В последней, самой жестокой и кровавой, за всю историю человечества, схватке с фашистками захватчиками, советские солдаты поразили мир выдающимся героизмом и подвигами, равных которым нет в мире. Эта страшная война повергла человечество в хаос, но наш народ прошел через все испытания и вышел победителем. Победа в Великой отечественной войне - величайший подвиг советского народа. Мы, являемся потомками того военного поколения и видим прошедшую войну глазами кинооператоров и фотокорреспондентов. В этом посте хочется рассказать о людях, которые, как правило, оставались за кадром. Это герои, благодоря которым мы с вами имеем документальные кадры кино и фототехники, которые бесстрастно повествуют нам обо всех ужасах войны, взятых и оставленных городах, передвижений войск, партизанских вылазках и героизме военных и тыловых будней, освобождении страны, а затем всей Европы. Так же хочу показать вам фото отчет с выставки фотографий военных фотокорреспондентов из коллекции РОСФОТО.

Война всегда начинается внезапно, хотя спустя поколение для историков она покажется неизбежной. В 1941 году началась самая страшная, самая близкая, самая дорогая - Великая Отечественная война. Говорят, без огромных потерь нацистов было не остановить…

За четыре года войны кинооператоры и фоторепортеры сделали сотни тысяч фотоснимков, сняли миллионы метров кинопленки. Около полутора часов из каждых суток ужасной войны остались запечатленными. Эти люди отправлялись на передовую и снимали из окопов, из смотровой щели танка, выезжающего первым на поле боя, из кабины самолета, через амбразуру дзота, из окон горящего здания... снимали отовсюду, где шел разгул войны. В период важнейшей Сталинградской битвы фронтовые операторы впервые проводили съемку уличных боев. Они были преданы своему делу, своей цели и старались сделать свою работу более чем профессионально, понимая, что однажды, это может стоить им жизни. Вместо того чтобы лишний раз обезопасить себя, корреспонденты заботились о правильной экспозиции и техническом качестве отснятого материала. Кинооператоры рисковали собой ради крупных планов сражений, а фотокорреспонденты рисковали ради одного выразительного снимка. Благодаря им в фотолетописи войны запечатлены сотни тысяч лиц, а на пленке вечно живыми остались люди, не уцелевшие в той войне.

Главной задачей военных корреспондентов являлось запечатлеть воюющих на фронте людей - бойцов и командиров Красной Армии, хорошо владеющих военной техникой и тактикой ведения боев. Показать их инициативу, военную смекалку и хитрость в борьбе с фашистами. Выставить на обозрение их ненависть к немецко - фашистким захватчикам, подчеркнуть их стойкость, самоотверженность и дисциплину в выполнении приказов командования.

Уже впервые дни войны корреспонденты были на фронте. Спустя три недели после начала войны на важнейших участках фронта работало около 20 киногрупп, насчитывавших более 80 кинооператоров. Отпечатанные на страницах газет фронтовые снимки расходились по стране миллионными тиражами. К сожалению, до наших дней сохранилось катастрофически мало кадров, так как в то время люди считали кощунством снимать картины всенародного горя. Трудно было объяснить родственникам погибших, что их страдания снимаются для истории. Многие военные журналисты носили офицерские погоны и в трудную минуту становились на место убитых офицеров и даже рядовых. Так сотрудник «Правды» Борзенко был направлен редакцией для освещения действий Керченского десанта. Во время высадки погибли все офицеры, и журналисту, как старшему по званию, пришлось взять на себя руководство обороны захваченного «пятачка». Три дня до прибытия подкреплений он руководил боем. Он – единственный из всех военных журналистов, кто был удостоен звания «Герой Советского Союза».

Фотокорреспонденты и кинооператоры были свидетелями первой крупной победы советского народа – разгрома немецких армий под Москвой в конце 1941 – начале 1942 гг. С обеих сторон в этой битве участвовало более 3 млн. Человек. Снимать приходилось в 35-градусный мороз. Перед началом съемки камеры приходилось отогревать под полушубками. Тысячи метров пленки, снятые операторами, вошли в документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». Фильм, вышедший на экраны 18 февраля 1942 года, получил Государственную премию СССР и премию американской Академии киноискусства «Оскар» как лучший фильм года. Для корреспондентов, снимавших Курскую битву, съемочной площадкой было минное поле. А у операторов тогда не было длиннофокусной оптики. Поэтому для съемки им приходилось ждать, когда вражеские танки приблизятся к окопам. Известно, что две документальные ленты советских кинооператоров о разрушенных в годы войны исторических памятниках и массовых убийствах военнопленных и мирного населения стали обвинительным документом на Нюрнбергском процессе. НА фронтах Великой Отечественной войны погибли сотни военных журналистов, таких как Муса Джалиль, известный поэт, журналист, перед войной работал в Москве, сотрудник армейской газеты «Отвага», казненный в Моабитской фашистской тюрьме в марте 1944 года, и Цезарь Куников, московский журналист, командир отряда десантников, погибший в бою за Новороссийск в феврале 1943 года.


Георгий Липскеров. Участвовал в боях. Был фотокорреспондентом газет 52-ой армии и 2-го Украинского фронта. С 1943 года входил в группу военных кинодокументалистов. Снимал бои под Москвой, под Сталинградом, на Курской дуге.


Фотокор Дмитрий Бальтерманц. Работал в «Известиях». Сотрудничество с газетой закончилось для него штрафным батальоном.


Наталья Боде одна из немногих женщин - военных фотокорреспондентов. Снимала на Юго-Западном, Центральном, 1-м Белорусском фронтах. Прошла всю войну


Корреспонденты позируют друг другу для истории



Спецфотокор газеты «Красная Звезда» Олег Кнорринг и кинооператор Иван Малов снимают допрос немца-перебежчика



Советские фотокорреспонденты у здания Рейхстага, 1945 год



Аркадий Шайхет с американскими репортерами на Одере. 1945 год. Корреспондент «Фронтовой иллюстрации», автор знаменитого "Политрука". В сражении под Кенигсбергом вместе с шофером на редакционном грузовике вывез с поля боя пятнадцать раненых, был награжден орденом Красного Знамени.

На днях мне посчастливилось побывать в государственном музейно - выставочном центре РОСФОТО, где представлялась выставка фотографий военных фотокорреспондентов. НА выставке были представлены работы классиков российской фотографии - Эммануила Евзирихина, Бориса Кудоярова, Ивана Шагина, Сергея Лоскутова. Так же нам удалось увидеть снимки военных корреспондентов - Жана Берланда, Александра Дитлова, Бориса Пушкина, Семена Колонина, Ефима Копыта, а так же Ю. Пясецкого и Я. Табаровского. Имена этих людей еще предстоит вернуть в историю российской фотографии. Большая часть фотографий представляет собой оригинальные отпечатки военного времени, предназначенные для публикации в прессе. Различные форматы фото указывают на авторское кадрирование. Так же в экспозиции были представлены авторские работы Ивана Шагина и Эммануила Евзерихина, отпечатанные ими в послевоенное время и современные отпечатки, которые были выполнены с оригинальных негативов из архива фотожурналиста Сергея Лоскутова.

Фото сделанные нами в выставочном центре:

Бои за освобождение ленинграда. Передвижение ваойск красной армии в районе Луги. Январь 1944 год. бромосеребрянный отпечаток. фотограф Борис Кудояров.


23 августа 1942 года. после массированного налета гитлеровской авиации. Сталинград 1942 год. бромосеребрянный отпечаток с авторского негатива. Фотограф Иммануил Невзерихин


Последние защитники Гитлера. Германия, 1945 год. бромосеребряный отпечаток. Фотограф Иван Шагин.


Ленинград в блокаде, 1941 год. бромосеребряный отпечаток. Комсомольцы Кировского завода маршируют. Фотограф Борис Кудияров.


Летчик А. Молодчий со своим штурманом. 1943 год. бромосеребряный отпечаток. Фотограф Иван Шагин.


Сентябрь 1941 года. Советский партизан. Цифровая печать с авторского негатива. Фотограф Сергей Лоскутов.


Сталинград, 24 августа 1942 года.бромосеребряный отпечаток НА фото военный кинооператор А. П. Софьин. Фотограф Эммануил Невзерихин.


Встреча на Эльбе. Фотограф Иван Шагин. Германия, 1945 год.бромосеребряный отпечаток


Партизанка Украины. Фотограф Иван Шагин. Украина, 1943 год. Бромосеребряный отпечаток. (Дорогие украинцы, не Савченко ваш народный герой. Вашими истинными героями являются девушки подобные той, что на фото выше)


Урал - фронту. Фотограф Иван Шагин. Урал, 1942 год. бромосеребряный отпечаток


Киевляне приступили к восстановлению города разрушенного гитлеровцами. Фотограф Иван Шагин. Киев, 1944 год, Бромосеребряный отпечаток

Выставка проходит в Государственном музейно -выставочном центре "РОСФОТО". Уникальный проект - "Великая Отечественная война глазами военных фотокорреспондентов" включал в себя более чем 500 фотоснимков, сделанных классиками отечественной фотографии, выдающимися советскими фотографами. Так же на выставке впервые был представлен виртуальный музей проект, охватывающий события ВОВ с первых дней и до взятия Берлина.

Еще фото с выставки:

10:00 09.05.2011

Журналистику считают одной из самых опасных профессий, ведь желание быть в курсе всех дел и совать нос во все подряд не всегда добром заканчиваются... для носа. Но фингал под глазом и хамство "звезд" шоу-бизнеса в сегодняшнее время не сравнимо с теми рисками, которым подвергали себя журналисты во время Великой Отечественной войны. Сегодня, 9 мая, я хочу рассказать хотя бы малую толику того, что делали советские военные журналисты.

Военный фотокорреспондент «Известий» Д. Бальтерманц снимает на станции Раздельная-1. Под Одессой, 1944 год

По информации Центра экстремальной журналистики , писать о войне могли только определенные издания: «четко прописаны издания, имеющие право посылать своих корреспондентов на фронт: «Правда», «Известия», «Красная звезда», «Красный флот», «Сталинский сокол», «Комсомольская правда». Отдельно подчеркивается, что для корреспондентов необходимы «опыт журналистской работы и обладание необходимым для работы на фронте минимумом военных знаний». Более того, все постоянные военные корреспонденты зачислялись в кадры Красной Армии. В документе («О работе военных корреспондентов на фронте (Из положения, утвержденного в 1042 а. Управлением пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) и Главным политическим управлением Красной Армии)» - МедиаНяня ) написано, что именно следует писать журналистам на войне: «Главной задачей военных корреспондентов является показ людей фронта - бойцов и командиров Красной Армии, хорошо владеющих военной техникой и тактикой ведения боя, их инициативы, военной сметки и хитрости в борьбе с врагом, их ненависти к немецко-фашистским захватчикам, стойкости, самоотверженности и дисциплины в выполнении приказов командования». Военные корреспонденты СССР были подотчетны редакции газеты, Совинформбюро, ТАСС и Радиокомитету».

Спецфотокор газеты «Красная Звезда» Олег Кнорринг и кинооператор Иван Малов снимают допрос немца-перебежчика старшего ефрейтора Альфонса Баушхофа

На сайте Союза журналистов Москвы так описывается работа военных журналистов: «Фронтовые операторы не стреляли и не бросали гранат, но находились на передовой вместе с солдатами, работали обычно парами. Использовали кинокамеры «Аймо» и «Лейка ». Спустя три недели после начала войны на важнейших участках фронта работало около 20 киногрупп, насчитывавших более 80 кинооператоров. Во время Великой Отечественной вместе с солдатами, уходящими в бой, нередко шли и фронтовые кинооператоры. Всего в годы войны было 258 фронтовых операторов, многие из которых погибли в войну: почти каждый был ранен, каждый второй тяжело ранен, каждый четвёртый убит».

Бывало и такое, что военные журналисты иногда сами сочиняли героические факты, но чаще всего сотруднику СМИ нужно было хорошенько потрудиться, чтобы получить материал. Для этого они и шли в бой вместе со своими военными подразделениями. Об этом упоминается на сайте russiagreat.com : «По статистическим данным в процентном отношении журналистов гибло возможно больше всего. Редакции требовали от своих корреспондентов материал, не интересуясь, какой ценой будут добыты эти сведения. В Красной Армии, в отличие от американской, не было специальной пресс-службы для работы с прессой. Никто из командующих или представителей командования не давал развёрнутых пресс-конференций для газет. Чтобы взять интервью у Конева, корреспонденту Борису Полевому надо было заявить о себе не только, как о мастере пера, но и примелькаться на передовых, беря интервью и материалы для своих заметок с горячих точек. И уже потом командующий фронтом допустил до себя журналиста "Правды". Даже будучи сотрудником такой газеты, трудно было просить об этом интервью, а что говорить о других!



Георгий Липскеров в фотолаборатории фронтовой газеты. 1944 год

"Советские журналисты по совместительству носили и офицерские звания, что заставляло их в трудную минуту становиться, на место убитых офицеров и даже рядовых. Сотрудник "Правды" Борзенко был направлен редакцией для освещения событий Керченского десанта. Во время высадки погибли все офицеры, и журналисту, как старшему, по званию пришлось взять на себя руководство обороны захваченного "пятачка". Три дня до прибытия подкреплений он руководил боем. Он - единственный из всех военных журналистов, кто был удостоен звания "Герой Советского Союза".

Журналистское сообщество держалось дружно, и, тем не менее, каждый мечтал "вставить фитиль" коллегам из "конкурирующих" изданий и первым послать какой-нибудь сенсационный материал. Но придумать, или раздуть какой-нибудь незаметный эпизод до маштабов грандиозных событий было трудно. Материалы о героических подвигах, поступающие в газеты, перепроверялись. Во время освобождения города Калинин (Тверь) корреспондент Оскар Курганов написал о советском танке, который почему-то ворвался в город с запада и, пройдя через весь Калинин, вырвался к своим. Был послан ещё один корреспондент, чтобы найти следы странного танка и подробней осветить это событие. Он разговаривал с людьми, которые видели этот танк, ему даже показали следы его снарядов в стене немецкой комендатуры, но ничего более подробного он узнать не смог. И "Правда" не стала давать материала об этом подвиге. (Об этом уже было написано после войны, когда всё-таки нашли этот танк с цифрой 3 на башне (П. Иванов и С. Флигельман "Ярче легенды").

Через практически 70 лет после битвы под Москвой вышла документальная передача о подвиге 28 панфиловцев. Он оказался лишь плодом воображения Коротеева, корреспондента газеты "Красная звезда". Были приведены "архивные данные" прокуратуры СССР от 1948 года, из которых становилось ясно, что не было никакого подвига 28 героев. Правда с натяжкой признавалось, что бой в районе Дубосеково был, но там сражалась 4 рота, а не 28 человек. В четвёртой роте насчитывалось более 100 человек. Сначала говорят о Коротееве, как авторе этой небылицы, а затем и о секретаре "Красной звезды" Кривицком, который поддержал, рискуя как минимум партбилетом, а возможно и головой, заведомую ложь своего подчинённого. Затем, несмотря на то, что ложь всплыла наружу, этот миф был подхвачен советской пропагандой. Несуществующим героям ставились памятники, их именами назывались улицы...»

Аркадий Шайхет с американскими репортерами на Одере. 1945 год

Военными журналистами часто всего становились писатели, поэты, сценаристы, в общем, люди творческие. На сайте www.warpress.ru указываются имена некоторых легендарных военных корреспондентов: Иоганн Зельцер , Лев Озеров , Александр Прокофьев , Леонид Пантелеев , Владимир Реданский , Владимир Шляхтерман , Борис Горбатов , Константин Симонов , Илья Гутман , Муса Джалиль , Михаил Шолохов , Роман Кармен , Павел Шубин и другие.

К примеру, Иоганн Зельцер был не только журналистом, но и драматургом, и сценаристом. Он родился в Одессе в 1905 году. После начала Великой Отечественной войны записался добровольцем на фронт. Службу проходил на флоте, а затем стал редактором популярной на то время многотиражной газеты Балтфлота. Самыми известными фильмами, снятыми Зельцером, были «Дочь родины», «Искатели счастья» и «Моряки». Погиб журналист при исполнении служебных обязанностей на потопленном немецкой авиацией линкоре.

Писатель Михаил Шолохов, автор «Тихого Дона», во время войны стал военным корреспондентом двух газет: «Правды» и «Красной звезды». Часто выезжал на линию фронта, писал много очерков, самыми знаменитыми из которых стали «На Дону» и «На смоленском направлении».

Роман Кармен был оператором на фронте. Сын писателя Лазаря Кармена. Родился в Одессе в 1906 году. Роман был основным создателем документальных фильмов о войнах. Получил известность после работы над документальным фильмом о гражданской войне в Испании в 1936 - 1939 годах. Вся кинохроника этой войны выпускалась на основе его работы. Во время Великой Отечественной вел съемку сражений под Москвой и под Ленинградом. В 1943 году он же снимал капитуляцию и взятие в плен фельдмаршала Паулюса после Сталинградской битвы, 9 мая 1945 г. - подписание акта о капитуляции Германии. После окончания войны продолжил снимать войны - сначала во Вьетнаме, потом - в Южной Америке.

На материалах, собранных в годы Великой Отечественной, Роман Кармен совместно с американcкими кинематографистами создал фильм «Неизвестная война», который стал откровением для западного зрителя.

Предлагаю посмотреть отрывок из фильма. Режиссер: Роман Кармен. Ведущий Берт Ланкастер. Голос за кадром - Василий Лановой. Год выпуска: 1979.

Юрий Королев пришел на войну в 16 лет. Роман Кармен, который тогда уже был достаточно известным, подобрал Юрию надежную, хоть и старенькую, камеру «Кинап». В качестве военного корреспондента младший сержант Королев побывал на 4-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах, а также принимал участие в чехословацких и карпатских операциях. Будучи кинооператором и стрелком одновременно, Юрий Королев совершил на «Ил-10» и «Ил-2» 42 боевых вылета, был награжден боевыми медалями, орденами Красной звезды и Отечественной войны I и II степени. Материал, отснятый им, был включен в кинохроники и полнометражные документальные фильмы о войне. При невыясненных обстоятельствах в 1990 году Юрий Дмитриевич, возвращаясь домой, был зверски убит на Минском шоссе.

Как видите, работа журналиста во время военных действий требовала особого склада характера, ума, смелости и отчаяности.

Но даже на войне бывали моменты, когда военные корреспонденты могли позировать друг другу и сниматься для истории. Вот такие фотографии:

В начале войны на фоне успеха германской армии немецким корреспондентам удавалось публиковать довольно достоверные сведения о происходящем на фронте. Ситуация начала меняться под Москвой, когда Вермахт потерпел первое серьезное поражение. Об изменении положения на фронте зимой 1941-1942 годов можно понять из общего лейтмотива сообщений корреспондентов: от «непобедимая немецкая армия скоро будет в столице СССР» до «доблестные войска успешно отбивают бесполезные атаки большевиков».
Настоящим испытанием для военных корреспондентов стала Сталинградская битва. В расположение 6-й армии Фридриха Паулюса крупный журналистский десант прибыл в июле-августе 1942 года – к моменту начала боев непосредственно на подступах к городу и его окраинах.
В условиях городских сражений журналистам, помимо исполнения своих прямых обязанностей, часто приходилось воевать наравне с другими. Чтобы собрать интересный материал или сделать хороший кадр им приходилось лезть в самую гущу сражения, автоматом многие из них пользовались чаще, чем фото или кинокамерой. Порой журналист, как старший по званию, брал на себя командование подразделением в случае гибели кадрового армейского офицера.
Корреспонденты должны были также освещать прибытие новой техники в войска. Так, во время подготовки к битве на Курской дуге механизированные части Вермахта пополнились новой самоходной установкой «Фердинанд». Журналисты не жалели для нее лестных эпитетов: «чудо германской техники доказывает свое превосходство», «Фердинанд» наводит ужас на неприятеля» и прочее.
После Курской битвы и потерей Вермахтом стратегической инициативы непосредственно в пылу боев немецкие военные корреспонденты появлялись все реже. Освещать сокрушительные поражения Вермахта в Берлине не хотели, поэтому корреспондентов предпочитали отправлять на относительно спокойные участки фронта
За всю войну потери среди журналистов были довольно высокими. Как писал все тот же Гельмут Эке уже после войны, погибал почти каждый третий журналист – 28 из 100. В плен почти никто из них не попадал: корреспондентов в случае окружения эвакуировали одними из первых.

На фронтах Великой Отечественной войны погибло 1500 представителей нашего цеха. Среди них Герои Советского Союза — Муса Джалиль, известный поэт, журналист, перед войной работавший в Москве, сотрудник армейской газеты «Отвага», казненный в Моабитской фашистской тюрьме в марте 1944 года.
Цезарь Куников, московский журналист (командир отряда десантников, погиб в бою за Новороссийск в феврале 1943 года). Петр Назаренко, корреспондент газеты «Красная звезда», впоследствии начальник артиллерии дивизии, погиб в апреле 1944 года на правом берегу Днестра. И многие, многие другие…

Советская пресса была тем инструментом, который убеждал, мобилизовывал людей на подвиг, на самопожертвование, на преодоление трудностей. На службу Родине были поставлены лучшие журналистские и писательские силы, они талантливо, горячо и искренне писали о подвигах и геройстве солдат, о трудностях и мужестве людей, об их стойкости и любви к Родине. И сами журналисты часто рисковали жизнь, особенно фотокорреспонденты и кинооператоры, чтобы выполнить задание редакции, случалось, что и погибали.


Писатели М.Шолохов, А.Фадеев, Е.Петров в гостях у командующего Западным фронтом генерал-лейтенанта И.С.Конева (крайний слева).

Все СМИ во время Великой Отечественной войны работали в особом режиме. Важнейшую роль играло проводное радио. Оно передало правительственное заявление о вероломном нападении Германии на СССР в 12 часов 22 июня. И уже через 45 минут передало первые военные “Последние известия”. 24 июня было создано “Совинформбюро”, важнейшей задаче которого являлось изложение сводок о военных действиях и фронтовых сообщений. С этого времени и до окончания войны каждый день миллионов людей начинался и заканчивался сообщениями “Совинформбюро”. Тогда вся страна знала имя главного диктора, читавшего эти сводки, Юрия Левитана. Всего в годы войны прозвучало более двух тысяч ежедневных сводок и 122 сообщения “В последний час”. Перестраивалась на военный лад и работа всех СМИ. В газетах и на Всесоюзном радио появились военные отделы. Их главная задача была показать коварные замыслы врага, раскрывать его захватнические планы по отношению к народам СССР, а также разъяснять населению и воинам, что война для нашего народа является справедливой, ибо призвана защищать Отечество от вероломных захватчиков.

Была перестроена структура СМИ. Сократилось вдвое число центральных газет (до 18), уменьшились их тиражи. Перестали выходить многие специализированные, отраслевые, а также комсомольские издания. Сократилась и местная пресса. Но вместо этого была создана сеть новых изданий, прежде всего фронтовых газет. Это были газеты военных подразделений всех уровней – армейские, бригадные, стрелковые, танковые, общевойсковых соединений, войск противовоздушной обороны. Всего было создано к концу 1942 г. около 700 таких газет. Для работы в них проводились специальные мобилизации журналистов в соответствиями с директивами партийных органов. В армии и на флоте выходило 5 центральных газет. Главная из них – “Красная звезда”. В ней с началом войны начали печататься известные пистели А.Сурков, В.Гроссман, К.Симонов, А.Толстой, И.Эренбург и другие. 1200 номеров этой газеты военной поры — это героическая летопись нарастающей мощи армии и военного искусства ее военачальников. Центральным органом на флоте была газета “Красный флот”, а в конце 1941 г. стала издаваться специальная газета для личного состава военно-воздушных сил “Сталинский сокол”. Затем “Красный сокол” – для личного состава авиации дальнего действия. Выходили и журналы (20) для армии и флота, политического и литературно-художественного направления.

Важную роль играли и тыловые газеты, которые писали о положении на фронте, о героизме бойцов, но главное – призывали оставшихся в тылу делать все возможное и невозможное для того, чтобы обеспечивать их всем необходимым. “Все для фронта, все для победы!” – этот лозунг определял главный смысл публикаций этих изданий. Кроме фронтовых газет были еще подпольные (около 200 в 1944 г.) и партизанские издания, выходившие на оккупированной территории. Их задача – борьба с врагом в его тылу.


Часть советской киногруппы перед подписанием капитуляции в Берлине (8 мая 1945 г.,)

Публицистика времен войны весьма разнообразна. Она не знала себе равных в мировой истории и рождалась из сплава таланта журналистов, их личной убежденности в необходимости борьбы за свободу Родины и их связи с реальной жизнью. В газетах этого времени публиковалось немало писем рабочих, бойцов армии, тружеников тыла, это создавало у людей ощущение единения народа перед лицом общего врага. С первых же дней войны выдающиеся писатели-публицисты М.Шолохов, А.Толстой, Н.Тихонов, К.Симонов, Б.Горбатов, Л.Леонов, М.Шагинян и другие начали писать о войне для газет. Они создали сильные произведения, убеждавшие людей в грядущей победе, рождавшие в них патриотические порывы, поддерживавшие веру и уверенность в несокрушимость нашей армии. В первые годы войны эти произведения звали людей на защиту отечества, на преодоление препятствий и лишений, на борьбу с врагом. Произведения этих авторов публиковались во многих фронтовых газетах. Важную роль играли и корреспонденции военных корреспондентов.

Одним из наиболее известных был К.Симонов. Он прошел тысячи километров по военным дорогам, и свои впечатления описал в многочисленных очерках, рассказах, повестях, стихах. Его сурово-сдержанная манера письма нравилась читателям, вызывала доверие, вселяла веру и надежду. Его очерки звучали и по радио, распространялись по каналам Совинформбюро. Его знаменитые стихи “Жди меня” стали своеобразным заклинанием большинства людей накануне войны.

Поэт Евгений Долматовский в Берлине, 1945 г

Публицистика использовала и сатирические жанры. Памфлеты, карикатуры, фельетоны широко использовались в газетах и журналах. Выходили специализированные сатирические издания “Фронтовой юмор”, “Сквозняк” и другие. Важнейшее место в журналистике военных лет заняла фотопублицистика. Фотокорреспонденты запечатлели, донесли до современников и сохранили для потомков героику и будни того времени. С 1941 г. выходил специальный журнал “Фронтовая фотоиллюстрация” и “Фотогазета”.

Евгений Халдей возле Германа Геринга на Нюрнбергском процессе

На Нюрнбергском процессе одними из вещественных доказательств были фотографии Евгения Халдея, Давидзона и многих-многих советских фотографов, которые зафиксировали следы нацистских преступлений.

Поэтому неоценим подвиг журналистов, воевавших пером и фотоаппаратом и также внесшим свой вклад в нашу Победу!

Содержание
Введение 3
1. Решение проблемы идеологии через органы печати и радиовещания в период Великой Отечественной войны 6
1.1 Перестройка советской печати и радиовещания на военный лад 6
1.2 Деятельность Совинформбюро в 1941-1945г.г 9
2. Публицистика в годы Великой Отечественной войны 12
2.1 Деятельность военных корреспондентов 12
2.2 Советские писатели на войне 19
Заключение 32
Список использованной литературы 35

Введение

Проблематика советской журналистики периода Великой Отечественной войны чрезвычайно многообразна. Но центральными оставались несколько тематических направлений: освещение военного положения страны и боевых действий Красной Армии; всесторонний показ героизма и мужества советских людей на фронте и в тылу у врага; тема единства фронта и тыла; характеристика военных действий Красной Армии на территориях европейских стран, освобождаемых от фашистской оккупации, и Германии.
Военные корреспонденты это работники военной печати и специальные корреспонденты центральных газет, радио и ТАСС.
В задачи военных корреспондентов входили объективное оперативное освещение событий войны, показ героизма советских воинов, пропаганда боевого опыта, умелой организации партийно-политической работы во фронтовой обстановке.
Некоторые военные корреспонденты и фотокорреспонденты, оказавшись в сложной фронтовой обстановке, находясь партизанских отрядах или в подполье сражались против фашистов с оружием в руках.
Мужественно выполняли долг военные фотокорреспонденты ТАСС Халдей Е.А.(См. приложение 1), ММ. Калашников, С.Н. Струтрунников В.А. Тёмин («Правда»), Я.Н. («Красная звезда»), Н.И. Хадогин («На страже Родины»), Г.А. Белянин («Фронтовая иллюстрация»), Н. Веринчук («Красный флот») и другие. Все военные корреспонденты награждены орденами, и многие из них неоднократно. Военкорам А.С.Борзенко, М.М. Джалилю и Я.С. Чапичеву присвоено звание Героя Союза.
На военных корреспондентов возлагается обеспечение печати и радио военной информацией и материалами, освещающими: боевой опыт частей, бойцов и командиров Красной Армии (Военно-морского флота) в Отечественной войне Советского Союза против немецко-фашистских захватчиков, опыт партийно-политической работы в частях Красной Армии.
Целью данного исследования является рассмотрение решение проблемы идеологии через органы печати и радиовещания в период Великой Отечественной войны и деятельность военных корреспондентов.
В связи были поставлены и решены следующие задачи:
проследить деятельность советской печати и радиовещания в годы Великой Отечественной войны;
- рассмотреть работу Совинформбюро в 1941-1945 годах;
- деятельности военных корреспондентов-писателей на войне на примере работ И.Эренбурга, К.Симонова, А.Толстова и М.Шолохова.
Сборник «От Советского информбюро… 1941-1945» прежде всего важный исторический, литературно- публицистический сборник, охватывающий самое драматическое четырехлетие XX века: 1941-1945. Перед нами раскрывается широкая панорама общественных настроений тех лет.
Сборник «Летопись огненных лет» повествует о деятельности кинооператоров и фотокорреспондентов. За четыре года войны ими сделано сотни тысяч фотоснимков, снято три с половиной миллиона метров кинопленки. Полтора часа из каждых суток военных лет остались на кинопленке. Документальные кадры кино- и фотохроники бесстрастно повествуют об ужасах войны, взятых и оставленных городах, передвижениях целых фронтов, партизанских вылазках и обыкновенном героизме военных и тыловых будней.
С первых дней войны жанры публицистики, призванные описывать жизнь людей на фронте и в тылу, мир их духовных переживаний и чувств, их отношение к различным фактам войны, заняли прочное место на страницах периодической печати, в передачах радио. Публицистика стала основной формой творчества крупнейших мастеров художественного слова. Индивидуальное восприятие окружающей действительности, непосредственные впечатления сочетались в их творчестве с реальной жизнью, с глубиной переживаемых человеком событий. Об этом и многом другом повествует книга Кузнецов И., Попов Н. «Советская печать в годы Великой Отечественной войны».
Одна из статей энциклопедии «Великая Отечественная война 1941-1945» посвящена военным корреспондентам, писателям- корреспондентам.
М.Гареев В статье «Всегда встрою. Константин Симонов и военная тема» опубликованная в Независимой газете в 2001 - №25 показывает К. Симонова как военного корреспондента.
Сборник К.Симонова «Военная лирика» составлен из стихотворений написанных в годы войны и посвященных военным корреспондентам. (См. приложение 6).
В своей работе я также использовала материал из Интернета.

1. Решение проблемы идеологии через органы печати и радиовещания в период Великой Отечественной войны

    1.1 Перестройка советской печати и радиовещания на военный лад
Война сразу же изменила весь облик советской печати: более чем в два раза сократилось число даже центральных газет - до войны их было 39, а осталось всего 18. Перестали выходить многие центральные отраслевые газеты, такие, как «Лесная промышленность», «Текстильная промышленность» и др. Некоторые специализированные центральные газеты были объединены. Так, вместо «Литературной газеты» и «Советского искусства» стала выходить газета «Литература и искусство».
Значительно сократилось число местных изданий. В Московской области перестали выходить 57 многотиражных газет с общим тиражом около 60 тыс. экземпляров. В Ленинграде и Ленинградской области закрыли журналов и более 180 многотиражных газет 1 . В результате подобных мер к 1942г. в стране осталось 4560 газет, в то время как в предвоенном 1940г. их
насчитывалось около 9000, а общий тираж прессы с 38000000 уменьшился до
180000000 экземпляров 2 .
Кроме «Комсомольской правды» и ленинградской «Смены» были закрыты все комсомольские газеты, а республиканские, краевые и областные партийные газеты стали выходить пять раз в неделю на двух полосах. Двухполосными стали и районные газеты, переведенные на еженедельный выпуск. Сокращению объема подверглась даже «Правда», выходившая в годы войны вместо шести на четырех полосах. Принятые меры по перестройке печати были, конечно, вынужденными: они позволили в значительной степени преодолеть трудности в организации печатной пропаганды на фронте. К концу 1942года задача создания массовой прессы в Вооруженных Силах в соответствии с требованиями военной поры была
решена: к этому времени выходило 4 центральных, 13 фронтовых, 60 армейских, 33 корпусных, 600 дивизионных и бригадных газет. На фронтах и в армии было немало газет на языках народов СССР: на восьми языках издавалась газета 2-го Прибалтийского фронта «Суворовец», на семи языках – газета 3-го Украинского фронта «Советский воин» 3 .
Огромное количество газет и листовок издавалось в тылу врага. В 1943–1944 гг. число республиканских, областных, городских, межрайонных газет и газет отдельных партизанских отрядов достигало трехсот названий. Только на оккупированной территории Белоруссии, справедливо считавшейся в годы войны Партизанской республикой, издавалось 162 газеты, в том числе республиканских –3, областных – 14, межрайонных и районных – 145 4 .
Из подпольных изданий, выходивших на оккупированной территории, наибольшей известностью пользовались газеты «За Советскую Украину», 15 млн. экземпляров которой было распространено уже за первый год войны, «Большевистская правда» – издание партийных организаций Минской области, «Витебский рабочий», «В бой за Родину!» – Рудненского района Смоленской области. Из партизанских – «Красный партизан», «Партизан Украины», выходивших в отрядах С.А. Ковпака и А.Н. Сабурова.
Кроме «Красной звезды» и «Красного флота», возникли еще две центральные военные газеты: с августа 1941 г. стал издаваться «Сталинский сокол», с октября 1942г. – «Красный сокол». Кроме того, Главное политическое Управление Советской Армии полуторамиллионным тиражом выпускало листок «Вести с Советской Родины», который постоянно информировал советских людей на захваченной временно врагом территории о положении на фронте и в тылу.
Значительные изменения произошли и в журнальной периодике. Были созданы журналы «Славяне», «Война и рабочий класс», литературно-художественный журнал «Фронтовая иллюстрация». Особое значение имели журналы для отдельных родов войск: «Артиллерийский журнал», «Журнал автобронетанковых войск», «Связь Красной Армии», «Военно-инженерный журнал». Только в Москве выходило 18 военных журналов, в том числе самый популярный военной поры журнал, имевший тираж 250000 экземпляров, «Красноармеец». Неизменным успехом пользовались сатирические журнальные издания «Фронтовой юмор» (Западный фронт), «Сквозняк» (Карельский фронт) и др.
В годы войны особенно незаменимым стало самое оперативное средство информации – радиовещание, первые военные передачи которого появились одновременно с правительственным сообщением о вероломном нападении на Советский Союз фашистской Германии. Неизменно, начиная с самых первых радиопередач о событиях на фронте, они завершались призывами: «Враг будет разбит, победа будет за нами!» 5 . О возросшей роли радиовещания в условиях войны свидетельствует оперативное создание филиалов Всесоюзного Радиовещания в Куйбышеве, Свердловске, Комсомольске-на-Амуре. В ноябре 1942 г. из Москвы началось вещание на украинском и белорусском языках. Одновременно из Саратова на украинском языке вела передачи радиостанция им. Т. Шевченко, в составе которой активно сотрудничал писатель и публицист Ярослав Галан. Неизменными стали по радио передачи «Письма на фронт» и «Письма с фронтов Отечественной войны». В них было использовано свыше двух миллионов писем, благодаря которым более 20000 фронтовиков нашли своих близких, эвакуированных в восточные районы страны 6 .
На заключительном этапе войны советская журналистика пополнилась еще одним видом печати: были созданы газеты для населения освобожденных от фашистских захватчиков государств, о чем свидетельствуют уже названия этих изданий – «Свободная Польша», «Венгерская газета». Выходили также «Новый голос» на румынском, «Ежедневное обозрение» на немецком, «Новая жизнь» на польском языках.
    1.2 Деятельность Совинформбюро в 1941-1945г.г.
В связи с необходимостью более оперативной передачи событий на фронте и в тылу, 24 июня 1941г. было создано Советское информационное бюро - информационно - пропагандистское ведомство в СССР , образованное при Наркомате иностранных дел СССР . В политико-идеологическом отношении оно было подчинено непосредственно ЦК ВКП (б) .В его задачу вменялась оперативная и правдивая информация не только для советских людей, но и для зарубежных стран. 25 июня в советской печати появилась первая сводка Совинформбюро, всего за годы войны их было передано свыше 2,5 тысяч 7 .
Основная задача Бюро заключалась в составлении сводок для радио , газет и журналов о положении на фронтах, работе тыла, о партизанском движении во время Великой Отечественной войны .
С 1942 года возглавлялось секретарём ЦК ВКП (б) по пропаганде А.С. Щербаковым.
В 1944 году в составе Совинформбюро было создано специальное бюро по пропаганде на зарубежные страны. В послевоенное время информация Бюро распространялась через 1171 газету, 523 журнала и 18 радиостанций в 23 странах мира, советские посольства за рубежом, общества дружбы, профсоюзные, женские, молодежные и научные организации. Таким образом, Совинформбюро знакомило читателей и слушателей с борьбой советского народа против фашизма , а также с основными направлениями внутренней и внешней политики Советского Союза.
Фраза «от Советского информбюро…» 8 , много раз звучащая в годы Великой Отечественной войны великим Левитаном, осталась в памяти многих поколений. (См. приложение 5)
«От Советского Информбюро». Этими словами с 24 июня 1941 года и до 9 мая 45-го начинались передачи по радио. Застыв у репродукторов - на работе, на улицах, дома, - миллионы людей по всей стране, затаив дыхание, слушали сводки о положении на фронте, о мужестве и героизме советских воинов. Созданное на третий день после начала войны по решению ЦК партии и правительства новое агентство выполняло поставленную перед ним задачу: «... освещать в печати и по радио международные события, военные действия на фронтах и жизнь страны» 9 .
Имя главного диктора, читавшего сводки - Юрия Левитана, было известно всей стране. Именно Совинформбюро сообщал о том, что происходило на главном фронте Второй мировой войны. Чтобы переиграть мастера дезинформации Геббельса, была необходима не менее изощренная стратегия. Начиная с фронтовых сводок и газет для стран-союзников, и заканчивая листовками для солдат вермахта.
Совинформбюро была одна в высшей степени важная задача - об этом известно меньше,- в годы войны оно готовило и направляло во многие зарубежные органы печати и радио статьи, очерки, репортажи, рассказывавшие о борьбе Красной Армии и всего советского народа против гитлеровского нашествия.
Через Совинформбюро СССР убеждал союзников. Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Александр Фадеев, Илья Эренбург, Борис Полевой, Константин Симонов и многие другие писали для Совинформбюро. Один из корреспондентов Совинформбюро, писатель Евгений Петров, погиб на фронте, находясь в командировке. О том, что такое четвертая власть и глобализация будут спорить потом, через 60 лет. Но именно Великая Отечественная война подтвердила, что слово - это очень сильное оружие. Фамилия Левитана была первой в списке врагов Третьего рейха 10 .
Бюро составляло сводки для радио, газет и журналов о положении на фронтах, работе тыла, о партизанском движении во время Великой Отечественной войны. В 1944 году в составе Совинформбюро было организовано специальное бюро, занимавшееся пропагандой на зарубежные страны. После войны информация Бюро распространялась через 1171 газету, 523 журнала и 18 радиостанций в 23 странах мира, советские посольства за рубежом, общества дружбы, профсоюзные, женские, молодежные и научные организации 11 . Через Совинформбюро читатели и слушатели узнавали о борьбе советского народа против фашизма, а также об основных направлениях внутренней и внешней политики Советского Союза.

2. Публицистика в годы Великой Отечественной войны

2.1 Деятельность военных корреспондентов

Чтобы помочь тем журналистским кадрам, которые пришли из гражданских газет и не имели опыта войны, правильно сориентироваться в новых условиях, ЦК ВКП (б) принял постановление, от 9 августа 1941 «О работе на фронте специальных корреспондентов», от 13 августа 1942 «О работе на фронте специальных корреспондентов центральных газет и ТАСС». В сентябре 1942 введено в действие Положение о работе военных корреспондентов на фронте. Были созданы курсы усовершенствования газетных работников. Право иметь специальных корреспондентов на фронте предоставлялось Совинформбюро, ТАСС, Всесоюзному радиокомитету, газетам «Правда», «Известия», «Красная звезда», «Красный флот», «Комсомольская правда». Распространялось оно и на республиканские и областные газеты, если на территории данной республики или области происходили военные действия. Всего к концу войны на фронте находилось около 100 спецкоров. Среди них было много писателей часть их в предвоенные годы посещала специальные курсы при военных академиях им. В.И. Ленина и им. М.В. Фрунзе 12 . В которых рассказывали о победах Советской Армии, о подвигах защитников Родины ярко, взволнованно, используя всё богатство газетно-публицистических жанров. Стали военной классикой очерки Б. Л. Горбатова «Алексей Куликов - боец», П. А. Лидова «Таня», вошли в историю материалы М. И. Котова и В. Г. Лясковского о молодогвардейцах и другие. Всю войну В. к. прошли рядом с героями своих очерков, участвовали в различных боевых операциях, высаживались с десантом в тылу врага. С. М. Борзунов (газета «За честь Родины») вместе с передовыми подразделениями форсировал Днепр, Н. Н. Денисов («Красная звезда») участвовал в боевых вылетах в расположение противника, Б. Н. Полевой («Правда») и С. К. Крушинский «Комсомольская правда») работали словацких партизан.
В положении отмечается, что военными корреспондентами могут быть члены и кандидаты ВКП (б), члены ВЛКСМ и беспартийные, имеющие опыт журналистской работы и обладающие необходимым для работы на фронте минимумом военных знаний 13 .
Все постоянные военные корреспонденты зачисляются в кадры Красной Армии (Военно-морского флота).
Повседневное руководство военными корреспондентами осуществляется редактором газеты (Совинформбюро, ТАСС, Радиокомитетом) непосредственно или через отделы фронтовой жизни.
Редакции газет, Совинформбюро, ТАСС, Радиокомитет периодически вызывают своих корреспондентов с фронта для отчета в своей работе и инструктажа.
Постоянные военные корреспонденты, члены и кандидаты ВКП (б), члены ВКСМ, состоят на учете в партийной или комсомольской организации Политуправления фронта.
Политорганы, комиссары частей и соединений, командиры Красной Армии (Военно-морского флота) оказывают военным корреспондентам всемерное содействие в их работе: систематически знакомят корреспондентов с положением на фронте, ходом боевых действий частей и соединений в размерах, не разглашающих дислокацию частей и дальнейших замыслов командования, помогают им в выборе частей и соединений для выездов, а также в подборе людей, которых можно привлечь к участию в газете; знакомят корреспондентов с документами, представляющими интерес для печати и радио, не разглашающими военную тайну; помогают корреспондентам в передвижении по фронту и в деле связи со своими организациями 14 .
Антисоветская гитлеровская пропаганда на временно оккупированной территории еще настоятельнее требовала перестройки всей советской журналистики, укрепления ее кадров самыми квалифицированными работниками. В этой связи впервые в истории отечественных средств массовой информации, в редакции газет, радиовещания, информационных агентств были направлены сотни и сотни советских писателей.
Уже 24 июня 1941г. на фронт отправились первые добровольцы-писатели, в том числе Б. Горбатов – на Южный фронт, А. Твардовский – на Юго-Западный, Е. Долматовский – в газету 6-й армии «Звезда Советов», К. Симонов – в газету 3-й армии «Боевое знамя». В соответствии с постановлениями ЦК ВКП(б) писатели выполняли служебный воинский долг, нередко рискуя собственной жизнью. Корреспонденту газеты 18-й армии «Знамя Родины» С. Борзенко за мужество и отвагу, проявленные при захвате плацдарма на Керченском полуострове, было присвоено звание Героя Советского Союза. Столь же высокой награды удостоены старший политрук Муса Джалиль, майор Я. Чапичев и еще пять журналистов. Высокую оценку военным журналистам давало командование всех фронтов. Политуправление 3-го Белорусского фронта: «В целом корреспонденты центральных газет ведут себя на фронте, в соединениях и частях смело и в трудных условиях боевых действий честно выполняют свой долг» 15 .
В кадрах Красной Армии и Военно – Морского Флота в годы Великой Отечественной войны находилось 943 писателя. Из них – 225 погибли на фронте, 300 – награждены орденами и медалями Союза ССР 16
Насколько дорожили в редакциях писателями, наглядно свидетельствует письмо редактора газеты Западного фронта «Красноармейская правда» полковника Т.М. Миронова от 16 декабря 1942 года: «Я узнал, что хотят взять из «Красноармейской правды» Алексея Суркова. Прошу Вас убедительно этого не делать. Сурков с первых дней Отечественной войны работает в нашей газете, он сроднился с коллективом редакции и бойцами Западного фронта. Сурков ведет отдел «Гриша Танкин», пишет статьи, стихи и песни о бойцах нашего фронта. Нам очень трудно будет без Суркова» 17 . Начальник Главного политического управления удовлетворил просьбу редактора: А. Сурков остался в газете.
Полная опасностей работа писателей в качестве военных корреспондентов позволяла им находиться в самой гуще боевых действий, давала богатейший материал для ярких художественных и публицистических произведений. В период деятельности в газете Южного фронта «Во славу Родины» написал свои знаменитые «Письма к товарищу» Борис Горбатов, в редакциях военных газет родились ставшие известными всем советским людям песни «Заветный камень» А. Жарова, «Давай закурим» Я. Френкеля, «Прощайте, скалистые горы» Н. Букина.
Имеется немало свидетельств о том, насколько благодатной для писателей была их работа в редакциях газет. «Мне повезло, – с признательностью пишет С. Михалков, – в первые месяцы войны я работал в крепком, дружном коллективе газеты Южного фронта «Во славу Родины»... Нам, писателям и поэтам, стала привычной дисциплина, стал необходим чудесный ритм работы военных журналистов. Спасибо им» 18 .
В объектив фото- и кинокамеры лишь случайно попадал сам военный корреспондент. (См. приложение 2) Корреспонденты отправлялись на передовую и снимали из окопов, смотровой щели танка, въезжающего первым на поле боя, из кабины самолета и через амбразуру дзота, из окна горящего здания. В период Сталинградской битвы фронтовые операторы впервые столкнулись со съемкой уличных боев. На войне не отменялись законы профессионального мастерства. Вместо личной безопасности корреспонденты заботились о правильной экспозиции и техническом качестве отснятого материала. Фотокорреспонденты рисковали собой ради одного выразительного снимка, кинооператоры - ради крупных планов сражений. Они сутками просиживали на крышах московских домов, стремясь запечатлеть, как срабатывает противовоздушная оборона во время бомбежек столицы. Для корреспондентов, снимавших Курскую битву, съемочной площадкой было заминированное поле. У операторов не было длиннофокусной оптики. Для начала съемки им приходилось ждать пока вражеские танки приблизятся к окопам. От них требовалась максимальная оперативность не только в съемке, но и в присылке материала, четкость сопровождающих материал монтажных листах 19 .
Фотокорреспонденты и кинооператоры были свидетелями первой крупной победы советского оружия - разгрома немецких сил под Москвой в конце 1941 - начале 1942 гг. С обеих сторон в этой битве участвовало более 3 млн. человек. Снимать приходилось в 35-градусный мороз. Перед началом съемки камеры отогревали под полушубками.
Тысячи метров пленки, снятые операторами, вошли в документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». Фильм, вышедший на экраны 18 февраля 1942 года, получил Государственную премию СССР и премию американской Академии киноискусства «Оскар» как лучший фильм года. Кадры из документального фильма «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой»:
В битве за Сталинград, которая длилась 200 суток и закончилась разгромом 330- тысячной группировки немецких и румынских сил на Волге, фронтовые операторы впервые столкнулись со съемкой уличных боев. Хотя то, что осталось в разрушенном до основания городе, улицами называлось весьма условно. Бои шли за каждый дом. На протяжении 59 дней продолжалась оборона «дома Павлова». Этот подвиг остался на киноленте. Чтобы кинооператор мог попасть в окруженный дом Павлова, специально под нейтральной зоной, простреливаемой гитлеровцами, был прорыт туннель.
В июле- августе 1943 года военные корреспонденты были свидетелями крупнейших танковых сражений Второй мировой войны. В Курской битве с обеих сторон участвовали более 4 млн. человек. На поля сражений были выведены 13 тысяч танков и самоходных орудий. Человек с фото- или киноаппаратом в танковом сражении абсолютно беззащитен. Чтобы снять крупные планы операторам приходилось ждать, пока вражеские танки приблизятся к окопам. Снимать через смотровую щель танка стало привычным делом 20 .
Военные корреспонденты снимали не только на передовой, но и глубоко во вражеском тылу - в партизанских отрядах. Особенно активны были партизанские действия в оккупированной Белоруссии. Белорусские партизаны уничтожили, ранили и взяли в плен около 1,5 миллиона немецких солдат. Шла рельсовая война. Под откос шли тысячи немецких поездов. Вместе с партизанами операторы ходили в рейды, сидели в засадах у железнодорожного полотна и взрывали мосты.
Десятки тысяч лиц запечатлела кино - и фотолетопись войны. (См. приложение 3) На ней навечно живыми остались люди, не уцелевшие в этой войне. На фото тех лет - герои, чьи имена стали известны на весь Советский Союз и рядовые советские солдаты.
Корреспонденты запечатлели жизнь блокадного Ленинграда, отрезанного от страны на 900 дней. Тогда от голода умерло 641 тысяча человек. От бомбардировок и артобстрелов погибло 67 тысяч ленинградцев.
Работа фото - и кинокорреспондентов не прекращалась даже в самый страшный период блокады - осень- зиму 1941-1942 года. Сначала они снимали бомбардировку продовольственных складов и пожар, оставивший население города без запасов продовольствия. Они вспоминают, как на их глазах кипели и таяли горы маргарина, по грязной земле текли ручьи расплавленного сахара, горела и тлела мука. А потом они сами вынуждены были искать на этом пепелище кусочки расплавленного и застывшего сахара, косточки чернослива и другие пищевые остатки.
В годы Великой Отечественной войны заметное развитие получила фотопублицистика. Объектив фотоаппарата запечатлел неповторимые события истории и героические поступки тех, кто сражался за Родину.
На кадрах кино- и фотохроники - тыловые будни. Заводы и фабрики срочно осваивали выпуск военной продукции. Ушедших на фронт мужчин заменили женщины, старики, дети. Работали по 12-18 часов в сутки без выходных и отпусков.
и т.д.................