Слайд 2

Домашнее задание:

§16 - 17;Упр. 9у Л: № 1107(1в), 1108 (2в)

Слайд 3

???

Почему исчезают лужи после дождя? Почему пахнет мыло? Испарение с поверхности твердых и жидких веществ, а также кипение жидкостей в физике имеют общее название – парообразование. Каковы причины различной скорости парообразования?

Слайд 4

Опыт 1. В две мензурки нальем поровну воды. Воду из левой перельем в тарелку. Через несколько дней окажется, что в ней вода испарилась полностью, а в мензурке – лишь частично. Почему?

площадь свободной поверхности – первая причина, влияющая на скорость парообразования. 1. 2. 3.

Слайд 5

Опыт 2. Поставим на весы два стакана. В левый нальем кипятка, а в правый – столько же холодной воды. Сначала весы будут в равновесии. Но через 5-10 минут оно нарушится: стакан с горячей водой станет легче! Значит, горячая вода испаряется быстрее холодной.

температура вещества – вторая причина, влияющая на скорость парообразования

Слайд 6

Опыт 3. Отправимся на кухню и выберем там миску и тарелку с одинаковыми диаметрами. В каждую из них нальем по стакану воды и поставим в спокойное место. Через несколько дней мы увидим, что вода из тарелки испарилась полностью, а из миски – лишь частично. Почему же так произошло? Ведь площади свободных поверхностей воды в миске и воды в тарелке одинаковы…

плотность пара над поверхностью, с которой происходит парообразование – третья причина, влияющая на его скорость.

Слайд 7

Опыт 4. В одинаковые стаканы нальем равное количество различных жидкостей: спирта, воды, масла и ртути. По прошествии примерно недели мы обнаружим, что спирт испарился полностью, вода – наполовину, а масло и ртуть практически не уменьшили своего объема.

род вещества – четвертая причина различной скорости парообразования.

Слайд 8

ОК:

ЖИДКОСТЬ ПАР (ПАРООБРАЗОВАНИЕ) Процесс: 1. ИСПАРЕНИЕ Испаряться могут только те молекулы, которые находятся вблизи поверхности жидкости, т.к. их υмолекул жидкости › Fпритяжения (потенциальной) При испарении жидкости уменьшаются: скорость молекул жидкости, их кинетическая энергия и температура самой жидкости. Вывод: при испарении энергия поглощается жидкостью. υиспарения зависит от: площади свободной поверхности; температуры вещества;плотности пара; рода вещества

Слайд 9

Конденсация:

В переводе с латинского "конденсацио" означает "уплотнение, сгущение". Поэтому конденсацией называется переход вещества из газообразного состояния в жидкое или твердое. А сами эти состояния называются конденсированными состояниями вещества.

Слайд 10

Легко сжижающийся газ (например, аммиак) поместим в цилиндр с прочными прозрачными стенками и начнем сдавливать поршнем. Изменение объема газа будем отслеживать по шкале на стенке цилиндра, а изменение давления – по манометру. По этим данным построим график.

на этапе AB объем газа уменьшался, а его давление увеличивалось. Однако при этом газ оставался газом. На участке BC объем продолжал уменьшаться, однако давление оставалось постоянным. При этом на стенках цилиндра образовывались капельки сжиженного газа, постепенно стекавшие вниз. на участке BC в цилиндре одновременно сосуществуют газ и жидкость. Их температура и давление, разумеется, одинаковы. Вдвигая поршень, мы на мгновение увеличиваем давление газа около поршня, что способствует переходу части молекул в жидкость, и давление вновь становится прежним. В этом случае говорят, что в цилиндре наблюдается термодинамическое равновесие. газ Газ/жидкость?

Слайд 11

На участке ВС наблюдаем:

Газ, находящийся в термодинамическом равновесии со своей жидкостью, называется насыщенным паром. Слово "насыщенный" подчеркивает, что при данной температуре этот пар не может содержать большее число молекул, то есть иметь бо"льшую плотность

Слайд 12

Участок СД: жидкость

Итак, на участке ВС в цилиндре находятся жидкость и ее насыщенный пар. К моменту достижения точки С конденсация пара заканчивается, и в цилиндре можно наблюдать только образовавшуюся жидкость. Поэтому при попытке дальнейшего сжатия давление будет резко возрастать (участок CD), препятствуя продвижению поршня. Жидкость "не позволит" сколь-нибудь заметно себя сжать.

Слайд 13

ОК:

ПАР ЖИДКОСТЬ (КОНДЕНСАЦИЯ) Процесс: 1. КОНДЕНСАЦИЯ (обратный процесс) Вывод: при конденсации энергия выделяется жидкостью. ПАР НАСЫЩЕННЫЙ НЕНАСЫЩЕННЫЙ МОЛЕКУЛЫ НАХОДЯТСЯ В ПОДВИЖНОМ РАВНОВЕСИИ ЖИДКОСТЬ ПАР ПАР НЕ НАХОДИТСЯ В СОСТОЯНИИ РАВНОВЕСИЯ СО СВОЕЙ ЖИДКОСТЬЮ

Слайд 14

Давление Р (Па)

Давление насыщенного пара – одна из характеристик вещества. Для различных веществ это давление, как правило, различно: Вещества с малым значением этой величины при нормальных условиях являются твердыми или жидкими; с большим значением – газообразными. При средних значениях вещество является либо легкоиспаряющейся жидкостью, либо легко сжижающимся газом.

Посмотреть все слайды

Физика 8 класс

Тема урока: «Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации»

Цели урока: знакомство учащихся с особенностями физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот; рассмотреть энергетические изменения в процессах парообразования и конденсации.

Формируемые УУД:

предметные: научиться объяснять физические явления испарения и конденсации; определять понятия насыщенный пар, ненасыщенный пар; применять знания о процессах испарения и конденсации для объяснения явлений окружающего мира;

метапредметные: выражать с достаточной прямотой и точностью свои мысли; рационально планировать свою работу; добывать недостающую информацию с помощью материалов учебника; создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных зада; выделять и классифицировать существенные характеристики объекта.

личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Способы организации деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Форма урока: урок - виртуальная экскурсия.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку.

Приборы и материалы: стакан с холодной и горячей водой, пипетка, листы бумаги, спирт, вата, термометр.

Демонстрации : охлаждение жидкости при испарении; зависимость скорости испарения от площади свободной поверхности, температуры, движения воздуха, рода вещества.

Ход урока

Инициация. ( 2 минуты). Слайд 1

Метод «Релаксация» Учитель . Здравствуйте. Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад. Просто расслабьтесь и скажите себе: «Я нахожусь на уроке физики, а обо всем остальном не буду думать сейчас. Я подумаю об этом потом». Прекрасно! А теперь давайте приступим к работе.

Начать урок мне хотелось бы словами А. Эйнштейна: «День, в который вы ничего не узнали, - это потерянный день. Нам так много надо узнать - у нас так мало на это времени. Самое прекрасное, что мы можем испытать, - это ощущение тайны. Она есть источник всякого подлинного искусства и всей науки».

Вхождение в тему. (3 минуты). Слайд 1

Учитель . Эпиграфом к нашему уроку мне хотелось бы взять слова Мигеля де Унамуно «В низовьях испаряется вода,

Чтоб возвратиться облаком к истокам…»

Учитель . Вы, конечно, сможете назвать тему нашего урока. Заслушиваются ответы учеников . И так, тема урока « Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации ».

Слайд 2

Учитель . Мы проведем с вами необычный урок. Ребята, предлагаю отправиться на экскурсию! С егодня м ы совершим поход, непривычный для вас. Почему непривычный? Да потому, что он будет виртуальным. И так, включаем воображение: оделись, обулись, взяли рюкзак и вперед!

Изучение нового материала. (32 минуты)

Учитель: И вот мы оказались около реки. Слайд 3

Опишите явление природы, которые вы сейчас видите.

Выслушиваются рассказы учащихся

Слайд 4

Учитель. Я бы описала увиденные явления следующим образом:

Вода появляется из ручейка,

Ручьи по пути собирает река.

Река полноводно течет на просторе,

Пока, наконец, не вливается в море.

Моря пополняют запас океана,

Над ним формируются клубы тумана.

Они поднимаются выше пока

Не превращаются в облака.

А облака, проплывая над нами,

Дождем проливаются, сыплют снегами.

Весной соберется вода в ручейки,

Они потекут до ближайшей реки.

Как весь этот процесс называют? Верно, круговорот воды в природе.

Слайд 5

Итак, на основе знаний о строении вещества рассмотрим модели явлений испарение и конденсация, с помощью которых и объясним наблюдаемые нами явления на экскурсии. Очень часто, наблюдая за привычными для нас явлениями, мы открываем для себя что-то новое. Сегодня мы обсудим вопросы «Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации». Но вначале попытаемся понять: какой же процесс называется испарением?

Слайд 6

Учитель . Ребята, ответьте на ряд моих вопросов:

Каким молекулам легче всего покинуть жидкость? (Которые находятся на поверхности ).

У какой из них больше вероятность покинуть жидкость? (У которой скорость движения больше, т.е. больше кинетическая энергия ).

Почему молекуле движущейся с меньшей скоростью это сделать труднее?

Итак, можно сделать вывод: жидкость могут покинуть молекулы, находящиеся у поверхности, кинетическая энергия которых больше потенциальной энергии их взаимодействия с соседними молекулами.

Что же образуется над жидкостью в результате ее испарения? (Пар )

Следовательно, что такое испарение? (Парообразование )

Происходящее с чего? (С поверхности жидкости )

Испарение - это переход вещества из жидкого состояния в газообразное (парообразование), происходящий на свободной поверхности жидкости. (Ученики делают з апись в тетрадь )

Слайд 7

Вследствие теплового движения молекул испарение возможно при любой температуре. При этом с поверхности жидкости вылетают те молекулы, кинетическая энергия которых превышает работу против сил молекулярного сцепления в жидкости, т.е. наиболее быстрые молекулы. Поэтому в процессе испарения жидкость охлаждается.

Когда нет притока энергии извне, испарение ведет к уменьшению внутренней энергии жидкости, вследствие чего она охлаждается. (Ученики делают з апись в тетрадь )

Эксперимент 1 . Доказать, что при испарении внутренняя энергия уменьшается, имея оборудование : термометр, шарик которого обёрнут ватой, ацетон. Кончик термометра, показывающего комнатную температуру, обернем намоченной в ацетоне ватой. Через некоторое время показания термометра уменьшатся, хотя температура в комнате не изменилась.

. Молекулы, которые покинули жидкость и ушли в воздух, образуют пар. Очевидно, что жидкость при испарении в реальной среде не может замерзнуть, так как она забирает энергию из этой среды, и скорость испарения при постоянной температуре среды примерно постоянная.

Слайд 8

Учитель . Так замечательно сегодня на реке. Так и хочется окунуться в прохладную воду.

Эксперимент 2. У вас на столах стакан с холодной водой . Смажьте руку водой. Что вы ощущаете? Почему? ( Рука охлаждается, потому что, испаряясь, жидкость отнимает часть внутренней энергии руки, вследствие чего ее температура понижается. )

Учитель . Вы плаваете, получаете массу удовольствий. И вот вы вышли из реки. Что ощущаете? Правильно, прохладу?

Вопрос : Выйдя в жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит? ( Вода, интенсивно испаряясь с поверхности нашего тела, отнимает от него некоторое количество теплоты.)

Учитель . Как вы думаете температура воды в реке выше или ниже окружающего воздуха?

Мы можем убедиться в том, что температура воды в открытых водоемах почти всегда в летнюю погоду ниже температуры окружающего воздуха. Почему? ( Испаряющиеся с поверхности молекулы воды уносят с собой часть энергии, что приводит к понижению температуры в водоемах.)

Учитель . Ребята, смотрите, пока мы с вами обсуждали физические явления, появилась лягушка. А знаете ли вы, что Лягушка - блестящий синоптик. Еще в древности африканские племена заметили, что перед началом сезона дождей древесные лягушки выходят из воды и взбираются на деревья для метания икры. Если прогноз лягушек окажется приблизительным, то икра высохнет и потомство погибнет. Но ошибки в лягушачьем предвидении чрезвычайно редки. Как вы думаете, почему?

(У лягушки кожа очень легко испаряет влагу. в сухой атмосфере кожа быстро обезвоживается, поэтому лягушка, если дело идет к теплу, сидит в воде. В сырую погоду, когда собирается дождь, она вылезает на поверхность и обезвоживание теперь ей не грозит.)

Слайд 9

Учитель . Нам пора отправляться дальше к новым приключениям и знаниям. Вот мы с вами оказались на опушке.

Вопрос : Если в жаркий день приложить к щеке лист растения, то можно почувствовать, что он прохладный. Почему? (Испарение воды в солнечный день охлаждает листья )

Испарение играет огромную роль в растительном мире. Улавливая лучи солнца, тонкая и нежная пластинка листа подвергается сильному нагреванию. Сорванный с деревьев лист на солнце очень быстро высыхает, а листья на дереве свежие, сочные. Клетки листа всегда наполнены водой, поступающей по сосудам жилок, черешка веток, ствола, корня. В листьях ели - 66,2% воды, а в листьях березы - 63,7%, а листьях салата - 94,3%. В листьях вода не только наполняет клетки, и соединившись на свету с углекислым газом, входит в состав сахара, но и распыляясь в межклетниках, испаряется через устьица в воздух.

Вопрос: Почему хвойные деревья меньше испаряют влаги, чем лиственные того же возраста и в то же время? ( У хвойных деревьев поверхность, с которой испаряется влага, меньше чем у лиственных.)

Эксперимент 3 . Доказать, что испарение зависит от площади поверхности, имея оборудование : лист бумаги, вода, пипетка.

Капнем дважды на лист бумаги равное количество воды, но одну каплю размажем по поверхности листа, а другую оставим как есть.

Обсуждение результата эксперимента . Быстрее высохнет капля, имеющая большую площадь.

Слайд 10

Учитель . Продолжаем нашу экскурсию. Мы оказались возле поля с подсолнечником. А знаете ли вы, что в вегетационный период одно растение подсолнечника или кукурузы испаряет воду массой 200 кг! Смотрите на цветы садятся пчелы. Летом, в жаркие дни пчёлы-работницы перестают доставлять в улей нектар, а приносят воду. Пчёлы в улье эту воду распыляют, непрерывно помахивая крыльями. Через некоторое время пчёлы-работницы вновь приносят нектар.

Задание . Объясните причину инстинктивного поведения пчёл и сущность наблюдаемого явления. Учтите, что для нормального функционирования улья температура в нем не должна иметь значительных перепадов. (Распыление воды и взмахи пчёл крыльями способствуют интенсивному испарению воды и понижению температуры в улье. Когда температура в улье достигает нормы, пчёлы-работницы вновь переходят на сбор нектара.)

Учитель. Смотрите, кто к нам пришел. Какой замечательный щенок. Видно, что в этот солнечный день ему очень жарко.

Вопрос. Ребята, как вы думаете, почему в сильную жару собака высовывает язык? (Испарение пота с тела животного способствует теплообмену, но потовые железы у собаки расположены только на подушечках пальцев, поэтому, чтобы увеличить охлаждение организма в жаркий день, собака широко открывает рот и высовывает язык. Испарение слюны с поверхности языка понижает температуру её тела.)

Учитель. Что ж, нам придется попрощаться со щенком и отправиться дальше. Какое огромное красивое поле! Чувствуете запах скошенной травы?!

Вопрос. Как вы думаете, почему скошенная трава быстрее высыхает в ветреную погоду, чем в тихую? (Испарение жидкости происходит быстрее в ветреную погоду, так как испаряемые молекулы уносятся ветром.)

Эксперимент 3 . Доказать, что испарение зависит от наличия ветра, имея оборудование : два листа бумаги, вода, пипетка.

Капнем на два листа бумаги равное количество воды. Один из них оставим на столе, а вторым - помашем.

Обсуждение результата эксперимента . Второй лист высохнет значительно быстрее. Значит, испарение интенсивнее при наличии ветра.

Эксперимент 4 . Доказать, что испарение зависит от рода жидкости, имея оборудование : два листа бумаги, вода, спирт, пипетка.

Смочим один лист бумаги водой, а другой спиртом.

Обсуждение результата эксперимента . Медленнее испарится вода. Значит, испарение зависит от рода жидкости.

Эксперимент 5 . Доказать, что испарение зависит от рода температуры, имея оборудование : два стакана, холодная и горячая вода.

Нальем в один стакан горячую воду, в другой - холодную.

Обсуждение результата эксперимента . Над стаканом с горячей водой образуется облачко пара, а над стаканом с холодной водой пар не виден глазу.

Учитель. И так , давайте сделаем вывод: от чего зависит скорость испарения?

Заслушиваются ответы учеников, учитель подводит итог.

  • От рода жидкости: там, где сила притяжения между молекулами жидкости меньше, скорость испарения выше.

    От температуры жидкости: чем выше температура жидкости, тем больше молекул со скоростями, достаточными для ухода с поверхности жидкости в воздух.

    От площади свободной поверхности жидкости: чем она больше, тем быстрее идет процесс испарения.

    От наличия ветра над свободной поверхностью жидкости: отдельные молекулы жидкости, попавшие в воздух, могут упасть обратно в жидкость, но если есть ветер, то он снесет эти молекулы в сторону.

(Ученики делают з апись в тетрадь )

Слайд 12

Учитель . Наша экскурсия продолжается. Отправляемся дальше. Посмотрите на небо. Как красиво! Красоту и особенность этого природного явления отмечают поэты в своих произведениях.

Я сегодня видел сам: Слон летел по небесам!

в синеве он важно плыл, Даже солнце заслонил!...

И опять случилось чудо - Превратился он в верблюда.

В. Лифшиц

Я видел сам!
Я видел сам!
Корова шла по небесам!
Вчера, даю вам слово,
Шла по небу корова!
Она была, она была
Белым-бела!
Белым-бела!
- А почему белым-бела?
(Она из облака была!)

В.Орлов

Учитель. Что описали в своих стихотворениях поэты В. Лифшиц и В.Орлов?

Конечно, облака. А как они образуются? (Заслушиваются ответы учеников.)

Слайд 13

Учитель. Одновременно с переходом молекул из жидкости в пар происходит и обратный процесс. Беспорядочно двигаясь над поверхностью жидкости, часть молекул, покинувших ее, снова возвращается в жидкость.

Конденсация - это переход вещества из газообразного состояния в жидкое (конденсированное). Происходит при охлаждении или сжатии газа.

(Ученики делают з апись в тетрадь )

Учитель. Ребята обратите внимание, сколько вокруг цветов. Так и хочется вспомнить стихотворение Ивана Сурикова «Золилась заря»:

От цветов на полях
Льётся запах кругом,
И сияет роса
На траве серебром.

Вопрос . Известно, что после дождя цветы начинают пахнуть сильнее. Чем это объяснить? (Во время дождя капельки воды попадают в чашечки цветов, а оттуда скатываются в нектарник. После дождя, особенно когда выглянет солнце, эта смесь начинает испаряться более интенсивно и в воздухе появляется больше пахучих паров; запах цветов усиливается. )

Слайд 14

Учитель. Перед вами два сосуда с горячей водой один закрыт, другой открыт.

В каком из сосудов будет изменяться масса жидкости?

Происходит ли испарение в закрытом сосуде?

Почему масса жидкости при этом не изменяется?

Верно, наряду с испарением происходит обратный процесс конденсация.

Слайд 15

Процессы, происходящие в закрытом сосуде:

1. Процесс испарения, скорость которого постепенно уменьшается.

2. Процесс конденсации, скорость которого постепенно возрастает.

(Ученики делают з апись в тетрадь )

Слайд 16

Учитель . Если рассмотреть процесс испарения в закрытом сосуде, то вначале число молекул вылетевших с поверхности жидкости будет больше, чем число молекул вернувшихся в жидкость. Но довольно скоро число вылетевших молекул и число вернувшихся молекул в жидкость выравнивается, наступает так называемое состояние динамического равновесия.

Насыщенный пар - пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью. (Ученики делают з апись в тетрадь )

Под динамическим равновесием жидкости и пара понимают такое их состояние, когда число молекул, покидающих поверхность жидкости, равно числу молекул пара, возвращающихся за то же время в жидкость. Название «насыщенный» подчеркивает, что в данном объеме при данной температуре не может находиться большее количество пара

Ненасыщенный пар - это пар, не достигший динамического равновесия со своей жидкостью. (Ученики делают з апись в тетрадь )

При наличии над поверхностью жидкости ненасыщенного пара процесс парообразования преобладает над процессом конденсации, и потому жидкости в сосуде с течением времени становится все меньше и меньше.

Слайд 17

Учитель . Смотрите, над нами пролетел самолет и остался на небе след.

Вопрос . Как объяснить образование облачного следа за самолётом, летящим на большой высоте? (Происходит конденсация перенасыщенного пара на центрах конденсации, вносимых самолётом.)

Физминутка (5 минут)

Дыхательное упражнение, в котором можно повторить агрегатные состояния вещества, давление и свойства газов: исходное положение - сидя прямо, прижав спину к спинке стула, руки на поясе. Учитель: «Делаем медленный глубокий вдох - объём воздуха в лёгких увеличивается, делаем медленный выдох - объём воздуха в лёгких…» - пауза - «...уменьшается», - руки вниз.

Упражнение, в котором можно закрепить свойства испарения жидкостей: исходное положение - стоя, руки в стороны. Учитель задаёт вопрос: «Если температура жидкости тела увеличивается…» - учащиеся вместе с учителем поднимают руки вверх, - «…то молекул со скоростями, достаточными для ухода с поверхности жидкости в воздух…» - возвращение в исходное положение и после краткой паузы для внутренней формулировки ответа все поднимают руки - «…больше». Всегда находятся те, которые выполнят упражнение неправильно, поэтому упражнение надо повторить.

Учитель задаёт вопрос: «Если площадь свободной поверхности жидкости увеличивается…» - учащиеся вместе с учителем поднимают руки вверх, - «…то процесс испарения идет…» - возвращение в исходное положение и после краткой паузы для внутренней формулировки ответа все машут кистями - «…быстрее».

Упражнение на вращения головой. Движения нужно выполнять плавно. Учитель: «Будем учить физику?» Учащиеся кивают: «Да, да, да!» - «Нарушать дисциплину не будем?» - Учащиеся поворачивают головы из стороны в сторону: «Нет, нет, нет!» Обычно находятся «перепутавшие», какой ответ надо дать. «Приходится» повторять упражнение. Продолжаем игру: «А что будем делать, если не получится?» Учащиеся поднимают и опускают плечи: «Не знаю, не знаю, не знаю!» И последний вопрос: «Что же тогда скажет мама?» Учащиеся качают головами: «Ай-ай-ай!»

Слайд 18

Учитель . Продолжаем нашу экскурсию. Вот мы с вами пришли на красивую поляну. Все, конечно, подустали. Нужно сделать привал. Разожжем костер, сварим суп.

Вопрос. Сырые дрова горят хуже, чем сухие. Почему? ( Сырые дрова горят хуже сухих, потому что при горении они выделяют влагу. Для ее испарения затрачивается дополнительная энергия, температура горения понижается.)

Учитель . Ну вот, вкусный и ароматный суп готов, чай заварен. Можно и подкрепиться.

Вопрос. Кстати, ребята, что остынет быстрее при одинаковых условиях: жирный суп или чай? Объясните, почему? (Быстрее остынет чай, так как наличие в жирном супе плавающего жира уменьшает площадь поверхности испаряющейся воды в тарелках.)

Учитель . К нам присоединился знаменитый повар.

Вопрос. Что у меня под крышкой? (Заслушиваются ответы учеников)

В поход я взял масло в банке с водой. Почему? ( Скорость испарения зависит от рода вещества, сначала испарится вода, а потом будет таять сливочное масло.)

Учитель. Старый бабушкин способ хранения сливочного масла на даче летом, в жару. Взять литровую или полтора литровую банку, налить в неё холодную кипячёную воду и добавить соль: одна столовая ложка соли с горкой на литр воды. Порезать масло на небольшие куски и поместить их в воду. Закрыть банку крышкой. В солёной воде масло хранить можно до 10-ти дней. Даже в самую сильную жару масло там не растает и не испортится. Если воду иногда менять, то и до двух недель масло будет храниться.

Идеально так брать в масло в поход. Иначе больше никак не донесёшь, а так - можно!

Вопрос. Для чего вы дуете на горячий чай? (Когда мы дуем на горячую воду, то воздух над ней все время сменяется. Испарение происходит более интенсивно, и вода остывает быстрее.)

Слайд 19

Учитель. Ну, вот мы и подкрепились, набрались сил и снова в дорогу. Ребята мы ничего не забыли? Правильно, затушить костер.

Вопрос . Почему водой можно погасить костер? (Испарение воды приводит к снижению температуры, что процесс горения прекращается. Кроме того, пар обволакивает горящее тело и прекращает доступ кислорода к нему.)

Слайд 20

Учитель. Продолжаем нашу экскурсию. Смотрите, впереди заправка.

Задание . Закрытый бидон из железа частично заполнен керосином. Предложите один из способов, позволяющих, не пользуясь никакими измерительными приборами (и не открывая бидон), определить примерный уровень керосина в бидоне? (Ученики предлагают варианты).

Можно, например, вначале хорошо охладить бидон с керосином. Затем поместить его в тёплое помещение. В помещении в результате конденсации пара бидон покроется капельками воды. По мере нагревания бидона в тёплом помещении вода в нём будет испаряться. Так как масса воздуха и паров бензина в верхней его части значительно меньше массы керосина, находящегося в нижней части бидона, то при нагревании бидона в тёплом помещении испарение будет происходить с верхней его части. В результате в какой-то момент времени можно будет наблюдать резкую границу между сухой поверхностью бидона и его частью, ещё покрытой капельками воды. Эта граница и укажет на уровень керосина в бидоне.

Вопрос. Почему канистру с бензином нельзя оставлять открытой? ( Крышка канистры должна закрываться плотно - взрывоопасен не бензин, а чересчур летучие пары данного нефтепродукта!)

Слайд 21

Учитель . Смотрите, вот и наш хутор. На ветру полощется белье. Сразу вспоминаются стихи Ларисы Миллер:

И висело бельё, полощась на ветру.
И висело бельё, колыхаясь от ветра.
О какое печальное сладкое ретро!
Как из памяти эту картинку сотру?

Вопросы: Нам часто приходится стирать и сушить белье. В какую погоду это лучше всего делать? (Белье быстрее высохнет в ветреную погоду, так как ветер уносит молекулы, вылетающие из жидкости. (скорость испарения зависит от наличия ветра.

Мокрое белье, вывешенное зимой во дворе, замерзает. Но через некоторое время оно становится сухим даже при сильных морозах. Чем это можно объяснить? (Высыхание белья даже при сильном морозе объясняется тем, что твердые тела тоже испаряются (сублимация). Так испаряется в мороз и лед.)

Почему очень медленно сохнет белье, когда оно сложено в кучу?

На улице целый день моросит холодный осенний дождь. На кухне развесили много выстиранного белья. Быстрее ли высохнет бельё, если открыть форточку? (Быстрее. Так как температура на улице ниже, чем в помещении, то давление пара в помещении больше, чем на улице. Поэтому через открытую форточку часть пара из помещения будет выходить на улицу.)

Рефлексия. (3 минуты)

Слайд 22

Метод «Четыре лица». Учитель . Наша экскурсия подошла к концу. Мне хочется, что бы оценили свое состояние в конце нашего путешествия. Выберите каждый для себя подходящую фразу.

Урок полезен, все понятно!

Лишь кое-что чуть-чуть не ясно!

Еще придется потрудиться!

Да, трудно всё-таки учиться!

Слайд 23

Метод “ Одним словом «Физика»”. Учащиеся передают друг другу шляпу, по сигналу учителя тот, у кого осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке, отвечая на вопросы, которые появляются на слайде. Обязательное условие - ответ подробный (Почему?):

Понравилась ли Вам такая форма урока?

Что было интересного на уроке?

Справились ли со всеми заданиями ?

Какие способы и приемы работы ты использовал на уроке?

Было ли на уроке комфортно ?

Были ли Вы активны на уроке?

Подведение итогов. Домашнее задание

Слайд 24

(для всех ) §16; 17, упражнение 13, задания на стр.51, 53

(для желающих )

Подготовить презентацию «О практическом использовании процесса испарения в быту и технике» или «Роль испарения в мире животных»

используя книгу Я.И.Перельмана «Занимательная физика», сделать холодильник «безо льда», принести его на следующий урок и объяснить принцип его действия.

Список использованной литературы:

1. Волков В.А., Полянский С.Е. Универсальные поурочные разработки по физике 8 класс. - М.:ВАКО, 2012

2. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике: Для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2017

3. Марон А.Е. Физика. 8 класс: учебно-методическое пособие. -М.: Дрофа, 2013

4. Пёрышкин А.В. Физика 8-М.: Дрофа, 2017 г.

5. Шлык Н.С. Поурочные разработки по физике. 8 класс. -М.: ВАКО, 2017

6. Антонова Н.А. Урок физики по теме «Испарение и конденсация»

10. Шкатулка качественных задач по физике. Испарение, конденсация, кипение.

Бюджетное общеобразовательное учреждение «Лежская основная общеобразовательная школа»

Конспект урока по физике
в 8 классе


«Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара».

подготовил

учитель физики

Смирнов Александр Николаевич

Д.Спасское

2013

Урок № 18.

Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара.

Цели урока:

    Создать условия для усвоения нового материала, используя проблемное обучение. Формировать понятие о явлениях испарения и конденсации. Выяснить зависимость скорости испарения от внешних факторов, температуры, окружающей среды, наличия ветра и внутренних свойств вещества.

    Развивать познавательный интерес при постановке учебной проблемы, физическое мышление и речь учащихся, развивать способность наблюдать и делать выводы, выдвигать гипотезы.

    Прививать культуру умственного труда. Воспитывать коллективизм, товарищество, доброжелательность, самостоятельность, интерес к учебному труду.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: сосуды со спиртом, с водой, матовые стекла, стеклянные пластины, ватные палочки, опорные конспекты, плитка электрическая, воздуходувка.

План урока:

    Организационный момент (1 мин).

    Подготовка к усвоению нового материала (5 мин).

    Освоение нового материала (26 мин).

    Первичная проверка понимания и закрепления знаний (10 мин).

    Подведение итогов урока (3 мин).

Домашнее задание : §16, 17 Упр: 9 Дома посмотреть на чайник, в котором бурно кипит вода, и обратить внимание на то, где начинается струя белого водяного тумана.

Ход урока.

Организационный момент.

Подготовка к усвоению нового материала.

Мотивация : Послушайте стихотворение.

Вода появляется из ручейка,

Ручьи по пути собирает река.

Река полноводно течет на просторе,

Пока, наконец, не вливается в море.

Моря пополняют запас океана,

Над ним формируются клубы тумана.

Они поднимаются выше пока
Не превращаются в облака.

А облака, проплывая над нами,

Дождем проливаются, сыплют снегами

Весной соберется вода в ручейки,

Они потекут до ближайшей реки.

Вопрос : Как бы вы назвали процесс, описываемый в этом стихотворении? Ответ: Круговорот воды в природе.

Сегодня мы будем изучать явления, без которых этот процесс был бы невозможен, а значит, и облик нашей планеты был бы иным. Вопрос : Посмотрите внимательно на таблицу, висящую на стенде, и ответьте. С чего начинается круговорот воды в природе? Ответ: Испарение.

А теперь подышите на прозрачное стеклышко. Что вы при этом наблюдаете? Вопрос: Как называют происходящее явление?(Подсказка в опорном конспекте). Ответ: Конденсация.

Вопрос: Тогда как бы вы сформулировали тему урока? При переходе вещества из одного агрегатного состояния в другое выделяется или поглощается часть внутренней энергии. А теперь давайте прочтем, правильно ли мы сформулировали тему урока? Вопрос: Давайте проанализируем ваши ответы и сформулируем более четко цель урока? Что нового вы должны узнать на уроке?

Ответ: Изучить явления испарения и конденсации. Научиться решать качественные задачи на основе этих понятий. А так же узнать где используются на практике явления испарения и конденсации.

Освоение нового материала.

А) Посмотрите на рисунок в опорном конспекте.
1) Какое явление называют парообразованием?

2)Какие существуют два вида парообразования?

3) В каком случае парообразование называют испарением?(Ответ найдите в учебнике).

4) Какой процесс называют конденсацией?

Б) На основе знаний о молекулярной природе тепловых явлений построим модели явлений испарения и конденсации, с помощью которых объясним наблюдаемые явления.

В опорном конспекте изображен сосуд. Предположим, что внутри него находится жидкость. Жидкость состоит из … (молекул). Кружками в опорном конспекте изображены молекулы. Молекулы жидкости на рисунке расположены достаточно плотно. С помощью стрелок изобразим направления движения некоторых молекул.

Давайте подумаем, и ответим на вопросы:

    Вопрос: Каким молекулам легче покинуть жидкость? Ответ: Тем, которые у поверхности.

    Выделим две молекулы, находящиеся у поверхности, скорости которых направлены наружу. Вопрос: У какой из них больше вероятность покинуть жидкость? Ответ: Той, у которой скорость больше, т.е больше кинетическая энергия. (Человек и дельфин).

    Вопрос: Что должна преодолеть молекула, чтобы покинуть жидкость? Ответ: Преодолеть притяжение соседних молекул, расположенных ниже.

    Движущиеся молекулы обладают – кинетической энергией, а взаимодействующие молекулы – какой? Ответ : Потенциальной энергией.

    Для того, чтобы жидкость могли покинуть молекулы, находящиеся у поверхности, их кинетическая энергия по отношению к потенциальной какой должна быть? (больше или меньше).

Обобщим: Жидкость могут покинуть молекулы, находящиеся у поверхности, кинетическая энергия которых больше потенциальной энергии их взаимодействия?

Опыт. Как вы думаете, отличаются ли температуры воздуха в классе и воды, имеющей «комнатную» температуру? Ответ: температура воды несколько ниже температуры окружающего воздуха. Почему?

В) Жидкость покидают самые «энергичные молекулы», а в жидкости остаются молекулы, которые движутся с меньшими скоростями. Вопрос: Что происходит с температурой испаряющейся жидкости, внутренней энергией, если нет притока энергии из вне? Ответ: Когда нет притока энергии из вне, испарение ведет к уменьшению внутренней энергии, а значит и температуре.

Опыт с двумя термометрами : сухим и влажным. Они показывают разную температуру.
Экспериментальное исследование темы « Причины изменения скорости испарения жидкости».

    На две чистые пластинки нанесем при помощи ватки жидкости: вода и спирт. Пронаблюдаем за процессом испарения данных веществ. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от рода жидкости. Теоретическое обоснование найдите в опорном конспекте.

    На две чистые пластинки нанесем при помощи ватки по капле спирта, одну из пластин поместим над электрической плиткой. Пронаблюдаем за процессом испарения данных веществ. температуры

    На две чистые пластинки нанесем при помощи ватки по капле спирта, одну из пластин поместим над воздуходувкой.. Пронаблюдаем за процессом испарения данных веществ. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от наличия ветра над поверхностью жидкости . Теоретическое обоснование найдите в опорном конспекте.

    На две чистые пластинки нанесем при помощи ватки по капле спирта, одну из капель распределим на пластине на максимальной площади. Пронаблюдаем за процессом испарения данных веществ. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от площади поверхности жидкости . Теоретическое обоснование найдите в опорном конспекте.

С открытой поверхности жидкости испарение происходит до тех пор, пока вся жидкость не испарится. Такова судьба всех луж, оставшихся после летнего дождя. Иная картина наблюдается в том случае, когда жидкость находится в закрытом сосуде. Духи могут годами храниться в закрытом флаконе. Процесс испарения не прекращается и в закрытом сосуде. Вопрос: Почему не изменяется масса жидкости в закрытом сосуде? Как называется пар находящийся над жидкостью в закрытом сосуде? Предположим, испарилось 100 молекул. Вопрос: Чтобы количество жидкости не изменилось, сколько молекул должно возвратиться обратно в жидкость? Прочитайте самостоятельно в учебнике на стр.40, какой пар является насыщенным.

Г) НАСЫЩЕННЫЙ ПАР

пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью. Под динамическим равновесием жидкости и пара понимают такое их состояние, когда число молекул, покидающих поверхность жидкости, равно числу молекул пара, возвращающихся за то же время в жидкость. Название «насыщенный» подчеркивает, что в данном объеме при данной температуре не может находиться большее количество пара.

НЕНАСЫЩЕННЫЙ ПАР

– это пар, не достигший динамического равновесия со своей жидкостью. При данной температуре давление ненасыщенного пара всегда меньше давления насыщенного пара. При наличии над поверхностью жидкости ненасыщенного пара процесс парообразования преобладает над процессом конденсации, и потому жидкости в сосуде с течением времени становится все меньше и меньше.

Вопрос: В магазинах продают хлеб, запакованный в целлофановые пакеты? Почему? Ответ: Хлеб черствеет меньше, так как число молекул, покидающих поверхность хлеба, равно числу молекул пара, возвращающихся за то же время в него. Пар является насыщенным.

Д) Прочитайте самостоятельно на стр 42, что происходит с энергией при конденсации? Конденсация – это переход вещества из газообразного состояния в жидкое (конденсированное). Так как конденсация это процесс обратный испарению, то конденсация происходит при охлаждении или сжатии газа. Конденсация происходит интенсивнее в том случае, если имеются центры конденсации, роль которых выполняют взвешенные в воздухе частицы и т.д. Роса. Туман. Облака.

Первичная проверка понимания и закрепления знаний. Решение качественных задач.

    Почему для определения направления ветра жители степей окунают руку в воду и поднимают вверх?

    Зачем жители полярных стран смазывают жиром лицо в сильный мороз?

    Почему большой сосуд с водой, помещенный в погреб, предохраняет овощи от замерзания?

    Зачем покрывают попоной лошадь после длительных скачек зимой?

    На чашках весов уравновесьте стаканы с горячей и холодной водой. Почему весы быстро выходят из равновесия?

А теперь давайте проверим, как вы поняли новый материал. Вам выданы карточки с 6 вопросами. Если вы согласны с утверждением, подчеркните «да» , если не согласны подчеркните – « нет».

Согласны ли вы со следующими утверждениями (да / нет):

    Испарением называется переход молекул из жидкости в пар? (да).

    Испарение происходит только при очень высокой температуре? (нет)

    Если нет притока энергии к жидкости из вне, то ее температура при испарении понижается? (да)

    Вода, пролитая на пол, испаряется значительно медленнее, чем то же количество воды в стакане? (нет)

    Чем выше температура жидкости, тем медленнее идет процесс испарения?(нет)

    Конденсацией называется процесс перехода молекул из пара в жидкость? (да)

Вы работали индивидуально, а теперь проверьте сами себя, сравнив ваш результат с правильным ответом, записанным на доске. Если вы ответили на все вопросы, верно, поставьте себе «5», если есть одна ошибка – «4». А те, кто себе оценку не поставил, мы с вами поработаем еще на следующем уроке. И так, без каких явлений не возможен круговорот воды в природе? Что происходит с водой на поверхности рек, озер, морей? Как образуется туман, роса, облака?

Таким образом : Во время круговорота воды в природе, вода с поверхности рек, озер, морей, океанов испаряется. При конденсации водяного пара образуются туман, роса, облака и т.д.

Домашнее задание : §16, 17 Упр: 9(1-4) . Дома посмотреть на чайник, в котором бурно кипит вода, и обратить внимание на то, где начинается струя белого водяного тумана. Вспомнить загадки, пословицы, песни связанные с изученной темой. Подготовить сообщение

«Радость видеть и понимать

Есть величайший дар природы»

А. Эйнштейн

Тема: Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара.

Цель урока: Способствовать продуктивной работе учащихся, направленной на реализацию следующих задач.

Задачи:

Предметные

    формировать понятия о явлениях испарения, конденсации

    Формировать умение наблюдать и объяснять физические явления

    Экспериментально установить зависимость поглощения энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара.

    Выяснять зависимость скорости испарения от внешних факторов, на основе единства и взаимосвязи явлений природы.

Метапредметные

    развивать абстрактное мышление;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

    осуществлять самостоятельный поиск информации по изучаемой теме с использованием учебных текстов, компьютерных баз данных ресурсов сети Интернет.

    Развивать познавательные интересы и способности школьников при выявлении сути процессов. Формировать представление о процессе научного познания

    Развивать познавательный интерес уч-ся через межпредметные связи курсов физики и географии, биологии, ОБЖ.

личностные

    расширить кругозор;

    выработать уважительное отношение друг к другу.

    воспитывать культуру умственного труда

    сформировать умение применять полученные знания при оказании первой медицинской помощи в экстренных ситуациях.

Тип урока: урок изучения нового материал.

Формы работы учащихся: фронтальная, работа в группах, эксперимент, компьютерное тестирование,

Необходимое техническое оборудование: компьютер, экран, мультимедиапроектор, спиртовка, термометры, вата, спирт, вода.

Структура и ход урока: организационный момент, актуализация знаний и умений учащихся, формирование новых знаний, первичное закрепление материала, применение полученных знаний в стандартных или новых ситуациях, диагностика процесса усвоения учебного материала, домашнее задание .

I. Организационный этап. Мобилизация и положительный настрой учащихся в начале урока.

    мин.

I . Организационный этап (Самоопределение к деятельности) .

Цели этапа:

    включить учащихся в учебную деятельность;

Учитель: Здравствуйте. Садитесь.

Прежде чем мы начнем заниматься делом, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на урок. Просто расслабьтесь и скажите себе: «Я нахожусь сейчас на уроке физики. А обо всем остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом потом». А теперь давайте приступим к работе. Сегодня нас ждет интереснейший материал. Мы продолжаем изучать изменения главу «Изменение агрегатных состояний вещества. Поэтому эпиграфом к нашему уроку являются слова А. Эйнштейна: “ Радость видеть и понимать есть величайший дар природы ”.

В ходе сегодняшнего урока вы будете находиться в составе той или иной группы, выполнять различные задания и оценивать свою работу.

2. Проверка домашнего задания и актуализация знаний.

II .Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Цели этапа:

    проверить знания учащихся, полученные на предыдущих уроках;

    определить содержательные рамки урока.

Вариант 1.

Вставьте пропущенные слова.

    Процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое называется (плавлением).

    Температура, при которой вещество плавится, называется (температурой плавления).

    Переход вещества из жидкого состояния в твердое называется (кристаллизацией).

    Внутренняя энергия вещества при плавлении (увеличивается).

    Кинетическая энергия всех молекул, из которых состоит тело, и потенциальная энергия их взаимодействия составляют (внутреннюю энергию) тела

Вариант 2.

Вставьте пропущенные слова.

    Процесс перехода вещества из (твердого) состояния в (жидкое) называется плавлением.

    Температура, при которой вещество плавится называется (температурой плавления).

    Переход вещества из (жидкого) состояния в (твердое) называется кристаллизацией.

    Внутренняя энергия вещества при кристаллизации (уменьшается)

    (Кинетическая) энергия всех молекул, из которых состоит тело, и (потенциальная) энергия их взаимодействия составляют внутреннюю энергию тела

Предметные:

Проверить степень усвоения знаний.

III . Этап постановки целей и задач урока

5 мин.

I I I. Этап постановки целей и задач урока (проблема – формулировка задачи)

Цели этапа: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности; согласовать цель и тему урока

? В ходе урока используем слайды из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. (см. ссылку)

Над сосудом с кипящей водой поместили прохладное тело,

и процесс, вроде, как бы, простой, но вообще-то не в этом ведь дело …

тут покрылось прохладное тело Каплями мелкими вдруг!

Да, по-моему, оно «пропотело»-С удивленьем ответил мой друг.

Учитель:

Ребята, о каком явлении идет речь в данном стихотворении?

Ученик: – (Могут быть разные ответы).

Учитель: - Где в жизни вы сталкивались с явлением испарения?

Ученик: – Ученики дают ответы.

Учитель:

Как видим, тех знаний, что вы усвоили на предыдущих уроках, не совсем достаточно для того, чтобы полно и корректно ответить на поставленные вопросы.

Для того, чтобы мы могли полноценно работать, нам необходимо сформулировать цель нашего сегодняшнего занятия. Пожалуйста…

Ученик: ставит цели

Учитель: Поставьте для себя личностную цель.

1 ) организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты; 2) научиться аргументировано спорить, дискутировать в ходе изучения темы;

3) научиться решать задачи и проблемы по теме.

Метапредметные:

Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);

Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей

Предметные:

Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу

Учитель: Итак, цель намечена. Теперь необходимо поставить ряд задач, решение которых приведет нас к конечной цели. Кто попробует сформулировать их?

1)Изучить понятие испарение, насыщенный и ненасыщенный пар.

4) Научиться применять полученные знания на практике.

Молодцы! Запишем тему урока: « Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара

I V . Этап изучения новых знаний

и способов деятельности.

10 мин.

I V . Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

Учитель.

Вспомните, чем мы закончили прошлый урок?

Ученик: (опыт: уравновешенные весы с двумя сосудами, наполненными водой до определенной отметки. Один сосуд открытый, а другой - закрытый)

Учитель: Давайте посмотрим, что с ними произошло?

Ученик: нарушилось равновесие

Учитель: Как вы думаете, почему?

Ученик: Ж идкость испарилась

Учитель. - Что значит испарилась? Попытайтесь сформулировать в группах определение процесса испарения.

(Каждая группа высказывается, учитель дает точное определение)

Учитель.

У Вас на на столах лежат карточки с заданиями. Выполнив которые вы определите от чего зависит скорость испарения жидкости.

Работа в группах.

Группа 1 Капните на фильтровальную бумагу, спирт и воду. Пронаблюдайте происходящее явление, сделайте вывод.

Группа 2. Капните на каждый лист фильтровальной бумаги воду. Над одним листом помашите веером, а другой лист высыхает свободно. Сделайте вывод.

Группа 3 Налейте в один сосуд холодную воду, в другой теплую. В каком сосуде вода испарится быстрее. Сделайте вывод. (зависимость от температуры жидкости).

Группа 4 Проведите опыт. Одну каплю капните на стекло, вторую на фильтрованную бумагу. Сделать выводы. (от площади свободной поверхности).

Заслушиваем отчеты групп и учащиеся записывают выводы в тетради.

Учитель.

Демонстрация

Проведем опыт: откройте бутылку с минеральной водой, и отлейте один стакан. Затем сразу же бутылку плотно закройте и сильно встряхните. Откройте быстро бутылку. Что вы видите? Объясните опыт

(В случае затруднения обратитесь к объяснению опыта изображенного на рисунке 5 учебника)

Ученики: объясняют опыт, делают выводы.

Учитель:

Учитель объясняет явление конденсации. Конденсация сопровождается выделением энергии.

Ученики:

Учитель.

Давайте представим, что происходило на молекулярном уровне с водой в закрытой банке.

Ученики: Высказывают свои предположения. Например, молекулы сначала испарялись, потом перестали испаряться.

Учитель.

Почему? Что произошло?

Ученики: Возможно произошло насыщение.

Учитель.

А что такое насыщение? Какой пар называется насыщенным? Ненасыщенным? Найдите ответ в учебнике.

Ученики: Изучают самостоятельно § 16 в учебнике и находят понятия насыщенный и ненасыщенный пар, используя стратегию инсерт. Дают ответы на поставленные вопросы и записывают определения в тетрадь.

Метапредметные:

Исследовать несложные практические ситуации, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.

Предметные:

Овладеть опытом решения проблем;

V . Этап первичного закрепления.

12 мин

V .Цель этапа: зафиксировать изученное учебное содержание

во внешней речи

Учитель: Объясните, пожалуйста, зачем, для того, чтобы сбить температуру у ребенка, его обтирают уксусом, разбавленным водой или обматывают влажной тканью.

Ученики: отвечают на поставленный вопрос.

Учитель: (работа в группах) Применим на уроке технологию «карусель»

Каждая группа получает карточку с заданием. Задание одинаковое. В течение 5 минут обсуждают вопросы в группах. Затем отвечают по группам, начиная с первого вопроса и первой группы.

Карточка

Что такое испарение?

Посмотрите на рисунки и вспомните, от каких факторов зависит испарение?

Что такое конденсация?

Объясни

Выйдя в жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит?

Что остынет при одинаковых условиях: жирный суп или чай?

Почему в открытых водоемах в летнюю пору температура воды всегда ниже температуры окружающего воздуха?

Почему вспотевшему человеку вредно выходить на холодный и сухой воздух?

- Почему зимой стекла очков запотевают, когда вы входите в помещение?

Метапредметные:

отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.

Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной формах;

Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

- владение умениями совместной деятельности: согласование и ко­ординация деятельности с другими ее участниками;

Предметные:

Понять процесс испарения.

Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент).

VI .

10 мин

VI . Этап закрепления нового материала

Учитель: Используем метод «Фантастическая добавка». Решим задачу.

Вы попали на другую планету, где есть атмосфера. Как изменится скорость испарения, если температура окружающей среды отлична от земной.

Ученики. Отвечают, обсуждают ответы в классе.

Предметные:

Овладеть опытом эвристической деятельности при решении качественных физических задач по изучаемой теме;

Уметь применять теоретические знания по физике на практике при решении физических задач.

Метапредметные:

Поиск и устранение причин возникших трудностей.

Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей

VII . Рефлексия .

3 мин

VII . Рефлексия.

Цели этапа:

    оценить собственную деятельность на уроке;

    поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

    зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;

обсудить и записать домашнее задание

Цели этапа: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

Оценить собственную деятельность на уроке;

Поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

Зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.

Учитель: Что ж, наш урок подходит к завершению.

Подведем итоги урока.

    Что нового вы узнали, поняли?

    Что научились делать?

    А теперь давайте вместе оценим вашу работу на сегодняшнем уроке. Каждый из вас во время урока находился в составе той или иной рабочей группы, и лучше вас никто не знает, какой вклад внес каждый в общее дело. Поэтому, я предлагаю вам оценить работу своих товарищей по группе. Для этого воспользуйтесь оценочными бланками №2, лежащими перед вами P.S. Я оставляю за собой право подкорректировать выставленные оценки, потому что я также следила за работой каждого из вас на уроке.

    Что понравилось более всего на уроке? Что вызвало затруднение? И почему?

    Достигнута ли личная цель? (открываете набор целей)

    Как изменилось Ваше настроение?

Метапредметные:

Самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;

- объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива

VIII . Д.З.

2 мин

VIII . Подведение итогов. Д.З.

Учитель: Сегодня на уроке вы получили дополнительный жизненный опыт. Надеюсь, что знания и умения, полученные на уроке, помогут вам лучше ориентироваться в окружающем мире, а физические явления станут для вас более понятными и привлекательными.

Большое спасибо за урок! Мне очень понравилось с вами работать!

Выставление оценок в журнал.

Д.з. §16,17, упр. 9, задание 3.

Творческое: нарисовать для малышей рисунки, отражающие процессы испарения и конденсации.

При вылете из жидкости молекулы преодолевают силы притяжения со стороны оставшихся молекул, т. е. совершают работу против этих сил. Не все молекулы жидкости могут совершить необходимую работу, а только те из них, которые обладают достаточной для этого кинетической энергией, достаточной скоростью.

Но если из жидкости выходят при испарении наиболее быстрые молекулы, то средняя скорость остальных молекул жидкости становится меньше, - следовательно, и средняя кинетическая энергия остающихся в жидкости молекул уменьшается. Это означает, что внутренняя энергия испаряющейся жидкости уменьшается. Поэтому, если нет притока энергии к жидкости извне, испаряющаяся жидкость охлаждается.

Охлаждение жидкости при испарении можно наблюдать на опыте. Для этого нужно обмотать шарик термометра ватой (или кусочком материи) и полить ее эфиром. Быстро испаряющийся эфир отнимает часть внутренней энергии от шарика термометра, вследствие чего температура последнего понижается. Если эфиром смочить руку, то мы будем ощущать охлаждение руки.

Выходя из воды даже в жаркий день, мы чувствуем холод. Вода, испаряясь с поверхности нашего тела, отнимает от него некоторое количество теплоты.

Однако при испарении воды, налитой в стакан, мы не замечаем понижения ее температуры. Чем это объяснить? Дело в том, что испарение в данном случае происходит медленно и температура воды поддерживается постоянной за счет количества теплоты, поступающего из окружающего воздуха. Значит, чтобы испарение жидкости происходило без изменения ее температуры, жидкости необходимо сообщать энергию. Так, чтобы испарить воду массой 1 кг при температуре 35°С, требуется 2,4 10 6 Дж, а для испарения эфира массой 1 кг, взятого при той же температуре (35 °С),- 0,4 10 6 Дж энергии.

Испарение имеет большое значение в жизни животных. Затруднение испарения нарушает теплоотдачу и может вызвать перегревание тела.

Мы говорили, что процесс перехода молекул из пара в жидкость называют конденсацией. Конденсация пара сопровождается выделением энергии. Летним вечером, когда воздух становится холоднее, выпадает роса. Это водяной пар, находившийся в воздухе, при охлаждении воздуха оседает на траве и листьях в виде маленьких капелек воды.

Конденсацией пара объясняется образование облаков. Пары воды, поднимающиеся над землей, образуют в верхних, более холодных слоях воздуха облака, состоящие из мельчайших капелек воды.

Вопросы.

  1. Какую работу совершают молекулы, выходящие из жидкости при испарении?
  2. Как объяснить понижение температуры жидкости при ее испарении?
  3. Как можно на опыте показать охлаждение жидкости при испарении?
  4. Как можно объяснить, что при одних и тех же условиях одни жидкости испаряются быстрее , другие - медленнее?
  5. При каких условиях происходит конденсация пара?
  6. Какие явления природы объясняются конденсацией пара?

Упражнения.

  1. В какую погоду скорее просыхают лужи от дождя: в тихую или ветреную? в теплую или холодную? Как это можно объяснить?
  2. Почему горячий чай остывает скорее, если на него дуют?
  3. Выступающий в жару на теле пот охлаждает тело. Почему?
  4. Почему в сухом воздухе переносить жару легче, чем в сыром?
  5. Чтобы получить прохладную воду в летнюю жару, ее наливают в сосуды, изготовленные из слабообожженной глины, сквозь которую вода медленно просачивается. Вода в таких сосудах холоднее окружающего воздуха. Почему?
  6. Небольшое количество воды находится в стакане и такое же количество воды находится в блюдце. Где быстрее вода испарится? Почему?
  7. На стекло или доску кисточкой наносят мазки различных жидкостей: эфира, спирта, воды и масла. Наблюдая за мазками, замечают, что жидкости испаряются с разной скоростью. Проделайте такой опыт и объясните его.
  8. Для чего летом после дождей или полива приствольные круги плодовых деревьев покрывают слоем перегноя, навоза или торфа?