря. Лишь некоторые холмы Виштынецкой возвышенности на крайнем юго-востоке имеют высоту более 200 м (до 242 м) над уровнем моря. Средняя абсолютная высота поверхности суши Калининградской области над уровнем Мирового океана составляет всего 15 м. В России этот показатель ниже только в Калмыкии и в Астраханской области, которые расположены на Прикаспийской низменности.

Многие участки земель области вблизи Куршского и Калининградского заливов расположены ниже уровня моря. Это польдерные земли, подобные всемирно известным польдерам Голландии. Площадь калининградских польдеров около тысячи квадратных километров, что составляет более половины всех польдеров бывшего СССР. Польдерные земли с целью их использования в сельскохозяйственном производстве ограждены дамбами (их протяженность более 700 км) и прорезаны мелиоративными каналами. Польдеры густо заселены, на них проживает 70 тысяч человек.

В области господствует переходный от морского к континентальному климат. Лето относительно прохладное, со средней температурой июля от +17 до +18 градусов. Кратковременные вторжения тропических воздушных масс могут приводить к более высоким температурам воздуха (до +36 градусов). Зима мягкая - среднеянварская температура колеблется от -2 до -4 градусов, снежный покров неглубокий и неустойчивый. В отдельные гг. вторжение арктических воздушных масс приводит к непродолжительным сильным морозам (вплоть до минус 35 градусов). Среднегодовое количество осадков составляет 700 мм, с колебаниями (в зависимости от преобладания в течение года континентальных или морских воздушных масс) от 400 до 1100 мм. Длительный вегетационный период позволяет скашивать кормовые травы дважды и даже трижды за сезон. Мягкий умеренный климат позволяет выращивать кормовые и зерновые культуры, овощи, а продуктивность естественных кормовых угодий самая высокая в стране.

Однако преобладающее избыточное увлажнение при плоском низменном рельефе требует больших мелиоративных работ, а промывной режим относительно бедных гумусом дерново-подзолистых почв - большого количества удобрений. Почти вся территория области покрыта осушительными мелиоративными каналами.

Климатические условия, балтийское побережье с морской водой и свежим воздухом, наличие лечебных грязей и минеральных вод способствуют развитию курортов, специализирующихся на лечении сердечных и легочных заболеваний.

Вследствие избыточного увлажнения и плоского ландшафта в области существует большое количество озер и рек, многие из которых имеют искусственное происхождение. Насчитывается 4600 рек и мелиоративных каналов общей протяженностью 13 тыс. км и около 4 тыс. озер и прудов. Но большинство водоемов невелики по размерам. Самые большие реки - Неман и Преголя - соединены каналами в единую водную систему. Общая протяженность судоходных путей превышает 360 км. Самое крупное озеро - Виштынецкое, расположенное на высоте 178 м над уровнем моря; его площадь - 18 км2, глубина - 47 м.

Крупнейшими внутренними водоемами являются Куршский и Вислинский заливы, обладающие значительными рыбными запасами. Они имеют небольшую глубину, быстро прогреваются и обеспечивают хорошие условия для роста и размножения рыбы. Наибольшее промысловое значение имеют лещ, судак, салака, встречается такая деликатесная рыба, как угорь. Общая площадь Куршского залива - 1600 км2, из которых Калининградской области принадлежит 1300 км2. Калининградский залив включает 500 км2 относящейся к области части Вислинского залива (800 км2). Калининград связан с морем 40-километровым каналом, проходящим по заливу.

Растительность и животный мир сильно изменены человеком. На естественные формы растительности - смешанные и широколиственные леса, луга и болота - приходится менее четверти всей территории. При этом 40% лесов - искусственного происхождения, а луга улучшены подсевом трав. Средний процент лесистости невелик (18, а без учета площади заливов - 20%). Лесозаготовки распространены лишь в минимальной степени, так как леса имеют в основном природоохранное и рекреационное значение. Для защиты диких животных образованы заказники (сейчас их в области семь). На базе одного из них в 1987 году создан национальный парк “Куршская коса”.

Полезные ископаемые. Калининградскую область часто называют “Янтарным краем”, “Янтарным берегом России”. Этим область обязана расположенным на Самбийском (Калининградском) полуострове и на западном побережье Калининградского залива месторождениям драгоценного “солнечного камня” - янтаря. Его прогнозные ресурсы - около 300 тыс. т, что составляет около 90% мировых запасов.

Большую ценность имеют и другие добываемые полезные ископаемые: нефть, торф, строительные материалы, минеральная вода, лечебные грязи.

Нефть в Калининградской области была обнаружена в 1963 г., а ее промышленная добыча начата в 1975 г. Калининградская нефть высококачественная, низко сернистая, по возрасту самая древняя в России (кембрийская) - ей 550 млн. лет. Залегает она сравнительно неглубоко - 1,5-2,0 тыс. м. В 1983 г. начался поиск нефти на шельфе Балтийского моря. Открыто два морских нефтяных месторождения, одно из которых, Кравцовское (Д-6), является предметом территориального спора между Россией и Литвой. Литовская сторона настаивает на том, чтобы морская граница проходила не перпендикулярно к береговой черте, как это принято в международном плане, а под некоторым углом, чтобы “прихватить” нефтяной район.

На 1 января 1996 г. остаточные запасы нефти в нашей области составили 16, 3 млн. т, из них на суше - 7,7 млн. т, на шельфе - 8,6 млн. т. Имеются перспективы выявления новых нефтяных залежей как на суше, так и на шельфе Балтийского моря.

Залежи торфа занимают свыше 7% суши области, или более тысячи квадратных километров. Толщина залежей составляет 3-5 м, а в отдельных местах достигает 12 м. Запасы торфа оцениваются геологами в 2,5-3,0 млрд. м3. Добывается торф в Нестеровском, Полесском, Краснознаменском и Гвардейском районах.

В разных частях области эксплуатируются десятки небольших месторождений строительных материалов - песков, глин, песчано-гравийных смесей.

Разведаны многочисленные месторождения минеральных вод. В 1973 г. начались разлив и продажа воды “Калининградская”. Сейчас также выпускаются вода “Майская” (месторождение под Гусевом) и “Зеленоградская”.

Для лечения многих заболеваний используются грязи, добываемые неподалеку от города-курорта Светлогорска.

Разведаны и подготавливаются к добыче каменная соль и бурый уголь.

Запасы каменной (поваренной) соли Калининградского солеродного бассейна составляют 1500 млрд. т, но большая глубина их залегания (от 760 до 1225 м) затрудняет организацию добычи. Существуют проекты разработки Романовского (Зеленоградский район) и Гусевского соляных месторождений.

Грачевское месторождение бурого угля небольшое, с запасами около 30 млн. т. Из его углей можно организовать производство ценнейшего продукта - горного воска, применяемого в металлургии, химической, целлюлозно-бумажной и легкой промышленности, в медицине, но существующие проекты предполагают их использование в качестве топлива. Планы строительства разреза вызывают, однако, возражения со стороны экологов и общественности. Они указывают на то, что добыча угля в Грачевке, находящейся к тому же в курортной зоне, нанесет вред природе. Имеются сомнения и в экономической эффективности использования низкокалорийных углей с высокой зольностью, и к тому же при небольших их запасах.

Разведка некоторых ископаемых только началась. На дне Балтийского моря обнаружены железомарганцевые конкреции, а также залежи “тяжелых песков”, содержащих титан и цирконий. Глубоко под землей на суше залегают калийная соль, серосодержащее и карбонатное сырье.

Оценивая в целом природные условия и ресурсы Калининградской области, можно отметить, что они создают благоприятные предпосылки для развития многих отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, рекреационного комплекса. Но используются пока не в полной мере.

Актуальны также многочисленные проблемы охраны природы. Высоко загрязнение рек, очистные сооружения недостаточны или отсутствуют. Дно Немана и Преголи покрыто полуметровым слоем отложений. Пресная вода Куршского залива из-за распространения сине-зеленых водорослей стала непригодна не только для питья, но и для купания. Малые реки загрязнены минеральными удобрениями.

Калининград относится к 30 городам Российской Федерации с особенно большим загрязнением воздушной среды. Причины этого - транспорт, мелкие котельные, целлюлозно-бумажные и другие предприятия. Аналогичные проблемы характерны для Советска и Немана.

Можно назвать еще многое - это разрушение морских берегов, истощение почв, заболачивание лесов и парков, необходимость переработки отходов. Отсутствие необходимых финансовых средств не позволяет успешно решать эти проблемы, но экологические приоритеты должны стать решающими для регионального развития и исходя из них нужно корректировать структуру хозяйства.

Население

Калининградская область относится к немногим регионам страны, население которых сформировалось за счет организованного переселения, начавшегося в 1945 году и принявшего массовые масштабы после утверждения в августе 1946 года специальной программы. Немецкое население, насчитывавшее в 1939 г. 1,17 млн. жителей, или эвакуировалось вместе с отступавшими немецкими войсками, или в соответствии с решением Потсдамской конференции было выселено в 1948-1951 гг. в Германию.

Динамика численности населения Калининградской области выглядит следующим образом (табл. 1.3.1):

Таблица 1.3.1 Численность населения Калининградской области в 1948-1996 гг., тыс. человек

Год Всего В том числе
городское сельское
1948 380,2 201,2 179,0
1955 585,3 372,7 212,6
1959 610,2 391,6 218,6
1965 700,9 485,1 215,8
1970 730,0 532,4 197,6
1975 778,6 593,6 185,0
1979 808,0 614,4 193,6
1989 871,2 686,9 184,3
1990 878,2 692,8 185,4
1991 886,9 700,8 186,1
1992 894,1 705,2 188,9
1993 906,0 708,7 197,3
1994 913,0 712,1 200,9
1995 926,4 723,1 203,3
1996 932,2 726,4 205,8

Примечание. 1959, 1970, 1979, 1989 - по данным Всесоюзной переписи населения; 1948, 1955, 1965, 1975, 1995 - на 1 января соответствующего года.

Начиная с середины 1950-х годов роль переселенцев в росте числа жителей области снизилась, и основным источником увеличения численности населения стал естественный прирост. Среднегодовые темпы прироста отражает табл. 1.3.2.

Таблица 1.3.2

Среднегодовые темпы прироста населения Калининградской области, %

населения

1948-1949 1950-1954 1955-1959 1960-1964 1965-1969 1970-1974 1975-1979 1980-1984 1985-1989 1990-1995
Естественный 3,5 3,2 2,2 1,6 1,0 1,0 0,8 0,7 0,6 -0,2
Миграционный 0,0 4,0 0,7 0,5 0,1 -0,3 0,0 0,0 0,2 1,2
Итого 3,5 7,5 2,9 2,1 1,1 0,7 0,8 0,7 0,8 1,0

С 1948 по 1995 гг. доля естественного прироста в общем увеличении численности населения области составила 70%. Общее число уроженцев Калининградской области превысило 600 тыс. человек.

С середины 1960-х до середины 1980-х годов сальдо миграции в Калининградскую область было близко к нулю (а в первой половине 1970-х годов из области даже наблюдался отток населения). Но в 1990-е годы миграционный прирост вновь возрос и составил за 1990-1995 гг. 84 тыс. человек, полностью обеспечив увеличение численности населения области, так как начиная с 1992 года естественный прирост сократился, превратившись в естественную убыль населения. Обмен населения с другими регионами бывшего СССР весьма интенсивен. Число прибывших в область за год сейчас составляет около 4% ее населения, а число убывших из области - около 3%.

Первоначально заселение области осуществлялось преимущественно из средней полосы России и отчасти из близко расположенной Белоруссии. В настоящее время районы выхода мигрантов изменились. В 1992 г. положительное сальдо миграции со странами Балтии было больше, чем со всеми регионами Российской Федерации, из которых наибольший приток мигрантов в область давали восточные и северные регионы страны. Большой приток населения в Калининградскую область наблюдался из Казахстана, Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. Это в основном русские жители бывших союзных республик, а также немцы из Казахстана и Средней Азии и армяне из Азербайджана. Среди 8,8 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев, прибывших в область в 1992-1995 гг. , русские составили более 60%, армяне - 22,9%, среди остальных преобладали украинцы, белорусы, немцы, татары, азербайджанцы. В то же время наблюдается небольшой отток населения в Белоруссию и на Украину.

Данные о национальном составе населения Калининградской области приведены в таблице 1.3.3.

Национальный состав населения области в течение длительного времени остается достаточно стабильным. В то же время за 1989-1995 гг. существенно увеличилась доля армян и немцев (хотя их удельный вес в составе населения остается невысоким), несколько снизилась доля русских, белорусов, литовцев и евреев.

При этом большая часть (63%) нерусского населения, отвечая на вопросы переписи населения 1989 г., в качестве родного языка назвала русский, а еще 36% указали его в качестве второго языка, которым опрошенные свободно владеют.

Таблица 1.3.3

Национальный состав населения Калининградской области, %

Национальность 1979 г.* 1989 г.* 1996 г.**
Русские 78,3 78,5 77,9
Белорусы 9,0 8,5 8,0
Украинцы 6,8 7,2 7,3
Литовцы 2,4 2,1 1,9
Армяне 0,1 0,2 0,7
Немцы 0,1 0,2 0,6
Поляки 0,5 0,5 0,5
Татары 0,4 0,4 0,5
Мордва 0,5 0,4 0,4
Евреи 0,5 0,4 0,3
Чуваши 0,3 0,3 0,3
Азербайджанцы 0,1 0,2 0,3
Прочие (молдаване, цыгане, латыши, грузины, узбеки, казахи и др.) 1,0 1,1 1,3
Всего 100,0 100,0 100,0

Калининградская область относится к числу наиболее плотно заселенных регионов России, превосходя по плотности населения среднероссийский показатель в семь раз. На один квадратный километр приходится в среднем 60 жителей, а если в площади территории не учитывать морские заливы, то 67 жителей. В России более высокие показатели имеют только Московская, Ленинградская, Тульская области и Северо-Осетинская республика. Заселенность области достаточно высока и в мировом масштабе - плотность населения в мире составляет 61 чел./км2, Европы - 69 чел./км2. Но она ниже, чем в Польше или Германии (соответственно 121 и 220 чел./км2). Однако западнее рек Дейма - Лава плотность населения достигает 200 чел./км2. Здесь хозяйственная нагрузка на территорию очень высока, особенно с учетом неудовлетворительности экологических мероприятий.

В Калининградской области распространены в основном три формы расселения: моноцентрическая, линейная и дисперсная. Примером первой является система поселений вокруг Калининграда. Наиболее типичная для области линейная система расселения представлена системой поселений (около 100) вдоль главной транспортной магистрали региона Калининград - Чернышевское, а также по побережью Балтийского моря (около 50). В южной части области наиболее типично дисперсное расселение.

Весьма высок в области уровень урбанизации. Доля городского населения составляет около 78%. По доле горожан в общей численности населения Калининградская область уступает в Российской Федерации лишь ряду индустриально развитых областей (Московская, Ленинградская, Свердловская, Челябинская, Тульская и др.), а также некоторым регионам с суровыми природными условиями, где высокая доля городского населения объясняется немногочисленностью сельского (Карелия, Мурманская, Магаданская, Камчатская и др. области). Более половины городского населения - 58% - проживает в Калининграде, насчитывающем (1996 г.) 422 тыс. жителей. Это больше, чем проживало населения в Кенигсберге (335 тыс. человек в 1939 г.). Остальные 21 город значительно меньше по размерам: Советск и Черняховск насчитывают 40-45 тыс. жителей, Гусев и Балтийск - по 25-30 тыс. жителей и т.д. (табл. 1.3.4). Имеется также пять небольших поселков городского типа и 1,4 тыс. сельских населенных пунктов со средним числом жителей около 140 человек.

Города Калининградской области образуют несколько агломераций (территориально сближенных городских поселений с тесными взаимными связями). Крупная агломерация, включающая 19 городов и поселков городского типа, сформировалась вокруг областного центра, в “сферу влияния” которого входит вся западная часть области. Небольшая агломерация сформировалась вокруг Советска (включает также Неман и Славск, а по преобладающим транспортным связям - и Краснознаменск). Тесно связаны друг с другом Черняховск и Гусев, расположенные в 25 км один от другого. К ним тяготеют Нестеров и Озерск.

Таблица 1.3.4

Города Калининградской области

Город

Год образования

города в послевоенный период

Старое название Год образования поселения
Калининград 1946 418,7 Кёнигсберг 1255
Советск 1946 43,7 Тильзит 1288
Черняховск 1946 42,3 Инстербург 1583 (1336)
Балтийск 1946 30,7 Пиллау 1686
Гусев 1946 28,3 Гумбиннен 1724
Светлый 1955 21,2 Циммербуде 1640
Неман 1947 14,0 Рагнит 1402 (1288)
Гвардейск 1946 12,9 Тапиау 1722
Пионерский 1952 11,8 Нойкурен 1254
Зеленоградск 1947 10,9 Кранц 1252
Светлогорск 1947 10,7 Раушен 1258
Гурьевск 1946 9,3 Нойхаузен 1262
Город

Год образования

города в послевоенный период

Население на 1 января 1995 г. Старое название Год образования поселения
Мамоново 1951 8,3 Хайлигенбайль 1522 (1302)
Багратионовск 1946 7,2 Прейсиш-Эйлау 1336
Полесск 1946 7,0 Лабиау 1642 (1258)
Озерск 1946 6,2 Даркемен 1724
Нестеров 1946 4,9 Шталлупенен 1722
Славск 1946 4,7 Хайнрихсвальде 1292
Правдинск 1946 4,4 Фридланд 1312
Краснознаменск 1946 3,9 Лазденен 1734
Ладушкин 1946 3,2 Людвигсорт 1314
Приморск 1946 2,1 Фишхаузен 1305 (1268)

Примечание. В скобках - год основания крепости.

Густая сеть городских поселений (среднее расстояние между городами области всего 22 км, в то время как в среднем по России - 59 км) создает предпосылки для организации надлежащей системы обслуживания сельской местности. Однако прежняя, хотя и не слишком эффективная, государственная система межселенного обслуживания в настоящее время нарушена, а организация системы, основанной на частной и кооперативной собственности, затруднена низким уровнем доходов сельских жителей, отсутствием необходимых навыков предпринимательства и нынешней спецификой налогообложения, затрудняющей частную инициативу.

Все более неблагополучной становится демографическая структура населения. Постепенное снижение уровня рождаемости и ее резкое падение в 90-е годы предопределило старение населения, средний возраст которого только за 1979-1989 гг. увеличился с 32 до 35 лет. Сокращается доля детей (за 1989-1995 гг. с 23,5 до 21,8%) и лиц трудоспособного возраста (с 59,8 до 59,4%), а по доле лиц пенсионных возрастов (18,8% в 1995 г.) область приближается к среднероссийскому показателю (20,2%). Растет численность пенсионеров, что увеличивает демографическую нагрузку на трудоспособное население. Поддержка семей с малолетними детьми весьма незначительна и не оказывает на рождаемость стимулирующего воздействия.

Сложные и неизвестные ранее проблемы возникают в связи с ростом безработицы. Только за 1990-1994 гг. общая численность занятых в народном хозяйстве сократилась на 37 тыс. человек, или на 8,5%. Согласно официальным данным, реальная незанятость к концу 1995 г. достигла почти 44 тыс. человек (10,1% экономически активного населения), из которых 25 тыс. человек получили статус безработного. По уровню официальной безработицы (5,8%) Калининградская область значительно превосходит среднероссийский показатель (2,8%) . Кроме того, существует так называемая скрытая безработица. Так, в течение 1995 г. около 9 тыс. человек ежемесячно работали в режиме неполного рабочего времени, свыше 8 тыс. получали отпуска без сохранения заработной платы по инициативе администрации (12 дней в среднем на одного работника). Совокупный размер скрытой безработицы к концу 1995 г. составил 15 тыс. человек.

Но наиболее существенные изменения происходят в уровне доходов, что приводит к все более сильной дифференциации по слоям населения. Эти изменения предопределяют многие негативные демографические последствия, прежде всего - рост заболеваемости и смертности, снижение рождаемости, а также влияют на всероссийский уровень преступности и т.д. С началом экономического роста и усилением социальной политики острота этой проблемы будет снижаться.

В январе-апреле 1996 г. 10% наиболее обеспеченного населения области получили в 15,7 раза больше денежных доходов, чем 10% наименее обеспеченных (среднероссийский показатель - 13,6 раза). В то же время 35% жителей области имели в 1995 г. доходы ниже величины прожиточного минимума, определенного Министерством труда России (в среднем по России - 24,7%). При этом уровень жизни в Калининградской области был ниже среднероссийского, так как номинальная заработная плата на одного работающего составляла только 76,4% от уровня средней по стране, а цены были несколько выше (стоимость набора из 19 основных продуктов питания в конце декабря 1995 г. была выше на 5,2%). В первой половине 1996 г. ситуация продолжала оставаться сложной - уменьшились реальные располагаемые денежные доходы населения, продолжала расти дифференциация доходов и т.д. В то же время наметились и некоторые положительные тенденции. Так, возобновление с принятием в начале 1996 г. закона “Об особой экономической зоне в Калининградской области” действия таможенных льгот привело к снижению цен на многие импортные продукты питания. Соответственно изменилась и стоимость потребительской корзины, которая стала более низкой, чем в других областях Северо-Западного экономического района РФ. В мае 1996 г. по стоимости потребительской корзины из 19 основных продуктов питания Калининград находился на 69-м месте среди 84 городов России. В январе-апреле 1996 г. несколько уменьшилась по сравнению с тем же периодом 1995 г. численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, хотя уровень бедности все еще остается высоким (41,8 против 44,3%).

Таким образом, демографические, экономико- и социально-демографические проблемы в области чрезвычайно обострились. Высокая миграционная мобильность при большом положительном сальдо миграции, снижение уровня рождаемости и старение населения, сокращение численности занятых и рост безработицы лишь часть проблем населения. Можно указать также на значительный “мужской перевес” в молодых трудоспособных возрастах, обусловленный отраслевой структурой производства, на чрезвычайно высокий уровень разводов и большое число неполных семей, высокую смертность и др. Во многом сложность ситуации определяется нынешним экономическим и идеологическим кризисом, однако отрицательную роль играет и отсутствие целенаправленной государственной политики населе


Обитают более двух тысяч экземпляров животных 300 видов, из них 61 вид занесен в Международную Красную книгу (Литвин, 1999). Глава 2. Геологическая характеристика региона Калининградская область располагается в пределах длительно развивавшейся Польско-Литовской синеклизы с глубоким погружением поверхности кристаллического фундамента и достаточно мощным осадочным чехлом, компенсирующим этот...


Оставили в области примерно 5 млрд. рублей. Полученная оценка характеризует минимальный уровень туристских расходов. Во внимание не брались показатели приграничного шоп-туризма. 4 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ ЭКСКУРСИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ТУРЫ Как необычны история и природа края, так насыщены и разнообразны экскурсионные программы. Поэтичные...





Сотрудничестве, сложное таможенное регулирование и нестабильность паспортно-визовой политики со странами ближнего зарубежья и СНГ. Глава 3. Методические и практические рекомендации по формированию бренда Калининградской области 3.1 Методические подходы к разработке бренда Калининградской области Выработка стратегии формирования или коррекции маркетинговой стратегии территории – сложный...

Так: «Пути и особенности духовно- нравственного возрождения на крайнем западе России». Заключение Подводя итоги всему сказанному, можно сделать вывод, что история писательской организации области тесно связана с историей страны, области. Калининградскую литературу нельзя рассматривать в отрыве от всей русской литературы. Она ее неотрывная часть, и ей свойственны те же взлеты и падения, ...



План:

    Введение
  • 1 До 1945
  • 2 Динамика населения
  • 3 Национальный состав
  • 4 Возрастной состав
  • 5 Естественное движение населения
  • 6 Миграция
    • 6.1 Немецкая миграция
  • Примечания
    Литература

Введение

Население Калининградской области составляет 945 тыс. человек (около 0,7 % населения РФ на 2006 год), из них 741,8 тыс. (78,5 %) человек живёт в городах, и только 213,4 тыс. (21,5 %) человек на селе. В городе Калининграде сконцентрировано около 45,5 % населения области, что составляет 430,3 тыс. человек.

Демографическая характеристика области имеет долгую и сложную историю (в том числе и после вхождения области в состав РСФСР в 1945 году) на которой отразились интенсивные миграционные процессы.

Основное население Калинградской области русские (82,37 %). Население Калинградской области сформировалось в результате послевоенной миграции (после 1945г.), в основном из европейских регионов СССР.


1. До 1945

В средние века территория области была местом обитания древних балтийских племён - пруссов, родственных современным литовцам и латышам, но очень быстро подвергшихся онемечиванию из-за близости к центру немецкой колонизации края - Кёнигсберга (Калининграда). Немцы составляли основу населения края вплоть до 1945 года, хотя ещё до окончания войны значительная их часть бежала на запад, а большая часть оставшихся была вскоре депортирована. К 1947 году область обезлюдела практически полностью. После вхождения в состав РСФСР, началось её планомерное заселение русскими, украинцами и белорусами, в основном из близлежащих областей.


2. Динамика населения

Динамика заселения области в 1946-1958 годах :

Годы Прибыли, чел. Выбыли, чел. Доля выбывших, %
1946 81 566 8 428 10
1947 146 853 39 722 27
1948 153 642 51 873 34
1949 112 743 52 134 46
1950 108 780 63 430 58
1951 95 078 65 304 69
1952 87 022 73 998 85
1953 96 074 63 977 67
1954 95 652 79 907 84
1955 78 644 83 044 106
1956 79 946 76 932 96
1957 74 792 79 530 106
1958 75 591 81 725 108
1946-1958 1 286 383 820 004 64

По всероссийской переписи 2002 года в области проживало 955 тыс. человек, по данным текущей статистики в 2006 в области проживало 945 тыс. человек.


3. Национальный состав

Современная (на 2002 год) этническая картина области выглядит следующим образом :

  • 786 885 - Русские (82,37 %)
  • 50 748 - Белорусы (5,31 %)
  • 47 229 - Украинцы (4,94 %)
  • 13 937 - Литовцы (1,46 %)
  • 8415 - Армяне (0,88 %)
  • 8340 - Немцы (0,87 %)
  • 4729 - Татары (0,50 %)
  • 3918 - Поляки (0,41 %)
  • 2959 - Азербайджанцы (0,30 %)
  • 2320 - Мордва (0,24 %)
  • 2027 - Чуваши (0,21 %)
  • 1599 - Евреи (0,17 %)
  • 1447 - Цыгане (0,15 %)
  • 1116 - Молдаване (0,12 %)

Остальные национальности насчитывали менее чем 1000 человек каждая. Кроме этого, 0,93 % населения национальную принадлежность в анкетах не указала.

Динамика национального состава:


4. Возрастной состав

Население области, созданное в основном, в результате миграционных процессов после 1945 года, имеет более молодое население, чем Российская Федерация в целом.

5. Естественное движение населения

Более молодая возрастная структура населения области находит отражение на более высоких уровнях рождаемости и более низком уровне смертности.

6. Миграция

Миграционная ситуация в Калининградской области, в отличие от соседних Литвы и Польши, характеризуется интенсивным миграционным притоком населения (при миграционном сальдо около +4 чел на 1000 жителей в 2006 году; для сравнения в Литве -5 чел. на 1000 жит., 2009 год).

В основном в область мигрируют русские, украинцы и белорусы из Средней Азии и Сибири, прибывают небольшие группы армян и азербайджанцев. Область также привлекает небольшое количество русскоязычных мигрантов из соседних стран Балтии, что объясняется недружественной политикой балтийских правительств по отношению к русскому языку.


6.1. Немецкая миграция

В начале 1990-х в область начали прибывать первые потоки российских немцев из Казахстана и Сибири, которые, однако, вскоре репатриировались в Германию. По переписи 2002 года в области проживало 8,34 тыс. немцев (0,9 % населения). Но именно после 2000 года наметились перспективы новой миграционной волны немцев, в том числе возвращения части российских немцев из Германии.


Примечания

  1. Костяшов Ю. В. Секретная история Калининградской области. Очерки 1945-1956 гг.. - Калининград: Терра Балтика, 2009. - С. 104. со ссылкой на материалы ГАРФ.
  2. Демоскоп - demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_02.php?reg=24
  3. Демоскоп Weekly - Приложение. Справочник статистических показателей - demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_59.php?reg=29
  4. Демоскоп Weekly - Приложение. Справочник статистических показателей - demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_70.php?reg=7
  5. Демоскоп Weekly - Приложение. Справочник статистических показателей - demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_79.php?reg=7
  6. Демоскоп Weekly - Приложение. Справочник статистических показателей - demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_89.php?reg=7

Литература

  • Костяшов Ю. В. Секретная история Калининградской области. Очерки 1945-1956 гг.. - Калининград: Терра Балтика, 2009. - 352 с. - 1500 экз . - ISBN 978-5-98777-028-3
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 12.07.11 15:41:32
Похожие рефераты:
Годы Прибыли, чел. Выбыли, чел. Доля выбывших, %
1946 81 566 8 428 10
1947 146 853 39 722 27
1948 153 642 51 873 34
1949 112 743 52 134 46
1950 108 780 63 430 58
1951 95 078 65 304 69
1952 87 022 73 998 85
1953 96 074 63 977 67
1954 95 652 79 907 84
1955 78 644 83 044 106
1956 79 946 76 932 96
1957 74 792 79 530 106
1958 75 591 81 725 108
1946-1958 1 286 383 820 004 64

Миграционная ситуация в Калининградской области, в отличие от соседних Литвы и Польши, характеризуется интенсивным миграционным притоком населения (при миграционном сальдо около +4 чел на 1000 жителей в 2006 году; для сравнения в Литве −5 чел. на 1000 жит., 2009 год).

На фоне активно теряющих население из-за массовой эмиграции стран Прибалтики и Польши, население Калининградской области растет за счёт стабильно высокого миграционного прироста, в том числе и за счёт соседних стран ЕС (Литвы, Латвии, Германии, Польши и Эстонии) . Более половины миграционного прироста в область традиционно обеспечивают страны СНГ, лидером среди которых являются Казахстан , Узбекистан , Киргизия и Украина .

В основном в область мигрируют русские, украинцы и белорусы из Средней Азии и Сибири, прибывают небольшие группы армян и азербайджанцев. Область также привлекает небольшое количество русскоязычных мигрантов из соседних стран Балтии, что объясняется недружественной политикой балтийских правительств по отношению к русскому языку. Согласно переписи 2010 года, только 50,8 % населения Калининградской области родились на территории области.

По данным Калининградстата, в 2009-2013 годах, миграционный прирост области составил 30 800 человек, который на 67,5 % сформировали страны СНГ, жители других регионов России - на 30,9 %, другие страны - на 1,6 % .

Калининградская область заняла 6 место в списке крупнейших центров внутреннего миграционного притяжения за период с 1991 по 2012 год . B 2015 году её коэффициента миграционного прироста составил 8,2 ‰ . В 2016 году миграционный прирост области достиг 10 тыс. человек, став абсолютным максимумом с 1998 года. 60 % прироста пришлось на жителей СНГ. Во внутрироссийской миграции область наиболее привлекательна для жителей Сибири и Дальнего Востока. Отдаёт население она традиционно лишь Санкт-Петербургу, Московской области, Крыму и Севастополю .

Немецкая миграция

В начале 1990-х в область начали прибывать первые потоки российских немцев из Казахстана и Сибири , которые, однако, вскоре репатриировались в Германию. По переписи 2002 года в области проживало 8,34 тыс. немцев (0,9 % населения). Но именно после 2000 года наметились перспективы новой миграционной волны немцев, в том числе возвращения части российских немцев из Германии.

Внутриобластная миграция

Миграционный потоки внутри области с начала 90-х годов воспроизводят общероссийскую динамику: для них характерен так называемый «западный дрейф», при котором население области активно мигрирует в Калининград и другие приморские муниципалитеты на западе . К рпимеру, в Озерске за короткий период 2014-2018 годов миграционные потери составили 11,23% жителей, что является областным антирекордом .