Дистанционное обучение аспирантов – это не заочная аспирантура , а оригинальная форма сотрудничества между аспирантом и университетом. У нее есть ряд специфических особенностей и преимуществ.

Обучение в дневной или очной аспирантуре происходит практически в том же формате, что и в магистратуре: присутствие на занятиях, преподавание, постоянный контакт с научным руководителем, есть государственный бюджет и бесплатный набор. Заочная форма требует периодического личного присутствия. Только дистанционное обучение позволяет пройти необходимые этапы работы над диссертационным исследованием в таком режиме, который будет удобен для будущего кандидата и непосредственное присутствие в вузе не понадобится.

Что такое дистанционное обучение в аспирантуре

Обучение на удаленной основе предполагает, что значительную часть материалов аспирант находит и обрабатывает самостоятельно. Это хороший выход из ситуации, когда необходимо делить свое время между работой, семьей или другими обязательствами и написанием диссертации.

Конкретная программа курса для дистанционной формы обучения, его продолжительность, соотношение лекционных часов и самостоятельной работы будет зависеть от учебного заведения и выбранной специализации.

Поступление

В некоторых вузах для поступления на удаленной основе необходим личный визит и общение с научным руководителем. В других это можно осуществить через интернет. Для поступления на дистанционной основе, как в отечественный, так и в зарубежный вуз понадобится диплом квалификационного уровня «магистр» или «специалист» по избранной специальности.

Обучение за рубежом

Последипломное образование на расстоянии открывает широкие возможности для учебы за границей. Во многих университетах Европы для поступления в аспирантуру принимают отечественный магистерский диплом.

Как проходит обучение в дистанционной форме

Дистанционный курс обучения для аспирантов проходит те же основные этапы, что и дневное. В рамках курса аспирантам необходимо сдать 3 кандидатских экзамена:

  • история и философия науки;
  • иностранный язык;
  • профильный предмет.

Кандидатским экзаменам предшествуют лекции, которые для удаленного обучения записаны в формате видео или проводятся в режиме онлайн – форму проведения предлагает преподаватель сообразно своему видению курса и утверждает ученый совет факультета.

Также в обязательную программу входит публикация статей в научных изданиях и выступление на конференциях по теме, связанной с темой диссертационного исследования.

Важный этап перед защитой – обсуждение исследования на заседании кафедры (лаборатории, научного совета).

Это мероприятие также переносится в режим онлайн-конференции и не требует непосредственного личного присутствия аспиранта. Экземпляры для ознакомления рассылают заблаговременно (не менее 2 недель) всем участникам обсуждения в электронном или бумажном формате.

Преимуществ и недостатки в сравнении с очной формой

Подготовка кандидатской диссертации на удаленной основе не дает отсрочки от армии и не предполагает государственный бюджет. Преимуществом удаленной работы над диссертацией является то, что аспирант может проходить курсы в удобном для себя темпе.

Очная аспирантура обязательно требует педагогической практики не менее 50 часов в год, причем засчитывается только работа со студенческими аудиториями. К аспирантам дистанционной формы обучения такие требования не выдвигаются

Дистанционная аспирантура не дает социальных льгот и права на общежитие, в отличие от очной. Для очной аспирантуры предусмотрен государственный бюджет и платная форма, на расстоянии можно учиться только в платной аспирантуре.

Преимущества и недостатки в сравнении с заочной формой

Как для удаленной, так и для заочной аспирантуры предполагается, что будущий кандидат наук не прерывает своей трудовой деятельности и уделяет учебе свободное от других обязанностей время. Эти формы обучения объединяет то, что они обе в большинстве случаев бывают платными, а не бюджетными (что является минусом), но также не предусматривают обязательной педагогической практики (плюс).

Для заочной аспирантуры необходим опыт работы по специальности после окончания магистратуры не менее 2 лет. Для удаленной такое требование не выдвигается

Аспиранты заочной аспирантуры обязаны являться в вуз для присутствия на лекциях перед кандидатскими экзаменами и обсуждения диссертационного исследования перед защитой. Те, кто проходит подготовку дистанционно, могут воспользоваться для этого возможностями интернета.

АСПИРАНТОМ является лицо, имеющее высшее профессиональное образование и обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук (закон РФ «О высшем и послевузовском образовании»).

Поступив в аспирантуру, аспиранты сталкиваются с большим числом проблем, которые в своем большинстве связаны с тем, что аспиранты не достаточно хорошо представляют себе, чем конкретно им предстоит заниматься в ближайшие 3 года. По своей психологии они еще являются студентами, привыкшими к вузовской системе обучения - посещениям лекций, практических занятий, сдаче зачетов и экзаменов. Однако, аспирантура - это самостоятельная форма получения образования, цель которой - научиться заниматься научной работой.

АСПИРАНТУРА - основная форма подготовки научно-педагогических и научных кадров при высших учебных заведениях или научных организациях. Такое образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования, подтвержденного дипломом специалиста или магистра.

ЦЕЛЬ обучения в аспирантуре - подготовить диссертацию, получить положительное заключение при обсуждении диссертации на заседании кафедры и до окончания срока обучения представить ее в Диссертационный совет для последующей защиты. В случае успешной защиты диссертации на Диссертационном совете и утверждении ее Высшей аттестационной комиссией РФ, присваивается ученая степень кандидата наук.

Аспирант должен самостоятельно, либо совместно с научным руководителем определить актуальное научное направление, выбрать тему исследования, изучить литературу, касающуюся этой темы, получить и обработать данные, сравнить свои результаты с уже имеющимися в науке и сделать выводы. Логичным завершением обучения в аспирантуре является написание и защита кандидатской диссертации. Согласно Положения о порядке присуждения ученых степеней, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г. N 74, п. 9:

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, имеющие существенное значение для экономики или обеспечения обороноспособности страны.

Соискатель ученой степени кандидата наук представляет диссертацию в виде специально подготовленной рукописи или опубликованной монографии. Диссертация должна быть написана единолично, содержать совокупность новых научных результатов и положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, иметь внутреннее единство и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку.

Предложенные автором новые решения должны быть строго аргументированы и критически оценены по сравнению с другими известными решениями. В диссертации, имеющей прикладное значение, должны приводиться сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов, а в диссертации, имеющей теоретическое значение, - рекомендации по использованию научных выводов.