Управляющий партнер Консалтинговой группы «Ардашев и Партнеры»,
Бизнес-консультант, эксперт по договорному праву, налогообложению и ВЭД
Владимир Леонидович Ардашев


Эксперт по организационному и налоговому проектированию
Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности
Консалтинговой группы «Ардашев и Партнеры», налоговый консультант
Торшина Татьяна Александровна

1. Налоговые последствия оказания благотворительной помощи

1.1. Налог на прибыль организации

На основании п. 16 ст. 270 НК РФ расходы, связанные с осуществлением благотворительной деятельности не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку являются расходами, не признаваемыми в целях налогообложения прибыли. Согласно п. 16 ст. 270 НК РФ сюда относятся:

Стоимость безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей;
- суммы целевых отчислений, произведенных налогоплательщиком на цели, предусмотренные п. 2 ст. 251 НК РФ, в частности, на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, куда относятся, в том числе, пожертвования и иное имущество, направленное на осуществление благотворительной деятельности.

Таким образом, с точки зрения исчисления и уплаты налога на прибыль организации не выгодно заниматься чисто благотворительной деятельностью, поскольку данные расходы не уменьшают налогооблагаемую базу по данному налогу.

1.2. Налог на добавленную стоимость

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг), то есть, облагается налогом на добавленную стоимость на общих основаниях.

При этом согласно п.п. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), осуществляемая безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", за исключением подакцизных товаров, освобождается от обложения НДС.

В случае, если в качестве благотворительной помощи передаются денежные средства, организация также не будет начислять НДС, поскольку согласно п.п. 1 п. 3 ст. 38 Налогового кодекса РФ операции, связанные с обращением российской или иностранной валюты, не признаются реализацией для целей налогообложения.

Кроме того, при реализации товаров на безвозмездной основе согласно ст. 40 НК РФ налоговая база по НДС определяется как стоимость указанных товаров, исчисленная исходя из рыночных цен без включения в них НДС. Очевидно, что добавленная стоимость в данном случае не возникает, поскольку деньги не имеют рыночной стоимости.

На данный счет имеется Письмо Минфина РФ №03-07-11/555 от 08.11.2007г., разъясняющее, что операции по перечислению денежных средств, в перечень операций, признаваемых объектом налогообложения НДС, установленный п. 1 ст. 146 НК РФ, не включены, в связи с чем, при безвозмездном перечислении организацией денежных средств обязанность по уплате НДС не возникает.

Следует отметить, что освобождение от исчисления НДС влечет за собой обязанность восстановления «входного» НДС на основании п.п. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ (по приобретенным товарам, работам, услугам) по имуществу, передаваемому в благотворительных целях, в случае если данное имущество ранее использовалось в деятельности благотворителя, «входной» НДС по которому уже был принят к вычету. При этом НДС восстанавливается с остаточной стоимости имущества.

В случае, если имущество было изначально приобретено для передачи в целях оказания благотворительной помощи, «входной» НДС включается в стоимость данного имущества (в соответствии с п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров, работ, услуг, используемых для операций, освобожденных от налогообложения, учитываются в стоимости таких товаров, работ или услуг).

Однако на основании п. 5 ст. 149 НК РФ организация вправе отказаться от льготы по НДС, предусмотренной п.п. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ, подав соответствующее заявление об отказе в налоговую инспекцию до 1-го числа того налогового периода, в котором она решила отказаться от льготы. В данном случае организация получит право на возмещение входного НДС по приобретенным товарам на основании п. 1 ст. 172 НК РФ – при соблюдении соответствующих условий – принятии товаров к учету, их оплате и получении счетов-фактур от продавца.

В случае если организация осуществляет операции, как подлежащие налогообложению, так и не подлежащие, она обязана вести раздельный учет таких операций в соответствии с п. 4 ст. 149 НК РФ, а также вести раздельный учет сумм «входного» НДС. Если организация нарушит данное правило, она может утратить право на вычеты по НДС. При этом данные суммы нельзя будет также включить и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Организация, находящаяся на общем режиме налогообложения, оказывает благотворительную помощь детским домам, передавая безвозмездно игрушки и иные подарки, а также перечисляя денежные средства на счета детских домов.

А) Налог на прибыль

Для целей налогообложения прибыли расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества и расходов, связанных с такой передачей, не учитываются (п. 16 ст. 270 НК РФ). То есть стоимость безвозмездно переданного детским домам имущества не уменьшает налогооблагаемую прибыль.

Согласно п.п. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ стоимость имущества, передаваемого в качестве благотворительной помощи, налогом на добавленную стоимость не облагается.

При этом принять входной НДС по приобретенным товарам к вычету организация не сможет, поскольку они используются в деятельности, не облагаемой НДС (п.п. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ. Согласно п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для операций, освобожденных от налогообложения, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг). Если налогоплательщик уже произвел вычет сумм НДС, то сумму налога необходимо восстановить и уплатить в бюджет.

Таким образом, в данном случае организации необходимо подсчитать, что будет наиболее выгодно для нее с точки зрения уплаты НДС: применение освобождения от НДС либо возмещение «входного» НДС.

Что касается безвозмездного перечисления денежных средств, то такие операции в перечень операций, признаваемых объектом налогообложения НДС, установленный п. 1 ст. 146 НК РФ, не включены, в связи с чем, при безвозмездном перечислении организацией денежных средств данная организация налог на добавленную стоимость не уплачивает.

Организация передает приобретенные ею товары - детскую одежду, школьные принадлежности, в рамках благотворительной деятельности в детский дом. При этом организация находится на упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения – доходы минус расходы.

Поскольку такая передача товаров носит явно безвозмездный характер, и полностью подпадают под определение безвозмездной благотворительной деятельности (пожертвование), приведенной выше, налогообложение организации будет осуществляться в следующем порядке:

А) единый налог организации при применении УСН

Согласно ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН ( – доходы минус расходы), уменьшают полученные доходы на величину произведенных расходов.

При этом в состав расходов, уменьшающих налоговую базу при применении УСН, согласно п.п. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщик вправе включить расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации. Налоговый кодекс РФ не содержит норм о том, что безвозмездная передача товаров в рамках благотворительной деятельности признается в целях главы 26.2. «Упрощенная система налогообложения» реализацией товаров.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком при условии, что указанные затраты произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Поскольку благотворительная деятельность не является деятельностью, направленной на получение дохода, то произведенные расходы по оплате стоимости товаров, переданных в дальнейшем детскому дому, организация не вправе включать в состав расходов при исчислении налогооблагаемой базы при применении УСН.

Организация не будет подпадать под уплату НДС на основании п. 2 ст. 346.11 НК РФ, как лицо, применяющее УСН.

Автотранспортное производственное предприятие, находящееся на общей системе налогообложения передает детскому дому в качестве благотворительной помощи произведенный им легковой автомобиль для осуществления в будущем перевозок детей.

А) Налог на прибыль

Как и в примере 1 расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества и расходов, связанных с такой передачей, не будут учитываться в целях налогообложения прибыли предприятия (п. 16 ст. 270 НК РФ).

Согласно п.п. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ безвозмездная передача товаров в рамках благотворительной деятельности освобождается от налогообложения НДС, за исключением подакцизных товаров.

Легковой автомобиль на основании п.п. 6 п. 1 ст. 181 НК РФ является подакцизным товаром. Таким образом, в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 182 НК РФ передача на территории России права собственности на произведенные подакцизные товары другому лицу, в том числе, на безвозмездной основе, признается объектом налогообложения по акцизам.

В связи с этим, автотранспортное предприятие, передавая в качестве благотворительной помощи автомобиль детскому дому, не только не вправе воспользоваться освобождением от НДС по п.п. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ, но и обязано уплатить в бюджет, помимо суммы НДС с операции по передаче имущества, также и сумму соответствующего акциза.

Индивидуальный предприниматель, находящийся на общей системе налогообложения осуществил единовременное благотворительное пожертвование в виде денег в пользу детского дома в сумме 48 000 рублей, а также закупил детскую одежду для воспитанников детского дома на сумму 50 000 рублей. При этом доход предпринимателя по итогам хозяйственной деятельности за год составил 600 000 рублей.

В данном случае целью благотворительной деятельности является пожертвование детскому дому, что соответствует одной из целей, перечисленных в ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995г. №135-ФЗ, а именно, - содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности.

На основании п.п. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ налогоплательщик при определении налоговой базы по НДФЛ имеет право на получение социального налогового вычета в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям образования, - в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде.

Таким образом, предприниматель имеет право при определении размера налоговой базы за соответствующий по НДФЛ на в сумме перечисленных средств. Такой вычет предоставляется в соответствии с п. 2 ст. 219 НК РФ на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода.

Что касается расходов предпринимателя по приобретению детской одежды для воспитанников детского дома, то такие расходы не являются благотворительным взносом, т.к., согласно п.п. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ оказание благотворительной помощи подразумевается лишь в денежной форме, следовательно, указанные расходы на одежду в сумме 50 000 рублей не учитываются в составе социальных налоговых вычетов.

Данный подход законодателя может быть оспорен в суде, что подтверждается арбитражной практикой. В частности, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 28.06.2006г. по делу N А12-29703/05-С51указал, что передача денежных средств является лишь одним из возможных способов оказания благотворительной помощи, в связи с чем, суд признал несостоятельным и противоречащим Конституции РФ ограничительное толкование налоговым органом п. 1 ст. 219 НК РФ.

При подаче заявления на вычет налогоплательщику также следует учитывать, что не все расходы на благотворительность могут быть учтены в составе социального вычета, а лишь те, которые понесены для нужд организаций, прямо указанных в п.п. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ, на что указал Минфин РФ в письме №03-05-01-05/101 от 14.06.2006г.

В соответствии с п.п. 1 п.1 ст. 146 НК РФ передача товаров на безвозмездной основе является объектом обложения НДС. Однако в данном случае товары переданы в рамках благотворительной деятельности, поэтому на основании п.п. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ такая передача не подлежит обложению НДС.

Безвозмездная передача денежных средств также не будет являться объектом налогообложения НДС в соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ, о чем подробнее было описано в примере 1.

Продолжение следует…

Тема благотворительной деятельности была всегда жизненно важной. Помощь оказывают благотворительным организациям и фондам, бюджетным учреждениям (например, школам и музеям), спортивным и другим, социально-ориентированным некоммерческим организациям, а также отдельным гражданам. Государство, в свою очередь, поощряет благотворительную деятельность, - в частности, со стороны налогообложения. В нашем обзоре мы расскажем подробно о том, какие существуют налоговые льготы, а также как учесть благотворительный «порыв»?

Многие юридические лица в определенный период своего развития приходят к благотворительности. Но если у граждан этот вид деятельности не требует определенного оформления, то к организациям закон более строг. Любая деятельность должна быть отражена в бухгалтерском и налоговом учете. разобрался с тем, как оформлять благородные порывы сотрудников и руководителей юрлиц.

На какие цели направлена благотворительная деятельность

Обратите внимание на то, цели благотворительной деятельности закреплены законодательно. Их перечень приведен в ст. 2 Федерального закона №135-ФЗ и выглядит так:

  • социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
  • подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  • оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  • содействие защите детства, материнства и отцовства;
  • содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  • содействие деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта);
  • охрана окружающей среды и защита животных;
  • охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
  • подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
  • социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • оказание бесплатной юридической помощи и правовое просвещение населения;
  • содействие добровольческой деятельности;
  • участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
  • содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
  • поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
  • содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
  • содействие профилактике социально опасных форм поведения граждан".

При этом, направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являеся. Также запрещено проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию или разъяснительную работу по вопросам референдума.

Кто участвует в благотворительной деятельности

В благотворительной деятельности принимают участие отдельные граждане или организации, которые оказывают благотворительную помощь, а также получатели этой помощи. Законодательство делит участников благотворительной деятельности на три категории: благотворители, добровольцы, благополучатели.

Благотворители - это лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме «бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств, предоставления услуг благотворительным организациям для целей благотворительной деятельности».

Добровольцы - «физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности)».

Благополучатели - лица, получающие помощь от благотворителей и добровольцев.

В благотворительной деятельности могут участвовать как частные, так и юридические лица.

Для поощрения благотворительной деятельности, помимо Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», наше государство приняло ряд налоговых норм, которые предоставляют налоговые льготы налогоплательщикам-организациям и налогоплательщикам физическим лицам. Рассмотрим их плюсы и минусы.

Налог на прибыль

Действующее налоговое законодательство предписывает организациям, которые занимаются благотворительной деятельностью, оказывать помощь нуждающимся только из средств чистой прибыли. В связи с этим организации не освобождены от уплаты налога на прибыль из тех сумм, которые были направлены на благотворительность.

Счет-фактура

С 1 января 2014 года при совершении операций, которые не облагаются НДС согласно ст. 149 НК РФ , не нужно выставлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Изменения внесены в п. 5 ст. 168 НК РФ и п. 3 ст. 169 НК РФ . Упомянутые обязанности сохранились для налогоплательщиков, которые применяют налоговую льготу по ст. 145 НК РФ . Такие лица составляют счета-фактуры без выделения соответствующих сумм налога (п. 5 ст. 168 НК РФ).

Бухгалтерский учет благотворительной помощи

Организации, которые занимаются благотворительной деятельностью, обязаны отражать это в своем бухгалтерском учете. Общий порядок признания расходов в бухгалтерском учете установлен, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (далее по тексту - ПБУ 10/99).

В пункте 17 ПБУ 10/99 сказано, что расходы хозяйствующего субъекта подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от его намерения получить выручку или другие доходы, а также от формы осуществления такого расхода (денежной, натуральной и иной). Все расходы, соргласно пункта 4 ПБУ 10/99 подразделяются на:

  • расходы по обычным видам деятельности;
  • прочие расходы».

Согласно п. 11 ПБУ 10/99 к прочим расходам, в том числе, относится перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, а также расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий. Таким образом, с учетом положений Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, в бухгалтерском учете организации перечисление пожертвований будет отражаться с использованием счета 91 "Прочие доходы и расходы".

В соответствии с п. п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02 организация должна исключить из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих периодов, затраты, возникшие в связи с оказанием безвозмездной благотворительной помощи. По этому показателю в бухгалтерском учете образуется постоянное налоговое обязательство. Проводки следующие:

Дебет 76 - Кредит 51 - перечислены денежные средства в форме пожертвований;
Дебет 76 - Кредит 41 - переданы в рамках благотворительной помощи товары;
Дебет 91 - Кредит 76 - расходы на пожертвование отнесены в состав прочих расходов;
Дебет 91 - Кредит 76 - стоимость товаров, переданных на пожертвование, отнесена в состав прочих расходов;
Дебет 91 - Кредит 68 - начислен НДС со стоимости безвозмездно переданных товаров;
Дебет 99 - Кредит 68 - отражено постоянное налоговое обязательство со стоимости перечисленных денежных средств, переданных товаров и суммы НДС.

Заполняем налоговую декларацию

Согласно Порядку заполнения декларации по НДС, утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@, операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), подлежат отражению в разд. 7 декларации по НДС. В графе 1 по строке 010 разд. 7 декларации отражаются коды операций, установленные в приложении 1 к данному Порядку. Для безвозмездной передачи товаров и/или имущественных прав (при безвозмездном выполнении работ, оказании услуг) в рамках благотворительной деятельности предусмотрен код 1010288.

Благотворительная деятельность физических лиц и НДФЛ

Налоговое законодательство РФ также поддерживает благотворителей - физических лиц. Статьей 219 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что граждане, оказывающие благотворительную помощь, имеют право на социальный налоговый вычет в сумме, равной этой помощи. Это означает, что налогоплательщику возвращают из бюджета часть уплаченного им за год налога на доходы физических лиц (НДФЛ), то есть фактически 13 % от суммы его расходов на благотворительность.

Кому помогать

Граждане могут рассчитывать на уменьшение НДФЛ в случае оказания ими безвозмездной помощи организациям, деятельность которых имеет социальную направленность. Так, согласно пп. 1 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме доходов, перечисляемых им в виде пожертвований следующим организациям:

  • благотворительные организации;
  • социально ориентированные некоммерческие организации (на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством РФ о некоммерческих организациях);
  • некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных;
  • религиозные организации (на осуществление ими уставной деятельности);
  • некоммерческие организации (в вопросе формирования или пополнения целевого капитала согласно Федеральному закону от 30.12.2006 N 275-ФЗ « О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»).

Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ под организациямив этом случае понимаются все юридические лица, которые образованы в Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации. Таким образом,если финансовая помощь была оказана филиалам и представительствам российских организаций, она не будет учитываться при получении социального налогового вычета. Также, если гражданин окажет финансовую помощь непосредственно физическому лицу, уменьшить свою налоговую базу он также не сможет.

В какой форме оказывать помощь

Налоговики и финансовые ведомства (см. Письмо Минфина от 02.03.2010г. №03-04-05/8-78) полагают, что для получения социального вычета благотворительное пожертвование обязательно должно быть сделано в денежной форме.

Арбитражные суды придерживаются иного мнения (см. Постановлении ФАС УО от 08.12.2008 N Ф09-9086/08-С2, Постановлении ФАС ПО от 28.06.2006 по делу N А12-29703/05-С51). Пожертвование может быть сделано путем передачи продуктов питания, и в этом случае налогоплательщик сохраняет право на получение социального налогового вычета. В обоснование своей позиции суды опираются на норму п. 1 ст. 582 Гражданского кодекса РФ , в силу которой «пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 135-ФЗ «под благотворительностью понимается благотворительная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки».

Из смысла указанных норм следует, что передача денежных средств является лишь одним из возможных способов оказания благотворительной помощи.

В этой связи ограничительное толкование налоговиками пп. 1 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ противоречит п. 3 ст. 39 Конституции РФ . Там сказано, что «в России поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».

Как рассчитать сумму вычета и подлежащий возврату налог

Вычету подлежит та сумма, которую налогоплательщик израсходовал из личных средств. Но общий размер льготы не может превышать 25% от годового дохода, причем это ограничение распространяется в целом на все расходы, связанные с благотворительностью и пожертвованиями.

Вместе с тем, учитывается только доход, облагаемый налогом по ставке 13%. Поэтому налогоплательщики - нерезиденты Российской Федерации, для которых ставка НДФЛ иная, не могут воспользоваться социальным вычетом. При этом, остаток социального налогового вычета на благотворительность на следующий год не переносится. Он так и остается неиспользованным.

Пример: Гражданин А. в 2016 г. пожертвовал на уставную деятельность религиозной организации 200 000 руб. Также им была оказана благотворительная помощь некоммерческой спортивной организации на сумму 275 000 руб.

Сумма годового дохода гражданина А. за 2016 г. до применения всех налоговых вычетов составила 4 521 000 руб., в том числе не облагаемая НДФЛ - 300 000 руб.

Таким образом, общий лимит для благотворительности и пожертвований составляет 1 055 250 руб. ((4 521 000 - 300 000) руб. x 25%). Общая сумма благотворительности составила 475 000 руб. (200 000 + 275 000).

Так как сумма пожертвований меньше, чем сумма возможного лимита, вся она учитывается при расчете НДФЛ за год.

Как перечислить деньги на благотворительные цели

Граждане могут перечислить свои средства на благотворительность следующими способами:

  • через бухгалтерию по месту работы, подав соответствующее заявление главному бухгалтеру;
  • с банковского счета или наличными через банк;
  • через кассу организации, которой гражданин оказывает помощь.

Перечисление через организацию

Организация - источник дохода гражданина может перечислить денежные средства на благотворительные цели только на основании его письменного заявления. В заявлении можно указать периодичность перечисления, конкретные суммы или доли (проценты) от заработной платы и другую информацию. И обязательно привести реквизиты счета организации-благополучателя. Форма заявления свободная.

В данном случае документами, подтверждающими произведенные расходы, будут копии платежных поручений на перечисление денег на благотворительные цели с отметкой банка об исполнении. При оформлении платежного поручения в поле «назначение платежа» необходимо указать: «От ФИО помощь интернату», «От ФИО на осуществление уставной деятельности». Некоторые налоговые органы требуют, помимо копий платежек, представить также справку от организации о произведенных перечислениях.

Перечисление через банк

Если денежные средства налогоплательщик перечислил со своего банковского счета, то расходы подтверждаются банковской выпиской о перечислении средств на благотворительные цели.

Удобно перечислять деньги через отделения Сбербанка России. Обращаю ваше внимание на то, что при заполнении документа по форме № ПД-4 в строке «наименование платежа» следует написать «перечисление средств на благотворительные цели». В налоговый орган представляется квитанция к этой форме с отметкой банка.

Если гражданин вносит деньги непосредственно в кассу организации, которой он оказывает финансовую помощь, то подтверждающим документом будет квитанция к приходному ордеру с указанием цели использования вносимых средств. Например: «Благотворительная помощь на проведение спортивных мероприятий».

Благотворительность юридических лиц в адрес фондов

Среди российских бизнесменов чаще практикуется оказание помощи не напрямую нуждающимся, через специально созданные структуры — благотворительные фонды, одним из которых является Петербургский благотворительный фонд AdVita ("Ради жизни"). В большинстве случаев такой подход вызван желанием самостоятельно определять круг получателей пожертвований, а также уверенностью в контроле над расходами. Ведь фонд, который собирает и распределяет средства, например на лечение больных раком, зарегистрирован на территории России, как НКО, его деятельность регулируется законом и жертвователь может быть уверен в адресном расходовании своих средств. Такие фонды имеют штат сотрудников, отвечающих за поиск проектов, а также обязательно сдают отчеты в налоговые органы.

Хотя, все благотворительные организации, в том числе и фонды освобождаются от налогообложения прибыли в рамках своей уставной деятельности, они обязаны ежегодно направлять в налоговые органы отчеты о расходовании средств, полученных в рамках благотворительных взносов. Если в ФНС сочтут такие расходы несоответствующими уставным целям, то все полученные средства будут признаны доходом фонда, подлежащим налогообложению. Например, благотворительный фонд не имеет права купить за деньги жертвователей недвижимое имущество или осуществить иные инвестиции.

Что касается, самих организаций-благотворителей, то, как уже было сказано выше, перечислить благотворительному фонду деньги или передать имущество можно только за счет своей прибыли, если налогоплательщик применяет общую систему налогообложения. Налогоплательщики на упрощенной системе налогообложения также не могут уменьшать свои доходы на суммы благотворительной помощи. Закрытый перечень расходов, на которые организации на УСН могут уменьшить полученный доход, приведен в статье 346.16 НК РФ , и затраты на благотворительность в него не входят.

Куда обращаться, и какие документы необходимы для получения вычета

Налоговым законодательством не установлен четкий перечень документов, необходимых для подтверждения права налогоплательщика на получение социального налогового вычета в сумме пожертвований.

По общим правилам социальный налоговый вычет на благотворительность предоставляется налогоплательщику на основании его письменного заявления в налоговый орган по месту жительства после окончания налогового периода. В заявлении нужно указать номер своего счета в банке, на который должен быть перечислен возвращаемый налог, и реквизиты банка. Согласно пункту 2 статьи 219 Налогового кодекса РФ «налогоплательщик обязан вместе с заявлением представить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за тот налоговый период, в котором были перечислены пожертвования». Это является обязательным условием для уменьшения налога.

К заявлению, как правило, прилагаются:

  1. справка о доходах по форме № 2-НДФЛ;
  2. платежные документы, подтверждающие перечисление денег на благотворительные цели.

Налоговую декларацию с заявлением на получение вычета можно подать в течение трех лет после окончания того налогового периода, в котором были произведены расходы на благотворительность. То есть в 2016 году можно еще подать декларацию за 2013 год.

Налоговые льготы, предоставляемые нашим законодательством благотворителям, довольно ограничены. То есть оказывать помощь можно, конечно, любым организациям, фондам и частным лицам, в любых размерах, но далеко не за всю эту помощь можно получить льготу по уплате налога от государства. Тем не менее, не стоит отказываться от использования и тех ограниченных льгот, право на которые имеют благотворители.

Сергей Иванович, здравствуйте!

Есть хорошая статья в журнале «Упрощенка» по вашему вопросу.

Поступление имущества (в т.ч. денежных средств) в качестве
благотворительной помощи отражается в бухгалтерском учете следующим
образом:

Дебет 76 Кредит 86 – отражена задолженность
источника финансирования по предоставлению средств в рамках
благотворительности (на основании договора);

Дебет 51 (50, 08, 10...) Кредит 76 – отражено
поступление имущества в рамках благотворительности от источника
финансирования (благотворителя) (на основании документов, связанных с
передачей средств, например, при перечислении средств на счет
организации – банковская выписка).

Таким образом, вам достаточно будет иметь договор или контракт на
безвозмездную передачу имущества в рамках оказания благотворительной
деятельности на получение средств и документ, подтверждающих принятие на
учет безвозмездно полученного имущества, например, при перечислении
средств на счет организации – банковская выписка.

Средства целевого финансирования, полученные по основаниям и на условиях, предусмотренных в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, в состав доходов при расчете единого налога не включайте (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 14 п. 1 ст. 251
НК РФ). Это правило касается как организаций, которые платят единый
налог с доходов, так и организаций, которые используют в качестве
объекта налогообложения доходы, уменьшенные на расходы.

При этом организация, получившая средства целевого финансирования, должна:

вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования;

использовать полученные средства строго по целевому назначению.

При отсутствии раздельного учета поступившие средства целевого
финансирования нужно включить в состав доходов на дату их получения (подп. 14 п. 1 ст. 251, п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

Полученные средства целевого финансирования организация обязана

использовать строго по целевому назначению. При нарушении этого условия
полученное имущество нужно включить в состав внереализационных доходов
на дату, когда организация использовала его не по целевому назначению
(нарушила условия предоставления средств) (абз. 3 п. 1 ст. 346.15, п. 14 ст. 250НК
РФ). Это связано с тем, что в данном случае доход (экономическая
выгода) возник именно в момент, когда организация использовала целевые
средства не по целевому назначению (нарушила условия их предоставления) (п. 1 ст. 346.14, ст. 41НК РФ).

На средства целевого финансирования, которые не перечислены в подпункте 14
пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, льгота, предусмотренная
данным подпунктом, не распространяется. Такое имущество (в т. ч.
денежные средства) учтите в составе доходов при расчете единого налога
(при отсутствии других льгот, освобождающих указанные суммы от
налогообложения) (ст. 346.15, п. 8 ст. 250
НК РФ).* В частности, данный вывод относится к средствам, полученным от
учредителей нафинансирование целевых мероприятий. Такое имущество (в т.
ч. денежные средства) учтите при расчете единого налога в порядке,
предусмотренном для получения финансовой помощи от учредителя.

Консультация предоставлена 29.09.2015 г.

Вправе ли ИП, применяющий УСН, уменьшить полученные доходы на сумму пожертвований, оказываемых образовательному учреждению?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощённую систему налогообложения, не может уменьшить полученные доходы на расходы в виде пожертвований, оказываемых образовательному учреждению.

Обоснование вывода:

Гражданско-правовые отношения

Индивидуальный предприниматель перечисляет часть своих доходов от предпринимательской деятельности как пожертвования в рамках осуществления благотворительной деятельности, под которой в общем случае понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Закон N 135-ФЗ)).

В соответствии со ст. 4 Закона N 135-ФЗ граждане и юридические лица осуществляют благотворительную деятельность добровольно и свободно, без ограничений. Закон N 135-ФЗ не требует заключения письменного договора на оказание и принятие благотворительной помощи.

Оказание благотворительной помощи, по сути, является дарением (безвозмездной передачей). Следовательно, должны применяться правила, установленные для договора дарения главой 32 ГК РФ.

Согласно ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

Если даритель не является юридическим лицом, соблюдать письменную форму договора дарения необязательно (п. 1 ст. 574, абзац второй п. 2 ст. 574 ГК РФ).

УСН

Если объектом налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (далее - Налог), являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая база определяется как денежное выражение доходов, уменьшенное на величину расходов (п. 2 ст. 346.18 НК РФ).

При этом налогоплательщики обязаны придерживаться порядка, который установлен положениями ст. 346.16 НК РФ. Положения этой статьи применяются только к налогоплательщикам, выбравшим в качестве объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" (смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 28.02.2011 N 16-15/018191).

Так, при определении объекта налогообложения налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ расходы. При этом перечень расходов носит закрытый характер и расширительному толкованию не подлежит. Поэтому расходы, не поименованные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, не учитываются при определении налоговой базы при УСН (письма Минфина России от 13.02.2013 N 03-11-06/2/3694, от 20.12.2012 N 03-11-06/2/147, от 07.12.2012 N 03-11-06/2/144, от 04.06.2012 N 03-11-11/175, ФНС России от 08.11.2010 N ШС-37-3/14932, УФНС России по г. Москве от 09.12.2011 N 16-15/119728@ и др.).

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения "доходы", при определении налоговой базы не могут уменьшить сумму полученных доходов на величину понесенных расходов (п. 1 ст. 346.18 НК РФ). Вместе с тем указанные налогоплательщики вправе уменьшить сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на суммы, указанные в п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ.

При этом ни п. 3.1 ст. 346.21, ни п. 1 ст. 346.16 НК РФ не содержат расходов в виде благотворительной помощи.

Поэтому данные расходы не учитываются при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, как у ИП, которые выбрали объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", так и у ИП, у которых в качестве объекта налогообложения выступают "доходы". Такие разъяснения представлены в письмах налогового и финансового ведомств (письма ФНС России от 08.11.2010 N ШС-37-3/14932, УМНС по г. Москве от 19.07.2004 N 21-09/47989, Минфина России от 07.09.2000 N 04-02-05/2, Вопрос: Индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов". Учитываются ли в целях налогообложения расходы в виде сумм, перечисленных физическому лицу в виде благотворительной помощи? (Управление ФНС России по Калининградской области, август 2012 г.)). В постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2009 N 17АП-7486/09 судом были подтверждены выводы налогового органа о том, что благотворительная помощь не входит в перечень расходов, подлежащих включению в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу при применении УСН.

В заключение приведем мнение специалистов Минфина России по вопросу предоставления льгот при перечислении средств, полученных при осуществлении коммерческой деятельности, на благотворительные цели (письмо Минфина России от 16.04.2010 N 03-03-06/4/42). При рассмотрении вопросов стимулирования пожертвований на благотворительные цели их не следует увязывать с обеспечением экономической выгоды жертвователя со стороны государства, в том числе, за счет предоставления налоговых льгот, поскольку одаривание направлено, прежде всего, на оказание бескорыстной помощи, а не на извлечение экономических выгод. Кроме того, при осуществлении благотворительной деятельности и производстве дарения решается ряд задач, таких, например, как формирование положительного имиджа жертвователей, формирование благожелательного отношения к ним и т.д., которые в дальнейшем положительно сказываются на экономических показателях в ходе осуществления ими коммерческой деятельности.

Аналогичную позицию по этому вопросу занимают налоговые органы (письмо УФНС России по г. Москве от 05.03.2011 N 20-15/020825).

К сведению:

Если индивидуальный предприниматель имеет доходы, облагаемые НДФЛ по ставке в размере 13% (например работая в качестве наемного сотрудника или от продажи личного имущества, не использованного в предпринимательской деятельности и т.п.), то он вправе получить социальный налоговый вычет (смотрите также письма Минфина России от 04.09.2014 N 03-04-05/44297, от 30.12.2013 N 03-04-08/58234, от 09.08.2013 N 03-04-05/32319, от 02.03.2010 N 03-04-05/8-78, постановления ФАС Уральского округа от 08.12.2008 N Ф09-9086/08-С2, ФАС Поволжского округа от 28.06.2006 N А12-29703/05-с51).

Так, на основании п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц в размере 13%, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, в частности социальных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 219 НК РФ.

В соответствии с абзацем 4 пп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных.

Указанный в п.п. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП Мельникова Елена

Вопрос: Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования является некоммерческой организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения (УСН) с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов", осуществляет образовательную деятельность в соответствии с государственными образовательными стандартами согласно полученной лицензии. Все доходы (оплата платных услуг и добровольные взносы) и расходы от данной деятельности направлены на обеспечение образовательного процесса и его развитие в соответствии с уставом.

В свою очередь, с родителями учеников заключаются договоры "Пожертвования", на основании которых единовременно вносятся денежные средства в фонд НОУ ДО, а также сторонние организации оказывают благотворительную помощь, перечисляя на расчетный счет НОУ ДО суммы, которые также используются на нужды школы.

Вышеперечисленные добровольные взносы в учете отражаются обособленно по всем операциям по поступлению и использованию от договоров пожертвования и по благотворительности.

Вправе ли НОУ не включать в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, доходы по договорам "пожертвования" и благотворительную помощь от сторонних организаций?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения упрощенной системы налогообложения некоммерческими организациями и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса. При этом не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров.

Пунктом 1 статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, поступившие некоммерческой организации - негосударственному образовательному учреждению суммы в качестве пожертвования не подлежат включению в налоговую базу при применении упрощенной системы налогообложения при наличии документов, подтверждающих использование данных денежных средств на содержание некоммерческой организации и (или) ведение ею уставной деятельности.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 декабря 2011 г. N 03-11-06/2/179

Обзор документа

Согласно разъяснениям пожертвования, поступившие негосударственному образовательному учреждению, не учитываются при УСН.

При этом должны быть документы, подтверждающие, что данные средства используются на содержание некоммерческой организации и (или) ведение ею уставной деятельности.