И так мы дошли до самого яркого момента из всей истории Российского государства. Вспомним, на чём закончился прошлый век: отметим, что после неудач в «перестройки» и распада СССР, отставки Горбачёва, к власти приходят демократы во главе с Б.Н. Ельцин. Новая власть берёт курс на радикально-либеральные реформы. Создались новые экономические и политические структуры управления: вместо названия РСФСР страна стала называться Россией. Разработана программа экономических реформ, автором которой выступил Е.Т. Гайдар.

Основные направления реформы:

  • 1) Либерализация (освобождение цен), - «шоковая терапия».
  • 2) Массовая приватизация государственной собственности (Чубайс).

Однако, у этой концепции, - программы реформации, отсутствовало научное обоснование.

Произошло:

  • 1) За год цены выросли на 2,5 тыс. %;
  • 2) Обесценивались денежные вклады.

Всё же был ликвидирован дефицит товара. 1992 год - была проведена ваучерская приватизация.

Цель приватизации: Превратить властный сектор экономики в преобладающий.

По средствам ваучера, - перераспределяется национальное имущество. Происходит рассвет предпринимательства. (Приложение 2). Возникают ассоциативные кооперативные, частные и другие виды объединений. Открытым оставался вопрос с собственности земли. Вместе с тем, происходим преобразование колхозов и совхозов. Возникают фермерские хозяйства.

Происходит переход к созданию рыночных отношений отказывающихся от централизованного планирования. Берётся курс на свободу ценообразованию и конкуренцию. Появилась резкая безработица (1992 год).

Летом 1996 года произошли вновь выборы в президентскую должность, с большим трудом во 2-ом туре победил - Ельцин. Неожиданно для всех, в новогоднюю ночь 1999 года декабрь - он объявляет о своей отставке.

Март 2000 года - в результате выборов В.В. Путин становиться президентом (52% голосов).

Основные задачи В.В. Путина:

ь Укрепление государственности, путём усиления «вертикали власти»;

ь Проводиться реформа совета федерации, в котором губернаторы заменяли представители регионов;

ь Происходит укрепление силовых структур: армия.

ь Происходит модернизация судебно-правовой системы;

ь Обеспечение гражданского согласия.

Также 2000 год отличается тем, что в этот период произошло принятие государственной символики, и что немало важно территория России была разделена на 7 федеральных округов.

В октябре 2001 года В.В. Путин подписал новый Земельный кодекс РФ, который закрепил право собственности на землю (кроме земель сельскохозяйственного назначения) и определил механизм её купли-продажи. В июле 2002 В.В. Путиным был подписан федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который санкционировал куплю-продажу и земель сельскохозяйственного назначения.

Был проведён ряд других социально-экономических реформ: пенсионная (2002), банковская (2001-2004), монетизация льгот (2005), реформы трудовых отношений, электроэнергетики и железнодорожного транспорта.

К 1 июля 2006 года российский рубль стал конвертируемым по текущим и капитальным операциям. В экономике России отмечался рост ВВП: промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, реальных доходов населения. Происходило снижение численности населения, живущего ниже уровня бедности (с 29% в 2000 году до 13% в 2007). С 1999 по 2007 годы индекс производства обрабатывающих отраслей промышленности вырос на 77%, в том числе производства машин и оборудования - на 91%, текстильного и швейного производства - на 46%, производства пищевых продуктов - на 64%.

Объём ВВП в 2005 году составил 21 665,0 млрд. руб. и увеличился на 6,4% по сравнению с предыдущим годом. Прирост промышленного производства в 2005 году составил 4,0%, оборот розничной торговли - 12,0%, инвестиций в основной капитал - 10,5%, грузооборота транспорта - 2,6%. Индекс потребительских цен составил 10,9%, дефлятор ВВП - 18,8%. Внешнеторговый оборот в 2005 году составил 370,4 млрд. долл. Сальдо торгового баланса - 120,1 млрд. долл.

Объём российского ВВП в 2006 году составил, по предварительным данным, 26 621 млрд. рублей, или $979,1 млрд. по средневзвешенному курсу за год (год назад - $763,2 млрд.), что в реальном выражении на 6,7% больше. Налоговые поступления, перечисленные Федеральной налоговой службой в федеральный бюджет в 2006, составили 3000,7 млрд. руб. (рост на 19,7% по сравнению с 2005). Российский золотовалютный резерв установил очередной рекорд - по состоянию на 5 января 2007 года золотовалютные резервы центрального банка составляли $303,9 млрд. Это обеспечило России третье место по этому показателю в мире после Китая и Японии. Согласно федеральному закону от 01.12.2006 №197-ФЗ, параметры федерального бюджета на 2006 были окончательно утверждены в следующем размере: расходы в сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей, доходы в сумме 6 170 484 600,0 тыс. рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета на 2006 составляет 1 739 407 792,9 тыс. рублей. Официальная инфляция составила 9%.

В 2007 году Россия вошла в группу стран с высоким уровнем человеческого развития.

Как и на чем Россия сегодня может подняться и возродиться? А вот это уже - задача Государства и прежде всего Русского народа. Нам нужно только увидеть Его управляющую руку. Именно Он выдвигал и выдвигает в создаваемых заново науке, образовании, промышленности, финансовых структурах и бизнесе талантливых, смелых руководителей. Он создал условия для девальвации рубля, концентрации огромных активов и средств народа в руках немногих, переправивших их на Запад, где они хранятся пока в безопасности. Он создал условия, чтобы грамотные ученые, но амбициозные и не обладающие талантами, уехали на Запад, в России, же оставил одаренных, разумных и бескорыстных. Он на мировом рынке регулирует цены главных ресурсов и сырья, помогая России без организационных мероприятий обеспечить динамичное развитие экономики.

Процесс глобализации является объективным и системным, охватывает все сферы жизни общества. В политической сфере все больше полномочий получают ООН, ВТО, ЕС, НАТО, МВФ, Мировой банк. Реальный суверенитет национальных государств ограничивается. Велика и роль крупных транснациональных корпораций. Из-за свободного перемещения людей и капиталов через границы уменьшается власть государства по отношению к своим гражданам. Проблемы глобальной политики решаются на встречах мировых лидеров в рамках "Большой восьмерки" и "Большой двадцатки".

В экономической сфере глобализация представляет собой резко возросшую интеграцию, взаимозависимость экономик различных стран. Глобализация экономики связана с формированием глобального экономического пространства, в котором отраслевая структура, обмен информацией и технологиями, география размещения производительных сил определяются с учетом мировой конъюнктуры. А экономические подъемы и спады приобретают глобальный, планетарный размах. Современные информационные системы позволяют финансовому капиталу быстро перемещаться, а финансовым рынкам круглосуточно работать в режиме реального времени.

В культурной глобализации велика роль Интернета, международного туризма, доступности кинофильмов, книг и других продуктов духовного творчества. Происходит определенное нивелирование деловой и потребительской культуры. С другой стороны, возникает угроза угасания национальных культур на фоне популярности международных культурных явлений, часто не самого высокого качества.

Антиглобалисты считают, что глобализация используется США как инструмент для ослабления или уничтожения своих геополитических противников и является прикрытием американизации. Мировой кризис 2008–2010 гг., по мнению многих, показал, что глобализация способствует росту спекулятивной экономики, монополизации производства и сбыта товаров и перераспределению богатства в пользу небольшой группы людей ("мирового правящего класса").

В мировом научном сообществе есть и немало поклонников концепции глобального общества (globalsociety), с точки зрения которой все люди нашей планеты являются гражданами единого глобального общества, состоящего из множества локальных обществ отдельных стран мира.

После развала СССР и "бархатных революций" в Европе закончилось глобальное противоборство двух сверхдержав. Возник однополярный мир, где полным гегемоном стали США. Но начавшийся летом 2008 г. экономический кризис показал, что внутренняя и внешняя политика США стала одной из главных причин этого кризиса. Все большую конкуренцию США составляет Китай. Важную роль в глобальном мире играют Европейский союз, Япония, Бразилия, Индия. Восстанавливает свои позиции и Россия.

Россия в начале XXI в.

В 2000–2008 гг. Президент Российской Федерации В. В. Путин опирался на большинство в российском парламенте, которое полностью поддерживало его действия. Партия "Единая Россия" стала доминировать в Государственной думе. Удалось укрепить государство ("вертикаль власти"), преодолеть сепаратистские тенденции и скорректировать осуществление экономических реформ. В 2000–2007 гг. сопротивление боевиков в Чечне переросло в партизанскую войну. Федеральным войскам удалось уничтожить главных лидеров вооруженного сопротивления. В восстановление Чеченской республики были вложены огромные средства.

Проводились административная (создано 7 крупных округов), налоговая (снижение подоходного налога до 13 %), военная (сокращение численности армии, введение альтернативной службы и службы по контракту) реформы и реформа местного самоуправления. В 2001 г. были утверждены гимн, герб и флаг Российской Федерации.

Рост цен на энергоносители позволил сократить внешний долг, поднять доходы работающих, а также пенсии и пособия.

В 2004 г. Путин был избран на второй срок, в 2008 г. Президентом РФ стал Д. А. Медведев, а 4 марта 2012 г. Путин вновь стал президентом, уже на срок в 6 лет.

В 2008–2010 гг. в обстановке мирового кризиса Президент РФ Д. А. Медведев и Председатель Правительства В. В. Путин стали повседневно контролировать социально-экономическую ситуацию. Сократилось промышленное производство, быстро росла безработица. Из Стабилизационного и Резервного фонда была оказана государственная поддержка крупным финансово-промышленным группам. Их сохранение "на плаву" российское руководство признало первостепенной задачей для недопущения дальнейшего ухудшения ситуации в стране. Повышались пенсии, но зарплаты работников государственных учреждений, а также стипендии студентов были заморожены. Тяжелым ударом по сельскому хозяйству, по экономике страны в целом стало экстремально жаркое лето 2010 г.

В ноябре 2009 г., несмотря на кризис, Президент страны Д. А. Медведев в качестве стратегической задачи для страны провозгласил проведение модернизации в самом широком смысле этого слова. Со второй половины 2010 г. страна стала выходить из кризиса.

При Путине и Медведеве внешняя политика России приобрела более динамичный и самостоятельный характер. Россия в качестве члена Совета Безопасности ООН, располагая мощным ядерным потенциалом, сохранила влияние на международные дела. В августе 2008 г. российские воины защитили население Южной Осетии от угрозы уничтожения со стороны руководства Грузии.

Российское руководство выдвинуло немало инициатив, направленных на разрешение существующих глобальных проблем. На собственной территории россияне вплотную столкнулись с проблемой международного терроризма. После продолжительных переговоров в 2010 г. был подписан договор ОСВ-3, который стал очередным шагом по сокращению опасности ядерной войны. Россия вносит крупный вклад в решение энергетических проблем, в освоение космического пространства.

Становление государственности новой России после распада СССР определило основные направления внешней политики. Россия оказалась в новой геополитической ситуации. В начале 1990-х гг. окончательно прекратила существование биполярная мировая система. Россия по сравнению с Советским Союзом уже не являлась великой державой. Соответственно, и отношение к ней стало иное. Если раньше Запад считался с СССР, то новая Россия не представляла большой угрозы.

Территория страны значительно уменьшилась. В сложной геополитической обстановке, когда восточноевропейские страны перестали строить социализм, а союзные республики СССР выделились в независимые государства, Российской Федерации приходилось искать новых союзников, создавать международные организации на равноправной основе.

Первым внешнеполитическим актом после прекращения существования Советского Союза стало создание Содружества Независимых Государств (СНГ) – региональной международной организации. СНГ было основано руководителями трех государств: РСФСР (Б. Ельцин), Белорусской ССР (С. Шушкевич), Украинской ССР (Л. Кравчук) в Беловежской пуще 8 декабря 1991 г. Советский Союз прекратил свое существование как субъект международного права. Соглашение ратифицировали Верховные Советы Украины, Белоруссии и РСФСР, хотя в РСФСР это должен был сделать Съезд народных депутатов РСФСР.

21 декабря 1991 г. в Алма-Ате 11 из 15 глав бывших союзных республик подписали совместную декларацию о вхождении в СНГ (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина). В 1993 г. к ним присоединилась Грузия.

22 января 1993 г. был принят Устав СНГ. Украина не ратифицировала Устав СНГ. Основными целями СНГ являлись: сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной и иных областях; всестороннее развитие государств-участников в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции; обеспечение прав и свобод человека; сотрудничество в обеспечение международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения; взаимная помощь; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами-участниками организации.

Как видно из данного перечня, большую часть целей составляли основные принципы международного права. Главное, для чего создавалась новая международная организация, – это объединить и интегрировать новые независимые государства на постсоветском пространстве, прежде всего, экономически, поскольку разрыв экономических связей из-за распада СССР негативно повлиял на развитие бывших республик Союза. Совместными усилиями было легче решать и международные проблемы,

Концепция внешней политики Российской Федерации (1993 г.) предполагала установление равноправного партнерства с соседними, ведущими демократическими и экономически развитыми странами на базе отстаивания собственных ценностей и интересов. Главными направлениями российской внешней политики провозглашалось развитие тесных связей с СНГ, а также отношений с США, государствами Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока.

Хотя в первой половине 1990-х гг. ядерное оружие в России сохранялось, но проходило сокращение обычных вооружений. Заключаемые с западными странами договоры чаще всего являлись неравными. Во время переговоров российские представители шли на уступки.

В 1992 г. руководство России заявило, что ядерные ракеты не будут направлены против США. В 1993 г. Российская Федерация и США подписали договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2). По нему США получили право складировать снятые с ракет атомные боеголовки, а свои боеголовки Россия должна была уничтожить. По договору к 2003 г. предусматривалось взаимное сокращение ядерного потенциала до трети от уровня, определенного предыдущим договором ОСНВ-1. Однако Госдума не ратифицировала этот договор.

Военная доктрина России 1993 г. предусматривала формирование армии, достаточной для обороноспособности. Основное внимание обращалось на силы ядерного сдерживания. Особенностью доктрины являлось то, что в ней не назывались вероятные противники Российской Федерации.

Во внешней политике не были определены российские национальные интересы, чаще всего руководство страны ориентировалось на прозападный курс. Это касалось позиции России в связи с санкциями по Ираку, Югославии, что подрывало престиж нашего государства.

В эти годы проходил вывод российских войск из Германии. Поспешность, с которой осуществлялось это мероприятие, не прибавила авторитета России. Напряженными оставались отношения Российской Федерации с Японией по поводу так называемых северных территорий – четырех островов Курильской гряды.

Восточноевропейские страны и Прибалтийские государства после выхода из социалистического лагеря стали ориентироваться на Запад, на вступление в НАТО, Европейский Союз (создан в 1992 г.) и другие международные организации.

Мировые финансовые институты не всегда оказывали действенную помощь России по выходу из трудного социально-экономического положения в связи с проведением либеральных реформ.

Угрозой национальным интересам России стало расширение НАТО на Восток. Чтобы сгладить напряженность, западными странами было предложено России в 1994 г. участвовать в программе военного сотрудничества «Партнерство во имя мира».

Во второй половине 1990-х гг. начал меняться подход России во внешнеполитических связях с другими странами. С приходом в правительство Е.М. Примакова метод взаимодействия с государствами на международной арене стал более взвешенным, разумным. С российской стороны получила распространение концепция многополярного мира и учета национальных интересов всех государств. В 1997 г. начался активный диалог Российской Федерации с НАТО: был подписан Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности.

Об активизации во внешней политике России свидетельствовало выступление против санкций в отношении боснийских сербов, осуждение бомбардировок объектов на территории Ирака. Российская Федерация стала проявлять инициативу в сотрудничестве по урегулированию международных конфликтов, к примеру, Израиля и Палестины.

Признанием вклада России в международную безопасность и равноправное сотрудничество стало ее принятие в Совет Европы в 1996 г. Российская Федерация также ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней. По протоколу №6 в России был установлен мораторий на применение смертной казни. Российские граждане стали активнее обращаться в Европейский суд по правам человека.

Российская Федерация и ведущие страны мира подписали в 1996 г. Договор о запрещении ядерных испытаний во всех сферах.

Вступление бывших социалистических стран в НАТО вызвало необходимость для России гарантий своей безопасности. Ей удалось лишь в общих чертах обговорить с НАТО не распространять ядерное и обычное оружие в этих странах, не использовать инфраструктуру, оставшуюся после Варшавского договора.

Российская Федерация также активно противодействовала вторжению сил НАТО в Югославию в 1999 г.

Более действенно Россия стала сотрудничать и в рамках СНГ. Это сотрудничество стало приоритетным в ее внешней политике. Россия постоянно стремилась к сближению с Беларусью. В 1997 г. был заключен договор о Союзе Беларуси и России, в 1999 г. – Договор о создании Союзного государства. Другое дело, что практическая реализация договоренностей не всегда была успешной.

В 1995 г. Белоруссия, Казахстан и Россия подписали первый Договор о создании Таможенного Союза. В 1996 г. была организована так называемая «Шанхайская пятерка» (Казахстан, Китай, Кыргызстан, Таджикистан, Россия).

Во второй половине 1990-х гг. Россия поддерживала отношения со многими странами мира, активно участвовала в работе ООН, в других международных организациях. В 1998 г. ее приняли в международную организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Данная организация создавалась с целью улучшения региональной торговли, либерализации капиталовложений

В 1992 г. Россия вступила в организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которая занимается проблемами предотвращения конфликтов в Европе, урегулированием кризисных ситуаций, ликвидацией последствий конфликтов.

Россия с 1996 г. также участвует в неофициальном международном клубе «Большая восьмёрка» (G8), в который входят лидеры Великобритании, Германии, Италии, Канады, России, США, Франции и Японии. Она создана для согласования общих подходов по важным международным вопросам.

Таким образом, внешняя политика Российской Федерации в 1990-е гг. носила противоречивый характер. Становление России в мире связано с преодолением препятствий в виде прошлых идеологических штампов об ее агрессивности, пресечении попыток разоружить и принизить ее статус. Однако при всех недочетах именно в эти годы стали проявляться контуры реальной независимости России и открыто провозглашаться приоритет национальных интересов.

В 2000-е годы Россия стремилась по-прежнему вести равноправный диалог со странами Запада, налаживать добрососедские отношения с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона и других регионов. По сравнению с 1990-ми гг. в российской внешней политике наблюдалось более четкое отстаивание национальных интересов, неукоснительное следование основным принципам международного права.

Как и в 1990-е гг., приоритетными во внешней политике России оставались отношения с СНГ. За это время произошли изменения в Содружестве Независимых Государств. В 2005 г. Туркмения стала ассоциированным членом данной организации. В 2009 г. Грузия вышла из СНГ. В рамках СНГ сформировались также несколько организаций. Например, в 2002 г. была создана Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Хотя в некоторых государствах СНГ к руководству пришли прозападно ориентированные политики, но все же и с ними удавалось находить общий язык, избегать конфликтов, действовать в рамках международного права. Лишь с Грузией не удалось мирно договориться после ее нападения на Южную Осетию в августе 2008 г. В связи с агрессией Грузии, войска которой были разбиты, Россия приняла решение признать государственную независимость Южной Осетии и Абхазии.

Сотрудничество со странами Содружества Россия стремилась развивать на взаимовыгодных условиях. Политические контакты лидеров СНГ касались не только взаимоотношений между этими странами, но и совместных действий в решении важных международных проблем. При всех порой возникавших между Беларусью и Россией трениях, все же окончательно побеждала дружба и сближение братских народов. Сложнее было наладить дружеские отношения между Российской Федерацией и Украиной. Однако и здесь удалось урегулировать ряд вопросов, связанных с российско-украинской границей. Хорошие отношения установились между Россией и Казахстаном, а также с другими государствами СНГ.

По-прежнему больным вопросом в СНГ был вопрос экономического сотрудничества. Государства бывшего СССР были заинтересованы в получении более дешевых энергоресурсов из России, на что не всегда получали положительный ответ от энергетических компаний. Это вызывало определенные трения в межгосударственных связях, особенно с Украиной и Беларусью.

Западные страны ориентировались на однополюсную структуру международных отношений под эгидой США, тогда как Концепция внешней политики РФ (2000 г.) предполагала создание многополярной системы.

Россия принимала меры к налаживанию взаимовыгодных отношений с Европейским союзом, с отдельными странами, входящими в него, прежде всего, в экономической сфере. В 2002 г. ЕС и США признали российскую экономику рыночной. Россия и ЕС совместно решали и другие вопросы, связанные с оказанием правовой помощи в борьбе с преступностью, с реализацией культурных программ и т. д.

В эти годы были восстановлены прекращенные после событий в Югославии контакты с НАТО. В 2002 г. с этой организацией было подписано соглашение по координации действий в целях обеспечения международной безопасности.

В отношениях с азиатскими странами главными направлениями внешнеполитической деятельности являлись Китай, Япония и Индия, самые многонаселенные государства мира. Россия и КНР успешно взаимодействовали в Совете Безопасности ООН по актуальным вопросам международной безопасности.

Россия также постоянно выступала посредником в улаживании конфликта между Северной и Южной Кореей. Хотя Российская Федерация и не принимала непосредственного участия в международной операции под эгидой ООН в Афганистане, но оказывала гуманитарную помощь афганскому населению. Она в 2002 г. установила дипломатические отношения с Афганистаном, развивала с ним политические, торгово-экономические, научно-технические и культурные связи.

В эти годы наметилась тенденция повсеместного нарушения таких основополагающих принципов международного права, как уважение суверенитета государств, невмешательства в их внутренние дела. Революции в Египте, Тунисе, Ливии в январе-марте 2011 г. продемонстрировали, как благие намерения по установлению демократии превратились в локальные гражданские войны, расколовшие общество. Россия не поддерживает экстремизм толпы, террористических групп, опиравшихся на религиозный фундаментализм, а также вмешательство иностранных государств в эти страны.

В эти годы продолжают развиваться межгосударственные контакты и с другими странами мира. В настоящее время Россия имеет дипломатические отношения со 191 страной и дипломатические представительства в 144 государствах.

Россия принимает активное участие в деятельности международных организаций, прежде всего, Организации Объединенных Наций. Хотя результативность этой организации снизилась, но она по-прежнему остается сдерживающим в период конфликтов субъектом международных отношений, и Российская Федерация всячески поддерживает правомерную миротворческую деятельность этой организации.

«Шанхайская пятерка» в 2001 г. была преобразована в региональную международную организацию – Шанхайскую Организацию Сотрудничества (ШОС). В нее вошли Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан. В странах, входящих в организацию, проживает 1455 млн. человек. Экономика Китая – вторая в мире после США. ШОС выступает за укрепление стабильности и безопасность, борьбу с терроризмом, экстремизмом, за развитие экономического сотрудничества и по другим актуальным проблемам.

По инициативе России в 2000 г. было создано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). В него вошли Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Беларусь. Оно занимается выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен.

В августе 2012 г. Российская Федерация вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО), членами которой являются 158 стран.

Российская Федерация вошла в пятерку стран (Бразилия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика), создавших организацию БРИКС. Данные государства занимают свыше 25% суши в мире, в них проживает 40% населения планеты, и они имеют объединенный валовой внутренний продукт 15,5 трлн. долл. Основная цель организации – экономическое сотрудничество.

Россия принимает участие в деятельности «группы двадцати» (G20) – международных совещаний глав государств, министров финансов и глав центральных банков 19 стран и Европейского союза (ЕС) по финансовым вопросам.

В первое десятилетие XXI в. в отношениях России со странами Запада на первом месте стояло взаимодействие с США. Внешнеполитическая стратегия США распространяется на все страны мира, ее национальные интересы охватывают и постсоветское пространство.

В эти годы противостояние с США по сравнению с советским периодом уменьшилось. Хотя в решении международных проблем американцы стали прислушиваться или делать вид, что прислушиваются к российской позиции, но остаются прежние расхождения во мнениях по острым проблемам. По-прежнему США пытаются распространять свои ценности, диктовать свои условия другим странам, в том числе и России.

Именно в нулевые и последующие годы Россия, решительно заявив о своих национальных интересах, стремиться держать в боеготовности свои Вооруженные Силы и адекватно реагировать на выпады западных стран.

Все чаще в Совете Безопасности ООН представители России и Китая стали блокировать проекты резолюций, предлагаемые США, которые предусматривают введение санкций против ряда стран.

США стремятся в соседних с Россией странах установить системы ПРО, заявляя об угрозах, исходящих от Ирана. Россия прилагает все меры к отказу с американской стороны от этого проекта, поскольку видит в ПРО систему двойного назначения: не только оборонительную, но и наступательную. Чтобы остановить США, Россия готова к ответным мерам по установке в приграничной зоне эффективных видов вооружений. В настоящее время работы по установке ПРО приостановлены.

Диалог между Россией и США проходит с переменным успехом: то улучшаясь, то ухудшаясь. «Перезагрузка» в российско-американских отношениях носит противоречивый характер.

Россия и США предпринимают шаги по сокращению вооружений. Однако не всегда это удается. В 2002 г. США вышли из Договора по противоракетной обороне, и Россия отказалась участвовать в Договоре СНВ-2. В том же году между двумя сторонами был подписан новый Договор СНП (сокращение наступательных потенциалов).

Договор СНВ-3 заменил Договор СНВ-1 и отменил договор СНП от 2002 г. Он был подписан в 2010 г. и вступил в силу в 2011 г. Договор ограничивает общее число развернутых ядерных боезарядов 1550 единицами для обеих сторон. Число развернутых межконтинентальных баллистических ракет, развернутых баллистических ракет подводных лодок и развернутых стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев для России и США ограничивается 700 единицами и др.

Отношения между двумя державами показывают, что без взаимных уступок и компромиссов вряд ли можно рассчитывать на мир и безопасность, стабильность международных отношений.

В нынешней геополитической ситуации США ищут новые пути укрепления своего лидерства в мире. Выступая в Конгрессе (февраль 2013 г.), Барак Обама предложил проект создания Транстихоокеанского партнерства (ТТП) и Трансатлантического партнерства (ТАП) под эгидой США. В ТТП доля США будет составлять ¾ общего ВВП. Китай предлагает свой вариант объединения – Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Австралия, Новая Зеландия и страны АСЕАН – всего 16 государств. Главную роль в этом объединении собирается играть Китай, на долю которого будет приходиться половина ВВП. ВТАП под руководством США предполагается сотрудничество демократических стран Северной Америки и Европы. В случае удачного исхода американского плана США возглавят мощную коалицию с 20% мирового населения, 65% мирового ВВП и 70% глобального экспорта. Поэтому не альтернативный проект Китая, ни Евразийский союз, который собираются сформировать Россия, Белоруссия и Казахстан к 2015 г. не смогут противостоять такой коалиции.

В Концепции внешней политики России, принятой в феврале 2013 г., представлены основные принципы, приоритетные направления, цели и задачи внешнеполитической деятельности Российской Федерации на ближайшую перспективу.

Так, наша страна намерена активно осуществлять курс на всемерное укрепление международного мира, всеобщей безопасности и стабильности. Цель внешней политики России – установление справедливой и демократической международной системы, которая должна основываться на коллективных началах в решении международных вопросов и главенстве международного права. Концепция предлагает формировать отношения добрососедства с сопредельными государствами и с государствами «дальнего зарубежья», устранять и предотвращать очаги напряженности и конфликтов в прилегающих к России регионах.

Отношения Российской Федерации с другими субъектами международного права должны строиться на принципах: уважения независимости и суверенитета, прагматизме, транспарентности, многовекторности, предсказуемости, неконфронтационного отстаивания национальных интересов.

В соответствии с Концепцией предполагается развертывать широкое и недискриминационное международное сотрудничество, содействовать становлению неконфронтационных внеблоковых объединений и активное в них участие. Россия стремится укреплять свои торгово-экономических позиции в системе мирохозяйственных связей, защите прав и законных интересов своих граждан и соотечественников, проживающих за рубежом.

Согласно Концепции приоритетными направлениями российской внешней политики являются развитие как двустороннего, так и многостороннего сотрудничества с государствами-участниками СНГ. Это сотрудничество предлагается осуществлять на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга. В этом отношении большие надежды возлагаются на Евразийский экономический союз.

Не менее важной внешнеполитической задачей Россия считает взаимовыгодный политический диалог с Европейским союзом по основным международным проблемам. Продвижение национальных интересов России в европейских и мировых делах, содействие переводу российской экономики на инновационный путь развития наша страна видит в активизации взаимовыгодных двусторонних связей с ведущими государствами Европы.

В Концепции выражается уверенность, что Российская Федерация продолжит усилия по укреплению Совета Европы как европейской организации, обеспечивающей единство правового и гуманитарного пространств континента. Россия также отводит большую роль в решении европейских проблем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), осуществляющей строительство равной и неделимой системы общеевропейской безопасности.

В целях укрепления мира и безопасности Российская Федерация будет выстраивать отношения с НАТО с учетом степени готовности альянса к равноправному партнерству, неукоснительному соблюдению принципов и норм международного права. Определенные риски для безопасности России представляет расширение НАТО и к приближению его военной инфраструктуры к российским границам.

Особое место в Концепции отводится отношениям России с США. Российская Федерация надеется выстроить контакты с США с учетом значительного потенциала развития взаимовыгодного торгово-инвестиционного, научно-технического и иного сотрудничества, а также особой ответственности обоих государств за глобальную стратегическую стабильность и состояние международной безопасности в целом. Диалог с США должен строиться на равноправной, недискриминационной основе, невмешательстве во внутренние дела, прагматизме и соблюдении баланса интересов.

В Концепции утверждается, что Россия последовательно выступает за конструктивное сотрудничество с США в сфере контроля над вооружениями, прежде всего, с учетом неразрывной взаимосвязи между стратегическими наступательными и оборонительными средствами. При этом подчеркивается, что в связи с созданием глобальной системы противоракетной обороны США, Российская Федерация будет последовательно добиваться предоставления правовых гарантий ее ненаправленности против российских сил ядерного сдерживания.

России предстоит укреплять свои позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Это, прежде всего, касается экономического взаимодействия с государствами региона, активного участия в Азиатско-Тихоокеанском экономическом сотрудничестве. (АТЭС). В настоящее время данная организация насчитывает 21 страну, которые составляют около 40% населения мира и на долю которых приходится 54% ВВП и 44% мировой торговли.

Участие в организации позволит реализовать программу экономического подъема Сибири и Дальнего Востока. В настоящее время Россия обладает 23% мировых запасов леса, 20% запасов пресной воды, почти 10% пахотных земель, большая часть из которых находится в этом регионе. Российская Федерация также заинтересована в деятельности Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Россия продолжит сотрудничество с перспективным партнером – Китаем. На долю этой страны приходится более 20% мирового экспорта технологичных товаров, тогда как у США – 13%, а у России – десятые доли процента. Российская Федерация стремится к улучшению отношений с Японией, взаимовыгодного сотрудничества с другими странами АТР.

В российской внешней политике немалое место отводится партнерству с государствами Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки.

Россия заинтересована в участии в таких международных организаций, как ООН, ЕС, ЕврАзЭС, ШОС, БРИКС.

В августе 1999 г. обострилась ситуация на Северном Кавказе – чеченские боевики вторглись в горные районы Дагестана. Возникла опасность расширения очага международного терроризма. В Москве, Волгодонске и Дагестане террористы взорвали жилые дома – погибли сотни людей. В этой обстановке возглавивший в августе 1999 г. Российское правительство В. В. Путин начал антитеррористическую операцию. Российские войска вытеснили боевиков из Дагестана и разгромили военные силы сепаратистов на территории Чечни. Постепенно, несмотря на диверсионные действия сепаратистов, в Чечне стала налаживаться мирная жизнь. Действуют вновь созданные республиканские и местные органы власти, возобновили работу школы, возвращаются беженцы, государство помогает населению восстановить разрушенные дома. В 2003 г. В Чечне были проведены выборы президента республики.
31 декабря 1999 г. Б. Н. Ельцин объявил о досрочном сложении с себя полномочий президента и назначении В. В. Путина исполняющим обязанности президента России. В соответствии с конституцией через три месяца состоялись президентские выборы. Получив почти 58% голосов, В. В. Путин стал новым главой государства. Председателем правительства был назначен М. М. Касьянов.
После выборов в Думу в декабре 1999 г. Изменилась расстановка политических сил. Наибольшего успеха на них достиг центристский избирательный блок «Единство». В дальнейшем в результате слияния «Единства» с другим общественным объединением «Отечество – вся Россия» образовалась сильная центристская организация «Единая Россия», создавшая ведущую фракцию в Государственной Думе. Позднее «Единая Россия» была преобразована в политическую партию. Еще накануне выборов ряд партий и организаций объединились в «Союз правых сил» (СПС), который вместе с партией «Яблоко» представлял в Думе либералов. Левый фланг политических сил по-прежнему возглавила КПРФ.
Новому президенту, правительству и депутатам Федерального Собрания достался в наследство целый ряд проблем в сферах:
экономической – внешний долг, требующий погашения, низкий уровень инвестиций, криминализация промышленной и торговой деятельности и т.д.;
финансовой – незначительный золотовалютный резервный фонд, дефицит бюджета, низкая собираемость налогов;
федеративных отношений – этнократические тенденции в национальных республиках, несогласованность их конституций с Конституцией РФ, своеволие региональных властей и т.д.;
административно-управленческой – влияние олигархов и лоббистов на принятие решений разными органами власти, разбухший и малоэффективный чиновничий аппарат, коррупция и т.д.;
социальной – низкий уровень жизни значительной части населения, маленькие пенсии, безработица, демографический спад и т.д.;
военной – армия старого образца, износ и устаревание военной техники, необеспеченность офицерства жильем и т.д.
В течение первого года своего президентства В. В. Путин предпринял ряд мер по укреплению вертикали власти. К ним относятся: изменение порядка формирования Совета Федерации (в нем стали заседать не губернаторы, а представители местных органов власти), создание из губернаторов Государственного совета – совещательного органа при президенте, образование на территории России семи административных округов, в которые вошли как области и края, так и национально-государственные образования. Конституции республик были приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Ослабло влияние олигархических кругов на власть.
Улучшилось экономическое положение страны. Промышленный спад сменился устойчивым приростом производства. На прилавках магазинов отечественные товары, особенно продовольственные, начали вытеснять импорт. Повысился сбор зерна (особенно высокий урожай был в 2001 г.), возросло производство сельхозпродуктов.
Благодаря понижению ставки налогообложения уменьшилось число случаев уклонения от налогов, что благоприятно сказалось на их сборе. Впервые после «перестройки» начал формироваться бездефицитный бюджет, увеличился золотовалютный резервный фонд. Были приняты решения о повышении размеров минимального уровня зарплаты.
Произошли существенные изменения в социальной политике, направленные главным образом на улучшение положения малообеспеченных слоев населения. Повысились пенсии, началось проведение пенсионной реформы. Большое внимание уделяется проблемам жилично-коммунального хозяйства. Происходят перемены в системе образования, продиктованные требованиями научно-технического прогресса.
Как показывают данные социологических опросов, жители России в целом положительно относятся к политике правительства. Многих привлекают демократические ценности, открытость общества, возможность свободы выбора, рыночное изобилие и, наконец, надежда на экономический подъем и улучшение качества жизни в будущем.
«Новый курс» внутренней политики, проводимой президентом, привел к уменьшению социальной напряженности и обретению людьми веры в будущее России.

В период второго срока президентских полномочий Б.Н. Ельцина укрепились демократические начала в государстве и обществе, сложилась рыночная экономика. В то же время не удалось преодолеть негативных последствий поспешного реформаторства. В 2000 год страна вступила с новым президентом – В.В. Путиным. Ему удалось укрепить «вертикаль» государственной власти, добиться консолидации российского общества. В стране наметилась тенденция экономического роста.

С распадом СССР, Югославии, Чехословакии число суверенных государств значительно возросло. Причем процесс образования новых государств вряд ли завершен, тенденция к самоопределению народов проступает все более явственно, что грозит целостности многих государств.

Вопрос о роли ООН как гаранта мирового порядка всё чаще в международных отношениях ставится под сомнение. В 1990-е годы ООН предприняла несколько крупных миротворческих акций. Под эгидой ООН была проведена операция "Буря в пустыне". Ирак, совершивший неприкрытую агрессию против соседнего Кувейта, был в начале 1991 года разгромлен силами, состоящими в основном из американских войск. В 1993 г. американцы под эгидой ООН вмешались в гражданскую войну в Сомали и ввели туда свои войска. Агрессия НАТО против суверенной Югославии в 1999 г. серьезно подорвала роль ООН как гаранта мира.

Со второй половины 90-х гг. XX в. основными проблемами на пути укрепления международной безопасности становятся расширение военно-политического блока НАТО на восток, включение в него новых членов из бывших социалистических стран Восточной Европы, развертывание системы ПРО вдоль западной границы России. Происходит новая поляризация международного сообщества, усиливается военно-политическая конфронтация между Россией и рядом ведущих мировых держав (прежде всего, США).

Среди проблем, которые предстоит решить мировому сообществу, первоочередными являются также те, которые связаны с необходимостью погасить очаги имеющихся конфликтов. Все большую озабоченность мирового сообщества вызывают конфликты в бывших республиках СССР - Грузии, Молдове, армяно-азербайджанские столкновения из-за Нагорного Карабаха. Сpeди них наиболее опасным является межэтнический и межконфессиональный конфликт в бывшей Югославии. Другая проблема - поддержание режима нераспространения ядерного оружия. Помимо пяти признанных ядерных держав (США, Россия, Англия, Франция и Китай), сейчас ядерные амбиции имеют еще ряд стран - Индия, Пакистан, Израиль, Северная Корея. К этому списку, возможно, вскоре присоединится Иран.

После террористического акта в США 11 сентября 2001 г. силы НАТО оккупировали Афганистан для борьбы с радикальным мусульманским движением Талибан. В Афганистане был установлен лояльный коалиционным силам режим Хамида Карзая. Несмотря на то, что война длится уже более 10 лет, силам НАТО не удалось разгромить движение Талибан, опирающееся на организацию пуштунских племен. Афганистан в настоящее время является главным производителем наркотиков в мире.

В 2003 г. США с целью поиска оружия массового поражения, не получив санкции ООН, вместе с союзниками вторглись в Ирак и свергли режим Саддама Хусейна. Европа в вопросе поддержки американской агрессии в Ираке раскололась. Военную интервенцию поддержали Великобритания, Италия, Испании и восточноевропейские страны, против выступили Франция, Германия и Россия. В Ираке началась и продолжается до сих пор гражданская война, осложненная иностранной оккупацией, межэтническими и межконфессиональными противоречиями.


8-12 августа 2008 г. между Россией и Грузией произошел военный конфликт. Попытка Грузии взять под свой контроль территорию непризнанной Южной Осетии привела к «пятидневной» войне между Россией и Грузии. Итогом конфликта стало признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, выход Грузии из СНГ, обострение отношений с США.

С конца января 2011 г. в ряде арабских стран прокатилась волна антиправительственных выступлений, закончившихся сменой правящих режимов в Тунисе, Египте, Йемене, Ливии. 19 марта 2011 г. Франция, Великобритания и США приняли участие в военной интервенции против Ливии для свержения режима Муаммара Каддафи. В августе 2011 г. войска Переходного национального совета Ливии при поддержке войск упомянутых западных стран овладели столицей Триполи. В октябре 2011 г. Каддафи погиб.

Уже более года продолжаются антиправительственные выступления в Сирии, начавшиеся в феврале 2011 г. Общественное мнение большинства западных стран настроено враждебно по отношению к президенту Сирии Башару Асаду. Однако Россия и Китай в международных отношения выступают против военного вмешательства в сирийские дела. Следует заметить, что Россия и Китай уже несколько лет по многим международным проблемам занимают согласованную позицию.

Современный мир, переживший в XX веке две мировые войны и испытавший в конце века международную разрядку, в начале XXI века вновь, как и в начале прошедшего столетия, замер в тревожном ожидании.

Контрольные вопросы для самопроверки знаний по разделу:

1. В чем причины начала Первой Мировой войны?

2. Расскажите об основных событиях Первой мировой войны.

3. Укажите причины зарождения фашизма в Италии и Германии.

4. Что понимают под «новым курсом» Рузвельта?

5. Перечислите результаты большевистской модернизации России.

6. Каковы причины начала Второй Мировой войны?

7. В чем заключается всемирно-историческое значение победы советского народа в 1945 году?

8. Укажите причины, основные события и итоги «холодной войны».

9. Почему произошел распад колониальной системы?

10. Выделите и охарактеризуйте основные этапы в развитии КНР.

11. Определите причины распада СССР.

12. В чем специфика экономических реформ в России в 1991-2012 гг.?

13. Что привело к объединению Европы в Европейский союз?

14. Каковы особенности внешней политики России 1991-2012 гг.?

15. Каковы результаты политических преобразований в периоды правления В.Путина и Д.Медведева?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В учебном пособии «Всемирная (синхронная) история» представлена история человечества с древнейших времен до современности в наиболее знаковых событиях. Курс отражает поступательное развитие истории от самых ранних (локальных) цивилизаций и до современного, охваченного глобализацией, мира.

Возможно, студенты согласятся с интерпретацией событий, изложенных авторами, а, может быть, обоснуют собственное представление о них, тем более, что на одни и те же факты истории могут быть противоположные точки зрения, обусловленные разными причинами – личностью человека, его мировоззрением, количеством доступной ему информации.

Хронологическая таблица.

С того дня, когда религия в России была выпущена за пределы «гетто», в котором она находилась в течение всего «советского» периода нашей истории, прошло почти 15 лет. До этого момента официально разрешен­ная религия существовала под жестким контролем вла­сти, что заключалось в следующем:

Церкви были открыты, но далеко не все (в Москве в пределах МКАД из приблизительно тысячи храмов от­крытыми оставались 44, в Ленинграде - десять, в об­ластных центрах от одного до трех и т.п. Были, однако, и такие областные центры, где храма не было вообще), при этом монастыри практически не существовали - за исключением Троице-Сергиевой лавры.

О крещении каждого младенца сообщалось на место работы его родителей с тем, чтобы они были наказаны и, возможно, уволены с работы. Священники, практико­вавшие крещение по домам у верующих, наказывались, а нередко и лишались регистрации в Совете по делам религий, а следовательно, уже не могли служить на сво­ем приходе и становились безработными. Никакая про­поведь за стенами церкви, даже на частных квартирах, не дозволялась и сразу же приравнивалась к антисовет­ской деятельности. Однако и в храмах священники по большей части старались не проповедовать. Молчали все, за исключением нескольких человек, среди кото­рых выделялся отец Александр Мень.

При этом официально Церковь находилась под по­кровительством советской власти. Патриарх Пимен, ныне покойный, лечился в той же больнице, где и чле­ны Политбюро, и отдыхал в санатории ЦК КПСС, а так­же присутствовал на официальных приемах в Кремле.

Сегодня по всей России восстанавливаются тысячи старых и строятся сотни новых церквей, а епископ в каждой области не просто окружен почетом, но вос­принимается как второй после губернатора человек. Высшие должностные лица государства участвуют в бо­гослужениях и т.д. Везде продаются иконы, крестики и т.д., а также книги - молитвенники и жизнеописания святых. Эти книги имеются повсюду в огромных коли­чествах. Библия и даже просто Новый Завет есть далеко не везде, хотя Российское Библейское общество рас­пространяет ее по всей стране. Остро ощущается не­хватка книг для изучения и углубленного или духовного чтения Библии.

Однако за этой идиллической оболочкой скрывается достаточно сложное содержание. Богослужение повсю­ду совершается на средневековом славянском языке, ко­торый почти непонятен подавляющему большинству прихожан. Прекрасный сам по себе, славянский язык - этот аналог католической латыни - сегодня, по сути дела, является препятствием на пути религиозных иска­ний современного человека. Он делает и без того дол­гие службы византийского чина недоступными для боль­шинства людей, что оказываются не в состоянии понять их содержание и разобраться в том, что именно читает­ся и поется во время богослужения, - выражаясь фигу­рально, подключиться к той духовной волне, на которой ведется богослужение.

По этой причине подавляющее большинство прихо­жан в церкви привлекает не содержание службы, а какие- то отдельные и чисто ритуальные моменты. Они прихо­дят сюда, чтобы взять домой святой воды, облобызать почитаемую икону или взять освященного перед ней масла, облобызать мощи святого, причаститься, но не более. Люди чувствуют (именно чувствуют) присутствие какой-то высшей силы в церкви, но при этом смысл евангельского призыва Иисуса вытесняется из их созна­ния (иногда полностью) приверженностью к обрядовой стороне православия. Последнее приводит к тому, что огромным числом людей вера в Бога начинает воспри­ниматься как магия.

В такой религиозности играют основную роль не лич­ные отношения верующего с Богом, но тот материаль­ный объект, своего рода фетиш, без которого религия для этих людей теряет смысл. С таким религиозным «ма­териализмом» связана и позиция священника, который начинает видеть в себе не пастыря, задача которого со­стоит в том, чтобы помогать людям на дороге к Богу, а sui generis хранителя святыни, стража, чья функция заключа­ется в том, чтобы не подпустить к святыне «непосвящен­ного», то есть неготового или так или иначе не очищен­ного от греха. Если Иисус призывает к Себе всех словами «приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные», то такой священник рассуждает по принципу profani, procul ite- «идите прочь, непосвященные».

Нередко он обращается с прихожанами крайне резко и грубо, может не допустить до причастия, так как счи­тает, что человек недостаточно хорошо подготовился. Может и заявить, что пришедший к нему на исповедь так виноват, что ему нельзя даже исповедаться, а может и начать задавать вопросы, относящиеся к интимной сфере и т.п. Таким образом, евангельское учение пре­вращается в систему запретов и запугивания прихожан. Так, например, считается большим грехом, если женщи­на или девушка придет в церковь в брюках или не наде­нет на голову платка. О злоупотреблениях в духовниче- ской практике, негативно сказывающихся на состоянии церковной жизни, говорилось 28 декабря 1998 г. на за­седании Священного Синода.

Необходимо понимать, что одной из основных черт церковного сообщества сегодня является преобладание в нем неофитов - людей, ставших верующими в течение последнего десятилетия и до начала перестройки не имевших к православию и церковной жизни никакого отношения. У наблюдателя может создаться впечатле­ние, что пожилые женщины 60-75 лет, составляющие, как правило, большинство постоянных прихожан каж­дого, особенно не городского, а сельского прихода, всегда были верующими. Однако всего лишь 15 лет на­зад, когда старшим из них было не более 60-ти, они во­обще ничего не знали о вере и пришли к ней в тот мо­мент, когда начала изменяться государственная полити­ка в отношении религии.

При этом образцом для поведения они естественно избрали имитацию того стиля, который был присущ по­колению их матерей и бабушек, то есть тем людям, что сохранили православие как исповедание и образ жизни в эпоху советской власти. Имитация - не только в пове­дении простых верующих, но и в целом - становится одной из ведущих черт религиозного сознания сегодня, при этом за образец берется Россия второй половины XIX века и охранительные тенденции (в широком смыс­ле этого слова, то есть от поздних славянофилов и К. Леонтьева до К.П. Победоносцева и «Черной сот­ни»), присущие в ту эпоху церковному сознанию. Именно идеализация прошлого (не эпохи апостолов и проповеди Евангелия или времени великих святых типа Сергия Радонежского, но XIX и начала XX века!) привела к тому, что вопрос о канонизации Николая II и членов его семьи, убитых в 1918 году, стал в середине 90-х годов главным для значительной части верующих и тех, кто отождествил с православием свои политиче­ские взгляды и мировоззрение в целом.

Многие из ревнителей скорейшей канонизации царя Николая II и его семьи требовали, чтобы убийство царя рассматривалось как ритуальное, то есть совершенное иудеями в ритуальных целях, а сам он был прославлен.

как «царь-мученик», «помазанник Божий» и «хранитель православия», «от жидов умученный». Если же взять со­ставленные ему молитвы, в частности, акафист, то там он прямо уподоблялся Христу в словах «яко овца на за- коление ведом», которые относятся только к Иисусу, и далее в формуле «яко агнец непорочный полагаешися во искупление грех наших, да вси непрестанно тя сла­вим: Радуйся, боголюбезная жертво». Здесь опять-таки присутствует недопустимое с точки зрения верующего христианина (а на языке религии просто-напросто ко­щунственное) уподобление фигуры Николая II Христу- Спасителю и, в сущности, осуществляется подмена: Искупителем и Ангцем Божиим, что вземлет грех мира, оказывается не Иисус, а царь Николай И.

Разумеется, такого рода богословские новации свиде­тельствуют только об одном - о крайне низком интел­лектуальном уровне и полной богословской неграмот­ности тех, кто эти тексты составляет, однако этот ака­фист имеет широкое хождение среди православных верующих и издается (без благословения Патриарха!) достаточно большими тиражами. Именно по этой при­чине митрополит Ювеналий (Поярков), возглавляю­щий синодальную комиссию по канонизации, долгое время тормозил прославление Николая и его семьи, не­смотря на безусловное почитание их верующими. В те годы митрополитом было многократно повторено, что канонизация царской семьи не должна была иметь по­литического или экстремистского подтекста и, конеч­но, не означает канонизации самой монархии. Вот по­чему царь был прославлен как страстотерпец только летом 2000 г. вместе с собором из 900 новомучеников.

Святым «игуменом земли Русской» объявляется и царь Иоанн Грозный. «Как некогда богатырство, - пи­шет митрополит Иоанн (Снычев) в своей книге «Самодержавие духа», - опричное служение стало фор­мой церковного послушания - борьбы за воцерковление всей русской жизни». Далее покойный иерарх говорит о том, что вся жизнь царя Ивана IV «имела подвижниче­ский характер», и заключает тем, что, «приняв на себя по необходимости работу самую неблагодарную, царь, как хирург, отсекал от тела России гниющие, бесполез­ные члены». Казалось бы, такое переосмысление оприч­нины и самого феномена святости, с точки зрения пра­вославия, должно казаться кощунством, однако оно вполне принимается многочисленными поклонниками петербургского архиерея.

В связи со всеми приведенными выше фактами остро встает вопрос о самоидентификации православного со­знания. Не укорененное в богослужебной, молитвенной и вообще мистической жизни восточного христианства, современное религиозное сообщество в России начина­ет самоидентифицироваться, не углубляя свое видение православия, но противопоставляя (что всегда легче!) себя христианам других традиций, католикам и проте­стантам, представляющим к тому же нероссийскую - Западную, а в коммунистической парадигме (которая не­смотря на отказ от коммунистической идеологии про­должает «работать» в сознании большинства россиян) «буржуазную, враждебную и противоположную нашей» - цивилизацию. Православное сознание быстро становит­ся ксенофобным, закрытым и в высшей степени нетоле­рантным по отношению как к инаковерующим, так и к Западу в целом. Образ врага, характерный для советско­го сознания, становится одним из краеугольных камней той стихийной идеологии, что складывается в середине 90-х годов в православном сообществе.

Духовных семинарий и Академий в непосредственном окружении Синода. Иереи из иудеев чаще всего отрица­ют историческое, то есть каноническое Православие, обозначая его ярлыком "черносотенства"».

В речи на съезде Союза «Христианское возрождение» В. Осипов выдвинул следующий тезис: «В Православии - душа Русского народа. Поэтому проникновение заведо­мо противоканонической струи в Вероучение - это вползание в самую душу нации. Не имея ничего против некоторых отдельных, истово преданных Православию иереев еврейского происхождения, полностью пере­шедших в стан Святой Руси, мы вместе с тем не можем не проявить беспокойства в отношении массы чуждых Святой Руси иереев». Нельзя не заметить, что тезис о «вползании в душу нации» евреев уже прямо напоми­нает тексты из «Майн кампф». Как и указание В. Осипова на то, что священник-еврей не может исповедывать рус­ского: «другая психология - другой менталитет».

Этого мало. В Москве и Петербурге, почему-то по бла­гословению недавно умершего Пермского архиепископа Афанасия (Кудюка), казалось бы, достойного и умерен­ных взглядов человека, была многократно переиздана (последний тираж 7 500 экз.) и продается во многих пра­вославных храмах и киосках в московском метро извест­ная книга Сергея Нилуса «Близ есть, при дверех», в кото­рой были напечатаны печально знаменитые «Протоколы сионских мудрецов», антисемитскими текстами которых широко пользовался Гитлер в «Майн кампф».

Другой автор «Царского опричника», Александр Елисеев, проповедует «волевое христианство, религию Средневековья, которая охотно допускает насилие по отношению к супостатам и богоборцам». «Истинное православие, - по мнению Елисеева, - не имеет ничего общего с морализаторством, гуманизмом, пацифиз­мом». «Надо отнять христианство, - пишет Елисеев в статье, которая так и называется "Волевое христиан­ство", - у слюнтяев и фарисеев. Это - наша религия - ре­лигия белых мужчин, воинов, подвижников». «До каких пор, - спрашивает Елисеев, - мы будем игнорировать кшатрийское, орденское измерение христианства? До каких пор будем воспринимать его как нечто женствен­ное, старушечье, приторно-слезливое? Не пора ли отка­заться от абстрактно-гуманистического, космополити­ческого по сути восприятия цельного и сурового учения Христова?»

Термин «кшатрийское измерение христианства» уже говорит о многом. Он напоминает об арийской теории, которую, безусловно, исповедует видящий в христиан­стве религию белых мужчин и воинов публицист. Далее следуют цитаты из Библии, но главным образом из Книги Иисуса Навина. Христос с Его «цельным и суро­вым учением», как выражается Елисеев, отсутствует тут начисто. По сути дела, нам предлагается брутальная и маскулинная и к тому же основанная на расовой тео­рии, если так можно выразиться, ницшеанская идеоло­гия, основанная на групповом нарциссизме (термин Эриха Фромма). От христианства и от православия здесь остается только внешняя оболочка, внутри тут можно найти только чистой воды язычество и неверо­ятную агрессивность.

Возникает вопрос: а почему, в отличие от Гитлера, ко­торый, следуя Ницше, в своей теории полностью отка­зался от христианства, хоругвеносцы, братчики и сорат­ники вкладывают свою идеологию в форму безупречного с внешней стороны православия? Вероятно, причина этого заключается в том, что, в отличие от Германии, пропитанной лютеранской культурой чтения Писания, в России православие для подавляющего большинства связано только с ритуалом и с ностальгией по царскому времени и богатырскому (одно из любимых слов митро­полита Иоанна!) прошлому. И, тогда как Гитлеру было абсолютно ясно, что его теории с христианством несо­вместимы, для Платонова, Осипова, Елисеева и проч. православие как «отеческая вера» и, главное, религия им­перии оказывается единственно возможной формой, в ко­торой может быть сформулирована русская идеология.

Трудно сказать, насколько многочисленны сегодня сторонники «православныххоругвеносцев», Платонова, В. Осипова и проч., почитатели Сергея Нилуса и после­дователи митрополита Иоанна. Ясно лишь то, что они хорошо представлены в интернете и обладают доста­точно мощными финансовыми возможностями, а также устраивают достаточно многочисленные митинги. Однако президентские выборы во Франции - в отличие от России, вполне благополучной и процветающей - в апреле-мае 2002 г. и 17 % голосов, набранные в их вто­ром туре Ле-Пеном, заставляют задуматься о том, что и Россия не застрахована от чего-то похожего. Тем бо­лее, что «хоругвеносцы» и лидеры аналогичных братств и организаций распространяют свои взгляды и ведут ак­тивную агитацию среди учащихся ПТУ, техникумов и студентов.

Именно так поступает руководитель «Русского дей­ствия» Константин Касимовский, выходец из «Памяти» Д. Васильева, прославившийся тем, что он «очищал мо­сковские улицы от сектантов и зарвавшихся кавказских хулиганов, вел работу по спортивному воспитанию рус­ской молодежи. Союз выпускал популярнейшую среди молодых радикалов газету "Штурмовик" и серьезный теоретический журнал "Нация"». Касимовский, - гово­рится в его биографии, - считает, что его структура должна «органически сочетать в себе черты духовно- мистического ордена, политической партии и военно- спортивной организации». Касимовский - «перспектив­ный и энергичный лидер, настоящий вожак русской ра­дикальной молодежи. Он прекрасно эрудирован и великолепно разбирается в общественных дисципли­нах, хорошо знаком с компьютерной техникой и новей­шими технологиями ведения информационных войн».

Сегодня епископат видит в «православных» полити­ках людей, которые «на самом деле ничего общего с пра­вославием не имеют». «Я встречался, - говорит митро­полит Сергий (Фомин) в интервью игумену (теперь епи­скопу) Илариону (Алфееву), - с лидерами таких партий: они не имеют никакого понятия не то что о правосла­вии - о Боге». Однако, и это уже гораздо серьезнее, их взгляды в РПЦ, как показывает опыт, разделяют сегод­ня многие священнослужители и миряне.

Авторы сетевых журналов «Русский партизан» и «Царский опричник» публикуют материалы, в кото­рых демонстрируют приверженность расовой теории и почти всем пунктам программы Гитлера, при этом они на достаточно высоком уровне владеют православным материалом (в этом плане митрополит Сергий не со­всем прав, когда говорит, что они не имеют ни малейше­го представления о православии) и неплохо умеют соз­давать суггестивные тексты. «Волевое христианство» (термин А. Елисеева), и это надо осознавать со всею от­ветственностью, - очень опасный феномен сегодняш­ней молодежной культуры в России.

Так весна 2002 г. прошла под знаком борьбы с католи­чеством. Так 28 апреля, когда праздновался день Входа Господня в Иерусалим или так называемое Вербное вос­кресенье, казалось бы, один из самых светлых и в то же время печальных дней в году, в Москве и в ряде других городов состоялись антикатолические митинги или «стояния», во время которых говорилось, что главным врагом российской государственности является Вати­кан, а «католицизм разрушителен для всего строя и нрав­ственного сознания российских граждан». Один из ор­ганизаторов этого митинга в Москве депутат Государ­ственной Думы Геннадий Райков сравнил «наступление Ватикана» с экспансией НАТО на Восток и с угрозой ядерного нападения на Россию, а участники стояния держали в руках лозунги типа «Ватикан - вон!». Имеет смысл указать на то, что во время крестных ходов, орга­низуемых Московской Патриархией, всегда находятся активисты, выходящие на улицу с подобными плаката­ми. Однако благочинные и другие священнослужители, ответственные за проведение крестного хода, обычно сразу же требуют убрать эти транспаранты.

Православие объявляется русской национальной ре­лигией, а призыв к единству христиан воспринимается как направленный против России, против ее прошлого и будущего, против ее национальной идентичности и т.д. «Основа Идеологии Братства - есть старая Русская идеология: "Православие, Самодержавие, Народность", но в "новом", апокалиптически-"горячем" (Откр 3:15), консервативно-революционном прочтении», - говорит­ся в одном из документов братства преп. Иосифа Волоцкого. Таким образом христианство превращается в форму выражения национального духа и в знамя на­циональной духовности. Ясно, что в этом случае оно не­минуемо теряет вселенский характер, забывает о при­зыве Иисуса «да будут все едины» и превращается, как сказал один православный священник из Америки, в племенную религию россиян.

Есть все основания говорить, что здесь мы имеем дело с идеологией, которая носит ярко выраженный «некро­фильский характер», как сказал Мигель де Унамуно в 1936 г., когда назвал «некрофильскими» те взгляды, ко­торые исповедовал франкистский режим в Испании.

«Некрофилия» или «страстное влечение ко всему мертвому, больному, гнилостному» и «одновременно страстное желание превратить все живое в неживое и страсть к разрушению ради разрушения» как психоло­гический феномен подробно описана Э. Фроммом в книге «Анатомия человеческой деструктивности» как вторичный, но практически обязательный признак вся­кой тоталитарной идеологии. По мнению Фромма, для некрофилии характерно убеждение, что насилие (или, как говорит Симона Вейль, «способность превратить человека в труп») - это единственный путь, на котором гордиев узел проблем оказывается развязанным. «Терпеливое развязывание все новых и новых узлов, - пишет Фромм, - с точки зрения некрофила ни к чему не приводит». Вместе с тем настоящая православная аске- тика отрицает насилие и в сущности вся состоит из тер­пеливого и ежедневного развязывания узелков.

Славянский язык в их глазах ценен именно и только тем, что на нем не говорят сегодня, - тем самым, за тра­дицию они держатся ради самой традиции, забывая о том, что в течение почти двух тысячелетий существо­вания православия, внешние формы религиозности из­менялись и трансформировались много раз именно ради того, чтобы сохранить содержание, а не форму. Когда Кирилл и Мефодий в IX веке переводили Евангелие на славянский язык, они были первопроход­цами и новаторами; смысл их работы заключался имен­но в том, чтобы сделать Слово Божие понятным для не­вежественных и почти диких людей, которые ни слова не понимали ни по-гречески, ни на латыни.

Необходимо обратить внимание и на то, что закры­тость, чувство неприятия иных традиций в христиан­стве, недоброжелательное отношение к христианству Запада и, прежде всего, к католичеству по принципу «наше - не наше» является сегодня для многих действи­тельно верующих людей в России чем-то вроде защит­ной реакции. Когда человек о своей собственной право­славной вере, о ее глубинах и духовных сокровищах зна­ет еще очень немного, ему начинает казаться, что отстоять свою правоту можно только в противостоя­нии. Такое противостояние, однако, очень быстро пере­растает в агрессивность и противопоставление своей веры иным исповеданиям. И это все происходит на фоне того, что в религиозных изданиях постоянно на­гнетается неприятие по отношению к католикам и про­тестантам с целью поддержания в сознании верующих образа врага.

Так, например, молодой художник заявляет по все­российскому телевидению: «Ни у одного другого народа нет такой иконописи, как наша». Он делает это заявле­ние и, конечно, при этом ничего не знает о том, что представляет собой религиозное искусство у других, в том числе, и православных народов (греков, киприо­тов, румын и болгар). Почему бы не сказать по-другому, например, поразиться тому, что русская иконопись та­кова, что нет ни одного народа, который бы не восхи­щался ею? Это было бы правдой, причем очень лестной для русского народа, ибо не случайно копия «Святой Троицы» Андрея Рублева стала главной святыней и сим­волом католической церкви Ste Trinite в Париже, а вос­произведения Владимирской иконы можно найти в ка­толических храмах почти повсюду.

Религиозная ситуация в России обусловлена, прежде всего, тем, что воспитанное на марксизме-ленинизме общество почти вслепую ищет для себя сегодня новую общеобязательную идеологию, которая была бы в то же время «единственно правильной», каким был марксизм. В результате, в сознании многих (в том числе чистых и действительно верующих людей) православие превра­щается в новую, именно такого рода, идеологию. Слово «идеология» вообще является ключевым для околопра­вославной и, прежде всего, «братской» публицистики.

«Патриотов, - говорит один из сторонников нового прочтения православия Егор Холмогоров, - всегда силь­но подводило отсутствие научной фундированности и "единственно верного учения", позволяющего накла­дывать на происходящие события определенную поня­тийную сетку, уяснять происшедшее и отчасти прогно­зировать будущее. За отсутствием после краха марксиз­ма какой-либо версии "исторического материализма", "диалектического историзма" или там "материалисти­ческого идеализма" популярное толкование истории так и осталось на уровне Всемирного Тайного Жыда (именно так у Холмогорова!), в нескольких его модифи­кациях - от радикально православной до радикально са- танисткой». И хотя в этом пассаже присутствуют обыч­ные для «православной» публицистики намеки на «Протоколы сионских мудрецов», всемирный еврей­ский заговор и т.п., он, на самом деле, действительно интересен. Т.е. патриотов волнует не вера, не Бог и не молитвенная с Ним встреча, но только идеологический аспект того, что они называют православием.

Эта же газета и ее постоянный автор К. Душенов вы­ставляет еретиком митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева) за его последовательный экуме­низм. Парадоксально, что в роли защитника правосла­вия выступает та самая Коммунистическая партия, ко­торая в течение семидесяти лет насаждала в стране во­инствующий атеизм, взрывала храмы и расстреливала верующих. Разумеется, православие само по себе комму­нистов не интересует, но им важно поддерживать те силы, которые могут проводить в жизнь политику на­ционального, духовного и культурного изоляционизма. Именно по этой причине интересы части православных фундаменталистов и коммунистических лидеров на се­годняшний день совпадают.

Достаточно сильны среди православных людей в России сегодня эсхатологические настроения. При этом ожидание конца света имеет почти всегда полити­ческий привкус (как это было у русских старообрядцев в начале восемнадцатого века). Эсхатологические ожи­дания сегодня сочетаются с неприятием демократиче­ских реформ и той открытости по отношению к Европе, которая сегодня утверждается в России. Признак при­ближающегося конца света эти люди видят в том, что Россия перестала быть великой державой и утратила контроль над бывшими социалистическими странами, а НАТО усилило свои позиции в Восточной Европе.

Характерный и для охранительной тенденции XIX века антисемитизм накладывается на неприятие современного «западничества», которое в духе «антисионистской» лите­ратуры 60-80-х гг. (Иванова, Евсеева, Бегуна и др.) ото­ждествляется с осуществлением всемирного еврейского заговора и проч. В целом, происходит следующее. Отрицая на словах коммунистическую идеологию, «околоправо­славное» сознание берет на вооружение большинство из идеологических мифологем брежневской эпохи и при этом противопоставляет «плохим» (закрывавшим церкви и боровшимся с православием) Ленину и Хрущеву «хоро­шего» Сталина, открывшего в конце войны церкви и на­чавшего борьбу с космополитизмом, вернувшего стране патриотические ценности и так далее.

В силу этого последнего обстоятельства есть надежда, что со временем эта болезнь роста будет преодолена. Последнее утверждение подкрепляется и тем, что за по­следние два-три года описанные выше тенденции стали несколько слабее. Мучительное, медленное и непоследо­вательное формирование гражданского общества в России все же приводит к тому, что изоляционистское мировоз­зрение уступает место тому укорененному в Новом Завете вйдению жизни, которое противоположно всякой ксено­фобии и любому чувству эксклюзивности.

Полное радости православие недавно канонизиро­ванного отца Алексия Мечёва, похожего одновременно на святого кюре из Арса и на итальянского народного святого Падре Пио, учение о духовной жизни о. Софрония (Сахарова) и его учителя старца Силуана, святая жизнь, литературное творчество и иконопись матери Марии, русской монахини из Парижа, которую можно назвать православной сестрою Эдит Штайн, - все это духовный капитал, указывающий на то, что православие живо и не потеряло тот евангельский дух, который де­лает христиан настоящими учениками Иисуса. Мать Мария - философ, поэт и ученый - полностью посвяти­ла себя нищим и обездоленным, а во время войны в Париже спасала евреев, за что и была отправлена в га­зовую камеру. Ее соратник о. Димитрий Клепинин на во­прос гестаповцев, почему он так печется о евреях, взял в руки свой наперсный крест и, показав им на изображе­ние Иисуса, спросил: «А этого еврея вы знаете?» В тече­ние двух лет прятал евреев в своей церкви киевский свя­щенник о. Алексий Глаголев. Это именно они, но никак не О. Платонов или В. Осипов, самою своею жизнью от­вечают на вопрос, что такое православие.

При этом необходимо иметь в виду, что и сегодня в Церкви по всей России есть немало духовно здоровых людей. Важно только, чтобы они не боялись «черной сотни», которая, конечно же, свидетельствует о себе го­раздо громче, чем делают это тихие и трудолюбивые ве­рующие люди. Вера - это не идеология и не призыв к борьбе с врагами, которые обнаруживаются повсюду. Православие не приемлет ни расистских, ни антисемит­ских, ни вообще ксенофобских теорий, ибо оно основа­но на Евангелии, которое Иисус обращает ко всем без исключения народам. Общество в России развивается и все же отторгает идеологию изоляционизма, которая привлекает к себе сегодня главным образом маргина­лов; не является сегодня идеологией большинства и агрессивный национализм.

Чистяков Георгий Петрович