"ПОЛОЖЕНИЕ ВО ГРОБ" (1602-1604), ПИНАКОТЕКА ВАТИКАНА

В начале XVII века в Риме насчитывалось около двух тысяч художников. был среди них самым ярким и необычным. Он работал в главных церквях Рима, за его картинами выстраивались в очередь крупные коллекционеры. Особый, революционный стиль Караваджо высоко ценили его богатые и знатные покровители.

Но ни богатство, ни слава не могли вскружить голову Караваджо. Его, склонного к разгулу и насилию, манили пороки, чувство опасности и риск. Богатым залам палаццо он предпочитал темные трактиры и публичные дома. Общество кардиналов и аристократов он, не задумываясь, разменивал на сомнительную дружбу с куртизанками, картежниками и простолюдинами. Именно среди них находил Караваджо натурщиков, с которых писал святых для своих знаменитых алтарных образов.

В это время к Караваджо обращается Джироламо Виттриче, представитель богатой и влиятельной римской семьи. Будучи наследником своего дяди, Пьетро Виттриче, умершего в 1600 году, и исполняя его волю, он заказывает художнику алтарный образ для семейной капеллы в церкви Кьеза Нуова. Так, в 1604 году Караваджо создает "Положение во гроб".

Масштабная картина (3х2м) поражает свое глубиной и пронзительностью. Необыкновенная композиция сложна и многогранна, она похожа на симфонию, полную драмы. Караваджо подходит к традиционной для итальянской живописи теме погребения Христа в свойственной ему революционной манере. Никогда еще "Положение во гроб" не было столь реалистичным!

Никодим и Иоанн переносят мертвое тело с плиты (камень, на котором, по традиции средиземноморских стран, покойного готовят к погребению, обмывая и натирая миррой) в могилу. Это момент скорби и прощания. Позади три Марии и три оттенка женского горя. Одна из них, отчаянно кричит, вскинув руки. Фигура ее столь выразительна, что женский крик ощущается почти физически. Другая, Мария Магдалина, погружена в себя и безутешна. И третья, дева Мария, оплакивает своего сына. Она выглядит почти старухой, так состарило её горе.

На первый план Караваджо помещает фигуру мертвого Христа. Художник с беспощадным реализмом изображает то, как смерть забирает тело 33-летнего мужчины. Он изучал природу во всех ее проявлениях. Караваджо интересовала смерть, он рассматривал и запоминал тела утопленников, убитых и повешенных. Взгляните, как безжизненно лицо Христа, как смерть поднимается по его руке... как ясно можно ощутить тяжесть мертвого тела, которое с таким усилием удерживают двое мужчин.

Работая со светом и пространством, Караваджо наполняет "Положение во гроб" атмосферой траура, скорби и печали. Кажется, от могилы веет холодом, а мясистый кладбищенский цветок усиливает ощущение сырости.

Если вам повезет оказаться перед этим шедевром, вы обязательно заметите, как угол, которым обращена к зрителю могильная плита, и локоть Никодима словно прорывают пространство. У вас будет ощущение, что Никодим и Иоанн передают зрителю свою ношу, боль и скорбь.

"Положение во гроб" Микеланджело Меризи да Караваджо невозможно рассматривать без упоминания другого Микеланджело, великого флорентийского скульптора, художника и архитектора, работавшего в Риме.

Два Микеланджело, два гения и революционера. Погруженный в себя, одинокий и смиренный Буонарроти и полубезумный, развратный Караваджо... трудно вообразить себе два таких далеких друг от друга мира!

Удивительно, но Караваджо, отвергающий всех и вся, не обращающий внимания ни на кого, был околдован гением Буонарроти. Он, безусловно видевший и Пьету, и Сикстинскую капеллу, необычайно ценил и уважал искусство Микеланджело. Только на него он хочет смотреть, только с ним он хочет вести диалог. Под влиянием Микеланджело Караваджо создал несколько картин. Но "Положение во гроб" - самое глубокое и значительное посвящение великому флорентийцу.

"Пьета", созданная Микеланджело в 1499 году для церкви, в последствии разрушенной и включенной в нынешний собор Святого Петра, безусловно повлияла на Караваджо. Он не только видел статую, но и, совершенно точно, в личной библиотеке своего покровителя, кардинала дель Монте, имел возможность изучать творчество Микеланджело по "Жизнеописаниям..." Джорджо Вазари.

Среди красот здесь, помимо божественно выполненных одеяний, привлекает внимание усопший Христос; и пусть и в голову не приходит кому-либо увидеть обнаженное тело, выполненное столь искусно, с такими прекрасными членами, с отделанными так тонко мышцами, сосудами, жилами, одевающими его остов, или увидеть мертвеца, более похожего на мертвеца, чем этот мертвец.

Здесь и нежнейшее выражение лица, и некая согласованность в привязке и сопряжении рук, и в соединении туловища и ног, и такая обработка кровеносных сосудов, что поистине повергаешься в изумление, как могла рука художника в кратчайшее время так божественно и безукоризненно сотворить столь дивную вещь; и, уж конечно, чудо, что камень, лишенный первоначально всякой формы, можно было когда-либо довести до того совершенства, которое и природа с трудом придает плоти...

Безусловно, "Пьета" Микеланджело и "Положение во гроб" Караваджо, - очень разные и не поддаются прямому сравнению. Но тысячи невидимых нитей связывают эти шедевры, сшивают время и пространство.

Положение во гроб

Икона "Положение во гроб" описывает евангельскую сцену похорон распятого Иисуса Христа. Тайный ученик Христа Иосиф Аримафейский упросил у римского наместника Понтия Пилата тело Иисуса для погребения. Снятое с креста тело обвили пеленами (плащаницею), пропитанную благовониями и положили во гроб, высеченный в скале, где еще никто не был положен, и привалили камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосифова смотрели, где Его полагали.

Иконография "Положения во гроб" включает в себя гроб с телом Христа, припавшую ко гробу Богородицу, Иоанна Богослова, тайных учеников Христа Иосифа Аримафейского и Никодима, жен-мироносиц.

На фоне очень структурного пейзажа из гор со сланцевыми лещадками изображены в два ряда семь фигур, стоящих и склоняющихся около гроба над телом умершего Христа. Гроб, поставленный фронтально и построенный в "обратной перспективе", представляет собою как бы цоколь этой, очень архитектоничной по форме, композиции. Компактная масса из семи фигур составляет центр композиции, выделенный яркими, словно пламенеющими красками, где киноварь, празелень, охра и сиена составляют простую, но мужественную гамму локальных цветов. Верхняя часть иконы выдержана в светло-охристом тоне и, как по изобразительным формам, так и по цвету, представляется наиболее легкой и воздушной. Так чисто архитектоническими приемами художник расчленил поверхность иконы на три последовательных яруса. В нижней части (гроб) изобразительная форма статична, во второй (фигуры) преисполнена сдержанного движения, в третьей (уступы гор) образует два бурно-скользящих вниз потока сланцевых лещадок.

Развитие действия в пределах этой структурной формы идет слева направо, охватывая сначала четыре стоящих фигуры, а затем, делая поворот, продолжается справа налево, включая три согбенные фигуры. Действие начинается с крайней левой фигуры - это одна из праведных жен, присутствующих при погребении Христа. Она вошла и, увидев лежавшего в погребальных пеленах Иисуса, жестом рук выражает недоумение, словно спрашивает: "Как это могло случиться?" Небольшая фигурка этой женщины указывает, что момент, здесь запечатленный, является лишь вступлением (увертюрой) к далее развивающемуся действию.

Следующая фигура праведницы показана с воздетыми вверх руками. Ярко-красный тон её гиматия составляет центральное цветовое пятно композиции. По размерам это самая крупная фигура, а по жесту - самая экспрессивная. Горе достигло здесь кульминационного выражения. Вся природа вторит жесту воздетых рук: как многократное эхо всплеск ладоней повторен в ритме сланцевых лещадок, которым наполнен весь ландшафт.

В следующий момент возбуждение сменяется депрессией. Чувства уходят в глубину души. Эксцентрический (развернутый) жест сменяется концентрическим (свернутым). Во всем облике третьей женской фигуры выражено бессилие, надлом, тихое душевное страдание.

Очень интересно отметить, что две центральные фигуры изображены стоящими вплотную друг к другу. Здесь одно и то же переживание выражено в двух разных, но психологически смежных и логически-последовательных формах: возбуждения и депрессии. Эти две центральные слитые фигуры отделены интервалом от крайних (слева направо). Получается ритмическая структура из трех аккордов, имеющих три различных "наполнения". Крайние фигуры (левая и правая), благодаря повороту их к центру, являются, одновременно, и замыкающими композицию симметричными звеньями.

Никодим (правая фигура), выставив ладони рук вперед и склонив немного плечи и голову, готовится припасть на колени перед гробом. Его жест, замыкая композицию из четырех стоящих фигур, в то же время начинает собою новую, намечающую линию движения, выраженную в трех согбенных около гроба лицах: Иосифа Аримафейского, Иоанна и Марии. Намерение отдать последний поклон и лобзание, намеченное жестом Никодима, продолжено и осуществлено в трех последовательных этапах: Иосиф наклонился к гробу и сделал шаг вперед; Иоанн припал на колени и закрыл голову ладонью, застыл на мгновенье в созерцательно-задумчивой позе; Мария, продолжая намеченное движение, целует умершего Сына. Поток движения здесь идет без интервалов, образуя непрерывную линию склона. Завершающей кодой этого движения служит голова Христа. Она образует как бы преграду, благодаря чему композиция и в этой второй линии приобретает замкнутость и слева и справа.

Так в пределах семи фигур художник развернул сюжет, начиная от первого впечатления при взгляде на умершего, кончая последним лобзанием. В жестах олицетворена текучая стихия времени, вплетенная в архитектонический остов композиционной структуры. Эти два момента составляют единое целое. Без первого композиция была бы мертва, без второго - движение было бы лишено конструктивной опоры. Первое есть ритмическое начало, второе - структурное...".

Тарабукин Н. М. "Смысл иконы"

На иконе «Положение во гроб» изображен один из эпизодов Страстной пятницы, который произошел после смерти Спасителя на кресте. Евангелист Лука об этих событиях свидетельствует: «некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришел к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен» (Лк. 23: 50-53). Евангелист Иоанн добавляет: «Пришел также и Никодим, - приходивший прежде к Иисусу ночью, - и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи» (Ин. 19: 39-40). За Иосифом и Никодимом «последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его» (Лк. 23: 55).

Первоначально, как отмечал Н.В. Покровский, сюжет «Положения во гроб» изображался в соответствии с евангельским текстом и отображал еврейский погребальный обряд. В центре композиции располагались Иосиф и Никодим, которые несли тело Христа, завернутое в белые погребальные ткани, ко входу в погребальную пещеру, выдолбленную в скале. В некоторых случаях рядом со Спасителем изображалась Богородица, идущая рядом или поддерживающая голову Иисуса Христа. Такую композицию можно встретить в миниатюрах лицевых сводов, например, в кодексе Григория Богослова, созданном в 80-е годы IX века (Национальная библиотека в Париже, gr.510), или в росписях храмов, например, в Страстном цикле церкви апостола Андрея на Треске, выполненном митрополитом Иоанном II (Зографом) и его помощником монахом Григорием в 1388 - 1389 годах.

Позднее появился иной вариант изображения «Положения во гроб», в центре композиции которого располагался крест, а у его подножия - гроб с телом Иисуса Христа, завернутым в погребальные ткани. У изголовья Спасителя изображались плачущие Богоматерь и Иоанн Богослов, у ног - старец Иосиф, за ними - три плачущие женщины и Никодим. Под перекрестием располагались два ангела. Этот вариант получил широкое распространение в русской иконописи. Например, икона «Положение во гроб» из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, выполненная около 1497 года (Музей им. Андрея Рублева). Подобная композиция в византийских памятниках известна под названием «Оплакивание Христа».

Жанна Григорьевна Белик ,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература :

1. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийский и русских. М., 2001. С. 478-481.

2. Иконы XIII - XVI веков в собрании Музея имени Андрея Рублева. М., 2007. Кат. № 24.

3. Лелекова О.В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 1497 год. М., 1988.


узнать, как совершалось погребение Спасителя

Задачи:

  • узнать, кто осмелился просить тело Спасителя для захоронения
  • понять, почему женщины, желавшие совершить положенные обряды над Умершим, не успели этого сделать
  • понять, для чего фарисеи выставили стражу у гроба Спасителя

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.3. Глава 45 «Снятие со Креста и погребение Спасителя».
  2. Кокин И., диак. Жизнь и учение Господа Иисуса Христа. // Рабочая тетрадь. ­– М.: Мироздание, 2015. Урок 20 «Распятие и погребение Христа».

Дополнительная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.В., Серебряков Н.С. Основы православия: Учебное пособие. – М.: Издательство ПСТГУ, 2009. Глава «Погребение Спасителя».
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: Издательство ПСТГУ, 2005. Глава 32 «Погребение Господа Иисуса Христа».
  3. Библия, пересказанная детям старшего возраста. – СПб.: Печатный Двор, 1991. Глава VII. «Великие дни страстной седмицы».
  4. Кокин И., диак. Жизнь и учение Господа Иисуса Христа. В 2-х книгах. // Учебное пособие для детей среднего школьного возраста. ­– М.: Мироздание, 2013. Урок 20 «Распятие и погребение Христа».

Ключевые понятия:

  • Погребение
  • Плащаница

Словарь урока:

  • Голгофа
  • Никодим
  • Иосиф Аримафейский
  • Стража у гроба
  • Печать синедриона

Содержание занятия: (открыть )

Иллюстрации:





Проверочные вопросы:

  1. Где был захоронен Христос?
  2. Почему Пилат отказал им?

Ход урока. Вариант 1:

Пересказ учителем соответствующих Евангельских отрывков.

Подкрепление рассказа иллюстрациями или презентацией .

Просмотр видеоматериалов.

Ход урока. Вариант 2:

Изучение новой темы. Коллективное чтение детьми вслух соответствующих отрывков из Евангелия.

Пояснение учителем непонятных выражений или обстоятельств.

Закрепление изученного с помощью решения кроссворда .

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 218. «Снятие со креста и погребение Спасителя»:

  1. Телепроект «Рассказы о святых». Часть «Великая суббота».
  2. Телепередача «Доброе слово». «Снятие со креста».

(Мф.27:57-66; Мк.15:42-47; Лк.23:50-55; Ин.19:38-42)

1) Погребение Иисуса Христа

Знавшие Иисуса Христа и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на все происходившее (см. Лк. 23:49).

Тогда некто именем Иосиф, из Аримафеи, член совета, человек богатый, добрый и праведный, не участвовавший в совете и деле синедриона, обратился к Пилату, прося отдать ему тело Иисуса. Пилат удивился, узнав, что Иисус уже умер. Призвав сотника и получив от него подтверждение смерти Христа, он разрешил Иосифу взять тело Иисуса для погребения.

Явился также и Никодим, тайный ученик из фарисеев, приходивший прежде к Иисусу ночью. Они сняли тело Господа со Креста. Глядя на бездыханное тело Учителя, Никодим не мог не вспомнить загадочных слов, сказанных ему когда-то Христом в тайной беседе: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому… Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную » (Ин. 3:14-16).

Теперь же Иосиф и Никодим погребали Господа. Иосиф купил новое полотно, называемое Плащаницей, чтобы обернуть им тело Христа, а Никодим принес около ста литров состава из смирны и алоэ. «Итак, они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи » (Ин. 19:40).

Возле Голгофы был сад, принадлежащий Иосифу, а в саду – гроб новый, то есть высеченная в скале пещера, в которой никто еще не был погребен. Там и положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко. К двери пещеры Иосиф привалил большой камень и удалился. «Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба » (Мф. 27:61).

2) Субботний покой

День близился к концу. Солнце скрылось за горизонт. Окровавленные кресты еще не были убраны и своим видом вызывали страх у случайных прохожих.

Мария Магдалина и другая с ней последними ушли из сада, где покоился Христос. Наступала суббота – великий день покоя. И враги, и друзья Христовы оставались у себя в домах. Жизнь Иерусалима как будто остановилась. Пилат сожалел о своем поступке, его жена скорбела о смерти Праведника, первосвященники и фарисеи торжествовали победу, а апостолы и друзья Христовы предавались неутешному горю. Для них все было кончено. Учителя больше нет в живых. Он умер ужасной смертью, хуже которой ничего нельзя было вообразить.

Женщины, считая, что погребение Христа еще не закончено и что следует возлить на тело Его ароматы, чего второпях не успели сделать до захода солнца, теперь принуждены были ждать до следующего дня, так как в субботу, день великого покоя, исполнить это было невозможно. Поэтому, возвратившись с Голгофы, они дома у себя приготовляли благовония и масти «и в субботу остались в покое по заповеди » (Лк. 23:56).

3) Выставление охраны у гроба

Первосвященники и фарисеи были очень довольны. Хотя и с великим трудом и множеством хлопот, им все же удалось быстро и окончательно расправиться с галилейским Пророком. Теперь по всем уставам закона Моисея они могли торжественно праздновать великую субботу. Однако что-то мешало им. На душе было неспокойно. Они вспомнили, что Иисус предсказывал не только Свою смерть, но и Воскресение в третий день. Что если ученики Его придут ночью, украдут Его тело и объявят народу, что Он воскрес? И как же так получилось, что они сами, фарисеи, оставили гроб без охраны? И это при том, что Пилат выдал тело изменникам синедриона – Иосифу и Никодиму. И тогда они решили нарушить покой субботы и немедленно идти к Пилату. «Господин! – сказали они ему. – Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого » (Мф. 27:62-64).

Но Пилат был раздражен и потребовал, чтобы первосвященники оставили его в покое. «Имеете стражу , – сказал он им, – пойдите, охраняйте, как знаете » (Мф. 27:65).

Тогда иудейские начальники распорядились сами. Они поставили у гроба Спасителя стражу, состоявшую из римских воинов, которая давалась им для охраны порядка при храме во время праздника. Перед тем как стать на караул, стражники внимательно осмотрели пещеру и, по приказанию первосвященников, поставили на камне печать синедриона.

Проверочные вопросы:

  1. Почему Пилат согласился отдать тело Христа для погребения?
  2. Кто совершал погребение Спасителя?
  3. Где был захоронен Христос?
  4. Почему женщины, следовавшие за Христом, не успели перед погребением помазать тело благовониями?
  5. В канун какого иудейского праздника совершалось погребение Спасителя?
  6. Из-за чего фарисеи потребовали у Пилата стражников ко гробу Спасителя?
  7. Почему Пилат отказал им?
  8. Был ли нарушен фарисеями закон Моисеев?

Множество икон имеет важное значение, но особый смысл приобретают образы, которые отражали события Страстной недели. Одним из таких образов является «Положение во гроб».

Эта икона известна во всем православном мире. Ее значение для каждого верующего человека сложно переоценить. Молиться перед ней нужно и можно не только в преддверии Пасхи или в период Великого поста , но и в любой другой день.

Смысл и история иконы

В конце Страстной недели в церкви отмечают Великую пятницу — день смерти Иисуса Христа на кресте. Это последний день, в который люди видели Иисуса еще живым. После смерти Мессии ученики оплакивали его. Далее они положили его тело в гроб. Это был последний момент, когда тело Христа видели люди.

Далее следуют события, описанные в одной из библейских записей учеников Христа, когда Мессия спустился в ад для того, чтобы даровать прощение всем, кто оказался там до Его пришествия. Сам процесс и факт положения во гроб тела Христова увековечен в иконах, на которых изображены ученики, оплакивающие Христа. На иконах изображаются Иосиф, Никодим, иногда даже Богородица, а также некоторые ученики. Вариантов исполнения иконы очень много, но началом ее распространения стал примерно 9 век. В средние века в Европе эта икона была очень распространена.

В чем помогает икона

Данный образ помогает людям в первую очередь не забывать страшные события того времени. Он напоминает о том, что смерть — это не конец в глобальном понимании.

Эта икона должна быть дома у тех, кто хочет стать сильнее духовно и укрепить свою веру в Бога. Это защитная икона, потому что она помогает избегать ссор и оберегает дом от всяческих проблем. Это оберегающая икона, которая преображает жизнь людей и хранит их от всего самого скверного.

День почитания иконы

День празднования иконы — Страстная пятница каждого года. Так как Пасха постоянно смещается, то и день празднования иконы тоже меняется из года в год. В этот день постарайтесь посетить храм. Это прекрасное время для причастия, исповеди.

Молитва перед иконой «Положение во гроб»

Священники рекомендуют чаще молиться перед этой иконой. Дело в том, что этот образ отражает последние земные часы Иисуса Христа. Более того, душа Христова в это время уже находилась в аду, где Мессия спасал людей от вечных мук, даруя прощение.

«Иисус Христос, Бог наш и Спаситель, муки принявший за нас грешных. Помоги нам обрести веру в Тебя и укрепить ее мыслями о Тебе. Тело Твое, во гроб положенное, исчезло, так пусть исчезнут и наши грехи вместе с молитвами Тебе, Вседержитель. Позволь нам грешным искупить все свои ошибки сегодня, завтра и перед смертью, чтобы узреть Царствие Твое. Позволь нам войти в него, несмотря на все наши ошибки и неблагочестивые поступки. Вспомним же мучения Твои, чтобы образ Твой стоял перед глазами всегда. Дай нам свое благословение, Сын Божий и Защитник наш, яко молимся мы Тебе, отдавая душу молитве и надеясь на то, что услышишь Ты нас рано или поздно. Аминь».

Молитвы перед этой иконой наполнят вашу жизнь смыслом и светом Божьим. Они напомнят вам о том, что смерть — это не конец, а только начало. Не бойтесь жить праведно, потому что только так можно сквозь боль и страдания прийти к истинному счастью и познанию смысла жизни.

Данная икона поможет вам увидеть мир таким, какой он есть — жестоким, но не лишенным чудес. Ведь Воскресение Господне — это и есть чудо. Читайте молитвы перед этой иконой и посещайте храмы, в которых она имеется. Благо, она есть почти во всех православных храмах. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

05.04.2018 05:32

Икона «Христос Пантократор» - старейший образ Христа, который имеет чудодейственную силу, исцеляет и помогает верующим.