Крещение Руси оказало влияние на развитие не только нашей страны, но и всего мира. Языческая Древняя Русь превратилась в новое христианское государство, ставшее естественным союзником Византийской империи. Значение крещения Руси за прошедшее тысячелетие не ослабло.

Политическое значение

В эпоху раннего Средневековья принятие государственной религии оправдывало военные походы необходимостью обращения язычников в истинную веру. Люди охотнее шли на войну с “варварами” или “неверными”.

Главные противники Древней Руси раньше определились с выбором веры:

  • в VIII веке государственной религией Хазарского каганата стал иудаизм;
  • в 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную (Византия) половины;
  • в начале X века Волжская Булгария принимает ислам.

Славяне оставались язычниками, поэтому война с ними считалась богоугодным делом. От выбора государственной религии на Руси зависело, кто из ближайших соседей станет союзником, а кто – непримиримым врагом.

Крещение Руси и его историческое значение заключается в том, что была проведена резкая граница между Русью и Западом. Но при этом Россия вошла в “семью” христианских государств, противостоящих Востоку или мусульманству.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Культурное значение

Крещение Руси усилило влияние византийской культуры, которая значительно превосходила древнерусскую. Широкий поток византийских мастеров (архитекторов, иконописцев и т. д.) хлынул на Русь и дал мощный толчок в развитии культуры.

Рис. 1. Софийский собор в Киеве.

С деятельностью князя Владимира связывают начало русской письменности и литературы. Грамотность на Руси возникла еще до крещения, но только после него началось систематическое “учение книжное”.

Первые летописцы были священниками или монахами.

Рис. 2. Софийский собор в Новгороде.

Кратко о значении крещения Руси для культуры говорит появление следующих шедевров:

  • киевская церковь Пресвятой Богородицы (первая каменная церковь на Руси) (991-996 гг.);
  • Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке (время правления Ярослава Мудрого);
  • Спасо-Преображенский собор в Чернигове (заложен в 1030 г.).
  • Остромирово Евангелие (1056-1057 гг.);
  • Повесть временных лет (Несторова летопись) (1110-1113 гг.);
  • Слово о полку Игореве (XII век).

Оригинал “Слова о полку Игореве” сгорел в Москве в 1812 г. По этой причине возникла масса слухов и теорий о возможной подделке.

Рис. 3. В. Васнецов.

Идеологическое и нравственное значение

Крещение Руси способствовало процессу формирования русской нации. Единая государственная религия постепенно стирала различия между многочисленными славянскими племенами.

В былинном фольклоре и национальном самосознании появилось понятие “Святой Руси”, противостоящей “поганым”, “бусурманам”, “немцам”. Идею единой Руси активно пропагандировали и защищали первые русские священники.

Идеологическое значение религии очень велико. Даже в середине XX века У. Черчилль призывал начать новый крестовый поход против Советской России.

И его значение для дальнейшей судьбы государства еще долго будут обсуждать и исследовать современные историки. Особенно это актуально сегодня, во времена новых открытий и разнообразных толкований тех давних событий.

Для чего нужно было уничтожать святых идолов и веру, которой многие века поклонялись предки, рушить веками устоявшиеся порядки? На эти вопросы есть множество ответов, но иногда кажется, что нам приоткрылась лишь только малая часть истины, а распространение христианства на Руси все еще остается не до конца разгаданной тайной. искренне верили в мистические природные силы и поклонялись своим каменным и деревянным идолам. Для них они были могущественными силами природы, которые напрямую влияли на их жизнь, а жизнь полностью была подчинена толкованию воли богов. Роль первых духовных наставников в те времена выполняли волхвы и кудесники.

До принятия христианской веры жили многочисленными племенами или родами, которые были разбросаны на огромной территории. На образ жизни и ход событий им указывала в первую очередь окружающая природа. Язычество, которое исповедовалось повсеместно, не было религией, это было хаотическое соблюдение различных религиозных обрядов.

Важный и судьбоносный для России 988 год был сложным и очень драматичным, так как это был год крещения самого киевского князя Владимира и его верных соратников - дружинников. Князь Владимир женился на византийской царевне Анне и получил ожидаемую помощь от Константинополя, бывшего центром христианства. Князем в первую очередь руководили государственные интересы, так как он видел в них благоприятные последствия принятия христианства. Это было приобщение к высочайшей на то время культуре христианских народов, а значит, и к перспективе успешного развития своей культуры и государственности.

Крещение Руси и его значение заключается в том, что оно устранило противоречие многобожия, утвердило единую идеологию и способствовало усилению центральной власти и, как следствие, помогло образованию сильного государства. Власть киевского князя преобразилась и приобрела новый характер.

Как утверждают историки, Владимира потрясла христианская вера, ее четкость и последовательность исповедования, пышное убранство церквей, многоголосые песнопения и содержательные молитвы. Преимущество новой веры было в том, что она несла в себе иную обрядность и более последовательную и отточенную идею происхождения божественности власти, а также учила покорности и кротости.

Позитивные последствия принятия христианства были очевидны, поскольку произошло укрепление великокняжеской власти, осуществилась первая попытка защиты прав человека и частной собственности, а также произошло утверждение православной церкви и духовности в обществе. Например, с помощью христианской морали были укреплены семейные отношения, а кроме этого в новом свете рассматривались судебные разбирательства. Именно церковный суд рассматривал антирелигиозные преступления, а также нравственные и семейные нормы общества. Жизнь упорядочилась и стала культурнее, цивилизованнее. Этот период связывают с началом развития градостроительства, а также развитием новых ремёсел, например, ювелирного. Приход христианства способствовал строительству монументальных каменных храмов, таких, как в Киеве и многих других.

Распространение христианства на Руси способствовало формированию самосознания древнерусского общества. Принятие письменного свода законов («Русская Правда») было примером первого правового института в новом обществе. На Руси организовываются монастыри, например, Киево-Печерский, который стал центром культуры и просвещения на многие десятилетия. Именно здесь были написаны летописи, по которым мы можем судить о том далеком времени.

Крещение Руси и его значение заключается еще и в том, что монастыри стали отправлять изданные ими книги в выполняя функции первых типографий. Люди начали изучать библию, таким образом, распространялись не только новые но и росла грамотность населения. Последствия принятия христианства - это и то, что к Киевской Руси по-иному стали относиться в мировом сообществе. Это способствовало укреплению международных связей. Крещение Руси и его значение современные историки трактуют как важный шаг в удалении Руси от магометанства и язычества Азии, и сближение ее с передовой, христианской Европой.

Начало правления Владимира Святославича. Защита Руси от кочевников.

После гибели Святослава в Киеве началась усобица между его сыновьями. В ходе ее Олег и Ярополк погибли, а власть в 980 г. захватил Владимир, правивший до того в Новгороде.

Владимир вошел в историю как крупнейший государствен­ный деятель раннего периода русской истории. Недаром он стал героем народных былин. При Владимире на южных рубежах начали сооружать укрепления для защиты от набегов кочевников. В них была организована сторожевая служба с привлечением луч­ших воинов со всей Руси. Народные воспоминания об этих собы­тиях легли в основу о богатырях - защитниках родной земли. Владимир не раз возглавлял походы против печенегов, воевал с западными соседями - Польшей, литовскими племе­нами.

Крещение Руси .

Главные события правления Владимира связа­ны с Крещением Руси.

Несмотря на го что в Киеве хорошо было известно христиан­ство, а многие жители уже крестились, на Руси продолжало господствовать язычество, сохранившееся с до государстве иных вре­ден. Владимир пытался приспособить язычество для нужд единого государства. В 980 г. он повелел поставить на княжеском дворе в Киеве идолов шести главных богов во главе с богом молнии и войны Перуном, покровителем дружинников. Однако отдельные земли Руси продолжали поклоняться своим богам.

Стремясь укрепить единство страны, Владимир пришел к мысли:о принятии монотеистической религии. Как повествует летопись, князь выслушал проповедников ислама, иудаизма, западного (рим­ского) и восточного (византийского) христианства. Он остано­вил свой выбор на последнем. С Византией Русь давно связывали прочные отношения.

В 988 г. Владимир захватил после длительной осады византий­ский город Корсунь (Херсонес) в Крыму. В качестве условия возвращения города империи князь потребовал в жены византий­скую принцессу Анну. До этих пор в Византии еще не было случая брака дочери правившего императора с иностранцем. Однако ви­зантийцы были вынуждены согласиться, потребовав, в свою оче­редь, крещения жениха. Владимир крестился сам и повелел крес­титься дружине и всем жителям Руси.

Первоначально христианизация Руси носила во многом фор­мальный характер. Внешнее следование церковным обрядам со­провождалось тайным или даже открытым исполнением языче­ских обрядов (двоеверие). Но в дальнейшем православие стало од­ной из основ жизни русского общества.

Русская православная церковь .

С Крещением па Русь пришла церковная организация. Правда, ее первоначальная история ма­лоизвестна. Первые летописи ничего не сообщают о главе церкви при князе Владимире и сразу после него. Предполагается, что в роли такого главы выступал священник церкви Успения Богома­тери в Киеве. Этот первый на Руси каменный храм был заложен Владимиром сразу после крещения. Он получил название Деся- тинной церкви, поскольку князь распорядился давать для его со-

Держания десятую часть своих доходов.

Известно, что только в 1037 г. в Киеве появился митрополит Лги, присланный патриархом Константинополя. Ему подчинялись епископы отдельных земель (епархий), а тем - местные кие священники.

Большую роль стали играть монастыри. Самым известным из них был Киева-Печерский монастырь, основанный в середине XI в.

монахами Антонием и Феодосией. Монастыри быстро стали цен­трами распространения грамотности, при них, как и при круп­ных храмах, создавались летописи, открывались больницы, бога­дельни. Монастыри, как правило, вели образцовое хозяйство. Многие из них постепенно превратились в крупных собственников земель.

С Крещением связано развитие просвещения и культуры на Руси. Необходимость обеспечения богослужения книгами, грамот­ными священниками вела к развитию образования. Первые школы открылись в Киеве при князе Владимире. Все шире распространя­лась на Руси письменность, созданная для славян в IX в. просве­тителями Кириллом и Мефодием. Крещение способствовало повы­шению международного авторитета Руси в ее отношениях с другими христианскими странами. Все более тесные связи устанавлива­лись между Русью и Византией - самым культурным государ­ством тогдашнего христианского мира.

Крещение Руси

У этого термина существуют и другие значения, см. Крещение Руси (значения). «Крещение Руси». Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. 1896

Креще́ние Руси́ - термин, под которым в современной исторической науке подразумевается введение в Древней Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время принятия новой религии. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви (некоторые исследователи полагают, что «крещение» состоялось позже: в 990 или 991 году).

Термин и понятие

Выражение «Крещение Руси» (точнее, «крещение земли Русской») есть в Повести временных лет:

В год 6582 (1074). … Был также другой брат, именем Еремия, который помнил крещение земли Русской.

Оригинальный текст (ст.-слав.) Въ лѣто ҂ѕ҃ ф҃ п҃ в҃ · … Тако же и другыи братъ именемъ Єремѣи иже помнѧше крс҄щниє земли Руськои …

Кроме того, Повесть временных лет под 6496 годом от сотворения мира (988 год примерно) имеет следующий текст (молитва князя Владимира):

Благословен Господь Иисус Христос, который возлюбил новых людей - Русскую землю и просветил её крещением святым.

Оригинальный текст (ст.-слав.) Въ лѣто ҂ѕ҃ ѵ҃ ч҃ ѕ҃ · Блгс҄нъ Гс҄ь Іс҄съ Хс҄ъ иже възлюби новꙑꙗ люди Рускую землю. и просвѣтити ю кр҃щениємь ст҃мь

В российской историографии Нового времени термин впервые употреблён В. Н. Татищевым («крещение славян и Руси») и Н. М. Карамзиным («крещение России»). Наряду с ним в литературе также использовались или используются иные термины (обозначения): «Просвещение Руси», «введение христианства», «вторая религиозная реформа Владимира» и др.

Предыстория

Прибытие в Киев епископа. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839 См. также: Андрей Первозванный, Крещение Болгарии и Кирилл и Мефодий

Обращение в христианство было стандартной практикой Византии в отношениях с воинственными народами-язычниками. В IX в. попытки христианизации предпринимались в отношении Великой Моравии (862 г.)[Комм. 1] и Болгарии (864-920)[Комм. 2]. Путем крещения правящей верхушки Византия стремилась закрепить государства язычников в своей сфере влияния и уменьшить опасность военных конфликтов на своих границах.

После нападения русов на Константинополь (860 г.) та же тактика была применена в отношении Киевской Руси, для чего патриарх Фотий I направил миссионеров в Киев. По некоторым данным, в этот период были крещены киевские князья Аскольд и Дир c «боярами» и некоторым количеством народа. Эти события иногда именуют первым (Фотиевым, или Аскольдовым) крещением Руси. По другим источникам первое крещение на Руси произошло во времена Василия I (867-886) и патриарха Игнатия (867-877).

Крещение Ольги в Царьграде. Миниатюра из Радзивилловской летописи В. Г. Перов. «Первые христиане в Киеве». 1880. Картина иллюстрирует тайные встречи христиан в языческом Киеве Беседа Владимира с греческим философом о христианстве. Радзивилловская летопись «Крещение русов». Миниатюра из среднеболгарского перевода летописи Константина Манассия (Московский перепис от 1345 г. находится в Государственном историческом музее) И. Е. Эггинк. «Великий князь Владимир выбирает веру». 1822

Первым правителем Киевской Руси, официально принявшим христианство византийского обряда, стала княгиня Ольга (по наиболее аргументированной версии, в 957 году, хотя предлагаются и другие даты). В 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь, известный по описанию придворных церемоний императором Константином Багрянородным в сочинении «Церемонии», причем её сопровождал священник Григорий. Император именует Ольгу правителем (архонтиссой) Руси, имя её сына Святослава (в перечислении свиты указаны «люди Святослава ») упоминается без титула. Ольга добивалась крещения и признания Византией Руси как равной христианской империи. При крещении она получила имя Елена. Однако, по мнению ряда историков, о союзе удалось договориться не сразу. В 959 году Ольга приняла греческое посольство, но отказалась послать в помощь Византии войско. В том же году она отправила послов к германскому императору Оттону I с просьбой прислать епископов и священников и учредить церковь на Руси. Эта попытка сыграть на противоречиях между Византией и Германией оказалась успешной, Константинополь пошёл на уступки, заключив взаимовыгодный договор, а германское посольство во главе с епископом Адальбертом Магдебургским вернулось назад ни с чем, а некоторые из его участников были убиты. В 960 году в помощь грекам отправилось русское войско, воевавшее на Крите против арабов под руководством будущего императора Никифора Фоки.

Согласно В. Н. Татищеву (на основе спорной Иоакимовской летописи), симпатии к христианам и христианству проявлял киевский князь (972-978 или 980 гг.) Ярополк Святославич, убитый варягами по приказу своего брата Владимира Святого.

Данные археологии подтверждают начало распространения христианства до официального акта крещения Руси. С середины Х века в погребениях знати встречаются первые нательные кресты. Такие находки известны на могильниках ранних городов, дружинных центров и торгово-ремесленных поселений: в Киеве, Гнездово, Шестовице, Тимерево и др. Также в некоторых захоронениях знати, совершенных в языческих некрополях Х века в специальных деревянных «камерах», углублённых в землю, найдены свечи, отражающие христианские элементы погребального обряда (Гнёздово, Тимерёво, Шестовица).

Выбор веры Владимиром

Племенные культы не могли создать единую государственную религиозную систему, так как языческий пантеон не мог объединить верования всех племён Древней Руси.[источник? ]

Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер». В 986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам. Когда они рассказали князю об обрядах, которые необходимо соблюдать, в том числе и о запрете на питьё вина, Владимир ответил знаменитой фразой: «Руси есть веселие пити», после чего отверг предложение булгар.

После булгар пришли немцы (иностранцы) из Рима, посланные Римским папой. Те заявляли, что у них был пост по силе: «если кто пьёт или ест, то всё во славу божию». Однако Владимир отослал их, сказав им: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».

Следующими были хазарские иудеи, предлагавшие Владимиру принять иудаизм. В ответ на это он, зная что Хазария была разгромлена его отцом Святославом, спросил, где их земля. Хазары были вынуждены признаться, что у них нет своей земли - Бог рассеял их по другим странам. Владимир отказался от иудаизма.

Затем на Русь прибыл византиец, которого русский летописец за мудрость назвал Философом. Он рассказал русскому князю о библейской истории и христианской вере. Однако Владимир ещё не принял окончательного решения и советовался со своими ближайшими боярами. Было решено дополнительно испытать веру, побывав на богослужениях у мусульман, у немцев и у греков. Когда после посещения Константинополя посланники вернулись в Киев, они с восторгом сообщили князю: «Не ведали, где мы есть - на небе или на земле». В итоге Владимир сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду.

Крещение князя Владимира и киевлян

«Крещение князя Владимира». Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. Конец 1880-х

Согласно «Повести временных лет», в 6496 году от сотворения мира (то есть приблизительно в 988 году н. э.) киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего, в царствование императоров Василия II и Константина VIII Багрянородных, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и (или) Почайны. Согласно русской летописи Повесть временных лет , князь во время крещения своего народа вознёс следующую молитву:

Боже великий, сотворивый небо и землю! При́зри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его!
Владимирский собор в Херсонесе со статуей Андрея Первозванного на переднем плане К. В. Лебедев. «Крещение киевлян»

Многие историки относят крещение самого Владимира к 987 году. По византийским и арабским источникам, в 987 году Константинополь заключает с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки. Условием князя была рука царевны Анны, сестры Императоров Василия и Константина, - требование крайне унизительное для Ромейских василевсов. Тогда, в разгар войны с Вардой Фокой Владимир напал на Корсунь и овладел им, угрожая Царьграду. Императоры соглашаются отдать Анну за князя при условии предварительного крещения Владимира, который нарекается именем Василия - в честь своего восприемника императора Василия II; Владимир же «вдасть же за вено Корсунь греком царицы деля» (в вено за жену свою).

Из византийских хроник о «крещении Руси» в 988 году сообщают только «Аноним Бандури», в котором передаётся сюжет о выборе вер князем Владимиром, и «Ватиканская хроника»:

В году 6496 был крещён Владимир, который крестил Росию.

Последнее сообщение, вероятно, - обратный перевод из «Повести временных лет». В целом, в византийской литературе событие 988 года осталось практически незамеченным, поскольку, по представлениям греков, обращение Руси произошло столетием раньше.

Первый русский по происхождению митрополит Киевский Иларион (XI век) так объясняет мотивы князя Владимира:

и въсиа разумъ въ сердци его, яко разумѣти суету идольскыи льсти и възыскати единого Бога, сътворьшааго всю тварь видимую и невидимую. Паче же слышано ему бѣ всегда о благовѣрьнии земли Гречьскѣ, христолюбиви же и сильнѣ вѣрою, како единого Бога въ Троици чтуть и кланяются, како въ них дѣются силы и чюдеса и знамениа, како церкви людии исполнены, како веси и гради благовѣрьни вси въ молитвах предстоять, вси Богови прѣстоять. И си слышавъ, въждела сердцемь, възгорѣ духомъ, яко быти ему христиану и земли его

Учреждение церковной организации в Киеве

Основная статья: Киевская митрополия до 1458 года

В XX веке была выдвинута и поддержана некоторыми церковными историками (М. Д. Присёлковым и А. Карташевым) гипотеза о том, что при Владимире Киевская Церковь находилась в канонической зависимости от Охридской иерархии Болгарской Церкви, которая в то время якобы обладала автокефалией (что не соответствует общепринятым фактам), большинство исследователей не склонны её разделять.

В русских летописных источниках фигурирует несколько разных имён первого Киевского митрополита. В Русской Церкви в XVI веке утвердилась традиция считать им греческого (или сирийского) митрополита Михаила (Сириянина), который в месяцеслове именуется «первым митрополитом Киевским». Митрополиту Михаилу приписывается заслуга основания Златоверхо-Михайловского монастыря в Киеве, а прибывшим с ним монахам - основание монастыря, получившего впоследствии название Киево-Межигорского.

Крещение других русских земель

Основная статья: Крещение Новгорода

Известно, что первыми епископскими кафедрами, кроме Киева, была Новгородская, а также, возможно, Черниговская и Владимир-Волынская и Белгородская (ныне селение Белогородка под Киевом), Полоцкая епархия, Переяславская епархия.

На части территорий христианство насаждалось силой; при этом уничтожались культовые сооружения язычников, сопротивлявшиеся подвергались репрессиям. Однако следует иметь в виду, что сопротивление крещению имело в подавляющем большинстве случаев, в сущности, политический, антикиевский аспект, нежели антихристианский (см. например, раздел «Итоги крещения» статьи «Крещение Новгорода»), хотя имели место и другие, кроме политического, аспекты: социальный, культурный, бытовой и др.; причём религиозный аспект играл вовсе не главенствующую роль.

Так, согласно сообщению Иокимовской летописи, подтверждённому археологическими данными XX века, Новгород оказал активное сопротивление введению христианства: он был крещён в 990 году епископом Иоакимом и новгородским посадником Воробьём Стояновичем при военной помощи киевского воеводы Добрыни (брат матери князя Владимира - Малуши) и тысяцкого Путяты.

На финно-угорской периферии того времени - в Ростове и Муроме сопротивление введению христианства, согласно традиционной церковной истории, продолжалось до XII века: два первых епископа, посланные в Ростов, были изгнаны, третий - св. Леонтий - много сделал для утверждения христианской веры в Ростове. Сопротивление крещению было также одним из факторов, усиливавших славянскую колонизацию Северо-Восточной Руси, в которую переселялись стойкие приверженцы язычества. Окончательно ростовчане были крещены только лишь епископом Исаией, восшедшим на кафедру в 1078 году. К 1070-м годам, видимо, относятся и события, описанные в «Житии» Авраамия Ростовского, в частности сокрушение им идола Велеса, на месте которого был воздвигнут Богоявленский монастырь.

Согласно исландским сагам, Полоцк был крещён около 1000 года исландским викингом-христианином Торвальдом Кодранссоном, получившим от константинопольского Императора Василия II грамоту «полномочного представителя Византии в русских городах Восточной Балтики».

Последствия принятия христианства

Цивилизационное значение

Цивилизационное значение крещения Руси огромно. Известный филолог В. Н. Топоров, оценивая значение принятия христианства для Русской цивилизации, пишет:

Эти два события [принятие христианства Русью и Литвой], сыгравшие исключительную роль в истории этих стран и предопределившие на многие столетия их место в истории, должны расцениваться и как события вселенского характера… Принятие христианства на Руси не только приобщило к уже христианскому миру наиболее обширную и самую отдалённую часть единого пространства - Восточную Европу, но и тем самым в исторически ближайшем будущем открыло новый огромный мир, который должен был христианизироваться с помощью русских христиан, «тружеников одиннадцатого часа»… И каковы бы ни были последующие судьбы христианства в Восточной Европе, его наследие стало неотменимой составной частью духовной культуры и здесь, - может быть, особенно здесь.

Политические последствия

Крещение Руси произошло до окончательного раскола Западной и Восточной церквей, но в период, когда он уже вполне вызрел и получил своё выражение как в вероучении, так и во взаимоотношении церковной и светской властей.

В византийском церковно-государственном правосознании Император (Басилевс ) мыслился как Хранитель и Верховный Защитник православия (эпистимонарх), а следовательно, и единый самодержец (автократор) всех православных народов. Правители прочих христианских народов (государств) получали от него титулы архонтов, князей, стольников. Таким образом, приняв крещение от Ромеев (византийцев), Владимир включил Русь в орбиту византийской государственности.

Так, Киевскому великому князю в XII веке в Константинополе усвоялся скромный придворный титул стольника. Киевская же митрополия в Константинопольских диптихах занимала место в ряду последних: в древнейшем из них - 61-е, а в более позднем, составленном при Андронике II Палеологе (1306-1328) - 77-е место.

Митрополит Платон (Левшин) в начале XIX века видел особое значение в принятии христианства из Константинополя (а не Рима): «Великое благодарение обязана Россия воссылать Пастыреначальнику Христу, что не объял её мраком запада, то есть, что не подверглась она игу западныя Римския церкви, где уже в сие время, по многим суевериям и присвоениям Пап себе неограниченной власти, и по духу во всём мирскому, а не Евангельскому, всё почти было превращенно. Свободил нас Господь от сих сетей; хотя запад Антихристовым усилием всемерно тщался нас себе покорить, как впоследствии сие будет более видимо».

Культурные последствия

Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.

«Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече (Княжий суд)», 1898 год.
А. П. Рябушкин

Принятие христианства как государственной религии неизбежно влекло ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом.

Духовенство осуждало языческие обряды и празднества (некоторые из них сохранялись долгое время вследствие того, что некоторыми исследователями квалифицируется как религиозный синкретизм или двоеверие). Разрушались культовые сооружения - идолы, капища.

По мнению некоторых исследователей, опирающихся на «Повесть временных лет», «восстание волхвов» во Владимиро-Суздальской Руси в 1024 (а также в 1071 году) сопровождалось действиями и убийствами, имевшими ритуальный характер. Ярослав Мудрый «жестоко расправился с волхвами, наведя порядок в даннических областях»; в 1070-х годах в Новгороде волхв был убит дружиной князя Глеба («это был религиозный и бытовой конфликт, переплетавшийся с борьбой против власти Киева») (см. Суздальское восстание 1024 года).

Оценки в историографии

В церковной историографии (истории Церкви)

В месяцеслове Русской Церкви никогда не было и нет ежегодного (положенного богослужебным Уставом) воспоминания в честь событий 988-989 годов; однако, в связи с празднованием 1 августа Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня (Первого Спаса), существует мнение, что положенный русским богослужебным Уставом «крестный ход на источники» в сей день установлен в память крещения Руси. Вплоть до начала XIX века в России не было истории Русской Церкви как научной отрасли или учебной дисциплины: первым систематическим трудом стала «Краткая Церковная Российская История» митрополита Московского Платона (Левшина) (М., 1805 в 2-х ч.). Церковный историк начала XXI века В. И. Петрушко писал: "Поразительно, но греческие авторы вообще не упоминают даже о таком эпохальном событии, как крещение Руси при св. Владимире. Впрочем, у греков были свои причины: епархия "Росия" формально была открыта столетием раньше".

Русская церковно-историческая литература XIX - начала XX века историю христианства в России и Русской церкви обычно рассматривала начиная с I века, связывая её с деятельностью апостола Андрея Первозванного. Так, один из наиболее авторитетных церковных историков конца XIX века Е. Е. Голубинский Первую главу своего фундаментального исследования «История Русской Церкви» обозначил как «Христианство на Руси до св. Владимира». Наиболее авторитетный русский церковный историк митрополит Макарий (Булгаков) посвящает истории христианства в России до 988 года первые две части своего основного труда. Для обозначения же того, что произошло в Киеве в конце X века использовались различные термины (то есть не существовало устоявшейся, клишированной терминологии): «общее Руския земли крещение при Святом Владимире», «обращение князя Владимира», «окончательное устройство Православной Церкви в России при святом Владимире и Ярославе». Сам князь Владимир обычно именовался «просветителем», как он именуется и в составленном в конце XIX века акафисте ему.

Официальное издание Московской патриархии в 1971 году писало: «По преданию, лучи христианской веры озарили пределы России уже в первые десятилетия христианства. Начало христианизации Руси это предание связывает с именем святого апостола Андрея Первозванного, бывшего на Киевских горах В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Всё это подготавливало величайшие события в истории русского народа - крещение князя Владимира и последовавшее за этим в 989 году крещение Руси». Указание 989 (а не 988) года соответствовало преобладавшей в то время точке зрения в советской исторической науке о том, что событие имело место после 988 года.

Однако в «Православном церковном календаре» на 1983 год, когда началась подготовка к празднованию «1000-летия Крещения Руси», указывался 988 год, а событию придавалось значение начала процесса: «Крещение киевлян в 988 году положило начало утверждению христианства во всей Русской земле».

Юридически официальный Гражданский Устав РПЦ , зарегистрированный в Министерстве юстиции РСФСР 30 мая 1991 года (позднейшие не публиковались), гласил: «Русская Православная Церковь ведёт своё историческое бытие от Крещения Руси, имевшего место в 988 году в Киеве при великом князе Владимире».

На введение христианства в качестве официальной религии в советской (до 1985 года) исторической науке существовало несколько точек зрения от негативной до в целом (с оговорками) позитивной.

Так, в изданной в 1930 году книге «Церковь и идея самодержавия в России» о крещении Руси говорится следующее:

Принесённое к нам из Византии православие сломило и загубило буйный языческий дух дикого свободолюбивого росса, целые века держало народ в невежестве, было гасителем в русской общественной жизни истинного просвещения, убивало поэтическое творчество народа, глушило в нём звуки живой песни, вольнолюбивые порывы к классовому освобождению. Само пьянствуя и подхалимствуя, древне-русское духовенство приучило к пьянству и подхалимству перед господствующими классами и народ, а своей духовной сивухой - проповедями и обильной церковно-книжной литературой окончательно создало почву для полного закабаления трудящихся во власти князя, боярина и жестокого чиновника княжеского - тиуна, творившего суд и расправу над угнетенными массами

«Пособие по истории СССР для подготовительных отделений вузов» 1979 года издания называет введение христианства «второй религиозной реформой» Владимира I и даёт иную оценку:

Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Древнерусского государства. Оно имело большое международное значение, которое заключалось в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским народам Принятие христианства сыграло большую роль для развития русской культуры.

В европейской историографии

Болгарский историк Николай Тодоров так оценивал христианизацию Руси:

Византия побудила Русь принять христианство. В результате этого акта племена и народности восточных славян приобщились к средиземноморской цивилизации, которая известна под названием «Византийской цивилизации» и которая утвердилась в Юго-Восточной Европе и на Ближнем Востоке в качестве синтеза античного и христианского наследия. Это обеспечило древнерусскому обществу доступ к плодам тысячелетнего развития философской мысли, социальных и естественных наук и т.п. Русь создала свои собственные институты в соответствии с моделью всего европейского сообщества от государства и до епископата, и от школы до суда.

Юбилейные празднования

См. также: День крещения Руси и День крещения Киевской Руси - Украины Празднование 900-летия крещения Руси 15 июля 1888 года в Москве

Первое официальное празднование крещения Руси произошло в 1888 году по инициативе обер-прокурора Святейшего Синода Константина Победоносцева. Юбилейные мероприятия проходили в Киеве: в преддверии юбилея был заложен Владимирский собор, открыт памятник Богдану Хмельницкому, совершены торжественные богослужения. «Летопись церковных событий» епископа Арсения (Иващенко) упоминает открытие 15 июля того года благотворительных заведений для приюта старых и калек. Центром торжеств был Киев; присутствовал обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев.

В русском зарубежье отмечалось 950-летие Крещения Руси.

Храм Живоначальной Троицы на Борисовских прудах, построен в начале 2000-х в память о тысячелетнем юбилее крещения Руси

Процесс подготовки празднования 1000-летия Крещения Руси совпал с «перестройкой» и политикой «гласности» в Советском Союзе. Советское правительство проявило интерес к празднованиям: одним из знаковых событий стала передача в 1983 году во владение Московской Патриархии части строений бывшего Свято-Данилова монастыря, в котором была возрождена монашеская жизнь и создан духовно-административный центр. Кульминацией торжеств 12 июня 1988 года стало сослужение в Даниловом монастыре многочисленных православных иерархов со всего мира. Затем празднования переместились в Киев, где в последний день торжеств десятки тысяч участников стали свидетелями богослужения в Киево-Печерской Лавре, которое произошло впервые за почти тридцать лет. В дальнейшем в течение всего года по стране проходили мероприятия, приуроченные к памятной дате. Главным итогом торжеств стал мощный импульс к возрождению церковной жизни в СССР.

В июне 2008 года Архиерейский собор Русской православной церкви постановил в день святого равноапостольного князя Владимира 28 июля совершать богослужение по уставу великого праздника, а также обратился к руководству России, Украины и Белоруссии с предложением включить день святого князя Владимира в число государственных памятных дат. На Украине аналогичная дата является государственным праздником, именуемым «День крещения Киевской Руси - Украины». Праздник был учреждён в июле 2008 года указом президента Украины и отмечается ежегодно 28 июля - в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. 1020-летие праздновалось в Киеве с 10 по 19 июля 2008 года на церковном и государственном уровнях; в торжествах приняли участие Вселенский Патриарх Варфоломей I и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (с 2008 года «День крещения Киевской Руси - Украины» объявлен государственным праздником Украины). Юбилей также праздновался 23-25 октября 2008 года в Белоруссии; торжества возглавил Патриарх Московский Алексий II.

Устроенные в 2013 году Русской Православной Церковью юбилейные торжества в честь 1025-летия крещения были также приурочены к памяти князя Владимира и проходили в Москве, Киеве, Минске. В Киеве на празднованиях присутствовали президенты России и Украины Владимир Путин и Виктор Янукович, а также лидеры Молдавии и Сербии Николай Тимофти и Томислав Николич.

Социально-политическое значение христианизации Руси

Христианство способствовало развитию грамотности, книжного дела, культуры, расширению связей с Византией. При церквах и монастырях появились школы и библиотеки, первые из которых были открыты по инициативе самогокнязя Владимира. Здесь же трудились первые русские летописцы, переписчики и переводчики известных церковных и светских сочинений, художники-иконописцы.

Содействовала церковь и развитию хозяйства страны. Видные церковные деятели, а также монастыри уже в XI-XII вв. получили от великих князей земельные владения и развернули на них собственное хозяйство.

Влияла на церковь и на усиление единства Руси. Она выступала против междоусобиц. Церковные деятели в дальнейшем не раз выполняли роль миротворцев в княжеских распрях.

Вместе с тем церковь преследовала старую народную языческую культуру, выступала против христианства римского образца, именовала его «латинством» и вероотступничеством. Это наносило ущерб связям Руси со странами, которые исповедовали католическую религию, способствовало изоляции Руси от западноевропейской культуры. В церковных хозяйствах стал применяться труд подневольных, зависимых людей. Некоторые церковники и монастыри занимались ростовщичеством и обирали людей. Бывали случаи, когда видные деятели церкви участвовали в политических интригах. Таким образом, нередко слово у церкви стало расходиться с делом, а это вызывало недовольство людей.

Обращение в христианство в сильной степени повлияло на самого Владимира. С этого времени уходит в прошлое его безнравственная жизнь, жестокость. Он становится более терпимым к людям, щедрым, милостивым. Известны его частые раздачи денег нищим, бесплатные пиры для народа на своем дворе. Если люди по болезни не могли прийти к нему за стол, он приказывал возить пищу по городу и предлагать ее всем нуждающимся. Такой же порядок он ввел и в других городах землях Руси. Это принесло Владимиру любовь и славу народа. В дальнейшем церковь почитала его как русского апостола - первокрестителя и объявила его святым.

Признание Руси христианским государством изменило уровень ее взаимоотношений с европейскими странами и народами. Приобщение многоликого мира Руси к ценностям христианства способствовало объединению жителей разных земель в культурную и политическую общность. Миссионерская деятельность среди финноязычных и тюркских племен не только вовлекала их в орбиту христианского мира, но и смягчала неизбежно болезненные процессы становления многонационального государства.

Вместе с христианством на Русь пришли византийские политические идеи и отношения. По словам В.О. Ключевского, на киевского князя греческое духовенство переносило византийское понятие государя, поставленного от бога не только для внешней зашиты, но и поддержания внутренней гармонии в обществе: «ты поставлен еси от Бога на казнь злым, а добрым на милование». Владимир стремился подчинять этому идеалу свои практические действия в государственной сфере. На первых порах он даже отказался от применения уголовных наказаний, прощая разбойников.

Отношения светской (княжеской) и церковной власти строились изначально на основе тесного союза, ставшего традицией русской истории. Порядок согласия («симфонии») двух ветвей власти предполагал сохранение каждой из них самостоятельности в своей области. Вмешательство церковных иерархов в государственно-политические дела имело место лишь в чрезвычайных случаях и осуществлялось обыкновенно по просьбе князей и для населения. В летописях находится несколько свидетельств о вмешательстве высшего духовенства в княжеские междоусобицы с целью примирения враждующих сторон. Этот тип отношений считался нормальным и просуществовал вплоть до эпохи Петра). Он коренным образом отличался от западноевропейского, при котором власть папы Римского ставилась выше светской власти в делах не только церковных, но и мирских.

По словам В.О. Ключевского, христианские идеалы «глубоко проникли в юридический и нравственный склад общества». Церковь восстала против обычая кровной мести. Церковные поучения запрещали господам истязать и убивать рабов. Такие действия не считались преступлением по государственному закону, по церковному же именовались грехом и подлежали церковному наказанию (епитимий). На Руси в связи с этим возник обычай: перед смертью владелец отпускал холопов на волю по духовному завещанию или завещал их церкви «по душе». Такие люди обыкновенно превращались в полусвободных земледельцев, прикрепленных к церковной земле.

С.М. Соловьёв пишет: «Легко понять, какое влияние должна была оказать церковь, подчинив своему суду отношения семейные, оскорбление чистоты нравственной и преступления, совершавшиеся по языческим преданиям. Духовенство своим судом вооружилось против всех прежних языческих обычаев. против похищения девиц, против многоженства, против браков в близких степенях родства, против насильственных браков. Церковь взяла женщину под свое покровительство и блюла особенно за ее нравственностью, возвысила её значение, постановила обязанности детей к матери наравне с обязанностями к отцу. Семья, до сих пор замкнутая и независимая, подчиняется надзору чуждой власти; христианство отнимает у отцов семейств жреческий характер, который они имели во времена языческие, подле отцов плотских являются отцы духовные; что прежде подлежало суду семейному, теперь подлежит суду церковному. Нужно ли прибавлять, что такое влияние церкви на семейный быт могущественно содействовало к переводу народонаселения от старых форм родового быта к новым, гражданским».

Влияние христианства на культуру Киевской Руси

Христианство изменило сознание людей и способствовало рождению новых областей культуры.

Христианство поставило перед человеком задачу личного самосовершенствования. Его телесный мир был признан греховным и нуждающимся в преобразовании. Культурная деятельность человека приобрела черты анонимности. Художник стал рассматривать себя лишь проводником образа истины, а не ее создателем. Вместе с христианством на Русь пришли каменное храмовое зодчество, иконопись, церковное песнопение, христианская литература. Возникли свои оригинальные литературные жанры: летописи, поучения, жития святых, повести. Среди древнерусских литературных шедевров выделяются «Житие о Борисе и Глебе», «Слово о законе и благодати», «Поучение Владимира Мономаха». Выдающимися образцами зодчества стали три Софийских собора: в Киеве, Полоцке и Новгороде. Появились первые монастыри, в числе которых выделялись Киева-Печерский и Ильинский подземный монастырь в Чернигове.

Религиозное сознание Киевской эпохи облеклось в форму двоеверия, христианско-языческого религиозно-культурного синкретизма. Особенно наглядно это проявилось в той легкости, с которой древнерусский народ вошел в христианский годичный богослужебный круг. Он оказался точно наложенным на священный календарь древних славян. Наследие архаики отложилось в мелодическом строе песнопений и фресковых орнаментах церквей. Мы видим, что христианство наложило определённый отпечаток на культуру русского народа; однако здесь процесс был двойственен. Отрицательно он сказался на устном народном творчестве и культуре народных масс, пытавшихся исповедовать веру предков (особенно в сельских местностях), и положительно на городскую культуру, дав толчок развитию литературы, архитектуры, живописи.

Таким образом, принятие христианства имело для Руси огромное значение, оказало влияние на экономическую, политическую, духовную и культурную жизнь русского народа:

во-первых, церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживала усилия князей в борьбе за единство Руси, стояла во главе общерусского патриотического движения (Куликовская битва);

во-вторых, принятие христианства коренным образом изменило международное положение Киевской Руси, уравняло ее с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей с соседними христианизированными странами;

в-третьих, церковь способствовала формированию и развитию княжеских и боярских вотчин, а также появлению крупного церковного и монастырского землевладения;

в-четвертых, принятие христианства способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на развитие ремесла: кладка каменных стен, возведение куполов, мозаика были переданы греками русским мастерам. Иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству;

в-пятых, церковь способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг, летописных сводов и философских трактатов, при монастырях, открывались школы, библиотеки;

в-шестых, христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев: принесение племенных врагов в жертву языческим богам, убийство жен, рабынь, слуг на похоронах мужей и господ, что способствовало увеличению населения.

Вместе с тем церковь оказывала и негативное влияние на русскую жизнь и быт. Она отстаивала интересы господствующего класса, помогала закабалению свободных общинников, чтобы превратить в свою собственность принадлежащие им земли, жестоко преследовала инакомыслие, осуждала все формы протеста угнетенных, прикрывала темные дела отдельных феодалов, регламентировала внутрисемейную жизнь, требовала беспрекословного подчинения жены мужу, а детей - отцу.

Отечественная история. Реферат

Первые христиане на Руси. Княгиня Ольга.
Князь Владимир. Первые годы правления.
Причины принятия христианства.
Крещение князя Владимира. Крещение Руси.
Историческое значение крещения Руси.

Первые христиане на Руси. Княгиня Ольга

В начале 1Х в. из множество восточнославянских племен сложилось раннефеодальное государство с политическим центром в Киеве. Древние русичи в те времена были язычниками и поклонялись множеству богов. Языческая религия возникла как результат полной зависимости древнего человека от сил природы. В далекой древности славяне приносили жертвы «упырям и берегыням», затем Роду и Рожаницам, позже, перед принятием Русью христианства – Перуну, Хърсу, Мокоши и многим дгугим. В 1Х–Х вв. Русь достигает крупных успехов, не только в значительном расширении своей территории, но и в сельском хозяйстве, и в ремеслах. Киев, находясь на перекрестке важнейших международных транзитных путей, становится крупным центром торговых связей между странами Западной Европы и Византией, Поволжьем, Кавказом, Средней Азией. Таким образом в Киеве мирно сосуществовали представители многих религий: язычества, христианства, мусульманства, иудаизма, буддизма.

С 945 г., после смерти Игоря, Великим князем Киевской Руси стал его сын Святослав, но так как он поначалу был слишком мал, а, повзрослев, предпочитал походы государственной деятельности, фактически правила его мать, княгиня Ольга. Хотя «…есть все основания считать, что Ольга заняла Киевский стол как княгиня, а не как воспитательница своего сына. … Все предания об Ольге связаны с ее устроительной деятельностью на благо Руси, в то время как предания о Святославе рассказывают о его походах в дальние земли, которые летописцы считали бессмысленными. …Киевская Русь … представляла собой союз князей, во главе с Ольгой, сидевшей в Киеве» .

Согласно «Повести временных лет», Ольга крестилась в Царьграде в 955 году и приняла имя Елена. В «Продолжении хроники Региона Прюмского» сообщается, что Ольга-Елена крестилась в Константинополе в 959 году, а по мнению древнерусского книжника Иакова Мниха Ольга крестилась в Константинополе в 954 году. Существует также версия о том, что Ольга крестилась в Киеве у местных христиан. Причин принятия решения Ольгой креститься могло быть несколько. Во-первых: языческую Русь, не имевшую единой государственной религии, другие государства воспринимали как дикую, невежественную страну, побаиваясь ее, но не воспринимая как равноправную. Ольга и наиболее просвещенные князья прекрасно понимали это. Во-вторых, множество богов никак не способствовало сплочению государства, создавало препятствия в его управлении. Некоторые историки считают, что причинами крещения Ольги могли быть: стремление укрепить мир с Византией, или желание Ольги получить царский титул и даже женить Святослава на византийской принцессе. Одной из причин могло быть и стремление Ольги овладеть частью территории, принадлежащей ранее Великой Моравии. «Проблема Моравского наследства несомненно должна была вызвать интерес у русских князей. Это была именно та задача, ради решения которой Ольга могла активизировать контакты Руси с христианскими странами Европы. Ради достижения такой цели русские князья-язычники могли поддержать и христианские увлечения Ольги» .

Как бы то ни было, Ольга крестилась и начала активно насаждать христианство и возводить церкви на Руси. Ее стремление к сближению Руси с христианскими странами поддерживали многие князья. О широком распространении христианства среди русов, еще до прихода к власти Владимира, сообщается во многих источниках. Об этом говорит и тот факт, что в начале Х1 века, по свидетельству Титмара Мерзербургского в Киеве было около 400 церквей, хотя в договоре с греками от 911 года нет еще и намека на появление на Руси русов-христиан, в договоре от 944 года говорится лишь об одной церкви св. Ильи. Вряд ли столько церквей мог построить Владимир за 20 лет, прошедших с момента его крещения.

Во время визита Ольги в Царьград в 957 г. ее сопровождали послы от 22 князей, оставшихся на Руси. Судя по тому, какой высокий прием был оказан Ольге и ее князьям, она либо уже была крещенной, либо возвестила о намерении креститься самой и сопровождавших ее русских князей (а возможно и крестить Русь). Судя по распределению даров, переданных в тот раз русам, упрямому язычнику Святославу отведен был статус более низкий, чем должен был быть даже для положения наследника Ольги, не говоря о том, что к 957 году ее регентство должно было уже закончиться, и Святослав, как наследник Игоря, должен был стать Великим князем. Но Ольгу называют архонтиссой русов, т.е., по византийской системе титулования – Киевской княгиней.

Но, если Ольга была Великой княгиней, то она могла сделать Русь христианской державой уже тогда, однако не сделала этого. Будучи мудрой правительницей, зная, что согласно византийской церковно-политической концепции «любой народ, принявший христианство их рук греков, становится вассалом греческого императора, политически зависимым народом или государством», Ольга, крестившись сама, не торопилась ставить Русь в зависимость от Византии.

«Повесть временных лет сообщает, что «жила же Ольга с сыном своим Святославом, и учила его мать креститься, но он пренебрегал этим и не принимал в уши. Но если кто желал креститься, то не запрещал, а насмехался над ним…. Ольга говорила Святославу: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь, если ты познаешь — будешь радоваться». Он же не внимал этому, отговариваясь: «Как мне одному принять новую веру, а дружина моя станет над этим смеяться?» Она же сказала: «Если ты крестишься, то и все сделают то же». Он же не послушался матери, следуя обычаям языческим, не ведая, что кто матери не послушается – в беду попадет…»… Рассказ летописи… можно понимать в том смысле, что княгиня не видела никаких препятствий для распространения христианства на Руси и предлагала креститься Святославу и его дружине» . Итак, крестить Святослава Ольге не удалось. Но если сначала он был довольно терпим, и лишь надсмехался над чуждой ему верой, то после смерти матери и вовсе ополчился против нее.

Гнев Святослава на христиан разгорелся во время его войны с греками. В 967 году Святослав пошел походом на дунайских болгар, быстро покорил Восточную Болгарию и превратил болгар в своих подданных. На юго-западе граница Руси вплотную подошла к рубежу Византийской империи. Такой оборот событий не отвечал интересам византийского правительства, и, видимо, не без его подстрекательства печенеги совершили нападение на Киев…. Святослав с частью своего войска был вынужден вернуться на Русь. Заключив мир с печенегами, он осенью 969 года вторично двинул свои войска на Дунай. Святославу удалось вновь восстановить свои позиции в Восточной Болгарии. От пленных болгар он узнал, что их толкнула на выступление русских Византия. Святослав решил проучить византийцев за их коварство. Он объявил им войну и двинул войска на юг Балканского полуострова. Этот шаг Святослава не мог быть одобрен русами-христианами, входившими в состав его войска. На юге Балканского полуострова произошло несколько сражений, в одном из которых Святослав понес крупные потери в людях. Святослав, придя к выводу, что русы-христиане, находящиеся в его войске, по существу, являются союзниками Византийцев, тайной агентурой империи, решил с ними расправиться. Он задумал уничтожить также и главные рассадники христианства на Руси – храмы.

Но, пока сын был в разъездах, мать воспитывала его детей. Повесть временных лет сообщает: «Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга в городе Киеве со своими внуками – Ярополком, Олегом и Владимиром». Воспитанным бабушкой, детям Святослава было намного легче принять христианство, чем их отцу. «Автор Иоакимовской летописи пишет: «Ярополк же бе муж кроткий и милостивый ко всем, любяше христианы, и асче сам не крестился народа ради, но никому не претяше» . О положении христиан на Руси в княжение Ярополка писали ряд авторов. Некоторые исследователи использовали данные Никоновской и Иоакимовской летописей, не проводя, правда никакого источниковедческого анализа почерпнутых сведений. Макарий и В.А. Пархоменко объясняли особую приверженность Ярополка к христианам влиянием, которое оказала на него жена-гречанка и бабка княгиня Ольга. Е.Е. Голубинский считал: «… если бы он жил долее, то очень может быть, что не Владимир, а он был бы крестителем всей Руси» . Но, судя по всему, Ярополк, хотя и благоволил христианам, сам крещен так и не был.

Князь Владимир. Первые годы правления

Из летописей нам известно, что после победы над войсками Ярополка в битве на реке Друче Владимир осадил Киев. Ему удалось привлечь на свою сторону воеводу Ярополка Блуда, посулив ему свои милости за убийство Ярополка. Блуд не мог совершить это в Киеве из-за горожан, которые препятствовали ему в этом. Тогда обманом Ярополка выманили из Киева. Ярополк «избег» из Киева и «затворился в граде Родьни на усть Рси реки, а Володимер вниде в Киев и оседи Ярополка в Родне» . В Родне великий князь нашел поддержку и защиту. Долгое время этот город выдерживал осаду Владимира, несмотря на то, что у населения закончились запасы продовольствия. И только в результате новых происков воеводы Блуда Ярополк был вынужден пойти на мирные переговоры с Владимиром. «И прииде Ярополк к Володимеру; яко полезе в двери, и подъяста и два варяга мечьми под пазусе. Блуд же затвори двери и не да по нем ити своим. И тако убиен был Ярополк…»

Придя к власти, князь Владимир сразу же проявил свои дипломатические способности. В войне с Ярополком он опирался на наемные варяжские дружины, но, достигнув великокняжеского стола, Владимир дал понять жителям столицы, да и всей Руси, что не собирается потакать иностранцам, а будет делать в дальнейшем основную ставку на местное языческое население. … Часть варяжских наемников Владимир, правда, оставил у себя на службе, а остальным разрешил уйти в Константинополь.

«Владимир был еще ребенком, когда умерла Ольга, и меньше других братьев попал под ее влияние; потом он, еще в детстве увезен был в Новгород, где христианство было менее известно, чем в Киеве, и вырос там под влиянием старой веры» . Под 980 годом Повесть временных лет сообщает о воздвижении Владимиром на холме близ теремного двора, в самом центре княжеского Киева идолов языческих богов. «постави кумиры на холму вне двора теремного: Перуна деревяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хърса, Дажъбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И жряху им, наричюще я богы и привожаху сыны свои и дщери, и жряху бесом, и оскверняху землю требами своими. и осквернися кровьми земля Руска и холмо-т» .

Очевидно, языческий пантеон Владимира был построен специально для киевской знати, проживавшей на Горе, недалеко от княжеского дворца, так как Владимир хорошо помнил о том, как невзлюбили симпатизировавшего христианам Ярополка воеводы, не желавшие усиления византийского влияния на русов. Выставляя статую бога Перуна на первый план, Владимир стремился подчеркнуть свое особое расположение к его почитателям: князьям, боярам, дружинникам. Я.Е. Боровский считал, что данная реформа была проведена с целью политического объединения Руси под главенством Киева, чему должно было помочь появление в Киеве «нового языческого пантеона. По мнению Б.А. Рыбакова, Владимир 1 произвел своего рода языческую реформу, стремясь, очевидно, поднять древние народные верования до уровня государственной религии.

В первые годы княжения Владимира язычество на Руси начинает доминировать над христианством. Вскоре это приводит к тому, что «языческое население столицы перестает считаться с христианами. В 983г., согласно Повести временных лет, дело доходит даже до кровавого столкновения между язычниками и христианами» .

Причины принятия христианства

«Господство в стране языческой идеологии продолжало пагубно отражаться на росте народонаселения страны, на международной торговле. Оно не давало возможности решить проблему привлечения кадров иностранных специалистов по различным отраслям знаний, исключало династические браки с соседними императорскими, королевскими и княжескими домами, уже принявшими христианство, что мешало заключению международных договоров и союзов. Языческое жречество по-прежнему оставалось серьезной самостоятельной силой на Руси и в своей политике руководствовалось корыстными интересами.

Всего этого, конечно, не мог не сознавать князь Владимир. К концу 80-х годов Х века его власть настолько окрепла, что он уже не нуждался в поддержке языческого населения. Напротив, и он сам, и его бояре и дружинники остро нуждались в религии, которая бы помогла феодальному строю стабилизироваться на Руси» . Князю предстояло выбрать наиболее благоприятную для Руси новую религию. Летопись сообщает, что болгары-мусульмане предложили Владимиру принять ислам. Князю понравился мусульманский обычай иметь много жен, но обряд обрезания, а также запрет на вино и свинину пришлись ему весьма не по вкусу. В иудаизме запретов оказалось еще больше. Христианство же, религия призывающая ко всепрощению и терпимости, не требующая жертвоприношений, не делающая различий между народами, пришлась по душе русскому князю.

Уже в то время христианская церковь была поделена на восточную и западную части. Летопись отмечает, что приходили к Владимиру «немцы» из Рима, предлагая принять католичество. Он их выслушал, а затем сказал: «Идите опять, яко отцы наши сего не приняли суть». Владимир был уже наслышан о том, что римские епископы требуют от западноевропейских монархов беспрекословного повиновения, выплаты так называемого гроша – денег, шедших как на содержание самих пап, так и их окружения, пытаясь распространить свое влияние как можно дальше на Восток. Принятие католичества означало бы для Руси попасть под сильное влияние Германской (Священной Римской) империи, допустить проникновение на свою территорию вначале немецкого духовенства, а затем и немецкого рыцарства, выплачивать Риму ежегодные денежные дотации.

Владимир созвал своих бояр и городских старцев и попросил у них совета, какую религию выбрать для Руси. Бояре и старцы посоветовали послать своих мужей в разные страны разузнать все самим и доложить князю. Владимир отобрал 10 мужей. Когда они вернулись, то рассказали Владимиру, что более всего их впечатлила служба в греческой церкви. Хотя Киевская Русь имела давние связи с христианской Византией, откуда уже проникало на Русь восточное православие, византийская церковь так же как и католическая, стремилась к распространению своего влияния, и русские князья так же неминуемо должны были попасть в вассальную зависимость от византийских императоров. Но князь Владимир имел перед своими глазами пример Болгарской державы. Сын болгарского правителя Бориса 1 Симеон совершил победоносный поход на Византию, после которого Византия и Болгария заключили мир, скрепленный женитьбой сына Симеона Петра на Марии, внучке императора Романа 1. Византия признала высокий титул Петра, и в Болгарии было создано независимое патриаршество.

Крещение князя Владимира. Крещение Руси

В 987 году в византийском городе Корсуне (Херсоне) вспыхнуло восстание, размах которого сильно напугал византийских императоров. Они обратились за военной помощью к русскому князю Владимиру, тот потребовал отдать ему за помощь в жены принцессу Анну. Византийцы ответили согласием, выставив в качестве дополнительного условия крещение Владимира и его народа. Между Русью и Византией был заключен договор о свойстве и военной помощи. После этого русские войска, соединившись с войсками греческими подавили восстание. Перед свадьбой Владимир и князья, бывшие с ним крестились.

Возвратившись в Киев с супругой гречанкой, греческим духовенством, привезя в свой стольный град различную церковную утварь и святыни (кресты, иконы, мощи), Владимир приступает к официальному введению христианства на Руси.

Прежде всего Владимир крестил своих сыновей и многих приближенных. Затем он приказал уничтожить всех идолов, главного идола Перуна – сбросить в Днепр. Это была яркая демонстрация жителям Руси языческих богов, наглядный показ того, что они не в состоянии отомстить Владимиру и его христианскому окружению за нанесенные им оскорбления. В назначенный день произошло массовое крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. «На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ… люди же, крестившись, расходились по домам, Владимир же был рад, что познал Бога и люди его, посмотрел на небо и сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против Диавола, да одолею козни его, надеюсь на Тебя и на Твою силу» Это важнейшее событие случилось, согласно летописной хронологии, принимаемой некоторыми исследователями, в 988 году по мнению других в 898-990 годах.

Крещение Руси создало необходимые условия для образования Русской православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с митрополитом, из Болгарии – священники, привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке. Согласно летописям 988 г., князь Владимир приказал ставить церкви по тем местам, где раньше стояли кумиры. «И поставили церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перун и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам» . С помощью греческих мастеров в Киеве был построен величественный каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и перенесены в него святые мощи равноапостольной княгини Ольги.

Введение христианства в качестве государственной религии было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных осложнений, хотя в некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове) не обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества – волхвами. Новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакими (911 г.). Для их покорения потребовалась военная экспедиция киевлян, Жители Мурома отказались впускать в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков. Сходные конфликты возникали и в других городах Новгородской и Ростовской земель.

Причиной столь враждебного отношения к новой религии, скорее всего, являлась приверженность населения к традиционным обрядам. Именно в этих городах сложились элементы религиозной языческой организации: регулярные и устойчивые ритуалы, обособленная группа жрецов-волхвов, имевшая огромное влияние на умы людей, привычные суеверия. К тому же новгородцы и ростовчане очень настороженно относились к распоряжениям, исходившим из Киева. Христианская религия рассматривалась как угроза политической автономии северных и восточных земель. Не желавшие креститься люди бежали в леса и глухие, неудобные для проживания места. Лишения ожесточали их. Убийство и ограбление священника, или человека, принявшего христианскую веру, т.е. изменившего языческим богам, казалось им вполне справедливым и обоснованным. Епископы, неся большие потери, потребовали от князя жестоких мер. Владимир просто вынужден был сменить милость на гнев. Начались казни над разбойниками.

В сельской местности сопротивление Христианству было не столь активным. Земледельцы, охотники, поклонявшиеся духам рек, лесов, полей сумели совместить веру в них с элементами христианства. Двоеверие, существовавшее в селах на протяжении десятилетий и даже веков, лишь постепенно преодолевалось усилиями многих поколений священнослужителей, и, в некотором смысле, существует и по сей день (мы до сих пор читаем детям сказки, населенные ведьмами, лешими, водяными, Бабой-ягой и Кощеем, не задумываясь о том, что это является противоречием исповедуемой нами православной религии, а для наших далеких предков эти персонажи являлись не сказочными героями, а реальными духами, управлявшими окружающей их природой).

Но… строились храмы, открывались училища для подготовки духовенства из русской среды. По свидетельству Повести временных лет, Владимир велел собрать у лучших людей детей и отдать их в обучение книжное. Церквей и русских священников становилось все больше. Даже самые упрямые язычники со временем начинали понимать, что смириться все-таки придется (или хотя бы сделать вид). К тому же Владимир всячески старался задобрить недовольное насильственным крещением население. Он оказывает помощь нищим и больным, устраивает в городах пышные празднества, сопровождаемые пиршествами и раздачей милостыни из княжеской казны.

Историческое значение крещения Руси

Крещение Руси привело к установлению более тесных международных связей с соседними христианскими государствами. Русские князья получили возможность вступать в династические браки с принцессами из императорских, королевских, княжеских домов Европы. Заключались мирные договоры, создавались военные союзы, обеспечивались выгодные торговые взаимоотношения. Более высокими темпами начало развиваться ремесленное производство. Иностранные мастера могли теперь приезжать и работать на Руси, не боясь быть принесенными в жертву языческим богам. Христианская церковь способствовала созданию многих великолепных памятников архитектуры и живописи, распространению письменности, развитию летописания, появлению школ и библиотек, проникновению на Русь произведений зарубежных авторов, содержащих в себе важные знания по целому ряду отраслей культуры и искусства. Церковь укрепила моногамную семью. Изменился похоронный обряд, жен и рабынь перестали убивать после смерти их мужей и хозяев, что способствовало увеличению населения Руси.

В целом отход от язычества и принятие христианства были важными и прогрессивными для того времени явлениями. Укрепилась и власть русских князей. Но в то время как княжеская власть на Руси была еще слаба, и князья сами стремились к разделению государства, — церковь была едина и власть митрополита распространялась одинаково на всю Русскую землю. Настоящее единовластие явилось прежде всего в церкви, но это сообщало всему государству внутреннее единство и силу.

Список использованной литературы

1. Королев, А.С., Загадки первых русских князей . М. «Вече», 2005
2. Татищев, В.Н., История Российская . Т. 1.
3. Голубинский, Е.Е., История Русской церкви.
4. Повесть временных лет . М., 1969,
5. Рапов, О.М., Русская церковь в 1Х – первой трети Х11 в. Принятие христианства. – М.: Высш. шк., 1988.
6. Очерки по истории русской церкви, М., 1997