Ещё в древние времена люди мечтали подняться в воздух и научиться летать, подобно птицам. История донесла до нас немало свидетельств попыток различных людей смастерить крылья и полетать. Так, в 1020 г. английский монах Эйлмер из Малмсбери, вдохновлённый греческим мифом об Икаре, сделал искусственные крылья и спрыгнул с башни местного аббатства. Пролетев небольшое расстояние, при приземлении монах сломал ноги и хотел, усовершенствовав конструкцию и добавив хвост, повторить полёт, но аббат запретил ему это. Большинство же «изобретателей» заканчивали куда хуже — разбивались насмерть. И всё же — какова история летательных аппаратов и когда появились первые удачные приспособления, позволявшие людям подняться в воздух?

Начинается история полётов в древнем Китае. Ещё в 3-4 веках до н. э. китайцы изобрели воздушный змей. Изначально это приспособление использовалось для развлечения народа на всяких праздниках.

китайский воздушный змей в форме дракона

Однако вскоре воздушным змеям нашли и другое применение. Например, рыбаки стали использовать воздушных змеев для ловли рыбы, привязывая к ним приманку, воздушные змеи применялись для обмена сигналами на больших расстояниях, с их помощью даже доставляли сообщения и разбрасывали листовки. Конечно же, китайцев посетила и мысль, что большой воздушный змей может поднять в воздух и человека. Полёт на воздушном змее был довольно рискованным, однако история сохранила свидетельства удачных полётов. Первое дошедшее до нас письменное упоминание о таком полёте относится к 559 году. В этом году жестокий император Ци Вэньсюаньди приказал запускать на больших воздушных змеях своих политических оппонентов, осуждённых на казнь. Одному из них удалось пролететь несколько километров и благополучно приземлиться за чертой города.

Удивительно, что прошли тысячи лет, прежде чем полёты на дельтапланах, т. е., фактически таких же простых летательных аппаратах без двигателя, как и китайский воздушный змей, стали популярными и получили распространение. Одним из энтузиастов таких полётов стал Отто Лилиенталь, совершивший конце 19 в. более 2000 успешных полётов на планерах собственной конструкции. Он использовал те же материалы, что и китайцы — деревянные прутья и шёлк.

фото — полёты Лилиенталя

К сожалению, один из полётов закончился несчастным случаем — порыв ветра опрокинул планер и Лилиенталь упал, сломав позвоночник. «Жертвы неизбежны» — сказал он по этому поводу. А современная история дельтапланеризма началась лишь в 70-е годы 20 в. Датой рождения современного дельтаплана считается 1971 год.

До появления самолётов и вертолётов самым простым способом совершить полёт было использование летательных аппаратов легче воздуха — воздушных шаров и дирижаблей. Что интересно, история здесь снова ведёт нас в Китай. Вероятно, ещё в 3м в. до н. э. в Китае были изобретены воздушные фонарики. Этот фонарик — простая конструкция из рисовой бумаги с небольшой горелкой внутри.

китайские воздушные фонарики

Китайцы использовали воздушные фонарики в церемониях и как средство сигнализации. Прошли тысячи лет, прежде чем на воздушных шарах начали летать люди.

Изобретателями воздушного шара считаются братья Монгольфье из Франции. Руководствовались братья не совсем правильными идеями — им пришла в голову мысль сделать аналог облака и поместить его в мешок, чтобы оно могло поднять этот мешок в воздух. С этой целью они наполняли свои шары дымом от сожжения смеси соломы и мокрой шерсти. Тем не менее, их подход привёл к успеху. Сначала браться проводили эксперименты с небольшими шарами у себя дома, а затем устроили большую демонстрацию воздушного шара для жителей своего города Анноне. Это произошло 4 июня 1783 года. Вскоре о воздушном шаре узнали в Париже, и осенью того же года братья Монгольфье запускали свои шары уже в Версале. Впервые на воздушном шаре решили запустить пассажиров — ими стали овца, утка и петух. Наконец, убедившись, что полёт на воздушном шаре не повредит человеку, 19 октября 1783 года первый полёт на воздушном шаре совершили люди.

первый полёт на воздушном шаре

Воздушные шары имели существенный недостаток — их полёт зависел от направления ветра, поэтому в течение 19 в. не прекращались попытки создать управляемый летательный аппарат с двигателем. Пробовали как варианты с установкой двигателя на воздушный шар, так и с установкой двигателя на планер. Но несмотря на то, что идея управляемого полёта была высказана вскоре после полёта первого воздушного шара, прошло больше ста лет, прежде чем управляемый полёт стал реальностью. Лишь в 1884 году французы Шарль Ренар и Артур Кребс смогли построить дирижабль, способный свободно перемещаться в любом направлении. Их дирижабль имел удлинённую форму и был оснащён электрическим двигателем, работавшим на аккумуляторах.

дирижабль Ренара и Кребса

Попытки поставить двигатель на планер и изобрести, таким образом, самолёт, долгое время не приводили к особым успехам. Среди таких попыток был, например, самолёт Можайского. Можайский, контр-адмирал российского флота, стал изобретать самолёт ещё в 50-е годы 19 в. Начав с планеров, которые поднимали в воздух запряжённые лошади, Можайский перешёл к конструированию самолёта с двигателем. К сожалению, паровые двигатели, которыми он пробовал оснастить самолёт, были слишком тяжёлыми, и удержать его в воздухе не могли, хотя и имеются свидетельства, что самолёт Можайского был способен взлетать на короткое время.

самолёт Можайского (модель)

Можайский потратил на изобретательскую деятельность все свои деньги, продал имение и в конце концов умер от болезни в нищете. Тогдашние российские чиновники не заинтересовались идеями Можайского и не стали финансировать его работу, в результате общепризнанными изобретателями самолёта стали американцы братья Райт. Они совершили свой первый подтверждённый полёт в 1903 году, через 13 лет после смерти Можайского.

Первый документально зафиксированный полёт самолёта конструкции братьев Райт состоялся 17 декабря 1903 года. При этом самолёт запускался с помощью рельсовой катапульты, а расстояние, которое он пролетел, составило всего 30 метров.

первый полёт самолёта братьев Райт

Братья Райт изобрели не только сам самолёт, но и лёгкий бензиновый двигатель для него, что и стало настоящим прорывом в самолётостроении. Тем не менее от первого полёта до активного развития авиации прошло время. В следующем году братья Райт в присутствии журналистов не смогли повторить свой успех, самолёт отправился в ангар, а изобретатели занялись конструированием новой, более совершенной модели. Военное ведомство США не спешило заключать контракт с братьями Райт, сомневаясь в способности велосипедных механиков (именно такая специальность была у изобретателей) сконструировать что-то стоящее. В Европе же сообщения о полётах братьев Райт и вообще считали враньём. Лишь в 1908 г. после впечатляющих демонстрационных полётов, проведённых изобретателями как в США, так и в Европе, мнение изменилось, а братья Райт стали не только знаменитыми, но и богатыми.

В 1909 г. российское правительство, наконец, осознало важность изобретений в области авиации. Оно отказалось покупать самолёт братьев Райт и приняло решение создать собственный самолёт самостоятельно. Первый российский аэроплан построил и в 1910 году совершил на нём полёт профессор Александр Кудашев.

Изобретение искусно построенных летательных аппаратов для путешествий в атмосфере Земли занимает место среди величайших инноваций человечества. Область авиации определяется бросанием вызова ограничениям и изобретением новых смелых идей, но эти летательные аппараты просто полностью игнорируют понятия нормальности.

10. Convair V2 Sea Dart

Для пилотов доступно множество интересных комбинированных машин в дополнение к стандартным самолётам. Тем не менее, истребитель, спроектированный для посадки прямо в океане, добавляет совершенно новое определение к должности, превращая пилотов в водителей гидроциклов. «Convair Sea Dart» был экспериментальным американским истребителем, построенным в 1951 году в качестве прототипа сверхзвукового гидросамолёта, с водонепроницаемым корпусом и двумя подводными крыльями. Концепция «Sea Dart» была отклонена после аварии со смертельным исходом, но не раньше, чем он стал первым - и пока единственным - гидросамолётом, преодолевшим звуковой барьер, с Эдом Шенноном за штурвалом.

9. Inflatoplane от компании Goodyear


Когда компания, выпускающая шины, пытается выйти на рынок самолётов, можно ожидать странных результатов. В 1959 году компания «Goodyear Tire» ответила на потребности рынка в удобном самолёте просто потрясающим образом. «Inflatoplane» с открытой кабиной был построен полностью из резины за исключением двигателей и контрольных кабелей. Самолёт можно было собрать в ящик длиной в 1 метр, и он мог быть полностью надут с помощью велосипедного насоса всего за 15 минут. Машина была аэродинамическим успехом, так как она с лёгкостью поднялась в небо. Тем не менее, «Goodyear» столкнулся с некоторыми проблемами в том, чтобы убедить военных купить самолёт, когда они указали, что самолёт мог быть сбит с помощью одной пули, или даже меткой рогатки.

8. Эймес АД-1 от НАСА (NASA A1 Pivot-Wing)


Эймес АД-1 от НАСА вывел стандарт для странных воздушных судов на совершенно новый уровень. Длинные, тонкие крылья реактивного самолёта, разработанного в начале 1980-х годов, чтобы протестировать концепцию поворотного крыла, поворачивались под углом до точки, где кончик правого крыла мог находиться в положении параллельно кабине. Идея, стоявшая за этим оригинальным и полностью новым дизайном, состояла в том, чтобы нивелировать влияние турбулентности и увеличить обтекаемость. Странный самолёт выполнил целый ряд полётов, и показал на удивление хорошие результаты, но они не были достаточно убедительными, чтобы оправдать массовое производство. Тем не менее, в настоящее время на стадии разработки находятся современные беспилотники, который смоделированы на основе этой конструкции самолёта.

7. Воут V-173 (Vought V-173)


Воут V-173 был разработан в 1942 году как прототип воздушного судна с вертикальным взлётом и посадкой, способного перехватывать вражеские истребители с авианосца. Странная конструкция самолёта по прозвищу «летающий блин» данному ему его летчиками-испытателями, состояла из почти идеально круглого фюзеляжа, который также функционировал в качестве крыльев воздушного судна. Два двигателя поддерживали огромные пропеллеры, которые могли не касаться земли только при помощи преувеличенных стоек шасси, в то время как энергетическая система располагалась на концах крыльев, в отличие от любого другого самолета из когда-либо сделанных. Ограниченный спрос и авария помогли решить судьбу проекта, но он начал родословную, которая привела к появлению знаменитого реактивного самолёта вертикального взлёта и посадки Хэрриер (Harrier Jet).

6. Белл P-39 Аэрокобра (Bell P -39 Aircobra)


Иногда экспертам лучше придерживаться того, в чём они хорошо разбираются. Во время Второй мировой войны компания Вертолёты Белл (Bell Helicopters) создала мощный, маневренный истребитель с превосходной способностью нанесения ударов по наземным целям и навыками воздушного боя. У большинства самолётов двигатели были впереди, но Белл, будучи вертолетной компанией, создали корпус самолёта с двигателем, располагавшимся позади кабины. Длинный вал вращал пропеллер впереди, но, несмотря на то, что дизайн давал удивительную мощь, строительство корпуса вокруг источника питания как у вертолетов привело к необычному центру тяжести. С помощью этой «небесной кобры» было сбито больше самолётов противника, чем с помощью любого другого самолёта-истребителя американского дизайна, используемого советскими ВВС, однако некоторые Воздушные Кобры разбивались даже без единого выстрела врага.

5. «Чёрный дрозд» (SR 71 Blackbird)


Ещё до рассвета эры универсальной спутниковой технологии, технические характеристики дизайна для первоклассного разведывательного самолета с беспрецедентной скоростью, выносливостью и способностью достигать края пространства породили SR 71 Blackbird. Страшный, почти инопланетный корабль, SR 71 обладал дьявольскими рабочими характеристиками. Однако по странной иронии, из специальных проницаемых баков СР 71 сочилось взрывное реактивное топливо пока жар (482 градуса Цельсия) вызванный трением, не запечатывал их. Когда самолёт взлетал на высоту более 9,65 километра, его скорость превышала 3000 километров в час, в результате чего поверхность самолёта светилась ярко-красным. Адское зрелище снаружи самолёта не было утешением для пилота, сидевшего в кабине с асбестовой изоляцией, которому приходилось ждать до получаса после приземления, чтобы избежать расплавленных ног при выходе. Даже фонарь кабины достигал температуры в 300 градусов по Цельсию.

4. Convair Pogo


«Grumman X203» или «Пого», представляет собой радикальный отход от нормы авиационной конструкции, пролёт мимо эксцентричности в полномасштабный абсурд. Корпус Pogo был сформирован примерно как у обычного самолёта, за исключением ротора, прикрепленного к носовому обтекателю который поднимал его вертикально в воздух. В отличие от большинства воздушных суден «вертикального взлёта и посадки», Pogo взлетал носом вверх как ракета с колёсами, прикрепленными к её хвостовому килю. Фонарь был сконструирован в положении 90 градусов наружу, в результате чего пилоту приходилось лежать перпендикулярно земле, когда машина поднималась в воздух. «Пого2» должен был затем лететь вперёд по воздуху, как только он стабилизировался. Было проведено несколько успешных испытательных полётов, но, как и многие другие воздушные маргиналы, проект так и не оторвался далеко от земли.

3. Макдоннел Дуглас X-15 (McDonnell Douglas X-15)


X-15 представляет собой более старый дизайн. Тем не менее, он был настолько значительным и необычным прыжком вперёд, что он остаётся непревзойденным в области лётных характеристик воздушного судна. Первые испытания ракеты-самолёта Х-15, длина которого составляла 15,5 метров, и который был оснащён двумя крошечными 2,7-метровыми крыльями на каждой стороне, прошли в 1959 году. Серия испытаний показала, что самолёт достигал высоты в 30480 метров и два его полёта квалифицировались как космические. Во время прохождения самолёта через атмосферу, небольшой самолёт, напоминающий ракету, достиг скорости, превышавшей скорость звука в шесть раз. X-15 был покрыт специальным сплавом никеля, аналогичным тому, который присутствует в природных метеоритах. Сплав защищал самую быструю в историю машину планеты Земля от сгорания в атмосфере. X-15 определил нишу экстремальных характеристик благодаря своему большому весу, высокой мощности и низкому давлению.

2. «Бломм-унд-Фосс BV 141» (Blohm und Voss BV 141)


В природном мире симметрия является правилом во всём, от глаз до крыльев. В принципах обратной инженерии, которая вдохновлена природой, это правило одинаково справедливо для двигателей, плавников и хвостов. Однако во время Второй мировой войны, в ходе заметного отклонения от нормы, инженеры немецкой авиации в компании Dornier задумали создать разведывательный самолёт и легкий бомбардировщик с одним крылом, хвостовой балкой с двигателем на одной стороне, и прямо рядом с ним, кабину для лётчика. Хотя такая конструкция может показаться несбалансированной, размещение кабины на правой стороне пропеллера противодействует вращающему моменту и помогает самолёту лететь прямо. Таким образом, этот причудливый летательный аппарат не только взлетал с земли, но также стал вдохновением для современного спортивного самолёта с аналогичной конструкцией.

1. Caproni Ca.60 Noviplano


Представьте себе плавучий дом, совмещённый с самолётом. Именно эта идея стояла за Caproni Ca.60 Noviplano. Это воздушное судно, созданное в 1920 году, установило стандарт для странных самолётов с несколькими крыльями, причём настолько высокий, что даже Красный Фоккер Рихтгофена (Richtofen’s Red Fokker) определённо выглядел заурядным в сравнении с ним. Огромный плавучий летательный аппарат Капрони, длина которого достигала 21 метр, а вес колоссальных 55 тонн, был построен так, чтобы быть первым трансатлантическим лайнером в истории авиации. Позаимствовав из теории концепцию о том, что достаточное количество крыльев заставит взлететь что угодно корпус в форме корабля нёс скопление из трёх крыльев впереди, трёх в середине, и вместо хвоста - третий набор крыльев. Неземную машину можно было охарактеризовать исключительно, как тройной триплан и ничего подобного больше построено не было. Взлёт не был проблемой, но самолёт совершил аварийную посадку во время своего первого полёта, после того, как он поднялся на высоту 18 метров. Капрони объявил, что он его починит, но обломки самолёта были позже сожжены той ночью.

9:14 29/10/2017

👁 811

Турбовинтовой космолет Rotary Rocket Roton ATV

Именно таким вот экзотическим образом компания Rotary Rocket пыталась в 90-е годы прошлого века преодолеть базовые ограничения , существенно повысив КПД их движителей. А то, прямо, какая-то беда: одноступенчатые ракеты на химическом топливе не могут выйти на … Сущее разорение. Но, как было сказано в одном хорошем фильме: “тот кто нам мешает – тот нам и поможет!”. А кто нам мешает, кроме конечно? Воздух!

Опирались они на ту идею, что турбовинтовые двигатели имеют существенно больший КПД, чем чисто реактивные и турбореактивные. А поскольку один из самых энергозатратных участков – именно протыкание плотных слоев , – то нельзя ли на этом этапе схитрить?

Суть хитрости состояла в том, что на макушке пирамидального аппарата размещался винт, типа вертолетного (на прототипе – именно от вертолета, для простоты), который приводился в действие (глубоко вздохнул) от кольцевой вращающейся системы из 72 жидкостных (керосин+кислород) двигателей, находящейся на традиционном для ракет месте – снизу.

В смысле, сквозь весь аппарат проходил вал от двигательной системы, крутившейся на 720 оборотов в минуту (12 в секунду, на минуточку) к редуктору НВ.

Ну, не считая привода НВ – конструкторы решили таким образом резко сэкономить на массе турбонагнетателей (подача компонентов топлива осуществляется за счет центробежной силы) и системы стабилизации – само кольцо двигателей работает гироскопом.

Но и это еще не все – при посадке вместо традиционной термозащиты предполагалось использовать хитрую схему с подачей воды(!) под днище корабля, с тем, чтобы существенно снизить температуру за счет паровой подушки и сэкономить на массе термозащиты (честно говоря, я не уверен в том, что это работоспособная идея – неочевидно, что будет легче: традиционная теплозащита или вся эта система подачи воды вместе с запасом оной).

Они рассчитывали, что 180-тонная транспортная система будет выводить на низкие от 2700 до 3200 кг полезной нагрузки – и возвращаться в целости и сохранности. Да-да, это все планировалось многоразовым.

Несущий винт – работал, помимо роли парашюта, на финальном участке полета еще и системой мягкой посадки “по вертолетному”, в этом режиме, конечно, основные реактивные двигатели уже не работали (топливо и окислитель выгорели при взлете), а раскрутку лопастей должны были обеспечить небольшие реактивные двигатели на перекиси водорода на концах лопастей.

Планируемое конструкторами конкурентное преимущество перед “самолетными” многоразовыми системами состояло в том, что никаких особых условий, как шаттлам, способным приземляться только на трех (если память не изменяет) аэродромах в мире – системе не требовалось – для посадки годилась любая ровная площадка, на котором помещался аппарат.

Кстати, и для взлета тоже – никаких особых хитрых конструкций не предполагалось, ведь никакие опорные системы не нужны (аппарат стоит на собственных опорах) – нужно просто яма для отвода выхлопа (относительно небольшого при отрыве, основная тяга создается несущим винтом) – и все, собственно.

Всего компанией Rotary Rocket было построено несколько макетов и один летающий прототип, Roton С-9. Причем, прототип был в масштабе 1:1 – высотой около 20 метров и 6,6 метров диаметром у основания. Пропеллер, правда, подкачал – взяли от разбитого S-58, но поскольку первоначальные испытания планировались в “посадочном” режиме, без заправки топливом и без полезной нагрузки – то четырехлопастного винта с пероксидными двигателями на лопастях должно было хватить на полет. Зато – в 20 раз дешевле, чем оценивалась стоимость специального “космического” ротора. И вертолетного винта хватило, надо сказать.

Всего было проведено три полета пепелаца, которые показали что (а) летать оно может, но (б) плохо. Никакой обзор, настолько что летать просто небезопасно (по высоте пилоты ориентировались только по высотомеру) и управляемость ниже плинтуса.

А потом компания разорилась…. Инвесторы решили, что перспектив нет, и 33 миллиона долларов были списаны в убытки. В настоящее время Rotary Rocket Roton C-9 экспонируется в музее авиации, но без вертолетного винта.

Необычные летательные аппараты

Изобретение летательных аппаратов, позволяющих людям путешествовать в атмосфере Земли, входит в список величайших инноваций человечества. Авиация бросает вызов пределам, и в этой сфере все время возникают новые идеи, однако самолеты, перечисленные ниже, даже отдаленно не подходят под понятие «норма».

(Всего 22 фото + 5 видео)

Convair V2 Sea Dart

1. В дополнение к самолетам стандартным, пилотам подчас бывают доступны очень интересные экземпляры летательных аппаратов. Истребитель, о котором сейчас пойдет речь, мог совершить посадку прямо на поверхность океана. И он сильно расширял должностные обязанности пилотов, на время превращая их из обычных летчиков в операторов лыжного шасси.

2. Convair V2 Sea Dart был экспериментальным американским истребителем, его построили в 1951 году в качестве прототипа сверхзвукового гидросамолета, укомплектованного водонепроницаемым корпусом и парой подводных крыльев.

3. От производства этого истребителя решено было отказаться после катастрофы, закончившейся смертью пилота. Но тем не менее он стал первым (и на данный момент - единственным) гидросамолетом, преодолевшим звуковой барьер.

Goodyear Inflatoplane

4. Когда компания, производящая автомобильные шины, выходит на рынок самолетов, следует ожидать очень необычных результатов. В 1959 году компания Goodyear Tire попробовала удовлетворить запросы рынка о небольшом удобном самолете, и ее ответ на эти запросы был очень причудлив. Открытая кабина Goodyear Inflatoplane была полностью изготовлена из резины.

5. Фактически там все было из резины, кроме двигателя и проводов. Самолет можно было уложить в коробку длиной 1 метр, и его можно было полностью накачать с помощью обычного велосипедного насоса всего за 15 минут. С аэродинамической точки зрения машина была превосходна, так как поднималась в воздух с невероятной легкостью. Тем не менее компания Goodyear Tire столкнулась с серьезными проблемами. Они никак не смогли убедить военных купить свое детище после того, как военные узнали, что самолет можно будет сбить всего одной пулей или даже выстрелом из рогатки.

NASA A1 Pivot-Wing

6. NASA A1 Pivot-Wing смог поднять понятие «странный самолет» на совершенно новый уровень. Его разработали в начале 80-х годов для того, чтобы проверить концепцию поворотного крыла. Длинное тонкое крыло этого реактивного самолета могло поворачиваться на такой невероятный угол, что оказывалось практически параллельно кабине пилота. Идея этого неортодоксального и исключительного новаторского подхода была в том, чтобы таким способом компенсировать вихревые возмущения воздушного потока.

7. Странный самолет даже совершил несколько полетов, и летал он на удивление хорошо, однако результаты все-таки не были признаны достаточно убедительными для того, чтобы оправдать затраты на его производство. Тем не менее современные беспилотники, в основе которых лежит конструкция этого самолета, в настоящее время находятся в стадии разработки.

Vought V-173

8. Vought V-173 был разработан в 1942 году в качестве прототипа самолета с вертикальным взлетом и посадкой, способного перехватывать вражеские истребители, взлетая с палубы авианосца. За странную конструкцию летчики-испытатели прозвали этот самолет «летающий блин».

9. Его фюзеляж имел округлую форму. Пара двигателей приводила в движение пропеллеры огромных размеров, которые не задевали землю при взлете только благодаря удлиненным стойкам шасси. Невысокий спрос и одна авария решили судьбу этого проекта, однако с него началось развитие в этом направлении, которое в конце привело к появлению знаменитого Harrier Jump Jet.

Bell P-39 Aircobra

10. Все-таки иногда лучше экспертам придерживаться только того, с чем они знакомы действительно хорошо. Во время Второй мировой войны компания Bell Helicopters выпустила мощный и невероятно маневренный истребитель с превосходными боевыми характеристиками.

11. У большинства самолетов двигатели расположены спереди, однако Bell, будучи вертолетной компанией, создала истребитель с двигателем, центр которого находился позади кабины пилота. Длинный вал, идущий от этого двигателя, вращал пропеллер спереди, однако такая конструкция привела к необычному расположению центра тяжести машины. Эта «небесная змея» в годы войны сбила гораздо больше самолетов противника, чем любой другой истребитель американских ВВС. Однако некоторые «кобры» гибли не потому, что были сбиты противником, а потому что падали сами, легко срываясь в «штопор» даже из-за самых незначительных ошибок пилотов.

SR 71 Blackbird

12. SR 71 Blackbird был создан еще до эпохи универсальных спутниковых технологий. Это был первый в своем роде самолет-разведчик, с беспрецедентной скоростью и дальностью полета. Он был способен подниматься на невероятную высоту, а выглядел он как страшный, почти инопланетный космический корабль.

13. Однако в конструкции SR 71 Blackbird были серьезные недостатки. Стоило самолету подняться на высоту в 7 км и разогнаться до скорости в 3300 км/ч, как его внешняя обшивка нагревалась до 400 градусов и начинала светиться красным. Эта адская картина за пределами кабины не слишком радовала пилотов. И хотя кабина была изолирована асбестом, пилотам все равно приходилось сидеть в ней по полчаса после приземления, для того чтобы не опалить себе ноги при выходе. Даже прозрачный фонарь кабины раскалялся до 300 градусов.

Convair Pogo

14. The Grumman X23, он же Pogo, представлял собой радикальный уход от всех норм самолетостроения. Это даже не было чем-то эксцентричным, это был полномасштабный абсурд. По внешнему виду Pogo слегка напоминал обычный самолет, если не обращать внимания на реактивный двигатель, вмонтированный в носовой обтекатель аппарата. Этот двигатель позволял Pogo взлетать вертикально. Вот только в отличие от большинства самолетов с вертикальным взлетом и посадкой, нос Pogo перед взлетом задирался вверх под прямым углом, так что пилот в кабине почти лежал, как космонавт в ракете.Только после такой предварительной подготовки Pogo мог взлетать.

15. Было совершено несколько успешных испытательных полетов, но, как и многие другие воздушные неудачники, этот проект так и не смог улететь далеко от земли.

McDonnell Douglas X-15

16. X-15 является очень старым проектом, однако это был такой значительный и аномальный скачок вперед, что он по сей день остается непревзойденным в истории авиации. Впервые испытанный в 1959 году, экспериментальный ракетоплан Х-15 был 2 м в длину, с двумя крошечными метровыми огрызками крыльев с каждой стороны.

17. Серия испытаний показала, что ракетоплан способен достигнуть высоты в 107 км, так что две выполненных миссии были квалифицированы как космические полеты. Когда этот небольшой самолет проходил сквозь плотные слои атмосферы, его скорость в шесть раз превышала скорость звука. Обшивка Х-15 была покрыта особым сплавом на основе никеля, который был похож на тот, что встречается в составе метеоритов. Этот сплав не позволял самому быстрому летательному аппарату на планете сгореть в атмосфере.

Blohm und Voss BV 141

18. В обычном мире симметрия является правилом, которое прослеживается практически во всем, от глаз до крыльев и плавников. Инженеры при создании своих изобретений тоже вдохновляются этим принципом, это правило справедливо и для авиадвигателей. Однако в годы Второй мировой войны немецкие инженеры из компании Dornier заметно отклонились от этой нормы и создали самолет-разведчик, у которого хвостовой стабилизатор располагался только с одной стороны, а кабина пилота располагалась асимметрично, с противоположной стороны.

19. На первый взгляд такая конструкция выглядит несбалансированной. Однако благодаря тому, что кабина расположена на правой стороне, а несущий пропеллер находится левее, во время полета возникает момент силы, который помогает самолету лететь ровно. В результате этот причудливый аппарат не только успешно отрывался от земли, но и впоследствии вдохновил многих создателей современных спортивных самолетов на создание аппаратов со схожей конструкцией.

20. Рассмотрим дом на воде, скрещенный с самолетом. Именно эта идея лежала в основе Caproni Ca.60 Noviplano. Эта машина установила «планку странности» для самолетов настолько высоко, что даже «Красный Фоккер» Рихтгофена по сравнению с ней выглядит очень бледно. Длина этого летательного аппарата составляла 23 м. Вес - колоссальные 26 т. Этот плавающий и летающий аппарат был построен, чтобы стать первым трансатлантическим лайнером в истории авиации.

21. Исходя из теории, что с помощью достаточного количества крыльев можно поднять в воздух что угодно, инженеры создали стек из трех крыльев спереди и трех в середине. Вместо хвоста использовался еще один, третий набор крыльев. Эта чудовищная машина, наверное, может быть классифицирована как тройной триплан, и ничего подобного ни до, ни после нее построено не было.

22. Оторваться от земли не было проблемой, но сразу после взлета, на высоте в 18 метров, аппарат начал разваливаться, а потом упал в воду. Оба летчика погибли. После этого самолет удалось отремонтировать, однако позднее он сгорел. Это произошло ночью, и подробности этого происшествия до сих пор до конца не выяснены.


Люди были одержимы идеей подняться в воздух на протяжении столетий. В мифах практически всех народов есть легенды о летающих животных и людях с крыльями. Самыми ранними известными летательными аппаратами были крылья, имитирующие птичьи. С ними люди прыгали с башен или пытались воспарить, сорвавшись со скалы. И хотя такие попытки заканчивались, как правило, трагически, люди придумывали все более сложные конструкции летательных аппаратов. О знаковых летательных аппаратах пойдёт речь в нашем сегодняшнем обзоре.

1. Бамбуковый вертолет


Один из старейших в мире летательных аппаратов, бамбуковый вертолет (также известный как бамбуковая стрекоза или китайская вертушка) - игрушка, которая взлетает вверх, если быстро раскрутить ее основной стержень. Изобретенный в Китае около 400 г. до н.э., бамбуковый вертолет состоял из лопастей-перьев, насаженных на конец бамбуковой палки.

2. Летающий фонарик


Летающий фонарик - небольшой воздушный шар из бумаги и деревянного каркаса с отверстием на дне, под которым разжигается небольшой огонь. Считается, что китайцы экспериментировали с летающими фонариками уже в 3 веке до нашей эры, но традиционно, их изобретение приписывается мудрецу и полководцу Чжугэ Ляну (181-234 г.г. н.э.).

3. Воздушный шар


Воздушный шар - первая успешная технология полета человека на несущей конструкции. Первый пилотируемый полет провели Пилатр де Розье и маркиз д"Арланд в 1783 году в Париже на воздушном шаре (на привязи), созданном братьями Монгольфьер. Современные воздушные шары могут пролетать тысячи километров (самый длительный полет на воздушном шаре - 7672 км от Японии до Северной Канады).

4. Солнечный воздушный шар


Технически этот тип воздушного шара летает за счет нагревания воздуха в нем при помощи солнечного излучения. Как правило, такие аэростаты делают из черного или темного материала. Хотя они в основном используются на рынке игрушек, некоторые солнечные шары достаточно велики для того, чтобы поднять в воздух человека.

5. Орнитоптер


Орнитоптер, который был вдохновлен полетами птиц, летучих мышей и насекомых, представляет собой самолет, который летит, хлопая крыльями. Большинство орнитоптеров беспилотные, но также было построено несколько пилотируемых орнитоптеров. Одна из самых ранних концепций такого летательного аппарата была разработана Леонардо да Винчи еще в 15 веке. В 1894 году Отто Лилиенталь, немецкий пионер авиации, впервые в истории совершил пилотируемый полет на орнитоптере.

6. Парашют


Изготавливаемый из легкой и прочной ткани (подобной нейлону) парашют представляет собой устройство, которое используется, чтобы замедлить движение объекта через атмосферу. Описание самого древнего парашюта было найдено в анонимной итальянской рукописи, датируемой 1470 годом. В современные дни парашюты используются для спуска различных грузов, в том числе людей, продуктов питания, оборудования, космических капсул и даже бомб.

7. Воздушный змей


Первоначально построенный путем растяжения шелка над рамкой из расщепленного бамбука, воздушный змей был изобретен в Китае в 5 веке до нашей эры. В течение длительного времени много других культур переняли это устройство, а некоторые из них даже продолжали дальнейшее усовершенствование этого простого летательного аппарата. Например, воздушные змеи, способные переносить человека, как полагают, существовали в древнем Китае и Японии.

8. Дирижабль


Дирижабль стал первым летательным аппаратом, способным на управляемые взлет и посадку. В начале в дирижаблях использовали водород, но из-за большой взрывоопасности этого газа, в большинстве дирижаблей, построенных после 1960-х годов, начали использовать гелий. Дирижабль также может оснащаться двигателями, а экипажа и/или полезная нагрузка в нем расположены в одной или нескольких "гондолах", подвешенных под баллоном с газом.

9. Планер


Планер - летательный аппарат тяжелее воздуха, который поддерживается в полете динамической реакцией воздуха на его несущие поверхности, т.е. он не зависит от двигателя. Таким образом, большинство планеров не имеют двигателя, хотя некоторые парапланы могут быть оснащены ими, чтобы продлить полет в случае необходимости.

10. Биплан


Биплан - самолет с двумя неподвижными крыльями, которые расположены друг над другом. Бипланы имеют ряд преимуществ по сравнению с обычными конструкциями крыла (монопланами): они позволяют добиться большей площади крыльев и подъемной силы при меньшем размахе крыла. Биплан братьев Райт в 1903 году стал первым успешно поднявшимся в воздух самолетом.

11. Вертолет


Вертолет - винтокрылый летательный аппарат, который может взлетать и садиться вертикально, парить и лететь в любом направлении. На протяжении последних столетий было много концепций, похожих на современные вертолеты, но только в 1936 году был построен первый рабочий вертолет Фокке-Вульф Fw 61.

12. Аэроцикл


В 1950-х годах Lackner Helicopters придумали необычный летательный аппарат. HZ-1 Aerocycle предназначался для эксплуатации неопытными пилотами в качестве стандартной разведывательной машины в армии США. Хотя раннее тестирование показало, что аппарат может предоставить достаточную мобильность на поле боя, более обширные оценки показали, что его слишком трудно контролировать неподготовленным пехотинцам. В итоге, после пары аварий проект был заморожен.

13. Кайтун


Кайтун - гибрид воздушного змея и воздушного шара. Основным его преимуществом является то, что кайтун может оставаться в достаточно стабильном положении над точкой привязки троса, независимо от силы ветра, в то время как обычные воздушные шары и воздушные змеи менее стабильны.

14. Дельтаплан


Дельтаплан – немоторизованный летательный аппарат тяжелее воздуха, в котором отсутствует хвост. Современные дельтапланы изготовлены из алюминиевого сплава или композитных материалов, а крыло - из синтетической парусины. Эти аппараты имеют высокое соотношение подъемной силы, что позволяет пилотам летать в течение нескольких часов на высоте тысяч метров над уровнем моря в восходящих потоках теплого воздуха и исполнять фигуры высшего пилотажа.

15. Гибридный дирижабль


Гибридный дирижабль представляет собой летательный аппарат, который сочетает в себе характеристики аппарата легче воздуха (т. е. технологии дирижабля) с технологиями летательных аппаратов тяжелее воздуха (либо неподвижное крыло, либо роторный винт). На массовое производство такие конструкции не были поставлены, но на свет появилось несколько пилотируемых и беспилотных прототипов, включая Lockheed Martin P-791 - экспериментальный гибридный дирижабль, разработанный Lockheed Martin.

16. Авиалайнер


Также известный как реактивный лайнер, реактивный пассажирский самолет представляет собой тип самолета, предназначенный для перевозки пассажиров и грузов по воздуху, который передвигается благодаря реактивным двигателям. Эти двигатели позволяют самолету достигать высоких скоростей и генерировать достаточную тягу для передвижения воздушного судна большой массы. В настоящее время A380 Airbus является крупнейшим в мире реактивным пассажирским лайнером со вместимостью до 853 человек.

17. Ракетоплан


Ракетный самолет - летательный аппарат, который использует ракетный двигатель. Ракетопланы могут достигать гораздо более высоких скоростей, чем реактивные самолеты аналогичных размеров. Как правило, двигатель у них работает в течение не более нескольких минут, после чего самолет планирует. Ракетоплан подходит для полетов на очень большой высоте, а также он способен развивать гораздо большее ускорение и имеет более короткий разбег.

18. Поплавковый гидросамолет


Это тип самолета с неподвижным крылом, способный взлетать с воды и садиться на нее. Плавучесть гидросамолету обеспечивают понтоны или поплавки, которые устанавливаются вместо шасси под фюзеляжем. Поплавковые гидросамолеты широко использовались до Второй мировой войны, но затем их вытеснили вертолеты и самолеты, применяющиеся с авианосцев.

19. Летающая лодка


Другой тип гидросамолета - летающая лодка - представляет собой самолет с фиксированным крылом и корпусом такой формы, которая позволяет ему садиться на воду. Он отличается от поплавкового гидросамолета тем, что в нем используется специально спроектированный фюзеляж, который может плавать. Летающие лодки были очень распространены в первой половине 20-го века. Подобно поплавковым гидросамолетам, впоследствии их перестали использовать после Второй мировой войны.



Также известный под другими названиями (например, грузовое воздушное судно, грузовое судно, транспортный самолет или грузовой самолет), грузовой самолет является самолетом с неподвижным крылом, который предназначен или переоборудован для перевозки грузов, а не пассажиров. В данный момент самым большим и самым грузоподъемным в мире является построенный в 1988 году Ан-225.

21. Бомбардировщик


Бомбардировщик - боевой самолет, предназначенный для атаки наземных и морских целей путем сбрасывания бомб, запуска торпед или пуска крылатых ракет "воздух-земля". Есть два типа бомбардировщиков. Стратегические бомбардировщики в первую очередь предназначены для бомбардировочных миссий дальнего действия - т. е. для атаки стратегических целей, таких как базы снабжения, мосты, заводы, верфи и т.д. Тактические бомбардировщики направлены на противодействие военной деятельности противника и поддержки наступательных операций.

22. Космоплан


Космоплан - аэрокосмический аппарат, который используется в атмосфере Земли. Они могут использовать как только ракеты, так и вспомогательные обычные реактивные двигатели. Сегодня есть пять подобных аппаратов, которые успешно использовались: X-15, Space Shuttle, Буран, SpaceShipOne и Boeing X-37.

23. Космический корабль


Космический корабль представляет собой транспортное средство, предназначенное для полетов в космическом пространстве. Космические аппараты используются для различных целей, в том числе для связи, для наблюдения за Землей, метеорологии, навигации, космической колонизации, исследования планет, а также перевозки людей и грузов.


Космическая капсула представляет собой особый тип космического аппарата, который был использован в большинстве пилотируемых космических программ. Пилотируемая космическая капсула должна иметь все необходимое для повседневной жизни, включая воздух, воду и пищу. Космическая капсула также защищает космонавтов от холода и космической радиации.

25. Дрон

Официально известный как беспилотный летательный аппарат (БПЛА), дрон часто используется для миссий, которые являются слишком "опасными" или попросту невозможными для людей. Изначально они использовались в основном в военных целях, а сегодня их можно встретить буквально повсюду.