Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

НЕ с разными частями речи Материалы к уроку в 10 классе Журбина Г. П., учитель русского языка ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей-интернат»

2 слайд

Описание слайда:

НЕ с именами существительными Слитно Раздельно Слово безНЕнеупотребляется: негодование ненастье 2. Неявляется приставкой; слово можно заменить синонимом без не: неприятель – враг несчастье– горе. Не является отрицательной частицей. Отрицание часто усиливается противопоставлением с союзом а: Это былане волчица. Это былане волчица, а собака.

3 слайд

Описание слайда:

Типовые задания Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное и раздельное написание не с существительными. (Не)доумение, (не)верие, (не)нависть, (не)знакомец, (не)поладки, (не)настье, (не)забудка, (не)годование, (не)друг, (не)былица, (не)вольник, (не)обходимость, (не)взгоды, (не)ряха, (не)лепость, (не)ожиданность. (Не)счастье товарища, (не)зависимость Отчизны, (не)опытность помощника, (не)воспитанность собеседника, (не)решительность подростка, осенняя (не)погода, полная (не)грамотность, тяготиться (не)волей, (не)доверие к окружающим. 1.Показать (не)доверие, а сомнение. 2. Это (не)приятель, а мой давний знакомый. 3. (Не)счастье, а беда нас подстерегала. 4. Железо кузнец, а (не)молот кует. 5. (Не)пером пишут, а умом. 6. Это была (не)правда, а ложь. 7. (Не) печь кормит, а руки. (Пословицы)

4 слайд

Описание слайда:

НЕ с именами прилагательными Слитно Раздельно Прилагательное безНЕнеупотребляется: нелепый поступок; ненавистный враг. 2. Неявляется приставкой; слово можно заменить синонимом без не: неприятельские войска – вражеские войска; неженатый человек – холостой человек. С притяжательными прилагательными: не заячья шуба; не охотничье ружье. 2. Сприлагательными в сравнительной степени: Березане вышедуба. 3. Неявляется отрицательной частицей (скрытое или явное противопоставление): часы не золотые; мед не майский; проблема не простая, а сложная. 4. Еслиесть пояснительные слова с отрицательным значением: никому неизвестный адрес; ни в чем неповинные люди. 5. Еслиестьсочетаниядалеко не, вовсе не, отнюдь не: далеко нелегкийпоход.

5 слайд

Описание слайда:

НЕ с именами прилагательными Запомни краткие прилагательные, которые пишутся с не раздельно: не должен, не обязан, не намерен, не прав, не виден, не готов, не склонен, не рад, не нужно; слова состояния не надо, не жаль.

6 слайд

Описание слайда:

Типовые задания Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными. (Не)уклюжий человек, (не)прерывная трансляция, (не)приступная скала, (не)примиримые противоречия, (не)брежная запись, (не)винные развлечения, (не)вежественное суждение, (не)навистный противник, (не)людимый характер, (не)знакомый лейтенант, (не)давнее приобретение, (не)ясное изображение, (не)обычное разветвление, (не)легкое объединение. В каких примерах один признак отрицается, а другой, ему противоположный, утверждается? В каких примерах отсутствуют противоположные признаки? Эта песня (не)веселая, а грустная. Лето (не)холодное, а жаркое. День (не)солнечный, а пасмурный. Человек (не)злой, а добрый. Материя (не)яркая, но красивая. Яблоки (не)спелые, но очень вкусные. Повесть (не)большая, но интересная. Дорога (не)ровная, зато самая короткая. Лицо (не)красивое, но приятно. Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными. 1. Теперь перед нами были (не)высокие (не)приступные горы, а (не)большие холмы с (не)взрачной растительностью. 2. У него был далеко (не)безразличный взгляд. 3. Этот фильм вовсе мне (не)интересен. 4. У брата (не)московская прописка. 5. Вошли (не)известные мне люди. 6. Ничем (не)замечательный человек. 7. Я (не)готов к экзамену. 8. (Не)легкий для ребят поход. 9. Это строение совсем (не)похоже на жилье. 10. (Не)нужные для нас вещи. 11. Никому (не)нужные вещи.

7 слайд

Описание слайда:

НЕ с глаголами, деепричастиями и причастиями Слитно Раздельно БезНЕглагол, деепричастие не употребляются: негодовать; ненавидеть; ненавидяложь. С глаголами, деепричастиями и краткими причастиями: не читать книг; не видя горизонта; забор не покрашен. 2. Сполнымипричастиями: На столе лежала непрочитанная мною книга. 3. Когдаупотребляются отрицаниядалеконе, отнюдь не, вовсене: Отнюдь не решенная задача.

8 слайд

Описание слайда:

Типовые задания Спишите, раскрывая скобки. Объясните написание не с глаголами и деепричастиями. (Не)читал постановления, долго (не)засыпал, (не)рисуй на заборах, (не)пребывай долго на солнце, мне (не)спится, тебе (не)уснуть, (не)мешай заниматься, (не)знаешь правил, (не)был в кино, ему (не)здоровиться, отец (не)домогал, (не)могу отгадать загадку, (не)знаем печали, (не)хотелось расставаться, (не)навидел за ложь, (не)взлюбил собаку, сидел (не)шевелясь, смотреть (не)мигая, ничего (не)соображая от ужаса, (не)дожидаясь ужина, остановилась (не)доумевая, шел (не)торопясь, (не)желая ни о чем думать, (не)прислушиваясь к крикам.

9 слайд

Описание слайда:

Частица НЕ и приставка НЕДО- в глаголах Различай частицу НЕ и приставку НЕДО-! Не - «отрицание действия»; недо – «неполнота, недостаточность действия» (иногда можно проверить путем подбора антонима с приставкой ПЕРЕ-): недовыполнить – перевыполнить недосолить – пересолить недобрать – перебрать недоварить – переварить недовесить – перевесить.

10 слайд

Описание слайда:

Типовые задания Объясните написание не и недо- : 1.Ребенок не доел суп. Во время войны люди недоедали. 2. Якорь не достает до дна. Времени всегда недостает. 3. Не досмотрел фильм до конца. Брат недосмотрел за сестрой. 4. Учитель не договорил до конца. Он многое недоговаривал.

11 слайд

Описание слайда:

НЕ с наречиями на –о, (-е) Проанализируйте примеры. Сформулируйте правило правописания не с наречиями. Составьте таблицу. 1. Он поступил нелепо. 2. Ребята пели негромко (тихо). 3. Петя прыгнул не выше Саши. 4. Рассчитывать не точно, а приблизительно. 5. Идти к лесу осталось отнюдь не далеко. 6. Ответил далеко не любезно. 7. Работал вовсе не аккуратно.

12 слайд

Описание слайда:

Типовые задания Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное и раздельное написание не с наречиями на –о (-е) и с другими частями речи. 1. (Не)лепо выглядеть, (не)брежно одеваться, (не)ряшливо выполнить, (не)годующе воскликнуть, (не)уклюже оправдываться, (не)стерпимо яркий свет, (не)щадно палить, (не)выносимо жаркий день, (не)утомимо трудиться, (не)престанно улыбаться. 2. Смотреть (не)ласково, уйти (не)далеко, говорить (не)убедительно, читать (не)громко, (не)возможно уехать, мыслить (не)точно, (не)верно решить задачу. 3.Говорить (не)громко, а тихо. Прыгать (не)высоко, а низко. Встречать (не)дружелюбно, а холодно. Далеко (не)смело поступить. Вовсе (не)прочно построить дом. Разбудить лагерь совсем (не)далеко от реки. Работать в саду нисколько (не)трудно. Грибные места были вовсе (не)близко. 4.(Не)исследованная местность; говорил (не)правду; (не)мигающий взгляд; еще (не)сделанные расчеты; (не)стерпимый зной; (не)проверив работу; (не)различая дороги; (не) с (кем) посоветоваться; скрывать (не)чего; (не)громкий шепот; (не)широкая, а узкая дорожка; (не)широкая, но рыбная река; приехать (не)ожиданно; говорил (не)громко, а тихо; (не)говоря ни слова; дома (не)освещены; ничего (не)сделали; (не)ослабевающий интерес; (не)решенные вопросы; (не)сговариваясь; (не)распечатанная мною корреспонденция.

13 слайд

Описание слайда:

Правописание НЕ и НИ в отрицательных и неопределенных местоимениях и наречиях Рассмотрите и изучите алгоритм. Вспомните и сформулируйте правило правописания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях и наречиях.

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Типовые задания Спишите, вставляя буквы и или е в неопределенные и отрицательные местоимения. 1.Н..чего волноваться, н..чего спрашивать, н..кому позвонить, н..кого позвать, н..кому не говорить, н.. к кому подойти, н..кого не застать, н.. с кем посоветоваться, н..чем заменить, н..каких новостей, н..чего мы не знали, н..чего было с ним разговаривать, н.. для кого не секрет, н.. кому ухаживать за больным, н..кому не сделал добра, событие н..сколько не радостно, н.. что не забыто. 2.Мне н..(на)чем к вам доехать. Ему н..(в)чем нельзя доверять. Его н..кто не заметил и (н..)чего не сказал. Мне (н..)чего скрывать от вас. Даже н..(о) чем не спрашивай. (Н..) что не трогает моего сердца. Помочь близким я (н..)чем не мог. Кто н..(в)чем не виноват, того и обвинять н..(в)чем. Н..(о)каком знакомстве (н..)чего было думать. 3.Н..(от) чего не зависит, (н..)чему не обрадовался, н..(с)кем не встретиться, н..(для)кого не секрет, н..(у)кого поинтересоваться, н..(к)кому обратиться, (н..)кому не подражать, (н..)кому присмотреть, (н..)что великолепное, (н..)сколько миллионов, придумать (н..)что странное, (н..)чем не удивишь, не мог (н..)чего сделать, н..(с)кем не менялся, н..(за)что не преодолеть это препятствие, н..(о)чем не думал, н..(с)кем не встречался, в комнате (н..)кого не было, вернулись из лесу н..(с)чем, его заменить (н..)кем, бояться уже (н..)чего, н..(с)кем дружить.

16 слайд

Описание слайда:

Типовые задания Определите разряд местоимений. Вспомните, как образуются неопределенные местоимения. Спишите, раскрывая скобки. В (не)которых городах, (не)сколько библиотек, какие(либо истории), сколько(нибудь) книг, в каком(то) путешествии, кое(о)ком из друзей, чьи(то) вещи, в каких(либо) произведениях, сделать кое(что), подружиться с кем(нибудь), обидеться на кого(то), решить (не)сколько задач, кое(кого) поссорить, присутствовать на каком(нибудь) совещании, где(то) громыхнуло, послышался чей(то) голос, пахнет каким(то) ароматом, обещали какую(то) помощь. В приведенных словах и сочетаниях поставьте ударение. Объясните слитное и раздельное написание не и ни. Составьте и запишите с данными словами словосочетания. Никто – некто; ничего – нечего; ни от кого – не от кого; ни с кем – не с кем.

17 слайд

Описание слайда:

Правописание НЕ и НИ в отрицательных и неопределенных местоимениях и наречиях Следует различать сочетания не кто иной, как не что иное, как никто иной ничто иное. Сочетания не кто иной, как и не что иное, как употребляются в предложениях, где нет другого отрицания: Это был не кто иной, как наш бывший сосед. – Это был не кто иной, а наш бывший сосед. Сочетания никто иной и ничто иное употребляются в предложениях, где обычно уже есть отрицание: Никто иной, кроме нас, так хорошо не знал эти места отдыха на Волге. Он ничем иным не интересовался.

18 слайд

Описание слайда:

тесты В каком предложении НЕ со словом пишется слитно? Никем (не)замеченный, он пришел домой. (Не)вспаханные поля открывались нашему взору. (Не)сложный, а простой вопрос поставил его в тупик. Это было отнюдь (не)правильное решение. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно? (Не)подвижный, но четкий силуэт увидели мы в саду. Так ничего и (не)узнав, он, огорченный, ушел. Историческая грамматика – едва ли (не)самый трудный предмет у филологов. Я уже ни во что (не)верю. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно? (Не)слушал никого, он продолжал говорить. (Не)слышно было пения птиц. Он был доволен, и в то же время ему (не)доставало чего-то. (Не)просохшая от дождя дорога была очень скользкой.

19 слайд

Описание слайда:

тесты В каком предложении НЕ со словом пишется слитно? (Не)умеющие молчать не умеют и слушать. Роман есть (не)что иное, как беспощадная критика молодого поколения. Он понял, что может сделаться наследником (не)знакомых богачей. Это было вовсе (не)правильное решение. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно? (Не)смотря на полную летней прелести жизнь, Левитан много работал. Я пытался уверить себя, что ей нравится именно пурпурный, а (не)красный. С мокрых камней еще (не)сходил хрустальный ледок. Мудрость есть (не)что иное, как наука о счастье.

20 слайд

Описание слайда:

тесты В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? Вдохновение – (не)передаваемое состояние, удел художников и поэтов. Многие люди совершенно (не)способны представить свое будущее. (Не)взирая на ливень, мы стали собираться домой. Вдали виднелось (не)сеяное поле В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? Поэма состоит из отдельных (не)завершенных глав. Очень (не)легкий выдался денек. Утром по степи, (не)успевшей остыть за ночь, тянет теплый ветер. Мачеха сразу (не)взлюбила падчерицу. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? Нужная книга (не)прочитана. (Не)высказанный упрек светился в глазах матери. Справа над холмом сияла (не)мигающая звезда. (Не)смотря на глубокую осень, дни стояли теплые и ясные.

21 слайд

Описание слайда:

тесты В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? В детстве Чехов был (не)истощим на выдумки. Жара стояла (не)сусветная. Умей жить и тогда, когда жизнь становится (не)выносимой. Мост еще (не)построен. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно? Наступила осень с (не)скончаемыми дождями, мокрыми дорогами, с тоской по вечерам. Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров. (Ни)кто в пьесе не соглашается с Чацким в том, что прислуживаться безнравственно. В нескольких шагах раздавались (не)забываемые трели соловья.

Слайд 1

Правописание частицы не с разными частями речи
7 класс

Слайд 2

1. То, чего не было и не бывает в действительности; вымысел, выдумка. 2. Детская игрушка, которую невозможно уложить, Ванька-встанька. 3. Грубый, невоспитанный человек. 4. Необразованный, малосведущий человек. 5. Отсутствие удачи; ряд неудач, преследующих кого-то. 6. Неблагоприятные, тяжёлые обстоятельства. 7. Раб, обычно из пленников. 8. Отсутствие свободы, рабство. 9. Тот, кто не может долго усидеть, пробыть на одном месте. 10. Человек, который всё делает плохо или не умеет делать что-либо. 11. Военный противник, враг.
Словарная работа

Слайд 3

1. То, чего не было и не бывает в действительности; вымысел, выдумка (небылица) 2. Детская игрушка, которую невозможно уложить, Ванька-встанька (неваляшка) 3. Грубый, невоспитанный человек (невежа) 4. Необразованный, малосведущий человек (невежда) 5. Отсутствие удачи; ряд неудач, преследующих кого-то (невезение) 6. Неблагоприятные, тяжёлые обстоятельства (невзгоды) 7. Раб, обычно из пленников (невольник) 8. Отсутствие свободы, рабство. (неволя) 9. Тот, кто не может долго усидеть, пробыть на одном месте (непоседа) 10. Человек, который всё делает плохо или не умеет делать что-либо(неумеха) 11. Военный противник, враг (неприятель)
Проверяем!

Слайд 4

Проверка теоретического материала.
Раздельное написание. 1.Не мог, не торопясь, не проведено. 2. Не рад, не должен. 3. Путь не короток, а длинён. 4. Это был не лев. 5. Не от кого утаивать. 6. Вовсе не серьёзное решение. 7. Не подлежащее разделу имущество.

Слайд 5

Слитное написание.
Неряшливый вид. Неласковый взгляд. Нечем гордиться. Незаклеенный конверт. 5. Крайне неосторожный поступок. 6. Негде разместиться.

Слайд 6

Объяснительный диктант.
Задание: записать словосочетания с НЕ и устно объяснить правописание. (Не) весёлые думы, (не) умевший лгать, нести (не) суразицу, (не) замеченные другом, очень (не) вкусный пирог, возникшая (не) домолвка, (не) зная причины, (не) было намерений; (не) дорогой, но красивый подарок; (не) смотря на (не) погоду.

Слайд 7

Орфографическая задача.
Задание: определить четвёртое лишнее слово и аргументировать ответ. 1. (Не)удача, (не)чего, (не)покорный, (не)знает. 2. (Не)приблизившись, (не)слышишь, (не)дотрога, (не)(у)кого. 3. Никем (не)тронутый; (не)глубокий, но очень бурный; (не)по-товарищески, (не) мог погаснуть.

Слайд 8

Выписать в два столбика только номера примеров со слитным и раздельным написанием. 1 вариант 2 вариант 1. Где-то (не)близко пели. 1. Послышалось (не)громкое пение. 2. (Не) хоженые тропы. 2. Поле (не) вспахано. 3. Ни в чём (не)виновата. 3. (Не)выносимо тяжело. 4. (Не)лепый поступок. 4. Совсем (не)красивый зонт. 5. Идти (не)торопясь. 5. (Не)мог заснуть. 6. (Не)доиграл партию. 6.(Не)достаёт дна. 7. (Не)пользуясь льготами. 7. (Не)дождавшись ответа. 8. Времени всегда (не)достаёт. 8.Путь (не)близок, а далёк. 9. (Не)навистный человек. 9. Домашние (не)урядицы. 10.(Не)обладающий тактом. 10.(Не)соответствующий рангу.
Диагностическая проверка знаний

Слайд 9

Проверь себя!
1 вариант. 2 вариант.
Слитно: 2,4,8,9 Раздельно: 1,3,5,6,7,10
Слитно: 1,3,4,9 Раздельно: 2,5,6,7,8,10

Слайд 10

Объяснительный диктант.
Когда н.. входишь в лес, в глаза бросаются белые стволы. Удивительное дерево береза! Нет н…одного человека у нас, не знающего березы. Скромное неброское дерево, но (н..)кто не пройдет мимо,(н..) заметив его. Кто(н..) знает березового сока! В(н..)большой надрез на коре вставишь соломинку, подождешь десять-пятнадцать минут и пьешь (н..)напьешься из наполнившейся туристской кружечки. (Н..)торопливо делаешь глотки, а сверху поглядывают (н..)утомимые грачи, (н..) успевшие еще закончить гнездо. Но (н..) забудь во что бы то (н..) стало замазать ранку глиной или смолой. Кое-кто как (н..) в чем (н..) бывало режет кору. Сока возьмет (н..) много и уйдет, (н..) замазав надрез. И сок течет (н..) ему (н..) людям совсем не нужный. Так может сделать только человек,(не..)думающий (н..) о ком. Плачут березы, и нельзя без боли смотреть на эти молчаливые слезы. Кто только (н..) говорит о любви к березе, кто (н..) пишет, (н..) поет о ней! (Н..) один художник рисовал березовые рощи. Но недостаточно воспеть березу. Нужно беречь ее, чтобы (н..) плакал этот добрый друг человека. (По Ф. Борисову)

Слайд 11

Проверь себя!
Когда ни входишь в лес, в глаза бросаются белые стволы. Удивительное дерево береза! Нет ни одного человека у нас, не знающего березы. Скромное неброское дерево, но никто не пройдет мимо, не заметив его. Кто не знает березового сока! В небольшой надрез на коре вставишь соломинку, подождешь десять-пятнадцать минут и пьешь не напьешься из наполнившейся туристской кружечки. Неторопливо делаешь глотки, а сверху поглядывают неутомимые грачи, не успевшие еще закончить гнездо. Но не забудь во что бы то ни стало замазать ранку глиной или смолой. Кое-кто как ни в чем не бывало режет кору. Сока возьмет немного и уйдет, не замазав надрез. И сок течет ни ему ни людям совсем не нужный. Так может сделать только человек, не думающий ни о ком. Плачут березы, и нельзя без боли смотреть на эти молчаливые слезы. Кто только не говорит о любви к березе, кто не пишет, не поет о ней! Не один художник рисовал березовые рощи. Но недостаточно воспеть березу. Нужно беречь ее, чтобы не плакал этот добрый друг человека. (По Ф. Борисову)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Учебный предмет: русский язык Возраст учеников: 15 - 16 лет Продолжительность: 1 учебная неделя Цель: систематизировать теоретические сведения по правописанию НЕ с разными частями речи, уметь находить данную орфограмму в художественном тексте

3 слайд

Описание слайда:

Данная проектная деятельность предполагает групповую работу учеников. Виды групп: Аналитики (изучают все правила о правописании НЕ с разными частями речи и составляют опорную таблицу) Исследователи (подбирают материал из художественной литературы на слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи, составляют карточки, тесты) Экспериментаторы (подбирают материал из произведений художественной литературы на правописание НЕ с разными частями речи и проводят с ним небольшой эксперимент)

4 слайд

Описание слайда:

Учащиеся 10 класса Николенко Юлия Грицынина Вера Колесников Константин Попенко Елизавета Шевченко Юлия Малиёв Александр Колотовская Елена Резников Руслан Грызлов Денис Руководитель проекта: Чеботко Надежда Ивановна

5 слайд

Описание слайда:

Предварительный этап Формирование групп, представление проблемной ситуации, выбор темы проекта, подбор литературы по теме, составление плана работы группы. Основной этап Определение целей и задач группы, обсуждение, оценка, корректирование плана работы группы, оформление результатов деятельности, систематизация материала. Завершение проекта Группы представляют результаты работы в виде таблицы, карточек, тестов, защищают проекты, оценивают работу другой группы, формулируют общий вывод.

6 слайд

Описание слайда:

Мы считаем, что участие в исследовательской (проектной) деятельности способствует сплочению коллектива группы, установлению прочных межличностных связей. Участие в исследовательской деятельности развивает креативные способности, вызывает подъем творческой инициативы, способствует повышению мотивации учения.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Правописание НЕ с разными частями речи. Часть речи. Раздельно. Слитно. 1.Имя существительное. Есть противопоставление с союзом «а» (не правда, а ложь). Если НЕ является словом-отрицанием (не гений) 1 . Не употребляется без НЕ (невольник). 2.Можно заменить синонимом без НЕ (неправда = ложь). 2. Полные прилагательные. Краткие прилагательные. Наречия на –О,-Е. 1 Есть противопоставление с союзом «а»(не правдивый, а лживый; не правдив, а лжив; не правдиво, а лживо). 2. Впереди есть слова: Вовсе не… отнюдь не… ничуть не… далеко не… никогда не… ничто не… нисколько не… (вовсе не правдивый рассказ). 1.Не употребляется без НЕ (ненастный, ненастно). 2.Можно заменить синонимом без НЕ (неправдивый = лживый, неправдив = лжив, неправдиво = лживо).

9 слайд

Описание слайда:

Часть речи. Раздельно. Слитно. 3.Полные причастия. Краткие причастия. 1.Есть противопоставление с союзом «а» (не решённый, а списанный пример) 2.У причастий есть зависимое слово (не решённый мной). Всегда раздельно: Рассказ не прочитан, поле не вспахано, тетради не проверены. 1.не употребляется без НЕ (недоумевающий). 2.Нет зависимого слова (нерешённый пример). 3. нет противопоставления с союзом «а». 4.Глагол. Деепричастие. 1.С частицей НЕ пишется раздельно, если употребляется без неё (не было, не мог). 2. Не до… (действие не закончено: не доел суп, не дочитал главу). С частицей НЕ пишется раздельно, если употребляется без НЕ: не зная, не думая. 1.слитно пишутся глаголы, не употребляющиеся без НЕ (ненавидеть, негодовать) 2. НЕДО… (выполнено меньше ста процентов, меньше нормы: недобрать баллов, недостаёт красок). Слитно пишутся деепричастия, не употребляющиеся без НЕ: ненавидя, неистовствуя, негодуя, недоумевая. 5. Отрицательные и неопределённые местоимения При наличии предлога (не с кем, не у кого) При отсутствии предлога (некем, некого)

10 слайд

Описание слайда:

Часть речи. Раздельно. Слитно. 6.В остальных случаях Не пишется раздельно: С числительными(не восемь книг); С местоимениями, кроме отрицательных и неопределённых (не этот), но философский термин не-я пишется через дефис; Со словами категории состояния (не надо, не нужно); Со сравнительной степенью (не старше, не глубже);с притяж., относит. (не лисий хвост, не серебряный браслет) Со словами дефисного написания (не ярко-красный, не по-старому); В вопросительных предложениях (Не правда ли?).

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Тест 1. НЕ пишется слитно во всех словосочетаниях ряда. а) Говорил (не)раз, давно (не)хоженная тропинка. б) (Не)пролитые слезы, (не)достойное человека поведение. в) Поведение, (не)достойное солдата; (не)выполненное мною задание. г) (Не)нужные нам сведения, (не)открытые страны. д) Ничем (не)огороженное место, далеко (не)случайно. 2. НЕ пишется раздельно во всех словосочетаниях ряда. а) Ничуть (не)интересен, весьма (не)глупый мальчик. б) (Не)известное науке животное, совершенно (не)известная дорога. в) Травы (не)кошены, дом (не)кирпичный. г) Ветер (не)холодный, но сильный; задание совсем (не)выполнено. д) Вовсе (не)нужные вещи, вещь никому (не)нужна.

13 слайд

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Работу выполнила Макарова Надежда Владимировна, учитель русского языка и литературы ГОУ средней школы № 530.

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

Написание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на –о, -е. Раздельно: 1.Если есть противопоставление с союзом а. 2.Если есть слова усиливающие отрицание (отнюдь не, вовсе не, далеко не) или отрицательное местоимение, или наречия в роли зависимого слова. 3.Относительные и притяжательные прилагательные, наречия не на –о, -е всегда пишутся раздельно. Слитно: 1.Если нет противопоставления с союзом а и слов, усиливающих отрицание

Написание НЕ с глаголами и деепричастиями. Раздельно: 1.Глаголы и деепричастия пишутся с не раздельно. Слитно: 1.Если без не не употребляются.

Написание НЕ с недо. Раздельно: 1.Не доставать (в значении «не дотягиваться»). 2.Другие глаголы в значении «прерванное действие. Слитно: 1.Недоставать (в значении «быть в малом коллективе, быть нужным»). 2.Другие глаголы в значении «ниже нормы».

Написание НЕ с причастиями. Раздельно: 1.В полных причастиях не пишется раздельно, если есть зависимое слово или противопоставление с союзом а. 2.В кратких причастиях. Слитно: 1.Если нет зависимых слов или противопоставления с союзом а.

Написание НЕ с местоимениями. Раздельно: 1.Личные местоимения всегда пишутся раздельно с не. 2.Отрицательные местоимения пишутся раздельно, если между не и местоимением стоит предлог. Слитно: 1.Отрицательные местоимения пишутся слитно, если между не и местоимением не стоит предлог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Написание не с разными частями речи" по технологии РКМ

Учебно-методические материалы к урокам русского языка в 6 - 7 классах, связанных с изучением правил написания не с разными частями речи («Имя существительное», «Имя прилагательное», «Прич...

Методическая разработка обобщающего урока-исследования для 7 класса "Правописание приставки не- и частицы не с разными частями речи"

Данная разработка поможет учителю совместно с учениками обобщить орфограммы, касающиеся слитного и раздельного написания не с разными частями речи....

Презентация "Не с разными частями речи"

Данная презентация предназначена для урока - обобщения правила "Не с разными частями речи" в 7, 9, 10 классах. Презентацию можно использовать присмешанном обучении в качестве учебного материала для са...

Слайд 2

Пиши НЕ слитно, если

Без НЕ слово не употребляется; Можно заменить синонимом без НЕ; Неопределённые местоимения, отриц. мест. без предлога и наречия Неряха, неволить, неряшливый; Неправда, неплохо, неоткрытое Некто, некого, нечем, негде, некуда, неоткуда,

Слайд 3

Прилагательные и причастия на -МЫЙ(даже если есть ЗС, кроме слов в Тв. Падеже; Производные предлоги несмотря на, невзирая на; Наречия меры и степени очень, весьма, крайне, чрезвычайно, почти, слишком, совершенно + наречие, прилагательное, причастие. Невидимые в телескоп звёзды (но: не видимые глазом звёзды); Несмотря на усталость, мы двинулись в путь; Очень неинтересный, весьма неинтересно, совершенно непродуманный.

Слайд 4

Пиши НЕ раздельно

С глаголами и деепричастиями; Если есть противопоставление с союзом А; Причастия с зависимыми словами; Краткие причастия; Прилагательные и наречия в сравн. степени; Не видел, не видя, не думал, не думая; Не правда, а ложь; не написанное, а только начатое письмо; Не написанное мной, не засеянное отцом; Не покрашена, не сдвинута; Не лучше, не выше;

Слайд 5

Отрицательные местоимения с предлогом; При наличии слов далеко, вовсе, отнюдь, ничуть + НЕ; Наречия не на О –Е Некоторые краткие прилагат. Не с кем, не у кого, ни у кого, нис кем; Вовсе не интересный, далеко не правда, ничуть не высоко; Не всерьёз, не шутя; Не рад, не должен, не готов,

Слайд 6

1.(Не) раз я вспоминал случай, когда (не)чаянно сказанное слово сделало нас (не)приятелями. 2.Доселе (не)виданное и (не)слыханное нами представало в его (не)придуманных историях страной (не)земных чудес. 3.Даша училась (не)плохо, но математику (не)долюбливала: у неё (не)хватало терпения выстраивать цепочки бесконечных примеров. 4.По (не)зависящим от него причинам брат (не)сколько лет (не)был в родных местах, поэтому с (не)прикрытым азартом искал в (не)узнаваемом облике города прежние черты.

Слайд 7

1.Мысль, что она улетит в тыл к немцам, так ничего и (не)узнав о муже, оставалась по – прежнему (не)привычной и (не)переносимой. 2.Да, он (не)профессиональный литератор, но его (не)даром считают талантливым сочинителем забавных историй. 3.Ещё (не)переплетённый, напечатанный на старенькой машинке роман достался мне (не)даром: выложив Аннушке кругленькую сумму, я стала владелицей целого мира, (не)понятного никому, кроме меня. 4.Совершенно (не)подготовленная встреча могла разорвать (не)прочную нить наметившегося мира.

Слайд 8

В каком предложении все слова с НЕ пишутся слитно?

1.Свидетель (не)договаривал главного, останавливаясь на абсолютно (не)важных подробностях, (не)волнующих следователя. 2.(Не)решённые вовремя проблемы со здоровьем, на которые всегда (не)достаёт времени, впоследствии принесут (не)мало хлопот. 3.(Не)заменимый на предприятии работник принял совсем (не)ожиданное решение, которое расценили как (не)лепую шутку. 4.Ни с чем (не)сравнимая красота открылась взору путешественников, которые подошли к вершине ещё (не)хоженными тропами.

Слайд 9

В каком предложении все слова с НЕ пишутся раздельно?

1.В ещё (не)раскрытые окна заглядывает (не)большая птичка и (не)торопливо прохаживается по карнизу. 2.(Не)глубокие, но болезненные ссадины причиняли беспокойство, поэтому (не)хотелось думать о (не)законченном строительстве. 3.Сын (не)по – детски посмотрел на отца и,(не)дав ему договорить, выбежал в ещё (не)освещённый дворик. 4.Приезжие были (не)притязательны: их ничуть (не)волновало то, что территория ещё (не)благоустроена, фасады (не)покрашены.

Слайд 10

Слитно или раздельно?

1. (не)правда; 2. (не)годовать; 3. (не)замёрзший пруд; 4. (не) должен идти; 5. вовсе (не)интересная 6. (не)видимая цель; 7. ещё (не) созревшие; 8. почти (не)приспособленные; 9.(не)досягаемый для спортсмена; 10.(не)выдуманные нами истории; 11. совершенно (не)знакомый; 12.(не)ясные от тумана; 13.(не)отремонтирован; 14.(не)озарённая лучами; 15.дорога (не)проторена; 16.отнюдь (не) единственное решение; 17. (не)стерпимая для ребёнка; 18.актёр (не)подражаем в роли; 19.(не)убранная рожь; 20.(не)видимый из окна. Слитно 1;2;3;6;8;9;11;12;17;18;19;20 Раздельно 4;5;7;10;13;14;15;16;