(В.М.Добрынин, А.В.Городнов, В,Н.Черноглазов
РГУ нефти и газа им.И.М.Губкина;
С.В.Константинов, Ю.Г.Пименов ЗАО «Урал-Дизайн»)

УДК. 550.832
Опыт использования волнового акустического каротажа в составе технологии ГРП.

Воздействие на нефтяные пласты методом гидравлического разрыва (ГРП) в настоящее время выполняется повсеместно . Эффективность данной технологии во многом определяется полнотой исходной информации о пластах и скважине как на этапе подготовки разрыва, так и после выполнения ГРП.
В настоящее время наиболее широкое применение при сопровождении работ по ГРП находит геофизический метод термометрии [ 1 ]. Вместе с тем, по мнению авторов, существенное расширение получаемой информации, при тех же временных затратах, дает исследование скважин методом волнового акустического каротажа - ВАК. Этот метод позволяет получить комплексную информацию о пласте и техсостоянии скважины за один спуско-подъем прибора, а по составу информации он эквивалентен выполнению нескольких геофизических методов.
Для обработки и интерпретации данных ВАК используется система “Камертон” [ 3 ].
Опыт применения метода ВАК в составе технологии ГРП (локального поинтервально-направленного и др. видов), реализуемой сервисной компанией «Урал-Дизайн» показывает, что проведение двухкратного исследования скважины методом ВАК (до и после ГРП) дает всестороннее представление о текущих свойствах и изменениях происходящих с пластом и скважиной, а так же позволяет осуществлять контроль за проведением операции и воздействием оказываемым ГРП на них.
В данной статье рассматриваются результаты использования данных волнового акустического каротажа при сопровождении работ по ГРП.

Информационные возможности волнового акустического каротажа
Волновое поле, регистрируемое методом ВАК, содержит в себе разные типы упругих волн, основными из которых являются: продольная (P), поперечная (S) и Лэмба-Стоунли (L-St) волны. На каждом шаге регистрации данные волны отражают распространение в среде упругих деформаций различного вида. Характеристики волн (кинематические, амплитудные, частотные) несут в себе информацию о свойствах среды. Это позволяет получать по данным ВАК комплексную характеристику свойств пласта, содержащихся в нем флюидов и техническом состоянии скважины. На рис. 1 перечислены методики количественной интерпретации данных ВАК и стандартного комплекса ГИС, реализованные в компьютерной системе «Камертон» [ 3 ], которые иллюстрируют информационные возможности ВАК.

Рис. 1 Методики интерпретации данных ВАК и стандартного комплекса ГИС в системе «Камертон»

Применение данных методик заключается в расчете необходимых характеристик волн по волновому полю, зарегистрированному в скважине в «текущее» время и их совместная интерпретация с кривыми ГИС, полученными в открытом стволе на момент строительства скважины.

В результате, всего за одну спуско-подъемную операцию акустического зонда выдается комплексная характеристика текущего состояния пласта и скважины в следующем составе:

коэффициент текущей нефтенасыщенности пород - Кн, положение контактов ВНК и ГЖК;
пористость пород: общая, динамическая, трещинная, кавернозная;
проницаемость пород;
упругие свойства пород: сжимаемость, модуль Юнга, коэффициент Пуассона, модуль сдвига; (динамические и статические);
наличие или отсутствие зазоров между колонной и цементным камнем, их размер и протяженность;
качество гидродинамической сообщаемости скважины с продуктивным пластом в интервале перфорации.

Несколько слов к приведенному перечню получаемой информации.
Нефтенасыщенность - Кн.
Петрофизической основой оценки Кн служит усовершенствованное уравнение Био-Гассмана , связывающее объемную динамическую сжимаемость породы (она рассчитывается по данным ВАК) с динамической сжимаемостью твердых и жидких компонент породы. Таким образом, упругие свойства компонент породы являются параметрами для петрофизической настройки модели Решение уравнения относительно объемного содержания искомого компонента породы (нефти) дает величину Кн.
Практическим подтверждением надежности получаемых оценок Кн по данной методике служат результаты опробования скважин, выполненные на основании выданных заключений. В качестве примера, можно сослаться на статью нашего Заказчика (компанию РИТЭК) посвященную опыту применения ВАК на Кислорском нефтяном месторождении. . К сожалению, подобные примеры, когда Заказчик публикует результаты применения новых технологий немногочисленны.
Пористость - Кп
Общая пористость оценивается по уравнению среднего времени.
Для расчета динамической пористости Кпдин - отражающей тот объем пустотного пространства породы, в котором происходит смещение жидкости при прохождении упругой волны, используются значения интервального времени волны Лэмба-Стоунли, упругие свойства и кривая относительной аномалии на кривой ПС (пс). По вычисленному значению динамической пористости, с использованием уравнения Козени-Кармана рассчитывается величина проницаемости - Кпр изучаемого пласта.
Для оценки трещинной Кптр и кавернозной Кпкав долей пористости используется объемная модель порового пространства. Исходными параметрами для данного расчета служат: интервальные времена продольной и поперечной волн, общая пористость по нейтронному методу, плотность пород, сжимаемость трещин, каверн и межзерновых пор, которые задаются пользователем, исходя из известных данных .
Результатом расчета являются кривые трещинной, кавернозной и межзерновой пористостей.
Упругие свойства
Динамические значения упругих свойств рассчитываются по теоретическим уравнениям на основании известных значений интервальных времен продольной и поперечной волн и плотности пород. Введение поправок за упругость поровых флюидов позволяет перейти к статическим значениям упругих свойств.
Качество цементирования
Выполненная запись ВАК используется для оценки качества цементирования скважины. Применяемая методика обработки позволяет выделить интервалы некачественного цементирования и рассчитать величину зазора по контакту колонна-цементный камень.
Гидродинамическая связь (Пгдс) скважины с продуктивным пластом
Данный параметр определяется по динамическим параметрам волны Лэмба-Стоунли и характеризует степень гидродинамической связи пласта со скважиной т.е. наличие движения флюида через перфорационные отверстия и его относительную интенсивность. Этот параметр характеризует гидродинамическую связь пласта со скважиной как в открытом стволе, так и в интервале перфорации, а также указывает на места негерметичности колонны.

Сопровождение работ по ГРП
Упругие свойства пород, при воздействии на них неравномерного напряжения меняются достаточно своеобразно. Экспериментальные исследования, выполненные на образцах керна, показывают, что в зависимости от строения и состава пород можно наблюдать различные реакции пород на создаваемые напряжения.
На рис. 2 показаны примеры поведения объемных деформаций образцов керна, казалось бы, наиболее «простых» коллекторов представленных песчаниками кварцевого состава, мелкозернистой структуры, хорошо отсортированных, но находящихся под воздействием неравномерных напряжений.
Результаты экспериментов показывают, что даже у таких «простых» коллекторов (внешне относительно однородные по структуре и составу породобразующих зерен) в одних образцах под воздействием неравномерных напряжений происходят процессы разуплотнения (рис.2 а) и при этом улучшаются их фильтрационные свойства, у других образцов свойства не меняются, а третьи - уплотняются и снижают проницаемость.
Подобный «неоднозначный» характер поведения пород обусловлен их упруго-деформационными свойствами, которые в свою очередь, при прочих равных условиях, определяются такими литологическими показателями как количество, вид и протяженность контактов между породообразующими зернами. В частности, имеется закономерность - чем больше в породах протяженных линейных и инкорпорационных контактов между зернами, тем ниже их ФЕС, выше их прочностные показатели и при неравномерных напряжениях они обычно уплотняются. Если же в породе они развиты слабо, а преобладают точечные и короткие линейные контакты, то подобные коллектора имеют низкие прочностные показатели и при воздействии неравномерных напряжений они, как правило, разуплотняются.


Рис.2 Характер поведения деформаций объема () кварцевых песчаников при неравномерных объемных напряжениях ()
По оси Y - - объемные деформации, [%]
По оси Х -  - неравномерные средние объемные напряжения [Мпа]

В связи с этим, при сопровождении работ по ГРП (или любом другом воздействии на призабойную зону пласта) предлагается двухкратное исследование ВАКом - до и после воздействия.

На основании первого замера ВАК (до ГРП) решаются следующие задачи:
оценка технического состояния скважины (качество цементирования, состояние колонны, степень гидродинамической связи пласта со скважиной в зоне перфорации);
оценка свойств коллекторов в интервале воздействия (нефтенасыщенность, интервалы со свободным газом, фильтрационно-емкостные свойства, тип коллектора, а также его упруго-деформационные параметры, необходимые при проектировании ГРП);
обоснование места посадки пакера, а при поинтервально-направленном ГРП - проектирование мест щелевой перфорации.

Данная информация позволяет спроектировать ГРП с учетом поставленной геологической задачи (воздействовать на целевые интервалы разреза), режимы проведения ГРП адаптировать к выявленным особенностям технического состояния скважины (зазоры за колонной, негерметичности колонны) и геологического разреза (наличие вблизи интервала воздействия пластов с аномальными свойствами - обычно водо- или газонасыщенных)

Второй замер ВАК (после ГРП) совместно с результатами первого дает следующую информацию:
оценка технического состояния скважины (качество цементирования, состояние колонны, степень Г/Д связи пласта со скважиной в зоне перфорации)
оценка изменения свойств коллекторов в интервале воздействия (высоты зон баровоздействия и собственно трещины ГРП с местом входа основного объема пропанта, степень нарушенности подстилающих и перекрывающих экранов; определение примерной ориентировки трещин)
оценка необходимости корректирующего воздействия (повторное ГРП, обработка трещины химическим реагентом и т.д.)

На рис. 3 приведен пример геофизического планшета по скважине, где были выполнены замеры ВАК до и после ГРП. Совокупность всей информации полученной при сопровождении ГРП методом ВАК составляет «геофизический образ ГРП». В данной скважине по первому замеру ВАК была определена текущая нефтенасыщенность целевого пласта Бб2, а также было выявлено, что вышезалегающий пласт Бб1 насыщен водой с газом. Эта информация позволила выбрать оптимальное место для расположения пакера, чтобы предотвратить нарушение перемычки между пластами и прорыв газа в пласт Бб2.
Второй замер ВАК в этой скважине, выполненный после проведения ГРП, позволил подтвердить, что перемычка осталась ненарушенной, определить общий интервал барического воздействия (пока еще не учитывающийся при проектировании ГРП), где породы изменили свои свойства, а также выделить интервал основного входа пропанта в созданную трещину разрыва, где породы претерпели существенное изменение своих петрофизических и упруго-деформационных свойств и возникла интенсивная гидродинамическая связь между скважиной и продуктивным пластом.

Рис. 3 Геофизический образ ГРП.

Применение стандартной акустической аппаратуры с монопольным излучателем, типа АКВ, пока не позволяет провести оценку ориентации естественных трещин или трещин ГРП по сторонам света. Однако, по характеру изменения упругих модулей, происходящих вследствие развития в породах напряжений от ГРП есть возможность оценить вид возникших в пласте деформаций. Направленность последних обусловлена характером текстурных преобразований протекающих в породах и, в частности, развитием техногенных микро- и макротрещин различной ориентировки. Как известно (Р.Э. Дамко 1987, А.Николя 1992 г. и др.) в зависимости от общего напряженного состояния и соотношений нормальных и касательных напряжений в горных породах получают развитие трещины субгоризонтальной, субвертикальной либо смешанной ориентировки.
Для этого предлагается использовать диаграмму деформаций пород и ориентировки трещин в зависимости от изменений объемной сжимаемости и модуля сдвига (рис. 4)

Таким образом, имея записи двух замеров ВАК можно рассчитать изменения упругих модулей, происходящие вследствие барического воздействия на пласт, оценить вид развивающихся в нем деформаций и преобладающую ориентировку техногенных трещин относительно оси скважины (рис 4).

Рис.4 Диаграмма деформации пород при изменении сдвиговых и объемных напряжений.

Кроме того, определяемый по данным ВАК параметр гидродинамической связи - Пгдс позволяет не только выявлять места связи пластов со скважиной (открытый ствол, перфорированный интервал), но и выполнять контроль мест и качество выполненных работ по перфорации. В качестве примера на рис. 5 приведены кривые Пгдс полученные по материалам ВАК, в скважинах после проведения гидропескоструйной перфорации (ГПП), в результате которой на основании теоретических расчетов и лабораторных исследований, за эксплуатационной колонной должны образовываться щели/каверны глубиной и высотой не менее 400 х 400 мм. На рисунках точками показаны планировавшиеся места ГПП, а справа от них кривые Пгдс. Из рис.5а видно, что зарезки щелей в скважине были выполнены точно по намечавшимся местам и высота щелей соответствует рассчитанной, а вот глубина их по мере перемещения вверх снижается почти в 2 раза. На рис. 5б показано, что в данном случае, с одной стороны, при работе по ГПП была некачественно выполнена привязка перфоратора по глубине скважины - нижняя точка не совпадает с соответствующей ей отрицательной аномалией на кривой Пгдс, и с другой стороны - отмечено, что верхняя щель в скважине вообще не прорезана (экспертиза инструмента на поверхности отметила разрушение насадки перфоратора). Из этих примеров следует, что для качественного выполнения ГПП необходимо правильно подбирать насадку перфоратора соответственно используемому в работе абразивному материалу.

Рис.5. Контроль гидропескоструйной перфорации по кривой Пгдс.

Выводы
Волновой акустический каротаж позволяет за одну спуско-подъемную операцию получить комплексную информацию о свойствах пласта и скважины, что эквивалентно применению 4-х отдельных методов ГИС.
Сопровождение работ по ГРП (а также любого физического или физико-химического способа ПНП) методом ВАК обеспечивает информационную базу, необходимую для эффективного проектирования технологии и выполнения ГРП и позволяет оценить качество выполненной работы. В сочетании с ВСП данные метода ВАК позволяют спрогнозировать в пределах залежи ориентировку по сторонам света развития техногенных трещин разрыва.

Литература
1. «Интенсификация добычи нефти и газа» Труды международного технологического симпозиума, М., РАГС при Президенте РФ, (26-28 марта 2003 г.)

2. Анализ итогов внедрения методов повышения нефтеотдачи пластов, интенсификации добычи нефти и ремонта скважин в ОАО «Лукойл» за 2003г. - М., ЗАО «Лукойл-Информ»

4. В.М.Добрынин, А.В,Городнов, В,Н.Череноглазов
Оценка коллектора по данным волновой акустики - новые возможности интерпретации, Журнал “Геофизика», 2000 N 2, 27-38с

5. Бучинский Я.И., Городнов А.В., Крылов Д.Н., Шакирова Г.М., Черноглазов В.Н.
Оценка нефтенасыщенности сложнопостроенных коллекторов Кислорского месторождения по данным волнового акустического каротажа
Ж-л ГЕОЛОГИЯ НЕФТИ и ГАЗА, №4, 2003.с.46-48 М.ООО «ГЕОИНФОРМЦЕНТР»

6. Б.П.Беликов, К.С.Александров,Т.В.Рыжова
Упругие свойства породообразующих минералов и горных пород, М., «Наука», 1970г, 275с.

7. Физические свойства минералов и горных пород при высоких термодинамических параметрах. Справочник. Под.ред.М.П.Воларовича, М.,Недра, 1988г.

Спасибо большое! Помогли с выполнением потрясающей работы! Использовали актуальные исследования и учел все мои пожелания. Особенно хотелось бы отметить желание менеджеров компании понять и помочь клиентам - это многого стоит. Так же всем советую заказывать речь - с ней реально намного проще защитить диплом! Спасибо Вам!

Елена, [email protected]

Все отзывы

Как написать хорошую ВАК статью и опубликовать ее в солидном центральном журнале?

Где публиковать статью перед защитой диссертации?

пятнадцати работах - для докторской, изданных в журналах, указанных в Перечне ведущих рецензируемых научных журналов и изданий (статьи ВАК).

По сути, эти рекомендации носят обязательный характер, и указывают минимальное количество статей ВАК , подлежащих опубликованию. По желанию авторов диссертационных работ и наличия научно-значимого исследования это количество может быть увеличено.

Известно, что в список ВАК журналов входят как серьезные и солидные издания, так и журналы, которые ориентируются исключительно на платежеспособность автора статьи.

Хотелось бы предостеречь аспирантов и докторантов от формальных публикаций в плохо рецензируемых журналах. Члены диссертационного совета, члены экспертного совета ВАК РФ обязательно обратят внимание, где опубликованы Ваши статьи и сделают на основании этого вывод о качестве Вашей диссертационной работе и качестве самих публикаций.

Если у Вас пока недостаточно научного опыта для написания действительно качественных статей, по результату опубликования которых, Вы заслужите авторитет и уважение в глазах научного сообщества, ОБРАТИТЕСЬ К НАМ.

Мы профессионалы с огромным опытом и серьезной научной подготовкой.

На что обратить внимание при написании статьи?

Российские ВАК журналы в настоящее время поставлены в условия, когда для дальнейшего развития и существования их редколлегиям необходимо в значительной степени пересмотреть свое отношение к качеству статей, предоставляемых авторами. Пришло время обращать более пристальное внимание на то, как должны быть оформлены статьи, какие качественные и формальные изменения в журналах влекут за собой те требования, которые выдвигают аналитические информационные системы (системы цитирования), направить все усилия на развитие электронных версий журналов.

Буквально все элементы статей, составляющих журнал, играют роль информационных индикаторов для оценки российской науки, российских ученых, организаций и самих журналов.

Предоставляемые в ВАК журналы статьи должны состоять из следующих последовательно расположенных элементов:

Индекса универсальной десятичной классификации (УДК);

Заглавия (названия) статьи;

Электронного адреса как минимум одного из авторов, с которым следует вести переписку;

Ключевых слов;

Текста статьи;

Пристатейного библиографического списка;

ЗАГЛАВИЯ СТАТЕЙ

Для всех без исключения журналов существуют требования, предъявляемые базами данных к заглавиям статей. Заглавие является особенно важным элементом статьи, так как в некоторые базы данных не включены аннотации.

Заглавие научной статьи должно быть информативным, т.е. четко отражать ее содержание в нескольких словах. Это требование в редакциях журналов рассматривается как одно из основных, так как хорошо сформулированное заглавие - гарантия того, что работа привлечет читательский интерес.

Следует помнить, что заглавие работы прочтут гораздо больше людей, чем ее основную часть. Авторы других статей, которые будут цитировать представленное в ней исследование, в своих библиографических списках будут приводить именно заглавие работы.

Надо стараться сформулировать заглавие статьи не как законченное предложение, а как заголовок (как это делают в газете).

Формулируя заглавие, лучше придерживаться простого порядка слов и простых словосочетаний.

Не следует использовать глаголы, а также слова типа исследование, изучение, наблюдение, а также важный, значительный и т.п.

В заглавие должны входить практически все ключевые слова.

В заглавии статьи не должно быть лишних слов. Самые важные слова должны стоять в начале заглавия.

Золотое правило: в заглавии работы должна быть отражена только одна идея, даже если работа носит комплексный характер.

Не используется непереводимый сленг, известный только русскоговорящим специалистам. Это также касается авторских резюме (аннотаций) и ключевых слов.

Заглавие статьи не должно содержать математические и химические формулы, буквы алфавитов, отличных от русского и латинского, римские цифры, а также аббревиатуры, кроме общеупотребительных.

После написания статьи следует убедиться, что ее заглавие полностью соответствует ее содержанию.

По аннотации читатели оценивают публикацию, определяют свой интерес к работе ученого, могут использовать ее в своей публикации и сделать на нее ссылку, открыть дискуссию с автором и т.д. Поэтому этому элементу статьи уделим особое внимание.

Перечислим обязательные качества аннотации. Аннотации должны быть:

Информативными (не содержать общих слов);

Оригинальными;

Структурированными (следовать логике описания результатов в статье);

Компактными (укладываться в объем от 100 до 250 слов).

Аннотации, которые пишут авторы, зачастую содержат общие ошибки. Чаще всего аннотации изобилуют общими ничего не значащими словами, увеличивающими объем, но не способствующими раскрытию содержания и сути статьи. Часто объем аннотации ограничивается всего несколькими строками (3-5). Такое представление содержания статьи совершенно неприемлемо.

Опыт показывает, что самое сложное для автора при подготовке аннотации - кратко представить результаты своей работы. Поэтому одним из проверенных вариантов аннотации является краткое повторение в ней структуры статьи, включающей введение, цели и задачи, методы, результаты, заключение. Такой способ составления аннотаций получил распространение и в зарубежных журналах.

В качестве помощи для написания аннотаций (рефератов) можно рекомендовать, по крайней мере, два варианта правил. Один из вариантов - российский ГОСТ 7.9-95 «Реферат и аннотация. Общие требования», разработанный специалистами ВИНИТИ. Второй - рекомендации к написанию аннотаций для англоязычных статей, подаваемых в журналы издательства Emerald (Великобритания). При рассмотрении первого варианта необходимо учитывать, что он был разработан в основном как руководство для референтов, готовящих рефераты для информационных изданий. Второй вариант - требования к аннотациям англоязычных статей. Поэтому требуемый объем в 100 слов скорее всего нельзя назвать достаточным. Ниже приведены выдержки из указанных двух вариантов. Они в значительной степени повторяют друг друга, что еще раз подчеркивает важность предлагаемых в них положений.

Реферат и аннотация выполняют следующие функции:

Дают возможность установить основное содержание документа, определить его релевантность и решить, следует ли обращаться к полному тексту документа;

Предоставляют информацию о документе и устраняют необходимость чтения полного текста документа в случае, если документ представляет для читателя второстепенный интерес;

Используются в информационных, в том числе автоматизированных, системах для поиска документов и информации.

Объем реферата должен включать минимум 100-250 слов (по ГОСТу - 850 знаков, не менее 10 строк) и отражать следующие аспекты содержания статьи:

Предмет, тему, цель работы;

Метод или методологию проведения работы;

Результаты работы;

Область применения результатов; выводы.

Последовательность изложения содержания статьи можно изменить, начав с изложения результатов работы и выводов.

Предмет, тема, цель работы указываются в том случае, если они не ясны из заглавия статьи.

Метод или методологию проведения работы целесообразно описывать в том случае, если они отличаются новизной или представляют интерес с точки зрения данной работы. В рефератах документов, описывающих экспериментальные работы, указывают источники данных и характер их обработки.

Результаты работы описывают предельно точно и информативно. Приводятся основные теоретические и экспериментальные результаты, фактические данные, обнаруженные взаимосвязи и закономерности. При этом отдается предпочтение новым результатам и данным долгосрочного значения, важным открытиям, выводам, которые опровергают существующие теории, а также данным, которые, по мнению автора, имеют практическое значение.

В тексте реферата следует употреблять синтаксические конструкции, свойственные языку научных и технических документов, а также избегать сложных грамматических конструкций.

В пределах реферата необходимо соблюдать единообразие терминологии.

В тексте реферата следует использовать значимые слова из текста статьи.

Сокращения и условные обозначения, кроме общеупотребительных, применяют в исключительных случаях или дают их определения при первом употреблении.

Единицы физических величин следует приводить в Международной системе СИ. Допускается приводить в круглых скобках рядом с величиной в системе СИ значение величины в другой системе единиц, использованной в исходном документе.

Таблицы, формулы, чертежи, рисунки, схемы, диаграммы включаются только в случае необходимости, если они раскрывают основное содержание документа и позволяют сократить объем реферата.

Формулы, приводимые неоднократно, могут иметь порядковую нумерацию, причем нумерация формул в реферате может не совпадать с нумерацией формул в оригинале.

Авторское резюме (реферат) является кратким резюме большей по объему работы, имеющей научный характер, которое публикуется в отрыве от основного текста и, следовательно, само по себе должно быть понятным без ссылки на саму публикацию.

В нем должны излагаться существенные факты работы. Резюме не должно преувеличивать или содержать материал, который отсутствует в основной части публикации.

1) цель работы в сжатой форме. Предыстория (история вопроса) может быть приведена только в том случае, если она связана контекстом с целью;

2) краткое изложение основных фактов работы. При этом необходимо помнить главное:

Следовать хронологии статьи и использовать ее заголовки в качестве руководства;

Не включать несущественные детали;

Статья адресована компетентной аудитории, поэтому можно использовать техническую (специальную) терминологию;

Текст должен быть связным с использованием слов «следовательно», «более того», «например», «в результате» и т.д., либо разрозненные излагаемые положения должны логично вытекать один из другого;

Стиль письма должен быть компактным. Следует использовать сложные предложения.

Значительная часть инновационных планов по внедрению изменений, содержащих в своей основе нововведения, либо не доходит до практической реализации, либо в действительности приносит гораздо меньше пользы, чем планировалось. Одна из причин этих тенденций кроется в отсутствии у руководителя реальных инструментов планирования, оценки и контроля над инновациями. В статье предлагается механизм стратегического планирования компании, основанный на анализе как внутренних возможностей организации, так и внешних конкурентных сил, поиске путей использования внешних возможностей с учетом специфики компании. Стратегическое планирование опирается на свод правил и процедур, содержащих серию методов, использование которых позволяет руководителям компаний обеспечить быстрое реагирование на изменение внешней конъюнктуры. К таким методам относятся: стратегическое сегментирование; решение проблем в режиме реального времени; диагностика стратегической готовности к работе в условиях будущего; разработка общего плана управления; планирование предпринимательской позиции фирмы; стратегическое преобразование организации. Процесс стратегического планирования представлен в виде замкнутого цикла, состоящего из девяти последовательных этапов, каждый из которых представляет собой логическую последовательность мероприятий, обеспечивающих динамику развития системы. Результатом разработанной автором методики стратегического планирования является предложение перехода к «интерактивному стратегическому менеджменту», который в своей концептуальной основе ориентируется на творческий потенциал всего коллектива и изыскание путей его повышения на основе оперативного преодоления ускоряющихся изменений, возрастающей организационной сложности и непредсказуемой изменяемости внешнего окружения.

Рассмотрим подробнее структуру «классической» аннотации, позволяющей создать полную картину о статье или проекте, и приведем примеры каждого из составляющих компонентов. Этой структуры необходимо придерживаться и при подготовке документов в зарубежные научные фонды и журналы.

Актуальность. С самого начала необходимо показать важность изучаемой проблемы или предлагаемого проекта. У читателя сразу должно сложиться представление, почему обсуждаемая проблема требует изучения.

Пример . Блог является одним из социальных сервисов, используемых в обучении иностранному языку и культуре.

Постановка проблемы. После раскрытия актуальности необходимо обозначить существующую проблему, на решение которой и будет направлен исследовательский проект (статья). При чтении данного раздела аннотации у читателя должно сложиться впечатление, что без вашего проекта «дальнейшая жизнь просто невозможна».

Пример . Однако в научной литературе не существует исследований, подтверждающих эффективность использования блога при формировании социокультурной компетенции учащихся.

Пути решения проблемы. В данном разделе аннотации необходимо перечислить конкретные шаги, направленные на решение существующей проблемы. В качественных исследованиях (в которых нет описания эксперимента и анализа его результатов) это может быть перечисление исследуемых теоретических вопросов. В количественных исследованиях (если в работах имеются статистические данные эксперимента) в этом разделе аннотации перечисляются методики проведения экспериментальной работы, исследуемые переменные.

Пример . В данном исследовании, во-первых, был определен компонентный состав социокультурной компетенции, во-вторых, разработана методика формирования социокультурной компетенции средствами блога, в-третьих, описана подготовка и проведение экспериментального обучения, направленного на формирование социокультурной компетенции средствами блога, а также приведен анализ его количественных и качественных результатов.

Результаты . В данном разделе представляются количественные или качественные результаты исследования. Рекомендуется использовать общие слова типа «доказала эффективность», «оказалась неэффективной», не упоминая конкретные цифры, которые могут быть неверно интерпретированы.

Пример . Исследование показало, что в ходе 10-недельного цикла большинство учащихся смогло сформировать социокультурную компетенцию средствами блога, что подтверждает эффективность предлагаемой методики.

Заключение . В заключение необходимо обозначить сферу внедрения результатов исследования, показать насколько проведенная работа расширила существующие представления об изучаемом вопросе или предложить новое решение существующей проблемы.

Пример . Результаты исследования расширяют знания о методическом потенциале блогов в обучении иностранному языку и культуре.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Ключевых слов не должно быть много (не более 10), и они должны четко указывать на основное содержание статьи. Следует избегать приводить в качестве ключевых слов общие понятия типа «система», так как поиск по ключевому слову (часто присутствующий на сайте журнала) не приведет читателя к нахождению интересующей его информации.

Ключевым словом в некоторых случаях может служить словосочетание, но ни в коем случае не краткое предложение.

. Введение - краткое изложение состояния рассматриваемого вопроса и постановка задачи, решаемой в статье.

. Материалы и методы решения задачи и принятые допущения.

. Результаты - основное содержание статьи (например: описание физической сущности процессов и явлений, доказательства представленных в статье положений, исходные и конечные математические выражения, математические выкладки и преобразования, эксперименты и расчеты, примеры и иллюстрации).

. Обсуждение полученных результатов и сопоставление их с ранее известными.

Рассмотрим каждый элемент структуры статьи подробнее.

Введение стимулирует читательский интерес и представляет собой краткий обзор проблемы, необходимый для понимания основной части работы. Во Введении должно быть четко объяснено, на решение какой конкретной проблемы направлена работа. Введение очень полезно для редакторов журналов и рецензентов статьи. Оно обычно состоит из 300-500 слов, но может быть и больше, если статья имеет значительный объем, или посвящена изложению обширных научных результатов, или решению комплексной проблемы.

Введение должно быть хорошо структурировано и содержать:

− краткое упоминание об уже достигнутых результатах в представляемой области исследований, снабженное ссылками на литературу;

− представление объекта исследования - самая важная часть Введения;

− необходимость проведения исследования;

− выдвигаемую гипотезу или методы исследования;

− определение аббревиатур и терминов, используемых в статье.

Материалы и методы . Этот раздел должен содержать точное и подробное описание проведения исследования, позволяющее другим повторить подобную работу.

Следует детально описать любые модификации уже используемого в научной работе оборудования, если они были созданы именно для выполнения данной работы. Если необходимо, можно привести иллюстративный материал.

При написании этого раздела необходимо найти баланс между детализацией и объемом. Здесь можно сослаться на другие работы, в которых используемые методы были изложены более детально.

Расположить методы или по типу процедур, или в порядке проведения исследования.

Объяснить, почему были выбраны именно эти методы или материалы.

Для количественных измерений следует приводить ошибку метода. Если используются статистические методы или модели сравнения, их надо описать. Это не касается стандартных методов, которые можно приводить без комментариев. Редко используемые статистические методы можно снабдить ссылкой на литературу.

Единицы используемых физических величин должны входить в Международную систему единиц (СИ). Допускается использование единиц, разрешенных к применению наряду с единицами СИ, а также кратных и дольных единиц.

Эта часть статьи должна быть написана в прошедшем времени.

Результаты . В этом разделе приводят основные результаты исследования без их интерпретации. Если редакция журнала не требует сохранения отдельных разделов, его можно объединить с Обсуждением.

Желательно излагать результаты в том же порядке, что и методы. Для каждого результата должен быть упомянут метод, с помощью которого он был получен.

Номера таблиц и рисунков должны соответствовать их первому упоминанию в тексте. Данные, представленные на диаграммах и графиках, не должны дублировать представленные в таблицах.

Надписи на иллюстрациях должны соответствовать тексту статьи. Подписи к рисункам должны содержать достаточно полную информацию для того, чтобы приводимые данные могли быть понятны без обращения к тексту (если эта информация уже не дана в другой иллюстрации). Аббревиатуры расшифровываются в подрисуночных подписях, если это не было ранее сделано в тексте.

Этот раздел должен быть написан в прошедшем времени.

Обсуждение . Содержит интерпретацию результатов, мнения и предположения авторов, адресуемые будущим исследователям данной проблемы. Цель Обсуждения - ответить на вопрос, поставленный во Введении.

Этот раздел статьи надо постараться сделать как можно короче. Здесь необходимо объяснять результаты, а не повторять их.

Логика Обсуждения должна строиться от частного к общему.

В тексте Обсуждения следует использовать те же ключевые слова, что и заявленные в начале работы.

Необходимо объяснить, как каждый из полученных результатов соотносится с литературными данными.

Рассматривая разные гипотезы и подходы к работе, защищать свою, показывая ее достоверность.

В конце раздела надо объяснить, почему полученные результаты важны для понимания или решения поставленной проблемы и привести несколько (не более двух) рекомендаций для дальнейших исследований.

Заключение является самой сложной частью в написании статьи. При этом надо учитывать, что большинство читателей знакомится с аннотацией, а потом сразу с Заключением. В этом разделе обобщают собственную работу, еще раз упоминая о ее важности.

Начинать Заключение надо с четкого описания того, что достигнуто в работе.

Оно должно быть коротким и ясным и доказывать научному сообществу, что результаты работы достойны публикации. Таким образом, работа ставится в один ряд с другими работами по данной проблематике, заполняя недостающие сведения в исследуемой области.

Заключение должно содержать доказательство оригинальности работы. Если результаты работы подтверждают уже известные исследования, необходимо подчеркнуть, в чем именно состоит ее оригинальность.

ПРИСТАТЕЙНЫЕ СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ

Зачем нужны пристатейные списки, их правильное описание, и что из библиографического описания источника является основным?

По ссылкам оценивать значение и признание работ конкретных авторов, научный уровень журналов, организаций и стран в целом, определять актуальность научных направлений и проблем, выявлять их точки роста и падения и т.д. Поэтому во всем мире к этой составляющей научных статей предъявляются высокие требования. При всем том, что в научной среде существует определенная доля скепсиса к такому методу оценки научной деятельности, нельзя не признать, что ссылка на публикацию в рецензируемой научной статье является одним из главных показателей качества или, по крайней мере, обращения к этой публикации.

Необходимо иметь в виду, что 90% помещенных в журнале статей должны иметь пристатейные списки. Небольшое количество пристатейной библиографии в журнале отрицательно сказывается не только на его оценке, но и на оценке самих авторов статьи. А статья с представительным списком литературы демонстрирует профессиональный кругозор и качественный уровень исследований ее авторов.

К сожалению, следует отметить, что российские специалисты уделяют значительно меньшее внимание этой части при подготовке своих публикаций, чем их зарубежные коллеги, не понимают смысла и значения представляемых в библиографических списках источников. Среднее число ссылок в статье российских авторов составляет 10 публикаций, тогда как статьи англоязычных авторов включают в среднем 30 ссылок на одну статью.

Кроме того, по составу отражаемых публикаций пристатейные списки в российских публикациях (исключая физику, химию и другие фундаментальные науки) содержат большое количество ссылок на постановления, законы, указы, другие официальные источники, неопубликованные документы и т.д. Зарубежные публикации социального, экономического, гуманитарного профиля практически не содержат таких ссылок. В российских публикациях этих тематических направлений такие ссылки являются закономерными. В статьях нет ссылок на статьи российских, а тем более зарубежных авторов. Это говорит о том, что авторы мало читают статей и своих коллег, и зарубежных.

В пристатейных списках литературы российских авторов много ошибок, неточностей, дублирования (с ошибками) ссылок из других источников, неполных ссылок и т.д. Такие списки в системе цитирования практически нивелируют свою значимость и не учитываются.

Ссылки на российские источники русскоязычные авторы включают в статьи, публикуемые в русскоязычных или переводных журналах. Если наши авторы публикуются в ведущих зарубежных журналах, они стараются ссылаться, как правило, на зарубежные источники.

Правильное описание используемых источников в списках литературы является залогом того, что цитируемая публикация будет учтена при оценке научной деятельности ее авторов, следовательно (по цепочке) - организации, региона, страны. По цитированию журнала определяется его научный уровень, авторитетность, эффективность деятельности его редакционного совета и т.д. Из этого следует, что наиболее значимыми составляющими в библиографических ссылках являются фамилии авторов и названия журналов. Для того чтобы все авторы публикации были учтены в системе, необходимо в описание статьи вносить всех авторов, не ограничиваясь тремя, четырьмя и т.п.

В пристатейном библиографическом списке порядковый номер ссылки указывается в соответствующей строке текста статьи в квадратных скобках, а источники располагаются в порядке их упоминания в статье. Пристатейные библиографические ссылки должны включать следующую информацию:

Для статей - фамилии и инициалы всех авторов; полное название статьи; название журнала, газеты или сборника, в котором (которой) опубликована статья; год издания, идентификатор времени публикации (для газеты - номер выпуска или дата выхода, для журнала - год, том или номер выпуска, серия), номера страниц, занятых статьей (начальная и конечная);

Для стандартов - название стандарта; номер стандарта; место и год издания; страницы;

Для патентных документов - название изобретения; номер патента; страна; номер и дата заявки на изобретение; дата опубликования патента; номер бюллетеня изобретений; страницы;

Для депонированных научных работ - фамилии и инициалы всех авторов; полное название работы; название депонирующего информационного центра; номер и дата депонирования; количество страниц работы.

Названия книг, статей, иных материалов и документов, опубликованных на иностранном языке, а также фамилии их авторов должны быть приведены в оригинальной транскрипции. В пристатейный библиографический список не должны включаться неопубликованные материалы или материалы, не находящиеся в общественном доступе.

Следует обратить особое внимание на то, что в состав пристатейных списков не следует включать ссылки на учебники и учебные пособия, поскольку содержащиеся в них сведения хорошо известны специалистам, которым и адресована статья.

Включаемые в состав пристатейных списков монографии не должны быть «старше» статьи на более чем 10 лет. Исключение составляют «классические» труды, да и в этом случае отсылка на них должна быть абсолютно оправдана.

Упоминание научных статей, в частности и статей зарубежных ученых, в пристатейных списках свидетельствует не только о компетентности авторов статей, но и актуальности разрабатываемых и представленных в статье научных исследованиях.

Фамилия, имя и отчество полностью;
. место работы;
. должность;
. ученая степень;
. ученое звание (в том случае, если оно не совпадает с названием должности);
. академический статус (академик, член-корреспондент - при его наличии) в государственной академии наук;
. описание области деятельности и научных интересов;
. реквизиты связи с авторами (телефон, email).

Авторам важно придерживаться указания одного места работы, так как данные о принадлежности организации (аффилировании) являются одним из основных определяющих признаков для идентификации автора БД. Отсутствие данных об аффилировании ведет к потере статей в профиле автора, который создается автоматически при совпадении всех данных по двум публикациям.

Употребление сокращений или аббревиатур в названиях организаций также приводит к потере статей при учете публикаций организации, особенно если эти аббревиатуры не относятся к общепринятым.

Излишним является использование перед основным названием принятых в последние годы составных частей названий организаций, обозначающих принадлежность ведомству, форму собственности, статус организации («Учреждение Российской академии наук…», «Федеральное государственное унитарное предприятие…», «ФГОУ ВПО…», «Национальный исследовательский…» и т.п.), что затрудняет идентификацию организации.

Желательно прописывать в названии организации ее ведомство по принадлежности. Однако сведения о ведомствах в статьях даются далеко не всегда, поэтому и профили их достаточно неполные.

Авторам рекомендуется использовать адреса электронной почты в почтовых доменах своей организации и свести к минимуму использование почтовых адресов из бесплатных общедоступных доменов типа mail.ru, google.com и т.д. Эта рекомендация связана с особенностью расчета индексов научного цитирования и привязки этих показателей к организации, в которой работает автор.

Эффективность гидравлического разрыва (ГРП) во многом определяется полнотой исходной информации о пластах и скважине как на этапе подготовки разрыва, так и после выполнения ГРП.

В настоящее время наиболее широкое применение при сопровождении работ по ГРП находит геофизический метод термометрии [ 6 ]. Вместе с тем, существенное расширение получаемой информации, при тех же временных затратах, дает исследование скважин методом волнового акустического каротажа – ВАК. Этот метод позволяет получить комплексную информацию о пласте и техсостоянии скважины за один спуско-подъем прибора, а по составу информации он эквивалентен выполнению нескольких геофизических методов.

Упругие свойства пород, при воздействии на них неравномерного напряжения меняются достаточно своеобразно. Экспериментальные исследования, выполненные на образцах керна, показывают, что в зависимости от строения и состава пород можно наблюдать различные реакции пород на создаваемые напряжения.

На рис.6.1 показаны примеры поведения объемных деформаций образцов керна, казалось бы, наиболее «простых» коллекторов представленных песчаниками кварцевого состава, мелкозернистой структуры, хорошо отсортированных, но находящихся под воздействием неравномерных напряжений.

Результаты экспериментов показывают, что даже у таких «простых» коллекторов (внешне относительно однородные по структуре и составу породобразующих зерен) в одних образцах под воздействием неравномерных напряжений происходят процессы разуплотнения (рис.6.1, а) и при этом улучшаются их фильтрационные свойства, у других образцов свойства не меняются, а третьи – уплотняются и снижают проницаемость.

Подобный «неоднозначный» характер поведения пород обусловлен их упруго-деформационными свойствами, которые в свою очередь, при прочих равных условиях, определяются такими литологическими показателями как количество, вид и протяженность контактов между породообразующими зернами. В частности, имеется закономерность - чем больше в породах протяженных линейных и инкорпорационных контактов между зернами, тем ниже их ФЕС, выше их прочностные показатели и при неравномерных напряжениях они обычно уплотняются. Если же в породе они развиты слабо, а преобладают точечные и короткие линейные контакты, то подобные коллектора имеют низкие прочностные показатели и при воздействии неравномерных напряжений они, как правило, разуплотняются.

б
а
в
Рисунок 6.1 Характер поведения деформаций объема (e) кварцевых песчаников при неравномерных объемных напряжениях (s) По оси Y - e- объемные деформации, [%] По оси Х - s - неравномерные средние объемные напряжения [Мпа]

В связи с этим, при сопровождении работ по ГРП (или любом другом воздействии на призабойную зону пласта) предлагается двухкратное исследование ВАКом - до и после воздействия.

На основании первого замера ВАК (до ГРП) решаются следующие задачи:

§ оценка технического состояния скважины (качество цементирования, состояние колонны, степень гидродинамической связи пласта со скважиной в зоне перфорации);

§ оценка свойств коллекторов в интервале воздействия (нефтенасыщенность, интервалы со свободным газом, фильтрационно-емкостные свойства, тип коллектора, а также его упруго-деформационные параметры, необходимые при проектировании ГРП);

§ обоснование места посадки пакера, а при поинтервально-направленном ГРП – проектирование мест щелевой перфорации.

Данная информация позволяет спроектировать ГРП с учетом поставленной геологической задачи (воздействовать на целевые интервалы разреза), режимы проведения ГРП адаптировать к выявленным особенностям технического состояния скважины (зазоры за колонной, негерметичности колонны) и геологического разреза (наличие вблизи интервала воздействия пластов с аномальными свойствами – обычно водо- или газонасыщенных)

Второй замер ВАК (после ГРП) совместно с результатами первого дает следующую информацию:

§ оценка технического состояния скважины (качество цементирования, состояние колонны, степень Г/Д связи пласта со скважиной в зоне перфорации)

§ оценка изменения свойств коллекторов в интервале воздействия (высоты зон баровоздействия и собственно трещины ГРП с местом входа основного объема пропанта, степень нарушенности подстилающих и перекрывающих экранов; определение примерной ориентировки трещин)

§ оценка необходимости корректирующего воздействия (повторное ГРП, обработка трещины химическим реагентом и т.д.)

На рис.6.2 приведен пример геофизического планшета по скважине, где были выполнены замеры ВАК до и после ГРП. Совокупность всей информации полученной при сопровождении ГРП методом ВАК составляет «геофизический образ ГРП». В данной скважине по первому замеру ВАК была определена текущая нефтенасыщенность целевого пласта Бб2, а также было выявлено, что вышезалегающий пласт Бб1 насыщен водой с газом. Эта информация позволила выбрать оптимальное место для расположения пакера, чтобы предотвратить нарушение перемычки между пластами и прорыв газа в пласт Бб2.

Второй замер ВАК в этой скважине, выполненный после проведения ГРП, позволил подтвердить, что перемычка осталась ненарушенной. Также выделен общий интервал барического воздействия (пока еще не учитывающийся при проектировании ГРП), где породы изменили свои свойства, а также интервал основного входа проппанта в созданную трещину разрыва, где породы претерпели существенное изменение своих петрофизических и упруго-деформационных свойств и возникла интенсивная гидродинамическая связь между скважиной и продуктивным пластом.

Рисунок 6.2 Геофизический образ ГРП.

Применение стандартной акустической аппаратуры с монопольным излучателем, типа АКВ, пока не позволяет провести оценку ориентации естественных трещин или трещин ГРП по сторонам света. Однако, по характеру изменения упругих модулей, происходящих вследствие развития в породах напряжений от ГРП есть возможность оценить вид возникших в пласте деформаций. Направленность последних обусловлена характером текстурных преобразований протекающих в породах и, в частности, развитием техногенных микро- и макротрещин различной ориентировки. Как известно (Р.Э. Дамко 1987, А.Николя 1992 г. и др.) в зависимости от общего напряженного состояния и соотношений нормальных и касательных напряжений в горных породах получают развитие трещины субгоризонтальной, субвертикальной либо смешанной ориентировки.

Для этого предлагается использовать диаграмму деформаций пород и ориентировки трещин в зависимости от изменений объемной сжимаемости и модуля сдвига (рис. 6.3)

Рисунок 6.3 Диаграмма деформации пород при изменении

сдвиговых и объемных напряжений.

Таким образом, имея записи двух замеров ВАК можно рассчитать изменения упругих модулей, происходящие вследствие барического воздействия на пласт, оценить вид развивающихся в нем деформаций и преобладающую ориентировку техногенных трещин относительно оси скважины (рис. 6.3).

Кроме того, определяемый по данным ВАК параметр гидродинамической связи – Пгдс позволяет не только выявлять места связи пластов со скважиной (открытый ствол, перфорированный интервал), но и выполнять контроль мест и качество выполненных работ по перфорации. В качестве примера на рис. 6.4 приведены кривые Пгдс полученные по материалам ВАК, в скважинах после проведения гидропескоструйной перфорации (ГПП), в результате которой на основании теоретических расчетов и лабораторных исследований, за эксплуатационной колонной должны образовываться щели/каверны глубиной и высотой не менее 400 х 400 мм. На рисунках точками показаны планировавшиеся места ГПП, а справа от них кривые Пгдс. Из (рис. 6.4, а) видно, что зарезки щелей в скважине были выполнены точно по намечавшимся местам и высота щелей соответствует рассчитанной, а вот глубина их по мере перемещения вверх снижается почти в 2 раза. На (рис. 6.4 б) показано, что в данном случае, с одной стороны, при работе по ГПП была некачественно выполнена привязка перфоратора по глубине скважины – нижняя точка не совпадает с соответствующей ей отрицательной аномалией на кривой Пгдс, и с другой стороны – отмечено, что верхняя щель в скважине вообще не прорезана (экспертиза инструмента на поверхности отметила разрушение насадки перфоратора). Из этих примеров следует, что для качественного выполнения ГПП необходимо правильно подбирать насадку пескоструйного перфоратора соответственно используемому в работе абразивному материалу.

Рисунок 6.4 Контроль гидропескоструйной перфорации по кривой Пгдс.

Пермь: ООО «ПИТЦ «Геофизика», 2010. — 54 с.В соответствии с Протоколом совещания по рассмотрению результатов эксплуатационного бурения за 2009 год и графиков бурения новых скважин на месторождениях Группы «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» в 2010-2013 г.г. от 04.03.2010 г. (п.8) проведение дополнительного комплекса ГИС в 30% фонда новых скважин, ООО «ПИТЦ «Геофизика» в июле - декабре 2010 г. были проведены, наряду со стандартным комплексом ГИС, следующие дополнительные исследования:
- волновой акустический каротаж дипольный (ВАК-Д) аппаратурой АВАК-11;
- скважинное акустическое сканирование (САС) аппаратурой САС-90;
- боковой каротаж сканирующий (БКС) аппаратурой БКС-73;
- спектральный гамма каротаж (СГК) аппаратурой СГК-73;
- индукционная пластово-трещинная наклонометрия (ИПТН) аппаратурой НИПТ-1.
В дополнительный комплекс исследований в колонне, наряду со стандартным методом ИННК, входили спектральные методы радиоактивного каротажа (С/О, СИНГК-Сl). Каждый из методов решал свою определенную задачу, дополняющую стандартный комплекс ГИС.
ВАК-Д. По волновому акустическому каротажу дипольному определены физико-механические свойства пород (коэф.Пуассона Кр, Модуль Юнга Е, коэффициент сжимаемости BETA) по данным монопольных зондов и коэффициент анизотропии пород KAZ по дипольным зондам. Оценка наличия в пластах кавернозной и трещинной составляющей, позволила уточнить тип пластов-коллекторов. В дальнейшем, при эксплуатации скважин и проведении различных технологических операций, например ГРП, первичные данные ФМС позволят решать инженерные задачи уже в обсаженной скважине.
БКС, ИПТН, САС. Комплекс методов электрической (БКС и ИПТН) и акустической пластовой наклонометрии позволил оценить азимутальную анизотропию пород и углов падения пластов в разрезах. Методы БКС и ИПТН являясь разноглубинными, позволяют более точно определять структурное падение пластов и отличать более открытые и потенциально продуктивные трещины от техногенных. Метод БКС позволяет более детально выделять границы пластов и определять техногенные трещины, а метод ИПТН
отличает естественные потенциально продуктивные трещины, в том числе не пересеченные скважиной. Метод САС из всех методов является наиболее лучшим в плане вертикального разрешения (от 0.003м). Хотя в исследуемых скважинах, из-за угла наклона скважин более 18°, САС сработал некорректно как пластовый наклономер, зато более детально можно было оценить разрезы (трещины, слоистость, желоба).
Примечание: «Техногенные трещины, образовавшиеся после бурения, часто группируются в системы и имеют одинаковое направление. Они могут изменять направление когда открытые разломы или открытые естественные трещины пересекают
ствол скважины. Естественные трещины, образующиеся во время различных тектонических фаз на протяжении длительных периодов геологического времени, как правило, представляют собой более рассеянное распределение как по величине угла падения, так и по азимуту» (Schlumberger, Анализ трещиноватости карбонатов).
СГК. Метод спектрального гамма каротажа (данные K, U, Th) позволил определить, что в турнейских и башкирских отложениях Моховского, Этышского и Москудьинского месторождений известняки с низким содержанием глинистости (Th 2ррm). В башкирских отложениях Москудьинского месторождения отмечается доломитизация (Th 2 ррm и U~2 ррm). В дальнейшем, первичные данные этого метода позволят решать геологические и технические задачи уже в обсаженной скважине в процессе эксплуатации.

1

Проведен анализ роли мотивации и установки на профессию у студентов в формировании у них профессиональной компетентности. Выявлено противоречие между необходимостью изучения характера и динамики профессиональной мотивации и установки у студентов в образовательном процессе и отсутствием соответствующего диагностического инструментария. Представлены результаты разработки и психометрической проверки методики диагностики мотивации и установки на профессиональную деятельность у студентов, которые проводились посредством. Основными методами психометрической проверки методики явились: метод «расщепления», формула Рюлона, формула Спирмена–Брауна и формула Кронбаха. В результате произведенных вычислений все полученные показатели находились в пределах 0,90 – 0,92. В статье представлены бланк методики, описание шкал и ключ для обработки данных. Предложенная методика может применяться для решения следующих проблем: 1) выявление характера профессиональной мотивации и установки у студентов в период обучения в вузе; 2) анализ и мониторинг процесса формирования профессиональной мотивации и установки на профессию у студентов на разных этапах обучения, и выявление основных его детерминант; 3) методическое обеспечение психологического сопровождения профессионального самоопределения студентов; 3) исследование эффективности коррекционно-развивающей и учебно-воспитательной работы со студентами.

профессиональная мотивация

профессиональная деятельность

установка на профессию

формирование профессиональных компетенций

методика диагностики

надежность

валидность

психометрическая проверка

1. Дубовицкая Т.Д. Психологическая диагностика в образовательном процессе [Электронный ресурс] / Т.Д. Дубовицкая // LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. – 110 с. – Режим доступа: https://www.morebooks.de/search/ru.

2. Игнаткова И.А. Поливалентность установок студентов на профессию педагог-психолог: контексты становления: дис. .... канд. психол. наук (19.00.07) / Игнаткова Ирина Александровна. – М., 2012. – 178 с.

3. Крылова А.В. Психолого-педагогические условия повышения качества самостоятельной работы студентов / А.В. Крылова, Л.Б. Сабитова // Наука в современном информационном обществе Материалы IX международной научно-практической конференции. н.-и. ц. «Академический». – 2016. – С. 86–91.

4. Молочкова И.В. Психолого-педагогические аспекты осмысленного учения: Учебное пособие / И.В. Молочкова. – Челябинск: ЮУрГУ, 2001. – Ч. I. – 86 с.

5. Притуляк Т. С. Особенности учебной мотивации студентов очного и заочного отделений [Электронный ресурс] / Т.С. Притуляк // Электронный научный журнал «Медицина и образование Сибири». – 2006. – № 2. Режим доступа: http://www.ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=64.

6. Шадриков В.Д. Психология деятельности и пособности человека: Учебное пособие / В.Д. Шадриков. – 2 -е зд., перераб. и доп. – М.: Логос, 1996. – 320 с.

7. Шевченко О.Ю. Учебно-профессиональная установка в структуре профессионального сознания студентов вузов: дис. … канд. психол. наук (19.00.07) / Шевченко Оксана Юрьевна. – Самара, 2004. – 225 с.

8. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П.А. Шавир. – М.: Педагогика, 1981. – 96 с.

В образовательном процессе, построенном на основе компетентностного подхода, устанавливается некая зависимость между знаниями и умениями, подчиненность приобретаемых знаний профессиональным умениям. Это, в свою очередь, способствует тому, что образование становится для студента личностно значимым. Образование приобретается студентами в процессе их активной познавательной самостоятельной деятельности: учебной, квазипрофессиональной и профессиональной .

То есть предпосылкой для формирования компетентности, безусловно, является наличие у будущего специалиста внутренней профессиональной мотивации, которая включает в себя не только комплекс мотивов, но и соответствующие установки.

Проблема профессиональной установки - далеко не новая научная проблема. Поставленная Б.Г. Ананьевым, А.Г. Ковалевым, Н.Н. Ланге, Г. Олпортом, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядовым, она получила дальнейшее развитие в работах А.Г. Асмолова, Г.М. Андреевой, А.А. Деркача, П.Н. Шихирева, которые обосновали, что профессиональная установка, пронизывающая все аспекты профессиональной деятельности от профессионального самосознания до действия или поступка, есть отношение личности к себе, к своей профессиональной ситуации, проявляющееся в стремлении исполнять требования профессиональной деятельности. Как разноуровневое мотивационно-смысловое образование она проявляется в готовности личности воспринимать условия деятельности и действовать в них соответствующим образом. В качестве компонентов учебно-профессиональной установки выступают мотивы выбора профессии, образ профессионального будущего, профессионально значимые личностные качества педагога-психолога, образ профессионального педагога-психолога. То есть профессиональная готовность студента в ее мотивационно-ценностном аспекте может измеряться через оценку уровня мотивации и установки на профессиональную деятельность .

Учитывая, что мотивы и установки носят динамический характер, существенно меняясь в течение всего периода обучения (М.В. Вовчик-Блакитная, Р.С. Вайсман, А.И.Гебос, В.Д. Шадриков), возникает необходимость мониторинга обозначенной динамики, с целью повышения качества формирования базовых профессиональных компетенций у студентов.

Здесь определяется противоречие между потребностью в изучении профессиональной мотивации и установки у студентов и отсутствием соответствующего диагностического инструментария.

Анализ научно-методической литературы показал, что в работах, посвященных изучению профессиональной мотивации и установки у студентов используется ряд взаимодополняющих методик: «Мотивация достижения» (Т. Элерс), «Мотивация избегания неудач» (Т. Элерс), «Направленность личности» (В. Смекайл и М. Кучер), «Самооценка профессионально-значимых качеств» (Г. Волковицкий), «Интегральная удовлетворённость трудом» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.Н. Мануйлов), «Диагностика мотивационной структуры личности» (Э. Мильман), «Диагностика уровня мотивационной готовности к профессиональному саморазвитию» (Н. Фетискин), «Методика ценностных ориентаций» (М. Рокич), «Методика изучения мотивации профессиональной деятельности» (К. Замфир в модификации А.А. Реана), «Методика диагностики учебной мотивации» (Т.Д. Дубовицкая) и др.

Как видим, среди представленного разнообразия методик ни одна не направленна непосредственно на исследование профессиональной мотивации и установки у студентов.

В связи с этим мы поставили перед следующую цель - разработать и осуществить психометрическую проверку методики диагностики мотивации и установки на профессиональную деятельность у студентов.

Описание методики. Методика представляет собой набор из 23 суждений, по отношению к которым студенты должны выразить степень своего согласия.

Инструкция. С целью создания условий для повышения качества обучения в вузе, просим вас выразить свое мнение по поводу предложенных суждений и отметить соответствующий ему вариант ответа, из представленных в таблице.

Обработка данных. Данный тест содержит 4 шкалы, 3 из которых предназначены для оценки мотивации.

Шкала «Установка на профессию»:

Вопросы 1, 2, 5, 6, 9, 10, 11 оцениваются следующим образом: верно - 2 балла, отчасти верно - 1 балл, не верно - 0 баллов.

Вопросы 3, 4, 7, 8: верно - 0 баллов, отчасти верно - 1 балл, не верно - 2 балла.

Шкала «Внутренняя мотивация»

Вопросы 12, 13, 14, 15: верно - 2 балла, отчасти верно - 1 балл, не верно - 0 баллов.

Шкала «Внешняя положительная мотивация»

Вопросы 16, 17, 18, 19: верно - 2 балла, отчасти верно - 1 балл, не верно - 0 баллов.

Шкала «Внешняя отрицательная мотивация»

Вопросы 20, 21, 22, 23: верно - 2 балла, отчасти верно - 1 балл, не верно - 0 баллов.

Чем выше показатель по шкале, тем более выражена у респондента установка на профессию или определенный вид мотивации.

Психометрическая проверка методики. В исследовании приняли участие 200 студентов I-IV курсов факультета педагогики и психологии Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета и факультета гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Стерлитамакского института физической культуры (филиала) УралГУФК (127 девушек и 73 юноши).

Проверка надежности производилась с использованием метода «расщепления» и последующего вычисления соответствующих коэффициентов. Для определения надежности и точности по всем четырем шкалам использовалась формула Рюлона; для вычисления коэффициентов надежности-согласованности применялась формула Спирмена-Брауна и формула Кронбаха. В результате произведенных вычислений все полученные показатели находились в пределах 0,90 - 0,92.

Проверка валидности теста. Проверка по критерию конструктивной валидности осуществлялась по шкалам мотивации и заключалась в вычислении коэффициентов корреляции суммарного результата, полученного по данной методике, с показателями уровня профессиональной мотивации по методике К. Замфир в модификации А.А. Реана. В результате коэффициент корреляции составил 0,82 (α < 0,001).

Бланк методики

Отчасти верно

Знания, которые Вы получаете, необходимы Вам для дальнейшей профессиональной деятельности

Вы анализировали возможность трудоустройства по выбранному направлению подготовки (просматривали кадровый спрос, характер оплаты труда)

Вы рассматриваете другие варианты профессиональной деятельности после окончания вуза

Обучение Вам необходимо лишь для факта наличия высшего образования

Вы совершенствуете свои знания, умения, навыки в области выбранной профессиональной деятельности (читаете дополнительную литературу, проходите дополнительные курсы обучения и т.д.)

Вы видите перспективы своего развития в выбранной области профессиональной деятельности

Если бы Вам представилась возможность, Вы бы поменяли направление профессиональной подготовки

Вы планируете получить второе высшее образование или проходить курсы переподготовки с целью смены области предстоящей профессиональной деятельности

Вы четко представляете себе образ высококвалифицированного специалиста в выбранной области профессиональной деятельности, к которому вы готовы стремиться

Стать высококвалифицированным специалистом в выбранной Вами области профессиональной деятельности является одной из главных целей в Вашей жизни

Вы готовы посвятить себя выбранной профессиональной деятельности, имея представление о ее особенностях и организации

Вы выбирали направление подготовки в вузе самостоятельно, осознанно и с желанием

При выборе вариантов трудоустройства наиболее значимыми для вас будут являться интерес, желание работать в области выбранной профессии, осознание собственного потенциала (способности к профессиональной деятельности, призвание и т.д.)

Именно данная область профессиональной деятельности будет способствовать Вашей более полной самореализации

Данная область профессиональной деятельности будет приносить Вам удовлетворение от самого процесса и результатов труда

При выборе вариантов трудоустройства наиболее значимыми для Вас будут являться материальные (заработок) и территориальные (удобство расположения места работы) факторы

Данную область профессиональной деятельности Вы считаете наиболее социально защищенной и стабильной

Именно в данной области профессиональной деятельности Вы видите хорошие возможности своего карьерного роста

Данная область профессиональной деятельности является престижной и значимой в общественном сознании

Вы бы сменили область предстоящей профессиональной деятельности, но уже затрачено много времени, усилий и денег, и Вы не готовы к дополнительным тратам

Вы собираетесь работать в данной области профессиональной деятельности по совету родных и близких либо это семейная традиция

Другие профессиональные области Вас не привлекают и не кажутся стабильными

Если Вы не будете работать по полученной специальности после окончания вуза, родные, близкие, общество будут Вас осуждать

По шкале «Установка на профессию» нет методик диагностирующих аналогичный показатель. В связи с этим, нами использовался критерий содержательной валидности. Для этого мы провели экспертный опрос. В качестве экспертов выступали 4 высококвалифицированных психолога, хорошо знакомые с концепцией профессиональной установки у студентов. Экспертам предлагалось качественно и количественно (с помощью специальных 7-балльных оценочных шкал) оценить, насколько логично присутствие каждого пункта теста, насколько полны и непротиворечивы вопросы, насколько они релевантны понятию «профессиональная установка». В целом экспертиза дала положительный результат. На основе рекомендаций экспертов в методику были внесены коррективы относительно формулировки утверждений.

Вычислены также следующие показатели по обеим шкалам. По шкале установка на профессию: среднее арифметическое = 18,0; медиана = 13; стандартное отклонение = 3,3; минимальное число баллов = 8,0; максимальное число баллов = 20,0. По шкале внутренняя мотивация: среднее арифметическое = 5,6; медиана = 6; стандартное отклонение = 3,4; минимальное число баллов = 2,0; максимальное число баллов = 7,0. По шкале внешняя положительная и внешняя отрицательная мотивация: среднее арифметическое = 6,4 и 4,7; медиана = 7 и 5; стандартное отклонение = 2,8 и 3,1; минимальное число баллов = 3,0 и 2,0; максимальное число баллов = 8,0 и 7,3 соответственно.

Внедрение и практическое использование. Предложенная методика может применяться для решения следующих проблем: 1) выявление характера профессиональной мотивации и установки у студентов в период обучения в вузе; 2) анализ и мониторинг процесса формирования профессиональной мотивации и установки на профессию у студентов на разных этапах обучения, и выявление основных его детерминант; 3) методическое обеспечение психологического сопровождения профессионального самоопределения студентов; 3) исследование эффективности коррекционно-развивающей и учебно-воспитательной работы со студентами.

Кроме того, данная методика может использоваться в практике преподавания курсов педагогической психологии, педагогики и психодидактики в психолого-педагогических вузах и колледжах.

Внедрение методики было осуществлено в контексте исследования динамики и характера профессиональной мотивации и установки на профессиональную деятельность у студентов педагогов-психологов Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета. В ходе исследования, с помощью предложенной нами методики было выявлено следующее.

На начальном этапе обучения (середина 1 семестра) было установлено, у 60 % студентов достаточно высокий уровень установки на профессию (в среднем 19 баллов), у 24 % - средний (в среднем 13 баллов), у 16 % - низкий.Частота встречаемости внешней мотивации (в 84 % - внешней положительной) практически совпадала с частотой встречаемости внутренней мотивации учебной деятельности у испытуемых.

Следующий период экспериментальной работы осуществлялся на завершающем этапе 4-го семестра. Результаты показали, что уровень профессиональной установки снижается (у 20 % студентов достаточно высокий уровень установки на профессию, у 33 % - средний, у 47 % - низкий). Становится более выраженной внешняя мотивация к учебной деятельности (у 77 % - внешняя положительная, у 23 % - внешняя отрицательная).

Эмпирические данные, полученные на завершающем этапе обучения (8 семестр), показали, что уровень установки на профессию имеет динамику к повышению, но не преодолевает границ первичных показателей (25 % -достаточно высокий уровень установки на профессию, у 45 % - средний, у 30 % - низкий). Мотивации характеризуется следующим: внутренняя мотивация - 26 %; внешняя положительная мотивация- 54 %, внешняя отрицательная мотивация - 20 %.

Выявленная динамика свидетельствует о том, что личная значимость образования для студентов не только не формируется, а снижается в процессе обучения. Это свидетельствуют о необходимости более внимательного отношения психологической службы, а также профессорско-преподавательского состава вуза к процессу становления профессиональной установки и мотивации у студентов.

Библиографическая ссылка

Крылова А.В., Игнаткова И.А. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ И УСТАНОВКИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У СТУДЕНТОВ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 1-2. – С. 323-326;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11192 (дата обращения: 17.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»