г. __________ "___"________ ____ г. _______________________________________________, именуем__ в дальнейшем (наименование или Ф.И.О.) "Перевозчик", в лице ________________________________________, действующ___ (должность, Ф.И.О. уполномоченного представителя) на основании ____________________________________________, с одной стороны, (документ, подтверждающий полномочия) и _________________________________________________, именуем__ в дальнейшем (наименование или Ф.И.О.) "Отправитель", в лице _______________________________________, действующ___ (должность, Ф.И.О. уполномоченного представителя) на основании ___________________________________________, с другой стороны, (документ, подтверждающий полномочия) руководствуясь положениями ст. 787 Гражданского кодекса Российской Федерации, главы 8 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст Отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (далее - "Получатель"), а Отправитель ___________________ в лице __________________, действующ__ на основании ____________________, обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).

2. Условия перевозки груза:

Наименование судна, на котором будет осуществлена перевозка: ______________________________.

Род и вид груза: ______________________________________________.

Место погрузки: _______________________________________________.

Место назначения (или направления) судна: _____________________.

Сроки перевозки груза:

Срок подачи судна под погрузку - ______________________________.

Срок выдачи груза в порту прибытия - __________________________.

Маршрут перевозки груза: ______________________________________.

Иные условия и оговорки: ______________________________________.

3. Оплата фрахта и другие платежи:

Размер фрахта составляет _______ (_____________) рублей.

Сталийное время (срок, в течение которого Перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой груза без дополнительных к фрахту платежей) _____ календарных дней _____ часов ______ минут.

Контрсталийное время (дополнительное время ожидания) _____ календарных дней _____ часов ______ минут.

Плата за контрсталийное время составляет _______________________.

За задержку судна свыше контрсталийного времени Отправитель обязан возместить Перевозчику причиненные убытки в размере __________________, если задержка судна произошла по причинам, не зависящим от Перевозчика.

4. Права и обязанности сторон

4.1. Перевозчик обязан заблаговременно, до начала рейса, привести судно в мореходное состояние: обеспечить техническую годность судна к плаванию, надлежащим образом снарядить судно, укомплектовать его экипажем и снабдить всем необходимым, а также привести трюмы и другие помещения судна, в которых перевозится груз, в состояние, обеспечивающее надлежащие прием, перевозку и сохранность груза.

4.2. Перевозчик обязан известить Отправителя о месте погрузки груза, если погрузка груза проводится в необычном для данного порта месте погрузки груза.

4.3. Перевозчик с момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи надлежаще и старательно должен грузить, обрабатывать, укладывать, перевозить, хранить груз, заботиться о нем и выгружать его.

4.4. В случае если принятый для перевозки груз в силу его свойств требует особого обращения и указания об этом содержатся в договоре морской перевозки груза и на грузовых местах, Перевозчик должен заботиться о грузе в соответствии с такими указаниями.

4.5. Перевозчик обязан доставить груз в срок и маршрутом, которые установлены п. 2 настоящего договора.

4.6. Отправитель обязан указать безопасный порт погрузки. В случае если порт погрузки не указан фрахтователем или указан им несвоевременно либо указан порт погрузки, не являющийся безопасным, Перевозчик вправе отказаться от исполнения договора морской перевозки груза и потребовать возмещения убытков.

4.7. Отправитель должен указать безопасное и пригодное для погрузки груза место, которое судно может достичь без опасностей, в котором может находиться, оставаясь на плаву, и из которого может выйти с грузом. В случае если Отправителем указано место, непригодное для погрузки груза, или несколькими Отправителями указаны разные места погрузки груза, Перевозчик может подать судно в место погрузки груза, обычно используемое в данном порту. Отправитель может потребовать, чтобы судно было поставлено в другое место погрузки груза за его счет.

5. Прекращение обязательств по договору морской перевозки груза

5.1. Отказ Перевозчика от исполнения договора морской перевозки груза.

В случае если стоимость погруженного груза не покрывает фрахт и другие расходы Перевозчика на груз и Отправитель не внес полностью фрахт перед отправлением судна и не предоставил дополнительное обеспечение, Перевозчик имеет право до выхода судна в рейс отказаться от исполнения договора морской перевозки груза и требовать уплаты одной второй полного фрахта, при наличии простоя - платы за простой и возмещения произведенных Перевозчиком за счет груза других расходов. Выгрузка груза осуществляется за счет Отправителя.

Дополнительное обеспечение предоставляется в соответствии с дополнительным соглашением, которое стороны обязуются заключить в срок до _________________ и которое будет являться неотъемлемой частью настоящего договора.

5.2. Отказ Отправителя от исполнения договора морской перевозки груза.

1. При предоставлении всего судна для перевозки груза Отправитель вправе отказаться от исполнения договора морской перевозки груза при условии уплаты:

1) одной второй полного фрахта, при наличии простоя - платы за простой, произведенных Перевозчиком за счет груза и не включенных в сумму фрахта расходов, если отказ Отправителя наступил до истечения сталийного или контрсталийного времени, установленного для погрузки груза, либо до выхода судна в рейс, в зависимости от того, какой из указанных моментов наступил раньше;

2) полного фрахта, других сумм, указанных в пп. 1 п. 5.2 настоящего договора, если отказ Отправителя наступил после одного из моментов, указанных в пп. 1 п. 5.2 настоящего договора, и договор морской перевозки груза заключен на один рейс;

3) полного фрахта за первый рейс, других сумм, указанных в пп. 1 п. 5.2 настоящего договора, и одной второй фрахта за остальные рейсы, если отказ Отправителя наступил после одного из моментов, указанных в пп. 1 п. 5.2 настоящего договора, и договор морской перевозки груза заключен на несколько рейсов.

При отказе Отправителя от исполнения договора морской перевозки груза до выхода судна в рейс Перевозчик обязан выдать Отправителю груз, если даже выгрузка груза может задержать судно более установленного срока.

При отказе Отправителя от исполнения договора морской перевозки груза во время рейса Отправитель вправе требовать выдачи груза только в том порту, в который судно должно зайти в соответствии с договором морской перевозки груза или зашло в силу необходимости.

5.3. Отказ от исполнения договора морской перевозки груза каждой из его сторон.

1. Каждая из сторон договора морской перевозки груза вправе отказаться от его исполнения без возмещения другой стороне убытков при наступлении до отхода судна от места погрузки груза следующих обстоятельств:

1) военные или иные действия, создающие угрозу захвата судна или груза;

2) блокада места отправления или места назначения;

3) задержание судна по распоряжению соответствующих властей по причинам, не зависящим от сторон договора морской перевозки груза;

4) привлечение судна для государственных нужд;

5) запрещение соответствующими властями вывоза груза, который предназначен для перевозки, из места отправления или ввоза груза в место назначения.

Обстоятельства, предусмотренные абз. 4 и 6 пп. 1 п. 5.3 настоящего договора, не могут служить основанием для отказа от исполнения договора морской перевозки груза без возмещения другой стороне убытков, если задержка судна предвидится кратковременная.

При наступлении обстоятельств, предусмотренных пп. 1 п. 5.3 настоящего договора, Перевозчик не несет расходов на выгрузку груза.

2. Каждая из сторон договора морской перевозки груза вправе отказаться от его исполнения вследствие наступления любого из обстоятельств, предусмотренных пп. 1 п. 5.3 настоящего договора, также во время рейса. При этом Отправитель возмещает Перевозчику все расходы на груз, в том числе расходы на его выгрузку, а также фрахт в размере, пропорциональном фактически пройденному судном расстоянию.

5.4. Прекращение договора морской перевозки груза вследствие невозможности его исполнения.

1. Договор морской перевозки груза прекращается без обязанности одной стороны договора возместить другой стороне договора вызванные прекращением договора убытки, если после его заключения и до отхода судна от места погрузки груза вследствие независящих от сторон обстоятельств:

судно погибнет или будет насильственно захвачено;

судно будет признано непригодным к плаванию;

погибнет груз, индивидуально-определенный;

погибнет груз, определенный родовыми признаками, после сдачи его для погрузки и отправитель не успеет сдать другой груз для погрузки.

2. Договор морской перевозки груза прекращается вследствие указанных в пп. 1 п. 5.4 настоящего договора обстоятельств и во время рейса; при этом Перевозчику причитается фрахт в размере, пропорциональном фактически пройденному судном расстоянию, исходя из количества спасенного и сданного груза.

6. Ответственность Перевозчика, грузоотправителя и фрахтователя

6.1. Ответственность Перевозчика:

6.1.1. Перевозчик не несет ответственности за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки, если докажет, что утрата, повреждение или просрочка произошли вследствие:

1) непреодолимой силы;

2) опасностей или случайностей на море и в других судоходных водах;

3) любых мер по спасанию людей или разумных мер по спасанию имущества на море;

4) пожара, возникшего не по вине Перевозчика;

5) действий или распоряжений соответствующих властей (задержания, ареста, карантина и других);

6) военных действий и народных волнений;

7) действия или бездействия Отправителя или получателя;

8) скрытых недостатков груза, его свойств или естественной убыли;

9) незаметных по наружному виду недостатков тары и упаковки груза;

10) недостаточности или неясности марок;

11) забастовок или иных обстоятельств, вызвавших приостановление либо ограничение работы полностью или частично;

12) иных обстоятельств, возникших не по вине Перевозчика, его работников или агентов.

6.1.2. Перевозчик признается просрочившим доставку груза, если груз не выдан в порту выгрузки, предусмотренном договором морской перевозки груза, в срок, который определен п. 2 настоящего договора.

6.1.3. Лицо, имеющее право заявить требование к Перевозчику в связи с утратой груза, может считать груз утраченным, если груз не выдан в порту выгрузки лицу, управомоченному на получение груза, в течение тридцати календарных дней по истечении установленного п. 2 настоящего договора срока выдачи груза.

6.1.4. Перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки с момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи.

6.2. Ответственность Отправителя:

Отправитель несет ответственность за причиненные Перевозчику убытки, если не докажет, что убытки причинены не по его вине или не по вине лиц, за действия или бездействие которых он отвечает.

7. Ни одна из Сторон не имеет права без письменного на то согласия другой Стороны передавать третьему лицу права и обязанности по настоящему договору.

8. Споры по исполнению настоящего договора разрешаются путем переговоров, а при недостижении согласия - в судебном порядке в соответствии с соглашением об арбитражной оговорке, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора.

9. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания и действует до _____________________.

Введение. 3

1. Договор перевозки. 5

1.1. Понятие договора перевозки. 5

1.2. Система договоров перевозки. 6

1.3. Виды договоров перевозки. 7

1.4. Стороны договора перевозки. 12

2. Специфика договоров морской перевозки. 15

2.1. Договор морской перевозки груза. 15

Общие положения. 15

Подача судна и погрузка груза. 18

Коносамент. 21

Исполнение договора морской перевозки. 27

Прекращение обязательств по договору морской перевозки груза. 29

Выгрузка и выдача груза. 33

Ответственность перевозчика, отправителя и фрахтователя. 35

Трамповые перевозки грузов. 43

Исполнение договора морской перевозки груза. 46

2.2. Договор морской перевозки пассажира. 47

2.3. Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) 63

2.4. Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) 67

2.5. Арест судна. 72

2.6. Претензии и иски. Исковая давность. 81

Претензии и иски. 81

Порядок предъявления претензии. 87

3. Агентирование судов. 92

Заключение. 102

Список использованных источников. 105

Введение

Транспортные обязательства обусловлены характером отношений, возникающих в процессе перевозок грузов, пассажиров и багажа. Спецификой таких отношений является то, что они опосредствуют сферу услуг нематериального (неовеществленного) характера, предоставляемых должником кредитору.

Транспортные обязательства являются важной составляющей системы обязательств по оказанию гражданско-правовых услуг. Обязательства по оказанию услуг, которые непосредственно влияют на осуществление транспортного процесса на различных его стадиях, – это обязательства в области транспортной деятельности по перемещению материальных ценностей, пассажиров, их багажа, экспедиционного обслуживания, буксировки судов и плотов, объединяемые общей сферой хозяйственной деятельности и особенностями ее организации.

Транспортное обязательство может быть определено как обязательство, в силу которого одно лицо – перевозчик (эксплуатант) обязуется совершить в пользу другого лица – грузоотправителя, грузополучателя, пассажира, владельца багажа или грузобагажа – определенные юридические или фактические действия по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, а другое лицо – оплатить оказанные услуги в размере, установленном законодательством или соглашением сторон.

В моей дипломной работе речь пойдет о договоре перевозки морским транспортом.

В частности мы рассмотрим договор морской перевозки груза, договор морской перевозки пассажира, некоторые виды фрахтования судов, которые так же являются довольно специфическими видами договоров. Мы рассмотрим так же арест судна, претензии и иски предъявляемые по договору перевозки морским транспортом и агентирование судов.

Объектом исследования являются законы касающиеся договора перевозки морским транспортом, в основном это Кодекс торгового мореплавания РФ, Гражданский кодекс РФ и другие законы гражданского права связанные с перевозками пассажиров и грузов.

Актуальность моей работы состоит в том, что договор морской перевозки грузов и договор морской перевозки пассажиров – один из своеобразных сложных и представляющих интерес для юристов видов транспортного договора, отражающих специфику и обычаи отношений, связанных с морским торговым мореплаванием.

Международный характер торгового мореплавания всегда являлся основ­ным критерием при создании этих морских законов. Морской флот страны ни­когда не уходил и не мог уходить от рыночных отношений независимо от внут­ренней политики развития промышленности и транспорта и государственной собственности на средства транспорта, которая являлась превалирующей. Мор­ской флот, который по тоннажу занимал одно из ведущих мест в мире, участво­вал в международных перевозках и являлся достойным и надежным партнером. Высокое качество транспортных услуг зависело не только от хорошего техни­ческого состояния флота и отличной подготовки экипажей, но и от правового регулирования всей морской деятельности.

Разумеется, действовавшее в СССР законодательство не могло не сказы­ваться на некоторых институтах морского права. Государственная собствен­ность на морские суда приводила к существенным ограничениям. Например, в собственности граждан могли находиться суда вместимостью не более 10 реги­стровых тонн, а суда, осуществляющие морские перевозки грузов и пассажи­ров, находились, как правило, в оперативном управлении государственных су­доходных предприятий. В стране безраздельно господствовала доктрина имму­нитета государственных судов независимо от того, осуществляли ли они государственные, публичные функции или использовались в коммерческих це­лях, что, в свою очередь, делало невозможным участие страны в международ­ных договорах, в которых такой иммунитет не признавался. В течение десяти­летий применялся двойной подход: официально провозглашался иммунитет государственных судов и отрицалась возможность их ареста по требованиям имущественного характера без согласия правительства, а на практике эта док­трина игнорировалась не только партнерами пароходств, но и самими пароходствами.

Плановый характер перевозок грузов влек за собой создание в Кодексе торгового мореплавания двух видов норм: одни применялись к отношениям между советскими государственными, кооперативными и общественными организациями, другие - к отноше­ниям с иностранными партнерами. Объем диапозитивных норм при перевозках грузов во взаимоотношениях между отечественными организациями бил неоп­равданно сужен.

1. Договор перевозки

1.1. Понятие договора перевозки

1. Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

2. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное. (Ст. 784 ГК РФ)

1. Согласно п. 1 единственным правовым основанием осуществления перевозки грузов, пассажиров и багажа является договор перевозки, который должен быть удостоверен соответствующим письменным документом (см. п. 2 ст. 785 ГК и п. 2 ст. 786 ГК).

При наличии ряда общих черт договор перевозки груза и договор перевозки пассажира и багажа имеют значительные правовые особенности, и ГК устанавливает для них наряду с общими нормами также ряд специальных правил: о грузах - ст. 785, 791, 794, 797 ГК, пассажирских перевозках - ст. 786, 795, 800 ГК. Договор перевозки груза в свою очередь также имеет ряд разновидностей на железнодорожном и водном транспорте.

2. В силу п. 2 на транспорте сохраняется ранее сложившаяся система законодательного регулирования: транспортные уставы и кодексы для отдельных видов транспорта, иные законы и издаваемые в соответствии с ними правила перевозок. В настоящее время в РФ действуют: УЖД 1964, УВВТ 1955, ВК 1983, КТМ 1968 и УАТ 1969. В дальнейшем в соответствии с п. 2 ст. 784 ГК все транспортные уставы и кодексы должны получить статус федеральных законов.

Применение этих актов предусмотрено п. 8 Постановления Верховного Совета РФ о некоторых вопросах применения законодательства СССР на территории РФ от 3 марта 1993 года (Ведомости РСФСР, 1993, N 11, ст. 393). Все названные транспортные уставы и кодексы должны ныне применяться с учетом норм гл. 40 ГК.

3. Другими основными законами, содержащими нормы о перевозке, являются Закон РФ о федеральном железнодорожном транспорте 1995 г., Закон о защите прав потребителей (в отношении перевозок, выполняемых для граждан). Нормы о перевозках содержатся и в ряде других законов РФ.

До принятия новых законов РФ продолжают применяться Постановления Правительства СССР и РФ по вопросам транспорта, в числе которых: Положение о взаимной ответственности морского транспорта и отправителей при перевозках экспортных и импортных грузов, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 1 июня 1965 г. N 429 (СП СССР, 1965, N 14, ст. 105); Постановление Совета Министров СССР от 13 декабря 1990 г. N 1274 "О мерах по обеспечению сохранности импортных грузов" (СП СССР, отд. I, 1991, N 1, ст. 5).

4. Правила перевозок на отдельных видах транспорта в соответствии с транспортными уставами и кодексами утверждаются соответствующими транспортными министерствами и публикуются в периодических сборниках правил перевозок и тарифов (издаются для железнодорожного и морского транспорта), а также в виде сборников таких правил, которые иногда именуются тарифами или тарифными руководствами.

Правила перевозок являются важным источником транспортного права. В развитие и дополнение транспортных уставов и кодексов они содержат как положения общего характера (порядок предъявления грузов к перевозке и их выдачи, оформление транспортной документации), так и специальные правила о перевозках отдельных видов грузов (скоропортящихся, опасных, в контейнерах и др.). Отдельно утверждаются правила перевозок пассажиров и багажа.

5. Абз. 2 п. 2 ст. 784 ГК начинается с указания об определении условий перевозки соглашением сторон. Эта формулировка, отражающая свободу договора в условиях рынка с правом сторон свободно определять его условия (ст. 421 ГК), в сфере транспортной деятельности имеет свои рамки ввиду особенностей транспорта (массовость операций, единство транспортно - технологических процессов, интересы безопасности).

Соглашение сторон об условиях перевозки возможно, если нормы транспортного права предоставляют клиентам право выбора между определенными условиями перевозки (например, избрание вида отправки, скорости доставляемого груза и т.д.) или носят диспозитивный характер. Большинство норм транспортного права, особенно на железнодорожном и воздушном транспорте, имеют императивный характер, что обусловлено транспортно - технологическими особенностями работы транспорта и интересами безопасности перевозок.

___________________________ "___"________ ___ г. (место заключения договора) ______________________________________________________________________, (наименование юридического лица, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя) именуемое в дальнейшем "Перевозчик", в лице ______________________________, (должность, Ф.И.О.) действующего на основании _______________________________, с одной стороны, и ________________________________________________________________________, (наименование юридического лица, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя) именуемое в дальнейшем "Отправитель", в лице _____________________________, (должность, Ф.И.О.) действующего на основании ______________________________, с другой стороны, руководствуясь положениями статьи 787 Гражданского кодекса РФ, главы VIII Кодекса торгового мореплавания РФ, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст Отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (далее - Получатель), а Отправитель ___________________ в лице __________________, действующий на основании ____________________, обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).

2. Условия перевозки груза:

Наименование судна, на котором будет осуществлена перевозка: ________________________________.

Род и вид груза: ______________________________________________.

Место погрузки: _______________________________________________.

Место назначения (или направления) судна: _____________________.

Сроки перевозки груза:

Срок подачи судна под погрузку ________________________________.

Срок выдачи груза в порту прибытия ____________________________.

Маршрут перевозки груза: ______________________________________.

Иные условия и оговорки: ______________________________________.

3. Оплата фрахта и другие платежи:

Размер фрахта составляет _______ (_____________) рублей.

Сталийное время (срок, в течение которого Перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой груза без дополнительных к фрахту платежей) _____ календарных дней _____ часов ______ минут.

Контрсталийное время (дополнительное время ожидания) _____ календарных дней _____ часов ______ минут.

Плата за контрсталийное время составляет _______________________.

За задержку судна свыше контрсталийного времени Отправитель обязан возместить Перевозчику причиненные убытки в размере __________________, если задержка судна произошла по причинам, не зависящим от Перевозчика.

4. Права и обязанности сторон.

4.1. Перевозчик обязан заблаговременно, до начала рейса, привести судно в мореходное состояние: обеспечить техническую годность судна к плаванию, надлежащим образом снарядить судно, укомплектовать его экипажем и снабдить всем необходимым, а также привести трюмы и другие помещения судна, в которых перевозится груз, в состояние, обеспечивающее надлежащие прием, перевозку и сохранность груза.

4.2. Перевозчик обязан известить Отправителя о месте погрузки груза, если погрузка груза проводится в необычном для данного порта месте погрузки груза.

4.3. Перевозчик с момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи надлежаще и старательно должен грузить, обрабатывать, укладывать, перевозить, хранить груз, заботиться о нем и выгружать его.

4.4. В случае если принятый для перевозки груз в силу его свойств требует особого обращения и указания об этом содержатся в договоре морской перевозки груза и на грузовых местах, Перевозчик должен заботиться о грузе в соответствии с такими указаниями.

4.5. Перевозчик обязан доставить груз в срок и маршрутом, которые установлены п. 2 настоящего договора.

4.6. Отправитель обязан указать безопасный порт погрузки. В случае если порт погрузки не указан фрахтователем или указан им несвоевременно либо указан порт погрузки, не являющийся безопасным, Перевозчик вправе отказаться от исполнения договора морской перевозки груза и потребовать возмещения убытков.

4.7. Отправитель должен указать безопасное и пригодное для погрузки груза место, которое судно может достичь без опасностей, в котором может находиться, оставаясь на плаву, и из которого может выйти с грузом. В случае если Отправителем указано место, непригодное для погрузки груза, или несколькими Отправителями указаны разные места погрузки груза, Перевозчик может подать судно в место погрузки груза, обычно используемое в данном порту. Отправитель может потребовать, чтобы судно было поставлено в другое место погрузки груза за его счет.

5. Прекращение обязательств по договору морской перевозки груза.

5.1. Отказ Перевозчика от исполнения договора морской перевозки груза.

В случае если стоимость погруженного груза не покрывает фрахт и другие расходы Перевозчика на груз и Отправитель не внес полностью фрахт перед отправлением судна и не предоставил дополнительное обеспечение, Перевозчик имеет право до выхода судна в рейс отказаться от исполнения договора морской перевозки груза и требовать уплаты одной второй полного фрахта, при наличии простоя - платы за простой и возмещения произведенных Перевозчиком за счет груза других расходов. Выгрузка груза осуществляется за счет Отправителя.

Дополнительное обеспечение предоставляется в соответствии с дополнительным соглашением, которое стороны обязуются заключить в срок до _________________ и которое будет являться неотъемлемой частью настоящего договора.

5.2. Отказ Отправителя от исполнения договора морской перевозки груза.

1. При предоставлении всего судна для перевозки груза Отправитель вправе отказаться от исполнения договора морской перевозки груза при условии уплаты:

1) одной второй полного фрахта, при наличии простоя - платы за простой, произведенных Перевозчиком за счет груза и не включенных в сумму фрахта расходов, если отказ Отправителя наступил до истечения сталийного или контрсталийного времени, установленного для погрузки груза, либо до выхода судна в рейс, в зависимости от того, какой из указанных моментов наступил раньше;

2) полного фрахта, других сумм, указанных в подпункте 1 пункта 5.2, если отказ Отправителя наступил после одного из моментов, указанных в подпункте 1 пункта 5.2, и договор морской перевозки груза заключен на один рейс;

3) полного фрахта за первый рейс, других сумм, указанных в подпункте 1 пункта 5.2, и одной второй фрахта за остальные рейсы, если отказ Отправителя наступил после одного из моментов, указанных в подпункте 1 пункта 5.2, и договор морской перевозки груза заключен на несколько рейсов.

При отказе Отправителя от исполнения договора морской перевозки груза до выхода судна в рейс Перевозчик обязан выдать Отправителю груз, если даже выгрузка груза может задержать судно более установленного срока.

При отказе Отправителя от исполнения договора морской перевозки груза во время рейса Отправитель вправе требовать выдачи груза только в том порту, в который судно должно зайти в соответствии с договором морской перевозки груза или зашло в силу необходимости.

5.3. Отказ от исполнения договора морской перевозки груза каждой из его сторон.

1. Каждая из сторон договора морской перевозки груза вправе отказаться от его исполнения без возмещения другой стороне убытков при наступлении до отхода судна от места погрузки груза следующих обстоятельств:

1) военные или иные действия, создающие угрозу захвата судна или груза;

2) блокада места отправления или места назначения;

3) задержание судна по распоряжению соответствующих властей по причинам, не зависящим от сторон договора морской перевозки груза;

4) привлечение судна для государственных нужд;

5) запрещение соответствующими властями вывоза груза, который предназначен для перевозки, из места отправления или ввоза груза в место назначения.

Обстоятельства, предусмотренные абз. 4 и 6 подпункта 1 пункта 5.3, не могут служить основанием для отказа от исполнения договора морской перевозки груза без возмещения другой стороне убытков, если задержка судна предвидится кратковременная.

При наступлении обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 5.3, Перевозчик не несет расходов на выгрузку груза.

2. Каждая из сторон договора морской перевозки груза вправе отказаться от его исполнения вследствие наступления любого из обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 5.3, также во время рейса. При этом Отправитель возмещает Перевозчику все расходы на груз, в том числе расходы на его выгрузку, а также фрахт в размере, пропорциональном фактически пройденному судном расстоянию.

5.4. Прекращение договора морской перевозки груза вследствие невозможности его исполнения.

1. Договор морской перевозки груза прекращается без обязанности одной стороны договора возместить другой стороне договора вызванные прекращением договора убытки, если после его заключения и до отхода судна от места погрузки груза вследствие независящих от сторон обстоятельств:

судно погибнет или будет насильственно захвачено;

судно будет признано непригодным к плаванию;

погибнет груз, индивидуально-определенный;

погибнет груз, определенный родовыми признаками, после сдачи его для погрузки и отправитель не успеет сдать другой груз для погрузки.

2. Договор морской перевозки груза прекращается вследствие указанных в подпункте 1 пункта 5.4 обстоятельств и во время рейса; при этом Перевозчику причитается фрахт в размере, пропорциональном фактически пройденному судном расстоянию, исходя из количества спасенного и сданного груза.

6. Ответственность Перевозчика, грузоотправителя и фрахтователя.

6.1. Ответственность Перевозчика:

1. Перевозчик не несет ответственности за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки, если докажет, что утрата, повреждение или просрочка произошли вследствие:

1) непреодолимой силы;

2) опасностей или случайностей на море и в других судоходных водах;

3) любых мер по спасанию людей или разумных мер по спасанию имущества на море;

4) пожара, возникшего не по вине Перевозчика;

5) действий или распоряжений соответствующих властей (задержания, ареста, карантина и других);

6) военных действий и народных волнений;

7) действия или бездействия Отправителя или получателя;

8) скрытых недостатков груза, его свойств или естественной убыли;

9) незаметных по наружному виду недостатков тары и упаковки груза;

10) недостаточности или неясности марок;

11) забастовок или иных обстоятельств, вызвавших приостановление либо ограничение работы полностью или частично;

12) иных обстоятельств, возникших не по вине Перевозчика, его работников или агентов.

2. Перевозчик признается просрочившим доставку груза, если груз не выдан в порту выгрузки, предусмотренном договором морской перевозки груза, в срок, который определен пунктом 2 настоящего договора.

3. Лицо, имеющее право заявить требование к Перевозчику в связи с утратой груза, может считать груз утраченным, если груз не выдан в порту выгрузки лицу, управомоченному на получение груза, в течение тридцати календарных дней по истечении установленного пунктом 2 настоящего договора срока выдачи груза.

4. Перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки с момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи.

6.2. Ответственность Отправителя:

Отправитель несет ответственность за причиненные Перевозчику убытки, если не докажет, что убытки причинены не по его вине или не по вине лиц, за действия или бездействие которых он отвечает.

7. Споры по исполнению настоящего договора разрешаются путем переговоров, а при недостижении согласия - в судебном порядке в соответствии с соглашением об арбитражной оговорке, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора.

8. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания и действует до ____________________________.

9. Юридические адреса и подписи сторон:

Перевозчик Отправитель Наименование: ______________________ Наименование: ______________________ Адрес: _____________________________ Адрес: _____________________________ ОГРН _______________________________ ОГРН _______________________________ ИНН ________________________________ ИНН ________________________________ КПП ________________________________ КПП ________________________________ Р/с ________________________________ Р/с ________________________________ в __________________________________ в __________________________________ К/с ________________________________ К/с ________________________________ БИК ________________________________ БИК ________________________________ ОКПО _______________________________ ОКПО _______________________________ От имени Перевозчика От имени Отправителя ____________________ (__________) ____________________ (__________) М.П. М.П.

Договор морской перевозки грузов представляет собой центральную часть морского транспортного права. экономической целью заключения договора перевозки груза морским путем является перемещение определенных товаров (их транспортировка) из одного места в другое.

По договору морской перевозки груза перевозчик, или фрахтовщик, обязуется перевезти порученный ему отправителем груз из порта отправления в порт назначения и выдать его уполномоченному для получения груза лицу (получателю), а отправитель, или фрахтователь, обязуется уплатить за перевозку установленную плату (фрахт). Фрахтователем и фрахтовщиком являются лица, которые составили между собой договор фрахтования судна (чартер).

Следуя из текста данной правовой нормы, в ней указаны два разных вида договора, что находит отражение в терминах, употребляемых в определении: “договор перевозки”, “договор фрахтования”, “перевозчик” и “фрахтовщик”, “отправитель” и “фрахтователь”.

Существует определенная специфика регулирования договора морской перевозки груза, так как правовые нормы о договоре перевозки подвергнуты международной унификации. Наиболее интересными такими источниками являются:

1. Конвенция по унификации некоторых правил о коносаменте от 25 августа 1924г.- Гаагские правила, и Висбийский протокол к ней 1968г.(Об изменениях к Конвенции 1924г.). Вместе эти документы носят название Гааго-Висбийские правила;

2. Конвенция ООН по морской перевозке грузов от 31 марта 1978г.- так называемые Гамбургские правила. Вступили в силу в ноябре 1992г.

Именно по привязке к международным актам договор фрахтования отличается от договора перевозки тем, что нормы о договоре фрахтования находятся вне международно-правового регулирования.

Появление линейного судоходства породило имеющий широкое применение в международной торговле универсальный транспортный документ- коносамент (и заменяющие его документы- морскую накладную и т.п.), который выполняет ряд правовых функций.

Сторонами договора фрахтования судна (чартера) являются фрахтовщик и фрахтователь. Фрахтовщик - это владелец судна, предоставляющий его на определенных условиях для перевозки грузов, пассажиров, производства различных работ. Фрахтователь- это продавец или покупатель груза, либо их представитель, нанимающий на определенных условиях судно.

Сторонами договора перевозки соответственно являются перевозчик и грузовладелец. Перевозчик – непосредственно заключает договор морской перевозки и перевозит груз. Грузовладелец – им может быть как грузоотправитель так и грузополучатель, это зависит от условий заключения договора купли-продажи товара, в котором всегда определяется момент перехода права собственности на имущество и обязанность по его доставке и страхованию (базовые условия поставки CIF, FOB & etc.). Если получатель не участвует в заключении договора перевозки, но приобретает по этому договору определенные права, в частности, право требовать выдачи ему груза в таком количестве и в таком качестве, которые указаны в коносаменте или заменяющем его документе.

Чартер (договор фрахтования) является консенсуальным договором. Права и обязанности сторон возникают с момента его заключения, т.е. стороны связаны договорными отношениями с момента подписания договора.

Договор перевозки, содержанием наличия и содержания которого служит коносамент или заменяющий его документ, является реальным договором, т.е. права и обязанности сторон по этому договору возникают лишь с момента приема груза к перевозке.

Универсальным транспортным документом, подтверждающим наличие договора перевозки является коносамент. Коносамент (либо заменяющие его документы, например накладная) применяется и при перевозках договора фрахтования (чартеру), когда он выполняет не все свои правовые функции, а только их часть.

Закон устанавливает, что коносамент определяет правоотношения между перевозчиком (фрахтовщиком) и получателем груза. Условия договора морской перевозки, не изложенные в коносаменте, обязательны для получателя, если в коносаменте сделана ссылка на документ, в котором они изложены.

Правовые функции коносамента заключаются в следующем:

1. Коносамент является доказательством наличия и содержания договора морской перевозки груза (при линейных перевозках);

2. Коносамент является доказательством принятия груза перевозчиком (расписка перевозчика);

3. Коносамент является товарораспорядительным документом и ценной бумагой.

В торговом обороте особое значение имеет последнее качество- то, что коносамент является ценной бумагой. Главное свойство ценной бумаги в том, что она олицетворяется с определенной вещью, поэтому, как и любая иная ценная бумага коносамент может быть выдан:

1. На имя определенного лица- именной коносамент;

2. Приказу отправителя или приказу получателя- ордерный коносамент;

3. На предъявителя.

Передача коносамента приравнивается к передаче груза, и законный держатель коносамента, в результате этой передачи становится собственником или владельцем груза (если коносамент передается государственной организации). Иными словами, пока груз находится в пути (а морская перевозка может занимать относительно большой период времени), его можно продать, заложить и т.п. Таким образом, как материальная ценность, груз не исключается из торгового оборота (т.е. капитал не омертвляется).

Передача коносамента осуществляется путем совершения на нем передаточной надписи- индоссамента .

Именной коносамент может передаваться по именным передаточным надписям или в иной форме с соблюдением правил, установленных для передачи долгового требования.

Ордерный коносамент может передаваться по именным или бланковым (т.е. на предъявителя) передаточным надписям.

Коносамент на предъявителя может передаваться путем простого вручения.

Коносамент является, как правило, односторонним документом, поэтому не правильно называть его договором. Перевозчик обязан выдать его отправителю (фрахтователю) после приема груза к перевозке. Как правило, используются типовые формы коносаментов, разработанные перевозчиками и иными участниками морской перевозки. Однако закон устанавливает ряд реквизитов, которые должен иметь коносамент. Отсутствие какого-либо из них может служить основанием к утрате коносаментом функции товарораспорядительного документа.

Согласно Гааго-Висбийским правилам, в коносаменте указываются:

1. Наименование судна, если груз принять к перевозке на определенном судне;

2. Наименование перевозчика;

3. Место приема или погрузки судна;

4. наименование отправителя;

5. Место назначения груза, либо при наличии чартера, место назначения или направления судна;

6. Наименование получателя (именной коносамент) или указание, что коносамент выдан “приказу отправителя”, либо наименование получателя, с указанием, что коносамент выдан “приказу получателя” (ордерный коносамент), или указание, что коносамент выдан на предъявителя (коносамент на предъявителя); если в ордерном коносаменте не указано, что он составлен “приказу получателя”, то он считается составленным “приказу отправителя”;

7. Наименование груза, имеющиеся на нем марки, число мест, либо количество и (или) мера (вес, объем), а в необходимых случаях данные о внешнем виде, состоянии и основных свойствах груза;

8. Фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи, либо указание, что фрахт должен быть уплачен согласно условиям, изложенным в чартере или в другом документе, либо указание, что фрахт уплачен полностью;

9. Время и место выдачи коносамента;

10. Число составленных экземпляров коносамента;

11. Подпись капитана или иного представителя перевозчика (фрахтовщика).

При перевозке грузов наливом, насыпью или навалом и вообще всякого рода грузов, если упомянутые данные не были проверены, перевозчик имеет право сделать оговорку в коносаменте, о том, что вес, количество и качество груза ему не известны (т.е. он не имеет возможности проверить их). В коносамент могу быть включены и иные обоснованные оговорки. Например, “качество, сорт, вес и мера неизвестны” (quality, condition, weight and measure unknown”)- относительно лесных грузов; “за счет отправителя” или “качество неизвестно” и т.д.

При погрузке на судно количество и состояние груза проверяется по погрузочному ордеру (письменному объяснению грузовладельца) помощником капитана, который расписывается в штурманской расписке о принятии груза к перевозке (mates receipt). Этот документ точно фиксирует момент возникновения ответственности морского перевозчика за принятый груз. В случае расхождения данных штурманской расписки и коносамента (если последний был составлен и выдан отправителю до принятия груза судном) данные штурманской расписки могут быть приняты как уточняющие или восполняющие данные коносамента.

Наибольшее распространение имеет заключение чартера только на один рейс (“voyage charter”- рейсовый чартер). Однако встречаются договоры на ряд последовательных рейсов (consecutive voyages). Число рейсов или период в течение которого они должны быть совершены, определяется в договоре.

Основные обязанности перевозчика (фрахтовщика) определяются законом и договором и заключаются в следующем :

1. Подать судно под погрузку;

2. Привести судно в мореходное состояние;

3. Принять и разместить груз на судне;

4. Осуществить сохранную перевозку груза в возможно короткий срок;

5. Выдать груз уполномоченному на получение груза лицу (получателю).

1. Подача судна под погрузку обусловленного в договоре груза определяется графиком или чартером, а также расписанием (объявленным сроком) для линейных судов. В графике обычно указывается наименование судна, а в чартере- также флаг, грузовая характеристика (дедвейт, валовая и чистая вместимость), класс судна и наименование классификационного общества, выдавшего свидетельство о классе.

Фрахтовщик может заменить предусмотренное договором судно субститутом (равноценным другим) при согласии на это фрахтователя, если в чартере такая замена не предусмотрена. Подача судна-субститута без согласия фрахтователя дает ему право отказаться от договора и потребовать от фрахтователя возмещения убытков, возникших вследствие этого. Это правило не распространяется на случаи перегрузки вследствие технической необходимости, которая возникла уже после начала погрузки груза на судно, предусмотренное чартером.

Перегрузка груза на другое судно в следствие технической необходимости является правом фрахтовщика, но не его обязанностью.

В чартерах указывается место подачи судна либо дается точное наименование порта, а иногда даже указывается, куда конкретно должно быть подано судно (например: причал, док), либо это делается путем предоставления фрахтователю права географического опциона (т.е. права выбрать порт или, в зависимости от условий чартера, несколько портов в определенном географическом районе). Порт должен быть сообщен (номинирован) фрахтовщику или капитану судна в определенные сроки, предусмотренные договором.

Существует понятие “коммерческая зона”- это пространственные пределы, достижение которых по обычаям порта рассматривается как подача судна в порт.

В коммерческой практике сроки подачи судна называются позицией судна. в чартерах позиция судна обычно определяется как отрезок времени в несколько дней. Как правило обозначаются начальная, наиболее ранняя дата- ЛЕЙДЕЙС, с которой может начинаться счет сталийного времени, и дата предельно допустимая для подачи и принятия судна под погрузку- КАНЦЕЛЛИНГ. Если судно подано позже канцеллинга, то фрахтователь может канцеллировать чартер, т.е. расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.

2. Обязанность перевозчика- приведение судна в мореходное состояние . Перевозчик обязан заблаговременно до начала рейса привести судно в мореходное состояние:

1. Обеспечить техническую пригодность судна к плаванию;

2. Надлежащим образом оборудовать его и обеспечить всем необходимым;

3. Укомплектовать экипаж;

4. Привести трюмы и другие помещения судна, в которых перевозится груз, в состояние, при котором обеспечивается надлежащий прием, перевозка и хранение груза.

5. Обеспечить наличие на судне всех необходимых судовых документов:

1) Документы, выдаваемые на основании международных конвенций - международные сертификаты;

2) Документы, выдаваемые в государстве флага (например: Свидетельство о праве собственности, Свидетельство о государственной регистрации судна в Едином реестре судов Украины);

3) Внутренние судовые документы (судовой, вахтенный, машинный, санитарный и т.д. журналы, приказы, распоряжения судовладельца и т.д.);

4) Документы экипажа судна (дипломы, сертификаты и т.д.)

3. Перевозчик обязан принять и разместить груз . Ответственность за размещение по грузовому плану лежит не перевозчике. Указания администрации судна- перевозчика обязательны для лиц, выполняющих погрузочные работы. Груз размещается по усмотрению капитана, но не может быть размещен на палубу без письменного согласия грузоотправителя, исключение составляют только те грузы, которые перевозятся только на палубе.

Все необходимые крепления и другое оборудование для погрузки предоставляются грузоотправителем. Он и несет ответственность за эти средства.

4. Перевозчик обязан осуществить сохранную перевозку груза в возможно короткий срок . Перевозка должна осуществляться без задержек и при полной сохранности груза. судно должно следовать кратчайшим путем.

Обязанность морского перевозчика осуществить сохранную доставку груза в порт назначения и сдать его получателю в полной сохранности является главным условием договора морской перевозки груза. Действующее законодательство не проводит различий между перевозчиком и фрахтовщиком в этом плане. Правила КТМ Украины относятся как к договору перевозки, так и к чартеру; они имеют императивный характер (т.е. обязательны для всех и действуют даже если сторонами в договоре было указано иное).

В соответствии с общими принципами гражданского права морской перевозчик несет имущественную (гражданскую) ответственность за недостачу, порчу, повреждение груза только в том случае, если не докажет, что несохранность груза возникла не по его вине. Иными словам, правовым основанием ответственности перевозчика является его вина в утрате, недостаче или повреждении груза. закон устанавливает презумпцию (предположение), что если установлен факт несохранной перевозки груза, то виноват в этом перевозчик (презумпция виновности). На перевозчика ложится бремя доказывания (onus probandi- обязанность доказать) своей невиновности в возникновении такого факта. Отсюда в практической деятельности вытекает требование к командованию транспортного судна тщательно отражать в составляемой на судне документации все обстоятельства, относящиеся к перевозимому грузу, подтверждающее добросовестное исполнение экипажем судна, как служащими перевозчика, всех мер по сохранной перевозке данного груза (приведение судна в мореходное состояние, правильное размещение груза на судне, соблюдение технологических параметров при перевозке грузов и т.п.).

Правила, регулирующие ответственность морского перевозчика груза, содержащиеся в действующем законе Украины, основаны на правилах Конвенции об унификации правил о коносаменте от25 августа 1924г..

В частности, влиянием указанной Конвенции 1924г. объясняется включение в ст.176 КТМ Украины перечня обстоятельств, при наличии которых перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение груза:

1. Действие непреодолимой силы;

2. Возникновение опасности и случайностей на море и других водах;

3. Пожар который возник по вине перевозчика;

4. Спасание людей, судов, грузов;

5. Действий или распоряжений властей (задержка, арест, карантин и т.п.);

6. Военных действий, террористических актов, народных волнений;

7. Действий или упущений отправителя или получателя;

8. Скрытых недостатков груза, его особенностей или природной ущербности, которые не превышают, однако, установленных норм;

9. Незаметных по внешнему виду недостатков тары и упаковки груза или сбивки леса в плоту;

10. Недостаточности или неясности маркировки груза;

11. Забастовок или других обстоятельств, которые стали причиной остановки или ограничения работы полностью или частично;

12. Действий по предотвращению загрязнения окружающей природной среды.

Данный перечень не является исчерпывающим.

В соответствии со ст.177 КТМ Украины перевозчик освобождается от ответственности за несохранность груза, если докажет что причиной этого является так называемая навигационная ошибка. Под навигационной ошибкой понимается ошибка капитана, лоцмана или других лиц судового экипажа в судовождении или управлении судном, под которой понимаются действия и упущения при приеме, погрузке, размещении, сохранении, выгрузке и сдаче груза. Навигационная ошибка является основанием, исключающим ответственность перевозчика.

Навигационная ошибка как основание освобождения перевозчика от ответственности за груз существует только в морском праве и является исключением из общего принципа гражданской ответственности за причиненный вред. В современных условиях правило о навигационной ошибке подвергается усиленной критике, и наблюдается тенденция к усилению ответственности морского перевозчика и сближению режима его ответственности за груз с режимом существующим на других видах транспорта, которым подобное правило не известно. В Конвенции ООН по морской перевозке груза 1978г. правило о навигационной ошибке исключено, а остальные условия ответственности морского перевозчика ужесточены.

Возмещение убытков, причиненных грузовладельцу утратой груза по вине перевозчика, определяется действительной стоимостью утраченного груза, а за повреждений груз- разницей между стоимостью поврежденного груза и стоимостью того же груза в неповрежденном состоянии. Как правило, стоимость груза определяется по ценам места назначения в то время, когда туда пришло или должно было прийти судно, а при невозможности определить эти цены- по ценам места и времени отправления судна с прибавлением расходов по перевозке (ст.180 КТМ Украины).

Однако в отличие от правил общего гражданского законодательства в некоторых случая ответственность морского перевозчика ограничена определенным пределом. За несохранность груза, перевозимого в заграничном сообщении по коносаменту, если стоимость груза не была объявлена и включена в коносамент, перевозчик отвечает в ограниченной сумме за утраченное или поврежденное грузовое место или обычную единицу груза. Статья 6 Конвенции ООН по морской перевозке грузов 1978г. (Гамбургские правила) устанавливает, что ответственность перевозчика за ущерб, являющийся результатом утраты или повреждения груза, ограничивается суммой, эквивалентной 835 расчетным единицам за один килограмм веса брутто- утраченного или поврежденного груза в зависимости от того, какая сумма выше. Расчетная единица является единицей “специального права заимствования”, определенной Международным валютным фондом.

5. При прибытии в порт в порт назначения перевозчик (фрахтовщик) обязан выдать груз уполномоченному на получение груза лицу (получателю). Для получения груза последний должен предъявить коносамент или документ заменяющий его.

Такого документа, как Договор морской перевозки груза не существует. Есть документы, которые, по своему содержанию представляют договор морской перевозки груза и являются формой договора морской перевозки.

Морская перевозка груза – один из самых распространенных видов перевозок. Морским транспортом перевозится большая часть грузов морского грузопотока. Перевозка грузов морским транспортом бывает двух видов:

1) международная морская перевозка;

2) каботаж – перевозка грузов и пассажиров, осуществляемая в пределах одного моря, в прибрежных водах, чаще всего между портами одного государства.

Морская перевозка груза осуществляется на основании договора морской перевозки. Содержание договора морской перевозки:

1) перевозчик обязан доставить вверенный ему груз в порт назначения;

2) перевозчик груза обязан выдать груз лицу, уполномоченному на получение груза;

3) отправитель груза обязан оплатить данную перевозку.

Сторонами договора морской перевозки являются:

1) перевозчик. Это лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с грузоотправителем или от имени которого заключен такой договор;

2) грузоотправитель. Лицо, которое заключило договор морской перевозки груза, а также любое лицо, которое сдало груз перевозчику от своего имени;

3) фрахтователь. Это лицо, которое заключило договор морской перевозки груза.

Договор морской перевозки груза называется договором фрахтования. Плата, которую отправитель обязан уплатить перевозчику груза, получила название «фрахт». Существуют следующие особенности уплаты фрахта при морской перевозке грузов (ст. 164 КТМ РФ):

1) размер фрахта устанавливается соглашением сторон;

2) при отсутствии соглашения сторон размер фрахта исчисляется исходя из ставок, применяемых в месте погрузки груза и во время погрузки груза;

3) в случае, если груз погружен на судно в большем количестве, чем предусмотрено договором морской перевозки груза, размер фрахта соответственно увеличивается;

4) в случае если вместо предусмотренного договором морской перевозки груза на судно погружен другой груз, размер фрахта за перевозку которого больше, чем предусмотренный договором морской перевозки груза, фрахт уплачивается за перевозку действительно погруженного груза;

5) за груз, утраченный при его перевозке, фрахт не взимается, а если он был уплачен заранее, то возвращается;

6) за груз, погибший или поврежденный вследствие его естественных свойств или зависящих от отправителя обстоятельств, фрахт уплачивается полностью.

Чартер – договор между владельцем транспортного средства и нанимателем (фрахтователем) об аренде транспортного средства или его части на определенный срок или рейс. Чартер должен соответствовать следующим требованиям:

1) он должен быть подписан перевозчиком и фрахтователем или их представителями;

8) по соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки.

Существуют основные условия подачи и погрузки судна:

1) судно должно быть подано в мореходном состоянии;

2) оно должно быть подано строго в указанный во фрахте или чартере порт;

3) судно должно быть подано в строго оговоренное во фрахте или чартере время;

4) груз должен быть надлежащим образом упакован и маркирован и полностью подготовлен к погрузке;

5) судно должно быть подано на такую пристань, которая оснащена всем необходимым для погрузки и на которой отсутствуют преграды, препятствующие погрузке;

6) если зафрахтовано все судно, то отправитель груза имеет право требовать удаления постороннего груза, находящегося на судне;

7) провозить груз на палубе можно только с разрешения грузоотправителя.

С момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи на перевозчика возлагаются обязанности:

1) обеспечить сохранность груза в пути следования;

2) обеспечить выгрузку груза;

3) обеспечить транспортировку груза в соответствии с его особенностями.

Срок и маршрут транспортировки груза устанавливаются соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения груз должен быть доставлен в срок, который разумно требовать от перевозчика с учетом конкретных обстоятельств и обычного маршрута.

Опасным грузом называется такой груз, который:

1) легко воспламеняется;

2) является взрывчатым веществом;

3) был сдан под неправильным наименованием, и при приеме груза перевозчик не мог посредством наружного осмотра удостовериться в его свойствах.

В случае невозможности судна войти в порт назначения и осуществить выгрузку груза в результате форс-мажора (война, стихийные бедствия, забастовки, и др.), перевозчик обязан:

1) направить отправителю срочное сообщение о наличии указанных обстоятельств и запросить у отправителя разрешение осуществить выгрузку в другом порту;

2) при получении соответствующего указания осуществить выгрузка в том порту и в таком порядке, который укажет отправитель.

При отсутствии такого распоряжения в течение 3-х дней с момента отправки уведомления перевозчиком капитан судна имеет право отгрузить груз в ближайшем порту и сообщить об этом отправителю (или фрахтователю), либо управомоченному распоряжаться грузом лицу; капитан судна вправе поступить так, если полученное им распоряжение нельзя выполнить без причинения ущерба владельцам других находящихся на судне грузов.

Перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза в следующих размерах (ст. 117 КВВТ РФ:

1) за утрату груза – в размере стоимости утраченного груза;

2) за повреждение груза – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость;

3) в случае утраты груза, принятого для перевозки с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимость груза;

4) за перевозку груза с объявленной ценностью с отправителя или получателя взимается дополнительная плата, размер которой определяется договором морской перевозки груза;

5) перевозчик возвращает полученный им фрахт, если он не входит в стоимость утраченного или поврежденного груза.

Перевозчик не несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки, если докажет, что утрата, повреждение или просрочка произошли вследствие (ст. 166 КТМ РФ):

1) непреодолимой силы;

2) опасностей или случайностей на море и в других судоходных водах;

3) любых мер по спасению людей или разумных мер по спасению имущества на море;

4) пожара, возникшего не по вине перевозчика;

5) действий и распоряжений соответствующих властей;

6) военных действий и народных волнений;

7) действия или бездействия отправителя или получателя;

8) скрытых недостатков груза, его свойств или естественной убыли;

9) незаметных по наружному виду недостатков тары и упаковки груза;

10) недостаточности или неясности марок;

11) забастовок или иных обстоятельств, вызвавших приостановление либо ограничение работы полностью или частично;

12) иных обстоятельств, возникших не вине перевозчика, его работников или агентов.

Договор морской перевозки груза прекращается без обязанности одной стороны договора возместить другой стороне договора вызванные прекращением договора убытки, если после его заключения и до отхода судна от места погрузки груза вследствие не зависящих от сторон обстоятельств:

1) судно погибнет или будет насильственно захвачено;

2) судно будет признано непригодным к плаванию;

3) погибнет груз, индивидуально определенный;

4) погибнет груз, определенный родовыми признаками, после сдачи его для погрузки и отправитель не успеет сдать другой груз для погрузки.