Сергей Есенин с отличием закончил в 1909 году Константиновское земское училище, затем церковно-учительскую школу, но, проучившись полтора года, ушел из нее - профессия учителя его мало привлекала. Уже в Москве, с сентября 1913 года Есенин начал посещать народный университет имени Шанявского. Полтора года университета дали Есенину ту основу образования, которой ему так не хватало.


Осенью 1913 года вступил в гражданский брак с Анной Романовной Изрядновой, работавшей вместе с Есениным корректором в типографии Сытина. 21 декабря 1914 года у них родился сын Юрий, но Есенин вскоре оставил семью. В своих воспоминаниях Изряднова пишет: "Видела его незадолго до смерти. Пришел, говорит, проститься. На мой вопрос, почему, говорит: "Смываюсь, уезжаю, чувствую себя плохо, наверно, умру". Просил не баловать, беречь сына". После смерти Есенина в народном суде Хамовнического района Москвы разбиралось дело о признании Юрия ребенком поэта. 13 августа 1937 года Юрий Есенин был расстрелян по обвинению в подготовке к покушению на Сталина.

30 июля 1917 года Есенин обвенчался с красавицей-актрисой Зинаидой Райх в церкви Кирика и Улиты Вологодского уезда. 29 мая 1918 года у них родилась дочь Татьяна. Дочь, белокурую и голубоглазую, Есенин очень любил. 3 февраля 1920 года, уже после того, как Есенин разошелся с Зинаидой Райх, у них родился сын Константин. Однажды он случайно на вокзале узнал, что в поезде находится Райх с детьми. Приятель уговорил Есенина хотя бы взглянуть на ребенка. Сергей нехотя согласился. Когда Райх распеленала сына, Есенин, едва взглянув на него, сказал: "Есенины черными не бывают..." Но по свидетельству современников, Есенин всегда носил в кармане пиджака фотографии Татьяны и Константина, постоянно заботился о них, посылал им деньги. 2 октября 1921 года народный суд г. Орла вынес решение о расторжении брака Есенина с Райх. Иногда он встречался с Зинаидой Николаевной, в то время уже женой Всеволода Мейерхольда, чем вызывал ревность Мейерхольда. Существует мнение, что из своих жен Есенин до конца своих дней больше всех любил Зинаиду Райх. Незадолго до смерти, глубокой осенью 1925 года Есенин навестил Райх и детей. Как со взрослой поговорил с Танечкой, возмутился бездарными детскими книжками, которые его ребятишки читают. Произнес: "Вы должны знать мои стихи". Разговор с Райх закончился очередным скандалом и слезами. Летом 1939 года, уже после смерти Мейерхольда, Зинаида Райх была зверски убита в своей квартире. В то, что это чистая уголовщина, многие современники не верили. Предполагали, (а сейчас это предположение все больше перерастет в уверенность), что она была убита агентами Н.

4 ноября 1920 года на литературном вечере "Суд над имажинистами" Есенин познакомился с Галиной Бениславской. Их отношения с переменным успехом продлились до весны 1925 года. Вернувшись из Константинова, Есенин окончательно порвал с ней. Это было для нее трагедией. Оскорбленная и униженная Галина в своих воспоминаниях писала: "Из-за нескладности и изломанности моих отношений с С.А. я не раз хотела уйти от него как женщина, хотела быть только другом. Но поняла, что от С.А. мне не уйти, эту нить не порвать..." Незадолго до поездки в Ленинград в ноябре, перед тем, как лечь в больницу, Есенин позвонил Бениславской: "Приходи проститься". Сказал, что и Софья Андреевна Толстая придет. Галина ответила: "Не люблю таких проводов". Галина Бениславская застрелилась на могиле Есенина. На его могиле она оставила две записки. Одна - простая открытка: "3 декабря 1926 года. Самоубилась здесь, хотя и знаю, после этого еще больше собак будут вешать на Есенина... Но и ему, и мне это все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое..." Она похоронена на Ваганьковском кладбище рядом с могилой поэта.

Осень 1921 года - знакомство с "босоножкой" Айседорой Дункан. По воспоминаниям современников, Айседора влюбилась в Есенина с первого взгляда, да и Есенин сразу увлекся ею. 2 мая 1922 года Сергей Есенин и Айседора Дункан решили закрепить свой брак по советским законам, так как им предстояла поездка в Америку. Они расписались в загсе Хамовнического Совета. Когда их спросили, какую фамилию выбирают, оба пожелали носить двойную фамилию - "Дункан-Есенин". Так и записали в брачном свидетельстве и в их паспортах. "Теперь я -- Дункан", -- кричал Есенин, когда они вышли на улицу. Эта страница жизни Сергея Есенина - самая сумбурная, с бесконечными ссорами и скандалами. Они много раз расходились и сходились вновь. О романе Есенина с Дункан написаны сотни томов. Делались многочисленные попытки разгадать тайну отношений этих двух таких не похожих друг на друга людей. Но была ли тайна? Всю жизнь Есенин, в детстве лишенный настоящей дружной семьи (его родители постоянно ссорились, часто жили врозь, Сергей рос у бабушки с дедушкой по матери), мечтал о семейном уюте и покое. Он постоянно говорил, что женится на такой артистке -- все рот разинут, и будет иметь сына, который станет знаменитей, чем он. Понятно, что Дункан, бывшая старше Есенина на 18 лет и постоянно разъезжавшая с гастролями, никак не могла создать ему семью, о которой он мечтал. К тому же, Есенин, как только оказывался в браке, стремился разорвать сковывавшие его путы.

В 1920 году Есенин познакомился и подружился с поэтессой и переводчицей Надеждой Вольпин. 12 мая 1924 года в Ленинграде родился внебрачный сын Сергея Есенина и Надежды Давыдовны Вольпин - крупный ученый-математик, известный правозащитник, периодически он публикует стихи (только под фамилией Вольпин). А.Есенин-Вольпин - один из создателей (вместе с Сахаровым) Комитета прав человека. Ныне живет в США.

5 марта 1925 года - знакомство с внучкой Льва Толстого Софьей Андреевной Толстой. Она была младше Есенина на 5 лет, в ее жилах текла кровь величайшего писателя мира. Софья Андреевна заведовала библиотекой Союза писателей. 18 октября 1925 года состоялась регистрация брака с С.А.Толстой. Софья Толстая - еще одна не сбывшаяся надежда Есенина создать семью. Вышедшая из аристократической семьи, по воспоминаниям друзей Есенина, очень высокомерная, гордая, она требовала соблюдения этикета и беспрекословного повиновения. Эти ее качества никак не сочетались с простотой, великодушием, веселостью, озорным характером Сергея. Вскоре они разошлись. Но уже после его смерти Софья Андреевна отметала разные сплетни о Есенине, говорили, что он, якобы, писал в состоянии пьяного угара. Она, неоднократно бывавшая свидетелем его работы над стихом, утверждала, что Есенин очень серьезно относился к своему творчеству, никогда не садился за стол пьяным.

24 декабря Сергей Есенин приехал в Ленинград и остановился в гостинице "Англетер". Поздно вечером 27 декабря в номере было обнаружено тело Сергея Есенина. Перед глазами, вошедших в номер, предстала страшная картина: Есенин, уже мертвый, прислоненный к трубе парового отопления, на полу - сгустки крови, вещи разбросаны, на столе лежала записка с предсмертными стихами Есенина "До свиданья, друг мой, до свиданья..." Точная дата и время смерти не установлены.

Тело Есенина было перевезено в Москву для захоронения на Ваганьковском кладбище. Похороны были грандиозные. По свидетельству современников, так не хоронили ни одного русского поэта.

Сергей Есенин называл себя рязанским парнем, последним поэтом деревни. Был дамским угодником, невероятно нежным, отчаянно любившим женщин и не постоянным. Безжалостно разбивал женские сердца, недолго страдал и окунался в новый водоворот страстей.

За свою короткую жизнь три раза женился, четырежды был отцом, написал четыре сотни стихов и четыре десятка поэм. Слыл хулиганом, скандалистом и пьяницей. Всячески поддерживал этот имидж: гулял широко, дрался до крови, эпатировал публику, наряжаясь в женское платье и выплясывая на каблуках. Хотел славы и был обласкан публикой. Близкие его знают, как чуткого, тонкого и ранимого человека.

Он принял революцию, а потом ей изменил точно также как и своим женщинам. Его жизнь состояла из противоречий, впрочем, как и его странная смерть в ленинградской гостинице «Англетер».

Сергея Есенина знают и читают во всем мире. Он любимый поэт Серебряного века, перечеркнувшим черным крестом судьбы многих великих людей.

Крестьянский сын

Первенец у четы Есениных появился на свет 21 сентября 1895 года. Родители поэта были молодые: Александру Никитичу исполнилось 22 года, Татьяне Федоровне – 20-ть. Мальчика крестили в Константиновской церкви Казанской иконы Божьей Матери и отдали на воспитание бабушке со стороны отца. Достатка в семье не было, приходилось много работать, лишь изредка навещать сына.

После трехлетнего мальчика определили к бабке Натальи Евтихиевны со стороны матери, где он оставался до ее смерти.

Сергей Александрович с душевной теплотой вспоминал детские годы, был благодарен бабушке, которая научила его читать, писать и любить сказки. Уже в 8-9 лет начал сочинять четверостишия, похожие на частушки.

Учился в земском училище в Константинове, где в третьем классе был оставлен на второй год из-за поведения, но через пять лет окончил его с похвальным листом.

В 13 лет поступил в церковно-приходскую школу в селе Спас-Клепики, что недалеко от Рязани. Стоимость обучения в ней была низкой, поэтому крестьянские дети могли здесь получить хорошее образование. Он жил в общежитии, но ему это не нравилось, и он часто сбегал в Константиново. Его возвращали. Но свои первые стихи он написал в это время. А первым критиком был учитель Евгений Михайлович Хитров, который и увидел в мальчике большого поэта. «Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает…» - стихотворение из детства. Получил диплом учителя грамматики, но никогда не думал заниматься с детьми.

За три года учебы он почти не видел родителей, с сестрами общался мало. В16 лет вернулся в родительский дом без особой радости.

Екатерина была младше его на семь лет, Александра – на 16-ть. Но именно Шурочка была его любимицей – Шуренком. Она оставила воспоминания о брате, писала о том, что вместо сгоревшего родительского дома, Сергей построил новый. Парню тогда было всего 20-ть лет, возраст, когда еще не стыдно принимать помощь от родителей. Но он уже активно печатался, выступал на вечерах, зарабатывал литературным трудом и неплохо устроился в Москве. Он всегда заботился о сестрах, а после их совершеннолетия забрал к себе в Москву: кормил, одевал, учил и помог с жильем.

Сам он переехал в столицу и начал самостоятельную жизнь рано: в 17 лет. Грезил стихами, мечтал печататься и получать гонорары. Начинающего поэта не сразу заметили. Первые стихи опубликовал в 15 лет.

Первенец и первый сборник

Работал в типографии, чтобы быть поближе к книгам. Там он знакомится с Анной Изрядновой, молоденькой девушкой, которой очень понравились его длинные русые кудри и веселый нрав. Она работала корректором, он – подчитчиком. Родители не одобряли выбора дочери, тем более она была старше своего избранника на четыре года. Пришлось снимать квартиру и жить гражданским браком.

В 19 лет Есенин стал отцом: первенца назвали Юрой. Жили трудно: денег не хватало, жалованье уходило на книги, но Анна не сетовала, вела хозяйство и во всем поддерживала любимого. А он много писал, работал и учился в университете им. Шанявского на историко-филологическом факультете. Курсы были платные, так что приходилось с трудом сводить концы с концами.

В воспоминаниях Анны Романовны, опубликованных через 20 лет после ее кончины, нет ни одного упрека в адрес Есенина, оставившего ее с годовалым ребенком. Официально брак не был зарегистрирован, а после смерти Есенина ей пришлось доказывать его отцовство.

К сожалению, сын поэта мало видел отца. Парню было 11 лет, когда весть о самоубийстве Есенина облетела весь мир. Родство со скандальным поэтом сыграло трагическую роль в его жизни: он попал под каток репрессий вместе с учениками Есенина, и был расстрелян в 1937 году, а реабилитирован в 1956-м. Анна Изряднова умерла в 1946 году, так ничего не узнав о судьбе сына.

К слову, Екатерина Есенина, которая была у брата личным секретарем и помощницей, тоже пострадала от репрессий. Она вышла замуж за друга Есенина, родила двух детей, но прожили они в согласии лет десять. Супруг загремел в застенки по обвинению в подпольной деятельности и был расстрелян. Ее вызывали на допросы как жену врага народа, больше двух месяцев она провела в «Бутырке», а ее дети – Андрей и Наталья – в детском доме. Из-за сильных приступов астмы женщине позволили жить в Константиново, без права приезда в столицу. Она забрала детей и уехала в Рязань. Ждала мужа все годы, узнала о его смерти только в середине 50-х. Много занималась сохранением памяти своего знаменитого брата, написала книгу воспоминаний, принимала участие в подготовке собраний сочинений Есенина и стала инициатором создания музея поэта в с. Константиново.

От Анны Изрядновой поэт уехал в Крым. В 19 лет он впервые увидел море. Там он пробыл недолго: в письме отцу писал, что опубликовал свои стихи в ялтинской газете за 35 копеек строчка, и выступил на вечере за 35 рублей, чем обеспечил себе пропитание и билет до Москвы.

Он пишет много и с удовольствием. Родина, природа, долы и реки – он читает о том, что вызывает в нем восторг и заставляет проникаться духом народного, где-то лубочного проявления жизни.

Петроград

В 20 лет он едет в Петроград, где знакомится с Блоком, Клюевым, Гумилевым, Городецким. Его принимают и о творчестве отзываются в превосходной степени. Журналы печатают, а публика приходит на его выступления. Есенин выпускает свой первый сборник, известность его растет, как снежный ком. Он мечется между Москвой и Петроградом, ведет переписку с петроградскими знакомыми, среди которых Николай Клюев.

Их отношения вскоре перерастут в дружеские, и будут продолжаться до смерти поэта. Они вместе всегда, когда Есенин приезжает в северную столицу. Часто выступают с одной сцены, посещают известных людей: Клюев, старше Сергея почти на десять лет, увлекается талантливым парнем и курирует его. Есенин называет его своим учителем.

В 1916 году выходит его первый сборник. Об Есенине говорят о талантливом деревенском поэте.

Разочарование

Революцию встретил радостно, надеялся, что она принесет свободу и процветание. Сборник стихов он назвал «Преображение», среди его друзей есть революционеры и те, кто попадет вскоре под расстрельные статьи. В его личной жизни тоже перемены: в редакции газеты, где он печатался, работала красивая девушка Зинаида Райх. Они поженились летом 1917 года, а уже на следующий год она уехала в Орел к родителям рожать. Дочку назвали Татьяной.

Жизнь молодых не была спокойной: Есенин часто уезжал, путешествовал по стране, выступал и наслаждался жизнью со своими друзьями. Зинаида переехала к мужу в Москву, но и там прожила с дочкой не больше года.

Есенин прилично зарабатывает, входят его книги, он совладелец книжной лавки на Б. Никитской, иногда сам стоит за прилавком ради того, чтобы подписать свой сборник покупателям. Он на разрыв: пишет, готовит к печати стихи, выступает, участвует в диспутах о пролетарской поэзии, его выбирают в президиум Всероссийского союза поэтов.

Но из-за ссор с коллегами и неумением вести дискуссии без кулаков, его вскоре исключают из Союза поэтов. Зинаида мужа почти не видит.

В 1918 году в Москве выходят сразу четыре его книги: «Исус-младенец», «Голубень», «Преображение», «Сельский часослов».

Через год он подписывает декларацию имажинистов вместе с другими поэтами, среди которых и Мариенгоф. Мечта Есенина создать собственную поэтическую школу не осуществилась, хотя ученики у него были. Преданность идеям поэт не сохранил, вскоре он разочаровался, опубликовал разгромную статью, обвиняя собратьев по перу в отсутствии чувства родины.

Не клеится у него и с Зиной Райх. Чтобы спасти брак она решилась на второго ребенка. Константин родился в феврале 1920 года, сразу заболел, она поехала с ним на лечение в Кисловодск. Есенин едет в Ростов-на-Дону, заезжает к своим, и дальше – Баку, Тифлис, Москва.

В 1921 году книгоиздательство «Имажинисты» печатают его книгу «Исповедь хулигана». Успех невероятный!

В это время советское правительство приглашает открыть танцевальную школу в Москве известную американскую танцовщицу Айседору Дункан. Их отношения развивались стремительно, брак с Райх был расторгнут, Есенин дал слово заботиться о детях.

Два одиноких сердца

Его женитьба на Айседоре могла бы не состояться, но со школой у нее не вышло, пришлось уезжать из России, а Есенина не выпускали.

Он уже несколько раз ходил на беседы в Лубянку, за ним было закреплено наблюдение. Пришлось оформлять отношения, чтобы последовать за любимой.

За год он объездил с ней десятки стран: она танцевала, он – читал стихи и проматывал деньги. Говорили, что она была его королевой, но не долго. Он мог загулять с друзьями, а она его искала и устраивала сцены. Он поднимал на нее руку. Эти «высокие» отношения закончились разводом, о котором он сообщил ей телеграммой, отметив, что у него есть другая.

«Голубая кровь»

Внучка Льва Толстова Софья только что окончила Государственный институт живого слова. Была замужем за человеком старше ее, но ее супруга разбил паралич, он находился на лечении за границей. Ей было 25 лет, ив это время познакомилась с поэтом, чьи стихи обожала.

Они были знакомы всего полгода, когда Есенин сделал ей предложение. Он гордился, что в его жене течет кровь знаменитого писателя. А чуть позже негодовал, что все в этой семье заполнено великим старцем, то дышать тяжело.

Союз не был счастливым: у поэта прогрессировала депрессия, которую он привез из-за границы в новую советскую страну. Его последняя поэма «Страна негодяев» точно и ярко описывает его отношение к властям, непримиримость с порядками, обманчивость надежд. К этому времени уже вышли его поэмы «Черный человек», «Пугачев», сборник «Москва кабацкая». В его окружение внедрены представители ЧК: переводчик, помощник. Его не раз задерживали, обвиняли в антисемитизме, связи с врагами народа. С 1924 года он живет в Москве под подпиской о невыезде. Много пьет, мучает жену, но Софья терпит и пытается его спасать, определив в психиатрическую лечебницу, из которой он сбежал в Петроград.

Его смерть станет для Софьи потрясением, она окунется с головой в работу по сохранению памяти поэта и Толстых, а свою вторую любовь встретит только спустя 22 года после того рокового дня.

У поэта всегда были связи на стороне. Он не скрывал своих похождений, посвящая дамам стихи. Его литературный секретарь и подруга Галина Бениславская застрелилась на могиле поэта.

Тайна смерти

В Ленинград в конце 1925 года Сергей сбежал от неминуемого ареста. В Москве на него было заведено 13 уголовных дел по самым разным мотивам: пьянство, хулиганство, антисемитизм…

Друзья вспоминали, что поэт рассматривал Ленинград не как место жительства, а как перевалочный пункт. Своему другу-чекисту Петру Чагину он писал, что затем хотел бы махнуть за границу, чтобы избавиться от кое-каких скандалов.

За две недели до трагедии он прислал телеграмму своему знакомому Вольфу Эрлиху о том, чтобы он снял ему комнаты в Ленинграде. Историки утверждают, что все близкое окружение поэта знало, что с собой из Москвы он взял чемодан неопубликованных рукописей. Жить, а не умирать в северной столице стремился Есенин. У него было много работы, он хотел издать не только сборник своих сочинений, но и приступить к выпуску собственного литературного журнала. Планов у него было много и самоубийство в них не входило.

Но его друг на телеграмму не ответил, комнаты ему не снял. Есенин по прибытии из Москвы 24 декабря 1925 года пришел на квартиру к Эрлиху. Того не оказалось дома и поэт оставил у него чемодан, на веревке от которого его найдут повешенным через четыре дня, и записку, в которой просит захватить его вещи в гостиницу «Англетер». Отель находился рядом с этим домом. На входе в гостиницу сидел человек из ЧК, он тщательно проверял будущих постояльцев. Кажется странным, что в ней мог поселиться Есенин со своим списком уголовных дел. Говорили, что ему помог устроиться Григорий Устинов, он тоже жил там, и они были знакомы с поэтом уже почти семь лет. Отношения между ними были дружеские, что не мешало ему называть поэта «неисправимым психобандитом» и «фальшивым большевиком» в разгромных газетных статьях.

Есть версия, что все это было подстроено. Современники Есенина считали знакомство с Вовой Эрлихом не случайным. Они подружились на почве поэзии: Есенин подарил ему томик с автографом, малоизвестный поэт предложил заниматься его издательскими делами. Но на самом деле многие считали, что Эрлих был приставлен ГПУ (Государственное политическое Управление).

Учреждение следило не только за Есениным, а за многими из когорты творческой интеллигенции. Время было таким: вольница НЭПа сменилась сталинскими репрессиями – одно опасное слово, и стукачи с чекистами тут как тут. Арестовывали, сажали и расстреливали.

Нашли тело жена Григория Устинова Елизавета и Эрлих утром 28 декабря. По их словам, он был подвешен высоко к трубе отопления: потолки в номере были 5 метров. Под левым глазом – синяк, на правой руке – порез, на левой – царапины.

В справке о смерти Есенина написано: «самоубийство через повешение». Государство убеждало в этом родных, друзей и публику через газеты. Репутация хулигана и пьяницы была на руку официальной точке зрения. Действительно, поэт был бунтарь, часто оказывался в отделении милиции. Но изучив дело о смерти Есенина, в котором есть освидетельствование врача, снимки тела фотографа Наппельбаумана и акт с описанием гостиничного номера «Англетер» неопытного милиционера Николая Горбова, возникает много вопросов. Хотя версию убийства следствие исключило сразу, а дело быстро закрыли.

Например, на фото лежащего на диване Есенина нет синяка, нет следа от петли, и знатоки говорят, что тело положили так, чтобы как можно меньше увидели деталей. Не описано положение вещей в номере, неизвестно открыто было окно или нет. Подписавшие протокол понятые не видели поэта в петле. Как утверждают эксперты, сам поэт не мог повеситься на трубе отопления, расположенной под самым потолком. А свидетелей, которые видели тело, якобы, там висящим, четверо – это Елизавета Устинова, Вольф Эрлих, милиционер Николай Горбов и комендант Назаров, вскрывший дверь.

Николай Клюев, близкий друг и учитель, приходил к Есенину накануне трагических событий – в 22 часа. Но его выгнали из номера так называемые друзья поэта. Самого Есенина он не видел. Эти воспоминания опубликованы.

На месте трагедии был еще один человек – художник Евгений Сварог, который сделал несколько карандашных набросков тела. Они хранятся в музее Есенина в Москве. Удивительно, но ноги Есенина на рисунках скрещены, рука имеет неестественный изгиб, а в таком положении висельник не мог быть никак. Странную вмятину на лбу, которую видно на посмертной маске никто не принял во внимание. Знатоки считают, что скорее она от удара. Акт вскрытия тела составлен небрежно, в нем нет ни слова о следах борьбы, акт с места был составлен со многими нарушениями.

Странно еще и то, что из 150 постояльцев, в том числе тех, кто знал Есенина, за четыре дня его никто не встретил. Списков жильцов гостиницы не сохранилось, а по учетным записям за декабрь 1925 года имен Есенина и Устинова нет. Елизавета Устинова тоже осталась в истории неизвестной дамой. Некоторые исследователи утверждают, что она и не Устинова вовсе, а Анна Рубинштейн, редактор представительства партииздата и «Красный газеты», старая большевичка на службе у ЧК.

И вообще власть не простила поэту новой пьесы «Страна негодяев», где он клеймит революцию. Даже дружеские отношения с влиятельными представителями правительства Кировым, Калининым, Фрунзе не помешали бы ни аресту поэта, ни его посадке. Поговаривали, что Есенина вызывал на беседу сам Дзержинский, делал внушение.

Есть свидетельства того, как Есенин высказывался в негативном ключе о Троцком. Кстати, в некрологе, написанном им на смерть Есенина, есть намек на то, что он был осведомлен о настоящих событиях в «Англетере». Он перепутал даты, или знал, что поэт был мертв уже вечером 27 декабря?

Представленная предсмертной записка «До свиданья, друг мой, до свидания, милый мой, ты у меня в груди…» кровью поэта, оказалась не такой уж и предсмертной. Экспертиза на подлинность не проводилась. Чья кровь – до сих пор неизвестно, и кровь ли это вообще? Кстати, записка оказалась в музее Есенина только в 1930 году. Сюда ее передал чекист из Политуправления Ленинградского военного округа по просьбе Эрлиха, который утверждал, что ему дал ее сам поэт за день до смерти. А он просто забыл ее в своем кармане после всех неожиданных событий. Так что версия о самоубийстве была уже тогда, когда еще об этой записке не было и речи.

Само стихотворение был написано Есениным во время поездки по Кавказу в 1925 году. Об этом писали французские газеты в 1934 году. Было также написано, что посвящено оно другу поэта Алексею Ганину, арестованному и расстрелянному в 1924 году по политической статье.

Многие склоняются к версии, что в номере была борьба, Есенина задушили, а потом инсценировали самоубийство.

Кстати, трагическое известие младшая сестра Шура получила в деревне. Оттуда семья отправилась в Москву, где и состоялись похороны. 31 декабря 1925 года была оттепель, шел ливень и стояли лужи – погода плакала.

Ее жизнь в столице сложилась удачно, Александра Есенина вышла замуж, воспитала троих детей. Помогала Екатерине создавать музей.

Сразу после похорон по негласному приказу вождя народов стихи Есенина были запрещены. Первый памятник на Ваганьковском кладбище появился спустя 30 лет после смерти Есенина - в 1955 году, через два года после смерти Сталина.

Все, кто имел отношение к этому делу, закончили плохо: Григорий Устинов найден в петле, его жену расстреляли в 1937 году, как и Эрлиха. Назаров получил повышение, но через три месяца его лишили должности и сослали на Соловки. Вскоре был арестован и милиционер Горбов, он пропал бесследно.

Сотрудников «Англитера» до сих пор спрашивают зеваки, где проклятый пятый номер. Но его нет, потому что здание было разрушено, восстановлен только внешний вид здания, но из окон 5 номера все тот же вид - на Исаакиевский Собор.

Годы творчества: Направление: Язык произведений: http://esenin.ru/ Произведения на сайте Lib.ru в Викитеке .

Серге́й Алекса́ндрович Есе́нин (21 сентября (3 октября) (18951003 ) , село Константиново , Рязанская губерния - 28 декабря , Ленинград) - русский поэт , один из самых популярных и известных русских поэтов XX века.

Биография

Ранние годы

Родился в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье, отец - Александр Никитич Есенин (1875-1967), мать - Татьяна Федоровна Титова (1875-1955). В 1904 год у Есенин пошёл в Константиновское земское училище, потом начал учёбу в закрытой церковно-учительской школе.

В 1915-1917 Есенин поддерживал дружеские отношения с поэтом Леонидом Каннегисером , впоследствии убившим председателя Петроградской ЧК Урицкого .

В 1917 познакомился и 4 июля того же года обвенчался с Зинаидой Николаевной Райх , русской актрисой, будущей женой выдающегося режиссёра В. Э. Мейерхольда . В конце 1919 (или в 1920) Есенин оставил семью, а на руках беременной сыном (Константином) Зинаиды Райх осталась полуторагодовалая дочь Татьяна. 19 февраля 1921 года поэт подал заявление о разводе, в котором обязался материально обеспечивать их (официально развод оформлен в октябре 1921). Впоследствии Сергей Есенин неоднократно навещал своих детей, усыновлённых Мейерхольдом.

К 1918 - началу 1920-х относится знакомство Есенина с Анатолием Мариенгофом и его активное участие в московской группе имажинистов .

Гибель

Посмертное фото Есенина

По официальной версии, Есенин в состоянии депрессии (через месяц после лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством (повесился). Ни современниками события, ни в ближайшие несколько десятилетий после смерти поэта других версий события не высказывалось. В 1970-1980-е годы, преимущественно в националистических кругах, возникли также версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой его самоубийства: на почве ревности, корыстной почве, убийстве сотрудниками ОГПУ .

Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Поэзия

См. также

Примечания

Ссылки

  • Классика: Есенин Сергей Александрович: Собрание сочинений в библиотеке Максима Мошкова
  • Сергей Есенин. Сборник стихотворений
  • Сергей Есенин в Антологии русской поэзии
  • Избранные произведения Сергея Есенина на русском и английском языках Перевод А. С. Вагапова
  • Есенин на Стихии
  • Юрий Прокушев. Слово о Есенине
  • Галина Бениславская. Воспоминания о Есенине
  • Виктор Кузнецов.

Особенной мелодичностью обладают стихи этого великого поэта. Они льются, словно песня, и в каждой строчке чувствуется огромная любовь к родным местам. Как жаль, что он ушел от нас таким молодым! Ведь сколько душевных и искренних произведений он мог бы еще сотворить!

Биография Есенина - краткая, но очень насыщенная. Он словно торопился жить, предвкушая, что времени у него не так уж и много. Родился будущий поэт с тонкой и очень уязвимой душой в Рязанской губернии 21 сентября 1895 года. Крестьяне были его родителями, но с раннего детства его воспитывал дед, отец матери. Был он зажиточным, предприимчивым и очень умным, любил церковные книги. Он и привил мальчику любовь к родной природе и искусству.

Сергей Есенин: биография краткая

Образование поэта состояло из четырех классов сельского училища, церковно-учительской школы в Спас-Клепиках. В 1912 году он переезжает в Москву, где устраивается на работу. Биография Есенина - краткая история об активной жизни, о следовании мечте. Наряду с работой в книжном магазине, типографии, он занимается в литературно-музыкальном кружке, посещает лекции.

Публикации молодого поэта появились в московских изданиях в 1914 году. Через год, уже в Петрограде, он знакомится с лучшими поэтами того времени: А. Блоком, Его восторженно приняли в литературную среду тогдашней столицы. А в 1916 году выходит в свет «Радуница» - первый сборник Сергея. Есенин, биография краткая которого рассматривается в данной статье, служил в царской армии. Но даже тогда он продолжал печатать свои стихи и поэмы.

Биография Есенина: краткая история личной жизни

Стоит отметить, что женщины всегда обращали внимание на красивого парня, умевшего говорить лирические и красивые слова. У него была гражданская жена Анна Изряднова, которая родила ему сына Юрия, с 1917 по 1921 год Есенин был женат на актрисе Зинаиде Николаевне Райх, от которой имел сына и дочку, а также на известной танцовщице Были женщины, с которыми его связывала тесная дружба, кратковременные отношения. Но ни одна из них не смогла уберечь поэта от депрессии и одиночества.

Напряженно работая над поэмами, Есенин много путешествовал по России и миру. Последняя его семья с Софьей Толстой, внучкой великого писателя, распалась очень быстро, так как Сергей постоянно уезжал, убегал от самого себя и от властей. Но всю свою дальнейшую жизнь женщина посвятила памяти поэта, собирая информацию о нем, его произведения, писала свои мемуары.

Загадочная смерть поэта

Биография Есенина краткая: оборвалась она на тридцатом году его жизни. В то холодное декабрьское утро (а умер поэт 28 декабря 1925 года) его нашли повешенным в гостиничном номере ленинградского заведения «Англетер». Роковая петля была прикреплена к трубе Следствие пришло к единому мнению: самоубийство, тем более что неделей раньше Есенин проходил лечение в психбольнице. Однако намного позже были выдвинуты предположения о намеренном убийстве поэта. Но как это было на самом деле, доподлинно не известно. Да и установление исторической правды не вернет талантливейшего человека, пускай и с совсем несладким характером. Последним приютом Есенина стал клочок земли на в Москве.

Есенин — Сергей Александрович (1895-1925), русский поэт. С первых сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919-23 входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Черный человек» (1925). В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924), посвященной бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Cнегина» (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». Драматическая поэма «Пугачев» (1921).

Детство и юность

Родился в крестьянской семье, ребенком жил в семье деда. Среди первых впечатлений Есенина духовные стихи, распевавшиеся странствующими слепцами, и бабушкины сказки. С отличием закончив Константиновское четырехклассное училище (1909), он продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе (1909-12), из которой вышел «учителем школы грамоты». Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина; в этот период он примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции. В это же время Есенин занимается на историко-философском отделении университета Шанявского (1913-15).

Литературный дебют и успех

С детства слагавший стихи (в основном в подражание А. В. Кольцову, И. С. Никитину, С. Д. Дрожжину), Есенин обретает единомышленников в «Суриковском литературно-музыкальном кружке», членом которого он становится в 1912. Печататься начинает в 1914 в московских детских журналах (дебют стихотворение «Береза»). Весной 1915 Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с А. А. Блоком, С. М. Городецким, А. М. Ремизовым, Н. С. Гумилевым и др., сближается с Н. А. Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под «крестьянскую», «народную» манеру (Есенин являлся публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках), имели большой успех.

Служба в армии

В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение («с высочайшего соизволения») санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах. На одном из концертов в лазарете, к которому он был прикомандирован (здесь же несли службу сестер милосердия императрица и царевны), происходит его встреча с царской семьей. Тогда же вместе с Н. Клюевым они выступают, одетые в древнерусские костюмы, сшитые по эскизам В. Васнецова, на вечерах «Общества возрождения художественной Руси» при Феодоровском городке в Царском Селе, а также приглашаются в Москве к великой княгине Елизавете. Вместе с монаршей четой в мае 1916 года Есенин в качестве санитара поезда посещает Евпаторию. Это была последняя поездка Николая II в Крым.

«Радуница»

Первый сборник стихов Есенина «Радуница» (1916) восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора. В стихах «Радуницы» и последующих сборников («Голубень», «Преображение», «Сельский часослов», все 1918, и др.) складывается особый есенинский «антропоморфизм»: животные, растения, явления природы и пр. очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир. На стыке христианской образности, языческой символики и фольклорной стилистики рождаются окрашенные тонким восприятием природы картины есенинской Руси, где все: топящаяся печка и собачий закут, некошеный сенокос и болотные топи, гомон косарей и храп табуна становится объектом благоговейного, почти религиозного чувства поэта («Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья»).

Революция

В начале 1918 Есенин переезжает в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он пишет несколько небольших поэм («Иорданская голубица», «Инония», «Небесный барабанщик», все 1918, и др.), проникнутых радостным предчувствием «преображения» жизни. Богоборческие настроения сочетаются в них с библейской образностью для обозначения масштаба и значимости происходящих событий. Есенин воспевая новую действительность и ее героев пытался соответствовать времени («Кантата», 1919). В более поздние годы им были написаны «Песнь о великом походе», 1924, «Капитан земли», 1925, и др.). Размышляя, «куда несет нас рок событий», поэт обращается к истории (драматическая поэма «Пугачев», 1921).

Имажинизм

Поиски в сфере образности сближают Есенина с А. Б. Мариенгофом, В. Г. Шершеневичем, Р. Ивневым, в начале 1919 они объединяются в группу имажинистов; Есенин становится завсегдатаем «Стойла Пегаса» литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в Москве. Однако поэт лишь отчасти разделял их платформу стремление очистить форму от «пыли содержания». Его эстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству духовной первооснове художественного образа (трактат «Ключи Марии», 1919). Уже в 1921 Есенин выступает в печати с критикой «шутовского кривляния ради самого кривляния» «собратьев»-имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры.

«Москва кабацкая»

В начале 1920-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы «развороченного бурей быта» (в 1920 распался длившийся около трех лет брак с З.Н. Рейх), пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, ковыляющим «из притона в притон», где его окружает «чужой и хохочущий сброд» (сборники «Исповедь хулигана», 1921; «Москва кабацкая», 1924).

Айседора

Событием в жизни Есенина явилась встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан (осень 1921), которая через полгода стала его женой. Совместное путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке (май 1922 август 1923), сопровождавшееся шумными скандалами, эпатирующими выходками Айседоры и Есенина, обнажило их «взаимонепонимание», усугублявшееся и буквальным отсутствием общего языка (Есенин не владел иностранными языками, Айседора выучила несколько десятков русских слов). По возвращении в Россию они расстались.

Стихи последних лет

На родину Есенин вернулся с радостью, ощущением обновления, желанием «быть певцом и гражданином... в великих штатах СССР». В этот период (1923-25) создаются его лучшие строки: стихотворения «Отговорила роща золотая...», «Письмо к матери», «Мы теперь уходим понемногу...», цикл «Персидские мотивы», поэма «Анна Cнегина» и др. Главное место в его стихах по-прежнему принадлежит теме родины, которая теперь приобретает драматические оттенки. Некогда единый гармоничный мир есенинской Руси раздваивается: «Русь Советская» «Русь уходящая». Намеченный еще в стихотворении «Сорокоуст» (1920) мотив состязания старого и нового («красногривый жеребенок» и «на лапах чугунных поезд») получает развитие в стихах последних лет: фиксируя приметы новой жизни, приветствуя «каменное и стальное», Есенин все больше ощущает себя певцом «золотой бревенчатой избы», поэзия которого «здесь больше не нужна» (сборники «Русь Советская», «Страна Советская», оба 1925). Эмоциональной доминантой лирики этого периода становятся осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания.

Трагический финал

Одним из последних его произведений стала поэма «Страна негодяев» в которой он обличал советскую власть. После этого на него началась травля в газетах, обвиняя его в пьянстве, драках и.т.д. Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах: скрываясь от судебного преследования он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз в Константиново. При этом в очередной раз пытается начать семейную жизнь, но его союз с С.А. Толстой (внучкой Л. Н. Толстого) не был счастливым. В конце ноября 1925 из-за угрозы ареста ему пришлось лечь в психоневрологическую клинику. Софья Толстая договорилась с профессором П.Б. Ганнушкиным о госпитализации поэта в платную клинику Московского университета. Профессор обещал предоставить ему отдельную палату, где Есенин мог заниматься литературной работой. Сотрудники ГПУ и милиции сбились с ног, разыскивая поэта. О его госпитализации в клинику знали всего несколько человек, но осведомители нашлись. 28 ноября чекисты примчались к директору клиники профессору П.Б. Ганнушкину и потребовали выдачи Есенина, но он не выдал на расправу своего земляка. За клиникой устанавливается наблюдение. Выждав момент, Есенин прерывавает курс лечения (вышел из клиники в группе посетителей) и 23 декабря уезжает в Ленинград. В ночь на 28 декабря в гостинице «Англетер» Сергея Есенина убивают инсценировав самоубийство.

Автобиография Есенина от 14 мая 1922 г.

Я сын крестьянина. Родился в 1895 году 21 сентября в Рязанской губернии. Рязанского уезда. Кузьминской волости. С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства, был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх, стерва! Ну куда ты годишься?» «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо я был выучен лазить по деревьям. Из мальчишек со мной никто не мог тягаться. Многим, кому грачи в полдень после пахоты мешали спать, я снимал гнезда с берез, по гривеннику за штуку. Один раз сорвался, но очень удачно, оцарапав только лицо и живот да разбив кувшин молока, который нес на косьбу деду.

Среди мальчишек я всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь. Он так будет крепче». Бабушка любила меня изо всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе. По воскресеньям меня всегда посылали к обедне и. чтобы проверить, что я был за обедней, давали 4 копейки. Две копейки за просфору и две за выемку частей священнику. Я покупал просфору и вместо священника делал на ней перочинным ножом три знака, а на другие две копейки шел на кладбище играть с ребятами в свинчатку.

Так протекало мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя, и потому отдали в закрытую церковно-учительскую школу, окончив которую, шестнадцати лет, я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось. Методика и дидактика мне настолько осточертели, что я и слушать не захотел. Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице».

осемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и неожиданно грянул в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй — Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась, при всей нашей внутренней распре, большая дружба, которая продолжается и посейчас несмотря на то, что мы шесть лет друг друга не видели. Живет он сейчас в Вытегре, пишет мне, что ест хлеб с мякиной, запивая пустым кипятком и моля бога о непостыдной смерти.

За годы войны и революции судьба меня толкала из стороны в сторону. Россию я исколесил вдоль и поперек, от Северного Ледовитого океана до Черного и Каспийского моря, от Запада до Китая, Персии и Индии. Самое лучшее время в моей жизни считаю 1919 год. Тогда мы зиму прожили в 5 градусах комнатного холода. Дров у нас не было ни полена. В РКП я никогда не состоял, потому что чувствую себя гораздо левее. Любимый мой писатель — Гоголь. Книги моих стихов: «Радуница», «Голубень», «Преображение», «Сельский часослов», «Трерядница», «Исповедь хулигана» и «Пугачев». Сейчас работаю над большой вещью под названием «Страна негодяев». В России, когда там не было бумаги, я печатал свои стихи вместе с Кусиковым и Мариенгофом на стенах Страстного монастыря или читал просто где-нибудь на бульваре. Самые лучшие поклонники нашей поэзии проститутки и бандиты. С ними мы все в большой дружбе. Коммунисты нас не любят по недоразумению. За сим всем читателям моим нижайший привет и маленькое внимание к вывеске: «Просят не стрелять!»

Автобиография Есенина от 1923 г.

Родился 1895 г. 4 октября. Сын крестьянина Рязанской губ., Рязанского уезда, села Константинова. Детство прошло среди полей и степей.

Рос под призором бабки и деда. Бабка была религиозная, таскала меня по монастырям. Дома собирала всех увечных, которые поют по русским селам духовные стихи от «Лазаря» до «Миколы». Рос озорным и непослушным. Был драчун. Дед иногда сам заставлял драться, чтобы крепче был.

Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам. В бога верил мало. В церковь ходить не любил. Дома это знали и, чтоб проверить меня, давали 4 копейки на просфору, которую я должен был носить в алтарь священнику на ритуал вынимания частей. Священник делал на просфоре 3 надреза и брал за это 2 копейки. Потом я научился делать эту процедуру сам перочинным ножом, а 2 коп. клал в карман и шел играть на кладбище к мальчишкам, играть в бабки. Один раз дед догадался. Был скандал. Я убежал в другое село к тетке и не показывался до той поры, пока не простили.

Учился в закрытой учительской школе. Дома хотели, чтоб я был сельским учителем. Когда отвезли в школу, я страшно скучал по бабке и однажды убежал домой за 100 с лишним верст пешком. Дома выругали и отвезли обратно.

После школы с 16 лет до 17 жил в селе. 17 лет уехал в Москву и поступил вольнослушателем в Университет Шанявского. 19 лет попал в Петербург проездом в Ревель к дяде. Зашел к Блоку, Блок свел с Городецким, а Городецкий с Клюевым. Стихи мои произвели большое впечатление. Все лучшие журналы того времени (1915) стали печатать меня, а осенью (1915) появилась моя первая книга «Радуница». О ней много писали. Все в один голос говорили, что я талант. Я знал это лучше других. За «Радуницей» я выпустил «Голубень», «Преображение», «Сельский часослов», «Ключи Марии», «Трерядницу», «Исповедь хулигана», «Пугачев». Скоро выйдет из печати «Страна негодяев» и «Москва кабацкая».

Крайне индивидуален. Со всеми устоями на советской платформе.

В 1916 году был призван на военную службу. При некотором покровительстве полковника Ломана, адъютанта императрицы, был представлен ко многим льготам. Жил в Царском недалеко от Разумника Иванова. По просьбе Ломана однажды читал стихи императрице. Она после прочтения моих стихов сказала, что стихи мои красивые, но очень грустные. Я ответил ей, что такова вся Россия. Ссылался на бедность, климат и проч. Революция застала меня на фронте в одном из дисциплинарных батальонов, куда угодил за то, что отказался написать стихи в честь царя. Отказывался, советуясь и ища поддержки в Иванове-Разумнике. В революцию покинул самовольно армию Керенского и, проживая дезертиром, работал с эсерами не как партийный, а как поэт.

При расколе партии пошел с левой группой и в октябре был в их боевой дружине. Вместе с советской властью покинул Петроград. В Москве 18 года встретился с Мариенгофом, Шершеневичем и Ивневым.

Назревшая потребность в проведении в жизнь силы образа натолкнула нас на необходимость опубликования манифеста имажинистов. Мы были зачинателями новой полосы в эре искусства, и нам пришлось долго воевать. Во время нашей войны мы переименовывали улицы в свои имена и раскрасили Страстной монастырь в слова своих стихов.

1919-1921 годы ездил по России: Мурман, Соловки, Архангельск, Туркестан, Киргизские степи, Кавказ, Персия, Украина и Крым. В 22 году вылетел на аэроплане в Кенигсберг. Объездил всю Европу и Северную Америку. Доволен больше всего тем, что вернулся в Советскую Россию. Что дальше — будет видно.

Автобиография Есенина от 20 июня 1924 г.

Я родился в 1895 году 21 сентября в селе Константинове Кузьминской волости, Рязанской губ. и Рязанского уез. Отец мой крестьянин Александр Никитич Есенин, мать Татьяна Федоровна.

Детство провел у деда и бабки по матери в другой части села, которое наз. Матово. Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было три-четыре года. Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах в 40. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: «Иди, иди, ягодка, бог счастье даст». Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе и о женихе, светлом госте из града неведомого. Нянька — старуха приживальщица, которая ухаживала за мной, рассказывала мне сказки, все те сказки, которые слушают и знают все крестьянские дети. Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю.

Уличная же моя жизнь была непохожа на домашнюю. Сверстники мои были ребята озорные. С ними я лазил вместе по чужим огородам. Убегал дня на 2-3 в луга и питался вместе с пастухами рыбой, которую мы ловили в маленьких озерах, сначала замутив воду руками, или выводками утят. После, когда я возвращался, мне частенько влетало.

В семье у нас был припадочный дядя, кроме бабки, деда и моей няньки. Он меня очень любил, и мы часто ездили с ним на Оку поить лошадей. Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов. Когда мне сравнялось 12 лет, меня отдали учиться из сельской земской школы в учительскую школу. Родные хотели, чтоб из меня вышел сельский учитель. Надежды их простирались до института, к счастью моему, в который я не попал.

Стихи писать начал лет с 9, читать выучили в 5. Влияние на мое творчество в самом начале имели деревенские частушки. Период учебы не оставил на мне никаких следов, кроме крепкого знания церковнославянского языка. Это все, что я вынес. Остальным занимался сам под руководством некоего Клеменова. Он познакомил меня с новой литературой и объяснил, почему нужно кое в чем бояться классиков. Из поэтов мне больше всего нравился Лермонтов и Кольцов. Позднее я перешел к Пушкину.

1913 г. я поступил вольнослушателем в Университет Шанявского. Пробыв там 1,5 года, должен был уехать обратно по материальным обстоятельствам в деревню. В это время у меня была написана книга стихов «Радуница». Я послал из них некоторые в петербургские журналы и, не получая ответа, поехал гуда сам. Приехал, отыскал Городецкого. Он встретил меня весьма радушно. Тогда на его квартире собирались почти все поэты. Обо мне заговорили, и меня начали печатать чуть ли не нарасхват.

Печатался я: «Русская мысль», «Жизнь для всех», «Ежемесячный журнал» Миролюбова, «Северные записки» и т.д. Это было весной 1915 г. А осенью этого же года Клюев мне прислал телеграмму в деревню и просил меня приехать к нему. Он отыскал мне издателя М.В. Аверьянова, и через несколько месяцев вышла моя первая книга «Радуница». Вышла она в ноябре 1915 г. с пометкой 1916 г. В первую пору моего пребывания в Петербурге мне часто приходилось встречаться с Блоком, с Ивановым-Разумником. Позднее с Андреем Белым.

Первый период революции встретил сочувственно, но больше стихийно, чем сознательно. 1917 году произошла моя первая женитьба на 3. Н. Райх. 1918 году я с ней расстался, и после этого началась моя скитальческая жизнь, как и всех россиян за период 1918-21 гг. За эти годы я был в Туркестане, на Кавказе, в Персии, в Крыму, в Бессарабии, в Оренбурских степях, на Мурманском побережье, в Архангельске и Соловках. 1921 г. я женился на А. Дункан и уехал в Америку, предварительно исколесив всю Европу, кроме Испании.

После заграницы я смотрел на страну свою и события по-другому. Наше едва остывшее кочевье мне не нравится. Мне нравится цивилизация. Но я очень не люблю Америки. Америка это тот смрад, где пропадает не только искусство, но и вообще лучшие порывы человечества. Если сегодня держат курс на Америку, то я готов тогда предпочесть наше серое небо и наш пейзаж: изба, немного вросла в землю, прясло, из прясла торчит огромная жердь, вдалеке машет хвостом на ветру тощая лошаденка. Это не то что небоскребы, которые дали пока что только Рокфеллера и Маккормика, но зато это то самое, что растило у нас Толстого, Достоевского, Пушкина, Лермонтова и др. Прежде всего я люблю выявление органического. Искусство для меня не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить. Поэтому основанное в 1919 году течение имажинизм, с одной стороны — мной, а с другой — Шершеневичем, хоть и повернуло формально русскую поэзию по другому руслу восприятия, но зато не дало никому еще права претендовать на талант. Сейчас я отрицаю всякие школы. Считаю, что поэт и не может держаться определенной какой-нибудь школы. Это его связывает по рукам и ногам. Только свободный художник может принести свободное слово. Вот и все то, короткое, схематичное, что касается моей биографии. Здесь не все сказано. Но я думаю, мне пока еще рано подводить какие-либо итоги себе. Жизнь моя и мое творчество еще впереди.

«О себе». Октябрь 1925 г.

Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?..» «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масле мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.

Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.

Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16—17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице». Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй — Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась при всей нашей внутренней распре большая дружба. В эти же годы я поступил в Университет Шанявского где пробыл всего полтора года, и снова уехал в деревню. В Университете я познакомился с поэтами Семеновским, Наседкиным, Колоколовым и Филипченко. Из поэтов-современников нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев. Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности.

В 1919 году я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма. Имажинизм был формальной школой которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом. От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они имеют большое значения как путь поэта до революции.

С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям, из-за нее у нас вечно ютились всякие странники и странницы. Распевались разные духовные стихи. Дед напротив. Был не дурак выпить. С его стороны устраивались вечные невенчанные свадьбы. После, когда я ушел из деревни, мне долго пришлось разбираться в своем укладе.

В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном. В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину. Что касается остальных автобиографических сведений,— они в моих стихах.

История жизни Есенина

Несколько интересных фактов из жизни Сергея Есенина:

Сергей Есенин с отличием закончил в 1909 году Константиновское земское училище, затем церковно-учительскую школу, но, проучившись полтора года, ушел из нее - профессия учителя его мало привлекала. Уже в Москве, с сентября 1913 года Есенин начал посещать народный университет имени Шанявского. Полтора года университета дали Есенину ту основу образования, которой ему так не хватало.

Осенью 1913 года вступил в гражданский брак с Анной Романовной Изрядновой, работавшей вместе с Есениным корректором в типографии Сытина. 21 декабря 1914 года у них родился сын Юрий, но Есенин вскоре оставил семью. В своих воспоминаниях Изряднова пишет: «Видела его незадолго до смерти. Пришел, говорит, проститься. На мой вопрос, почему, говорит: «Смываюсь, уезжаю, чувствую себя плохо, наверно, умру». Просил не баловать, беречь сына». После смерти Есенина в народном суде Хамовнического района Москвы разбиралось дело о признании Юрия ребенком поэта. 13 августа 1937 года Юрий Есенин был расстрелян по обвинению в подготовке к покушению на Сталина.

30 июля 1917 года Есенин обвенчался с красавицей-актрисой Зинаидой Райх в церкви Кирика и Улиты Вологодского уезда. 29 мая 1918 года у них родилась дочь Татьяна. Дочь, белокурую и голубоглазую, Есенин очень любил. 3 февраля 1920 года, уже после того, как Есенин разошелся с Зинаидой Райх, у них родился сын Константин. Однажды он случайно на вокзале узнал, что в поезде находится Райх с детьми. Приятель уговорил Есенина хотя бы взглянуть на ребенка. Сергей нехотя согласился. Когда Райх распеленала сына, Есенин, едва взглянув на него, сказал: «Есенины черными не бывают...» Но по свидетельству современников, Есенин всегда носил в кармане пиджака фотографии Татьяны и Константина, постоянно заботился о них, посылал им деньги. 2 октября 1921 года народный суд г. Орла вынес решение о расторжении брака Есенина с Райх. Иногда он встречался с Зинаидой Николаевной, в то время уже женой Всеволода Мейерхольда, чем вызывал ревность Мейерхольда. Существует мнение, что из своих жен Есенин до конца своих дней больше всех любил Зинаиду Райх. Незадолго до смерти, глубокой осенью 1925 года Есенин навестил Райх и детей. Как со взрослой поговорил с Танечкой, возмутился бездарными детскими книжками, которые его ребятишки читают. Произнес: «Вы должны знать мои стихи». Разговор с Райх закончился очередным скандалом и слезами. Летом 1939 года, уже после смерти Мейерхольда, Зинаида Райх была зверски убита в своей квартире. В то, что это чистая уголовщина, многие современники не верили. Предполагали, (а сейчас это предположение все больше перерастет в уверенность), что она была убита агентами НКВД.

4 ноября 1920 года на литературном вечере «Суд над имажинистами» Есенин познакомился с Галиной Бениславской. Их отношения с переменным успехом продлились до весны 1925 года. Вернувшись из Константинова, Есенин окончательно порвал с ней. Это было для нее трагедией. Оскорбленная и униженная Галина в своих воспоминаниях писала: «Из-за нескладности и изломанности моих отношений с С.А. я не раз хотела уйти от него как женщина, хотела быть только другом. Но поняла, что от С.А. мне не уйти, эту нить не порвать...» Незадолго до поездки в Ленинград в ноябре, перед тем, как лечь в больницу, Есенин позвонил Бениславской: «Приходи проститься». Сказал, что и Софья Андреевна Толстая придет. Галина ответила: «Не люблю таких проводов». Галина Бениславская застрелилась на могиле Есенина. На его могиле она оставила две записки. Одна - простая открытка: «3 декабря 1926 года. Самоубилась здесь, хотя и знаю, после этого еще больше собак будут вешать на Есенина... Но и ему, и мне это все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое...» Она похоронена на Ваганьковском кладбище рядом с могилой поэта.

Осень 1921 года - знакомство с «босоножкой» Айседорой Дункан. По воспоминаниям современников, Айседора влюбилась в Есенина с первого взгляда, да и Есенин сразу увлекся ею. 2 мая 1922 года Сергей Есенин и Айседора Дункан решили закрепить свой брак по советским законам, так как им предстояла поездка в Америку. Они расписались в загсе Хамовнического Совета. Когда их спросили, какую фамилию выбирают, оба пожелали носить двойную фамилию - «Дункан-Есенин». Так и записали в брачном свидетельстве и в их паспортах. «Теперь я - Дункан», -- кричал Есенин, когда они вышли на улицу. Эта страница жизни Сергея Есенина - самая сумбурная, с бесконечными ссорами и скандалами. Они много раз расходились и сходились вновь. О романе Есенина с Дункан написаны сотни томов. Делались многочисленные попытки разгадать тайну отношений этих двух таких не похожих друг на друга людей. Но была ли тайна? Всю жизнь Есенин, в детстве лишенный настоящей дружной семьи (его родители постоянно ссорились, часто жили врозь, Сергей рос у бабушки с дедушкой по матери), мечтал о семейном уюте и покое. Он постоянно говорил, что женится на такой артистке -- все рот разинут, и будет иметь сына, который станет знаменитей, чем он. Понятно, что Дункан, бывшая старше Есенина на 18 лет и постоянно разъезжавшая с гастролями, никак не могла создать ему семью, о которой он мечтал. К тому же, Есенин, как только оказывался в браке, стремился разорвать сковывавшие его путы.

В 1920 году Есенин познакомился и подружился с поэтессой и переводчицей Надеждой Вольпин. 12 мая 1924 года в Ленинграде родился внебрачный сын Сергея Есенина и Надежды Давыдовны Вольпин - крупный ученый-математик, известный правозащитник, периодически он публикует стихи (только под фамилией Вольпин). А.Есенин-Вольпин - один из создателей (вместе с Сахаровым) Комитета прав человека. Ныне живет в США.

5 марта 1925 года - знакомство с внучкой Льва Толстого Софьей Андреевной Толстой. Она была младше Есенина на 5 лет, в ее жилах текла кровь величайшего писателя мира. Софья Андреевна заведовала библиотекой Союза писателей. 18 октября 1925 года состоялась регистрация брака с С.А.Толстой. Софья Толстая - еще одна не сбывшаяся надежда Есенина создать семью. Вышедшая из аристократической семьи, по воспоминаниям друзей Есенина, очень высокомерная, гордая, она требовала соблюдения этикета и беспрекословного повиновения. Эти ее качества никак не сочетались с простотой, великодушием, веселостью, озорным характером Сергея. Вскоре они разошлись. Но уже после его смерти Софья Андреевна отметала разные сплетни о Есенине, говорили, что он, якобы, писал в состоянии пьяного угара. Она, неоднократно бывавшая свидетелем его работы над стихом, утверждала, что Есенин очень серьезно относился к своему творчеству, никогда не садился за стол пьяным.

24 декабря Сергей Есенин приехал в Ленинград и остановился в гостинице «Англетер». Поздно вечером 27 декабря в номере было обнаружено тело Сергея Есенина. Перед глазами, вошедших в номер, предстала страшная картина: Есенин, уже мертвый, прислоненный к трубе парового отопления, на полу - сгустки крови, вещи разбросаны, на столе лежала записка с предсмертными стихами Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья...» Точная дата и время смерти не установлены.

Тело Есенина было перевезено в Москву для захоронения на Ваганьковском кладбище. Похороны были грандиозные. По свидетельству современников, так не хоронили ни одного русского поэта.