Президент Федерации еврейских общин России и основатель Еврейского музея и центра толерантности мечтал стать пожарником, но выучился на маркшейдера. О кашруте он узнал от однополчан-азербайджанцев, а свадьбу сыграл через полтора месяца после знакомства.

Я родился в Марьиной Роще. Но в местную синагогу не ходил, даже не знал о ее существовании. А бабушка туда ходила, да. Папа и мама были инженерами, работали допоздна. Я в детстве мечтал стать пожарником. Мне казалось, что они работают мало - только тогда, когда есть пожар.

Когда мне исполнилось 12 лет, семья переехала в Бибирево, чтобы увеличить жилплощадь. После переезда раз в год всей семьей посещали синагогу на Архипова на Симхат-Тору, а перед Песахом покупали мацу. Вокруг меня евреев не водилось, поэтому так странно было: уже на станции «Площадь Ногина» много евреев, а перед синагогой - вся улица битком.

Рос я обычным московским школьником, но с четкой самоидентификацией. Семья была четко ориентирована в еврейском плане. Верили в то, что Б-г есть. Национальность не скрывалась, ущербности мы не чувствовали, даже ощущали превосходство. Мне давали «хануке гелт». Впрочем, карманные деньги были и так. Помню, приятель, который жил на четвертом этаже, прочел в классном журнале, что я еврей. Он начал что-то такое говорить типа: «Я думал, ты украинец, а ты, оказывается…» В результате я его стукнул, мы перестали общаться.

Школу окончил, пошел в техникум. Были всякие ограничения для евреев Москвы - в тот вуз берут, в этот не берут, и я решил подготовиться заранее. Окончил техникум на одни пятерки. Потом пошел в армию.

Наши евреи свинину не едят

Советская армия была похожа на тюрьму. Живешь собачьей жизнью, тебя унижают. Ты - раб. Я служил на аэродроме в Крыму. В случае войны наша боевая задача была все свернуть и передислоцироваться в Болгарию, в тыл. Армейские друзья, кстати, это не самое крепкое сближение. Солдат сплачивают тяжелые испытания, а должно сплачивать общее видение, интересы. Нам так командиры и говорили: уйдете - все забудете.

В армии мое национальное самосознание раскрылось по полной. В московских дворах сверстники были более-менее одинаковыми, а тут разные народы СССР представлены. Азербайджанцы, чеченцы, у всех национальная гордость. Я сразу говорил, что еврей. Родителей попросил, они в армию мацу прислали. В столовой азербайджанцы удивлялись: «Слушай, а наши евреи свинину не едят». А я не знал, что это трефная пища. Про то, что в субботу работать нельзя, знал, а про свинину - нет.

Когда после армии я попал в синагогу на Архипова, очень плохо представлял себе, что происходит. Там увидел стенд с адресом синагоги в Марьиной Роще. Пошел, понравилось. Ходили молодые ребята, мои ровесники. И атмосфера была небольшой синагоги. Их взгляды и философия «Хабада» были мне близки, меня дома воспитывали в похожем ключе: любить всех евреев и тому подобное. Это импонировало.

Папа считал, что человек должен работать по специальности, которая требует знаний от него самого, без необходимости отвечать за других. Вот я и выучился на маркшейдера, эта работа не требует привязки к кому-нибудь другому. А потом ушел в религию. Не знаю, оправдал ли я папины надежды.

Ехать или не ехать?

Считаю, что религиозные должны идти работать. Отучиться в ешиве год после свадьбы, как хабадники обычно делают, а потом зарабатывать деньги. Потому что жить на иждивении других аморально. Человек должен созидать, зарабатывать трудом своих рук. В ешивах по-настоящему способных учеников процентов 10, остальные сидят, потому что им так выгоднее. Работать гораздо тяжелее, чем сидеть на пособии.

Религиозное общество в Израиле не только не показывает пример светскому, но демонстрирует негативные стороны поведения. Вот, скажем, жители Бней-Брака готовы были бы себя защищать, если бы те, кого они ненавидят, отошли в сторону? Когда одни защищают, а другие уклоняются, одни платят налоги, а другие их получают, симпатии это не вызывает.

Земля Израиля, безусловно, является святой, написано, что Б-г прощает грехи человеку, который там живет, а живущий в диаспоре приравнивается к идолопоклоннику. Но есть и диаспора, это обычное положение дел. Евреи живут в разных странах, потому что там они работают, могут прокормить семью, это достаточная причина. Я не беру на себя ответственность советовать людям ехать в Израиль или не ехать. Это индивидуальное решение. Не факт, что при переезде туда или сюда человек станет счастливее. Могу дать вводные данные, не более.

После армии, в 1989-м, я был настроен на отъезд. Но возникло много новых дел, я пошел учиться в заочный институт, занимался бизнесом, начал ходить в синагогу. Отъезд не то чтобы потерял актуальность - он стал откладываться, а потом сошел с повестки дня. В начале 90-х я был на Земле обетованной, там у меня родственники. Мне понравилось, хоть и было жарко. Сестра позже уехала, она поняла, что надо ехать, ничего интересного в Москве для нее не было. А у меня все закручивалось - бизнес, религиозная жизнь.

Мы, как одна из конфессий, работаем с органами госвласти. Но никогда нас не просили делать то, что противоречит нашим верованиям. Я почти не высказываюсь по политическим моментам. Но выражаю точку мнения по еврейским вопросам. Мы не вмешиваемся в политические или экономические аспекты российско-украинского конфликта. Но когда люди ходят с портретами Бандеры, это не имеет отношение к политике. Это реабилитация нацизма, оскорбление нашей исторической памяти. Или партия «Свобода», деятельность которой носит явно антисемитский характер. И неонацистские марши в Прибалтике. Это не политика, это борьба с антисемитизмом, мы ее ведем. Еврейские организации должны об этом говорить.

Мне абсолютно не нравятся теории антиизраильской направленности, характерные для некоторых религиозных движений. Я говорю не о сионизме, а об Израиле как государстве, в котором живут евреи. И государство их кормит и защищает. Это не вопрос отношения к государству и его идеологии. Израиль - самое крупное еврейское поселение, надо с уважением относиться к его функциям и посильно помогать.

Четыре свидания

Есть люди, которым подходят синагоги литовского направления, есть люди, которым ближе хасидский стиль. Это зависит от характера конкретного человека. Хабадники тоже разные бывают. В Москве есть три любавические синагоги. Те, которые предпочитают Бронную, считают, что Марьина Роща более прохладная, более официальная. Те, кто ходят в Отрадное, хвалят клубную атмосферу тамошней синагоги. Личность раввина накладывает весомый отпечаток.

В диаспоре шидух - единственно возможная форма создания еврейской семьи. С будущей женой меня познакомила сестра раввина Берла Лазара. Моя супруга из Киева, жила в Лос-Анджелесе, училась в Нью-Йорке. Я туда поехал, провел недели полторы. Встретились раза четыре. И потом объявили о помолвке. Поехал знакомиться с ее родителями, вернулся в Москву, мы договорились о дате свадьбы. Месяца через полтора поженились.

Особых поручений по дому мне жена не дает, я в пятницу прихожу поздно. Моя задача за шабатным столом рассказать о недельной главе Торы. Мои дети знают, как работает община, им знакомы разные организационные моменты. Они учатся в ешиве, преподаватели занимаются их формальным воспитанием. А я слежу за моральными качествами: чтобы были честными, порядочными людьми.

«Хабад» был активен и в советское время, и сейчас. В других движениях раввины, которые приезжают в Россию, являются контрактниками. А эмиссары «Хабада» приезжают в город навсегда, чтобы там жить. Эмиссаров специально ничему не обучают. Они учат Тору, потом помогают другим эмиссарам, так и перенимают нужные навыки. Недавно я был у Чернобыльского ребе в Бней-Браке. Его зять говорит: «Мы были в Москве, там все выходцы из Украины - в “Хабаде”». А ребе отвечает: «Ну так “Хабад” через все прошел, он это заслужил».

Музей толерантности - это надобщинная структура, вышедшая за традиционные рамки. Поэтому попечительский совет работает так, как это принято на Западе. Американский «Хабад» считает, что книги Шестого Любавического ребе должны переехать в Бруклин. То, что они находятся в нашем музее, для них ничего не значит.

Не могу сказать, что являюсь образцом толерантности и политкорректности, но в целом, если что-то не нравится, в лоб не озвучиваю. Прямолинейность и желание все сказать - это не одно и то же. Высказать все в лицо может быть крайне неэффективным. Тебе что важно - выговориться или достичь результата?

Благотворительность - это не халява


Мне кажется, что светские евреи - ментально россияне, живут в общей системе координат, от общей массы не отличаются. У религиозных свои ценности. Ментально я за объединение российских еврейских организаций. За единство многообразия. Должна быть общая структура, единая еврейская община России. Это было бы хорошо для позиционирования. Мы делали шаги в этом направлении. Но другие организации не хотели, боялись, что их будут ущемлять.

Пожилые люди нуждаются в благотворительности. Поэтому бесплатные еврейские мероприятия не являются «халявой», это жизненная необходимость. Есть люди, которые нуждаются, и есть те, которые приносят деньги. Просить деньги у спонсоров очень некомфортно. Единственное, что мотивирует, - это цели. Понимание, зачем это делаешь. Такое ощущение осталось до сих пор. Дать намного проще, чем брать. Многие люди мало знают о еврейской жизни, но готовы помочь общине материально. В моей практике имелись спонсоры, которые на протяжении 10 лет давали деньги, а сами никогда в синагоге не были. Они чувствовали потребность именно в оказании помощи. Единственная связь с общиной у них происходила через меня.

Я стараюсь, чтобы деньги не меняли сущность наших отношений и чтобы спонсоры понимали важность своего вклада. Случались ситуации, когда спонсорские деньги оказывались столь незначительными, а дискомфорт при общении с ними настолько большим, что я от этих пожертвований отказывался.

Кем я буду через 10 лет? Если не дай Б-г не придет Машиах, буду продолжать делать то, что делаю.

Александр Моисеевич Борода (2 июля 1968 год, Москва, РСФСР, СССР) - Президент Федерации еврейских общин России, основатель Еврейского музея и центра толерантности, Член Общественной палаты РФ

Биография

Родился 2 июля 1968 года в Москве, в семье инженеров. Детство прошло в районе Марьина Роща. Учился в Московском техникуме транспортного строительства.

По окончании техникума был мобилизован в ряды Советской армии, проходил службу в морской авиации.

Окончил Всесоюзный заочный политехнический институт по специальности «Маркшейдерское дело». Принимал участие в строительстве станций метро Коньково, Теплый Стан, Бибирево, Алтуфьево. Согласно указу мэра Юрия Лужкова от 1 июля 2008 года «за большой вклад в развитие строительной отрасли города Москвы и многолетний добросовестный труд» присвоено звание «Почетного строителя города Москвы».

В 1989 году, учась в институте и работая, А. М. Борода стал посещать синагогу. В начале 1993-го начинает работу над журналом «Лехаим» совместно с Борухом Гориным (прим. - главный редактор журнала «Лехаим», Глава Департамента общественных связей ФЕОР).

Продолжая работу в журнале, в 1996 году становится президентом регионального общественного Фонда развития еврейской культуры - занимается проблемами развития еврейской жизни в масштабах Москвы. Фонд одним из первых на территории России развернул широкую благотворительную деятельность: в первую очередь, обширные ежемесячные региональные программы для малоимущих семей, культурно-просветительскую работу, образовательные программы и семинары, ежемесячные благотворительные концерты.

В 1996 году при содействии Бороды начинается строительство Московского еврейского общинного центра крупнейшего в Восточной Европе, которое завершается в 2000 году.

С 2000-го года А.Борода являлся исполнительным вице-президентом ФЕОР. Федерация еврейских общин России является ведущей еврейской организацией России, в которую входит более 200 общин в 180 городах, в 42 из них постоянно работают раввины.

Алексанр Борода - генеральный директор и основатель Еврейского музея и центра толерантности, открытого 8 ноября 2012 года в здании Бахметьевского гаража в Москве. Является членом Общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации, входит в комиссию по комплектованию войск по призыву и контракту.

«Биография»

Образование

Учился в Московском техникуме транспортного строительства.

Окончил Всесоюзный заочный политехнический институт по специальности «Маркшейдерское дело».

Деятельность

«Новости»

Александр Борода вошел в состав Общественной палаты РФ

Президент России Владимир Путин подписал указ об утверждении членов Общественной палаты (ОП) России. Соответствующий документ размещен на официальном портале правовой информации.

«Предложить членам Общественной палаты России, утвержденным настоящим указом, совместно с членами ОП России, делегированными от общественных палат субъектов России, приступить к формированию ОП России в полном составе», - говорится в документе

Александр Борода и Ирина Винер вошли в состав Общественной палаты РФ

Президент России Владимир Путин подписал указ об утверждении членов Общественной палаты (ОП) России. Соответствующий документ размещен на официальном портале правовой информации, сообщает Газета.ру.

«Предложить членам Общественной палаты России, утвержденным настоящим указом, совместно с членами ОП России, делегированными от общественных палат субъектов России, приступить к формированию ОП России в полном составе», - говорится в документе.

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода поздравил евреев России с наступающим праздником Пурим

Дорогие друзья!

Поздравляю вас и ваших близких с праздником Пурим – одним из самых веселых праздников еврейского календаря

Как всем известно, еврейский народ отмечает Пурим в память о событиях, произошедших в Персии в V веке до нашей эры. Этот праздник посвящен спасению нашего народа от смертельной опасности и невероятному личному подвигу царицы Эстер и ее дяди Мордехая.

Синагога класса VIP

На Рублёвке, в самом престижном и экологически чистом «дачном» пригороде Москвы, вскоре будет построена синагога. Как сообщил порталу IzRus президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Александр Борода, она предназначена для сотен миллионеров еврейского происхождения, живущих в этом элитном районе.

Федерация еврейских общин отмечает снижение антисемитизма в России

Еврейская община России отмечает уменьшение проявлений антисемитских настроений в обществе за последние несколько лет, заявил президент Федерации еврейских общин России Александр Борода на церемонии открытия V съезда ФЕОР в понедельник.

Президент Федерации еврейских общин России АЛЕКСАНДР БОРОДА: «Мы знакомы с Патриархом Кириллом не первый год, нас сближает совместная работа»

Александр Борода: Атмосфера была дружеская и теплая. Мы знакомы с Патриархом Кириллом не первый год, нас сближает совместная работа в Межрелигиозном совете, участие в различных межрелигиозных конференциях и в различных совместных проектах. Поэтому атмосфера была рабочая и дружеская.

Президент ФЕОР Александр Борода введен в состав Общественной палаты Российской Федерации.

24 сентября Президент РФ Дмитрий Медведев утвердил список членов Общественной палаты РФ, среди которых впервые президент Федерации еврейских общин России — Александр Моисеевич Борода.

Российский еврейский музей толерантности откроется в Москве осенью

Российский еврейский музей толерантности откроется в Москве в ноябре 2012 года, заявил президент Федерации еврейских общин России Александр Борода на церемонии открытия V съезда ФЕОР в понедельник. Музей будет расположен в центре Москвы на улице Образцова в историческом здании Бахметьевского гаража. Работы по его реконструкции для создания музейной экспозиции начались в 2007 году. Изначально планировалось, что открытие музея состоится в 2011 году.

В иудейской общине РФ опасаются усиления позиций националистов

В ходе заседания президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Александр Борода высказал обеспокоенность тем, что «под видом развития демократии, под видом свободы достаточно активно поднимают голос разные националистические группы, которые участвуют в митингах».

«Мы боимся, что, воспользуясь какой-то возможностью, они будут крепнуть и будут источником дальнейших проблем. И очень важно, чтобы правоохранительные органы отделяли то, что там люди хотели сказать, то, что кому-то что-то не нравится, и те группы, которые несут радикальные мысли, радикальные идеи и возбуждают толпу», — сказал А. Борода, отметив, что во многом это носит антигосударственный и антизаконный характер.

Глава ФЕОР обратился к ректору МГУ по поводу учебника Барсенкова и Вдовина

Президент Федерация еврейских общин России Александр Борода направил письмо на имя ректора МГУ В. А. Садовничего в связи с выходом в свет учебного пособия А.С. Барсенкова и А.И.Вдовина «История России. 1917–2009».

«Уже длительное время еврейская община России с тревогой следит за научной и преподавательской деятельностью профессоров МГУ А.С. Барсенкова и А.И. Вдовина. Беспокойство и недоумение вызвала у нас националистическая и предвзятая позиция вышеупомянутых преподавателей в оценке современной истории России, — говорится в тексте письма. ссылка: http://www.jewish.ru/news/cis/2010/09/news994289188.php

Федерация еврейских общин России скорбит о кончине Василия Аксенова

Светлый образ писателя Василия Аксенова, творчество и жизнь которого способствовали падению тоталитарного режима, навсегда останется в сердцах российских евреев, заявил президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Александр Борода, выражая соболезнования в связи с кончиной писателя его супруге.

Еврейская община просит построить пять новых синагог в Москве

Федерация еврейских общин России хотела бы получить разрешение властей на строительство в Москве еще, как минимум, пяти синагог, сообщил на открывшемся в столице V съезде еврейских общин России президент федерации Александр Борода, предает «Интерфакс».

В Калуге вновь откроется синагога

С просьбой безвозмездно передать в собственность еврейской общины Калуги здание бывшей синагоги на улице Дзержинского, 41 в областном центре в очередной раз обратились к президенту России главный российский раввин Берл Лазар и президент Федерации еврейских общин страны Александр Борода, сообщает 15 февраля корреспондент ИА REGNUM.

Израильские СМИ: Путин стремится заручиться поддержкой евреев накануне выборов

В частности, 8 февраля Путин встретился с представителями различных конфессий России, среди которых были главный раввин России Берл Лазар и президент Федерации еврейских общин России Александр Борода. Об этом сообщало Агентство еврейских новостей. Отметим, что на этой встрече раввин Лазар, обращаясь к Владимиру Путину, заявил: «Одна из главных основ Торы – признание благодарности. И я хочу поблагодарить вас за все, что вы сделали для евреев!.. Для нас так важна стабильность!»

Памятник, оргкомитет и референдум: в Ростове-на-Дону пытаются определить, кого считать «жертвами фашизма»

В начале апреля губернатор Ростовской области Василий Голубев встретился по этому поводу с главным раввином России Берлом Лазаром и президентом федерации еврейских общин России Александром Бородой, сообщает «ФедералПресс».

Съезд Федерации еврейских общин России

В пресс-конференции примут участие члены президиума съезда — главный раввин России Берл Лазар, президент ФЕОР Александр Борода, руководитель департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин.

Федерация еврейских общин России планирует вернуть читинскую синагогу

Так, президент ФЕОР Александр Борода на пресс-конференции коснулся вопроса о реституции, заметив, что идет она непросто, поскольку большинство помещений бывших синагог, отобранных в советские годы, заняты образовательными и медицинскими учреждениями.

— Мы стремимся решить этот вопрос так, чтобы не вызывать напряжения в города. Среди городов, в которых ФЕОР рассчитывает вернуть здания, когда-то принадлежавшие общинам — Калуга, Орел, Ставрополь, Чита, — отметил Борода.

Тотальное наступление раввината на Кремль или кто должен править русским народом?

Председатель правления ФЕОР Александр Борода добавил к заявлению раввина Лазара, что «еврейские учебные заведения сегодня в значительной степени еще находятся в стадии формирования: есть проблема с кадрами, преподавательским составом. Потому что преподавание иудаики при советской власти было запрещенным занятием. Однако пройдет еще 3–5 лет, и мы подготовим своих преподавателей, получивших образование здесь в России и являющихся российскими гражданами».

Александр Моисеевич Борода является известной российской личностью благодаря своей религиозной и общественной деятельности. Александр Борода занимает должность президента Федерации еврейских общих России (сокращенно ФЕОР).

Родился будущий российский деятель в Москве в 1968 году (2 июля). Мать и отец его были инженерами. Детство проходило в районе Марьина Роща. Получил образование в Московском техникуме по транспортному строительству.

В наши дни Александр решил построить самый крупный в мире Музея Толерантности. Данную идею поддержал президент РФ . Музей расположился на месте, где происходило восстановление памятника архитектуры Москвы "Бахметьевский гараж" архитектора К. С. Мельникова. Главной целью создания музея является идея об укреплении толерантности в обществе, а также воспитания нового поколения таким образом, чтобы оно уважало культуру абсолютно любого народа.

Карьера Александра Бороды

После того, как Александр окончил техникум, его мобилизовали в ряды советской армии. Он там прошел службу в морской авиации. Учился во всесоюзном политехническом институте на факультете «Маркшейдерское дело». Помогал строить станцию метро Коньково, Теплый Стан, Бибирево, Алтуфьево.

Начиная с 1989 года Александр Борода начал ходить на синагогу. В это время он заочно учился в институте, а также работал.

В 1993 году начал сотрудничество с Борухом Гориным в журнале «Лехаим».

В 1996 году Александр Борода поспособствовал началу строительства Московского общественного центра евреев в Восточной Европе. Данное строительство завершилось в 2000 г.

Александра Моисеевича очень уважали сотрудники. Обычно израильтянам очень тяжело произносить имя Александр, и они сокращают его до Алекс, но для того, чтобы показать все уважение к будущему президенту они научились полностью выговаривать его имя и отчество (Александр Моисеевич).

В 2008 году (февраль 19) Александра Моисеевича избрали на пост президента Федерации еврейских общин России.

Президент федерации еврейских общин раввин Александр Борода

Александр Борода в ФЕОР

В 2000 году Александра Моисеевича Борода принял все полномочия вице-президента ФЕОР (Федерация еврейских общин России). Начиная с 2004 года по сегодняшний день Борода стал главой Правления Федерации. Под его руководством ФЕОР превратился в один из самых мощных центров. Он начал обеспечивать функционирование практически всех главных составляющих общинной жизни: религиозной, образовательной, культурной, социальной.

С этого же года (2000) Александр Борода занял пост исполнительного директора Регионального общественного фонда «Эзра». В данном фонде российский деятель разрабатывает ряд программ для помощи нуждающимся евреям. Созданный им фонд уже помог очень многим инвалидам, а также другим людям, которые нуждаются в помощи и поддержке. Под свою опеку созданный Александром фонд взял более 20 тысяч пожилых пенсионеров. Данных людей фонд обеспечивает бесплатным питанием и продуктами питания, а также разработаны различные развлекательные программы.

В 2002 году исходя из соглашения между благотворительным Фондом "Эзра" и Министерством труда и социальной защиты РФ Фонд начал участвовать в различных государственных программах, специализированных на разнообразных профилактиках безнадзорности и правонарушениях среди несовершеннолетних. С этому времени, данная программа сумела оказать помощь и поддержку более 120 учреждениям социальной защиты для несовершеннолетних, которые расположены в 52 субъектах Федерации. Данные учреждения являются социально-реабилитационными центрами для детей, а также подростков.

Личная жизнь Алешина Игоря

О личной жизни Александра Моисеевича Бороды известно только то, что он уже на протяжении многих лет счастливо живет со своей супругой и у них пятеро замечательных детей.

Окончил Всесоюзный заочный политехнический институт по специальности «Маркшейдерское дело».