Положение

о порядке проведения процедуры самообследования

образовательной организацией

Общие положения

1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации , 2012, №53, ст. 7598; 2013, №19, ст. 2326); Порядком проведения самообследования образовательной организацией (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.01.01 г. № 000).

1.2 Настоящее Положение определяет основные нормы и принципы проведения самообследования в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» г. Чайковский Пермского края» (далее Школа).

1.3 Самообследование - процедура оценивания (самооценивания). Процесс самообследования - это познавательная деятельность учителей, учащихся и руководителей Школы, носящая системный характер и направленная на развитие образовательной среды и педагогического процесса и коррекцию деятельности школьного коллектива и его руководителей.

Цель самообследования:

Целью самообследования образовательной организации является обеспечение доступности и открытости информации о деятельности организации, подготовка отчета о результатах самообследования; проведение внутренней экспертизы с целью всестороннего анализа деятельности МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» за три года, предшествующие государственной аккредитации ;

Процедура самообследования способствует:

1. Определению соответствия критериям показателей государственной аккредитации, образовательным целям и социальным гарантиям .

2. Рефлексивной оценке результатов деятельности педагогического коллектива, осознанию своих целей и задач и степени их достижения.

3. Возможности заявить о своих достижениях, отличительных показателях.

4. Отметить существующие проблемные зоны.

5. Задать вектор дальнейшего развития школы.

Процедура самообследования включает в себя следующие этапы:

1. Планирование и подготовка работ по самообследованию организации.

2. Организация и проведение самообследования в организации.

3. Обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета.

4. Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяется организацией самостоятельно.

Источники информации:

1. Нормативно-правовые документы, рабочие документы, регламентирующие направления деятельности ОО (аналитические материалы, планы и анализы работы, программы, расписания уроков, дополнительного образования , статистические данные).

2. Анализ и результаты административных контрольных работ в выпускных (4, 9) классах, определяющие качество подготовки выпускников (проведены в период самообследования).

3. Результаты анкетирования участников образовательного процесса (определения степени удовлетворенности образовательным процессом).

Форма предъявления информации:

Отчет о самообследовании, утвержденный педагогическим советом на бумажных и электронных носителях.

Директор образовательной организации издает приказ о порядке, сроках проведения самообследования и составе комиссии.

Председателем комиссии является директор.

Комиссия по самообследованию рассматривает аналитические материалы членов комиссии по направлениям деятельности образовательной организации и выносит их на обсуждение педагогического совета.

По результатам самообследования составляется отчет, в котором подводятся итоги и содержатся конкретные выводы.

Отчет о самообследовании должен удовлетворять следующим требованиям: лаконичность изложения, наглядность (таблицы, схемы, диаграммы, отражающие динамику развития ОО и т. д.), достоверность и обоснованность характеристик.

Отчет представляется в Министерство образования и науки Пермского края не позднее, чем за два месяца до сроков проведения аккредитационной экспертизы на бумажном и электронном носителях, размещается на официальном сайте ОУ в сети Интернет.

Структура отчета о результатах самообследования

1. Введение

2. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности

3. Система управления образовательным учреждением

4. Структура классов

6. Качество подготовки выпускников

7. Условия реализации образовательных программ

7.1. Кадровое обеспечение

7.2. Учебно-методическое обеспечение

7.3. Информационно-техническое оснащение

7.4. Материально-техническое обеспечение, социально-бытовые условия

8. Воспитательная работа

9. Условия, обеспечивающие безопасность образовательной среды

10. Информация по устранению недостатков, выявленных в ходе предыдущей аккредитации

11. Выводы о готовности образовательного учреждения к процедуре государственной аккредитации.

Самообследование как компетенция образовательной организации

Компетенция самообследования утверждена в рамках внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО). дает следующую формулировку этой компетенции: "проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования".

Можно говорить, что отчет о самообследовании – это документ, посредством которого образовательная организация демонстрирует, что в ней создана и функционирует внутренняя система оценки качества образования. Комплекс процедур ВСОКО в части содержания, условий и результатов реализации основных образовательных программ (ООП) – условие и необходимый инструмент самообследования. Текущие оценочные процедуры обеспечивают итоговые показатели, которые заносятся в отчет о самообследовании.

Регламентация порядка самообследования на федеральном уровне и требования к содержанию отчета о самообследованиия означают, что процедуры ВСОКО и используемые в ней критерии и показатели должны быть сориентированы на внешнюю оценку качества образования.

Внутренняя оценка нужна, прежде всего, для того, чтобы "подготовиться" к внешней оценке, вовремя обнаружить проблемы в качестве предоставляемых образовательных услуг, установить причины этих проблем и предпринять необходимые меры по их устранению.

Поскольку оценке подвергают качество образования, которое законом определено как соответствие федеральным стандартам и запросам потребителей, самообследование охватывает все три основные характеристики образовательной деятельности: условия, содержание, результаты.

Самообследование проводится организацией ежегодно ().

Процедура самообследования включает в себя следующие этапы:

  • планирование и подготовку работ по самообследованию образовательной организации;
  • организацию и проведение самообследования в образовательной организации;
  • обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета;
  • рассмотрение отчета органом управления образовательной организации, к компетенции которого относится решение данного вопроса.

Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются организацией самостоятельно и закрепляются локальным актом – Положением о порядке проведения самообследования.

Самообследование призвано установить уровень соответствия образовательной деятельности образовательной организации требованиям действующих федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования.

По итогам самообследования:

  • выявляют позитивные и (или) негативные тенденции в объектах оценивания (самооценивания), в образовательной системе образовательной организации в целом, резервы ее развития;
  • определяют причины возникновения отклонений состояния объекта изучения и оценивания от параметров ВСОКО, формируемых с учетом требований действующего законодательства РФ в сфере образования;
  • определяют меры по коррекции выявленных негативных тенденций образовательной деятельности образовательной организации;
  • вносят коррективы во ВСОКО.

Самообследование образовательных организаций

(краткий обзор законодательства)

Что касается иных образовательных организаций, то следует руководствоваться следующим. В соответствии с п. 6 Порядка проведения самообследования образовательной организацией, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 предметом самообследования выступает:

Образовательная деятельность,

Система управления,

Организация учебного процесса,

Качество кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования,

Анализ показателей деятельности образовательной организации.

Таким образом, в аналитическую часть отчёта целесообразно включить сведения о структуре управления деятельностью образовательной организации, контингенте обучающихся, реализуемых образовательных программах, результатах обучения за учебный год, результатах государственной итоговой аттестации, сравнение этих результатов с сопоставимыми показателями, сведения об участии образовательной организации в профессионально ориентированных семинарах, выставках, охвате учащихся дополнительным образованием и участии обучающихся в творческих конкурсах, спортивных мероприятиях, востребованности выпускников, организации профориентационной работы в образовательной организации и т.д.

Вторая часть отчёта должна содержать анализ нормативно установленных показателей. Показатели деятельности образовательной организации, которые подлежат анализу и должны быть представлены в отчете содержатся в приказе Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 (ред. от 15.02.2017) "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию" .

Следует обратить внимание на то, что итоговой целью составления отчёта о самообследовании является не сам отчёт как таковой, а грамотная обоснованная оценка достоинств и недостатков системы управления и организации деятельности образовательной организации для последующей выработки решений по выявленным недостаткам.

Отчет о самообследовании не может быть заменен публичным докладом. В отличие от публичного доклада отчет о самообследовании является обязательным для подготовки и размещения на официальном сайте документом. Данная обязанность установлена нормативными правовыми актами:

Приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 (ред. от 14.12.2017) "Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией";

Приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 (ред. от 15.02.2017) "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию".

В свою очередь, подготовка публичного доклада строго не регламентирована. К данной деятельности имеются рекомендации, направленные письмом Минобрнауки РФ от 28.10.2010 №13-312 «О подготовке публичных докладов» (вместе с Общими рекомендациями по подготовке публичных докладов региональных (муниципальных) органов управления образованием и образовательных учреждений) и письмом Минобрнауки России от 03.04.2015 №АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по НОКО» (вместе с Методическими рекомендациями по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденными Минобрнауки России 01.04.2015).

В соответствии с указанными рекомендациями публичный доклад - это аналитический публичный документ в форме периодического отчета органа управления образованием или образовательного учреждения перед обществом, обеспечивающий регулярное (ежегодное) информирование всех заинтересованных сторон о состоянии и перспективах развития системы образования или образовательного учреждения.

Требованиями к качеству информации, включаемой в публичный доклад, являются актуальность, достоверность, необходимость и достаточность.

Публичный доклад должен быть составлен таким образом, чтобы быть понятным широкому кругу читателей: представителям органов законодательной и исполнительной власти, обучающимся и/или их родителям, работникам системы образования, представителям средств массовой информации, общественным организациям и другим заинтересованным лицам. Иными словами, доклад может служить визитной карточкой образовательного учреждения, способствовать установлению диалога с потребителями образовательных услуг в условиях конкуренции. Публичный доклад демонстрирует достижения организации за отчетный период и может быть основан на сведениях, полученных в ходе самообследования.

Таким образом, направленность, стиль изложения и построения материала публичного доклада и отчёта о самообследовании будет различаться. Отчет должен давать полный анализ деятельности организации и предназначен, в первую очередь, для профессионалов в сфере образования, публичный доклад – раскрывать центральные темы и быть ориентированным на широкий круг читателей.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 462
"Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией"

С изменениями и дополнениями от:

7. Результаты самообследования организации оформляются в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию.

Отчетным периодом является предшествующий самообследованию календарный год.

Отчет подписывается руководителем организации и заверяется ее печатью.

8. Размещение отчетов организаций в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте организации в сети "Интернет", и направление его учредителю осуществляются не позднее 20 апреля текущего года.

_____________________________

* Пункт 3 части 2 статьи 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

Порядок проведения самообследования образовательной организацией, который утвержден приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 462 (далее – Порядок), ставит перед собой более широкий круг задач. Он вступил в силу 1 сентября 2013 года (вместе с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273?ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

В Законе № 273?ФЗ закреплен принцип открытости системы образования, который реализуется, в частности, путем доведения информации о деятельности образовательной организации через открытые источники, в том числе через интернет.

Информация о деятельности образовательной организации, в частности, доводится путем публикации (направления) отчета о результатах самообследования. Таким образом, основное назначение нового Порядка – обеспечение доступности и открытости информации о деятельности образовательной организации.

Отметим, что предоставление учредителю и общественности отчета о результатах самообследования отнесено к компетенции образовательной организации наряду с представлением ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств (п. 3 ч. 3 ст. 28 Закона № 273?ФЗ).

Аккредитация. Проведению госаккредитации предшествует проведение образовательным учреждением или научной организацией самообследования (п. 7 ст. 33.2 Закона № 3266-1). Материалы самообследования рассматриваются при проведении аккредитационной экспертизы.

Порядок проведения самообследования, а также показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, устанавливаются Минобрнауки России. В нем содержатся показатели деятельности для подлежащих самообследованию:

– образовательной организации высшего образования;

– профессиональной образовательной организации;

– организации дополнительного профессионального образования;

– общеобразовательной организации;

– организации дополнительного образования детей;

– дошкольной образовательной организации.

Таким образом, не подлежащие государственной аккредитации дошкольные образовательные организации, тем не менее, тоже должны заниматься самообследованием и составлять отчет по его результатам.

Периодичность самообследования образовательного учреждения

Эта процедура проводится ежегодно. Таким образом, регулярное самообследование мало связано со сроками обновления аккредитации образовательной организации.

Согласно Порядку, сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются организацией самостоятельно. Очевидно, все эти данные следует отразить в Положении образовательной организации о самообследовании.

Этапы проведения самообследования образовательного учреждения

Самообследование образовательного учреждения включает следующие этапы:

– планирование и подготовку работ по самообследованию организации;

– организацию и проведение самообследования в организации (в том числе в ее обособленных структурных подразделениях);

– обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета о самообследовании организации.

Рассмотрение и утверждение отчета о самообследовании осуществляется органом управления организации, к компетенции которого относится решение данного вопроса.

При самообследовании ежегодно производится оценка образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей деятельности организации, устанавливаемых Минобрнауки России.

Форма отчета о самообследовании

Отчет для образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, организаций дополнительного образования составляется по состоянию на 1 апреля текущего года, а для общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций – по состоянию на 1 августа текущего года.

Образовательная организация должна разместить отчет в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на ее официальном сайте в интернете, и направить его учредителю не позднее 20 апреля текущего года. Это касается профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования, дополнительного профессионального образования, дополнительного образования. А для общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций этот срок иной – не позднее 1 сентября текущего года.

Размещение сведений в интернете

Отчет о результатах самообследования образовательное учреждение обязано размещать на своем официальном сайте в интернете. Это установлено пунктом 5 статьи 32 Закона № 3266-1. Обновлять данные сведения нужно в течение 30 дней со дня внесения в них соответствующих изменений.

Согласно пункту 3 части 2, части 3 статьи 29 Закона № 273?ФЗ, сроки размещения сведений об образовательной организации, включая отчет о результатах самообследования, сокращены до 10 рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений.

Отметим, что каких-либо исключений в отношении дошкольных образовательных организаций требование о создании официального сайта в интернете и размещении на нем сведений, включая отчет о результатах самообследования, закон об образовании не содержат.