Трактат "Государь" Макиавелли, краткое содержание которого есть в этой статье, самое известное произведение флорентийского мыслителя XVI века. В нем он подробно описывает методологию захвата власти, а также методы управления государством, качества, которые необходимы для идеального правителя.

Интересно, что первоначально книга называлась "О княжествах". Трактат был создан примерно в 1513 году. Но впервые увидел свет только в 1532-м, уже после смерти Макиавелли.

Правила государя

Первым делом, в трактате "Государь" Макиавелли, краткое содержание которого вы сейчас читаете, даны правила, которым должен следовать правитель.

Важно, чтобы подданные чувствовали свою значимость. Для примера автор предлагает читателю представить себе, что правитель захватил новую территорию в эпоху Возрождения. Первоначальные условия хуже не придумаешь - народ считает вас оккупантом.

Для того, чтобы это исправить, необходимо как можно чаще лично приезжать в свои владения. В крайнем случае, отправлять своих подданных. К тому же, нужно принимать меры по устранению потенциальных конкурентов. Один из методов - защита слабых лидеров, правящих вокруг новых владений. Такие правители в скором времени с удовольствием к вам присоединятся. Этот союз может быть настолько сильным, что позволит бросить вызов более мощным противникам вашей власти.

Третье правило - внимательно относиться к будущим угрозам. Болезнь легче купировать в самом начале, поэтому соперников нужно останавливать еще во время первого наступления.

Управление государством

В трактате "Государь" Никколо Макиавелли , краткое содержание которого имеется в этой статье, утверждается, что всегда действует парадоксальный принцип. Если государство легко завоевать, тогда им трудно управлять, а если трудно завоевать, то с управлением проблем возникнуть не должно.

Макиавелли делит государства на несколько видов. Например, к государствам-баронам относится Франция. Там король правит чрез дворян, имеющих личный интерес. Такая система крайне неустойчива, быстро ведет к раздробленности. Нужно только переманить на свою сторону нескольких баронов. Но в будущем можно получить точно такие же проблемы, которые настигли вашего предшественника.

В государстве, построенном на принципе "правитель - слуга", правитель начинает с устранения противников с политическими амбициями. Например, так поступил Александр, когда завоевал Персию. Ему пришлось устранить Дария, который сделал власть в Персии абсолютной, заставив себе подчиниться всех лидеров. Бороться пришлось долго и яростно, зато, когда Персия была покорена, в ней не осталось независимых лидеров, способных устроить переворот.

Приобретение новых территорий

В книге Макиавелли "Государь", краткое содержание которой есть в этой статье, утверждается, что любой правитель может получить контроль над страной только двумя способами: с помощью международных соглашений или армии. В любом случае, для благоприятного исхода необходимо сочетание счастливого случая и великих достоинств.

В трактате "Государь" Макиавелли, краткое содержание которого вы сейчас читаете, утверждается, что захват королевства с помощью армии бесполезен, если вам не будет сопутствовать удача. В тоже время, даже если судьба к вам благоволит, необходимо проявить себя, чтобы грамотно распорядиться счастливым случаем.

Что поможет стать государем?

В кратком содержании по главам "Государя" Макиавелли, становится ясно, что правителем могут помочь стать две составляющие - народная любовь и злодеяния.

Хитрость и беспощадность в решениях нередко приводили на трон правителей. Но важно помнить, что жестокость нужно правильно применять. Она должна быть стремительной, народ возмутится, но, постепенно уменьшая насилие, вы сможете этим успокоить население.

Ошибочная тактика - это и порядочность в начале правления, и увеличение жестокости со временем. Правитель может заполучить власть, защищая граждан и, заручившись их поддержкой. Тогда он может помочь людям стать достаточно обеспеченными и поддерживать вас. Главное - заставить народ думать, что он у вас в долгу.

Искусство войны

В трактате "Государь" Никколо Макиавелли, краткое содержание по главам позволяет подробно познакомиться с этим произведением. Автор напоминает, что любой правитель должен освоить искусство войны.

С помощью дипломатии не всегда можно решить возникающие проблемы. Развивать военные навыки необходимо даже в мирное время, потому что путь войны наиболее вероятный для потери государства. Сколько бы ни были хороши законы и выстроенные вами институты, они бессмысленны без защиты сильной армии.

Состав армии

Важно, чтобы армия состояла из граждан государства. Только такие войска смогут эффективно защищать страну от внешних врагов.

Наемники, которые сражаются за деньги, часто оказываются бесполезны, потому что не заинтересованы в выживании страны и могут в любой момент покинуть поле боя.

В трактате "Государь" Н. Макиавелли, краткое содержание вы сейчас читаете, в качестве примера приводится судьба Италии в XV-XVI веках. Страна постоянно полагалась на наемников и была в итоге завоевана французами.

Еще одна ошибка - полагаться на союзные войска. Как только чужая армия окажется на вашей территории, она может отказаться вернуться домой.

Щедрость и скупость

Умелое сочетание этих двух качеств важная способность, которой должен обладать любой правитель, утверждает в трактате "Государь" Макиавелли, а краткое содержание позволяет в этом убедиться.

Проявлять щедрость и вежливость необходимо для стабильного будущего государства. При этом те качества, которые хороши для простого человека, могут помешать вам стать умелым правителем.

Например, излишняя щедрость приведет к тому, что люди привыкнут, что могут позволить себе все, что пожелают. Казна будет быстро истощена, придется повышать налоги, и пользы от щедрости не будет никакой. Поэтому жадность и благотворительность нужно аккуратно уравновешивать.

Проявлять щедрость разумно в тех странах, где граждане сами выбирают правителя. Но став государем, нужно продемонстрировать скупость и повышать свою популярность, не тратя на это большие суммы.

В конечном счете, люди будут довольны низкими налогами.

Жестокость правителя

В пересказе краткого содержания 8 главы "Государя" Макиавелли, утверждается, что правитель должен умело пользоваться жестокостью. Правильно ее применяя, можно рассчитывать на пользу и выгоду.

Например, Ганнибал жестоко наказывал собственных разведчиков, когда те предоставляли неверные сведения, пугал солдат, чтобы они сплачивались в самые трудные времена.

Желание выглядеть справедливым и милостивым в глазах народа не всегда разумно. Чтобы объединить народ, часто необходимо вселить в людей благоговейный страх.

Для правителя лучше, чтобы его боялись, а не любили. Ведь обещания, которые основаны на любви, часто нарушаются, мы это знаем даже по личной жизни. А вот страх перед суровым и жестоким наказанием может стать важным сдерживающим фактором.

Эффективнее всего можно применять жестокость при руководстве армией. Солдаты признают, что злобность необходима для порядка и дисциплины. Триумф Ганнибала - пример правильного применения жестокости.

Важно использовать ее в своих интересах, но не пересекать опасного рубежа, за которым начинается ненависть граждан. Важно нащупать равновесие. Лучше не наказывать невинных жителей, не лишать их без причины их имущества. В этом случае люди могут сплотиться против правителя, обеспечив стране нестабильность.

Обман

В трактате "Государь" Никколо Макиавелли признает, что успешному правителю часто приходится использовать обман. Ему важно не только обладать львиной силой, но и лисьей хитростью.

Давая обещания, совсем не обязательно всегда сдерживать слово. Честность, безусловно, важна, потому что законы являются основой государственных институтов. Но нужно умело пренебрегать принципами в угоду собственных интересов.

А когда просыпается совесть, напоминайте себе, что и другие люди поступают так же, несмотря на данные ими обещания. Важно, чтобы граждане не видели вашей коварной стороны личности, поэтому оставайтесь внешне добропорядочным правителем, разделяющим человеческие и религиозные ценности.

Абсолютно честным стоит быть только на международной арене. Когда отношения между двумя государствами напряжены, необходимо выбрать чью-то сторону и поддерживать только ее. Худший вариант в этой ситуации - нерешительность. Когда все закончится, победитель обязательно нападет на вас, зная, что вы его не поддержали в трудную минуту.

Анализ краткого содержания "Государя" Макиавелли помогает лучше понять и разобраться в сущности государственных институтов, в том, как они устроены.

Любому великому лидеру необходимы грамотные советники. Ведь ни один правитель не может быть мастером на все руки. То, как он формирует команду своих советников, говорит о его лидерских качествах.

Государь должен сам понимать, в каких областях он чувствует себя слабее всего, и подбирать соответствующих помощников и министров. При этом важно за ними постоянно присматривать. Как только вы замечаете, что кто-то из ваших подчиненных действует ради собственной выгоды, нужно его сразу уволить. А тех, кто служит верно, поощрять щедрыми вознаграждениями.

При этом нужно уметь попросить совета. Советники должны знать, что вы цените честность и не будете наказывать за правду, какой бы горькой она ни оказалась. В противном случае, вас ждет только лесть, из-за которой вы не сможете составить верное представление о положении дел в стране.

При этом никогда нельзя прислушиваться к советам безоговорочно. Из-за этого люди скоро могут начать подвергать сомнению любые ваши действия и решения.

Нельзя полагаться на случай

В последней главе своего трактата Макиавелли призывает правителей ни в коем случае не полагаться на случай.

Удача, безусловно, важна для государя, но нужно быть всегда готовым к тому, что она в любой момент может отвернуться от вас.

В качестве примера Макиавелли приводит отца Юлия II, который решил начать войну против Болоньи. Он выдвинулся с войсками, не ожидая согласия со стороны союзников. В итоге кампания прошла с большим успехом.

Завоеванное и унаследованное владения могут принадлежать

  1. К одной стране и иметь один язык . Удержать страну не трудно, особенно если новые подданные и раньше не знали свободы. Для удержания власти необходимо.
  • Искоренить род прежнего государя.
  • Поддерживать общность обычаев.
  1. К разным странам и иметь разные языки . Удержать власть очень сложно, в следствии различий в языке, обычай и порядков. Для удержания власти необходимо.
  • Переселиться в новую местность на жительство . Только живя в стране можно заметить начинающуюся смуту и прекратить ее вовремя. Избавить страну от грабежа чиновников, граждане смогут напрямую обращаться к государю.
  • Учредить колонии , связывающие новые земли с основными (предпочтительней, так как стоят дешево, а обижают очень небольшую группу людей, чьи землю занимают) или разместить значительное количество войск в завоеванной стране (очень дорого, придется вводить новые налоги для завоеванного государства, то есть негодовать будет все население).
  • Стать главой и защитником более слабых соседей .
  • Постараться ослабить сильных соседей .
  • Не допускать слишком сильного укрепления слабых .
  • Следить, чтобы в страну под каким-либо предлогом не проник чужеземный государь не уступающий по силе . Таких всегда призывают недовольные внутри страны: 1) из честолюбия, 2) из страха. При появлении чужеземного государя, все слабые примыкают к нему из зависти.

По типу строя государства управляемое единовластно делятся на два типа

  1. Государства, где государь правит в окружении слуг , которые милостью и соизволением его поставлены на высшие должности и помогают ему управлять государством. В этом случае, государь обладает большей властью , так как все население знает лишь одного господина. Такое государство крайне сложно завоевать, но по завоеванию легко удержать.
  2. Государства, где государь правит в окружении баронов , властвующих не милостью государя, но в силу древности рода. Бароны эти имеют наследные государств аи подданных, каковые признают над собой их власть и питают к ним естественную привязанность. В этом случае, государь обладает меньшей властью. Такое государство легко завоевать, но по завоеванию сложно удержать.

Унаследованное государство

Удержать правление намного проще, так как подданные успели свыкнуться с правящим домом. Для удержания власти достаточно:

  • не нарушать устоявшихся законов и правил;
  • без поспешности приспосабливаться к новым обстоятельствам.

Причиной тому то, что у государя, унаследовавшего власть, меньше причин и необходимости

Новое государство

По типу новизны

Новое государство в целом .

  • Государство, где подданные привыкли повиноваться государю .
  • Государство, где подданные жили исконно свободно . Для удержания завоеванного государства живущего до этого свободно и по своим законам есть три способа.

    • Разрушить его.
    • Переселиться туда на жительство.
    • Предоставить право гражданам жить по своим законам, обложив данью и вверив правление небольшому числу лиц, которые ручались бы за дружественность государю.

Первый способ наиболее действенный. Третий наиболее опасный, так как государства привыкшие жить свободно не забудут свободу и старые порядки даже по прошествии длительного времени.

Новая часть, присоединенная к унаследованному государству .

В случае смешанных государств удержать власть сложнее в следствие возможных переворотов. Основная причина переворота: люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого. Что естественно, завоеватель притесняет подданных, налагая на них разного рода повинности о обременяет их простоями войска.

В этом случае завоеватель наживает врагов как среди тех, кого притеснил, так и среди тех, кто способствовал завоевания, так как не может воздать им в соответствии из ожиданиям, но и не может применить к ним крутые меры, будучи им обязанным.

По способу приобретения

Государство, приобретенное своим оружием . Государство, приобретенное чужим оружием .

По характеристикам государя

  • Государство, приобретенное милостью судьбы . Легко приобрести власть, но удержать ее трудно. К таким государям можно отнести тех, кому власть досталась за деньги или была пожалована в знак милости. В этих случаях государи всецело зависят от воли и фортуны тех, кому обязаны властью.
  • Государство, приобретенное доблестью . Великих трудов стоит завоевать власть и малых - ее удержать. Основывая сложность заключается в том, что всегда необходимо вводить новые установления и порядки. Надо знать, что нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми. Государей можно поделить на:

    • тех, кто для должен упрашивать для достижения цели (скорее всего обречены на провал);
    • тех, кто может применить силу (с высокой вероятностью будут удачливы).

Нрав людей непостоянен, и если обратить их в свою веру легко, то удержать в ней трудно. Поэтому надо быть готовым к тому, чтобы, когда вера в народе иссякнет, заставить его поверить силой.

Гражданское единовластие

Единовластие учреждается либо знатью, либо народом. Тому, кто приходит к власти с помощью знати, труднее удержать власть, чем тому, кого привел к власти народ, так как если государь окружен знатью, которая почитает себя ему равной, он не может ни приказывать, ни иметь независимый образ действий. Тогда как тот, кого привел к власти народ, правит один и вокруг него нет никого или почти никого, кто не желал бы ему повиноваться.

  • Нельзя честно, не ущемляя других, удовлетворять притязания знати, но можно - требования народа.
  • У народа более честная цель, чем у знати: знать желает угнетать народ, а народ не желает быть угнетенным.
  • С враждебным народом ничего нельзя поделать, ибо он многочислен, а со знатью - можно, ибо она малочисленна.
  • Государь не волен выбирать народ, но волен выбирать знать, ибо его право карать и миловать, приближать или подвергать опале.
  • С людьми знатными надлежит поступать так, как поступают они.
  • Вне зависимости от того, кто привел государя к правлению, он первым делом должен заручиться дружбой народа, то есть взять народ под свою защиту.

Войска

Основой власти во всех государствах - как унаследованных, так смешанных и новых - служат хорошие законы и хорошее войско. Хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы.

Государь не должен иметь ни других помыслов, ни других забот, ни другого дела, кроме войны, военных установлений и военной науки, ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого.

Виды войск.

  • Собственные.
  • Союзнические.
  • Наемные.
  • Смешанные.

Наемные и союзнические войска бесполезны и опасны; никогда не будет ни прочной, ни долговечной та власть, которая опирается на наемное войско. Союзные войска могут отлично и с пользой послужить своему государю, но для того, кто их призывает на помощь, они почти всегда опасны, ибо поражение их грозит государю гибелью, а победа - зависимостью. В наемном войске опаснее нерадивость, в союзническом войске - доблесть.

Без собственного войска государство непрочно - более того, оно всецело зависит от прихотей фортуны. Собственные войска суть те, которые составляются из подданных, граждан или преданных тебе людей, всякие же другие относятся либо к союзническим, либо к наемным.

Качества государя

  1. Щедрость и Бережливость . Хорошо иметь славу щедрого государя, тем не менее тот, кто проявляет щедрость, чтобы слыть щедрым, вредит самому себе. Если проявлять ее разумно и должным образом, о ней не узнают, а тебя все равно обвинят в скупости, поэтому, чтобы, распространить среди людей славу о своей щедрости, ты должен будешь изощряться в великолепных затеях, но, поступая таким образом, ты истощишь казну, после чего, не желая расставаться со славой щедрого правителя, вынужден будешь сверх меры обременить народ податями и прибегнуть к неблаговидным способам изыскания денег. Раз государь не может без ущерба для себя проявлять щедрость так, чтобы ее признали, то не будет ли для него благоразумнее примириться со славой скупого правителя? Ради того, чтобы не обирать подданных, иметь средства для обороны, не обеднеть, не вызвать презрения и не стать по неволе алчным, государь должен пренебречь славой скупого правителя, ибо скупость - это один из тех пороков, которые позволяют ему править. Тратить можно либо свое, либо чужое. В первом случае полезна бережливость, во втором - как можно большая щедрость.
  2. Жесткость и Милосердие . Внушать страх или любовь? Государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствует беспорядку. От беспорядка, который порождает грабежи и убийства, страдает все население, тогда как от кар, налагаемых государем, страдают лишь отдельные лица. Государь не должен быть легковерен, мнителен и скор на расправу, во всех своих действиях он должен быть сдержан, осмотрителен и милостив. Люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх. Любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно. Государь должен внушать страх таким образом, чтобы, если не приобрести любви, то хотя бы избежать ненависти, ибо вполне возможно внушить страх без ненависти. Не прослыв жестоким, нельзя поддержать единства и боеспособности войска. Любят государей по собственному усмотрению, а боятся - по усмотрению государей, поэтому мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого; важно лишь ни в коем случае не навлекать на себя ненависти подданных.
  3. Как государи должны держать слово . Мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца. Разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Ради сохранения государства государь часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия. Пусть тем, кто видит его и слышит, он предстает как само милосердие, верность, прямодушие, человечность и благочестие, особенно благочестие.
  4. Каким образом избегать ненависти и презрения . Государь должен следить за тем, чтобы не совершилось ничего, что могло бы вызвать ненависть или презрение подданных. Ненависть государи возбуждают хищничеством и посягательством на добро и женщин своих подданных. Презрение государи возбуждают непостоянством, легкомыслием, изнеженностью, малодушием и нерешительностью. Этих качеств надо остерегаться как огня, стараясь, напротив, в каждом действии являть великодушие, бесстрашие, основательность и твердость. Решение государя касательно частных дел подданных должны быть бесповоротными, и мнение о нем должно быть таково, чтобы никому не могло прийти в голову, что можно обмануть или перехитрить государя. Добрыми делами можно навлечь на себя ненависть точно также, как и дурными, поэтому государь, как я уже говорил, нередко вынужден отступать от добра ради того, чтобы сохранить государство.
  5. Как поступать, чтобы тебя почитали . Ничто не может внушить к государю такого почтения, как военные предприятия и необычайные поступки. Когда кто-либо совершает что-либо значительное в гражданской жизни, дурное или хорошее, то его полезно награждать или карать таким образом, чтобы это помнилось как можно дольше. Главное для государя - постараться всеми своими поступками создать себе славу великого человека, наделенного умом выдающимся. Государя уважают, когда он открыто заявляет себя врагом или другом, то есть когда он без колебаний выступает за одного против другого. Государь должен также выказывать себя покровителем дарований, привечать одаренных людей, оказывать почет тем, кто отличился в каком-либо ремесле или искусстве. Государь должен побуждать граждан спокойно предаваться торговле, земледелию и ремеслам, чтобы одни благоустраивали свои владения, не боясь, что эти владения у них отнимут. Государь должен также занимать народ празднествами и зрелищами в подходящее для этого время года. Уважая цехи, или трибы, на которые разделен всякий город, государь должен участвовать иногда в их собраниях и являть собой пример щедрости и великодушия, но при этом твердо блюсти свое достоинство и величие, каковые должны присутствовать в каждом его поступке.
  • Необходимо вооружать жителей. Если невозможно вооружить всех, то надо приглядеться и отобрать часть, оказав им почесть за то, что они берут на себя больший риск. Таким образом мы приобретем собственное войско.
  • Являясь новым государям или основывая новое государство следует всегда создавать собственное войско.
  • Присоединяя территорию к имеющемуся государство, следует разоружить всех, кого захватил, кроме тех, кто способствовал захвату.
  • Тем государям, которые больше боятся народа, нежели внешних врагов, крепости полезны; а тем из них, кто больше боится внешних врагов, чем народа, крепости не нужны. Лучшая из всех крепостей - не быть ненавистным народу.
  • Министр, в чьих руках дела государства, обязан думать не о себе, а о государе, и не являться к нему ни с чем, что не относится до государя. Но и государь со своей стороны должен стараться удержать преданность своего министра, воздавая ему по заслугам, умножая его состояние, привязывая его к себе узами благодарности, разделяя с ним обязанности и почести, чтобы тот видел, что государь не может без него обходиться, и чтобы, имея достаточно богатств и почестей, не возжелал новых богатств и почестей, а также чтобы, занимая разнообразные должности, убоялся переворотов.
  • Благоразумный государь должен отличив нескольких мудрых людей, им одним предоставить право высказывать все, что они думают, но только о том, что ты сам спрашиваешь и ни о чем больше; однако спрашивать надо обо всем и выслушивать ответы, решение же принимать самому и по своему усмотрению. Государь всегда должен советоваться с другими, но только когда он того желает, а не когда того желают другие.
  • Людей следует либо ласкать, либо изничтожать. Ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое нет. Наносимую человеку обиду следует рассчитать так, чтобы не бояться мести.
  • Если своевременно обнаружить зарождающийся недуг, что дано лишь мудрым правителям, то избавиться от него нетрудно, но если он запущен так, что всякому виден, то никакое снадобье уже не поможет.
  • Войны нельзя избежать, можно лишь оттянуть ее - к выгоде противника.
  • Поистине страсть к завоеваниям - дело естественное и обычное; и тех, кто учитывает свои возможности, все одобрят или же никто не осудит; но достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеваниям какой угодно ценой
  • Кто меньше полагался на милость судьбы, тот дольше удерживался у власти.
  • Обиды нужно наносить разом: чем меньше их распробуют, тем меньше от них вреда.
  • Благодеяния же полезно оказывать мало-помалу, чтобы их распробовали как можно лучше.
  • Самое же главное для государя - вести себя с подданными так, чтобы никакое событие - ни дурное, ни хорошее - не заставляло его изменить своего обращения с ними, так как, случись тяжелое время, зло делать поздно, а добро бесполезно, ибо его сочтут вынужденным и не воздадут за него благодарностью.
  • Знать желает подчинять и угнетать народ, народ не желает находиться в подчинении и угнетении; столкновение же этих начал разрешается трояко: либо единовластием, либо беззаконием, либо свободой
  • Люди же таковы, что, видя добро со стороны тех, от кого ждали зла, особенно привязываются к благодетелям.
  • Мудрому государю надлежит принять меры к тому, чтобы граждане всегда и при любых обстоятельствах имели потребность в государе и в государстве, - только тогда он сможет положиться на их верность.
  • Люди же по натуре своей таковы, что не меньше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им.
  • Расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе, нежели на благо, так как, желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру.
  • О людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива.
  • Любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно.
  • Натиск лучше, чем осторожность, ибо фортуна - женщина, и кто хочет с ней сладить, должен колотить ее и пинать - таким она поддается скорее, чем тем, кто холодно берется за дело. Поэтому она, как женщина, - подруга молодых, ибо они не так осмотрительны, более отважны и с большей дерзостью ее укрощают.

Николо Макиавелли

Государь

Николо Макиавелли - его светлости Лоренцо деи Медичи

Обыкновенно, желая снискать милость правителя, люди посылают ему в дар то, что имеют самого дорогого, или чем надеются доставить ему наибольшее удовольствие, а именно: коней, оружие, парчу, драгоценные камни и прочие украшения, достойные величия государей. Я же, вознамерившись засвидетельствовать мою преданность Вашей светлости, не нашел среди того, чем владею, ничего более дорогого и более ценного, нежели познания мои в том, что касается деяний великих людей, приобретенные мною многолетним опытом в делах настоящих и непрестанным изучением дел минувших. Положив много времени и усердия на обдумывание того, что я успел узнать, я заключил свои размышления в небольшом труде, который посылаю в дар Вашей светлости. И хотя я полагаю, что сочинение это недостойно предстать перед вами, однако же верю, что по своей снисходительности вы удостоите принять его, зная, что не в моих силах преподнести вам дар больший, нежели средство в кратчайшее время постигнуть то, что сам я узнавал ценой многих опасностей и тревог. Я не заботился здесь ни о красоте слога, ни о пышности и звучности слов, ни о каких внешних украшениях и затеях, которыми многие любят расцвечивать и уснащать свои сочинения, ибо желая, чтобы мой труд либо остался в безвестности, либо получил признание единственно за необычность и важность предмета. Я желал бы также, чтобы не сочли дерзостью то, что человек низкого и ничтожного звания берется обсуждать и направлять действия государей. Как художнику, когда он рисует пейзаж, надо спуститься в долину, чтобы охватить взглядом холмы и горы, и подняться в гору, чтобы охватить взглядом долину, так и здесь: чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу.

Пусть же Ваша светлость примет сей скромный дар с тем чувством, какое движет мною; если вы соизволите внимательно прочитать и обдумать мой труд, вы ощутите, сколь безгранично я желаю Вашей светлости того величия, которое сулит вам судьба и ваши достоинства. И если с той вершины, куда вознесена Ваша светлость, взор ваш когда-либо обратиться на ту низменность, где я обретаюсь, вы увидите, сколь незаслуженно терплю я великие и постоянные удары судьбы.

СКОЛЬКИХ ВИДОВ БЫВАЮТ ГОСУДАРСТВА И КАК ОНИ ПРИОБРЕТАЮТСЯ

Все государства, все державы, обладавшие или обладающие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно. Последние могут быть либо унаследованными - если род государя правил долгое время, либо новыми. Новым может быть либо государство в целом - таков Милан для Франческо Сфорца; либо его часть, присоединенная к унаследованному государству вследствие завоевания - таково Неаполитанское королевство для короля Испании.

Новые государства разделяются на те, где подданные привыкли повиноваться государям, и те, где они искони жили свободно; государства приобретаются либо своим, либо чужим оружием, либо милостью судьбы, либо доблестью.

О НАСЛЕДСТВЕННОМ ЕДИНОВЛАСТИИ

Я не стану касаться республик, ибо подробно говорю о них в другом месте. Здесь я перейду прямо к единовластному правлению и, держась намеченного выше порядка, разберу, какими способами государи могут управлять государствами и удерживать над ними власть.

Начну с того, что наследному государю, чьи подданные успели сжиться с правящим домом, гораздо легче удержать власть, нежели новому, ибо для этого ему достаточно не преступать обычая предков и в последствии без поспешности применяться к новым обстоятельствам. При таком образе действий даже посредственный правитель не утратит власти,если только не будет свергнут особо могущественной и грозной силой, но и в этом случае он отвоюет власть при первой же неудаче завоевателя.

У нас в Италии примером может служить герцог Феррарский, который удержался у власти после поражения, нанесенного ему венецианцами в 1484 году и папой Юлием в 1510-м, только потому, что род его исстари правил в Ферраре. Ибо у государя, унаследовавшего власть, меньше причин и меньше необходимости притеснять подданных, почему они и платят ему большей любовью, и если он не обнаруживает чрезмерных пороков, вызывающих ненависть, то закономерно пользуется благорасположением граждан. Давнее и преемственное правление заставляет забыть о бывших некогда переворотах и вызвавших их причинах, тогда как всякая перемена прокладывает путь другим переменам.

О СМЕШАННЫХ ГОСУДАРСТВАХ

Трудно удержать власть новому государю. И даже наследному государю, присоединившему новое владение - так, что государство становиться как бы смешанным, - трудно удержать над ним власть, прежде всего вследствие той же естественной причины, какая вызывает перевороты во всех новых государствах. А именно: люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого. Что опять-таки естественно и закономерно, так как завоеватель притесняет новых подданных, налагает на них разного рода повинности и обременяет их постоями войска, как это неизбежно бывает при завоевании. И таким образом наживает врагов в тех, кого притеснил, и теряет дружбу тех, кто способствовал завоеванию, ибо не может вознаградить их в той степени, в какой они ожидали, но не может и применить к ним крутые меры, будучи им обязан - ведь без их помощи он не мог бы войти в страну, как бы ни было сильно его войско. Именно по этим причинам Людовик XII, король Франции, быстро занял Милан и также быстро его лишился. И герцогу Людовико потому же удалось в тот раз отбить Милан собственными силами. Ибо народ, который сам растворил перед королем ворота, скоро понял, что обманулся в своих упованиях и расчетах, и отказался терпеть гнет нового государя.

Правда, если мятежная страна завоевана повторно, то государю легче утвердить в ней свою власть, так как мятеж дает ему повод с меньшей оглядкой карать виновных, уличать подозреваемых, принимать защитные меры в наиболее уязвимых местах. Так в первый раз Франция сдала Милан, едва герцог Людовико пошумел на его границах, но во второй раз Франция удерживала Милан до тех пор, пока на нее не ополчились все итальянские государства и не рассеяли, и не изгнали ее войска из пределов Италии, что произошло по причинам, названным выше. Тем не менее, Франция оба раза потеряла Милан. Причину первой неудачи короля, общую для всех подобных случаев, я назвал; остается выяснить причину второй и разобраться в том, какие средства были у Людовика - и у всякого на его месте, - чтобы упрочить завоевание верней, чем это сделала Франция.

Начну с того, что завоеванное и унаследованное владения могут принадлежать либо к одной стране и иметь один язык, либо к разным странам и иметь разные языки. В первом случае удержать завоеванное нетрудно, в особенности если новые подданные и раньше не знали свободы. Чтобы упрочить над ними власть, достаточно искоренить род прежнего государя, ибо при общности обычаев и сохранении старых порядков ни от чего другого не может произойти беспокойства. Так, мы знаем, обстояло дело в Бретани, Бургундии, Нормандии и Гаскони, которые давно вошли в состав Франции; правда, языки их несколько различаются, но благодаря сходству обычаев они мирно уживаются друг с другом. В подобных случаях завоевателю следует принять лишь две меры предосторожности: во-первых, проследить за тем, чтобы род прежнего государя был искоренен, во-вторых, сохранить прежние законы и подати - тогда завоеванные земли в кратчайшее время сольются в одно целое с исконным государством завоевателя.

Но если завоеванная страна отличается от унаследованной по языку, обычаям и порядкам, то тут удержать власть поистине трудно, тут требуется и большая удача, и большое искусство. И одно из самых верных и прямых средств для этого - переселиться туда на жительство. Такая мера упрочит и обезопасит завоевание - именно так поступил с Грецией турецкий султан, который, как бы ни старался, не удержал бы Грецию в своей власти, если бы не перенес туда свою столицу. Ибо, только живя в стране, можно заметить начинающуюся смуту и своевременно ее пресечь, иначе узнаешь о ней тогда, когда она зайдет так далеко, что поздно будет принимать меры. Обосновавшись в завоеванной стране, государь, кроме того, избавит ее от грабежа чиновников, ибо подданные получат возможность прямо взывать к суду государя - что даст послушным больше поводов любить его, а непослушным - бояться. И если кто-нибудь из соседей замышлял нападение, то теперь он проявит большую осторожность, так что государь едва ли лишится завоеванной страны, если переселится туда на жительство.

На дворе эпоха Возрождения. Начались завоевания новых территорий. А вы - король, который отдавал все эти приказы, но почему-то все считают вас злым и очень плохим человеком. Народ не подчиняется, чувствуется, что скоро будет смута. Что же в этом случае делать? Итак, вот несколько правил, чтобы разрешить эту непростую ситуацию:

Первое правило, которое нужно государю:

Лучше всего лично посещать свои новые владения, знакомится с новым народом. Это поможет расположить к себе народ и поможет избавиться от врагов. Если же все-таки такой вариант исключен, то лучше всего отправить своих подданных, которые тоже смогут поладить с народом.

Правило 2

Очень важно устранять любых конкурентов на власть. Попытайтесь привлечь к себе влиятельных людей, чтобы после создать мощный союз, который сможет победить самые сильные страны.

Правило 3

Если кто-то все-таки пошел против вас, то лучше всего сразу устранить эту проблемы, чтобы после не было больших трудностей.

Александр Великий завоевал Персидский залив, а после - скончался, но его народу удалось править персами еще долгое количество времени, как же это получилось? Для начала стоит рассмотреть типы правителей:

Первый - барон. Такая страна остается в опасности все время - здесь легко меняется власть, но и после все будет идти таким же образом.

Второй тип - слуга. Здесь государь начинает свое правление с того, что устраняет полностью всех своих конкурентов, с ним остается дружны народ, который готов поддержать его в любой момент.

Но государь может получить власть только двумя способами: с помощью армии и соглашении между народами. В любом из этих случаях требуется действовать очень умело и аккуратно.

Действия, направленные на вред другим - еще один способ получить власть. Но такая жестокость не должна быть постоянно, здесь нужен особый подход - один единственный удар, который решит все проблемы.

Что же должен уметь каждый правитель? Это, несомненно, знать военное дело, хорошо командовать и управлять своей армией. Не знание дипломатии - большой минус, который может привести к поражению. Также нужно всегда держать армию наготове, нужно обучить людей, чтобы они могли устранить врага.

Правило 4

Еще одно правило - иметь население, которое снабжено оружием и может им работать. Такое правило помогло и шведам, и спартанцам. Наемные люди - худший вариант, они, как правило, воюют за деньги, а если казна опустеет, то можно быстро лишиться поддержки.

Любой поданный человек ждет вознаграждения он своего правителя, поэтому важно соблюдать щедрость, но и скупость не помешает. Лучше сделать это так - сначала хорошо показать, что вы - щедрый человек, а после получения власти начать скупиться и увеличивать налоги.

Любой правитель обязан уметь использовать жестокость в свою сторону. Население должно хоть как-то боятся своего правителя, чтобы избежать предательства.

Но может ли правитель обманывать? Да, но так, чтобы этого никто не заметил. Ложь во благо имеет и положительные качества, если этого никто не знает.

Каждый правитель за все время в истории имел круг приближенных, с которыми он советовался. Именно поэтому лучше всего создать круг людей, которым можно полностью довериться.

Но самый главный момент в управлении страной - это знать историю своей страны, чтобы не допустить ошибок, которые уже были. Анализировать поступки других правителей и слушать советы победителей.

Данная книга учит тому, как правильно управлять страной, чтобы не потерпеть поражения за короткий срок и как можно дольше оставаться у власти, имея хороший авторитет. Учит еще и тому, какими качествами должен обладать любой правитель.

Подробный пересказ Государя Макиавелли

Времена начала эпохи возрождения от темных лет средневековья ознаменовались сложными процессами, происходящими в обществе. Настроения кардинально менялись, переосмыслялась культура, мораль и философия. До тех пор, пока путь дальнейшего развития не определился, настроения общества ходили ходуном, а мировые события метали из стороны в сторону бедных жителей сложной эпохи.

На этой почве вырос великий мыслитель Никколо Макиавелли. Он беспристрастно наблюдал со стороны за происходящим и потом тщательно осмыслял увиденное. Мыслитель сыскал себе славу и к его мудрым советам, практически всегда безошибочным, прислушивалось большинство правителей Европы времен Ренессанса.

В 1513 Николло Макиавелли отправил в подарок князю Флоренции – Лоренцо деи Медичи написанный трактат с советами по управлению государством. Книга оказалась настолько содержательной и полезной, что многие великие правители, вроде Наполеона, держали ее, как настольную. Тонкий политик и дипломат, Макиавелли передал через свой труд основные знания о тонком искусстве управления, которые он обсмаковал за свою долгую жизнь.

В своем труде Макиавелли рассказывает о формах правления государств, которые, по его мнению, существуют. Он делит их на монархии и республики и раскрывает особенности этих форм правления. Макиавелли рассказывает об удаче, как способе достижения власти, но называет ее недостаточной, поэтому большое внимание уделяет силе оружия и добродетели правителя. Оружие и добродетель, по Макиавелли, дополняют друг друга, что является залогом успеха.

Автор рассказывает об особенностях религиозных государств, которые он выделяет в отдельную категорию. Автор говорит о способах их удержания и тонкостях их жизненного клада, которые необходимо знать, для удержания государства.

В книге рассказывается о чертах характера, которые должны быть присущи правителю. Автор говорит о животных качествах, которые должны быть у хорошего правителя. Конечно, использование животных, как лев или лиса, - это просто метафора, необходимая для более понятного описания того, на кого должен быть похож властитель.

Говоря о добродетели, Макиавелли выделяет доброту, щедрость, гуманность, милосердие. Автор подробно описывает влияние этих черт на образ правителя, его поступки и зависимость от них отношения подданных к своему правителю. Стоит отметить, что автор выделяет репутацию, как добродетель тоже и беспристрастно объясняет, как благодаря ей формируется ненависть или презрение народа.

Автор рассказывает на примере истории и поступков правителей прошлого как работают те или иные системы правильного или неправильного управления. Он подробно описывает искусные и великолепные приемы, принесшие удачу или поражение их сотворителям. Беспристрастный, беспринципный и свободный от всех предубеждений Макиавелли искусно тонко описывает каждую деталь.

Помимо завоевания, Макиавелли рассказывает о правилах удержания власти и способами борьбы со старыми порядками, которые могут разрушить новую систему управления. Макиавелли бывает жесток и бесчеловечен в своих рассуждениях, но такова плата за дары положения правителя, по мнению мыслителя.

Говоря об источниках своих знаний, автор называет опыт единственным источником. И с этим утверждением невозможно не согласиться, ведь Макиавелли провел всю жизнь в наблюдениях как просто со стороны, так и в своей дипломатической работе, которой он неустанно занимался на протяжении жизни. На основе наблюдений он получал свои драгоценные знания, которые изложил в своем труде.

Автор касается вопросов ведения войны хорошим правителем. Он рассказывает о способах управления войском, его формирования и содержания. Автор рассказывает о видах войск, их преимуществах и способах эффективного использования в борьбе для получения преимущества в бою. Автор рассказывает о важных правилах стратегии войны и расстановке сил в политике. Он дает важные советы по ведению дел и представляет полезные примеры действия стратегии в деле. Например, Макиавелли рассказывает о преимуществах крепостей и о том, нужны они или не нужны для обороны правителю.

Не обходит стороной автор и вопросы экономики. В книге есть полезные советы, как сберечь огромное количество средств и не заниматься бесполезным расточительством, а эффективно тратить деньги при правлении государством и ведении войны.

Также, в книге описываются правила ведения закулисной борьбы и дипломатии, в которой автор, несомненно, является экспертом. Макиавелли дает наставления о том, каких людей стоит слушать, а каких нет и том, как не дать завести себя в заблуждение сладкими речами красноречивых советников. Автор выделяет приоритетное значение данному слову правителем и необходимость его исполнения.

Можно отметить грубый и пренебрежительный тон автора по отношению к устоявшимся моральным нормам человечества. Но именно беспристрастность автора позволила разработать важный труд, который открывал читавшим его государям глаза на собственное ремесло и позволял править долго и размеренно. Несмотря на то, что имя Макиавелли часто употребляется как синоним предательства и политической вседозволенности, его труд открывает нам глубокое чувство юмора, хотя и довольно горькое.

Итак, труд великого мыслителя преподносит нам ценные знания о способах управления государством и правилах ведения искусного диалога с миром, преподнося себя как мудрого правителя. Книга рассказывает, как не растерять полученную славу и на что следует обращать внимание, ведя сложную борьбу за власть и приоритет в управлении государством. Читатель узнает секреты непревзойденного мастерства великого маэстро дипломатии. Макиавелли превращает политику в непревзойденное искусство и создает для нас прообраз идеального правителя, к которому необходимо стремиться.

Картинка или рисунок Макиавелли - Государь

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание 25 профессий Маши Филипенко Успенский

    Книга Э. Успенского повествует о веселых и интересных приключениях озорной девчонки, ученицы третьего класса, Маши Филипенко.

  • Краткое содержание Островский За двумя зайцами

    Довольно таки знаменитая пьеса была создана М.Старицким. Островский же перевел ее на русский язык, и получилось комическое, но поучительное творение. По произведению был поставлен фильм, а в театрах с большим аншлагом проходили спектакли

  • Краткое содержание Андреев Баргамот и Гараська

    Главный герой - Иван Акиндинович Бергамотов по кличке «Баргамот» - городовой, которого уважали жители окраины «Орла». Этого высокого, толстого и в то же время сильного человека знали как серьёзного и солидного мужичка.

  • Краткое содержание Тургенев Два помещика

    Классик русской литературы описывает в своем произведении двух абсолютно разных людей находящихся на одной ступени в социальной иерархии царской России. Два помещика из провинции совершенно по разному относятся к своей жизни, к своим имениям и крепостным

  • Краткое содержание Купер Прерия

    Роман Фенимора Купера «Прерия» является завершающей частью произведений американского классика о кровопролитном завоевании аборигенов Америки белыми.

Николо Макиавелли

Государь

Николо Макиавелли - его светлости Лоренцо деи Медичи

Обыкновенно, желая снискать милость правителя, люди посылают ему в дар то, что имеют самого дорогого, или чем надеются доставить ему наибольшее удовольствие, а именно: коней, оружие, парчу, драгоценные камни и прочие украшения, достойные величия государей. Я же, вознамерившись засвидетельствовать мою преданность Вашей светлости, не нашел среди того, чем владею, ничего более дорогого и более ценного, нежели познания мои в том, что касается деяний великих людей, приобретенные мною многолетним опытом в делах настоящих и непрестанным изучением дел минувших. Положив много времени и усердия на обдумывание того, что я успел узнать, я заключил свои размышления в небольшом труде, который посылаю в дар Вашей светлости. И хотя я полагаю, что сочинение это недостойно предстать перед вами, однако же верю, что по своей снисходительности вы удостоите принять его, зная, что не в моих силах преподнести вам дар больший, нежели средство в кратчайшее время постигнуть то, что сам я узнавал ценой многих опасностей и тревог. Я не заботился здесь ни о красоте слога, ни о пышности и звучности слов, ни о каких внешних украшениях и затеях, которыми многие любят расцвечивать и уснащать свои сочинения, ибо желая, чтобы мой труд либо остался в безвестности, либо получил признание единственно за необычность и важность предмета. Я желал бы также, чтобы не сочли дерзостью то, что человек низкого и ничтожного звания берется обсуждать и направлять действия государей. Как художнику, когда он рисует пейзаж, надо спуститься в долину, чтобы охватить взглядом холмы и горы, и подняться в гору, чтобы охватить взглядом долину, так и здесь: чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу.

Пусть же Ваша светлость примет сей скромный дар с тем чувством, какое движет мною; если вы соизволите внимательно прочитать и обдумать мой труд, вы ощутите, сколь безгранично я желаю Вашей светлости того величия, которое сулит вам судьба и ваши достоинства. И если с той вершины, куда вознесена Ваша светлость, взор ваш когда-либо обратиться на ту низменность, где я обретаюсь, вы увидите, сколь незаслуженно терплю я великие и постоянные удары судьбы.

СКОЛЬКИХ ВИДОВ БЫВАЮТ ГОСУДАРСТВА И КАК ОНИ ПРИОБРЕТАЮТСЯ

Все государства, все державы, обладавшие или обладающие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно. Последние могут быть либо унаследованными - если род государя правил долгое время, либо новыми. Новым может быть либо государство в целом - таков Милан для Франческо Сфорца; либо его часть, присоединенная к унаследованному государству вследствие завоевания - таково Неаполитанское королевство для короля Испании.

Новые государства разделяются на те, где подданные привыкли повиноваться государям, и те, где они искони жили свободно; государства приобретаются либо своим, либо чужим оружием, либо милостью судьбы, либо доблестью.

О НАСЛЕДСТВЕННОМ ЕДИНОВЛАСТИИ

Я не стану касаться республик, ибо подробно говорю о них в другом месте. Здесь я перейду прямо к единовластному правлению и, держась намеченного выше порядка, разберу, какими способами государи могут управлять государствами и удерживать над ними власть.

Начну с того, что наследному государю, чьи подданные успели сжиться с правящим домом, гораздо легче удержать власть, нежели новому, ибо для этого ему достаточно не преступать обычая предков и в последствии без поспешности применяться к новым обстоятельствам. При таком образе действий даже посредственный правитель не утратит власти,если только не будет свергнут особо могущественной и грозной силой, но и в этом случае он отвоюет власть при первой же неудаче завоевателя.

У нас в Италии примером может служить герцог Феррарский, который удержался у власти после поражения, нанесенного ему венецианцами в 1484 году и папой Юлием в 1510-м, только потому, что род его исстари правил в Ферраре. Ибо у государя, унаследовавшего власть, меньше причин и меньше необходимости притеснять подданных, почему они и платят ему большей любовью, и если он не обнаруживает чрезмерных пороков, вызывающих ненависть, то закономерно пользуется благорасположением граждан. Давнее и преемственное правление заставляет забыть о бывших некогда переворотах и вызвавших их причинах, тогда как всякая перемена прокладывает путь другим переменам.

О СМЕШАННЫХ ГОСУДАРСТВАХ

Трудно удержать власть новому государю. И даже наследному государю, присоединившему новое владение - так, что государство становиться как бы смешанным, - трудно удержать над ним власть, прежде всего вследствие той же естественной причины, какая вызывает перевороты во всех новых государствах. А именно: люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого. Что опять-таки естественно и закономерно, так как завоеватель притесняет новых подданных, налагает на них разного рода повинности и обременяет их постоями войска, как это неизбежно бывает при завоевании. И таким образом наживает врагов в тех, кого притеснил, и теряет дружбу тех, кто способствовал завоеванию, ибо не может вознаградить их в той степени, в какой они ожидали, но не может и применить к ним крутые меры, будучи им обязан - ведь без их помощи он не мог бы войти в страну, как бы ни было сильно его войско. Именно по этим причинам Людовик XII, король Франции, быстро занял Милан и также быстро его лишился. И герцогу Людовико потому же удалось в тот раз отбить Милан собственными силами. Ибо народ, который сам растворил перед королем ворота, скоро понял, что обманулся в своих упованиях и расчетах, и отказался терпеть гнет нового государя.

Правда, если мятежная страна завоевана повторно, то государю легче утвердить в ней свою власть, так как мятеж дает ему повод с меньшей оглядкой карать виновных, уличать подозреваемых, принимать защитные меры в наиболее уязвимых местах. Так в первый раз Франция сдала Милан, едва герцог Людовико пошумел на его границах, но во второй раз Франция удерживала Милан до тех пор, пока на нее не ополчились все итальянские государства и не рассеяли, и не изгнали ее войска из пределов Италии, что произошло по причинам, названным выше. Тем не менее, Франция оба раза потеряла Милан. Причину первой неудачи короля, общую для всех подобных случаев, я назвал; остается выяснить причину второй и разобраться в том, какие средства были у Людовика - и у всякого на его месте, - чтобы упрочить завоевание верней, чем это сделала Франция.