ПРОГРАММИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОВЛАДЕНИЯ

УЧАЩИМИСЯ ПОДБОРОМ РОДСТВЕННЫХ

И ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ

С помощью программированных заданий, при изу­чении темы «Родственные и однокоренные слова» дети учатся:

    подбирать родственные слова;

    находить корень и безударную гласную в нем;

    нахо­дить место ударения в слове;

    выделять слова с ударением в определенной позиции.

    Разгадать ребусы. Написать слова. Обозначить корень.

    Отгадать загадку. В овал вставьте слово-отгадку, прочитать получившиеся слова.

Весной одевается,

Осенью раздевается (...)

Ник -ок -ной - очек -ничий

Напишите получившиеся слова, обозначьте корень.

    В овал вставить по смыслу слова сад или вес , прочитать полу­ чившиеся слова.

по- -ка, под- - ил, на- -ил, рас- - а,

пере- -ить, вз- - ил, вы- - им, от- .

    Игра «Лото однокоренных слов»

Логопед называет корни слов (по маленьким карточкам). Дети закрывают слова с этими корнями фишками. Пока кто-то не закроет все 6 слов. Выигравший читает свои слова, называя корень. Запись слов. Составление предложений со словами на карточке. При выполнении этого упражнения обогащается активный и пассивный словарь школьника.

Маленькие карточки:

гор-, друг-, сед-, сад-, вод-, земл-, позд-, лов-, бег-, кач-, свист-, го­вор-, зим-, чист-, лес-, берез-, снег-, свет-, воз-, гроз-, желт-, сторож-, мо­роз-, зелен-, пестр-, бел-, холод-, черн-, близ-, цвет-, долет-, рыб-, груз-, езд-, кук-, вяз-, сказ-, низ-, лет-, стрел-.

Карточка 1

опоздание

морозный

кататься

Карточка 6

желтизна

пересказ

седоватый

отвозить

Карточка 9

почернеть

разговор

низенький

    Игра «Горка».

У каждого ученика табличка:

Вписать недостающие буквы в пустые клетки, что­бы получились родственные слова. Начало, которое является для всех видов общим, указано, надо найти лишь конец. Ученики заполняют пу­стые клетки в своих табличках. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справился со своим заданием.

Примерный материал:

сани, санки, санный, саночки;

зима, зимний, зимушка, зимовать;

гора, горка, горочка, гористый;

рыба, рыбак, рыбина, рыбалка.

    Различение родственных слов и слов с омонимичными корнями.

Детям предлагают карточки со словами, которые необходимо разложить на два столбика по смыслу. Данные упражнения совершенствуют навык чтения, восполняют пробелы в развитии лексического запаса слов.

    Определить, какой корень пропущен в словах.

Напишите однокоренные слова в два столбика. Выделите корень.

Прочитай.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

_____________________________________________________________

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Выдели корень в каждой группе слов. Вставь буквы.

Соль, с…лёный, с…лонка, с…лить.

Конюх, конский, к…нюшня, к…нёк, конь.

Столяр, стол, ст…ловая, столик.

Выдели корень в каждой группе слов. Вставь буквы.

Соль, с…лёный, с…лонка, с…лить.

Конюх, конский, к…нюшня, к…нёк, конь.

Столяр, стол, ст…ловая, столик.

Выдели корень в каждой группе слов. Вставь буквы.

Соль, с…лёный, с…лонка, с…лить.

Конюх, конский, к…нюшня, к…нёк, конь.

Столяр, стол, ст…ловая, столик.

Выдели корень в каждой группе слов. Вставь буквы.

Соль, с…лёный, с…лонка, с…лить.

Конюх, конский, к…нюшня, к…нёк, конь.

Столяр, стол, ст…ловая, столик.

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Задания позволяющие формировать контрольно-оценочную деятельность младших школьников на уроке русского языка во 2 классе Тема «Однокоренные слова. Корень слова».

Этап урока: Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Задание № 1

Цель: умение находить корень слова

Определи правильную последовательность своих действий при нахождении корня слов. Расставь числа 1, 2, 3, 4.

Чтобы не ошибиться в нахождении корня слова, нужно :

Выделить корень слова знаком.

Сравнить родственные слова и выделить их общую часть (корень).

Подобрать к слову родственные (однокоренные) слова.

___________________________________

Выполнение:

ч исла расставлены следующим образом: 3,4,2,1 (2 балла)

допущена 1 ошибка (1 балл)

Этап урока: Применение нового знания Самостоятельная работа с самопроверкой.

Задание № 2

Цель: умение находить однокоренные слова

Вычеркни из каждого ряда «лишнее» слово.

    Рябина, рябинка, рябой, рябиновый.

    Белка, беленький, белить, побелка.

    Крылья, крылатый, окрылить, крытый.

    Лось, лоскут, лосиный, лосёнок.

    Горный, горка, городок, гора.

Выполнение:

Вычеркнуты следующие слова: рябой, белка, крытый, лоскут, городок (2 балла)

допущена 1-2 ошибки (1 балл)

допущено 3 и более ошибок (0 баллов)

Задания позволяющие формировать контрольно-оценочную деятельность младших школьников на уроке окружающего мира во 2 классе Тема «Красная книга».

Этап урока: Применение нового знания . Диагностика достижения планируемых результатов. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (ответы в конце тетради).

Задания № 81-84 учебного пособия А.Плешакова, Н.Н.Гара «Окружающий мир. Тесты 2 класс»

Цель: умение распознавать растения и животных занесенных в Красную Книгу по их описанию и внешнему виду.

В каждом задании выбери правильный ответ и отметь его (закрась кружок).

81. Какое из этих растений внесено в Красную книгу России?

82. О каком растении рассказано?

Это ценнейшее лекарственное растение. Интересно, что его корень по форме напоминает человеческую фигуру.

А Лотос Б Женьшень В Венерин башмачок

83. Узнай животное по описанию.

Это крупный зверь тяжёлого сложения. Длина его тела достигает трёх метров, а высота – двух метров.

А Дровосек реликтовый Б Стерх В Зубр

84. Какое из этих животных внесено в Красную книгу России?

оРоссии?

Правильные ответы:

81 – В

82 – Б

83 – В

84 – А

Выполнение:

Все ответы верны (2 балла)

допущена 1 ошибка (1 балл)

допущено 2 и более ошибок (0 баллов)

Урок русского языка.

УМК «Система Занкова».

Класс: 2 класс.

Тема урока: «Упражнения в распознавании однокоренных слов»

Тип урока: закрепление знаний.

Ход урока.

1. Целеполагание и мотивация.

Прочитайте предложения (слайд 1):

Учиться всегда пригодится.

Учёба и труд всё перетрут.

Корень учения горек, а плод сладок.

Что вы прочитали? (пословицы)

О чём в них идёт речь? (об учении)

Что заметили? (однокоренные слова). Докажите (общая часть, корень слова уч - и близкие по смыслу)

Выпишите из пословиц однокоренные слова, выделите корень.

О чём же будем говорить на уроке? Сформулируйте тему.

На доске: Тема. Однокоренные слова . (полоска)

Какую пословицу выберем девизом урока?

(Выслушиваются все мнения детей, одновременно идёт работа над смыслом пословиц:

1 пословица: знания никогда не бывают лишними, без знаний сложно приспособиться в жизни;

2 пословица: если быть терпеливым и трудиться, то всего можно добиться.

3 пословица: учиться тяжело, зато много пользы получишь.

Итак, тема «Однокоренные слова». Какие знания нам необходимо повторить сегодня на уроке?

    мы должны закрепить, что такое корень слова

    правильно выделять корень в словах

    какие слова называются однокоренными.

Тема сформулирована, задачи поставлены, отправляемся в путь к вершине Горы знаний (плакат на доске).

3. Основной этап

(Видеоролик) сл.№2

Смотрим фрагмент м/ф «Летучий корабль», слушаем песенку Водяного.

Постарайтесь услышать однокоренные слова, которые есть в песенке.

Кто услышал, какие однокоренные слова были в песенке?

Упростим задание: найдите однокоренные слова в тексте этой песенки.

(Какие слова называются однокоренными? (имеющие общую часть и близкие по смыслу)

Я водяной, я водяной,

Никто не водится со мной.

Внутри меня водица.

Ну что с таким водиться!

Итак, какие однокоренные слова нашли? (работают в паре с соседом)- водяной, водица.

Проблема . А кто считает, что слово «водится» из 2-ой строчки тоже подойдёт? (а ещё и в 4-ой – водиться) Там ведь есть такая же часть вод- ?(сигнал). Почему нет, докажи своё мнение (другое значение).

Выпишем однокоренные слова в тетрадь.

Сегодня вам часто будет встречаться в словах буква «Вв» (плакат с буквой на доске). Прошу обратить внимание на написание этой буквы и соединений с ней. Стараемся писать в тетради чисто, аккуратно и грамотно.

Проверяем.(Слайд №4) – Водяной, водица.

Выделите корень. Какой звук слышится в корне? (а) Почему пишем о? (от слова воды , корень вод ; в однокоренных словах корень один и тот же). Проверьте правильность написания корня. Как бы вы назвали эту орфограмму? (безударная гл в корне)

У вас на партах лежит текст. Прочитайте его про себя, приготовьтесь читать вслух.

Сказка

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицею беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела она ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

Что прочитали? (сказку) О чём идёт речь в сказке? Как вы поняли? (о родственниках воды – однокоренные слова) А кто тоже заприметил чужака? (сигнал)

Найдите в сказке только «родственников» воды (однокоренные слова). (Выполняя эту работу, остальные учащиеся должны найти «чужака».

Работают в паре, подчёркивают карандашом, выписывают в тетрадь слова с заглавной буквы (в сказке это имена собств.) А слово-чужак будете выписывать?

Проверяем, какие слова выписали (слайд №4): Вода, Подводник, Водолаз, Водопад, Водомерка, Водоросли, Водяной, Водичка.

Какой корень во всех словах? Выделите его. (слайд №5) Поставьте ударение. Какое слово будет проверочным для остальных? (водоросли и подводник) - Что такое водоросли все знают, а кто такой подводник?

(Объясняем значение слов - работа над лексическим значением слова.)

(Слайд с картинками №4)

«Подводник» - многозначное слово.

1. Это моряк, служащий в подводном флоте.

2. Это специалист по подводным работам.

А как его ещё можно назвать? (водолаз )

1. Это специалист, занимающийся подводными работами в водонепроницаемом костюме со специальным снаряжением.

2. Это сильная, хорошо плавающая собака, спасающая утопающих.

Как называются слова, у которых неск-ко значений? (многозначные)

«Водомерка » - Кто это?

Это насекомое, передвигающееся по воде.

Как назовём выписанные слова?

Вывод: эти слова однокоренные.

Почему вы считаете эти слова однокоренными? (Доказать с опорой на правило).

Проверили свою работу. Кто выполнил задание без ошибок, ставит «+» на полях.

О каком же слове-чужаке идёт речь в сказке? (Водитель). Почему гости не сразу приметили чужака? Докажите (общая часть как у всех – вод-) Почему «чужак»? (значение другое - «водить машину») Попробуем поискать родственников этому слову.

Работа с учебником.

Открываем учебник на стр 57 упр 118 – по заданию - коллективная работа .

Раздели слова на группы (по смыслу – группа о воде –слова синонимы, группа о водителе машины-слова-синонимы)- ставят в учебнике кар-шом номер группы 1 или 2. Вспомним, что такое синонимы (слова, близкие по значению).

Вода, водитель, водит, водный, водичка, жидкость, шофер, таксист, кипяток .

- Можно ли назвать эту группу однокоренными словами? (нет, не у всех одинаковый корень)

Работа индивидуальная - выбрать однокоренные слова к слову «водитель», записать их в тетрадь, выделить корень. Из какой группы будете выбирать? (из 2-ой)

Взаимопроверка – обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа. (Водитель, водит ). Если выполнено задание без ошибок, поставьте соседу «+» на полях.

Можно ли добавить слово – водительское? Что оно обозначает? (сидение, место, удостоверение)

Итак, сделаем вывод: какие слова называем однокоренными? (правило!)

Физминутка (дидактическая игра – «да-нет»)

Поиграем и отдохнем. Я назову пары слов. В одних – родственные слова, а в других - нет. Если я называю пару родственных слов, вы киваете головой – «да». Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы киваете «нет». Постарайтесь быть внимательными!

лес -лесник стена- гвоздь снег- лёд

река- плот кот - котик сокол - сок

сын - сынок поле - полюшко лист - листик

дом - домашний, дом - дым гора- горка

Сделать ещё неск-ко упр., настраивающих на дальнейшую работу.

Работа в группе . Игра «Копилка».

Класс делится на группы (по 4-5чел). Каждая группа получает задание - собрать (придумать) как можно больше однокоренных слов в свою копилку за 2-3 мин. Побеждает группа, придумавшая больше всех слов.

Выбрать, кто будет записывать слова. Представители каждой группы получают (вытаскивают не глядя) лист с заданием.

Как вы думаете, какое задание будете выполнять? (подбирать однокоренные слова с данным корнем)

1гр – с корнем сад

2гр – лес

3гр – корм

4гр –корм

5гр- лес

6гр –сад

Проверка. Покажите, ск-ко слов составили? Проверяем у представителя той группы, у которой больше всех слов. Ученик читает, все сигналом - согласны или нет. (Формы слов!) Какие др слова есть у 2-ой группы, работавшей с этим же корнем (выслушиваем). Участники группы, придумавшей большее кол-во слов, ставят «+» на полях в тетради. Аналогично проверяем у др групп.

Вывод: Корень везде одинаковый – безуд гласная! Разные части речи! Не писать формы слова!)

А теперь у каждого есть возможность проверить свои знания.

Срез (самостоятельная работа )- выполняют тест с заданиями, в результате должны собрать слово «плюс».

У кого получилось слово « плюс», встаньте. Молодцы! Это третий плюсик за урок. Вложите тест в тетрадь.

Кто за урок набрал три плюсика и выполнил все задания без ошибок, получит «5».

1. Найди группу слов, где корень выделен правильно:

о) холод, холодный, холодит;

п) куст, кустик, кустарник;

р) зима, зимовать, зимушка.

2. Найди группу однокоренных слов:

к) болеет, болото, болтун;

л) ход, ходить, переход;

м) высокий, сок, сокол.

3. Найди группу неоднокоренных слов:

э) грач, грачиха, грачата;

ю) весло, весна, весы;

я) гриб, грибник, грибной.

4. Найди группу слов с корнем мор- (е):

с) моряк, морской, приморский;

т) уморить, заморский, сморчок;

у) юмор, юморист, юмористический.

Итог урока, д/з

, рефлексия.

У кого слово не получилось, подумайте, в чём ошибка? Что надо сделать, чтобы её исправить? Над чем надо ещё поработать?

(Д/з – по выбору (на полосках разного цвета):

Я предлагаю вам самим определить, что необходимо повторить дома, над чем ещё поработать. Для этого выберете нужную полоску с д/з (поднимают полоски).

1в- упр. 115 (распознавание однокор слов)

2в- упр. 113 (подбор однокорен слов)

3в- *** творческое задание- приготовить (найти или придумать самому) для одноклассников своё задание на тему «Однокоренные слова» (тем, кому всё понятно, у кого всё на уроке получилось)

Итак, наш урок подошёл к концу. Чему мы сегодня учились?

ВЫВОД: учились подбирать и распознавать среди других однокоренные слова, выделять корень.

Всё ли вам было понятно? Всё ли вы усвоили?

Понравился ли вам урок?

Молодцы! Работали дружно, внимательно и старательно! Продвинулись высоко! Урок окончен.

Светлана Гладышева
«Формирование умение образовывать родственные слова». Тренинг детей дошкольного возраста

Пояснительная записка

Дети старшего дошкольного возраста с ОНР имеют недостаточно развитый словарный запас . Они не до конца понимают, а иногда и не знают значения многих слов , часто не могут правильно употребить слова , т. е. их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития.

Многообразие семантики слов и их сложность в структурно-грамматическом отношении являются причиной того, что многие слова незнакомы детям по лексическому значению, по грамматическим формам , по произношению, но нормативному ударению. Ограниченность активного словарного запаса детей , неумение отбирать из своей лексики и правильно употреблять в речи слова , наиболее уместные для какого-либо определенного высказывания, порождают многочисленные речевые ошибки. Эти упущения дошкольного возраста в дальнейшем могут вызвать сложности в овладении русским языком. Школьники, как правило, с трудом усваивают основной морфологический принцип орфографии, который требует умения быстро и безошибочно подбирать однокоренное (родственное ) проверочное слово . Устранить эти речевые недочеты можно только при систематической и планомерной работе по обогащению, уточнению и активизации их словаря . Огромную роль в развитии словаря , в его обогащении, в осмыслении семантических связей между словами играют упражнения с родственными словами .

Целью предлагаемого тренинга научить образовывать родственные слова , обогащать у детей словарный запас . Учить детей устанавливать родственные связи между однокоренными словами . Использование родственных слов делает речь ребенка богаче и выразительнее. Тем самым закладывается основа для грамотного письма.

Структура тренинга представлена тремя этапами.

1 этап. Подготовительный

Задачи :

Учить сравнивать предметы;

- формировать умения

Классифицировать предметы по признакам.

2 этап. Формирование умения

Задачи :

- формировать понимание того , что многие слова могут иметь «родственников » , которые не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу;

- сформировать родственных слов ;

3 этап. Применение умения

Упражнять самостоятельно, , отвечающих на вопрос КАК?

Тренинг предназначен для работы с детьми дошкольного возраста , имеющими ОНР, может быть реализован в условиях индивидуальных и/или подгрупповых занятий, а также как честь занятий по предупреждению или коррекции дисграфии, дислексии. Освоение учебного материала предполагает использование традиционных методов : наглядных, словесных , практических, а также опору на различные анализаторы.

Программа тренинга

I. Подготовительный

1. Учить сравнивать предметы;

рассматривание картинок;

изображение частей предметов .

Иллюстрации, картинки с изображением предметов и сами предметы, игрушки, игры с мячом.

Диагностика

Игра «Не ошибись» .

Цель : упражнять детей в различении предметов по материалу закрепить знания о таких свойствах предмета, как твердый, мягкий, плоский, шероховатый, гладкий, блестящий, матовый.

Игра «Похож – не похож» .

Цель : учить сравнивать предмет замечать признак сходства по цвету, форме , величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление, речь.

2. Формировать умения выделять признаки или свойства одного объекта и различия между признаками 2-х и более объектов;

рассматривание карточек с предметами;

рассматривание предметов и анализ.

Иллюстрации, картинки с изображением предметов и сами предметы.

Диагностика

Игра «Отгадай-ка» .

Цель : учить детей описывать предмет , не глядя на него; выделять существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Игра «Магазин игрушек» .

Цель : учить детей описывать предмет , находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.

Знакомимся с признаками предметов с помощью загадок.

Знакомство со способами применения или использования предметов.

3. Классифицировать предметы по признакам.

Предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами.

Настольные игры, картинки, предметы, игрушки.

Диагностика

Игра «Назови три предмета» .

Цель : упражнять детей в классификации предметов.

Игра «Четвертый лишний»

Цель : Упражнять детей в классификации предметов.

Игра «Птицы (звери, рыбы) ».

Цель : закреплять умение детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

Игра «Кому что нужно?» .

Цель : упражнять детей в классификации предметов, умения называть предмет , необходимые людям определенной профессии.

II Формирование умения

1. Формировать понимание того , что многие слова могут иметь «родственников » , которые не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу.

Подбор к одному – «главному» слову родственников по словесному описанию , загадкам или читают стихотворение и просят выделить родственные слова из него с опорой на картинку.

Картинки, иллюстрации, стихи, загадки.

Диагностика Вода (водоём, водяной, водолаз, водичка, водопад, водица, водовоз, водопой)

Водолаз из водоёма

Водоросли достаёт.

Воду доставляет к дому

По трубе водопровод.

И в деревню водовоз

Водичку чистую привёз.

В наводненье Водяной

Заливает все водой,

И приходят торопливо

Звери все на водопой.

Цветок (цветочек, цветик, цветник, цветовод, цветочница, цветные, цветы)

Утром весь в росе цветок,

Днём прикроет глазки.

Видит он цветные сны из волшебной сказки.

Цветоводство по душе нашей тёте Даше.

У неё всегда цветёт не один цветочек.

В мае будет вся сирень белая, цветущая,

Ну а тётушка у нас - цветочница поющая.

Снег (снежинки, снеговою, снежок)

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые… (снежинки)

Кружатся над головою

Каруселью… (снеговою)

На полянки, на лужок

Всё снижается… (снежок)

Гриб (грибок, грибочек, грибник, грибной, грибница)

Как – то раннею порой вдруг полился дождь… грибной

И из дома в тот же миг в лес отправился… грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал …грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь, в земле - грибница.

Человек собрал их много и отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп…грибной.

Много он собрал грибов , и грибочков и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадется и …грибок.

Игра «Отгадай слово »

Небольшая, мелкая рыба. (Рыбка, рыбёшка)

Огромная рыбина? (Рыбища)

Рыбная ловля. (Рыбалка)

Ловить рыбу. (Рыбачить)

Человек, занимающийся рыбной ловлей. (Рыбак)

Назови его ласковою (рыбачок)

Что такое уха (рыбный суп)

Игра «Что это?»

Лес – это … (место, где растет очень много деревьев) .

Лесок- это … (маленький лес) .

Лесной – это … (то, что находится в лесу) .

Лесник – это… (человек, который охраняет лес) .

Лесовик – это … (сказочный герой, который живет в лесу) .

2. Сформировать алгоритм обучения по модели подбора родственных слов .

модель подбора родственных слов ;

отличия похожих слов с опорой на картинки.

Схема подбора родственных слов .

Диагностика

Игра «Игралочка»

Образование уменьшительно ласкательных суффиксов и пренебрежительно- увеличительных суффиксов.

Пример :

Образование слов отвечающие на вопрос КАКОЙ?

III Применение умения

1. Упражнять самостоятельно, образовывать однокоренные слова обозначающие предметы, признаки предметов и действия предметов. Образование однокоренных слов , отвечающих на вопрос КАК?

За основу любой модели берется главное слово .

Демонстрационные модели : в виде солнышка, пирамидки, тучки, снежинок, цветика – семицветика.

Диагностика

Упражнение №1.

Подберите к данным словам однокоренные слова , обозначающие предметы.

Грибной - гриб. Садовый - Мясной -

Степной - Тенистый - Зеленый -

Звериный - Лесной -

Часовой - Дворовый -

Упражнение №2.

Замените в словосочетаниях слова -действия однокоренными словами-предметами .

Продавать билеты - продажа билетов.

Подарить другу -

Защищать Родину -

Примирять шляпу -

Проверять тетради -

Посадить дерево -

Упражнение №3.

От слов , обозначающих названия предметов, образуйте однокоренные слова , обозначающие признаки предметов и действия предметов. Составьте с ними предложения.

Какой? Что делает?

Двор - дворовый Дым - дымит

Зуб - Гудок -

Зима - Игра -

Мороз - Коса -

Лень - Пила -

Дождь - Ход -

Грязь - Шум –

Упражнение №5.

Отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?

б) мороз –

Упражнение №6.

Образуй от данных слов однокоренные слова , отвечающие на вопрос КАК?

а)прямой –

громкий –

быстрый –

б) смелый –

короткий –

кривой –

Упражнение №7.

Употребления уменьшительно -ласкательных и пренебрежительно-увеличительных суффиксов соревнование двух команд : Мальчика-с-пальчика и Ивана-богатыря :

Мальчик-с-пальчик Иван-богатырь

рубашечка рубашища

сапожки сапожища

кармашек карманище

ремешок ремнище

топорик топорище

сабелька саблища

ножка ножища

рука ручища

глазик глазище