Паяльник является атрибутом любого радиолюбителя , начиная от профессионала и заканчивая тем , кто только начал . Сегодня в продаже можно найти паяльники или даже паяльные станции любых размеров . Но все они имеют один большой минус – они довольно грубы и у них большое расстояние от конца жала до края ручки . Такие габариты удобны при пайке больших деталей , но при работе с мелкими элементами подобные устройства неудобны , в силу того , что их очень тяжело позиционировать . Просмотрев в сети интернет схемы миниатюрных паяльников , я обнаружил , что многие из них обладают некоторыми недостатки в конструкциях : несменное жало , отсутствие заземления и многое другое . Поэтому решил попробовать создать более модернизированный “помощник ” начинающего радиолюбителя на основе нескольких инструкций . К особенностям нашего будущего паяльника можно отнести : малое расстояние от конца жала до края ручки (~30 –40 мм ), диаметр ручки (~15 мм ), возможность замены жала и нагревательных элементов (запаска ), легкость в изготовлении , при котором не понадобятся какое –либо специальные знания .

Самодельный миниатюрный низковольтный паяльник – чертеж

В качестве ручки была использована обычная кисточка , которая была предварительно отшлифована и отлакирована .
Для хорошего крепления проводов в ручке я использовал такой самодельный узел : в пустотелой заклепке сделал резьбу и вклеил ее в ручку . Здесь с помощью стопорного винта легко можно фиксировать кабель .
Далее перешел к изготовлению креплений для теплового экрана . Они были изготовлены также из пустотелых заклепок , но уже меньшего диаметра . В них была создана резьба М1 ,6 и приклеены в отверстия ручки .

Нагревательный элемент был взят из обычного недорогого китайского паяльника , после некоторых манипуляций с размерами , он идеально подошел к нашему устройству .

Данный элемент имеет мощность 7 Ватт и длину 6 ,5 мм . Питание осуществляется регулируемым БП – от 0 …18 Вольт . При этом температура нагрева может достигнуть 280 градусов
В заднюю часть ручки была вклеена обычная пружинка , которую можно позаимствовать у обычной шариковой ручки . Данная деталь необходима для защиты силового кабеля от излома .
Провод заземления и питания продет в кембрик . В основное отверстие вилки , которое предназначено для кабеля , запрессовано гнездо для заземления , а силовые кабели выведены через дополнительно е отверстие .
Как видно на картинке получившийся самодельный миниатюрный низковольтный паяльник по своим габаритам едва отливается от обычной авторучки .

Для пайки радиоэлектронных схем часто приходится соблюдать особую осторожность при нагреве выводов полупроводниковых элементов. Они бывают очень требовательны к температуре.

К тому же, иногда при отладке какой-либо схемы приходится производить пайку при подключенном питании. В этом случае использовать обычный паяльник, питающийся от сети 220 Вольт, опасно. Для таких случаев лучше применить электропаяльник, который работает от напряжения 12 вольт.

Паяльник, рассчитанный на 12 Вольт, может работать как от переменного тока, так и от постоянного.

Работающий на постоянном токе паяльник может быть подключен даже к бортовой сети автомобиля, при условии, что мощность его не будет превышать расчетную мощность автомобильной электропроводки.

В продаже есть немало конструкций паяльников, использующих низкое напряжение. Отличить их можно по обязательной надписи на корпусе, на упаковке.

Это напряжение должно быть указано и в технических характеристиках инструмента. При наличии ненужного паяльника на 220 вольт, можно изготовить 12 вольтовый самостоятельно.

Переделка старого паяльника

Для того чтобы переделать стандартный паяльник, нужно разобрав его, удалить нагревательный элемент. Вместо него, на слюдяной подложке нужно намотать нихромовую нить толщиной 0,02-0,20 мм. Нить можно извлечь из какого-либо отслужившего свой срок электроприбора, например, фена.

Длина нити подбирается экспериментально в зависимости от толщины и требуемой степени нагрева паяльника. При намотке нити необходимо следить за тем, чтобы витки не соприкасались друг с другом.

Последовательность работ такая:

  • после подбора длины проволоки витки фиксируют при помощи какого-либо термостойкого клея;
  • нить с двух концов подключается проводами к источнику питания. Им может быть преобразователь на 12 вольт, аккумулятор для электроинструмента или автомобильный аккумулятор;
  • корпус нового паяльника на 12 вольт необходимо собрать и он ничем не будет отличаться от прежнего.

Чтобы случайно не включить инструмент в сеть 220 вольт, на ручке рекомендуется сделать броскую, хорошо видимую надпись – «12в».

Из резистора

Можно изготовить миниатюрный самодельный паяльник на 12 вольт, используя постоянные металлопленочные резисторы, например, МЛТ-2 мощностью 2 Вт.

Они работают даже с перегрузкой до 6-10 раз, поэтому несложно добиться от них мощности до 12-20 Вт. Но значительная ее часть будет растрачиваться на теплообмен с воздухом из-за сравнительно большой площади поверхности резистора. Для изготовления понадобится резистор с номиналом 24-27 Ом.

Один из его достаточно толстых выводов послужит жалом паяльника, второй – контактом для провода питания.

Корпус резистора около контакта-жала нужно зачистить от краски и плотно обмотать вторым питающим проводом. Рабочая схема паяльника готова.

Остается только поместить ее в корпус, которым будет удобно пользоваться. Для этого резистор оборачивают термостойким теплоизолирующим материалом, например, стеклотканью, и помещают в пластиковую трубку подходящего диаметра.

Использование в автомобиле

В современных автомобилях осталось мало таких узлов и деталей, которые можно самостоятельно, вне гаража или мастерской подвергнуть ремонту. Скорее всего, это могут быть поврежденные на сгибах жгуты проводов.

Такие неисправности устранить несложно прямо в дороге. Достаточно снять лишнюю изоляцию и скрутить провода, защитив потом скрутку изоляционной лентой.

Но проводка автомобиля работает в очень тяжелых условиях. Она подвержена воздействиям вибраций, частому изменению температуры и влажности, особенно в зимнее время.

В таких условиях контакт в скрутке может быть утрачен, а при использовании обычной однопроводной электрической схемы потеря контакта может непредсказуемо отразиться на поведении автомобиля.

Для предупреждения этого нежелательного явления скрутку рекомендуется пропаять. Для этого и понадобится автомобильный паяльник, работающий от прикуривателя.

Практически все прикуриватели автомобилей запитаны линией проводов, рассчитанной на ток до 15 А. Этого вполне достаточно, чтобы подключить паяльник мощностью до 100 Ватт. А больше вряд ли потребуется. Переделывают и сам прикуриватель в пальник. Получается миниатюрный инфракрасный фен.

В автомобилях более раннего производства пайка может понадобиться для ремонта монтажных блоков реле и предохранителей, для припаивания клемм к проводам, переломанным в процессе использования.

Предлагаем вам как вариант своими руками смастерить из доступных материалов на доступном оборудовании миниатюрный электрический паяльник на 12 вольт. Он будет очень удобен для работы с маломерным рабочим материалом – при пайке выводов различных микросхем, деталей микронаушников, ручных электронных часов (или, например, сделать самому ) и всяких других миниатюрных элементов современной радиоэлектроники.

Самодельный микроэлектропаяльник

Набор необходимых для изделия материалов совсем невелик. Вам потребуются: медная проволока для жала паяльника; медная фольга, нихромовая проволока и жестяная трубка – кожух для электронагревателя; пластмассовая термостойкая рукоятка; электрический шнур в термостойкой изоляции; конторский силикатный клей и тальк для электроизоляционной массы.

Возможно, что с медной фольгой у вас возникнет некоторая проблема. Но она вполне разрешима. Если фольги нет, то нетрудно найти фольгированный стеклотекстолит, из которого делаются печатные схемы и платы (если нигде печатные схемы или платы не валяются, то стеклотекстолит можно купить за 200 рублей в магазине радиотоваров). Отделить слой фольги из стеклотекстолита можно нагреванием его утюгом. Сложно в начале поддеть край фольги, а потом вслед за утюгом вы будете легко сматывать фольгу на круглую палочку. При этом главное – тянуть фольгу равномерно.

Необходимое оборудование: электрическая или , пинцет, плоскогубцы, кусачки, пластиночки или дощечки для обмазывания клеевой массой, ветошь для вытирания рук и инструментов.

Миниатюрный паяльник будет питаться от бытовой электросети через понижающий трансформатор 220/12 вольт, вторичная обмотка которого должна отдавать ток 1 ампер в 12-омную нагрузку. Вполне подойдет, например, трансформатор ТВК-110Л, используемый для кадровой развертки в старинных ламповых телевизорах («Рекорд-В300», «Весна-308» и им подобных). для этой цели не подойдет.

В качестве жала паяльника возьмите кусочек медной проволоки длиной 40 мм и 1,5 мм в диаметре. Один конец проволоки заточите в виде двугранного угла с раствором 40˚, после чего грани угла («щечки» жала) залудите. Изготовленное жало будет находиться внутри нагревательного элемента.

Теперь приготовьте специальную электроизоляционную массу: замесите на конторском силикатном клее (жидком стекле) тальк до состояния густого теста. Этой массой вы будете наносить тонкие слои изоляции на цилиндрическую поверхность с помощью каких-либо приспособлений (пинцета, дощечек, пластинок). Учтите, что приготовленная сырая масса сильно прилипчива, и, чтобы предохранять от прилипания пальцы и инструмент, время от времени обсыпайте их сухим тальком.

Вокруг жала плотно сверните из медной фольги трубку длиной 30 мм – основание для нагревательного элемента (из нее будет торчать конец жала длиной 10 мм). Аккуратно покройте трубку тонким слоем электроизоляционной массы. Затем, держа над газовой или электрической конфоркой (температура должна быть 100-150˚), просушите до полного «спекания» электроизоляционного теста.

На приготовленное основание нагревательного элемента намотайте нагревательную спираль из нихромовой проволоки длиной 350 мм и 0,2 мм в диаметре. Витки укладывайте плотно друг к другу в один слой. Не забудьте оставить спрямленные концы – выводы проволоки: один – длиной 30 мм, другой, «заворотный» – 60 мм. Покройте обмотку защитным электроизоляционным слоем и повторите сушку в полном объеме.

Когда изоляция обмотки высохнет, заверните длинный («заворотный») конец проволоки назад и, плотно прижав его к поверхности трубки, нанесите третий слой вашей тестообразной массы и опять повторите процесс сушки. Нагревательный элемент паяльника готов.

Два конца проволоки, выступающие из нагревательного элемента, также покройте до половины их длины электроизоляционной массой (оставшиеся половины будут подсоединены к жилам электрошнура). Эта операция потребует от вас особого терпения и аккуратности: нередко приходится дополнительно набивать сырым «тестом» оставшиеся по недосмотру или по неаккуратности микрополости и каждый раз сушить над конфоркой.

Завершающая процедура конструирования – сборка микроэлектропаяльника. Через внутреннюю полость пластмассовой термостойкой рукоятки протяните электрический шнур в термостойкой изоляции и к его оголенным жилам прикрутите концы вашего нихромового электронагревателя.

И вот, наконец, последняя процедура обмазки и сушки: заизолируйте оголенные места соединения электронагревателя с электрошнуром. После этого электронагреватель вмонтируйте в подходящий по размеру жестяной защитный кожух и соедините кожух с рукояткой.

После контрольного включения и прогрева ваш миниатюрный паяльник на 12 вольт будет готов к работе.

При работе с пайкой любому радиолюбителю всегда пригодится баллончик со сжатым воздухом, чтобы можно было продуть плату от пыли. В статье вы узнаете как можно сделать такой баллончик в домашних условиях.

А теперь посмотрите это полезное видео:

Паяльник, рассчитанный на 12 Вольт от вашего родного автоконя можно сделать за час-два, который может очень сгодится в хозяйстве домашнего мастера. Основой нагревательного элемента ему послужит… вы не поверите — резистор ПЭВ-10 или ПЭВ-7,5!
Данная конструкция является всего лишь примером, и полет фантазии очумелых ручек здесь неограничен. Главное здесь, иметь два медных стержня разных диаметров и сам резистор ПЭВ.


Обнаружил описание такой оригинальной конструкции в сети. Вот же, блин, век живи, век учись! Сколько лет увлекался электроникой, различными поделками, а про такое не слышал и сам бы не допер.

В самом деле, ведь окажись вы не в гараже, а понадобится что-то припаять в каком-нибудь девайсе вашей машины, ведь 220 вольт у вас не будет под рукой. Так что такой самодельный паяльник, сделанный своими руками за час, очень даже может выручить вас в такой ситуации. А ежели у вас завалялся мощный старый трансформатор с 12-ю вольтовым выходом, так ведь сей чудо-паяльник сгодится еще и дома!

Резисторы ПЭВ

Вот такие резисторы бывают большой мощности. Помню, на заводе когда работал радиомонтажником, паяльники у нас были на 36 вольт и регулировались они тогда примитивным способом: через последовательное включение в их цепь питания таких вот огромных резисторов, подобных этим, но только с цилиндрическим регулированием. Для этого использовались резисторы типа ППГ-25Г. При уменьшении температуры часть энергии рассеивалась на этом резисторе, а учитывая, что паяльники у нас были на 40 Ватт, грелись эти резисторы ой-ой-ой.

Вот же русская смекалка! В самом деле: резисторы из керамики, рассчитаны на громадные нагревы (знаю, говорю вам как практик), сделаны прочно, надежно — вполне можно применить его как нагревательный элемент паяльника. Цифра в названии означает мощность резистора, если не догадались.

Конструкция самодельного паяльника

Что ж, теперь остается только закрепить внутри резистора ПЭВ-10 (ПЭВ-7,5) жало для паяльника, а к его выводам приделать ручку. А, как я упомянул, выводы, как всё прочее в данных резисторах сделаны на века — фиг оторвешь!

Вот таким примерно макаром делается жало вкупе с телом, передающим нагрев, из двух медных стержней, вставляемые внутрь резистора.

В большом стержне просверливается углубления с двух сторон: для самого жала и для крепежного болта. Затем нарезается в них резьба. Резьба нарезается и на жале будущего паяльника.

На большом стержне нужно сделать канавку для стопорного стального колечка, затем его надеть.

После чего конструкция жала и нагревательного элемента паяльника собираются вместе.

Хе-хе, дешево и сердито! 🙂 Похоже? Hände hoch!


От себя добавлю, что после сборки резистор можно обмотать асбестовым шнуром для уменьшения потерь тепла.

Рукоятку автор сделал из двух одинаковых половин текстолитовой пластины. Подойдет материал толщиной 3-5 мм. В пластинах проделываются бороздки под питающий провод.

Немного слабое место паяльника — контакты резистора. Они сделаны не из стали, а из меди, к сожалению. Поэтому обладают известной гибкостью, об этом говорит и автор конструкции. Так что при пайке сильно чур не давить! Но при желании и умении, можно усилить крепление, надев две круглые зажимные скобки поверх резистора в области контактов, зажимая скобками сам резистор таким образом. И уже их концы привинчивать к пластинам. Скобки можно уплотнить фторопластовой лентой.

Ну и готовая конструкция!

Сопротивление резистора ПЭВ для паяльника

Для паяльника на 40 Вт, работающего от автомобильного аккумулятора, сопротивление резистора должно быть около 5,1 Ом (на нём будет выделяться мощность около 30 Вт). Это с учётом сопротивления проводов (примерно 1 Ом). При таком сопротивлении паяльник нормально разогрет, если напряжение аккумулятора выше 12 В. и не перегревается при максимальном (14,4 В).

Если паяльник предполагается подключать через автоматический терморегулятор (с термоэлементом, установленным на жале), то сопротивление резистора можно уменьшить до 3,6…4,7 Ом. Тогда и нагреваться он будет быстрее — не 2…3 минуты, а всего секунд 40. А к перегрузкам по току отечественные ПЭВ’ы практически нечувствительны. Для других питающих напряжений сопротивление резистора должно быть другим, как видно из таблицы.

Паяльник 12 Вольт — это низковольтный паяльник, нагревательный элемент которого рассчитан на рабочее напряжение 12 вольт. Паяльник 12 Вольт используют для соединения проводов и деталей различного рода между собой методом пайки.

Несомненное достоинство низковольтного паяльника 12 Вольт, по сравнению с бытовым паяльником на 220 В — это малое рабочее напряжение и, следовательно, известная безопасность при выполнении работ.
Паяльник 12 Вольт широко применяется, например, в радиотехнике, при пайке радиоэлементов к печатным платам. Его использование здесь препятствует повреждению чувствительных к току наводки радиодеталей и радиокомпонентов. Также паяльник 12 Вольт удобно применять в автомобиле, например, при спайке проводов, поскольку в нормальном состоянии, аккумуляторная батарея машины заряжена где-то на 12,6 Вольт. Для того, чтобы использовать паяльник 12 Вольт непосредственно в авто, нужен переходник, или адаптер, который обычно вставляется в прикуриватель. Как раз для этих целей пользуются специальными автомобильными паяльниками.

Особенности паяльников 30 вт Rexant

Сегодня основные элементы паяльника проходят модернизацию, с целью улучшения их рабочих характеристик. Все чаще используются керамические стержни, вместо медных. Это позволяет ускорить процесс нагрева жала прибора. Существуют и другие разновидности паяльных инструментов: индукционный паяльник и паяльник с импульсной подачей напряжения, различающихся способом передачи тепла.

Паяльник 12 Вольт купить сегодня не составляет большого труда, широчайший выбор этих инструментов на прилавках магазинов и интернет-магазинов. Каждый желающий может подобрать для себя инструмент по своему вкусу. Например, паяльник 12 вольт Rexant или паяльная станция, имеет в своем комплекте основной блок, позволяющий регулировать температуру нагрева жала, а сам электрический паяльник рассчитан на мощность 8 Вт.

И в заключении нужно напомнить, что в процессе пайки деталей выделяется паяльный дым. В составе этого дыма присутствуют пары свинца и канифоли, которые оказывают неблагоприятное воздействие на человеческий организм. Длительное вдыхание такого дыма, может привести к аллергическим и астматическим реакциям, или так называемой «паяльной» болезни Нужно строго соблюдать санитарные нормы и правила и как можно чаще проветривать помещения, в которых скапливаются вредные пары припоя и флюса. Также не рекомендуется непрерывно заниматься пайкой в течение длительного времени.