Употребление фразеологизмов придает речи живость и образность. Это ценят журналисты, которые охотно обращаются к русской фразеологии в фельетонах, очерках: "Волга" вместе с ее лихим водителем исчезла, словно сквозь землю провалилась; Директор - атеист до мозга костей - не верит ни в домового, ни в лешего. Он утверждает, что квартирная засуха в новом пятиэтажном доме вызвана бракоделами-строителями. А их и след простыл в совхозе. Ищи ветра в поле! (Из газ.). Обращение к разговорной фразеологии в таких случаях часто приводит к смешению стилистически разнородных элементов, что способствует комическому звучанию речи.

Особенно любят использовать фразеологизмы юмористы, сатирики: Остап подошел к Воробьянинову вплотную и, оглянувшись по сторонам, дал предводителю короткий, сильный и незаметный для постороннего глаза удар в бок.- ...Вот тебе седина в бороду/ Вот тебе бес в ребро!; Правильно,- проговорил Остап,- а теперь по шее. Два раза. Так. Ничего не поделаешь. Иногда яйцам приходится учить зарвавшуюся курицу... Еще разок... Так. Не стесняйтесь. По голове больше не бейте. Это самое слабое его место (И. и П.). При этом устойчивые сочетания преобразуются и нередко получают новые оттенки значения, как это можно наблюдать на примере процитированных строк. Ильф и Петров расчленили фразеологизм седина в бороду, а бес в ребро , который во второй части предложения отчасти утрачивает метафорическое значение (ср.: бес в ребро - удар в бок ); фразеологизм яйца курицу не учат преобразован в его антоним (окказионализм). Фразеологизм слабое место в тексте звучит двупланово: и в переносном значении, и в прямом (о голове), что создает каламбур.

Творческое преобразование фразеологизмов заслуживает более подробного рассмотрения. Остановимся на некоторых приемах фразеологического новаторства журналистов и писателей.

Испытанным стилистическим приемом обновления семантики фразеологизмов является изменение в них количества компонентов. Оно выражается в расширении состава фразеологизма за счет употребления уточняющих слов к тем или иным компонентам, что может изменить фразеологизм до неузнаваемости, придав ему новую образную форму: Кошки не обыкновенные, а с длинными, желтыми когтями, скребли ее за сердце (Ч.). В иных случаях наблюдается редукция (сокращение) состава фразеологизма, что также связано с его переосмыслением: Полезные советы : Не родись красивой (Из газ.) - отсечение второй части пословицы Не родись красивым, а родись счастливым создает новый афоризм: "красота - источник несчастья".

Замена словарных компонентов фразеологических оборотов также используется для их иронического переосмысления: Всеми фибрами своего чемодана он стремился за границу (И. и П.); Критика почтила роман молчанием; Хорошо смеется тот, кто смеется без последствий; Пришел? Увидел? Помолчи! (Из газ.). Подобное преобразование фразеологических выражений приводит к коренному изменению их значения и создает остросатирический эффект.

Своеобразным стилистическим приемом авторской обработки фразеологизмов является контаминация нескольких выражений: Не потому ли молчание - золото, что оно - знак согласия?; Разделяй чужое мнение и властвуй; Жил своей жизнью за чужой счет (Из газ.). Такое "скрещение" возвращает фразеологическим компонентам первоначальное лексическое значение, а сами фразеологизмы вовлекает в новую образную систему. Это придает особую семантическую емкость и экспрессивность подобным каламбурам.

Одним из наиболее ярких стилистических приемов обновления фразеологизмов является разрушение их образного значения. При этом внешне фразеологизм не изменяется, но утрачивает свое метафорическое значение и воспринимается буквально; Открытое письмо опять получил писатель Иванов. Выяснилось, что его письма вскрывает сосед по лестничной клетке Сидоров. В подобных ситуациях возникают каламбуры, построенные на так называемой внешней омонимии фразеологизмов и свободных сочетаний слов.

На двуплановом осмыслении фразеологизмов основаны многие шутки Эмиля Кроткого: Пьеса наделала много шуму: во всех ее действиях стреляли; Мудрецы и зубные врачи смотрят в корень; Пожарный всегда работает с огоньком; Радио будит мысль. Даже в те часы, когда очень хочется спать.

Второй план значения фразеологизма иногда выявляется в небольшом по размерам контексте: Попал в переплет, но утешился, прочитав свое имя на обложке; Беда никогда не приходит одна, и его сочинение вышло в двух томах. В иных случаях двуплановое значение фразеологизма проясняется лишь в широком контексте. Так, читая в газете заглавие статьи "Битая карта ", вначале воспринимаем его в обычном значении - "полная неудача чьих-либо замыслов". Однако в статье рассказывается об оперативной географической карте, которая висела в последние месяцы войны в ставке фашистского командования: Это карта конца. Она лишена угрожающих стрел наступления и фланговых ударов. Мы видим плацдарм, сжатый до пятачка, и нервически нанесенные на сетку дорог полукружия - последние очаги сопротивления (А. К.). Это заставляет по-новому осмыслить фразеологизм, взятый для заглавия публикации, в контексте всей статьи.

Обновленные писателями фразеологизмы иногда выделяют в особую группу окказиональных фразеологических неологизмов . Как и лексические неологизмы, они выполняют в художественной речи экспрессивную функцию, приближаясь к тропам: Слывет за то он человеком долга, что никому еще не отдал долга; Вносил предложения, но только придаточные; Скромность украшает даже тех, кому она не к лицу.

Употребление в речи фразеологизмов создает определенные трудности, поскольку языковая норма требует точного их воспроизведения, что не всегда учитывается говорящими. Так, в ненормированной речи довольно часто встречаются сочетания плеонастического характера, образованные из фразеологизмов и избыточных определений к их компонентам: "потерпеть полное фиаско", "тяжелый сизифов труд", "веселый гомерический хохот" . Расширение состава фразеологизма в подобных случаях не оправдано.

Случается и неоправданное сокращение состава фразеологизма в результате пропуска того или иного его компонента: "усугубляющее обстоятельство" (вместо усугубляющее вину обстоятельство); "успехи этого студента желают лучшего" (вместо оставляют желать лучшего) .

Недопустима и замена компонентов в составе фразеологизмов: "Педагог должен знать, в чем кроется успех этой работы"; "Побывайте в этих местах, где еще не ступала нога журналиста" ; "Накануне чемпионата у руководителей забот хоть отбавляй".

Нередко причиной искажения состава фразеологизмов оказывается ассоциативная ошибка: тот или иной его компонент замещается близким по звучанию (нередко паронимом): "не упал духом", "провести вокруг пальца", "вырвалось у него с языка", "ставить точки на и", "семи пядей на лбу" и т. д.

Иногда по ошибке заменяются грамматические формы словарных компонентов в составе фразеологизмов: "Голова его убелена сединой " (вместо сединами); "Дети заморили червячков " (вместо червячка), "Он не хочет работать, а гоняется за длинными рублями " (искажен фразеологизм гнаться за длинным рублем).

Нередко ошибочное употребление фразеологизмов связано с контаминацией нескольких (обычно двух) оборотов: "играет значение" - "имеет роль" (вместо имеет значение - играет роль), "уделить значение" (вместо внимание, но придавать значение), "значительный эффект оказывает" (вместо эффект производит и оказывает влияние) и т. д.

Непонимание этимологии фразеологизмов приводит к комическим ошибкам: "хоть кол на голове чеши " (вместо теши ): "довести до белого колена " (вместо каления; белое каление - "высшая степень нагрева металла, который вначале становится красным, а потом - белым"), "скрипя сердцем " (скрепя - от скрепить ).

Иногда в речи можно наблюдать и непонимание говорящим значения используемого фразеологизма: "Веселые и счастливые, выпускники спели на прощанье свою лебединую песню" . Или: [из выступления студента на празднике "Последнего звонка"] "Сегодня у нас радостное событие: мы провожаем в последний путь наших старших товарищей ". Употребление фразеологизмов без учета их семантики, как, впрочем, и структуры, в корне искажает смысл высказывания.

Грубой речевой ошибкой является и искажение образного значения фразеологизма, который в контексте воспринимается не в его метафорическом значении, а буквально: "Пластинка еще не сказала своего последнего слова " - контекст проявил прямое значение слов, образовавших фразеологизм, и в результате возник каламбур. Восприятие фразеологизмов в их непривычном, необразном значении придает речи неуместный комизм: "В этом году Аэрофлоту удалось удержать поток пассажиров на высоком уровне ". Однако бывает и так, что свободное словосочетание в тексте воспринимается как фразеологизм, что также создает каламбур: "В типографии № 5 выпущены географические карты с белыми пятнами " (т. е. без оттиска). Причиной неуместной игры слов стала внешняя омонимия фразеологизма и свободного словосочетания.

Если вы обладатель бороды длиннее 10 см, носите темную одежду и ходите в церковь, то наверняка вам приходилось слышать в свой адрес – «Батюшка, а служба уже началась?». И только разглядев узкие джинсы, черепушку на футболке и абсолютно не смиренный взгляд люди понимают – нет, вы не из духовенства. В этой статье рассмотрим отношения разных религий к бородоношению. Какие из них приветствуют, а какие отвергают растительность на лице мужчины. Чем является борода для людей духовных и какой смысл вкладывается в ее взращивание.

Борода и православие: значение бороды в православии

В православном мире отличительной чертой мужчин, имеющих духовный сан всегда было наличие бороды. Мы не будем дословно цитировать священные писания, их много, и они нагружены нюансами, но суть такова – Бог создал людей (мужчин) по подобию своему, а значит не гоже идти против природы и сбривать то, что растет естественным образом. Брадобрейство считалось действием еретиков и противников церкви. Сбривая бороду, мужчина оголяет лицо и нежную кожу, становится похожим на женщину. Таким образом, он как бы отвергает свое мужское начало и идет против природы, против Закона Божьего. Встречаются источники, которые говорят о распутстве и гомосексуальности этих мужчин, что является огромным грехом и всячески порицается. Таким мужчинам не было места в церкви на службе, не то что в монастыре. Ходить среди монашествующих с оголенным лицом считалось не допустимым. Менять образ по которому ты был создан, сбривать бороду, выделяясь таким образом и выпячивая свою некроткую натуру считалось грехом. На всех иконах Иисус Христос, святые, мученики – все с бородой. А там, где мужчины без растительности на лице – изображены отроки, они еще не вошли в соответствующий возраст. Но как бы там ни было, в современном православном мире нет строгого закона носить бороду. Это скорее традиция, чем непоколебимое правило. Вас не должно смущать, если вы встретите безбородого священнослужителя, хотя даже на сегодняшний день таких не так уж и много.


Борода в исламе: что означает борода у мусульман

Среди мусульман отращивание бороды принято классифицировать как «сунну». Сунна – это священное придание о жизни Мухаммада, это те действия, которые совершал сам Пророк. То есть, если он носил и отращивал бороду, то и современные мусульмане должны брать с него пример. Другой вопрос в том, какой именно должна быть борода. Нельзя допускать беспорядочного роста, лохматости и взъерошенности бороды. Человек, который не следит за растительностью на своем лице может прослыть неопрятным и неряшливым, а у мусульман это недопустимо. Есть множество историй о том, когда праведные халифы приказывали приводить в порядок и укорачивать растительность на лице мужчинам, которые по образу походили на дикарей. Мусульманину полагается быть красивым не только внутренне, но и внешне. Он должен быть аккуратным, опрятным. Заходить в мечеть позволительно только в таком виде, появляясь среди своих братьев нужно быть примером для людей. Так завещал сам Пророк. Именно поэтому, в современном мире, мусульмане лидируют в рейтинге самых красивых и ухоженных бородачей. Имея густую и жгуче черную растительность на лице от природы, они ее согласно религиозным законам. Но, следует отметить, что усы у мусульман принято укорачивать, причем не реже чем один раз в сорок дней. Это правило так же обязательно к выполнению, так как является сунной.


Борода в буддизме: почему буддисты бреются

Известно, что волосы являются накопителем информации и содержат в себе тонкую энергию человека. Буддийский монах должен быть далек от мирской жизни и суеты, поэтому стрижка и бритье является для него моментом обнуления, подавления страстей человеческих и укрощением собственного эго. Сиддхартха Гаутама, в последствии ставший Буддой, покинув отчий дом, в первую очередь обрил голову. Буддийские монахи поступают так же с целью показать отречения от мирского и укрепить свою принадлежность к «святой жизни». В основе образа жизни буддийского монаха лежит большое количество практик и медитаций. Для максимального погружения в себя и наивысшей концентрации необходимо исключить все внешние раздражители и факторы влияния. Еще одной причиной бритья головы, бороды и усов является желание буддийского монаха ежедневно полностью всего себя посвятить служениям. Уход за бородой, расчесывание и мытье волос, все это требует времени и внимания. А зачем тратить энергию на такие приземленные дела, если можно пустить ее в другое священное русло. Есть определенные правила, волосы какой длины допустимы, что предполагает бритье головы несколько раз в месяц. Бритва – неотъемлемый атрибут буддийского монаха. Но стоит отметить, что речь идет исключительно о монахах, о людях которые выбрали аскезу своим принципом жизни. Среди буддистов-мирян строгих правил о ношении бороды и подстригании волос нет.


Борода в иудаизме: почему евреи не бреются

Евреи всегда, всеми силами и при любых обстоятельствах стараются чтить традиции, постигать мудрость древних писаний и расти духовно. Выполнять волю Творца предпочтительнее в облике и с внешним видом, который был присущ предкам. При первом взгляде на человека должно быть понятно, что он уважает и принимает многовековое еврейские наследие. Борода, пейсы, кипа, черное одеяние – служат идентификатором, представитель какого народа перед нами. Тора дает конкретную установку евреям на счет растительности на лице: нельзя стричь волосы в пяти точках на нижней части лица. Одну точку определить несложно – это виски. Оставляя волосы на висках, евреи отращивают пейсы. А вот границы остальных четырех точек установить крайне сложно, конкретных толкований нет, поэтому принято оставлять нетронутой всю бороду. Тем более, сбривая бороду, человек отдаляется от Творца, ибо лишается части себя, а ведь он создан по подобию Всевышнего. Но есть примечание: если человек чувствует, что не постиг наивысшего духовного уровня, то бритья опасаться не стоит. Толкуя Тору, мудрецы постановили: можно срезать волосы на лице ножницами; выщипывать пинцетом; бриться только кошерными машинками для бритья (в настоящее время их две); пользоваться лезвием опасной бритвы категорически запрещено; срезать волосы на лице можно в любой день, кроме субботы. Этим правилам должны следовать те, кто всей душой стремиться быть истинным и духовным евреем. Но мирская жизнь еврея полна своих правил и нюансов, так что порицать его за сбритую бороду или отсутствие кипы не стоит.

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку проводится с 1996 года для учащихся 4-11 классов. В первом, школьном этапе может участвовать любой желающий независимо от оценки по предмету. Задания этого этапа, как правило, предполагают краткий ответ, чтобы справиться с ними, школьникам понадобятся знания сложных случаев орфографии и орфоэпии, понимание фразеологизмов и архаизмов, а также логика и смекалка.


«РУС 10 кл ШЭ-17»

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС

1. (8 баллов) Перед Вами фонетическая пропорция: б/п = г/к.

1) Дайте определение фонетической пропорции и объясните, по какому принципу она строится.

2) Решите следующие пропорции и обоснуйте своё решение.

Из получившихся согласных составьте слово по схеме 12 гласный 12 гласный , где 1 – искомый звук из первой пропорции, 2 – из второй.

2. (2 балла)

(1) Онегин был, по мненью многих

(2) (Судей решительных и строгих),

(3) Учёный малый, но педант,

(4) Имел он счастливый талант

(5) Без принужденья в разговоре

(6) Коснуться до всего слегка,

(7) С учёным видом знатока

(8) Хранить молчанье в важном споре…

Дайте толкование слова принужденье в строке 5.

3. (4 балла) Даны следующие словосочетания с глаголами:

перештопать десять пар носков, переловить всех преступников в районе, переписать плохую контрольную работу, перебить все горшки в доме, перестирать кучу грязных простыней.

4. (2 балла)

Нынешняя ситуация в нашей фирме, увы, нестабильная. И самое плохое – по прогнозам аналитиков, это ещё икорка, а рыбка впереди. Надо готовиться к серьёзным трудностям.

5. (16 баллов) Дан ряд слов на -о: опасно, властно, видно . Определите, какими частями речи или в какой синтаксической функции может быть каждое из этих слов. Ваш ответ проиллюстрируйте примерами.

6. (8 баллов) Синтаксические формулы (структурные схемы) – способ обозначения разных типов простого предложения в синтаксической науке. В структурных схемах прописные буквы латиницы обозначают сокращённые латинские названия разных частей речи. Цифровые индексы при буквах – номера падежей у имён и формы грамматического лица у глаголов. Есть ещё ряд символов, которые имеют в синтаксической формуле своё значение. Предложения «Ботинки велики», «Иван Иванович красив собой» обозначаются схемой N1 – Adj 1 кратк.ф. Предложения «Зимние температуры здесь самые низкие», «Эти книжки детские» обозначаются схемой N1 – Adj1 полн.ф.

Опираясь на приведённые выше примеры предложений, объясните, исходя из каких соображений специалисты по синтаксису решили включить в их структурные схемы указание на полную или краткую форму прилагательного.

7. (5 баллов)

Опираясь на перечисленных выше примеров, можно сказать, что дом Обломова – это не там, в котором он живет, а то жилище, о котором он мечтает и стремится.

Укажите в тексте все грамматические и речевые ошибки и недочеты. Объясните, в чём заключаются эти ошибки. Перепишите отрывок сочинения без ошибок и недочётов, сохранив в целом его смысл.

8. (5 баллов)

Одна буква Н пишется в суффиксах ˂….˃ ˂….˃ных причастий. Две буквы Н пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных ˂….˃, которые возникли в результате перехода в них ˂….˃ных причастий прошедшего времени.

2. Приведите примеры его использования.

9. (1 балл)

Магда Пари .

10. (9 баллов)

1) Въниде (Ной) въ ковчегь... и плава ковчегъ 40 дьни.

2) Яко же бо плаваеть птица сквозѣ вздухъ, такъ и рыбы сквозѣ воду.

3) Елма же вода плавааше по земли, тма и мъгла надъ водами стояаше.

Максимальный балл за все выполненные задания – 60.

Просмотр содержимого документа
«РУС 11 кл ШЭ-17»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2017–2018 уч. г.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС

1. (11 баллов) В одном из учебников для начальной школы приводится такое утверждение.

Какие согласные звуки являются непарными по глухости/звонкости?

Непарные согласные:

звонкие: [Й’], [Л], [Л’], [М], [М’], [Н], [Н’], [Р], [Р’];

глухие: [Х], [Х’], [Ц], [Ч’], [Щ’].

науки. Докажите своё мнение.

2. (2 балла) Дан следующий отрывок из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

(1) Бежал он их беседы шумной.

(2) Их разговор благоразумный

(3) О сенокосе, о вине,

(4) О псарне, о своей родне,

(5) Конечно, не блистал ни чувством,

(6) Ни поэтическим огнём,

(7) Ни остротою, ни умом,

(8) Ни общежития искусством…

Дайте толкование слова общежитие в строке 8.

3. (4 балла) Даны словосочетания с глаголами:

добегаться до головокружения, докуриться до тошноты, договориться о встрече до десяти часов, допрыгаться до вывиха, догуляться до отчисления .

Все эти глаголы формально образованы одним способом, но один из глаголов существенно отличается от всех других по смыслу.

1. Укажите формальный способ образования этих глаголов.

2. Укажите глагол, отличающийся от других по смыслу, и опишите этот смысл.

3. Опишите смысл всех других глаголов.

4. (2 балла) Даны предложения, в одном из которых реально существующий в русском языке фразеологический оборот «переиначен» на иностранный лад (например: баба с возу – кобыле легче – леди с дилижанса – пони легче).

Как приехала Мария Васильевна из отпуска – сразу на новую работу, в новый коллектив. Прямо с крейсера на дискотеку попала.

Догадайтесь, какой фразеологизм имеется в виду, выпишите его и дайте толкование его значения.

5. (8 баллов) Дан ряд глаголов: загонять, заносить, отлетать, отходить, угонять.

Один ученик посчитал все эти глаголы глаголами несовершенного вида, а другой ученик – глаголами совершенного вида. Кто из учеников прав? Ответ обоснуйте.

6. (8 баллов) Синтаксические формулы (структурные схемы) – способ обозначения разных типов простого предложения в синтаксической науке. В структурных схемах прописные буквы латиницы обозначают сокращённые латинские названия разных частей речи. Цифровые индексы при буквах – номера падежей у имён и формы грамматического лица у глаголов. Есть ещё ряд символов, которые имеют в синтаксической формуле своё значение. Предложения типа «Дом высок», «Девушка красива» можно в принципе обозначить и схемой N1 – Adj1 , и схемой N1 – Adj1 кратк.ф .

Предложения типа «Ты сегодня сердитый», «Метель на улице сильная» можно в принципе обозначить и схемой N1 – Adj1 , и схемой N1 – Adj1 полн.ф . Тем не менее специалисты по синтаксису не спешат отказываться от указания на полную либо краткую форму прилагательного в позиции сказуемого. В приведённом ниже перечне укажите те предложения, которые допустимо описывать более общей схемой N1 – Adj1, и те предложения, схема которых должна указывать на полную/краткую форму прилагательного. Объясните, чем может быть вызвана необходимость такого указания.

Девушка хороша собой.

Утро нынче свежее.

Эти сапоги финские.

Москва – самый крупный мегаполис Европы.

7. (6 баллов) Прочитайте отрывок из школьного сочинения.

Жизненная цель Господина из Сан-Франциско заключалась в материальных благополучиях, утратив всё живое в своей душе. Люди, сделавшие выбор в пользу денег, забывают об истинных и настоящих ценностях, а не только о ложных.

8. (12 баллов) Используя Ваши знания в области этимологии, а также в области иностранных языков, объясните правописание выделенных букв в перечисленных ниже словах (например: Очки – очи; фАльцет – фальшь (итал. falsetto, от falso – ложный). Объясните выбор проверочного слова.

лОпата, иждИвение, обАяние, инжЕнер, Организовать, спЕктакль

9. (1 балл) В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: Но ежели пир ?

10. (15 баллов) Определите, какой частью речи является в тексте выделенное слово и каково его лексико-грамматическое значение.

1. Узьрю ли си лице братьца моего мьньшааго Глѣба?

2. Не тако ли , рече, рѣка Стугна; худу струю имѣя, пожръши чужи ручьи и стругы, ростре на кусту.

3. Хожаше (Феодосий) по келиямъ ученикъ своихъ, и аще чьто обрящааше у кого: ли брашьно сънѣдьно, ли одежею лише уставьныя одежа или от имѣния чьто, сия възьмъ въ пещь въмѣташе.

4. Въ градѣ, въ немь же живеши, и въ инѣхъ окрьстьнихъ поишти ли единого человѣка бояштяся бога... Обрѣте ли такого человѣка, то уже не скърби.

5. Да луче есть на своеи землѣ костью лечи, и не ли на чюже славну быть.

Максимальный балл за все выполненные задания – 69.

Просмотр содержимого документа
«РУС 4 кл ШЭ-17»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2017–2018 уч. г.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 4 КЛАСС

Прочитайте текст и выполните задания 1–10.

(1)Город Углич на юго-западе Ярославской области стоит на крутом берегу Волги. (2)Здесь река делает резкий поворот и получается острый угол, отсюда и название города. (3)Углич – один из самых древних городов России. (4)Он основан в 937 г. (5)В 14 веке здесь построили деревянный Кремль. Это был пограничный укреплённый город Московского княжества. (6)С Угличем связана одна из версий трагической гибели наследника русского престола – царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. 15 мая 1591 г. тревожно зазвонил набатный колокол Углича. Народ сбежался со всех сторон, думая, что пожар. Но, узнав о смерти восьмилетнего царевича, жители города жестоко расправились с убийцами. Борис Годунов приказал наказать всех участников этого самосуда, даже колокол, оповестивший о гибели царевича. По обычаю того времени осуждённых клеймили. Колокол сняли, отрубили ему ухо, на котором он висел, и язык и принародно на площади наказали двенадцатью ударами плетей. Затем отправили в ссылку вместе с угличанами. Целый год под конвоем стражников тянули осуждённые набатный колокол в сибирский город Тобольск. В 1677 г. во время сильного тобольского пожара гличский колокол расплавился. Через несколько лет в память о ссыльном колоколе в Тобольске отлили новый, похожий на прежний. Со временем убийство царевича стало доказанным фактом и угличане подали прошение императору о возвращении в город незаслуженно наказанного колокола. Но только в конце 19 века его копия была возвращена в Углич. Сейчас колокол висит в историческом музее углического Кремля. Вся территория Кремля – уникальный архитектурный памятник. Деревянные стены не сохранились, но каменные здания поражают своей древностью. Палаты удельных князей построены из красного кирпича в 15 веке. Здесь и жил маленький царевич Дмитрий. На месте его гибели была возведена церковь, которая стоит до сих пор. В главном храме Углича – Спасо-Преображенском соборе находится деревянный резной иконостас с иконами 15–16 веков. В городе сохранились три старинных действующих монастыря, многочисленные церкви, открыто одиннадцать музеев. Весь город – это памятник истории и культуры России, один из самых древних и интересных старорусских городов Золотого кольца.

1. (4 балла) Перечитайте 2-е предложение. Определите, как произносятся звуки в слове «получается», если его произносить быстро. Запишите транскрипцией звуковой состав слова (сделайте фонетический анализ слова). Сколько звуков получилось в слове?

2. (6 баллов) Перечитайте 1-е и 2-е предложения. Объясните, как из слова «угол» появилось слово «Углич» (куда «убежала» буква «о», почему прибавились буквы «ич»; какой частью слова было сочетание -ич). Приведите примеры слов (не менее двух), в которых в современном русском языке выделяется -ич со значением принадлежности к роду или местности. Одно из таких слов есть в предложении № 6.

3. (5 баллов) В «Этимологическом словаре» М. Фасмера сказано об одном из слов: «Праслав. *sьde» образовано от местоим. «sь» (см. сей), как где от *kьde из вопросит. местоим. kьto». Догадайтесь, о каком из слов предложения № 5 идёт речь. Почему в современном русском языке это слово так пишется? Найдите в тексте слово, которое относится к этому же правилу правописания таких слов.

4. (4 балла) Дана пара слов: сторона – страна. Найдите в тесте не менее двух слов, в которых есть полногласное сочетание оро в корне. Подберите к этим словам однокоренные слова с неполногласием в корне.

5. (6 баллов) Некоторые числа в русском языке принято писать римскими цифрами. Какие это числа? Исправьте их в тексте, написав правильно. Что ещё в русском языке можно записывать римскими цифрами? Приведите один пример.

6. (6 баллов) Определите лексическое значение слов в тексте.

Набатный (колокол) –

Удельный (князь) –

Престол –

7. (2 балла) Укажите главные члены в следующем предложении.

Вся территория Кремля – уникальный архитектурный памятник.

8. (1 балл) Укажите, какой частью речи являются слова три и одиннадцать в данном ниже предложении.

В городе сохранились три старинных действующих монастыря, многочисленные церкви, открыто одиннадцать музеев.

9. (1 балл)

Из текста понятно, что

1) жители города Углича не забыли о судьбе несправедливо наказанного колокола

2) царевич Дмитрий был сыном царя Бориса Годунова

3) в главном храме Углича – Спасо-Преображенском соборе – не сохранился деревянный резной иконостас с иконами 15–16 веков

4) царевич Дмитрий причислен Русской православной церковью к лику святых

10. (1 балл) Выберите один или несколько вариантов ответа.

Прочитав текст, вы поняли, что назвать этот текст можно было «Колокол Углича», потому что

1) колокол сослали

3) колокол стал причиной гибели царевича

4) город назвали в честь несправедливо наказанного колокола

Максимальный балл за все выполненные задания – 36.

Просмотр содержимого документа
«РУС 5 кл ШЭ-17»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2017–2018 уч. г.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 5 КЛАСС

1. (8 баллов) Перед Вами ряд слов. Из этого ряда выпишите слово(-а), в котором(-ых) количество букв совпадает с количеством звуков. (Произнесите слова быстро, без видимого усилия. Прислушайтесь, как звучит слово). Кратко поясните своё решение.

Ёж, ехать, знает, привет, Яуза, Егор, поджаренный.

2. (5 баллов) Даны словосочетания:

свободный народ, свободное место, свободное платье, свободная вакансия, свободный вечер.

Сформулируйте значение прилагательного свободный в каждом словосочетании. Найдите среди этих словосочетаний такое, в котором прилагательное свободный избыточно по смыслу. Покажите это с помощью толкования значения существительного в этом словосочетании.

3. (3 балла) Даны пары слов, обозначающие мужчину и женщину:

узбек – узбечка, швейцар – швейцарка, казах – казашка, хорват – хорватка.

Какая из этих пар не вписывается в модель «лицо мужского пола по национальности – лицо женского пола по той же национальности»? Обоснуйте свой ответ толкованием слов в выбранной паре.

4. (2 балла)

Сколько раз твердили Васе, чтобы он делал уроки внимательно – а ему хоть кол на голове чеши / пиши / теши / паши!

5. (5 баллов) Даны пары имён существительных.

лошадь – лошадка

машина – машинка

корзина – корзинка

мышь – мышка

горсть – горстка

поляна – полянка

ночь – ночка

дорога – дорожка

Левое слово пары – это производящее слово, а правое слово пары – это производное слово. Одни пары слов имеют один и тот же грамматический признак, а в других парах слова различаются по этому же признаку. Укажите этот грамматический признак и разделите пары на две группы в зависимости от отношения к нему.

6. (5 баллов) Настя в шутку написала предложение из сказки А.С. Пушкина в одно слово. Затем она разрезала это слово на куски. Восстановите предложение.

таро ря. сталис седибес Тутсо коить по гоца

7. (10 баллов) Прочитайте фрагмент поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Княжна с постели соскочила,

Седого карлу за колпак

Рукою быстрой ухватила,

Дрожащий занесла кулак

И в страхе завизжала так,

Что всех арапов оглушила.

Трепеща, скорчился бедняк,

Княжны испуганной бледнее;

Зажавши уши поскорее,

Хотел бежать, но в бороде

Запутался, упал и бьётся;

Встаёт, упал; в такой беде

Арапов чёрный рой мятётся ;

Шумят, толкаются, бегут,

Хватают колдуна в охапку

И вон распутывать несут,

Оставя у Людмилы шапку.

Выпишите подчёркнутые слова. Определите их лексическое значение.

8. (5 баллов) Прочитайте текст орфографического правила.

Чтобы не ошибиться в написании ˂….˃ в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой ˂….˃ стоит ˂….˃ или согласные Л, М, Н, Р.

1. Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты.

9. (1 балл) кекс Али (лексика). Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: засекумое .

10. (6 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)

1. Как вели палачи по королевству, / Запевал-то Данило песню новую, / Песню новую да ведь победную.

2. Тои бо вѣщии Боянъ... пояше славу русскыимь княземь: первому князю Рюрику, Игорю Рюриковичю и Святославу Ярославичю, Ярославу Володимеровичю, восхваляя ихъ пѣсми и гуслеными буиными словесы.

Максимальный балл за все выполненные задания – 50.

Просмотр содержимого документа
«РУС 6 кл ШЭ-17»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2017–2018 уч. г.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС

1. (5 баллов) Что можно предположить о «географическом происхождении» русского поэта С. Есенина, основываясь на фонетических особенностях рифмы следующих его строк? Поясните свой ответ.

И мне в ответ берёзка:

– О любопытный друг,

Сегодня ночью звёздной

Здесь слёзы лил пастух.

2. (8 баллов) Даны пары слов.

кольчуга

бронежилет

Почти для всех этих пар будет верно утверждение, что они могут быть употреблены в следующем контексте:

Что такое А?

Раньше так называли Б.

Но для одной пары данный контекст будет неправильным. Для какой пары он будет неправильным? Объясните почему.

3. (5 баллов) Дан ряд слов с уменьшительно-ласкательным значением:

лодочка, тарелочка, вазочка, белочка, селёдочка.

Одно из этих слов образовано не так, как другие.

1. Укажите это слово и объясните, как оно образовано.

2. Укажите, как образованы другие слова.

4. (2 балла) Дано предложение, в составе которого употреблён фразеологический оборот (выделен жирным шрифтом).

Ты пришёл со мной побеседовать, а сам лака / лука / лыка / рыка / стыка не

вяжешь – как же я тебя пойму?

Напишите правильный вариант фразеологического оборота и дайте толкование его значения.

5. (5 баллов) Дан ряд существительных:

графин, горожанин, дельфин, римлянин, витамин, дворянин.

С точки зрения особенностей образования формы множественного числа ученик разделил эти существительные на две группы. Какие это группы? Обоснуйте ответ.

6. (8 баллов) Укажите, в роли каких членов предложения выступает слово КОТОРЫЙ.

1. Шкаф, который стоял в прихожей, решено было переместить в гостиную.

2. Скажи, которая Татьяна?

3. На стол был подан пирог, который испекли в честь праздника.

4. Мил человек, а который автобус до Осташкова идёт?

7. (12 баллов) Прочитайте фрагмент поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь. Из-за горы

И нынче видит пешеход

Столбы обрушенных ворот,

И башни, и церковный свод;

Но не курится уж под ним

Кадильниц благовонный дым,

Не слышно пенье в поздний час

Молящих иноков за нас.

Теперь один старик седой,

Развалин страж полуживой,

Людьми и смертию забыт,

Сметает пыль с могильных плит,

Которых надпись говорит

О славе прошлой – и о том,

Как, удручён своим венцом ,

Такой-то царь, в такой-то год,

Вручал России свой народ.

И божья благодать сошла

На Грузию! Она цвела

С тех пор в тени своих садов,

Не опасаяся врагов,

гранью дружеских штыков.

Выпишите подчёркнутые слова. Определите их значение в тексте.

8. (5 баллов) Прочитайте текст орфографического правила.

В корне слова после буквы ˂….˃ пишется ˂….˃, а не Ы.

1. Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты,

2. Сформулируйте название этого орфографического правила,

3. Приведите примеры его использования и исключения из этого правила.

9. (1 балл) В придуманном слове (или в сочетании слов) посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: кекс Али (лексика).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: некто Фиа .

10. (6 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)

1) Камень бо есть высокь зѣло, твердыми стѣнами остѣненъ и не приступим ниоткуду же. Окрьстъ его пропасти великы, их же ни прѣити лзѣ бѣ, ни насыпати.

2) И всѣмъ приазнемъ велящемъ бѣжати ему, се же не послуша, ни ужасеся, предстоящу народу, но растерза ризы своя, насыпа главу свою попѣла и привяза мечь свои на шии.

Просмотр содержимого документа
«РУС 7 кл ШЭ-17»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2017–2018 уч. г.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 КЛАСС

1. (8 баллов) Дан ряд слов: отличник, яичница, булочная, авантюристичный, скворечник. Укажите слово, в котором в соответствии с современной орфоэпической нормой возможны два произносительных варианта. Объясните эту вариативность с исторической точки зрения.

2. (6 баллов) Даны пары слов.

водитель

доносчик

волшебник

Для всех этих пар верно утверждение, что они могут быть употреблены в следующем контексте:

Он кто?

Что за А?

В какой паре слов А нельзя точно объяснить через В? Для какой пары контекст будет понят по-другому? Объясните Вашу точку зрения.

3. (3,5 балла) Дан ряд имён прилагательных, образованных от существительных: божественный, язвенный, обеденный, пашенный, тыквенный, молитвенный.

Одно из этих прилагательных образовано не так, как остальные.

1. Укажите это прилагательное и объясните, как оно образовано.

2. Укажите, как образованы остальные слова.

4. (2 балла)

Мы так и не смогли влезть в первый автобус: людей там набилось как килек в банке, невозможно было втиснуться.

Догадайтесь, какой фразеологизм имеются в виду, выпишите его и дайте толкование его значения.

5. (2 балла) Какая особенность обнаруживается в образовании родительного, дательного, винительного и творительного падежей единственного числа слова господь ?

6. (5 баллов) Прочитайте предложения:

Год провёл СРЕДИ ПОЛЯРНИКОВ на зимовье.

Сыграть ПРОТИВ ЧЕМПИОНА мира.

Надо обсудить вопрос ОТНОСИТЕЛЬНО ПОКУПКИ новой мебели.

А как у вас на заводе дела НАСЧЁТ ЗАРПЛАТЫ?

Все выделенные фрагменты можно заменить предложно-падежными сочетаниями, построенными по следующей модели: предлог Х + сущ в тв. п. Напишите искомый предлог Х. Замените выделенные сочетания сочетаниями с найденным Вами предлогом.

7. (5 баллов) Прочитайте отрывок из школьного сочинения.

Человек сам может выбрать свой дом согласно собственных принципов: кто-то выберет для себя небольшую квартиру, там уютно, кто-то предпочтёт мегаполису деревню и будет жить в собственном доме, потому что он с природой близок.

Укажите в тексте все грамматические ошибки и недочёты. Объясните, в чём заключаются эти ошибки.

Перепишите отрывок сочинения без ошибок и недочётов, сохранив в целом первоначальный смысл.

8. (5 баллов) Прочитайте текст орфографического правила.

Чтобы правильно написать гласные в суффиксах ˂….˃ и ˂….˃, надо просклонять существительные с этими суффиксами. Если ˂….˃ный звук выпадает, то в суффиксе надо писать букву ˂….˃, если ˂….˃ный звук не выпадает, то в суффиксе надо писать букву ˂….˃ .

1. Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты.

2. Сформулируйте название этого орфографического правила

3. Приведите примеры его использования.

9. (1 балл) В придуманном слове (или в сочетании слов) посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин врастапки .

10. (6 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)

1) Человѣци подобни суть облакомъ, иногда въ ино мѣсто воздухомъ носими .

2) Цесарь же осклабися, зря на нь, и повелѣ ему, да будеть въ гребцех его. Милошане же зане носиша и на руках и цесарскою чьстию чтиша и, бьени быша.

Максимальный балл за все выполненные задания – 43,5.

Просмотр содержимого документа
«РУС 8 кл ШЭ-17»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2017–2018 уч. г.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС

1. (6 баллов) Прочитайте отрывок из известной оды М. Ломоносова.

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Прокомментируйте выделенное слово с точки зрения современной языковой системы, сопоставив его с чаще употребляемым сегодня вариантом. Приведите свой пример, в котором наблюдается похожее явление.

2. (6 баллов) Как известно, антонимы – это слова с противоположным значением. Употребляясь в противопоставлении, антонимы обозначают противоположные ситуации.

Например, ситуации X высокий, а Y низкий и Y высокий, а X низкий будут противоположными по смыслу. Однако если поставить эти антонимы в сравнительную степень, то можно придумать контекст, в котором с одними и теми же участниками X и Y сохранится один и тот же смысл.

Придумайте для слов широкий – узкий, большой – маленький в форме сравнительной степени такой контекст, в котором участники будут одними и теми же, а смысл обоих контекстов одинаковый. Запишите схему с X и Y и приведите пример.

3. (16 баллов) Даны слова: плотный, площадь, оплот, платье, плётка, оплата, сплачивать, выплачивать, воплощение, полотно.

Найдите среди них те, которые восходят к одному и тому же корню, и распределите их по группам в соответствии с общим корнем. Укажите общий корень.

4. (2 балла) Дано предложение, в котором зашифрован фразеологический оборот. Фразеологизм соответствует действительно существующей в русском языке смысловой и грамматической схеме (модели) возникновения выражения.

Мы ему на его ошибки несколько раз указывали, а он и в бороду не пыхтит: ничего не исправил, ничем не занимается.

Догадайтесь, какой фразеологизм имеется в виду, выпишите его и дайте толкование его значения.

5. (5 баллов) Какая особенность обнаруживается в образовании именительного падежа множественного числа слова яблоко?

6. (5 баллов) Прочитайте отрывок из текста.

Бе же ядь его проскура едина. и та же чересъ день. водъı в меру пьяше. приносяшеть же ему великъıи Антонии. и подаваше ему оконцемъ . яко се вместеше рука.

1. Переведите на современный русский язык выделенное в отрывке словосочетание.

2. Приведите примеры, которые доказывают, что данная форма существительного и в современном русском языке иногда может иметь то же синтаксическое значение, что и в приведённом выше словосочетании.

7. (5 баллов) Прочитайте отрывок из школьного сочинения.

На примере показа литературного героя романа Петра Гринёва можно увидеть, что любовь раскрывает в человеке качества честности и отваги.

Укажите в тексте все грамматические и речевые ошибки и недочеты. Объясните, в чём заключаются эти ошибки. Перепишите отрывок сочинения без ошибок и недочётов, сохранив в целом первоначальный смысл.

8. (5 баллов) Прочитайте текст орфографического правила.

В суффиксах ˂….˃ причастий ˂….˃ времени пишется буква ˂….˃ или ˂….˃, если причастие образовано от глагола 1-го спряжения. Если же причастие образовано от глагола 2-го спряжения, то в суффиксе пишется буква ˂….˃ или Я.

1. Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты.

2. Сформулируйте название этого орфографического правила.

3. Приведите примеры его использования.

9. (1 балл) В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: сочеоснователи.

10. (6 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)

1. Слышавше же се половци, почаша воевати. И придоша половци мнози, и оступиша Торцийскый град.

2. Аще же богъ въсхощеть великыи разумьнаго духа напълнитеся, тъ бо поточить глаголъ и мудрость ею (Кирилла и Мефодия), и в молитвѣ исповѣстася господеви, тъ бо явить казание и учение ею, и въ законѣ завѣта господня похвалистася, въсхвалять ею разумъ мнози, и до вѣка не потрѣбиться и не оступить ею, и имя ею живеть въ роды и роды.

Максимальный балл за все выполненные задания – 57.

Просмотр содержимого документа
«РУС 9 кл ШЭ-17»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2017–2018 уч. г.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС

1. (7,5 балла) На какой звук падает ударение в слове Эдинбург? Почему? Если вы считаете, что здесь имеет место определённый фонетический процесс, укажите его. Объясните своё решение. Приведите аналогичные примеры.

2. (2 балла) Дан следующий отрывок из «Сказки о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкина.

(1) Призадумался поп,

(2) Стал себе почёсывать лоб.

(3) Щёлк щелку ведь розь.

(4) Да понадеялся он на русский авось.

(5) Поп говорит Балде: «Ладно.

(6) Не будет нам обоим накладно.

(7) Поживи-ка на моём подворье,

(8) Окажи свое усердие и проворье».

Дайте толкование слова накладно в строке 6.

3. (7,5 балла) Даны слова:

мышонок, замшелый, промышленность, мщение, мощёный, мышление, подмышки, мощный, мышца, моховой.

Найдите среди них те, которые восходят к одному и тому же корню, и распределите их по группам в соответствии с общим историческим корнем. Укажите общий корень.

4. (2 балла) Даны предложения, в одном из которых зашифрован фразеологический оборот. Фразеологизм соответствует действительно существующей в русском языке смысловой и грамматической схеме (модели) возникновения выражения.

Ты что, этого вора-рецидивиста бухгалтером к себе в фирму взял? Нечего сказать, пустил моль в гардероб!

Догадайтесь, какой фразеологизм имеется в виду, выпишите его и дайте толкование его значения.

5. (2 балла) Какая особенность обнаруживается в образовании причастия искомый от глагола искать?

6. (6 баллов) Выделите грамматическую основу в последнем предложении фрагмента.

Скалозуб

В тринадцатом году мы отличались с братом

В тридцатом егерском, а после в сорок пятом.

Фамусов

Да, счастье, у кого есть эдакий сынок!

Имеет, кажется, в петличке орденок?

Скалозуб

За третье августа; засели мы в траншею:

Ему дан с бантом, мне на шею.

Фамусов

Любезный человек, и посмотреть – так хват.

Прекрасный человек двоюродный ваш брат.

Объясните, почему Вы выделили грамматическую основу именно так, а не иначе.

7. (5 баллов) Прочитайте отрывок из школьного сочинения.

Выбор преследует нас на протяжении всей жизни, и, чтобы совершить его, нужно преодолеть множество соблазнов и препятствия, поджидающих нас на жизненном пути жизни.

Укажите в тексте все грамматические и речевые ошибки и недочёты. Объясните, в чём заключаются эти ошибки. Перепишите отрывок сочинения без ошибок и недочётов, сохранив в целом его смысл.

8. (6 баллов) Объясните, почему ветреный пишется с одной буквой Н, а безветренный и выветренный – с двумя буквами Н.

9. (1 балл) В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: о соболе Бине .

10. (6 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)

1. Трубы трубят в Серпуховѣ, звенить слава по всеи земли Руссьскои, чюдно стязи стоять у Дону великого, пашутся хоригови берчати, свѣтяться калантыри злачены. Хоругови аки жыви пашутся .

2. Ис тучи выступи кровавыя оболока, а из нихъ пашють синие молньи.

Максимальный балл за все выполненные задания – 45.

Задание 1

(6 баллов) Прочитайте отрывок из известной оды М. Ломоносова.

Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

Прокомментируйте выделенное слово с точки зрения современной языковой системы, сопоставив его с чаще употребляемым сегодня вариантом. Приведите свой пример, в котором наблюдается похожее явление.

Критерии и ответы

Это вариант слова Ньютон , существовавший во времена Ломоносова, – 1 балл .

В основе таких различий в заимствованиях лежит сосуществование в языковой системе двух разных принципов освоения заимствованных слов – 1 балл :

транскрипции – 0,5 балла (т. е. когда фонетический облик иноязычного слова передаётся средствами «принимающего» языка – 1 балл ) и транслитерации – 0,5 балла (т. е. установление межбуквенных соответствий и последующего побуквенного воспроизведения – 1 балл ).

Ответ, написанный без такой терминологии, тоже принимается, если он верен по существу.

За приведение аналогичного примера (например, Гудзон – Хадсон), – 2 балла .

Всего 6 баллов.

Задание 2

(6 баллов) Как известно, антонимы – это слова с противоположным значением. Употребляясь в противопоставлении, антонимы обозначают противоположные ситуации. Например, ситуации X высокий, а Y низкий и Y высокий, а X низкий будут противоположными по смыслу. Однако если поставить эти антонимы в сравнительную степень, то можно придумать контекст, в котором с одними и теми же участниками X и Y сохранится один и тот же смысл.

Придумайте для слов широкий – узкий, большой – маленький в форме сравнительной степени такой контекст, в котором участники будут одними и теми же, а смысл обоих контекстов одинаковый. Запишите схему с X и Y и приведите пример.

Критерии и ответы

Это контексты: X шире Y и Y уже X (или Волга шире Оки и Ока уже Волги ) (схема – 1 балл, пример – 1 балл ); X больше Y и Y меньше X (или Москва больше Пскова и Псков меньше Москвы ) (схема – 1 балл , пример – 1 балл ).

Возможны варианты с аналитической сравнительной степенью: X более широкий, чем Y и Y более узкий, чем X . Дополнительно за данные варианты – 2 балла (схема и пример).

Всего 6 баллов.

Задание 3

(16 баллов) Даны слова: плотный, площадь, оплот, платье, плётка, оплата, сплачивать, выплачивать, воплощение, полотно .

Найдите среди них те, которые восходят к одному и тому же корню, и распределите их по группам в соответствии с общим корнем. Укажите общий корень.

Критерии и ответы

  • плот/площ/плач – плотный,сплачивать,воплощение
  • площ – площадь
  • плот/плёт – оплот,плётка
  • плат/плач – оплата,выплачивать
  • полот/плат – платье,полотно

За каждую верно найденную группу – 1 балл . Если в группе хотя бы одно неверно указанное слово, группа не засчитывается.

  • За каждый алломорф одного корня – 1 балл . Если учащийся найдёт алломорф любого корня, не указанный в критериях (например, плоск для площадь ), за каждый алломорф – 0,5 балла .

Всего не более 16 баллов.

Задание 4

(2 балла) Дано предложение, в котором зашифрован фразеологический оборот. Фразеологизм соответствует действительно существующей в русском языке смысловой и грамматической схеме (модели) возникновения выражения.

Мы ему на его ошибки несколько раз указывали, а он и в бороду не пыхтит: ничего не исправил, ничем не занимается.

Догадайтесь, какой фразеологизм имеется в виду, выпишите его и дайте толкование его значения.

Критерии и ответы

Зашифрован фразеологизм в ус не дует (кто-либо) (1 балл) – кто-либо ни о чём не беспокоится, ни о чём не заботится, проявляет к чему-либо полное безразличие (1 балл).

Примечание . Если учащиеся выпишут фразеологизм хоть трава не расти (кому-либо), это можно засчитать как 0,5 балла, поскольку грамматическая схема у данного выражения другая.

Всего 2 балла.

Задание 5

(5 баллов) Какая особенность обнаруживается в образовании именительного падежа множественного числа слова яблоко ?

Критерии и ответы

Это слово в именительном падеже множественного числа (1 балл) имеет не характерное для этой формы у слов среднего рода (1 балл) окончание –и (яблоки ) (1 балл), тогда как обычное окончание именительного падежа множественного числа у слов среднего рода – -а (облако – облака ) (1 балл) (кроме слов с уменьшительными суффиксами типа ведёрко – ведёрки, яичко – яички ) (1 балл).

Всего 5 баллов.

Задание 6

(5 баллов) Прочитайте отрывок из текста.

Бе же ядь его проскура едина. и та же чересъ день. водъı в меру пьяше. приносяшеть же ему великъıи Антонии. и подаваше ему оконцемъ . яко се вместеше рука.

  1. Переведите на современный русский язык выделенное в отрывке словосочетание.
  2. Приведите примеры, которые доказывают, что данная форма существительного и в современном русском языке иногда может иметь то же синтаксическое значение, что и в приведённом выше словосочетании.

Критерии и ответы

  1. «Подавал ему через (сквозь) оконце».

За верный перевод – 2 балла .

  1. В современном русском языке такое пространственное значение формы творительного падежа остаётся в некоторых случаях, например «кровь пошла горлом», «прошли узким проливом». За объяснение (выделено жирным шрифтом) и один или более примеров – 3 балла .

Всего 5 баллов.

Задание 7

(5 баллов) Прочитайте отрывок из школьного сочинения.

На примере показа литературного героя романа Петра Гринёва можно увидеть, что любовь раскрывает в человеке качества честности и отваги.

Укажите в тексте все грамматические и речевые ошибки и недочеты.

Объясните, в чём заключаются эти ошибки. Перепишите отрывок сочинения без ошибок и недочётов, сохранив в целом первоначальный смысл.

Критерии и ответы

  1. А. «показа… героя романа Петра Гринёва» – речевая ошибка. Неоправданное скопление существительных в род. п.

Б. «на примере показа… героя» – речевая ошибка: слово «показ» избыточно.

В. «качества честности и отваги» – грамматическая ошибка (можно истолковать и как речевую: слово «качество» избыточно).

  1. На примере Петра Гринёва, главного героя романа, можно увидеть, что любовь раскрывает в человеке такие качества личности, как честность и отвага.
  2. За каждую найденную и удовлетворительно объяснённую ошибку по 1 баллу .
  3. За переписанный отрывок, в котором исправлены замеченные и не допущены новые ошибки, – 2 балла .

Всего не более 5 баллов.

Задание 8

(5 баллов) Прочитайте текст орфографического правила.

В суффиксах ˂….˃ причастий ˂….˃ времени пишется буква ˂….˃ или˂….˃, если причастие образовано от глагола 1-го спряжения. Если же причастие образовано от глагола 2-го спряжения, то в суффиксе пишется буква ˂….˃ или Я.

  1. Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты.
  2. Сформулируйте название этого орфографического правила.
  3. Приведите примеры его использования.

Критерии и ответы

  1. В суффиксах ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ причастий НАСТОЯЩЕГО времени пишется буква У или Ю, если причастие образовано от глагола 1-го спряжения. Если же причастие образовано от глагола 2-го спряжения, то в суффиксе пишется буква А или Я.
  2. Правило называется: правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
  3. Примеры: шепчУЩий (от шептать – 1-е спр.); клеЯЩий (от клеить – 2-е спр.)
  4. За верно восстановленное правило – 2 балла .
  5. За адекватное название правила – 2 балла .
  6. За достаточное количество примеров его использования – 1 балл .

Всего 5 баллов.

Задание 9

(1 балл) В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин.

Пример : эфиоп Яро (орфоэпия).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: сочеоснователи .

Критерии и ответы

Словосочетание.

Всего 1 балл.

Задание 10

(6 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)

  1. Слышавше же се половци, почаша воевати. И придоша половци мнози, и оступиша Торцийскый град.
  2. Аще же богъ въсхощеть великыи разумьнаго духа напълнитеся, тъ бо поточить глаголъ и мудрость ею (Кирилла и Мефодия), и в молитвѣ исповѣстася господеви, тъ бо явить казание и учение ею, и въ законѣ завѣта господня похвалистася, въсхвалять ею разумъ мнози, и до вѣка не потрѣбиться и не оступить ею, и имя ею живеть въ роды и роды.

Критерии и ответы

  1. Оступиша – оступить (обступить): окружить, осадить (войско, крепость) (3 балла ).
  2. Оступить – отступиться, оставить, покинуть, отказаться (3 балла ).

Всего 6 баллов.

Максимальный балл за все выполненные задания – 57.