Личные местоимения в японском языке – это отдельная тема для разговора, потому что в любом языке есть свои особенности употребления местоимений, но мало где этих особенностей так много, как в японском языке. Но в начале – несколько общих слов.

Вот в русском языке мы делим на он/она/оно просто по роду существительного, независимо от того, человек ли это или предмет, одушевленное это или нет. И кажется нам, что по другому не может и быть, а между тем не только может, но и есть: английское it – это не всегда “оно”, например. Да и вообще, “средний род” – это весьма удивительная категория, японцы так вообще долго и внимательно смотрят на меня, спрашивая: “а что такое “средний род”? Гермафродит?” И я даже не знаю до сих пор, как им ответить. То есть я знаю, что это грамматическая категория и т.д., и т.п., но я совершенно не представляю, как в русском языке появилась такая категория, если даже стол и стул у нас мужского рода, а ручка и кухня, например, женского.

Не менее занятно все и с местоимениями второго лица: вот нам кажется, что наличие двух местоимений – единственного и множественного числа – это естественно, а меж тем в современном английском просто одним обходятся.

В японском языке личные местоимения – это табуированная лексика, неприличная. Это как на кого-либо пальцем тыкать: открыто и невежливо. Вежливо – это по имени назвать, по должности, еще как-то обозначить, что понимаете, с кем разговариваете, а не безлично обращаетесь. Это вот к детям да стоящим ниже по социальной лестнице можно обратиться на “ты”, а порой на “эй ты”, к вышестоящим же даже “вы” недостаточно вежливо.

Но совсем без местоимений обходиться тоже не всегда получается, поэтому в японском языке огромное количество вариаций “ты/вы”: вновь созданное местоимение является в начале даже вполне вежливым и допустимым в вежливой речи при обращении к собеседнику, но чем дольше оно используется, тем более прямолинейным и, как следствие, более грубым оно становится, и вот уже некогда крайне вежливое “омаэ” (“о вы, стоящий передо мной”) превращается в даже несколько пренебрежительно-грубоватое обращение, а состоящее сплошь из вежливых иероглифов “кисама” годится только ругани. А на место их приходят другие, пока еще вежливые варианты, ибо все ж таки свято место пусто не бывает.

А еще есть “ты”, которым жены к мужу обращаются, своего рода аналог наших ласковых домашних прозвищ, порой такое “ты” (“аната”), прошептанное тихим женским голосом, может быть красноречивее любого “люблю” (которое тут произносится крайне редко, реже только цветы дарят, но про цветы я тоже как-нибудь потом отдельно расскажу)), хотя оно же (это самое “аната”) может и весьма презрительно звучать, конечно. К слову сказать, к жене муж будет совсем иное “ты” использовать, но оно тоже будет свое, семейное, очень личное “ты” (“кими”).

С личным же местоимением первого лица и подавно все интересно. Во-первых, вариантов “я” не меньше, чем вариантов “ты/вы”, если не больше: что-то говорят только старики, что-то – только юные девушки, что-то молодые и горячие юноши, что-то употребляется в официально обстановке, а что-то – только дома. Но самое интересное – на мой взгляд – открылось мне относительно недавно. Этим самым “я” называют детей при обращении к ним. Скорее всего, не всех детей, а только мальчиков, и, может быть, только уже совсем не молодые тетушки, но таки называют. Так у ребенка тетушки спрашивали, будет ли он предлагаемое угощение, словами: “я это есть будет?”. Или же у меня спрашивали о здоровье сына словами: “Как там я? Здоров?” Видимо из-за всего этого разнообразия различных “я”, само слово “я” может обозначать того, кто это “я” произносит. Так мальчики говорят про себя “боку”, вот и спрашивают у меня тетеньки: “Как там твой “боку” поживает?”

Логическим продолжением такого вот восприятия местоимения “я” стало заимствование слова “my” не в значении “мой”, а в значении “собственный”, “то, что про кто-то либо говорит “мой”". Например, “майка:” – это “личная машина” (как противопоставление служебной). В современном японском этих “май-что-нибудь” расплодилось немерено: “майбаггу” – это сумка, с которой приходят за покупками (чтобы не пользоваться полиэтиленовыми пакетами), “майкаппу” – это своя личная кружка, и так далее, и тому подобное. И настолько это “май” стало естественным и понятным, что появились такие удивительные слова, как “майсан” и “майвайфу”, которые не “мой сын” и “моя жена”, а “свой сын” и “своя (собственная!) жена”. Так смотрит японец, например, семейные фотографии, и спрашивает: “это “майсан” тут сфотографирован?”

Ну а все слова, что слеплены в японском из английских нередко воспринимаются японцами как слова английского языка. Как следствие – мне доводилось слышать, как японец спрашивает: “Do you have my wife?”, желая спросить повежливее, женат ли его собеседник.

В общем, велик и могуч японский язык.

Кто0то из писателей как-то назвал японское местоимение “плавающим”. И подобное высказывание не лишено логического основания.

Было решено создать список личных японских местоимений. И все местоимения из данного списка были разделены (классифицированы) по разным группам. Большая надежда, что читающие найдут данную классификацию полезной.

Местоимения, которые мы проходим на курсах, когда мы только начинаем учить язык:

私(わたし) - я, общее местоимение без относительно пола, которое используется в нейтральной речи

私(わたくし) - более скромное и более официальное “я”, которое нередко используется в очисной речи и при использовании кейго.

私たち(わたしたち) – мы, общее местоимение без относительно пола участников, которое используется в нейтральном, и нередко в разговорном стиле (впрочем, о разговорном стиле будет еще речь ниже).

私たち(わたくしたち) – немного, на взгляд автора, не слишком распространенное “мы”, т.к. оно действительно моет использоваться при общении на кейго и в офисном языке, но чаще, в той же офисной среде “о нас” используется 弊社(へいしゃ) – досл. наша злостная-дурная-вредная компания (офиц. перевод “наша компания/ наша фирма”). Впрочем в стенах офисной среды редко приходилось использовать что-то, типа わたくしたち, поэтому сразу можно “перепрыгнуть” к другим местоимениям.

彼女(かのじょ) - она, про 3е лицо женского пола, однако в разговорной речи это местоимение может иметь смысл girl-friend, поэтому лучше быть осторожными

彼(かれ) - он, 3е лицо мужского пола

В некоторых учебниках могут упоминать 彼女たち (かのじょたち – они) , или 彼ら (かれら) . Первое местоимение для “они”, когда все лица, о которых ведется речь – девушки, а 彼ら – они, для лиц мужского пола, но употребляется не только по классическому объяснению: в отношении смешенных и даже женских компаний также можно услышать.

あなた – вы, местоимение, которое относится ко второму лицу. Однако это местоимение может иметь смысл “дорогой” или даже “дорогуша” honey, поэтому от этого местоимения многие учащие стараются уходить, расширяя свой кругозор. Соотвественно, あなたたち переводится как “вы” в отношении, когда обращение идет к более, чем одному лицу.

君(きみ) – ты, официально-разговорное “ты”.

Местоимения, которые преподают в рамках курсов для продолжающих или продвинутого уровня:

僕(ぼく) – я, в учебниках пишут, что мужское “я”, хотя очень многие женщины предпочитают сейчас тоже использовать это местоимение. Вспомнить, хотя бы, песню Мики Накашимы 僕が死のうと思ったのは (впрочем, даже если вы не находитесь в Стране Начала Солнца, все равно достаточно посмотреть 2-3 аниме или японских дорам, чтобы уловить: реальность расходится с учебниками, и местоимение может встречаться и у женщин)

あたし – я, женское я, которое нередко встречается в женском языке. Окама (трансгендеры) тоже могут использовать это местоимение.

あたしたち – мы, обычно произносится женщиной, но не обязательно все, включенные в это “мы”, относятся к женскому полу

うち – используется в качестве Я или мы в Кансае (считается, что в Кансае, мнение довольно распространенное, но можно увидеть и в других регионах). うちら – чаще “мы” среди молодежи. В качестве притяжательных местоимений можно услышать очень и очень часто в стандартном японском, напр. .

僕ら(ぼくら) – мы, обычно произносится мужчиной (но не обязательно) , как и необязательно то, что все в составе 僕らー мужчины.

俺(おれ) – чисто мужское “я”, впрочем, бой-женщины в угоду брутальности(или, скажем, когда вы смотрите фильм про то, как женщина притворилась мужчиной) могут употреблять это местоимение. А еще есть необычное выражение おれさま (俺様), где мужчина о себе говорит, возвышая себя над остальными. Такого местоимения вы едва ли найдете в википедии.

Также в некоторых учебниках среднего уровня могут встречаться местоимения, “созданные” на основе указательных あれら、それら  - они.

われ, わが – довольно формальное “я”, которое можно больше услышать в учтивой официальной речи.  Во множественном числе местоимение переходит в われわれ и われら

Местоимения, которыми изобиллует простая речь, а также которые сплошь и рядом можно услышать в аниме/ дорамах:

貴様(きさま) – очень грубое, просторечное “ты”, которое нередко переводят как, прошу прощение, “сукин сын” или “ублюдок”, хотя, есть ситуации в тех же фильмах, когда было бы уместнее перевести его “ах, ты, зараза”, “ах, ты, собака” и чуть более грубыми словами. Соотвественно きさまら обращение “вы”, к множественному числу, к каждому из которых “автор слов” может обратиться грубым ты (きさま)

Еще одно довольно грубое “ты” – てめえ , произошло от 手▽前 ( てまえ、другая сторона), но используется как довольно грубое выражение. Множественное число – てめえら

おのれ  - словарь дает перевод этого слова как грубое “ты”,  множественное дается как おのれら

お前 (おまえ) - грубое “ты”, схожее с きさま、 соотвественно множественное число お前ら имеет тот же смысл, что и きさまら – очень грубое “вы” в отношении множественного числа

あいつ – наиболее употребимое “он” или “она”, и также является довольно грубым словом в отношении 3го лица. Термин изначально переводится в учебниках как “этот тип”. Есть и другие вариации употребления こいつ、そいつ – разница та же, что и при (あれ、それ、これ), т.е. в зависимости от удаленности объекта от говорящего. Также, из этих “местоимений” можно сделать разговорное “они”: あいつら、こいつら、そいつら

Еще одно местоимение, схожее с あいつ, звучит как やつ . Соотвественно вариации произносятся こやつ,そやつ,あやつ

Подсказка из сообщества: 貴公 (きこう) – свойственно мужскому говору, когда обращение “ты” к другому человеку мужского пола того же круга, или даже ниже по социальному статусу.


Еще одно, не столь распространенное, как вышеназванное местоимение “ты” – うぬ (汝/▽己 слово довольно грубо, иначе бы не попало в эту категорию. Соответственно うめら – грубое “вы”

おぬし  - вы, более мягкое, чем все вышеназванные местоимения, при обращении к одному человеку, которого человек считает равным себе по статусу, либо ниже себя. В ветках обсуждений на форумах yahoo.co.jp можно нередко встретить おぬしら в невормальном общении – такое неформальное “вы” при обращении к множественному числу.

Выше было названо “вы” あなた 、 а есть еще одно выражение – そなた (которое, в зависимости от ситуации может заменяться на そっち、そなた、そち、そちら )- и является довольно близким “ты”/”вы” (т.е. к человеку, который не далек по формальности общения к произносящему слово そなた)

Еще одно разговорное あなた = あんた

Довольно формальное и вежливое “вы” おたく (お宅, 御宅) – используется в обращении к одному человеку

きか (貴下) – неформальное, и панибратское “ты”

Еще одно неформальное “я”, которое близко к выражению 俺(おれ)-おいら、おら

あたい  - по большей части девчачье “я”. На 俗語 -dictionary можно найти упоминание, что распространение использования данного местоимения относится к эпохе Мейдзи . Однако, также в источнике есть упоминание, что данное местоимение широко использовалось среди куртизанок. Кстати, сей факт отображен в аниме 銀魂, как раз, можно посмотреть арку с женщинами из 吉原 (よしわら、Yoshiwara). Также интересно упоминание и о том, что во время ツッパリブーム, когда в моде были уличные банды с прическами а-ля Элвис 50х *)), использовался приблатненными девицами из уличной шпаны.

じぶん (自分) – по большей части мужское “я”, но не стоит забывать, лозунг девушек-эмансипе из Японии :ビバ・自分!(да здравствую я)

わい  - я, еще одно местоимение, данные по эпохе употребления не выяснены, поэтому помещены в манга-аниме-сериальную часть публикации

Другие архаичные формы местоимений, о которых помнят благодаря книгам, дорамам и даже аниме:

あっし – разговорное я, которое использовалось в просторечьях в период Эдо

せっしゃ – самурайско-брутальное “я” (разумеется, мужское)

わがはい – еще одно брутальное мужское “я”, использовавшееся в речи военного сословия… Однако сейчас можно встретить его в манге или аниме, например “ゼロから始める魔法の書 Zero kara Hajimeru Mahō no Sho”, причем использовала это местоимение девушка (и небольшое дополнение-справка от постоянных читателей сообщества: в творении ” К Project “ тоже девушка Нэко использует данный тип “я”)


わらわ – женское “я”, использовавшееся среди японских аристократок, жен самураев (записывается при помощи кандзи 妾)

わちき,あちき , わっち – женское “я”, которое чаще использовалось гейшами во времена периода Эдо (последнее, кстати, можно слышать часто в аниме 銀魂)


よ (余, 予) – устаревшее мужское я

ちん(朕) – мужское я, которое использовалось исключительно императором до Второй Мировой

まろ(麻呂, 麿) – мужское “я”, которое использовалось в довольно широком смысле. Но в литературе можно найти это местоимение в репликах придворной императорской знати (мужчины)

なむち ,なんち, なんぢ – устаревшая форма неформального “ты”

御身 (おんみ) - очень вежливое ты/вы, которое показывает аристократичность речи.

吾輩 (わがはい) - также архаичное “мы”, которое, тем не менее, можно услышать в дорамах и аниме

儂 (わし) – “я” архаичное, котрое, могло еще читаться как かれ、 тем не менее, было услышано не раз и подмечено именно с этим кандзи. В одной из статей matomenaver, откуда бралась информация для этой публикации, в шутку сказали, что это местоимение теперь можно услышать в речах старых дядек. В принципе по дорамам это так оно и есть.

某 (それがし) ー Я, устаревшее, мужское, самурайское

** Дополнение, которого не было первый год после публикации. Многим поклонникам дорам-аниме-манги могут быть знакомы следующие выражения:

こっちのセリフだ – это МНЕ надо говорить об этом, а не тебе (это Я должен тебе об этом говорить, а не ты).

こっちも聞きたい – и Мне хотелось бы Самому об этом узнать (спросить).

感謝をするのはこっちのほうだよ -это Я тебе благодарен (это Мне надо благодарить, а не наоборот).

Т.е. в развлекательной литературе в роли личного местоимения выступает こっち. Обязательно хотелось вспомнить этот момент.

Список получился довольно внушительный. Если будут дополнения – пишите в паблике ВК. Также, если публикация оказалась полезной, пожалуйста, поделитесь ей в социальных сетях

Дорогие админы больших и малых групп! При копировании данного поста обязательна обратная ссылка на этот источник! Спасибо!

Японский язык отличается от остальных распространённых языков тем, что в нём существуют женский (女言葉 "онна котоба" - "женские слова" или 女性語 "дзёсэиго" - "женский язык") и мужской стили общения, которые формируется у японских детей к трём годам. Использование того или иного стиля общения не относится к понятию грамматического рода, как "он" или "она" в русском языке, а обусловлен разделением ролей полов в японском обществе. То есть, "женская" фраза, высказанная мужчиной, является грамматически абсолютно верной, но такой мужчина будет рассматриваться обществом женоподобным или гомосексуальным, а женщина, говорящая с использованием "мужских" оборотов, наоборот, мужеподобной, грубой, невоспитанной. Как правило, "мужские" обороты и слова считаются грубыми, вульгарными, резкими, а "женские", наоборот, делают речь более вежливой, почтительной, "мягкой".

Я

Для обоих полов: [ わたし (ватаси ), わたくし (ватакуси )], 自分 [ じぶん (дзибун )],
うち (ути ), собственное имя

Мужские местоимения: [ ぼく (боку )], [ おれ (орэ )], [ わし (васи ), 我輩 , 吾輩 [ わがはい (вага-хаи )], [ おれ (орэ )], , [ われ (варэ )]

Но, есть исключение: девочки ло зрелости могут говорить о себе "боку", а старые женщины - "ваши".

Женские местоимения: あたし (атаси ), あたくし (атакуси ), あたい (атаи )

Ты

Для обоих полов: [ きみ (кими )], 貴方 [ あなた (аната )], そちら (сотира ), あんた (анта )

Мужские местоимения: 手前 [ てまえ (тэмаэ )], こいつ (коицу ), [ なんじ (нандзи ), なれ (нарэ )] , お前 [ おまえ (омаэ )], 貴様 [ きさま (кисама )]

Женские местоимения: 貴方 あなた (аната ) - вы уважительное, или любимый.

Другие общие местоимения:

彼  かれ  - карэ ) - он  

あの人   ( あのひと - анохито ) - он (незнакомый, «тот человек»)

彼女   ( かのじょ - канодзё ) - она

私達   ( わたくしたち   - ватакшитати ) - мы

我我   ( われわれ - варэварэ ) - мы

貴方方  (あなたがた - анатагата ) - вы (множ. число)

皆さん  みなさん - минасан ) - вы (при обращении к нескольким людям)

彼等  ( かれら   - карэра ) - они (знакомые)

あの人達  ( あのひとたち - анохитотати ) - они (незнакомые)

Список грамматических частиц употребляемых в конце предложения, в основном, женщинами:

  • (ва) - придаёт предложению мягкий, вежливый тон; используется мужчинами в диалекте кинки, как более мягкая форма よ (ё);
  • わよ (ва ё) - придаёт предложению информационный, деловой тон;
  • わね (ва нэ) - нэ является частицей вопроса, примерно означает "вы согласны со мной?", иногда употребляется в начале предложения для смягчения тона;
  • (но) - придаёт предложению мягкий, вежливый тон;
  • のよ (но ё) - придаёт предложению утвердительный, настойчивый тон;
  • のね (но нэ) - вопросительный тон;
  • かしら (касира) - тон сомнения ("я не верю");

Список грамматических частиц употребляемых в конце предложения, в основном, мужчинами:

  • かい (каи) - мужская форма вопросительной частицы ка ;
  • (дзо) - настойчивый, подчёркнутый тон предложения (когда надо сделать ударение на сказанном);
  • (дзэ) - настойчивый, подчёркнутый тон предложения;
  • (ё) - настойчивый, подчёркнутый тон предложения; также используется женщинами, но как правило с частицей ва для смягчения тона (ва ё );
  • かな (кана) - сомнение ("я не верю", "я сомневаюсь");

Склоняются, как и другие существительные, 3-мя способами: с частицой (ва) - непосредственное действие, или вопрос; с частицой (но) - Род. падеж, формирование собственности; (ни) - направление действия.

Например:

彼は日本人ですか  (かれわにほんじんですか - карэ ва нихондзин дэс ка) - он японец? (что касается его)

? わたくしは - ватакши ва ) - я? Это обо мне? Это касается меня?

其れは彼女のお金ですよ  それはかのじょのおかねですよ - сорэ ва канодзёно о-канэ дэс ё ) - Это ее деньги!

? わたくし - ватакшино ва ) - А как же на счет моих? (Использование сразу 2-х частиц)

君に手紙は来た (きみにてがみはきた - кими ни тэгами ва кита) - Тебе пришло письмо.

貴方に痛いのですがね   あなたにいたいのですがね - аната ни итай н’дэс га нэ - Вам, должно быть, больно? (н’дэс га нэ - типично для женской речи, добавлять но перед дэс, сродни нашему непризнаваемому различию в мужской и женской речи, если мужчина, например, спросит так: «Ты купила хлеба?», то женщина, как правило, спросит: «Ты не купил хлеба?»

Список личных местоимений

Неполнота списка обусловлена диалектными различиями . У местоимения «оно» в японском нет прямого аналога.

Поливанов Хирагана Кандзи Уровень вежливости Гендер Примечание

- Я -
Ватаси わたし Формальное Мужчины и женщины わて ватэ в Кансайском диалекте
Ватакуси わたくし Очень формальное Мужчины и женщины Самый вежливый и официальный способ сказать «я»
Варэ われ Очень формальное и архаичное Мужчины и женщины
Вага わが 我が Очень формальное Мужчины и женщины Дословно, «мой», используется в речах: 我が社 вагася (наша компания) или 我が国 вагакуни (наша страна)
Орэ おれ Неформальное Мужчины Может быть сочтено грубым, так как подчёркивает мужественность. Используется в разговоре с младшими и подчинёнными, для акцентирования собственного статуса. При использовании в семье подчёркивает фамильярность, а не мужественность
Боку ぼく Неформальное Мужчины и мальчики, редко - женщины . Дословно - «прислуга мужского пола». Употребление мужчинами подчёркивает вежливость и приверженность правилам, женщинами - оттенок мужественности и независимости.
Васи わし Старики Используется в фильмах и мультфильмах для придания герою черт стереотипного старика
Атай あたい Неформальное Женщины Сленговый вариант あたし атаси
Атаси あたし Неформальное Женщины и девочки Подчёркивает мягкость, нежность. Редко встречается в письменной речи, но популярно у молодёжи
Атакуси あたくし Формальное Женщины
Ути うち Неформальное Гейши Гиона и девочки-подростки Дословно - «дом», «собственность». Распространено также в Кансайском диалекте
имя говорящего Неформальное Дети Считается милым и домашним способом называния себя
Ора おら Мужчины и женщины Употребляется в северных говорах. Придаёт речи деревенский, просторечный оттенок. Дети стали использовать его под влиянием аниме Dragon Ball и Crayon Shin-chan

- Ты -
имя и уважительный префикс , например, о-, го- お, ご Формальность зависит от используемого префикса Мужчины и женщины
Аната あなた 貴方
貴男
貴女
Зависит от контекста Мужчины и женщины Иероглифическая запись используется редко. Дословно означает «мой господин», «моя госпожа». Самый вежливый способ обратиться к собеседнику после использования имени. Также используется японками при обращениях к мужу в значении «Дорогой»
Кидзё きじょ 貴女 Формальное Женщины Редкое местоимение
Анта あんた Неформальное Мужчины и женщины Более грубый и разговорный вариант «аната». Часто выражает гнев. Может восприниматься как признак необразованности
Отаку おたく お宅
御宅
Формальное, вежливое Мужчины и женщины Дословно - «ваш дом». Используется и для того, чтобы сказать «ваш дом» вежливо, и для того, чтобы обратиться к тому, с кем у говорящего небольшая дистанция. Японские неформалы ёрнически использовали это местоимение, и со временем за ним закрепилось значение «фанат», «повёрнутый»( ).
Омаэ おまえ お前 Очень неформальное Мужчины и женщины Грубый мужской вариант обращения на «ты», подчёркивает крутость. Также может использоваться в качестве ругательства, для выражения гнева. Неприлично употребление по отношению к старшему
Тэмаэ, тэмээ てめえ,
てまえ
手前 Грубо В основном, мужчины Тэмээ грубее тэмаэ. Очень грубо
Кисама きさま 貴様 Нецензурная брань В основном, мужчины В древности - очень вежливое местоимение, изменившее сейчас смысл. Также это местоимение использовалось в армии при обращении старшего по званию к младшим.
Кими きみ Неформальное Мужчины и женщины По отношению к девушке - «дорогая» или «подчинённая»; употребление в разговоре со старшими или начальством считается грубым
Онся おんしゃ 御社 Формальное Мужчины и женщины Используется для представления своей компании
Кися きしゃ 貴社 Формальное Мужчины и женщины То же, что и «онся»

- Он / она -
Аноката あのかた あの方 Формальное Мужчины и женщины Иногда произносится как "ано хо: "
Анохито あのひと あの人 Формальное Мужчины и женщины Дословно - «тот человек»
Яцу やつ Неформальное Мужчины и женщины Может использоваться для обозначения всех вариантов «он», «она», «оно». Непосредственное значение - «чувак», «мужик», «парень».
Коицу こいつ 此奴 Очень неформальное Мужчины и женщины Указывает на находящегося рядом
Соицу そいつ 其奴 Мужчины и женщины Указывает на человека, находящегося рядом со слушателем
Аицу あいつ 彼奴 Очень неформальное и неуважительное Мужчины и женщины Указывает на отдалённого человека

- Он -
Карэ かれ Формальное в общем случае, или неформальное (по отношению к возлюбленному) Мужчины и женщины Имело эквивалент 彼氏 карэси , который сейчас означает только «возлюбленный»

- Она -
Канодзё かのじょ 彼女 Формальное в общем случае, или неформальное (по отношению к возлюбленной) Мужчины и женщины Употреблённое как существительное, переводится дословно как «девушка» в контексте возлюбленной.

- Мы -
Хэйся へいしゃ 弊社 Формально и скромно Мужчины и женщины Используется в письмах от имени компании
Вагася わがしゃ 我が社 Формально Мужчины и женщины Используется для обращения от имения своей компании

- Они -
Карэра かれら 彼等 Распространено в разговорном языке Мужчины и женщины

- Прочее -
Варэварэ われわれ 我々 Формально и архаично «мы» Мужчины и женщины Используется в речи от имени группы людей

Устаревшие местоимения

Поливанов Хирагана Кандзи Гендер Примечание

- Я -
Асси あっし Мужчины Использовалось в эпоху Эдо мужчинами, в особенности ремесленниками; произошло от атаси
Атики あちき Женщины Использовалось , чтобы скрыть свой провинциальный говор. Употреблялось наряду с асси
Ватти わっち Женщины В древности имело такой же смысл , ныне употребляется в диалекте мино без окраски, независимо от пола.
Вагахай わがはい 我が輩,吾輩 Мужчины и женщины Дословно - «товарищи», «друзья»; также используется для обращения к себе в формальной или пафосной манере
Варава わらわ Женщины Ранее использовалось вместо «ватакуси»
Гусэй ぐせい 愚生 Мужчины скромно о себе Использовалось преимущественно в письмах
Ё 余, 予 Мужчины Книжное, равнозначно употреблению слова «автор»: «автор обращает внимание читателей…»
Маро まろ 麻呂, 麿 Мужчины и женщины В древней Японии использовалось как составная часть мужских имён, начиная с периода Хэйан употреблялось знатью в качестве местоимения . В настоящее время встречается главным образом в литературе в речи кугэ
Мидомо みども 身共 Мужчины Использовалось самураями по отношению людям более низкого социального статуса
Сё: сэй しょうせい 小生 Мужчины скромно о себе Использовалось в письмах
Сорэгаси それがし Ранее использовалось вместо «ватакуси», сейчас - в устной речи
Сэсся せっしゃ 拙者 Мужчины Использовалось самураями эпохи Эдо
Яцугарэ やつがれ Мужчины и женщины, с XVII века - только мужчины Сначала употреблялось и женщинами и мужчинами скромно о себе, затем мужчинами в торжественных и официальных ситуациях

- Ты -
Нандзи なんじ 汝, менее распространено 爾 Мужчины и женщины Также имели место чтения なむち намути , в древнейших текстах - なんち нанти и なんぢ нанди .
Онуси おぬし 御主 Мужчины Использовалось самураями по отношению к человеку более низкого социального статуса
Соната そなた 其方 (редко) Мужчины и женщины Изначально было местоимением со значением «туда, там»; использовалось для уважительного обращения в Средневековье; сейчас имеет архаичный оттенок

- Мы -
Годзин ごじん 吾人 Мужчины Использовалось в письмах. Изредка встречается и поныне
Тин ちん Император о себе Использовалось императорами Японии , после Войны постепенно употребление сошло на нет. Сейчас император использует ватакуси

Суффиксы множественного числа

Поливанов Хирагана Кандзи Гендер Примечания

- Мы -
Тати / дати たち Мужчины и женщины Формирует множественное число существительных и местоимений. 私ватаси превращается в 私 ватаситати . Исключение - 友達 томодати - «друг». Присоединение к имени означает «…и другие»: «山田達» - Ямадатати , «Ямада и другие»
Ката / гата がた Мужчины и женщины Более вежливо, чем «тати»
Домо ども Мужчины и женщины Скромно. Создаёт ощущение разобщённости, поэтому может быть сочтено грубым
Ра Мужчины и женщины Неформальное (彼らкарэра 俺ら, орэра , 奴ら, яцура , あいつら, аицура ). Используется с неформальными местоимениями и, особенно, с грубыми словами: お前ら, омаэра )

Притяжательные местоимения

Японские притяжательные местоимения формируются из личных с помощью падежной частицы «но» (яп. の ) : ватаси но = мой, канодзё но = её. К любому из личных местоимений можно добавить «но» и получить притяжательное.

Возвратные местоимения

Возвратные местоимения в японском фактически отсутствуют. В речи о себе можно использовать своё имя:

«Я (Котоми) хочу мороженое!» (яп. 琴美ちゃん アイス食べたい! котоми-тян айсу табэтай! ) Традиционно в Японии в третьем лице себя называют дети до определённого возраста, после этого они переходят к использованию личных местоимений. Использование же третьего лица по отношению к себе во взрослом возрасте показывает детскость говорящего. Этим иногда пользуются молодые девушки, желающие оставить впечатление «ребёнка».

Или одно из местоимений первого лица:

«Никому не отдам своего робота». (яп. 僕のロボットは誰でも上げないよ боку но роботто ва дарэдэмо ни агэнай ё ) .

Прочие местоимения

Приведены в вопросительной форме, однако вопросительные и положительные местоимения отличаются только наличием/отсутствием вопросительного знака.

Относительные местоимения Указательные местоимения
Местоимение Кандзи Поливанов Местоимение Кандзи Поливанов
Кто? Чей? 誰? 誰の? Дарэ? Дарэ но? Когда? 何時? Ицу?
Сколько (сто́ит)?
Сколько (лет)?
幾ら?
幾つ?
Икура? Икуцу? Этот (ближе ко говорящему, чем к собеседнику)
Этот (ближе к собеседнику, чем к говорящему)
Тот
この
その
あの
коно
соно
ано
Что?
Чей?
何?
何の?
Нани?
Нани но?
Какой? Такой? どんなの?
そんなの?
Донна но?
Сонна но?
Почему?
Отчего?
なぜ?
何で?
Надзэ?
Нандэ?
Откуда?
Куда?
どこから?
どこに?
Доко кара? Доко ни?

См. также

Примечания

  1. Maynard, Senko K: «An Introduction to Japanese Grammar and Communication Strategies», page 45. The Japan Times, 4th edition, 1993. ISBN 4-7890-0542-9
  2. TRANS Nr. 16: Rika Ito (St. Olaf College, MN USA): BOKU or WATASHI: Variation in self-reference terms among Japanese children
  3. (яп.) . . Проверено 25 марта 2011.
  4. (яп.) . Толковый словарь японского языка . Проверено 25 марта 2011.
  5. (яп.) . Толковый словарь японского языка . Проверено 25 марта 2011.
  6. (яп.) . Толковый словарь японского языка . Проверено 25 марта 2011.
  7. (яп.) . Толковый словарь японского языка . Проверено 25 марта 2011.
  8. (яп.) . Толковый словарь японского языка . Проверено 25 марта 2011.
  9. (яп.) . Толковый словарь японского языка . Проверено 25 марта 2011.
  10. (яп.) . Толковый словарь японского языка . Проверено 25 марта 2011.
  11. (яп.) . Толковый словарь японского языка . Проверено 25 марта 2011.
  12. (яп.) . Толковый словарь японского языка . Проверено 25 марта 2011.
  13. (яп.) . Толковый словарь японского языка . Проверено 25 марта 2011.

В отличии от русского языка в японском имеется множество форм личных местоимений "я", "ты" и подобных, различающихся не только по произношению и написанию, но и по смысловой нагрузке. Подобное разнообразие сложилось из традиционной системы вежливости, лежащей в основе японского языка. И, соответственно, основное различие между различными формами местоимений заключается в оттенке вежливости.

Здесь я постарался привести все те местоимения, которые можно услышать в аниме и вообще все те, о которых я сам слышал, и дать их расширенные значения, в силу моих скромных познаний.

Watashi - общая форма с нейтральным оттенком вежливости.

Watakushi - более возвышенная форма "watashi". Используется в основном женщинами, а именно священницами, аристократками и принцессами ^_^

Ore - форма "я", подчеркивающая мужественность говорящего, причем довольно невежливая. Используется, как нетрудно догадаться, в основном мужчинами.

Boku - вежливая и почтительная форма, употребляемая обычно мальчиками.

Atashi - женская форма "watashi", характерная для женской речи.

Uchi - переводится как "мой дом", вежливая форма, используемая женщинами. По крайней мере, я ни разу не видел, чтобы ее использовали мужчины.

Washi - форма, выражающая некоторое превосходство говорящего над собеседником. Используется в основном пожилыми людьми.

Onore - используется в качестве возвратной формы "сам", "свой" и т.п. Jibun - также используется только в качестве возвратных местоимений "мой" , "свой" и т.д.

Sessha - очень вежливая архаичная форма, принижающая говорящего, означает что-то вроде "сей недостойный".

Ware - несколько архаичная форма. Насколько я знаю, выражает превосходство говорящего. В ниме можно услышать, как ее используют колдуны в заклинаниях.

Waga - "мой", "наш", "собственный".

Arakajime - "я", "сам".

Wagami - "я сам". Кроме того, в японской речи часто можно встретить разговор о себе в третьем лице, что особенно характерно для детской речи.

Вообще, японцы стараются избегать употребления местоимений второго лица и предпочитают заменять их именем или различными вежливыми обращениями. К тому же структура предложения в японском языке позволяет легко обойтись без обращения к собеседнику напрямую. Но тем не менее, среди местоимений второго лица наблюдается не меньшее разнообразие, чем среди первого ^_^

Anata - наиболее общий вариант, не самый вежливый, но и не грубый.

Anta - женский вариант "anata".

Omae - более вежливый вариант, но более фамилиарный.

Kimi - вежливое обращение к нижестоящим.

Otaku - очень вежливая форма, но практически не употребляемая.

Onore - очень грубый и невежливый вариант "ты".

Kisama - обращение не только грубое, но и оскорбительное, приравниваемое к бранному слову. За такое могут и по зубам дать ^_^

Temae - также оскорбительный муржской вариант с выражением презрения. Обычно используется при обращении к врагу.

Wagakimi - "мой господин".

Maro - "ты", по-видимому, архаичная форма, т.к. в современном языке я это слово ни разу не слышал.

Nare - архаичная форма.

"Он", "Она" - третье лицо.

Kare - "он".

Kanojo - "она".

Ano hito - "тот человек", нейтральное вежливое выражение для обозначения третьего лица. (Варианты - kono hito, sono hito)

Yatsu - довольно грубое и невежливое упоминание о ком-либо.

Aitsu - повежливее предыдущего, но тоже черезчур фамилиарное.

"Мы", "Вы", "Они" и вообще множественное число.

В общем случае множественное число образуется путем прибавления к местоимениям специальных суффиксов, например, суффикса "-tachi", который обозначает присоединение окружающих к говорящему, например:

Watashi-tachi - "я и другие", т.е. "мы".

Anata-tachi - "ты и остальные", т.е. "вы" и т.д. Также употребляется более вежливый суффикс "-kata"(также может читаться как "-gata"), означающий буквально "ваша сторона". Но кроме того, есть ряд местоимений специально для множественного числа.

Wareware - "мы", военная форма, также может употребляться в качестве царственного "мы".

Warera - "мы", "наш".

Oira - вежливая форма, используемая монахами.

Orera - "мы", мужская форма.

Warehito - "я и остальные".

Wagahou - "мы", "с нашей стороны".

Wagatou - "наша группа".

Wagahai - "я и моя команда".

Gojin - "мы", "наши люди".

Bokura - "мы", мужская не очень вежливая форма.

Karera - "они", обычно про мужчин.