Грамматические значения грамматической форме .

простыми (синтетическими) и сложными (аналитическими):

Простая (синтетическая читал

буду писать.

парадигмой слова



.

Словоизменительные;

Классификационные.

историческим изменениям нормативные варианты: ; современный и устаревший (или устаревающий):

Грамматические средства и способы(синтетические и аналитические).

Грамматические способы(синтетические)

· способ аффиксации.Он состоит в присоединении к корням различниые аффиксы. Пример:книга,книге,книгу(зн-е падежа выраж-ся в аффиксе).

· -способ внутренней флексии(чередование).

Чередования:

-фонетические

-нефонетические :1)исторические(тралицион.)-они не обусловлены фонетической позицией звука.Современной т.зр.им объяснения нет.Они объясн-ся исторически:лоб-лба,день-дня,сон-сна.Они не явл-ся внутренней флексией.2)Грамматич.Это внутрен.флексия-это также зв:изменения корня,при кот.происходит изменение. Грамм.знач-я слова,т.е.это не любые чередования звуков,а только те,кот.выражают грамматич-е знач-я. Впервые явление внутр.флексии было обнаружено на материале германских(анг.и нем.)языков.В узком понимании-классич.понимание в герм.языках.Пример:sing-singen,sang-sang,sung-gesungen,song-gesang. В широком понимании-под внутр.флексией понимаются любые грамм.чередования в любом языке.Пример:избежать-избегать(меняется знач-е вида),собирать-соберу-сбор,собрать(либо время, либо вид, либо часть речи)-это спорный вопрос.

· Редупликация(способ повторов.Это частичное повторение корня,основы или целого слова, при помощи кот.выражается грамм-ое знач-е. Пример:orang(малайский язык)-человек,orang orang-люди,talon-поле(Филипп.острова),taltalon-поля.

В латинском языке способ редупликации используется как один из способов об-я основ перфекта:tango mordeo cado, tetigi momordi cecidi. В русском языке этот способ очень редко использ-ся.Только для выражения прев.степени(красны,красный)или для выражения длительности действия(просить,проситель).

· Способ ударения.Это изменение грамм.зн-я с помощью ударения.Пример:руки-руки(число падеж),насыпать-насыпать(вид). В некот.языках,где сущ.неоновые ударения способ ударения всегда будет грамм.способом.

· Субплетивизм-это соединение в одну грамм.пару разных основ.В индоевпроп.я.широко представляет этот способ.Пример:обр.и личн.местоим.:я-меня(ego-mei),человек-люди,говорить-сказать.

Аналитические способы-

· способ служебных слов.Лексич.значение выражает значенательным словом,а грамм.служебным.Пример:я буду читать,я бы сделал,самый лучший.Франц.яз.:le chat-кот,du(de)chat-кота,an chat-коту (опред.падеж).

· способ порядка слов.Есть языки, где грам.не зависит от порядка слов(они обаладют свободным порядком слов)-рус.и лат.языки:Пример:Отец любит сыт,Отец сына:любит,Сына отец любит,Любит отец сына, Любит сына отец -может измен-ся логич.форма, но не грамматич(отец-падеж).Pater filium amat,.Filium pater amat,Amat filium pater. Для англ.я.нельзя менять порядок слов.Поэтому в англ.я.действует способ порядка слов,а в русс.и лат.-нет.

· Способ интонации.Меняется благодаря интонации меняется грам.структура предложения.Пример:Слышу голос незнакомый,Слышу:голос незнакомый.



Грамматическое значение. Основные признаки грамматического значения.

Грамматическое значение – это абстрактное языковое содержание грамматической единицы, имеющее стандартное выражение и выступающее как добавочное значение к лексическому. Например, слова дым и дом имеют различные лексические значения: дом – это жилое здание, а также (собир.) люди, живущие в нём; дым – аэрозоль, образуемый продуктами неполного сгорания веществ (материалов). А грамматические значения у этих слов одинаковые: имя существительное, нарицательное, неодушевлённое, мужского рода, II склонения, каждое из этих слов способно определяться прилагательным, изменяться по падежам и числам, выступать в роли члена предложения. Грамматические значения свойственны не только словам, но и более крупным грамматическим единицам: словосочетаниям, составным частям сложного предложения. Материальным выражением грамматического значен ия является грамматическое средство. Чаще всего грамматическое значение выражается в аффиксах. Может быть выражено с помощью служебных слов, чередования звуков, изменения места ударения и порядка слов, интонации.Каждое грамматическое значение находит своё выражение в соответствующей грамматической форме .

Грамматические формы слова могут быть простыми (синтетическими) и сложными (аналитическими):

Простая (синтетическая ) грамматическая форма предполагает выражение лексического и грамматического значения в одном и том же слове, внутри слова (состоит из одного слова): читал – глагол форме прошедшего времени.

Когда грамматическое значение выражается вне лексемы образуется сложная (аналитическая) форма (сочетание знаменательного слова со служебным): буду читать, давайте почитаем! В русском языке к числу аналитических форм относится форма будущего времени от глаголов несовершенного вида: буду писать.

Отдельные грамматические значения объединяются в системы. Например, значения единственного и множественного числа объединяются в систему значений числа. В таких случаях мы говорим о грамматической категории числа . Таким образом, можно говорить о грамматической категории времени, грамматической категории рода, грамматической категории наклонения, грамматической категории вида и т.д.

Каждая грамматическая категория обладает рядом грамматических форм. Совокупность всех возможных форм данного слова называется парадигмой слова . Например, парадигма существительных обычно состоит из 12 форм, у прилагательных – из 24.



12.Грамматические категории, их своеобразие в языках мира. Исторические изменения грамматических категорий .

Словоизменительные;

Классификационные.

Словоизменительные-выраж.через изменение форм одного слова(число и падеж существит-ых, род,число,падеж,прилаг.).

Классифик-ция-показывает принадлежность слова к опред.грамматич-му классу. К классиф.относится род сущ-х(не переводность глаголов).

Номинативная-семантическ.знач-я категории,указывает на определённые св-ва объекта:число сущ-ых,время глаглов.

Синтаксические-число,формальные категории,не указ.на реальные св-ва объекта,выполняют функцию связи слов в предложении:род,число,падеж прилага-ых.

Однако и грамматические категории подвержены историческим изменениям , которые приводят к сдвигам в нормах, их неустойчивости, возникновению разнообразных грамматических вариантов. Таковыми являются равноценные нормативные варианты: ставень - ставня, цехи -цеха; нормативные варианты, стилистически неравноценные: пять - пять грамм, подытоживать -подытоживать (первые - книжные, вторые - разговорные); нормативные, семантически неравноценные варианты: до дома -до дому, (поезд) двигается -движется ; современный и устаревший (или устаревающий): санаторий -санатория, профессоры -профессора, ТАСС сообщил -ТАСС сообщило; литературный и просторечный или диалектный: мурлычет -мурлыкает, ляг-ляжь, шоферы -шофера . В условиях белорусско-русского билингвизма употребление в русской речи просторечных или диалектных вариантов может поддерживаться влиянием белорусского языка.

Глагол - часть речи, к которой относятся слова, обозначающие действие или состояние предмета (отвечают на вопросы что делать? что сделать?), например: слушать, работать, внести, цвести, сберечь, таять, опечалиться.

Каждый глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой (или инфинитивом). Глаголы в форме инфинитива имеют формообразующие суффиксы -ть, -ти, -чь (примеры см. выше). Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица. Глаголы делятся на переходные и непереходные. Переходные глаголы обозначают действие, способное переходить на другой предмет, название которого стоит в винительном падеже без предлога. Например: читать газету, отправить телеграмму, купить цветы. Все остальные глаголы непереходные. Например: гулять в парке, улететь на юг, грозить неприятелю. Глаголы, имеющие особый суффикс -ся (-сь), называются возвратными. Например: брить - бриться, купать - купаться, строить - строиться. Все возвратные глаголы непереходные. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Вид глагола показывает, как протекает действие. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия, его начало. Например: начертить, бросить, отцвести, запеть. Они имеют два времени: прошедшее (что сделали? - начертили, бросили, отцвели, запели) и будущее простое, состоящее из одного слова (что сделают? - начертят, бросят, отцветут, запоют). Форм настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало. Например: чертить, бросать, цвести, петь. Они имеют три времени: прошедшее (что делали? - чертили, бросали, цвели, пели), настоящее (что делают? - чертят, бросают, цветут, поют) и будущее сложное, состоящее из двух слов: слова буду (будешь, будет и т. д.) и неопределенной формы данного глагола (что будут делать? - будут чертить, будут бросать, будут цвести, будут петь). Глаголы имеют формы наклонений, которые показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным, или возможным при каком-либо условии, или желательным. В русском языке три наклонения: изъявительное, сослагательное и повелительное. Изъявительное наклонение показывает, что действие реально, на самом деле происходит, происходило или произойдет. Например: Утром мы отправились в путь. Сейчас мы беседуем. Завтра я опять Вас увижу. В изъявительном наклонении глагол изменяется по временам, имеет формы настоящего, прошедшего и будущего времени. Сослагательное (условное) наклонение показывает, что действие возможно лишь при определенном условии. Например: Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге. Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени путем прибавления частицы бы. В сослагательном наклонении глаголы изменяются по числам, а в единственном числе по родам (т. е. так же, как изменяются глаголы прошедшего времени). Например: читать - читал бы (м. р.), читала бы (ж. р.), читало бы (ср. р.), читали бы (мн. ч.). (Обратите внимание на раздельное написание частицы бы.) Повелительное наклонение обозначает действие, которое велят, просят, советуют совершить. Например: Руки ей разотри. Укрой ноги пледом. Повелительное наклонение образуется путем прибавления суффикса -и- к основе настоящего (будущего простого) времени или без суффикса. Например: нести - несут - неси; привезти - привезут - привези; рассказывать - рассказывают - рассказывай; готовите - готовят - готовь. Во множественном числе прибавляется -те: несите, привезите, рассказывайте, готовьте. В сослагательном и повелительном наклонении глагол по временам не изменяется. В предложении глаголы в форме всех наклонений обычно бывают сказуемыми.

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам называется спряжением. Глаголы с окончаниями -у(-ю), -ёшь(-ешь), -ёт(-ет), -ём(-ем), -ёте(-ете), -ут(-ют) - I спряжения. Глаголы с окончаниями -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят) - II спряжения. Глаголы хотеть, бежать разноспрягаемые. В ед. ч. глагол хотеть спрягается по I спряжению (хочу, хочешь, хочет), а во мн. ч. - по II спряжению (хотим, хотите, хотят). Глагол бежать имеет в 3-м лице мн. ч. форму I спряжения (бегут), остальные формы - II спряжения (бежишь, бежит, бежим, бежите). Среди глаголов выделяется группа безличных, которые не изменяются ни по числам, ни по лицам, ни по родам. Безличные глаголы употребляются в двух формах: 1) в форме, которая совпадает с формой 3-го лица ед. ч. настоящег­о (будущего простого) времени, например: све­тает, рассветает, рассветет, знобит, смеркается; 2) в форме, которая совпадает с формой среднего рода прошедшего времени, например: светало, рассветало, рассвело, знобило, смеркалось. В предложении безличные глаголы являются сказуемыми, причем при них не бывает (и не может быть) подле­жащего. Например: 1. Всю ночь слегка вьюжило. 2. Мне нездоровится. В безличном значении могут выступать и личные глаголы. Например: 1. Зажгло грозою дерево. (Ср.: Молния зажгла дерево.) 2. Пахнет сеном над лугами. (Ср.: Сено приятно пахнет.)

II. Грамматические признаки. Слайд 13Найдите глаголы в пословицах. Неопределённая форма глагола. 4. Спряжение. В русском языке два словоизменительных типа глаголов, так называемые первое и второе спряжения. I. Общеграмматическое значение глагола – обозначение процессуального признака предмета. В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам. Каждая самостоятельная часть речи (существительное, глагол, прилагательное, числительное, местоимение, наречие) имеет свои грамматические признаки.

В русском языке части речи делят на самостоятельные и служебные. Грамматические признаки бывают разными, такими как:»время, число, падеж» и постоянными «род,склонение». К самостоятельным относятся существительные, прилагательные,глаголы и так далее. К служебным же относятся предлоги, союзы, частицы.

Морфологический анализ слова

Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. Есть у всех форм кроме инфинитива, причастия и деепричастия. Урок русского языка в 3 классе по программе развивающего обучения Л.В.Занкова. У: Для урока я приготовила пословицы (Слайд 3), прочитайте их. Выберите пословицу, которую вы хотите сделать девизом урока и запишите её в тетрадь, соблюдая все законы каллиграфии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И хлеб в полях растёт. Конечно же — это знакомый незнакомец Глагол. У: Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе. На какие вопросы отвечает глагол? Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? Изменяется ли глагол по числам?

Имя существительное

А хотели бы вы ещё больше знать о глаголе? У: Ребята, у каких слов не удалось указать грамматические признаки? О какой новой форме глагола вы узнали? У: Выделитеу глаголов неопределённой формы формообразующие суффиксы. Урок по теме «Начальная форма слов-названий признаков» проходит в начале второго полугодия второго класса.

Имя прилагательное

Современная грамматика русского языка выделяет десять частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, наречие, местоимение, предлог, союз, частицу, междометие. Вопрос о разделении всех слов языка на классы неоднократно вставал перед лингвистами разных эпох и народов.

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

А.А. Потебня предлагал на первое место поставить семантику, но не забывать при этом учитывать и синтаксическую роль слова в предложении. Поэтому грамматические классы слов он называл формальными классами. Так, Н.Н. Дурново, М.В. Панов не выделяют местоимение в особую часть речи, хотя роль его как особой группы слов подчеркивают и значение для языка не умаляют.

II. Грамматические признаки: числительное количественное, непроизводное, стоит в форме род. падежа

Одно и то же слово в одном предложении «работает», например, причастием, а в другом – существительным: 1) Заведующая отделом женщина была слишком молода. Во втором предложении слово заведующая является существительным: оно выполняет роль подлежащего (стоит в им. п.), определяется глаголом в форме прошедшего времени как сущ. женск. рода и единств.

Какие три времени имеет глагол

Существительные делятся на два класса: класс исчисляемых предметов и класс неисчисляемых предметов. Слова этого класса могут изменяться по числам. 1.Число. Большинство существительных – т.е. существительные, относящиеся к классу исчисляемых слов, – изменяются по числам и имеют либо форму единственного числа, либо форму множественного.

Все порядковые числительные по набору грамматических признаков – относительные прилагательные

Мы доедем (на чем?) на метро. В данном предложении слово метро стоит на месте косвенного дополнения – и по связи управления, идущей от глагола доедем, мы устанавливаем его падеж – творительный. У всех прилагательных указываем формы рода, числа и падежа.

Примечание. В русском языке есть ряд слов, которые по смыслу и по роли в предложении являются прилагательными, однако грамматически не способны выразить свою «классовую» принадлежность.

III. В предложении является согласованным определением

I,II. Относительное прилагательное (описывает признак через отношение к предмету – к языку). Точного – имя прилагательное, определяет признак слова знания, нач. форма – точный. I. Таким образом, общеграмматическое значение, объединяющее слова в класс числительных, – обозначение количества или порядкового номера предмета.

Самый простой способ отличить один вид от другого – поставить к глаголу вопрос. Грамматическое значение, которое стоит за названием вида и за вопросами, конечно же, разное. Так, глаголы совершенного вида указывают на то, что называемое действие внутренне исчерпало себя, пришло к завершению: прочитать, сплясать, прилететь, запеть и т.п. Глаголы несовершенного вида обозначают действие, которое не имеет ни начала, ни конца и не содержат указания на завершенность.

Нет. Да. Это глагол. Слайд 4Что значит слово ГЛАГОЛ? Слайд 6Алгоритм определения глагола. I. Общеграмматическое значение – обозначает признак предмета, согласованный со словом (обычно существительным), обозначающим предмет, и не указывающий на отношение к времени.

Грамматические признаки - это составляющие любой части речи. Для чего они нужны? Разумеется, для того чтобы отделить одну от другой, чтобы выявить ее индивидуальные качества. Итак, грамматические признаки слова могут быть как общими, так и принадлежать конкретной части речи. Каждая группа признаков будет разобрана ниже.

Грамматические признаки. Общие положения

Для всех частей речи существует определенный набор признаков, которые можно применить к любому слову. К таким признакам традиционно относят род (мужской/женский, общий/средний), число (собирательное/двойственное, единственное/множественное), а также лицо (первое/второе и третье лицо).

Еще одним общим грамматическим признаком является падеж. Как известно, падежей в русском языке шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный. Вопросы всех падежей нужно знать наизусть, так как обладание такой информацией помогает не только в определении грамматических признаков, но и в определении типа второстепенных

Грамматические признаки существительного, глагола и прилагательного

Грамматические признаки имени существительного имеют гораздо меньший состав. Во-первых, эта часть речи обладает склонением, во-вторых, нужно определить одушевленность, то есть существительное может быть как неодушевленным, так и одушевленным. В-третьих, определяется принадлежность имени: нарицательное или собственное.

Грамматические также малы, как и существительного. Для такого разбора потребуется определение разряда - качественное/притяжательное/относительное, степень согласованности с существительным в роде/числе/падеже, а также нужно определить полная это или краткая форма, и есть ли степень сравнения (только у прилагательных, которые имеют разряд качественных).

Таким образом, грамматические признаки слова помогают разобрать его на мелкие детали, определить составляющие той или иной части речи. Для этого нужно знать, что существует группа общих и индивидуальных признаков, которые характерны для каждой части речи в отдельности.

ЗНАЧЕНИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ИМЕНИ

ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

Имя прилагательное- часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? : Колокольчики мои, цветики степные! Что глядите на меня, темно-голубые? И о чем звените вы в день веселый мая, средь некошеной травы головой качая? (А. К. Толстой.) С какой стороны мы подошли, где именно охотничья избушка (М. Пришвин.)

Под признаком в грамматике принято понимать свойства (хрупкий), принадлежность (вороний), количества (пятилетний) и т. д., характеризующие предметы.

По значению и форме различают разряды прилагательных: качественные
(красный флаг), относительные (гранитный монумент) и притяжательные (лисья нора).

Имена прилагательные зависят от существительных, согласуются с ними, т. е. ставятся в том же падеже, числе, роде, что и существительные, к которым они относятся (белый снег, новые проблемы, темными ночами).

Начальная форма имен прилагательных — именительный падеж в единственном числе мужского рода.

Имена прилагательные бывают в полной: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду. (С. Есенин.) и в краткой форме: Облетевший тополь серебрист и светел. (.Есенин.) (только качественные).

В предложении прилагательные в полной форме, как правило, бывают согласованными определениями, иногда являются именной частью составного сказуемого, например: В морские глубины пробьется, взойдет на Эльбрус и
Казбек. И всюду победы добьется советский простой человек. (В. Лебедев-
Кумач) — определения морские, советский, простой выражены именами прилагательными в полной форме.

Прилагательные в краткой форме употребляются только как сказуемые: Его походка 6ыла небрежна и ленива. (М. Лермонтов.) — именная часть составного сказуемого выражена краткой формой прилагательного: небрежна, ленива.
Будучи сказуемым, прилагательное согласуется с подлежащим, выраженным существительным, в роде и числе: Люблю тот край, где зимы долги, но где весна так молода! (А. К. Толстой.)

Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную степень: Короче становился день… (А. Пушкин.) (ср. короткий — короче — кратчайший).

КАЧЕСТВЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Качественные прилагательные обозначают такой признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени:
А по земле идет светлая ночь, расстилает по косогорам белые простыни. (В.
Шукшин.) Сегодня ночь светлее. Вчера была самая светлая ночь. форме
(прямой, угловатый, кривой, круглый) размеру
(узкий, низкий, огромный, крупный) цвету
(красный, лимонный, багровый)
Качественные при — свойству (прочный, вязкий, хрупкий) лагательные обозначают вкусу (горький, соленый, кислый, вкусный) признак предмета по: весу (тяжелый, увесистый, невесомый) запаху
(ароматный, пахучий, приторный) температуре
(теплый, прохладный, жаркий) звуку
(громкий, оглушительный, тихий) общей оценке (важный, вредный, полезный)

Большинство качественных прилагательных имеет полную и краткую формы: веселый — весел; веселая — весела; веселое — весело; веселые — веселы.

Полная форма изменяется по падежам, числам и родам.

Прилагательные в краткой форме изменяются по числам и родам. Краткие прилагательные не склоняются; в предложении употребляются как сказуемые.
При образовании кратких форм прилагательных мужского рода в их основах может появляться беглый гласный о или е (если основа полного прилагательного имеет на конце два согласных звука): долгий — долог, крепкий — крепок, теплый — тепел, умный — умен и др.

Прилагательное достойный имеет краткую форму мужского рода достоин. От прилагательных, оканчивающихся на -нный, образуются краткие формы мужского рода на -ен и -енен, однако в современном русском языке формы на -енен активно вытесняются формами на -ен: существенный — существен (не
«существенен»), болезненный — болезнен (не «болезненен»). Лишь в некоторых случаях правильной является форма на -енен: искренний — искренен, низменный
— неизменен, откровенный — откровенен. Отдельные краткие прилагательные не имеет формы мужского рода, реже — женского рода, еще реже имеют только форму множественного числа:

Некоторые прилагательные употребляются только в краткой форме: рад, горазд, должен, надобен: Ах, Чацкий, я вам очень рада. (А. Грибоедов.) А разве пригожий Лель горазд на песни? (А. Островский.) Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я. (А. Пушкин.} Где силой взять нельзя, там надобна ухватка. (И. Крылов.)

Некоторые качественные прилагательные не имеют соответствующей краткой формы: прилагательные с суффиксами (товарищеский, дельный, передовой, умелый, вороной, сиреневый), обозначающие высокую степень признака
(сильнейший, малюсенький), и прилагательные, входящие в состав терминологических наименований (глубокий тыл, скорый поезд). Иногда прилагательные полной и краткой формы имеют разные значения

Качественные прилагательные могут сочетаться с наречием очень (очень смуглый, очень веселый), иметь антонимы (длинный — короткий). Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную степени сравнения. По форме каждая степень может быть простой (состоит из одного слова) и составной(состоит из двух слов).

Степени сравнения прилагательных

СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ

Сравнительная степень показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом, например:
Разговоры становились звонче, несвязнее и веселее. (А. Пушкин.)

1. Простая сравнительная степень — неизменяемая форма прилагательного:
Тучи сделались как бы тоньше и прозрачней. (М. Горький.)
2. Сравнение двух предметов по какому-нибудь признаку можно выразить по- разному: Левый берег реки круче правого; Левый берег реки круче, чем правый; Левый берег реки более крутой, чем правый.
3. Формы сравнительной степени прилагательных, образованные при помощи приставки по- (имеющей значение «немного больше»), чаще употребляются в разговорной речи.
4. Некоторые прилагательные не образуют простую форму сравнительной степени: громоздкий, исхудалый, лишний, ломкий, массовый, отлогий, передовой, ранний, робкий, соленый и др.

У прилагательных в форме составной сравнительной степени второе слово изменяется по падежам, числам и родам, например: После первого гола игра стала более интересной. После первого гола противник стал более агрессивным. Более смелому игроку удалось забить гол. После первого гола спартаковцы стали более решительными.

При образовании составной формы сравнительной степени после слова более (менее) нельзя употреблять прилагательное в простой сравнительной степени. Суровое лицо отца стало еще угрюмее. (В. Короленко.) Суровое лицо отца стало еще более угрюмым. Нельзя сказать «более угрюмее».

В предложении прилагательные в форме составной сравнительной степени могут быть определениями и сказуемыми: Что-то более страшное, чем внезапный порыв осенней бури, ударило по вершинам сосен. (Б. Полевой.) Теперь она выглядела более болезненной, чем весной.

ПРЕВОСХОДНАЯ СТЕПЕНЬ

Превосходная степень показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому-либо признаку, например: Труд — самое лучшее, самое радикальнейшее лекарство. (К. Симонов.) Утром он долго выбирал среди отпечатанных снимков самые отчетливые. Наконец отложены были два наилучших.
(Л. Радищев.)
1. Суффикс -айш- употребляется после г, к, х, которые чередуются с шипящими ж, ч, ш. Суффикс -айш- в превосходной степени всегда находится под ударением: ближайшая деревня, строжайший приказ.
2. Если прилагательное, от которого образована превосходная степень, имеет односложную основу (умн-ый, быстр-ый, нежн-ый), то ударение падает на суффикс (умнейший, быстрейший, нежнейший). Если прилагательное, от которого образована превосходная степень, имеет два или более слогов, ударение остается на том слоге, где оно стоит в начальной форме (красив-ый — красивейший, интересн-ый — интереснейший, ласков-ый — ласковейший).
3. У прилагательных, имеющих в начальной форме -ск-, -и-, -ов-, -ев-, -аст-
, -ист-, -ат-, -лив-, -к-, простая форма превосходной степени не образуется: беловатый, больной, бурливый, волокнистый, головастый, громкий, долгий, дружеский, крутой, ломкий, ласковый, молодой, родной, разговорчивый, ранний, сухой, узкий, умелый, частый и др.

Прилагательные в форме превосходной степени изменяются по родам, падежам и числам: Что ж, Савушкин, это только значит, что короткий путь еще не самый верный. (Ю. Нагибин.) Самым удивительным в этом лесу был не зимний дуб, а маленький человек в разношенных валенках. (Ю. Нагибин.)

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Относительные прилагательные обозначают такой признак предмета, который не может быть в предмете в большей или меньшей степени.

Относительные прилагательные не имеют краткой формы, степеней сравнения, не сочетаются с наречием очень, не имеют антонимов.

Относительные прилагательные изменяются по падежам, числам и родам (в единственном числе).

— материал: деревянная
(ложка), глиняный (горшок)

— количество: пятилетняя
(дочь), двухэтажный (дом)
Относительные — место нахождения: речной (порт), московский (житель) прилагательные — время: прошлогодний (план), январские
(морозы) обозначают — назначение: стиральная (машина), пассажирский (поезд)

— вес, длину, меру: метровая
(палка), квартальный (план).

Примечание. Не все перечисленные признаки встречаются у каждого прилагательного.

ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего-либо лицу
(отцов дом, сестрин платок, дядин совет, рыбачий поселок) или животному
(медвежья берлога, волчий вой, оленьи рога, кошкин дом) и отвечают на вопросы чей? чья? чье? чьи?

Притяжательные прилагательные изменяются по падежам, числам и родам.

1. Притяжательные прилагательные имеют суффиксы -ов (-ев), -ин (-ын), -ий.
2. В косвенных падежах мужского рода и во всех падежах женского и среднего родов у прилагательных, начальная форма которых имеет суффикс -ий (волчий, охотничий, лисий) и нулевое окончание, выделяется суффикс -й (на письме суффикс -й и окончание -а обозначаются одной буквой я [йа] (волчья), суффикс -й и окончание -э обозначаются одной буквой е [йэ] (волчье), во множественном числе суффикс -й и окончание -и обозначаются одной буквой и
(волчьи).
3. В современном русском языке употребляются притяжательные прилагательные, выражающие семейные отношения: дедов, отцов, сестрин, дедушкин, папин, мамин, внучкин, а также многочисленные прилагательные, образованные от уменьшительных имен: Петин, Колин, Наташин.

ПЕРЕХОД ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ИЗ ОДНОГО РАЗРЯДА В ДРУГОИ

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные могут употребляться в переносном значении, при этом относительные прилагательные могут переходить в разряд качественных, притяжательные — в разряд относительных и качественных, реже качественные переходят в разряд относительных.

Относительные прилагательные могут перейти в разряд качественных, если они приобретают значение признака, который может быть в большей или меньшей степени. Такие прилагательные имеют переносное значение.

Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных и качественных, если они приобретают признаки этих разрядов: лисья нора
(притяж. прил.) – лисий (из меха лисы) воротник (в знач. относитльного) – лисья (хитрая) речь (в значю качественного)

Качественные прилагательные могут переходить в разряд относительных, если теряют свои признаки, а приобретают постоянное свойство предмета: кислая ягода- кислый взгляд.

Прилагательные относительные и притяжательные в переносном значении чаще всего употребляются в художественной литературе, прилагательные качественные в переносном значении употребляются в научном стиле речи.

ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Имена прилагательные изменяются по падежам, родам, числам.

Полные имена прилагательные изменяются по падежам, числам, а в единственном числе — по родам.

1. Окончания полных прилагательных в мужском и среднем роде при склонении совпадают но всех падежах, кроме именительного и винительного.
2. Винительный падеж прилагательных мужского рода совпадает по форме с именительным, если прилагательное относится к существительным неодушевленным: Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам
(А. Пушкин), и с родительным, если прилагательное относится к существительному одушевленному: Маша не обратила внимания на молодого француза. (А. Пушкин.)
3. После шипящих ж, и, ч, щ прилагательные мужского и среднего рода под ударением в родительном, дательном и предложном падежах имеют окончания
-ого, -ому, -ом, в безударном положении в тех же падежах они имеют окончания -его, -ему, -ем: Савельич слушал с видом большого неудовольствия. (А. Пушкин.) Посреди дремучего леса на узкой лужайке возвышалось маленькое земляное укрытие. (А. Пушкин.) Будучи принужден остаться ночевать в чужом доме, он боялся, чтобы не отвели ему ночлега где- нибудь в уединенной комнате. (А. Пушкин.) Погонщиков песня в дремучем лесу затерялась. (Я. Полонский.) Большому кораблю большое плаванье.
(Пословица.) Свежему яблоку пятнышко не в укор. (Пословица.}

Прилагательные женского рода после шипящих под ударением в родительном, дательном, творительном и предложном падежах имеют окончание
-ой, в безударном положении -ей: На чужой стороне и весна не красна.
(Пословица.) И в стоячей воде утонуть можно. (Пословица.)
4. Следует различать безударные окончания прилагательных в творительном и предложном падежах. Прилагательные в творительном падеже отвечают на вопрос каким? и имеют под ударением и в безударном положении окончание -ым
(-им); в предложном падеже отвечают на вопрос каком? и имеют под ударением и в безударном положении окончание -ом (-ем): С хорошим попутчиком — половина дороги. (Пословица.) С попутчиком каким? хорошим. В колючем кустарнике не спрячешься. (Пословица.) В кустарнике каком? колючем.
5. Прилагательные мужского рода на -ой (молодой, голубой) склоняются так же, как и на -ый, но всегда имеют ударные окончания (молодого, голубого; молодому, голубому; молодым, голубым; о молодом, голубом).

Склонение полных прилагательных

1. Винительный падеж прилагательных множественного числа совпадает по форме с именительным, если прилагательное относится к существительным неодушевленным: Тихо поют бандуристы славные песни о вас. (Д. Кедрин), и с родительным, если прилагательное относится к существительным одушевленным.
2. После ж, ч, ш, щ и после г, к, х прилагательные во множественном числе имеют окончания -ие, -их, -им, -ими (большие, тихие; больших, тихих; чужими, тихими; большим, тихим).

Винительный падеж притяжательных прилагательных мужского рода единственного, а также множественного числа совпадает по форме с именительным, если прилагательное относится к существительным неодушевленным: Когда я слышал веселый ребячий гал, то убегал со двора, не глядя на дедов запрет. (М. Горький); В зимние сумерки нянины сказки Саша любила. (Н. Некрасов), и с родительным, если относится к существительным одушевленным: Охотник перенес волчьих щенков в дом.

Фамилии людей (Иванов, Егоров, Никитин, Петров; Иванова, Егорова,
Никитина, Петрова), образованные от собственных имен Иван, Егор, Петр,
Никита при помощи суффиксов -ов, -ин, склоняются как притяжательные прилагательные.

Названия городов (Камышин, Калязин, Бородино, Пушкино и т. д.), населенных пунктов в мужском и среднем роде на -ов, -ев, -ов(о), -ев(о) склоняются во всех падежах как притяжательные прилагательные с этими суффиксами, но в творительном падеже они имеют окончания существительных
-ом (под Бородином, Камышином, но: с Бородиным, с дедовым ружьем и др.).

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
http://base.ed.ru