Семенова Светлана Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 5"
Населённый пункт: город Югорск, ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Святые земли Русской"
Дата публикации: 23.12.2016
Раздел: начальное образование

Методическая разработка

раздел «О России петь - что стремиться в храм»

урока № 5, II четверть

по теме

«Святые земли Русской»

Составитель: СеменоваС.В.

Раздел: «О России петь – что стремиться в храм»
Тема урока: «Святые земли Русской»
Цель урока
: П робудить у учащихся интерес к жанрам духовной музыки. Знакомство с жанрами духовного песнопения – величание, стихира, активизация эмоционально-интеллектуальной деятельности учащихся на основе частично-поискового метода; знакомство с образами особо почитаемых русских православных Святых и жанром величания православных Святых в древнерусской церковной музыке; духовно- нравственное воспитание учащихся.
Задачи урока:
 познакомить учащихся со «святыми земли русской» с помощью произведений музыкальной и художественной культуры;  научить определять особенности духовных произведений по их жанровому признаку;  исследовать музыкально-историческую страницу жития русского народа на основе анализа, размышления житий русских православных Святых (святая равноапостольная благоверная княгиня Ольга, святой равноапостольный князь Владимир, святые благоверные князья Борис и Глеб, святой благоверный князь Александр Невский, святой благоверный князь Дмитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский), в рамках проблемного поля нравственности и значимости их поступков;  конструирование (жанровое музыкальное) Величания русского православного Святого;  определение «символического» понятия святости человека в русской музыкальной истории и культуре.
Музыкальный материал:
Фрагменты из кантаты «Александр Невский», Величание Великому равноапостольному князю Владимиру и Великой княгине Ольге, «Баллада о князе Владимире», народное песнопение «Богородице Дево, радуйся», С.В.Рахманинов
Методические рекомендации
1. «Песнь об Александре Невском» слушание фрагмента, повторение пройденного (3-х част. форма – ср. часть образ битвы, маршевые, изобразительные интонации); 2. «Баллада о князе Владимире», народное песнопение.  Слушание;  интонационно-образный анализ, родство с народными историческими песнями. 1
3. Величания Великому равноапостольному князю Владимиру и Великой княгине Ольге.  Работа с разворотом учебника;  слушание величания;  интонационно-образный анализ;  сравнение средств музыкальной и живописной выразительности (разворот учебника), понятие жанров величания и баллады, общее и различное, выявление их интонационно-образного родства. 4. «Богородице Дево, радуйся», С.В.Рахманинов  слушание, исполнение  сравнение жанра молитвы с величанием и балладой. 5. песня «Святые жены» Ю.Берёзовой
Оборудование и материалы:
 экран;  звуковое оборудование, радиосистема;  видеоматериалы. Тип урока: интегрированный (музыка и изо).
Ход урока.
1. Актуализация темы и цели урока. Духовная культура личности рассматривается как культура эмоционально-интеллектуальной деятельности. (комментарий: идея - исследование «русский дух, сложившийся исторически как совокупность качеств национального характера». «О нём – о русском духе – и начнём!» Постижение нравственных и эстетических критериев, которые человечество выработало для сохранения себя как человеческого рода и воплотило в искусстве.) 2. ПРОЛОГ Видеоматериал На экране проигрывается видеоролик со знаменитым монахом, Нестором- летописцем, и звучат слова былинного сказителя. - О делах родной земли предки летопись вели, в монастырской келье тесной, в четырёх глухих стенах, о земле о древнерусской, быль записывал монах…. Учитель У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. О них слагаются легенды, песни, сказания. Их имена остаются в веках, а облик не только не стирается в памяти потомков, а напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Смелых и сильных людей много, а героев своих каждый народ знает по имени, хранит о них память веками. Они чисты сердцем и помыслами, самоотверженны и живут не для себя. И мы чтим небесных покровителей Святой России, в них мы ищем примеры и откровения для нашего собственного жизненного пути. Почему же человеку так необходимо стать лучше, умнее, добрее? И есть ли такие люди в русской истории, у которых это получилось. К ним обращается народ за помощью в тяжелые годины испытаний. Таким национальным героем, 2
народным заступником, священной личностью нашей страны памяти народной в течении более семи веков был и остается Святой Исполнение учителем 1-2 куплета песни Юлии Берёзовой «Святые жены» 2. СВЯТЫЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ. Из жития Святых. На экране тема урока «СВЯТЫЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ» Фон сменяется песнопением тропаря всем Святым, демонстрируется ряд файлов с изображениями русских православных святых (святая равноапостольная благоверная княгиня Ольга (князь Игорь), святой равноапостольный князь Владимир, святой благоверный князь Александр Невский, святой благоверный князь Дмитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский, лики святых, икона всех святых. Перед учащимися открыт разворот учебника по теме «Святые земли Русской» Учитель: 1. «Княгиня Ольга» краткометражный видеоматериал о Святой Ольге. Глубокий ум, мудрость. Вся глубина мудрости княгини, ее высокие свойства души раскрылись в отношении к вере. 2. « Князь Владимира» краткометражный видеоматериал, в основе лежит песнопение о Святом Владимире. Учитель: - Две исторические личности: Княгиня Ольга и князь Владимир. А как можно прославить такой подвиг? Работа по группам Дети размышляют, исследуют. - На личных примерах, как бы вы прославили положительный поступок в современное время и попробовать представить себя в прошлом. Вывод: передать историю «из уст в уста», написать об этом в летописях, сказаниях, повестях, былинах… Учащиеся: Среди ответов - Можно ли прославить подвиг с помощью музыки, пения, ведь рассказывали истории на распев, как песню. Учащиеся: - Какая разновидность музыки для этого подошла бы больше всего? Учащиеся: - Вокальная, духовная (музыка храма) Учитель: - В каком жанре вокальной музыки? Учащиеся: - Песня. Учитель: 3
- Необходимо ли такой песне, прославляющей Святого человека, музыкальное сопровождение, аккомпанемент? Учащиеся: - Нет. Музыка может быть a cappella. Учитель: - Какой характер имела бы такая песня? Учащиеся: - Величаво, гимноносно (появилось выражение среди учащихся), торжественно. Учитель: - Верно, настоящий Гимн. А какие средства музыкальной выразительности наиболее приемлемы для раскрытия такого характера? Работа по группам письменно: Назвать все интонационные свойства и расписать свои впечатления: Темп, характер мелодии, ритм, тембра, регистр, лад, динамика. Учитель: - Предлагаю послушать образец такого славления Святого. Слушание: « Величание Божей и Матери» знаменного распева. Совпало ли наше представление о музыке, которая должна была прозвучать с тем что мы услышали? Работа по группам. Аргументы - Нет. Учитель: - Назовите два самых ярких несоответствия. Учащиеся: - темп медленный, динамика (p) тихая … Учитель: - Почему же так, ведь это славление? Какой подвиг воспевает такая музыка: Ученик: - величие души этих людей. Учитель: - А кричат ли о духовном подвиге? Ученик: - Нет, его не совершают ради похвалы. Учитель: ради духовного самосовершенствования. Учитель: - Так что же произошло с внутренним миром этих людей в течение их жизни? Ученик: - Изменения. Учитель: - Какими новыми свойствами наполнились души этих людей, что они смогли воспитать в себе? (духовное наполнение, совершенствование) Ученик: 4
- Доброта, мудрость, милосердие, терпение, любовь, уважение, щедрость, вера…
Рефлексия
. Кого называют Святыми? Учитель: - Всех этих людей называют Святыми. Так кто же такой Святой? Ученик: - Человек, обладающий самыми лучшими положительными качествами, который живет правильно и несёт свет своей души другим людям, дают духовную помощь.
Вывод:
Учитель: - Святые земли Русской оставили нам в примере своей жизни богатейшее наследство. Мы не знаем и измерить не можем - насколько богаты мы! Через погружение в историческое прошлое, в большой связи с развитием музыкального искусства, а музыка есть летопись жизни и истории народа- перед нами будет раскрываться великолепное наследие, которым они нас обогатили. Предложить исполнить песню «Алилуя любви». Группы ребят напоминают друг другу в форме игры о правилах исполнительства (каждое правило называют до 1 паузы, кто задерживает темп - переход хода и т.д.) песню «Алилуя любви». Финал: На экране, на звуковом фоне стихира русским святым «Земле Русская», проигрывается финальный видеоролик со знаменательными событиями русской истории связанной с житием Святых Ольги Владимира (эффект повторения материала) 5

«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

  1. Историческая, музыкально-патриотическая тема.
  2. Отражение патриотических черт русского характера в музыке хора «Вставайте, люди русские!» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский».
  3. Контраст образов - русских освободителей и немецких рыцарей-крестоносцев - в музыке Прокофьева;
  4. Знакомство с жанром кантаты.

Музыкальный материал:

  1. С. Прокофьев. «Вставайте, люди русские!», «Ледовое побоище», «Мёртвое поле», «Въезд Александра во Псков» из кантаты «Александр Невский» (слушание);
  2. Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. «Край, в котором ты живёшь» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.
  2. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения.

«Святая Русь не пуста стоит, на Святой Руси есть сильны могучи богатыри» - так говорил Илья Муромец о доблестных защитниках земли Русской.

В минуты тяжёлых испытаний в Росси всегда находились великие герои, ведущие народ на борьбу с врагом. Князь Игорь, Александр Невский, Александр Суворов, Михаил Кутузов… Имена этих русских полководцев навсегда вошли в историю Российского государства.

«Кто с мечом к нам войдёт - от меча и погибнет.
На том стоит, и стоять будет русская земля!»

Александр Невский

Перелистаем страницы русской истории

Итак, начало XIII в. Русь задыхается под татаро-монгольским игом. Вся южная часть Русского государства изнемогает от жестокости завоевателей. А с севера новая беда – шведы да немцы.

В 1240 г. Князь Александр Ярославич наголову разбил отряд шведских рыцарей. Битва эта произошла на реке Неве, и победитель получил за это прозвище Невский. О том в народе даже песни складывают.

«А и было дело на Неве-реке,
На Неве-реке. На большой воде.
Там рубились в войске воинском
За великую землю Русскую.
За собою войско вёл Александр.
Были силы в войске богатырские,
Как налево махнут – станет улица,
А направо махнут – переулочек.
Не уступим мы землю Русскую,
Кто придёт на Русь, будет побеждён!»

Вскоре после Невской битвы на Русь двинулись отряды немецких рыцарей-крестоносцев. Чёрными крестами были расшиты их знамёна, чёрные кресты были и на щитах рыцарей. Строй крестоносцев русские прозвали «железной свиньёй».

Весной 1242 года на Чудском озере разыгралось кровавое побоище.

«Александр Невский был в самого гуще боя… Сеча (сражение) кругом шла такая, что льду озёрному стало жарко. Русские дрались яростно. Да и как же драться без ярости, когда позади остались дети и жёны, остались сёла и города, осталась родная земля с коротким и звучным названием - Русь…» О. Тихомиров.

Русские войска, сражаясь, загнали врагов на лёд Чудского озера, лёд проломился, и тяжёлые доспехи увлекли захватчиков под воду.

Художники и композиторы воплотили облик героического князя и его подвиг в своих картинах и в музыке.

Живопись

На картине П. Д. Корина «Александр Невский» князь изображён во всю высоту полотна, опираясь обеими руками на огромный тяжёлый меч в ножнах. Он как бы возвышается над нами, это придаёт образу особое величие. Полководец изображён в боевых доспехах – в кованом шлеме, в стальной кольчуге, рукавицах, наколенниках – на фоне красного плаща и тёмного знамени с ликом Спасителя. Князь Александр Невский грозно смотрит перед собой. Взгляд его суров и неприступен. Весь его облик говорит: «Кто на Русь с мечом пойдёт, тот и от меча погибнет!»

На дальнем плане, за фигурой князя, мы видим белоснежные церкви Великого Новгорода. Отражение русского города в картине символизирует Великую Русь.

Звуки музыки

С. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

Композитор Сергей Сергеевич Прокофьев написал кантату к художественному фильму под названием «Александр Невский», в котором показывают битву на Чудском озере.

Именно кантатой, то есть музыкальным произведением для пения, а не сюитой из музыки к фильму назвал своё сочинение Сергей Сергеевич Прокофьев.

Почти 300 лет назад появилась многоголосая бытовая песня – «кант». Слово это в переводе с латинского означает «песня», «пение» и созвучно итальянскому слову «кантаре», что означает «петь».
Авторами кантов были учителя пения, студенты, певчие церковных хоров. Канты посвящались разным событиям. В них воспевали победу и скорбели о погибших, осуждали предательство и высмеивали глупость. При Петре I канты сочиняли для торжеств по случаю победы.
Кантата – это большое произведение, состоящее из нескольких частей. Она исполняется в концертном зале хором, оркестром и певцами-солистами.

На сцене не будет декораций. Займут свои места оркестранты во фраках, выйдет и построится хор - чёткие ряды женщин в длинных платьях и мужчин в чёрных костюмах. Дирижёр подаст знак - и линия белых листков прочертит эти стройные ряды: хористы приготовят ноты. Но начнётся музыка - и всё исчезнет. Перед нами встанет измученная, разорённая монголами Русь, собирающая силы для борьбы с новым врагом.

«Вставайте, люди русские!
На славный бой, на смертный бой!»

Мощно и грозно звучит призыв; то низко, рокочуще, то высоко и звонко ведут они мелодию песни. Вот слились вместе, будто идущие из разных мест ополченцы собрались в единую могучую рать:

«Вставайте, люди честные,
За нашу землю русскую!»

Слушание: С. Прокофьев «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» (1 часть хора).

  1. Есть ли в этом хоре инструментальное вступление?
  2. Какой музыкальный инструмент звучит во вступлении? (Колокол.)
  3. Каков характер звучания колокола? (Тревожный, призывный, беспокойный.)
  4. Какой характер звучания хора? (Энергичный, смелый, напряжённый.)

У композитора в нотном тексте имеется указание: «решительно, мужественно».

  1. Какой хор звучал в этом отрывке – мужской, женский, детский или смешанный? (Смешанный – слышны были мужские и женские голоса.)
  2. Кто ещё, кроме смешанного хора, исполнял этот отрывок? (Симфонический оркестр.)
  3. В какой динамике звучит весь отрывок? (Форте.)
  4. В каком темпе звучит отрывок? (В быстром.)
  5. Какому музыкальному жанру близок этот отрывок? (Маршу.)

Вы послушали начальный отрывок. А теперь послушайте полностью хор «Вставайте, люди русские!». Обратите внимание на его среднюю часть – изменится ли характер музыки, кто её будет исполнять? Вернётся ли в конце музыкальная тема начала?

Слушание: С. Прокофьев «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» (полностью).

  1. Отличалась ли по своему звучанию средняя часть хора? (Да.)
  2. Какой был характер в этой части? (Распевный, плавный, мягкий.)
  3. Кто исполнял среднюю часть? (Женский хор и симфонический оркестр.)

Послушайте текст, который поёт женский хор. Широко и плавно разлилась вдруг мелодия, зазвенела прекрасная высоким, чистым звоном.

«На Руси большой,
На Руси родной
Не бывать врагу!»

И снова клич по всей Руси: «Вставайте, люди русские!» Теперь уже поёт весь хор, и женщины, и мужчины, - ещё мощнее, и уже совсем грозно зазвучала песни, сзывая всех на битву с врагом.

«На Руси родной,
На Руси большой
Не бывать врагу.
Поднимайся, встань,
Мать родная Русь.»

  1. Почему среднюю часть произведения с этими словами поёт именно женский хор? (Создаётся впечатление, что женщины провожают своих мужей на борьбу с врагом или, что сама Русь просит подмоги у защитников.)
  2. Повторялась ли в конце начальная тема хора? (Да.)
  3. Каков характер финала произведения? (Возвышенный, мощный, торжественный.)
  4. Сколько частей было в хоре «Вставайте, люди русские!»? (Три части.)
  5. Каким словом в музыке называется повторение? (Реприза)

А знаете ли вы, мои дорогие друзья, что в самые первые дни Великой Отечественной войны, когда не было и не могло ещё быть песен, зовущих на правое и святое дело - на битву с фашизмом (а как нужны были также песни сразу же, сейчас же!), когда не была ещё создана прекрасная и суровая песня-призыв «Вставай, страна огромная!»,- в эти самые первые дни по радио во всех уголках нашей страны звучал именно этот хор из кантаты Сергея Прокофьева.

«Вставайте, люди русские, на великий бой с захватчиками нашей Родины, за нашу землю», - сзывала советских людей мужественная песня. И могучая, жизнеутверждающая энергия, заключённая в музыке, вселяла уверенность, рождала волю к победе.

Но вернёмся снова к кантате.

В музыке кантаты «Александр Невский» С. Прокофьев создал не только русские героические образы, но и образы захватчиков.

…Мглистый, туманный рассвет над ледяным полем. Затаённо, тихо начинается «тема нашествия» немецких рыцарей. К засевшим в засаде русским войскам приближается непобедимый доселе стальной клин тевтонской «свиньи». Лязгает, громыхает броня, и сквозь лязг прорываются высокие, резкие голоса - это монахи исступлённо поют свои католические молитвы. Но и молитвы, и страшный лязг доспехов - всё заглушает песня, боевая песня русских воинов. Мужественно и грозно звучат низкие, мощные голоса русских богатырей...

В бой вступает дружина Александра Невского. У трубы звучит тема «Вставайте, люди русские!». Начинается русская атака. Её сопровождает новая стремительная, удалая тема.

Эти темы, как противники в бою, сталкиваются друг с другом. Потом вражеская тема слабеет, искажается. Завершает эту часть тихая и светлая тема среднего раздела четвертой части «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу».

На освобождённую русскую землю пришли мир и тишина.

Слушание: С. Прокофьев «Ледовое побоище» из кантаты «Александр Невский».

Окончена ледовая битва. Безмолвно и неподвижно ледяное поле, только огоньки факелов мелькают в темноте. Женщины разыскивают воинов, не вернувшихся с битвы. «Я пойду по полю чистому...» - одиноко плывёт над снежным простором низкий, глубокий женский голос. В мелодии, невыразимо печальной, распетой широко, как протяжные крестьянские песни,- не бессильное отчаяние, а сдержанная скорбь. И в огромном, безмерном горе сохраняет величавое достоинство русская женщина - мать, жена, невеста. «Песней невесты» и названа эта часть кантаты. Поёт песню один голос. Но этот одинокий голос звучит как скорбный реквием всего народа, как дань памяти павших в злой ледовой сече. После мощной, яркой, многообразной музыкальной картины ледового побоища, после шума и грохота этот одинокий голос не только не нарушает, но ещё сильнее подчёркивает застывшую, мёртвую тишину ледяного поля.

Послушайте, какими словами начинается отрывок «Мёртвое поле».

«Я пойду, пойду по полю белому,
Полечу по полю смертному,
Поищу я славных соколов,
Женихов моих, добрых молодцев.
Кто лежит, мечами порубленный,
Кто лежит, стрелой пораненный.
Напоили они кровью алою
Землю честную, землю русскую…»

Слушание: С. Прокофьев «Мёртвое поле» из кантаты «Александр Невский».

  1. Какой характер у этой музыки? (Протяжный, мрачный, тоскливый.)
  2. Какому жанру народной песни близка мелодия этой части кантаты? (Плачу.)
  3. Кто исполнял эту часть кантаты? (Симфонический оркестр и певица-солистка.)

Псков встречает победителей. Снова песня - счастливая, радостная. Сверкающей нитью вьются вокруг её мелодии высокие звенящие подголоски, чудесно сливаясь с малиновым перезвоном праздничных колоколов.

«На Руси большой,
На Руси родной
Не бывать врагу!»

Мы слышим знакомые мелодии - все они уже звучали в кантате. Чудесно преображённые, словно одетые в праздничный наряд, они не потеряли, однако, своей могучей силы...

Слушание: С. Прокофьев «Въезд Александра во Псков» из кантаты «Александр Невский».

Пусть помнят враги: «Кто с мечом к нам войдёт - от меча и погибнет. На том стоит, и стоять будет русская земля».

Кантата окончена.

  1. Как называется кантата, музыку из которой вы прослушали?
  2. Какой композитор написал кантату «Александр Невский»? (Сергей Прокофьев.)
  3. Произведение о каком герое написал С. Прокофьев? (Об Александре Невском.)
  4. Чем прославился Александр Невский, почему он получил такое прозвище – Невский? (Под его командованием русское войско разбило шведов на реке Неве.)
  5. Какое ещё большое сражение он выиграл? (Разбил немцев на Чудском озере.)
  6. Какие слова Александра Невского стали крылатыми? («Кто с мечом к нам войдёт - от меча и погибнет»)
  7. Как называется произведение, в котором композитор С. Прокофьев рассказал о подвигах Александра Невского? («Александр Невский».)
  8. В каком жанре создано это произведение? (В жанре кантаты.)
  9. Расскажите, что представляет собой жанр кантаты? (Это произведение для симфонического оркестра, хора и солистов.)

Наша страна всегда высоко ценила подвиги Александра Невского. Он причислен к лику святых. В ХХ веке, как вы уже знаете, о знаменитом сражении на Чудском озере был снят фильм, создана кантата.

В 1942 году был учреждён орден Александра Невского, которым награждали крупных военачальников за проведение боевых действий, в которых было разгромлено много сил противника.

Вопросы и задания:

  1. Какие черты русского характера отразил С. Прокофьев в музыке хора «Вставайте, люди русские»?
  2. Сравните звучание двух мелодий – русских освободителей и немецких рыцарей. Что в них общего? Чем они отличаются?
  3. Каким музыкальным термином можно определить развитие музыки в «Ледовом побоище»? Слова для справок: крещендо, диминуэндо. Почему?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Прокофьев. Кантата Александр Невский:
Вставайте, люди русские, mp3;
Въезд Александра во Псков, mp3;
Ледовое побоище, mp3;
Мёртвое поле, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Гимназия № 12.

Открытый урок музыки в 4 классе

«Святые земли русской»

Учитель музыки,

Водопьянова Т.М.

Образовательные области: литература, искусство, история религии.

Класс: 4

Тема: «О России петь, что стремиться в храм»

(Святые земли русской).

Тип урока: Комбинированный

Цели урока:

Расширение общего кругозора детей через использование межпредметных связей. Формирование национального самосознания учащихся на примере русской поэзии, музыки, живописи.

Развитие ассоциативного образного мышления и художественного воображения детей, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры

Расширение культорологических представлений в межпредметном пространстве.

Задачи:

    Образовательная – познакомить учащихся с частью русского музыкального наследия, духовной и светской музыке, посвященной святым православной церкви.

    Развивающая – продолжить развитие вокально-хоровых навыков, творческих способностей, умения выражать собственные мысли и впечатления, полученные в ходе анализа музыкальных и художественных произведений.

    Воспитательная – спосбствовать формированию устойчивого интереса к музыке, воспитание патриотических чувств, уважения к историческому прошлому русского народа, его духовным святыням.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы организации деятельности учащихся:

Коллективные

Урок проводится в рамках недели православной культуры. Он посвящен духовной и светской музыке о русских святых. В процессе урока формируются начальные теоретические и слуховые представления о стилистических особенностях музыки православной церкви, расширяются исторические и культурологические знания учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, иллюстрации, фортепиано, музыкальный центр.

Предполагаемые результаты урока:

Ожидается, что учащиеся придут к выводу, что святые земли русской – это люди, совершившие воинский или духовный подвиг во имя России.

Источники, используемые учителем при подготовке к уроку:

    Памятники литературы Древней Руси. М.: Художественная литература. (Первый том вышел в 1978 г. К 1990 г. вышло одиннадцать томов из предполагаемых двенадцати.)

    История русской литературы X-XVII веков. М.: Просвещение, 1980/Под ред. академика Д. С. Лихачева.

    Игнатия, монахиня. Церковные песнетворцы. – М., Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. – 2005. – 464 с.

    Лихачев Д. С. "Слово о полку Игореве" и культура его времени. Л.. 1978.

5.Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М.. 1979.

6.Калашников Л.Ф. Азбука церковного знаменного пения. – М., «Русская печатня», 1915. – 40 с.

7.Ковин Н. Курс теории хорового церковного пения. – СПб., «Шпиль», 2002. –

8.Мартынов В.И. История богослужебного пения: Учеб. пособие. – М., РИО Федеральных архивов; Русские огни, 1994. – 240 с.

9.О церковном пении: Сборник статей / Сост. О.В.Лада. – М., «Талан», 1997. – 159 с.

10.Рапацкая Л.А. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века»: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений. – М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 384 с.

11.Святая Русь // Жизнеописания достопамятных людей земли русской. X–XX вв. / сост. Сиренов А. В. Житие князя Владимира и составление Степенной книги // АЕ за 2001 год. М., 2002. С. 83-94.

12.Трубин Н.Г. Духовная музыка: Учеб. пособ. для студ. высш. и сред. муз.-пед. учеб. заведений.– Смоленск, «Смядынь», 2004. – 229 с.

13.Федотов Г.П. Святые древней Руси.992- (Клуб любителей истории Отечества).

14.Шустова Л.Г. Хороведение: Учеб. пособие по хор. дирижированию. – Вятка, 2006. – 350 с.

15.Музыкальная энциклопедия. – Электронный ресурс. Режим доступа:

16.Музыкальный словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа:

17.Википедия. Свободная энциклопедия. - Электронный ресурс. Режим доступа:

Конспект урока

Вход в класс

Слайд № 1

Постановка задач урока – создание эмоционального настроя, рабочей установки на урок

Сегодняшний урок мы посвятим русской духовной музыке, связанной с именами святых русской православной церкви.

Основная часть. Беседа – актуализация ранее полученных знаний; – сообщение информации из истории становления жанра “духовная музыка ”; – развитие логического мышления, умения сравнивать, сопоставлять, выражать свое отношение к произведению искусства.

Обратите внимание на эпиграфы к уроку. Мы вернемся к ним позже. Давайте прочтем: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».(А. Пушкин)

(Звучит хор их канаты « Александр Невский» С..Прокофьева « Вставайте, люди русские!»

лику святых?

Введение в тему.

интеграция жизненного опыта и научных знаний; – развитие мышления; – обогащение словарного запаса; – развитие навыков элементарного анализа произведений изобразительного искусства; – формирование умения обобщать, делать выводы.

Проверка адресного поискового задания учащихся:

Свято́й

Слайды №5, 6

Расширение и углубление общей эрудиции учащихся.

(Слайды №7 – 12)

Слайды № 5,6

Отчет о выполнении поискового адресного задания.

Формирование навыков составления сообщений по конкретной исследовательской теме.

Беседа с учащимисяо традициях русской иконописи и живописи русских художников.

Ученик (адресное задание):



пробивается древняя кровь –



в непрестанной молитве святой
ты стоишь, забывая про отдых.

Вы видите, что в честь них писались иконы, у которых верующие просили о заступничестве и помощи. На иконах и на картинах великих русских художников М. Нестерова, Н.Рериха, В.Васнецова соблюдается канон, особые правила в изображении святых. Вы видите светящийся нимб, как чистый свет святого духа. Мы уже говорили о том, как иконой святого князя Александра Невского благославляют призывников перед началом службы в армии. Существует также музыку в честь этих святых. Это может быть концертное, светское произведение, как, например, кантата « Александр Невский». -

Выразительное чтение стихотворения, эмоциональный оклик на просмотр картин М. Нестерова и Н.Рериха.

Слайды № 7 12

Использование межпредметных связей, повторение сведений, изученных на уроках

« Окружающего мира».

Разучивание по нотной записи. Вокально – хоровая работа. Слуховые впечатления от стилистических особенностей мелодии, гармонического сопровождения, имитирующего многоголосие.

Ученик (адресное задание):

С именем святого равноапостольного великого князя Владимира связано одно из самых значительных событий в истории славян - во времена княжения Владимира Русь приняла святое крещение. Святой князь, любовно прозванный народом - Владимир Красное Солнышко, был сыном князя Святослава. Мать Святослава, княгиня Ольга (память 24/11 июля), была первой из княжеского рода, кто принял веру Христову. И хотя Владимир был воспитан в язычестве, пример бабки, великой княгини Ольги, имел для него несомненное

значение. До своего обращения в христианство Владимир, ставший киевским князем в 980 году, вел жизнь язычника. Но князь испытывал неудовлетворение языческой верой и в поисках духовного опыта обратился к другим религиям. В Киев прибыли представители католицизма, ислама, иудаизма и православия. Наибольшее впечатление на Владимира произвела беседа с греческим проповедником-философом. Князь отправил послов-бояр в Константинополь. По возвращении бояре поведали

Верою Русской свободна,

Незыблема наша Держава!
Древлепрестольного Киева
Князю Владимиру слава!


Верою Русской свободна,
Незыблема наша Держава!
Древлепрестольного Киева
Князю Владимиру слава!

(Слайды № 13 – 19)

Изучение нового материала. Беседа о личных впечатлениях учащихся от посещения церковных богослужений, обстановки, убранства храма.

Духовная музыка

Вопрос учителя:

Учащиеся:

Слайд № 24

Формирование музыкально – образного впечатления о звучании церковного колокола.

литургия. колокол

Свое впечатление от звучания колокола, услышанного на закате осеннего дня, воплотил русский художник И.Левитан в картине

« Вечерний звон».

Звучит запись звонов Троице – Сергиевой лавры.

Просмотр картины И.Левитана«Вечерний звон».

Ознакомление с основными видами церковных песнопений и их особенностями.

Стихи́ра


Жития святых

Акафист -

Тропарь

Псало́м

Конда́к - жанр .

Духовная музыка

Слайды № 28,29

Рефлексия

Анализ музыкального произведения – развитие навыков анализа музыкального произведения, его характера, выразительных средств музыки – знакомство с историей создания музыкального произведения

Прослушание фрагмента « Всенощной», С.В. Рахманинов. Прошу вас письменно ответить на несколько вопросов, а затем вы зачитаете ответы на них:

    ?

Слайд №30

Работа над текстом, построчное разучивание мелодии, определение характера и исполнительского плана песни.

Сообщение домашнего задания вариативного типа.

«Золотые купола».

Домашнее задание:

Слайды № 32 –40

Использование минусовки.

Запись в дневник, тетрадь.

Итоговая часть. Обобщение полученных знаний. Музыкальное

« послесловие».

Итак, что нового вы узнали на уроке? Что вам особенно 16.понравилось? О чем вы расскажите своим друзьям и родителям? Больше тысячи лет прошло со времени крещения Руси. Свое отношение к великим праведникам наш народ выражал, причисляя к лику святых самых лучших, самых верных своих сыновей и дочерей.

Слайд № 41

Выход из класса:

« Херувимская» П. Чеснокова.

Ход урока:

Вход в класс под музыку песни « Золотые купола». В качестве распевки использованы фрагмент песни.

Учитель:

Сегодняшний урок мы посвятим русской духовной музыке, связанной с именами святых русской православной церкви. Обратите внимание на эпиграфы к уроку. Мы вернемся к ним позже. Давайте прочтем:

«Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».

А. Пушкин

« О России петь, что стремиться в храм…»

С. Есенин (Слайд № 2)

Звучит фрагмент кантаты С.Прокофьева « Вставайте, люди русские!» (Слайды №3,4).

Вспомните, пожалуйста, кому была посвящена эта музыка С. Прокофьева.

Давайте попробуем повторить основную музыкальную тему (исполнение по нотной записи, беседа о характере звучания музыки).

Как вы уже сказали, это музыка кантаты « Александр Невский». Что вы о нем знаете? А как вы думаете, почему именно этого князя причислили к лику святых?

Ответы учащихся по результатам домашнего задания:

Свято́й - мифическая или историческая личность, особенно чтимая в различных религиях за , , богоугодность, стойкое исповедание веры, посредничество между и людьми. Основными критериями канонизации общецерковных и местночтимых подвижников веры в Русской Православной Церкви являются праведное житие, безукоризненная православная вера, народное почитание, чудотворения, и если таковые есть, нетленные .

(Слайды № 5,6)

Учитель:

Каких еще русских святых вы знаете? (Слайды №7 – 12)

(Князья Борис и Глеб, княгиня Ольга, князь Владимир, Кирилл и Мефодий, Сергий Радонежский). Кем они были? Кого называли Святым?

Ученик (адресное задание):

Пред иконой стою вновь и вновь,
сквозь века повторяется сходство,
пробивается древняя кровь –
кровь святых… Признаю превосходство.

Предуказан тебе, в высь – крутой
путь смирения, трудный, как подвиг,
в непрестанной молитве святой
ты стоишь, забывая про отдых.

Вы видите, что в честь них писались иконы, у которых верующие просили о заступничестве и помощи. На иконах и на картинах великих русских художников М. Нестерова, Н.Рериха, В.Васнецова соблюдается канон, особые правила в изображении святых. Вы видите светящийся нимб, как чистый свет святого духа. Мы уже говорили о том, как иконой святого князя Александра Невского благославляют призывников перед началом службы в армии. Существует также музыку в честь этих святых. Это может быть концертное, светское произведение, как, например, кантата « Александр Невский». Но есть и сугубо духовная музыка, она звучит во время церковной службы. Таким примером является Гимн Святому князю Владимиру.

Ученик (адресное задание):

.

Гимн, тропарь и Величание князю Владимиру

С именем святого равноапостольного великого князя Владимира связано одно из самых значительных событий в истории славян - во времена княжения Владимира Русь приняла святое крещение. Святой князь, любовно прозванный народом - Владимир Красное Солнышко, был сыном князя Святослава. Мать Святослава, княгиня Ольга (память 24/11 июля), была первой из княжеского рода, кто принял веру Христову. И хотя Владимир был воспитан в язычестве, пример бабки, великой княгини Ольги, имел для него несомненное значение. До своего обращения в христианство Владимир, ставший киевским князем в 980 году, вел жизнь язычника. Но князь испытывал неудовлетворение языческой верой и в поисках духовного опыта обратился к другим религиям. В Киев прибыли представители католицизма, ислама, иудаизма и православия. Наибольшее впечатление на Владимира произвела беседа с греческим проповедником-философом. Князь отправил послов-бояр в Константинополь. По возвращении бояре поведали

Владимиру о красоте православного богослужения и о том великом чувстве, которое они пережили в Царьградском храме Святой Софии. Их слова определили решение князя: он принял крещение вблизи города Корсунь в Крыму от православного епископа. Пришедшим из Византии духовенством были крещены и киевляне. Приняв православие, кн. Владимир духовно преобразился и своим милосердием удивлял даже священников. Князь скончался в 1015 году. Память равноапостольному князю Владимиру отмечается 28/15 июля. В честь святого князя во многих городах России были возведены храмы. Самый знаменитый из них находится в Киеве, где состоялось Крещение Руси. Есть Владимирские храмы и в нашей липецкой области. (Слайды № 13 – 19).

Верою Русской свободна,
Незыблема наша Держава!
Древлепрестольного Киева
Князю Владимиру слава!
Девять веков ополчались на нас,
От девятого вала крепок остался наш щит
И блистает в алмазах забрало.
Веют святые хоругви, светла Православья обитель
Радуйся, княже Владимир, родимой земли просветитель!
Верою Русской свободна,
Незыблема наша Держава!
Древлепрестольного Киева
Князю Владимиру слава!

(исполнение, работа над чистотой и выразительностью интонации, обратить внимание учащихся на традицию а,капельного исполнения песнопений в православной музыке).

Учитель:

Итак, духовная музыка – это музыка, связанная с текстами религиозного содержания, и предназначена для исполнения во время богослужения и в быту. Попробуем разобраться в этих понятиях и прикоснуться к величайшему художественному наследию русского народа: церковной музыке, а также живописи и архитектуры.

Духовная музыка является не только достоянием верующих людей, к ней тянутся люди разных возрастов и профессий не только потому, что это красивая музыка, в ней скрыты глубокие национальные корни, это живой родник духовности, родник нравственности.

Созданные этими композиторами произведения предназначены либо для церковного богослужения, либо для концертного исполнения. Есть в церковной музыке и другая сфера – обиходная, более скромная, доступная исполнению не только небольшому церковному хору, но даже прихожанам

Вопрос учителя:
- Как вы понимаете слова: духовность, духовный человек, духовная музыка?

Учащиеся:

Это музыка, которая звучит во время богослужения.

Учитель:

Давайте вместе вспомним ваши ощущения, которые вы испытываете от присутствия в храме, когда поет церковный хор, тихо мерцают свечи, освещая лики святых.

(Рассказы учащихся –(Слайд № 24 )

Православное богослужение называется литургия. Перед началом службы звучит особый музыкальный инструмент – церковный колокол. (Звучит запись звонов Троице – Сергиевой лавры).

Храмы украшают, облагораживают наше суетное бытие, радуют глаз, умиротворяют душу и внешней зримой красотой, и гармоничным звоном колоколов. Святые старцы говорят: “Пока стоит на земле хоть один православный храм, есть у человека надежда на спасение”.

Свое впечатление от звучания колокола, услышанного на закате осеннего дня, воплотил русский художник И.Левитан в картине « Вечерний звон».

(Слайд № 28).

Православное богослужение состоит из многих эпизодов. В состав литургии входят различные виды песнопений, которые исполняют по очереди священники, хор, все прихожане. Вот наиболее важные виды церковных песнопений: (Слайды № 28,29)

Стихи́ра - вид - краткое песнопение, поётся на стих псалма.


Жития святых - это жанр агиографической литературы, литературно-исторические памятники, основным содержанием которых является описание жизни подвижников, причисленных Православной Церковью к лику святых. Для этого жанра характерны строгие содержательные и структурные ограничения. В этом принципиальное отличие житий от жизнеописаний и светских биографий.

Акафист - одно из самых популярных гимнографических произведений.

Тропарь - краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой. Так же называются отдельные, содержащие законченную мысль, молитвенные воззвания, из которых состоит канон, и, в некоторых случаях, другие краткие молитвословия.

Псало́м - «хвалебная песнь») гимн на текст религиозной поэзии или молитвы (из ).

Конда́к - жанр .

искала гимн... Замечательное исполнение - хор поёт с силой (не в смысле громкости).

Духовная музыка – это музыка, написанная на канонический текст (молитва). К религиозно-духовной музыке в последнее время сильно возрос интерес. Она стала звучать в концертах, по радио и телевидению, сделано много записей на дисках. Как вы думаете, почему?

В области духовной музыки создано много уникальных произведений, истинных шедевров. Их авторами являются известные композиторы: Д.Бортнянский, М.Березовский, П.Чайковский, С.Рахманинов, А.Гречанинов, П.Чесноков и есть произведения, написанные безымянными авторами. Их произведения стали достоянием высокого искусства, в них выражен глубокий философский смысл: о человеческой жизни, о страдании и терпении, познании радости, о жизни земной и вечной.

Учитель:

Сейчас мы прослушаем фрагмент « Всенощной», музыку которой написал С.В. Рахманинов. Прошу вас письменно ответить на несколько вопросов, а затем вы зачитаете ответы на них:

    Есть ли инструментальное сопровождение?

    Какое впечатление производит музыка? (Слайд №30)

Вопрос учителя:
- Какая же существует разница между обиходной музыкой и концертной?

Служба в православном храме – прежде всего молитва. Послушайте две молитвенные пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Утренняя молитва» и «В церкви». Подумайте, к какой духовной музыке они относятся? Первая представляет собой стилизованную молитву, а вторая заимствована композитором из церковного обихода.

Композитор в детском цикле показывает, чем был наполнен день ребенка дворянского сословия второй половины XIX века. День каждого ребенка начинался и заканчивался молитвой. Обращение ребенка к Богу слышно в светлой, как бы прозрачной, музыке. Неторопливо, по-детски чисто обращается маленький человек к Богу, к своему Ангелу-хранителю.

Существует также жанр духовной песни. На сегодняшнем уроке мы разучим одну из них. Песня называется «Золотые купола».(Слайды № 32 –40)

( Работа над текстом, построчное разучивание мелодии, определение характера и исполнительского плана произведения).

Итоговые вопросы учителя:

Больше тысячи лет прошло со времени крещения Руси. Свое отношение к великим праведникам наш народ выражал, причисляя к лику святых самых лучших, самых верных своих сыновей и дочерей. Перед вами изображение иконы « Всем святым в земле Русской воссиявшим».В конце урока давайте вспомним:

    Какую музыку называют духовной?

    Какие виды духовной музыки вы знаете?

    Чем отличается церковная музыка от музыки концертной?

    Каких русских святых вы помните? (Слайд № 41).

Домашнее задание:

«Впечатление от православной службы» описать в небольшом сочинении, стихотворении или в виде рисунка.

Выход из класса:

« Херувимская» П. Чеснокова.

Литература

1. Музыка: 1 – 4 кл. Методическое пособие/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,
Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2011
2. Музыка: учебник для учащихся 2 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева,
Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2008
3. Музыкальная хрестоматия 2 класс и диск.

Сегодня о музыке, церковной и светской - книги и лекции о ней и записи музыки, которые есть у нас в медиатеке

Писание и Святые отцы: зачем нужна музыка

Псалмопевец поет : «Пойте Богу нашему, пойте, пойте Царю нашему, пойте. Ибо Царь всей земли – Бог, пойте разумно! ».

«Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его. Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его. Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных. Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия ».

Григорий Нисский учил : «музыка есть ни что иное, как призыв к более возвышенному образу жизни, наставляющий тех, кто предан добродетели, не допускать в своих нравах ничего немузыкального, нестройного, несозвучного, не натягивать струн сверх должного, чтобы они не порвались от ненужного напряжения, но также и не ослаблять их в нарушающих меру удовольствиях: ведь если душа расслаблена подобными состояниями, она становится глухой и теряет благозвучность. Вообще музыка наставляет натягивать и отпускать струны в должное время, наблюдая за тем, чтобы наш образ жизни неуклонно сохранял правильную мелодию и ритм, избегая как чрезмерной распущенности, так и излишней напряженности ».

Иоанн Златоуст : «ничто так не возвышает душу, ничто так не окрыляет ее, не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз, не наставляет в философии и не помогает достигать полного презрения к житейским предметам, как согласная мелодия и управляемое ритмом божественное песнопение ».


Философия музыки

В книге Бычкова «Эстетика Отцов Церкви» в главе «Ритм » - много интересного о святоотеческом отношении к музыке. В книге того же автора «Русская средневековая эстетика» в главе«Становление наук о искусствах » помимо прочего вы узнаете о русском среденевековом понимании музыки, как и почему оно ушло в прошлое и что его заменило.

«Песнь восхождения » - программа радио «София», посвященная музыке. Чтение самой разной литературы, связанной с музыкой, обсуждения, музыкальные произведения, рассказы о композиторах и музыкантах.

В программе «Библейский сюжет» было много выпусков посвященных композиторам:
- Россини
- Лист
- Верди
- Бетховен
- Глинка
- Григ
- Берлиоз
- Вивальди
- Дебюсси
- Рахманинов
- Брамс
- Шуман

Деяния этих людей пережили их самих. Возможно, они даже не подозревали, как их свершения скажутся в будущем. Мы сделали подборку самых узнаваемых русских святых.

Князь Владимир (960-1015), равноапостольный

Основной его заслугой считается крещение Руси. Именно поэтому князь был прославлен в лике равноапостольных - честь немалая. Крестив страну, он тем самым ввёл её в круг великих европейских держав. Взяв Херсонес и укрепившись в Крыму, Владимир угрожал величайшей дер-жаве мира - Византии. И принял крещение от побеждённых. Это сформировало русскую государственность как таковую. Принятие византийской традиции определило всё последующее развитие и политики, и экономики, и культуры.

Князь Александр Невский (1220-1263), чудотворец

Не проиграл ни одной битвы. Добился облегчения зависимости Руси от Орды. Использовал союз с Ордой для устрашения шведов и рыцарей Тевтон-ского ордена. Но главной его заслугой следует считать иное. В крайне тяжёлое время он сумел сохранить то, что осталось от «Золотой Руси», создав из осколков и ошмётков разорённой татарами территории основу будущего национального государства.

Митрополит Алексий (1300-1378), святитель

В миру - Елевферий Бяконт . Сын родовитого боярина, он должен был пойти по военной части. Однако в 1320 г., в 19 лет, ушёл в монастырь. Впоследст-вии стал митрополитом. Был фактическим правителем Московского княжества при трёх князьях (Симеон Гордый, Иоанн Красный, Дмитрий Донской ). Инициировал строительство первого Московского каменного Кремля, что дало городу имя Белокаменная. Его стараниями Москва вышла на первое место как «собирательница земли Русской». По большому счёту, Алексий сделал Москву столицей России.

Живописец Андрей Рублёв (1360-1428), преподобный

Создатель национального русского стиля в живописи, одной из вершин мировой культуры. Канон Андрея Рублёва долгое время считался обязательным для отечественной иконописи. На мировом рынке искусства по сей день наиболее ценными и популярными считаются русская икона и русский авангард. Надолго сформировал ощущение божественного в русском искусстве. Русский Бог - это не «молния от запада до востока», а тихий, ласковый свет, как в «Троице» Андрея Рублёва.

Князь Ярослав Мудрый (978-1054), благоверный

При нём и при его непосредственном участии был составлен первый свод законов русского права, известный как «Русская Правда». Ярослав порвал с церковной зависимостью от Константинополя и впервые сам назначил русского митрополита. Основал первые школы при монастырях. Повелел «творити праздник святого Георгия», своего небесного покровителя, по всей Руси, после чего этот святой стал одним из символов нашей страны, - теперь он «прописан» в гербе Москвы, одноимённых орденах, медалях и ленте Победы.